Научная статья на тему 'Кинорецензия как жанр журналистики'

Кинорецензия как жанр журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
698
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинорецензия / кинокритика / жанр / журналистика

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ртищева Виктория Алексеевна

В данной статье приводится определение понятия «кинорецензия» с точки зрения современного жанра журналистики. Современное кинорецензирование претерпело жанровые изменения соответственно с развитием новых технологий и рецензии как жанра журналистики. Для создания качественной кинорецензии авторы должны соблюдать жанровые особенности и структурные характеристики жанра рецензия. Кинорецензия имеет ряд типологических особенностей, так же, как и предшествующий и более общий жанр рецензия̆.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинорецензия как жанр журналистики»

Кинорецензия как жанр журналистики

Ртищева Виктория Алексеевна

Бакалавр

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия)

АННОТАЦИЯ

В данной статье приводится определение понятия «кинорецензия» с точки зрения современного жанра журналистики. Современное кинорецензирование претерпело жанровые изменения соответственно с развитием новых технологий и рецензии как жанра журналистики. Для создания качественной кинорецензии авторы должны соблюдать жанровые особенности и структурные характеристики жанра рецензия. Кинорецензия имеет ряд типологических особенностей, так же, как и предшествующий и более общий жанр рецензия"

Ключевые слова: кинорецензия, кинокритика, жанр, журналистика .

Жанр кинорецензия - это подвид более общего жанра рецензия. Рецензия как жанр журналистики появилась с развитием театральной деятельности, а кинорецензия как жанр появилась с развитием кинематографа. Кинокритика приобрела актуальность в связи со стремительным развитием кинематографа и соответствующим кризисом театрального действия, так как кинематограф стал новым и более интересующим, а также доступным для большего количества людей направлением в искусстве.

Первые кинорецензии появились в 1907 г. после выхода фильма «Захватывающий медовый месяц» (оригинальное название «Emouvant voyage de noce»). Институт кинокритики стал зарождаться в 1912 г. после выхода первого игрового полнометражного фильма. Трансформация кинокритики и тематики кинорецензий исторически совпадает с трансформацией киноиндустрии. Например, в 1927 г. появился первый звуковой кинофильм и первые рецензии были отрицательными, так как критики считали, что звуковое оформление кинофильма портит собственное впечатление зрителя от просмотра и индивидуальную атмосферу кинофильма.

Система публикации кинорецензий так же исторически менялась. Если первые рецензии были опубликованы в любых популярных журналах, то с течением времени и развитием киноискусства для кинокритики создавались отдельные разделы и даже самостоятельные издания. Также с кинорецензиями можно было ознакомиться по радио или на телевидении. В эпоху развития глобальной сети Интернет жанр кинорецензии масштабировался. Стали появляться новые сайты и онлайн-платформы о кинематографе, посвященные кинорецензированию. Изменилось и качество кинокритики: кинорецензии стали делиться на профессиональные и любительские. Профессиональные кинорецензии так же публикуются в авторитетных изданиях о кинематографе, а любительские кинорецензии публикуются на онлайн-платформах, где каждый пользователь может оставить собственное мнение о кинокартине.

В современной кинокритике преобладает игровое начало, появляются новые направления, разработанные автором на поиск информации, организацию текста, создается новый стиль диалога критика с читателем [1, с. 29]. Кинокритика все больше приобретает характерные черты массовой

15

http://www.wiscience.ru/

Number 7 / August 2022

Ртищева Виктория Алексеевна

культуры, ориентируется на современного читателя или зрителя и тенденции в обществе.

Кинорецензии как отдельный жанр аналитической журналистики имеет собственную типологию. Кинорецензии делятся по объему на гранд-рецензии и мини-рецензии. Авторами гранд-рецензии чаще становятся профессиональные кинокритики, чьи рецензии будут опубликованы в специализированных СМИ, авторами мини-рецензии чаще становятся критики-любители. В зависимости от объема рецензии критики могут выбирать соответствующее количество аспектов для анализа. Также кинорецензии делятся на монорецензии и полирецензии по количеству анализируемых предметов. В монорецензии предметом становится один кинофильм, в полирецензии критик может привлекать для более глубокого анализа несколько фильмов, например, для сравнительного анализа кинофильмов. Кинорецензии делятся и по степени экспертности авторов на профессиональные и любительские. Кинокритики-профессионалы должны соблюдать структуру и основные элементы рецензии как жанра журналистики, кинокритики-любители могут писать рецензию в свободной форме.

Основа кинорецензии - критический отзыв о кинофильме. Кинорецензия от авторитетного кинокритика или кинокритика-любителя, претендующего на статус профессионала, должна обладать рядом закрепленных структурных характеристик. Для начала критик должен придумать броский заголовок, который содержит суть рецензии. Во вступлении критик должен передать основную информацию о фильме: название фильма, имя режиссера и дата выхода фильма, а также точное мнение автора о фильме, которое он будет аргументировать в последующих частях рецензии. Далее следует основная часть кинорецензии, которая делится на несколько смысловых параграфов: анализ и объективная оценка нескольких выбранных критиком аспектов фильма - работа группы создателей фильма, удачные или неудачные решения фильма и сравнительный анализ предыдущих работ режиссера или аналогичных работ соответственно жанру фильма. Объективный сравнительный анализ более типичен для гранд-рецензий и профессиональных рецензий. В заключительной части рецензии критик должен вынести окончательную и объективную оценку фильма и рекомендацию к просмотру или пропуску рецензируемого фильма.

Профессиональность кинорецензии зависит от количества аспектов и критериев, которые анализирует критик. Полноценный и разносторонний анализ с соблюдением всех структурных элементов рецензии как жанра журналистики позволяет подчеркнуть автору объективность высказываний и экспертность в тематике рецензии. Если структурные элементы не соблюдены или оценка критика объективна и не аргументирована, то рецензия считается любительской, несмотря на статус кинокритика.

С развитием кинематографа в киноиндустрии появляется все больше профессий, непосредственно влияющих на создание качественного кинофильма. Среди них режиссеры, сценаристы, актеры, операторы, художники по костюмам, художники по гриму, декораторы, звукорежиссеры, звукооператоры, композиторы, актеры дубляжа, режиссеры монтажа, специалисты по созданию компьютерной графики и специальным визуальным эффектам, продюсеры. Именно поэтому критик не должен приписывать успех или неудачу фильма только узкому кругу специалистов: режиссеру, сценаристу, актерскому составу и оператору.

Также при анализе кинофильма необходимо учитывать исторический контекст и географию фильма, то есть, где и когда проходили съемки фильма. Особенно важно учитывать контекст съемок, если критик выбрал темой кинорецензии сравнительный анализ кинофильмов одного и того же режиссера. Для полноценного анализа необходимо учитывать биографию режиссера и состав команды, в которой режиссер принимал участие для создания кинокартины.

Таким образом, в современном отечественном медиапространстве жанр кинорецензии актуален как для аудитории, так и для профессиональных и авторитетных кинокритиков и кинокритиков-любителей. Профессиональная кинокритика интересна тем, что аудитория получает получить экспертную оценку от авторитетного критика. Любительская кинокритика интересна тем, что тексты или видеорецензии авторов рассматриваются как самостоятельное произведение без привязки к публикации в конкретном СМИ. Таким образом, политика конкретного СМИ не может воздействовать на смысловое наполнение кинорецензии и мнение, которое высказывает критик. Кинорецензия может повлиять на мнение о кинофильме восприимчивого читателя, поэтому в настоящее время

Выпуск 7 / Август 2022

Международный научный журнал «Слово в науке»

16

Кинорецензия как жанр журналистики

необходимо изучить качество работы института кинокритики.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гаранина Э.Ю. Оценочность в жанре кинорецензии / Э.Ю. Гаранина // Вестник КемГУ. - 2013. - №2 (54). - с. 28-31

2. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - с. 149

3. Лазутина Г.В. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. - М.: Аспект Пресс, 2011. - с. 320

4. Саенкова, Л.П. Особенности методологических подходов в кинокритике / Л.П. Саенкова // Вестн. БГУ. Сер. 4, Филология, журналистика, педагогика. - 2008. - № 1 - с. 66

5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие / А.А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2000. - с. 92

17

http://www.wiscience.ru/

ШшЬег 7 / August 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.