Научная статья на тему 'Специфика профессиональной этики в научно-популярной журналистике'

Специфика профессиональной этики в научно-популярной журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
847
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-популярная журналистика / журналистская этика / проблемы научно-популярной журналистики / popular-science journalism / journalistic ethics / problems of popular-science journalism

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Г. А. Сахаревич

В данной статье автор анализирует проблемы становления российских научно-популярных СМИ. Исследователь затрагивает вопросы необъективности и искажения информации в научно-популярных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics ofjournalistic ethics in popular-science journalism

In this article author analyses the problems of popular science journalistic of Russian development. Author points to the problem of inaccuracy and falsities in the popularscience media.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной этики в научно-популярной журналистике»

тивном пространстве:

1. Увеличение масштаба кинокритики в потоке массовой информации в связи с появлением новых площадок для публикаций в интернет-пространстве.

2. Демократизация кинокритики в связи с развитием интернет-коммуникаций (любой интернет-пользователь, независимо от профессионального статуса, может опубликовать свой критический отзыв).

3. Разнородность дискурса кинокритики и усиление градации качества анализа в связи с расширением сферы реализации критических публикаций (разные целевые установки, хронологические, стилистические и другие особенности СМК обуславливают разный характер их критического контента).

4. Приоритет жанровой формы рецензии.

Таким образом, данная статья обозначает актуальные особенности и тенденции кинокритики на современном этапе развития. Она охватывает только текстовый дискурс кинокритики и открывает поле для дальнейшего изучения данной сферы информирования.

Литература

Агафонова H.A. Экранное искусство: художественная и коммуникативная специфика: монография. - Минск: БГУ культуры и искусств, 2009. - 273 с.

Говорухина Ю.А. Метод современной литературной критики // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 333. - C. 10-16.

Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика: учеб. пособие для фак-тов и отд-ний журналистики. - М. : Высш.школа, 1982. - 207 с.

Куренной В.А. Философия фильма: упражнения в анализе. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 232 с.

Фролова И.В. Мастерство литературного критика: учеб. Пособие / Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. — 86 с.

Тертычный A.A. Жанры периодической печати: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.

Крылов В.Н. Проблемы прагматики и поэтики жанра литературно-критической рецензии // Медиаскоп. - 2014. - 4 вып. (http://www.mediascope.ru/node/1595)

Гаранина Э.Ю. Оценочность в жанре кинорецензии. // Вестник КемГУ. - 2013. - № 2 (54) Т. 2 - С. 28-31.

Базанова А.Е. Теория публицистики и литературно-художественной критики: учебно-методический комплекс. М.: РУДН. 2011.

УДК 070.11 Г.А. Сахаревич

Томский государственный университет

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

В данной статье автор анализирует проблемы становления российских научно-популярных СМИ. Исследователь затрагивает вопросы необъективности и искажения информации в научно-популярных медиа.

Ключевые слова: научно-популярная журналистика, журналистская этика, проблемы научно-популярной журналистики.

In this article author analyses the problems of popular science journalistic of Russian development. Author points to the problem of inaccuracy and falsities in the popular-science media.

Keywords: popular-science journalism, journalistic ethics, problems of popular-science journalism.

В настоящее время в сфере российских медиа вышло на новый этап развития такое направление, как научно-популярная журналистика. Это отмечается исследователями в сфере СМИ [1. T 25. С.111] и подтверждается журналистской практикой. Появляются традиционные СМИ, связанные с наукой (журнал «Кот Шредингера»), интернет-СМИ [2] (N+1,Nacked Science, специализированное издание о науке ТАСС «Чердак»), а также медиа нового типа, которые нельзя назвать СМИ в их традиционном понимании, так как они становятся не только трансляторами, но и производителями научного контента (такие проекты, как ПостНаука, Арзамас). Также

нельзя не отметить, что новый виток популярности научно-популярной журналистики сформировал потребность в подготовке высокопрофессиональных журналистов, специализирующихся в сфере науки [3. С. 212]. За последние несколько лет появились такие образовательные проекты, как Школа научной журналистики при Факультете журналистики МГУ, онлайн-курсы по научной коммуникации от санкт-петербургского университета ИТМО и другие дистанционные и очные формы виды профессионального образования для журналистов. Можно говорить о зарождении новой профессии: «научный коммуникатор», работающий в университетах, НИИ, наукоемких предприятиях.

Говоря о научно-популярной журналистике, нельзя не отметить, что существуют специфические этические проблемы, связанные с освещением тем науки. Остановимся на некоторых из них.

Повышенная ответственность журналиста за сообщение искаженной информации

Проанализируем данную этическую проблему на примере. Так, осенью 2015 года в томских СМИ появилась информация о том, что разработанный томскими учеными препарат против ишемии прошел доклинические испытания. Это сообщение опубликовали другие СМИ, одно из которых - издание Atas.info - разместило у

Журналистский ежегодник

104

себя новость с заголовком «Ученые нашли панацею от ишемии». Несомненно, такой заголовок был некорректен, так как речь шла о прохождении препаратом лишь доклинических испытаний, а оценочное слово «панацея» давало читателю надежду на немедленное достижение результата. По сообщению ученого, автора разработки, после выхода материала к нему обращались читатели с просьбой продать препарат, и данный факт свидетельствует о том, что журналист не только исказил информацию, но и поставил в некорректную ситуацию своего респондента.

Согласование материала как обязательный этап подготовки

Журналистские кодексы разных изданий и различных стран не сходятся в едином мнении относительно необходимости согласовывать журналистский текст с источниками информации. Так, например, этический кодек издания The Guardian гласит, что «общее правило визирования материалов таково, что никому не следует давать визировать материал перед его публикацией». Однако в случае написания статьи на специфическую научную тематику журналист чаще всего должен пренебречь этим правилом в пользу качества итогового материала, так как, изначально не находясь на экспертной позиции, он не может отвечать за то, что корректно передал информацию о каком-либо научном открытии илиявлении.

Невозможность релевантной передачи смыслов при упрощении

Одной из специфических функций научно-популярной журналистики является перевод с языка науки на язык, доступный пониманию массовой аудитории. Осуще-

ствляя эту задачу, журналист прибегает к использованию метафор, сравнений, аналогий и пытается упростить описываемые им явления. Науке, особенно на этапе исследования, присуща неуверенность, неоднозначность формулировок, в то время как СМИ (как популярные, так и качественные издания) тяготеют к излишним обобщениями. Таким образом, имеет место искажение информации даже на страницах таких изданий, имеющих свои отделы науки, как «Российская газета» («Ученые нашли простой способ, как уменьшить опухоль мозга»), «Новая газета» («Ученые нашли неподалеку от Солнца пригодную для жизни планету») и пр.

Таким образом, склонность к упрощению, отказ от согласования текстов и непонимание научной журналистики как сферы, в которой необходимо придерживаться стандартов объективности, взвешенности, провереннос-ти информации, приводит к снижению качества научно-популярного контента.

Литература

1. Абрамов Р.Н. Профессионализация научной журналистики в России: сообщество, знания, медиа // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2014. - Т. 25. - № 1. - С. 111-123.

2. Скрынникова A.B. Научная журналистика в современной России // Наука и современность. 2016. №45. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-zhurnalistika-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 10.10.2016).

3. Тертычный A.A. Быть ли научно-популярной журналистике? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2013. -№ 9. - С. 212-217.

УДК 070 Е.В. Шахаева

Хакасский государственный университет

ОБРАЗ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ И ЖУРНАЛИСТОВ-ПРАКТИКОВ

В статье представлены результаты анкетирования студентов первого и четвертого курсов направления обучения «Журналистика» Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова и творческих сотрудников СМИ. На основе полученных данных проведено сравнение представлений респондентов разных групп о требованиях, предъявляемых к современному журналисту, и его профессиональных качествах. Результатом проведенного исследования является конструирование образа типичного представителя журналистской профессии.

Ключевые слова: журналистика, профессиональные качества журналиста, высшее образование, средства массовой информации.

The article presents the results of the survey of students of the first and fourth courses areas of learning «Journalism» Khakass State University N.F. Katanov and creative members of the media. Based on these results a comparison of the views of

respondents of different groups about the requirements of a modern journalist, and his professional qualities. The result of this research is the construction of an image of a typical representative ofthejournalistic profession.

Keywords: journalism, professional qualities of the journalist, higher education, media.

Мы решили выяснить, насколько отличаются представления о профессии журналиста у студентов первого и четвертого курсов, обучающихся в Институте филологии и межкультурной коммуникации Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова по направлению 42.03.02 «Журналистика», а также у профессионалов - творческих сотрудников СМИ.

На первом курсе учится 26 человек: трое парней и 23 девушки, которые только начинают свой путь в профессию. У ребят еще нет практического опыта работы в редакциях, либо они сотрудничали с местными газетами как юнкоры. На вопрос «Является ли сейчас важным при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.