Журналистский ежегодник
100
Григорий Осипович Комарин, которому «стало вдруг неловко»: «Жаль, жаль девчонку, бормотал он, - выходя на крыльцо, - скверно мы с Алешкой сделали, скверно... и легче бы мне было, если бы она мне в рожу тогда наплевала за мою подлость... а то, ведь, хоть бы слово!
И ему становится невыразимо грустно, грустно до слез, а в ушах все звучали Маничкины слова: «сирота, ведь, я круглая, - что я стану тогда делать, - куда пойду?»» (1902. № 1).
Он пытается наставить Ивана, донести: «Она - славная и честная девушка. Она отдалась тебе, а тебе она не нужна. Да. Таким самодовольным, сытым болванам всегда улыбается счастье. Женщины для них. Разве они...разве ты способен оценить эту любовь, святую, самоотверженную? Ведь вы плюете на нее. Топчете ее в грязь! А есть другие, обиженные, для которых не доступна женская душа. Они могут брать только тело. Продажное тело. Тяжело брать, это и горько, ох, как горько!» (1902. № 1).
Но Иван не задумывается о подлости своего поступка: «Удалось с рук сбыть лишнюю заботу» (1902. № 1).
Таким образом, проведенный анализ первых очерков В.В. Курицына позволяет сделать несколько выводов.
На литературном поприще молодой автор впервые выступил, осмысляя хорошо знакомую для себя тему -быт и нравы людей, работающих на золотых приисках. Однако его интересует не производственный процесс, а духовная жизнь, взаимоотношения мужчин и женщин, любовные коллизии. Он тяготеет к описанию трагических ситуаций, любовных неудач, что отражается даже в заголовках: «Подлость», «Невозвратное» и др. Мир В.В. Курицына - мужской мир, в котором женщины несчастны, они страдают, их унижают, но они покорны и безгласны. Однако и мужчины здесь не достигают счастья и довольства, всюду царит обман, насилие, разочарование.
Жанр очерков, выбранный В.В. Курицыным, позволил автору чувствовать себя относительно свободным в творческом воплощении своих замыслов. В очерках переплетаются документальное и художественное, однако для Курицына характерна не ярко выраженная авторская позиция, а стремление к позиции стороннего наблюдателя.
Сюжетные ходы В.В. Курицына нельзя назвать ориги-
УДК 070 Е.С. Поданева
Томский государственный университет
нальными и самобытными, они характерны для массовой литературы начала XX века. Однако этнографическая составляющая произведений, погружение читателя в атмосферу золотых приисков, манящих обывателя своей неизвестностью, сыграла роль «приманки» для читательской аудитории журнала «Сибирский наблюдатель».
Некоторые из вышеперечисленных особенностей первых очерков В.В. Курицына можно встретить в его романах, и это позволяет сделать вывод о том, что первые очерки литератора стали его «творческой лабораторией», в которой он апробировал будущие ходы и повествовательные приемы. Вследствие этого возникает необходимость более глубокого и комплексного исследования всего творческого наследия писателя. А это в конечном итоге может прояснить вопрос о том, каким образом «второсортная» массовая литература оказалась востребованной у читателя и выдержала проверку временем.
Литература
1. Зильберман Ю.Я. Памяти поэта и писателя В.В. Курицына (Не-Крестовского) (В 100-летию со дня смерти) // Отчет клуба краеведов «Старый Томск за 2011 год. Томск, 2012. - С. 14-19.
2. Масленников В. Кто выдумал «Томские трущобы» // Рабочая трибуна. Томск, 1991. 13 февраля.
3. Жилякова Н.В. Издательская деятельность В.А. Долгорукова // Всеволод Алесеевич Долгоруков: сб. мат-лов. / Сост.: В.М. Костин, A.B. Яковенко, ред. С.С. Быкова: ТОУНБ им. Пушкина. Томск: ТОУНБ им. Пушкина, 2013. - С. 8-24.
4. Зунделович Я. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н.Бродского, А. Лаврецкого, Э.Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.
ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ТЕКСТОВОГО ДИСКУРСА СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНОКРИТИКИ
Статья обобщает опыт теоретического описания кинокритики. Формулирует методы и принципы анализа фильмов. Представляет исследование критических текстов современных СМК и выводит актуальные особенности и тенденции текстовой кинокритики.
Ключевые слова: кинокритика, текст, методы и принципы, особенности и тенденции.
This article generalizes the experience how the theory describes film criticism. It formulates methods and principles of the movie's analysis. It represents the research of critical texts of modern mass media and names actual features and tendencies of text film criticism.
Keywords: film criticism, text, methods and principles, features, tendencies.
В сложные исторические периоды кинематограф в числе других видов искусства отражает в художественно-иносказательной форме реакцию людей на происходящие вокруг события, поиски моральной опоры. Кинокритика, поясняя фильм, переводит язык метафор на язык социальной действительности. Также она, фиксируя текущие тенденции и заметные имена кинематографа, опосредованно влияет на развитие киноискусства. Все это определяет актуальность и значимость изучения критического контента современного коммуникативного
ПОЛЯ.
Данная статья представляет анализ текстового дискурса отечественной кинокритики. Исследование охватывает критические материалы за период с 2013 по 2016 год, опубликованные в следующих источниках: специализированном журнале о кинематографе «Искусство кино», популярном общественно-политическом интернет-издании «Газета.ru» и интернет-портале с любительской составляющей содержания «КиноПоиск». Всего проанализировано 20 публикаций, посвященных современной российской киноиндустрии.
Теоретические вопросы кинокритики
Для теоретиков данной области исследований остаются актуальными вопросы выработки и описания инструментария, принципов организации кинокритики как специфичной, уникальной деятельности.
Одним из дискуссионных вопросов является формирование в кинокритике собственной методологической системы анализа. С опорой на методологию литературно-художественной критики можно выделить следующие основные группы подходов к разбору кинопроизведения:
1. H.A. Агафонова предлагает генеративный и интер-претативный подходы к анализу, которым соответствуют имманентный и контекстный методы разбора. Генеративная критика концентрируется на адресанте художественного акта: на языковых и выразительных средствах автора работы. Противоположная ей интерпретативная критика акцентирует внимание на индивидуальном восприятии произведения его адресатом-зрителем.
Имманентный метод анализа предполагает структурное рассмотрение фильма с последовательным переходом с внешне-дескриптивного уровня на символико-метафорический уровень. Контекстный метод - включение кинопроизведения в общеисторический, культурный и биографический контекст. [1. С. 174-178, 205].
2. Ю.А. Говорухина говорит о двух взаимодополняющих методологических системах анализа. Основанием для первой из них выступает характер целеполагания критика, в соответствии с чем Говорухина выделяет: аналитико-ориентированный, прагматико-ориентированный и синтетический аналитико-прагматический метод. Для прагматико-ориентированной критики характерна выраженная оценочность, экспрессивность, моделирование образа читателя и манипуляция его ментальными установками. Аналитико-ориентированной критике свойственны обратные черты.
В основе второй классификации методов лежит направление интерпретации. В связи с этим можно говорить о Я-центричной интерпретации, авторо-центричной и адресато-центричной интерпретации. Я-центричная модель предполагает толкование картины с позиции личного опыта и убеждений критика. Авторо-центричная интерпретация характеризуется приоритетом непосредственного истолкования самого произведения и мотивов его автора. Адресато-центричная критика направлена на ожидания и убеждения читателей [2. С. 1112].
Все эти группы методов характеризуют отдельные компоненты критики. Лишь взаимно дополняя друг друга, они позволяют провести исчерпывающий, всеохватывающий анализ произведения.
Изучение работ теоретиков художественно-публицистической критики: В.И. Баранова, А.Г. Бочарова и
Ю.И. Суровцева [3], В.А. Куренного [4], И.В. Фроловой [5] -позволяет сформулировать следующий список принципов и приемованализа кинопроизведения.
Развитость эстетического чувства и эмоциональность критика.
Широкий художественный кругозор и общая эрудиция аналитика.
Субъективная оценочность.
Признание творческой индивидуальности автора произведения.
Контекстуальность анализа (включение фильма в контекст общих исторических событий, развития культуры и фактов биографии режиссера).
Конкретный историзм (соотнесение содержания картины с современной окружающей действительностью).
Масштабность аналитической мысли (большой объем приводимых фактов).
Многомерность анализа (изучение разных аспектов произведения).
Композиционное единство и внутренняя логика критического материала.
Доступное изложение.
Использование терминологии искусства.
Жанровые вопросы критики освещены в работах таких авторов, как A.A. Тертычный [6], В.Н. Крылов [7], Э.Ю. Гаранина [8], А.Е. Базанова [9].
Система критических жанров выстраивается вокруг трех опорных форм: рецензии, критической статьи и творческого портрета. При этом для современных жанров характерна синтетичность, конвергенция разных жанровых признаков.
Рецензия предполагает анализ конкретного отдельного произведения, ее типологические черты: монопроб-лемность, аналитичность, персональность (сильное авторское начало). Функции жанра: информирование о новом произведении искусства, формирование у аудитории первичного представления о его художественной ценности и стимулирование к нему интереса. Рецензии можно классифицировать на: гранд- и мини-рецензии, аналитические и информационные (преимущественное изложение эмоцией и впечатлений), на искусствоведческие и общедоступные.
Жанр критической статьи имеет своей целью на основании обобщения отдельных художественных явлений актуализировать вопросы культурного развития. В центре статьи - социально-экономическая, политическая, этическая проблема, а произведение служит иллюстративным материалом к данной проблеме.
Творческий портрет как жанр представляет собой характеристику художественной деятельности автора, для критика в данном случае важно определить своеобразие мировоззрения и творческой манеры личности режиссера.
В статье рассматриваются публикации кинокритики с позиции реализации в них вышеперечисленных жанров, методов и принципов анализа. Это позволяет сформулировать особенности критического контента каждого СМК и создать общее представление о современной текстовой кинокритике.
Текстовая кинокритика сегодня: особенности и тенденции
Журнал «Искусство кино» позиционирует себя на
Журналистский ежегодник
102
рынке СМИ как искусствоведческое аналитическое издание о кинематографе. Он выходит раз в месяц, что дает его авторам время и возможность для проведения вдумчивого разбора фильмов.
Проанализированные тексты «Искусства кино» отличаются большим объемом и соответствуют выведенному списку принципов анализа, что говорит о качественности данного издания.
Критика строится на основе контекстуальности и субъективной интерпретации произведения, соблюдаются принципы конкретного историзма, масштабности и многомерности толкования.
Например, в рецензии «Три кита» создается контекст культуры: «В этом "Левиафан" откровенно смыкается с другим художественным произведением - панк-молебном PussyRюt...» (2014. № 7). Пример принципа конкретного историзма: «Согласно статистике, большинство населения живет у нас за чертой бедности. Просто наша богатая недрами страна очень бедная...» («Аутсайдер в контексте». 2013. № 8).
Общее свойство критических материалов - интертекстуальность. Многочисленные аллюзии, ассоциации и ретроспективы дополняются искусствоведческой терминологией.
Интертекстуальность, масштабность анализа свидетельствуют об эрудиции и начитанности, широком художественном кругозоре авторов журнала. Контент журнала «Искусство кино» требуют от читателя общекультурной подготовки и вдумчивого чтения, что ограничивает аудиторию издания.
Критика данного СМИ строится на основе контекстного, Я-центричного и аналитико-ориентированного метода анализа и интерпретативного подхода к прочтению произведения. Характерно дополнение контекстного анализа имманентным.
Кинокритика реализуется посредством таких жанровых форм, как гранд-рецензия и критическая статья. Общее свойство текстов - выведение рассуждения на уровень абстракции, когда анализ конкретного фильма становится отправной точкой для актуализации проблем культурной, социально-политической сфер.
«Газета.ш» - сверхоперативное интернет-издание, освещающее события в России и мире в режиме 24/7. Это накладывает отпечаток на характер его материалов. В плане критики «Газета.ш» делает ставку на лаконичность, оперативность и ясность отзыва о новом произведении искусства. В достижении данных характеристик критикам «Газеты.ш» помогает наличие стандартной унифицированной формы проведения анализа и написания текста.
Критическая публикация в данном издании отчасти преследует прагматическую цель: проинформировать читателя-потенциального зрителя о выходе в прокат новой ленты и простимулировать поход в кинотеатр.
Рецензент дает емкое описание картины и намечает основные смысловые точки произведения, но не претендует на исчерпывающий анализ.
Характерная особенность критического контента СМИ: «Газета.ш» не дает дискуссионных, очерняющих фильм материалов.
В результате ориентации издания на широкий круг читателей, которые не имеют глубоких познаний в сфере искусства, здесь исключена та интертекстуальность, что свойственна материалам «Искусства кино». Контекстуаль-ность преимущественно ограничена сравнением фильма с двумя-тремя кинокартинами, только за редким случаем
автор соотносит содержание произведения с общеисторическим контекстом действительности.
Критические материалы издания реализуют в минимальном объеме принципы многомерности, масштабности, контекстуальности, оценочное™. Например, фильм «Географ глобус пропил» вписывается в контекст биографии режиссера: «Для того чтобы закончить съемки фильма <...>, Александр Велединский заложил собственную квартиру. Личная, выходит, история» («Герой своего класса и возраста» 07.11.2013).
Кинокритика СМИ опирается на интерпретативный подход к прочтению произведения и Я-центричный, контекстный и прагматико-аналитический методы анализа.
Основная жанровая форма - информационная рецензия для широкой аудитории.
Интернет-портал «КиноПоиск» аккумулирует информацию о российском и мировом кинематографе, работниках киноиндустрии. Его содержание составляют, с одной стороны, профессиональные журналистские материалы (новости, репортажи, интервью), с другой, отзывы пользователей сайта.
Портал задает заведомо прагматический характер всей любительской кинокритике на его сайте. Задача критического отзыва в данном случае - дать рекомендацию посетителям «КиноПоиска» смотреть или не смотреть ленту.
В связи с опорой критики на прагматико-ориентированный метод анализа для любительских текстов характерны следующие приемы: активное использование риторических фигур, моделирование образа читателя, обращение к его ментальным установкам. Пример из текста: «Мы перестали обращать внимание на проблемы других, и именно это равнодушие и делает нас, пожалуй, даже хуже коррумпированной власти» («Против системы» 16.01.2015).
Любительская кинокритика портала «КиноПоиск» реализует принципы контекстуальности, конкретного историзма.
Яркая особенность критических текстов авторов-любителей - это подчеркнутая оценочность, которая в отдельных случаях обращается в произвол субъективизма, когда излагаются неаргументированные, основанные на пристрастном отношении оценки. Например, «В творении Сигарева есть нечто, что никогда не позволит мне дать зеленый цвет - фильм просто шокирует обилием матерных выражений <...> Я готов был принять все от других героев, но не от Инны Чуриковой» («Какая страна -такой и Новый год» 10.01.2016).
Оценочность дополняется эмоциональностью. Если в вышеназванных СМИ приоритетным является анализ художественных особенностей фильма, то любительская критика на «КиноПоиске» в первую очередь выражает эмоционально-чувственное восприятие картины.
Критика на портале строится на основе интерпретативного подхода, прагматико-ориентированного и контекстного методов. Характерен синтез Я-центричной и адресато-центричной интерпретации. Это связано с совпадением статуса автора и читателя любительской рецензии: они оба рядовые кинозрители.
Основная жанровая форма - информационная мини-рецензия.
На основе выявленных особенностей критических публикаций можно сформулировать следующие актуальные тенденции кинокритики в современном коммуника-
тивном пространстве:
1. Увеличение масштаба кинокритики в потоке массовой информации в связи с появлением новых площадок для публикаций в интернет-пространстве.
2. Демократизация кинокритики в связи с развитием интернет-коммуникаций (любой интернет-пользователь, независимо от профессионального статуса, может опубликовать свой критический отзыв).
3. Разнородность дискурса кинокритики и усиление градации качества анализа в связи с расширением сферы реализации критических публикаций (разные целевые установки, хронологические, стилистические и другие особенности СМК обуславливают разный характер их критического контента).
4. Приоритет жанровой формы рецензии.
Таким образом, данная статья обозначает актуальные особенности и тенденции кинокритики на современном этапе развития. Она охватывает только текстовый дискурс кинокритики и открывает поле для дальнейшего изучения данной сферы информирования.
Литература
Агафонова H.A. Экранное искусство: художественная и коммуникативная специфика: монография. - Минск: БГУ культуры и искусств, 2009. - 273 с.
Говорухина Ю.А. Метод современной литературной критики // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 333. - C. 10-16.
Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика: учеб. пособие для фак-тов и отд-ний журналистики. - М. : Высш.школа, 1982. - 207 с.
Куренной В.А. Философия фильма: упражнения в анализе. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 232 с.
Фролова И.В. Мастерство литературного критика: учеб. Пособие / Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. — 86 с.
Тертычный A.A. Жанры периодической печати: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.
Крылов В.Н. Проблемы прагматики и поэтики жанра литературно-критической рецензии // Медиаскоп. - 2014. - 4 вып. (http://www.mediascope.ru/node/1595)
Гаранина Э.Ю. Оценочность в жанре кинорецензии. // Вестник КемГУ. - 2013. - № 2 (54) Т. 2 - С. 28-31.
Базанова А.Е. Теория публицистики и литературно-художественной критики: учебно-методический комплекс. М.: РУДН. 2011.
УДК 070.11 Г.А. Сахаревич
Томский государственный университет
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
В данной статье автор анализирует проблемы становления российских научно-популярных СМИ. Исследователь затрагивает вопросы необъективности и искажения информации в научно-популярных медиа.
Ключевые слова: научно-популярная журналистика, журналистская этика, проблемы научно-популярной журналистики.
In this article author analyses the problems of popular science journalistic of Russian development. Author points to the problem of inaccuracy and falsities in the popular-science media.
Keywords: popular-science journalism, journalistic ethics, problems of popular-science journalism.
В настоящее время в сфере российских медиа вышло на новый этап развития такое направление, как научно-популярная журналистика. Это отмечается исследователями в сфере СМИ [1. T 25. С.111] и подтверждается журналистской практикой. Появляются традиционные СМИ, связанные с наукой (журнал «Кот Шредингера»), интернет-СМИ [2] (N+1,Nacked Science, специализированное издание о науке ТАСС «Чердак»), а также медиа нового типа, которые нельзя назвать СМИ в их традиционном понимании, так как они становятся не только трансляторами, но и производителями научного контента (такие проекты, как ПостНаука, Арзамас). Также
нельзя не отметить, что новый виток популярности научно-популярной журналистики сформировал потребность в подготовке высокопрофессиональных журналистов, специализирующихся в сфере науки [3. С. 212]. За последние несколько лет появились такие образовательные проекты, как Школа научной журналистики при Факультете журналистики МГУ, онлайн-курсы по научной коммуникации от санкт-петербургского университета ИТМО и другие дистанционные и очные формы виды профессионального образования для журналистов. Можно говорить о зарождении новой профессии: «научный коммуникатор», работающий в университетах, НИИ, наукоемких предприятиях.
Говоря о научно-популярной журналистике, нельзя не отметить, что существуют специфические этические проблемы, связанные с освещением тем науки. Остановимся на некоторых из них.
Повышенная ответственность журналиста за сообщение искаженной информации
Проанализируем данную этическую проблему на примере. Так, осенью 2015 года в томских СМИ появилась информация о том, что разработанный томскими учеными препарат против ишемии прошел доклинические испытания. Это сообщение опубликовали другие СМИ, одно из которых - издание Atas.info - разместило у