Научная статья на тему 'Кинорецензия как жанр журналистики'

Кинорецензия как жанр журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4315
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинорецензия как жанр журналистики»

есть находит реализацию одна из главных задач связей с общественностью в государственных структурах - поддержание информационной открытости.

Винни кова А.

КИНОРЕЦЕНЗИЯ КАК ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ

Все журналистские тексты подразделяются на жанры в соответствии с теми характеристиками, какие они имеют. По сходству этих характеристик журналистские произведения могут быть объединены в отдельные группы в соответствии с определенными жанровыми признаками.

Л. Е. Кройчик - один из наиболее авторитетных исследователей в области теории жанров - дает такое определение этому понятию: «Жанр - особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а системой элементов формы» [1; 135], элементы жанра создает причудливая комбинация ответов на вопросы: что? кто? где? когда? каким образом? почему? В конечном итоге Л. Е. Кройчик определяет жанр как относительно устойчивую структурно-содержательную организацию текста, обусловленную своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней автора.

Тексты подразделяются на жанры в соответствии с определенными характеристиками, наиболее существенные из которых обусловлены, прежде всего, своеобразием предмета журналистики и способом отображения. «В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении и конфликты, а также личность человека» [3; 4].

A.A. Тертычный под журналистскими жанрами понимает устойчивые типы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками - жанрообразующими факторами.

Один из таких типов - жанр рецензии - традиционно относят к аналитическим жанрам, в классификации Л. Е. Кройчика рецензия - исследовательско-новостной текст. Ее главное отличие от других жанров той же группы состоит в том, что предметом анализа в ней является отраженная действительность, реальность, нашедшая отражение в произведениях искусства, науки, публицистики и т.п., а также информационные явления - книги, спектакли, кинофильмы и др.

Главные задачи рецензии заключаются в том, что она должна помочь аудитории ориентироваться в проблематике рецензируемых произведений, формировать у нее эстетические представления о действительности, уметь объяснить суть творческого процесса, содействовать аудитории в выработке самостоятельных оценок произведений [1; 153]. Рецензия должна рассказывать о том, что действительно заслуживает внимания аудитории, она должна помочь ей разобраться в вопросах той сферы, которой касается рецензируемое произведение. В задачи рецензента также входит обязанность увидеть в произведении то, что незаметно непосвященному, поэтому журналист, пишущий рецензии, должен обладать специальными знаниями в той сфере, в которой он пишет (театр, литература, кино и др.).

Цель рецензии - выразить отношение автора к исследуемому предмету. Обычно рецензия рассматривает одно-два произведения и дает им оценку, но если ее задачи расширяются до того, чтобы выдвигать на основе анализа какие-либо общественно-значимые проблемы, то произведение будет скорее не рецензией, а критической статьей, обозрением или искусствоведческим исследованием (например: статьи Добролюбова «Что такое обломовщина» или «Базаров» Писарева) [3; 153].

В своем анализе критик обычно стремится понять, что хотел сказать автор и как он это сказал. Поиск ответов на эти вопросы рождает текст рецензии, создание которого подразделяется на несколько этапов:

• восприятие произведения;

• размышление над прочитанным, увиденным или услышанным;

• «разъятие гармонии» (по В. Г. Белинскому) - осуществле-

ние анализа, т.е. автор рецензии должен определить тему, идею, особенности композиции и системы образов, языка и стиля, выражающих замысел художника;

• само написание текста рецензии [1; 154].

А. Тертычный классифицирует публикуемые в периодической печати рецензии, объединяя их в определенные типологические группы по различным признакам.

По объему рецензии можно разделить на большие, т. н. гранд-рецензии, и маленькие (мини-рецензии). Большой объем предполагает более детальный анализ произведения. Такой тип чаще всего характерен для специализированных изданий и пишут их обычно маститые критики, имеющие авторитет у публики и пользующиеся ее доверием на основании своего профессионализма.

Мини-рецензии распространены больше и могут присутствовать в изданиях, рассчитанных на массового читателя. Если мини-рецензия содержит лишь краткое извещение автора о своих впечатлениях от произведения и не содержит их обоснования, то ее следует отнести к информационным жанрам. В мини-рецензии мысль критика должна быть краткой, точной и сжатой.

По числу анализируемых произведений можно выделить монорецензии и полирецензии. В монорецензиях автор анализирует одно произведение, хотя он может проводить аналогии, сравнения, упоминая с этой целью другие произведения. В полирецензиях разбираются два или более произведения. Одно обычно сравнивается с другим. И если в монорецензиях автор сравнивает новое произведение с уже известным публике, то в полирецензиях производится сравнение произведений, которые еще незнакомы читателю.

И, наконец, по теме рецензии делят на театральные, литературные, кинорецензии и др. В последнее время появились такие новые виды этого жанра, как рецензии на компьютерные игры, клипы, рекламные ролики и т.п. Это связано с объективными условиями действительности.

Жанр рецензии обладает определенной степенью влияния на аудиторию, умножает степень воздействия того или иного произведения на читателей рецензии или, наоборот, заставляет отказаться от этого произведения в силу его несоответствия определенным требованиям.

Большое значение в данном случае имеет способность автора не только убедить читателя, но и воздействовать на его чувства. Для этого он может использовать оригинальные стилистические приемы [2].

Однако часто рецензентом бывает избрана жесткая ироничная форма повествования, что свидетельствует о чрезмерной субъективности автора и позволяет усомниться в его профессионализме и компетенции. На это, во всяком случае, указывают многие ведущие деятели культуры и искусства России. Здесь речь идет о речевом этикете, о культуре общения. Авторитет критики достигается объективным отношением к рецензируемому предмету, аргументированным анализом, интеллектуальной формой выражения мыслей. Это требует от журналиста постоянного внимания к стилистической и эмоциональной окраске употребляемых слов.

Разновидность жанра рецензии — кпнорецензпя - рассказывает публике о новых кинофильмах, анализируя их художественную ценность. Этот вид рецензии с точки зрения анализа один из наиболее сложных, т.к. кино представляет собой синтетический вид искусства, поэтому перед рецензентом открывается огромное количество аспектов анализа. Анализу могут быть подвергнуты работа режиссера, актеров, художника, оператора, а также непосредственно само кинопроизведение. Выбор определенной стороны анализа важен, т. к. автор рецензии должен уметь определить наиболее интересную и актуальную из них. Вся остальная специфика кинорецензий большей частью сходится со спецификой жанра рецензии вообще.

Таким образом, рецензия - жанр, основу которого составляет критический отзыв о произведении искусства, науки, литературы, журналистики и т.п. Жанр этот обладает рядом устойчивых признаков: тематикой, приемами разработки и трактовки темы, специфическими сюжетными и композиционными свойствами, тональностью и стилем.

В связи с этим рецензия занимает прочное место в системе жанров журналистики.

Список литературы

1. Основы творческой деятельности журналиста / сост. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000.

2. Теория и практика советской периодической печати : учеб. пособие для вузов / под ред. В. Д. Пельта. - М., 1980.

3. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие. - М., 2000.

ГлуховаВ.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕРТЕКСТА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ УЧЕБНОЙ ГАЗЕТЫ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ ЧЕЛГУ

«ЖУРПХ»)

Мысль о том, что любое вербальное творчество не существует вне общего интертекстуального пространства культуры, сегодня не вызывает сомнений. В связи с развитием постмодернизма как новейшего направления в современном литературном процессе и искусстве вообще проблема изучения интертекста, интертекстуальности стала одной из актуальных в гуманитарной науке конца XX - начала XXI веков.

Термин «интертекстуальность» как литературоведческая категория введен в 1967 году французской ученой Юлией Кристевой. В разработке теории интертекста она опиралась на исследования М. М. Бахтина.

Феномен вкрапления «чужого» текста в авторское повествование Ю. М. Лотман определил как ситуацию «текст в тексте».

Современные СМИ активно используют этот прием. Следует отметить, что использование иного текста в СМИ является «способом сбора и обработки информации, аргументации, объективизации изложения, если речь идет о текстах законов, сообщений информационных агентств, о цитировании чьих-либо высказываний». Но существует и другой аспект рассмотрения интертекста в журналистике. Использование прецедентных текстов в СМИ способствует активизации ассоциативно-образных способностей мышления, дает возможность передачи информации сопоставительно-аналитическим путем, служит средством образования различных оттенков коннотации, повышает действенность, эффективность коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.