Научная статья на тему 'Пермская киножурналистика в новых медиа'

Пермская киножурналистика в новых медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
609
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОЖУРНАЛИСТИКА / КИНОКРИТИКА / НОВЫЕ МЕДИА / КОНВЕРГЕНТНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ / ПЕРМСКИЕ СМИ / CINEMA JOURNALISM / FILM CRITICISM / NEW MEDIA / CONVERGENCE / ONLINE PUBLICATIONS / PERM MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сидякина Анна Александровна, Стабровская Алина Фёдоровна

Статья посвящена особенностям киножурналистики Перми в контексте инновационных тенденций развития отрасли. Отмечая происходящие в системе СМИ изменения, связанные с освоением Интернета и развитием конвергентной журналистики, авторы заостряют внимание на мультимедийном потенциале публикаций о кино в новых медиа, выявляют актуальные жанровые формы (гид, лонгрид, спецпроект о кино), фиксируют возрастающую роль любительской кинокритики, представленной на информационных порталах, в блогах и социальных сетях. Обзор традиционных и интернет-изданий, публикующих материалы о кино, сопровождается анализом социокультурных факторов, стимулирующих интерес средств массовой информации к сфере кинематографа и содействующих формированию кинокритического сегмента пермского медиаполя. Акцентируя значимость арт-журналистского образовательного компонента, наряду с профессиональными изданиями авторы статьи рассматривают студенческую интернет-газету о кино «Субтитры», которая получила репутацию качественного СМИ и стала учебной базой для практики в ходе обучения киножурналистике и кинокритике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perm Cinema Journalism in New Media

This paper is devoted to the peculiarities of Perm film journalism in the context of innovative trends of the industry. Laying a special emphasis on global changes in the media sphere associated with the development of the Internet and convergent journalism, we have focused on the potential of multimedia publications on cinema in the new media, identified relevant genre forms (guide, longread, special project about cinema), and noted an increasing role of the network of amateur critics. The review of Internet publications that publish materials about cinema is accompanied by the analysis of socio-cultural factors that stimulate the interest of the media in the sphere of cinema and contribute to the formation of the film critical segment of the Perm media field. Among the conditions for the intensification of the film-making process in the city, the most significant, according to the results of the research, are the activities of the Perm Cinematheque and the “Novyi Kurs” film production company, as well as media educational projects of the international documentary film festival “Flahertiana”. Taking into account the effective experience of the interaction between the university and cultural institutions, as well as emphasizing the importance of the art journalistic educational component, along with professional publications, student Internet newspapers that have earned the reputation of quality media and have become a basis for training in film journalism and film criticism have been considered.

Текст научной работы на тему «Пермская киножурналистика в новых медиа»

2018, Т. 160, кн. 4 С.908-916

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

УДК 070

ПЕРМСКАЯ КИНОЖУРНАЛИСТИКА В НОВЫХ МЕДИА

1 2 А.А. Сидякина , А.Ф. Стабровская

1 Пермский государственный национальный исследовательский университет,

г. Пермь, 614990, Россия Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермская синематека», г. Пермь, 614039, Россия

Аннотация

Статья посвящена особенностям киножурналистики Перми в контексте инновационных тенденций развития отрасли. Отмечая происходящие в системе СМИ изменения, связанные с освоением Интернета и развитием конвергентной журналистики, авторы заостряют внимание на мультимедийном потенциале публикаций о кино в новых медиа, выявляют актуальные жанровые формы (гид, лонгрид, спецпроект о кино), фиксируют возрастающую роль любительской кинокритики, представленной на информационных порталах, в блогах и социальных сетях. Обзор традиционных и интернет-изданий, публикующих материалы о кино, сопровождается анализом социокультурных факторов, стимулирующих интерес средств массовой информации к сфере кинематографа и содействующих формированию кинокритического сегмента пермского медиаполя. Акцентируя значимость арт-журналистского образовательного компонента, наряду с профессиональными изданиями авторы статьи рассматривают студенческую интернет-газету о кино «Субтитры», которая получила репутацию качественного СМИ и стала учебной базой для практики в ходе обучения киножурналистике и кинокритике.

Ключевые слова: киножурналистика, кинокритика, новые медиа, конвергентность, интернет-издания, пермские СМИ

Происходящие в системе СМИ глобальные изменения, связанные прежде всего с освоением Интернета, затрагивают и сферу киножурналистики. В 90-е годы XX в. в российском медиаполе возникает «сетевая кинокритика», давшая возможность рядовому кинозрителю, массовому пользователю Интернета, высказывать свое мнение, давать оценку фильмам, не проходя при этом никакого профессионально-экспертного ценза. Именно в качестве любительской деятельности рассматривает «сетевую критику» один из ее первых исследователей, С. Кузнецов [1], а журналист М. Давыдова несколько позже предложила нашедший признание в научных кругах термин «обыденная критика» [2]: «На сегодняшний день любой зритель, проявляющий активность в сетевом пространстве и участвующий в дискуссиях о кино, легко вступает в область обыденной критики» [3]. Но уже скоро явление интернет-кинокритики начинает расширять свои границы, вовлекая профессионалов [4] и постепенно формируя иерархизиро-ванную структуру статуса критического высказывания. Одной из сфер бытования

экспертного мнения становятся сайты, блоги, социальные сети - и вместе с тем все более повышается социальная роль обыденной критики, что в целом способствует стиранию границ между профессиональным и любительским сегментами. Данную тенденцию отмечают многие авторы, в частности А. Иовлева на примере популярных кинокритических блогов [5] или В.Ю. Прокофьева, которая, исследуя потенциал сетевой киножурналистики, резюмирует: «Интернет-киножурналистика идет в массы, приобщая к кинокритике рядовых зрителей. <...> И в этом стилистически разнородном массиве статей иногда открываются смысловые глубины кинотекстов и возможности их интерпретации» [6, с. 201].

К началу 2010-х годов российская интернет-киножурналистика образовала особый пласт критической и журналистской деятельности, специфика которого проявляется в различных формах: в трансформации традиционных СМИ и их приспособлении к условиям новых медиа [7], в возникновении информационных каналов нового типа [5], в особых требованиях к подаче журналистского материала и работы над ним [8].

Отмеченные тенденции проявляются и в пермских СМИ, публикующих материалы о кино. Несмотря на ряд серьезных проблем, касающихся качества и статуса пермской киножурналистики, сегодня можно говорить о ней как о сложившемся явлении, в котором наметились очевидные перспективы развития.

Обратившись к исследованию пермской киножурналистики 2000-х годов, мы можем диагностировать парадоксальную ситуацию. С одной стороны, в Перми в это время работали несколько профессиональных кинематографических институций, в том числе киностудия «Новый курс» и получивший с 2006 г. статус Международного фестиваль «Флаэртиана». Вместе с тем профессиональное сообщество определяло уровень пермской кинокритики как «нулевой». До недавнего времени на статус кинокритика могла претендовать лишь арт-журналист Юлия Баталина, получившая киноведческое образование во ВГИКе, работавшая в 80-х годах XX в. в пермском кинопрокате и выполнявшая обязанности выпускающего редактора газеты «На экранах Прикамья». По мнению Ю. Баталиной, профессия кинокритика в Перми в целом не востребована. «Пермь город совершенно голый в плане кинокритики. Если кинозалы и интересуются материалами подобного рода, то им требуются, как правило, рекламные аннотации - жанр, весьма далекий от настоящих кинорецензий», - сообщает она в интервью Н. Овчинниковой [9]. На вопрос: почему? - та же Ю. Баталина дает следующее объяснение: «Все очень просто: кино не является пермским информационным поводом, это скорее повод российский, т.е. на громкие кинопремьеры откликаются прежде всего общероссийские СМИ. Нам после них это делать уже ни к чему - повторяться не имеет смысла» [9].

Справедливости ради отметим, что со второй половины 2000-х годов ситуация начала меняться. Во многом это связано с тем, что в Перми начала свою деятельность Пермская синематека - медиаобразовательный проект широкой социокультурной направленности призванный знакомить пермского зрителя с шедеврами мирового киноискусства, «служить просвещению и образованию средствами кино» (I). За более чем 10 лет работы Пермская синематека организовала несколько сотен киноакций различного масштаба и разнообразной социальной направленности: встречи просветительских киноклубов, медиаобра-

зовательные акции, проекты и конференции, кинолектории, фестивали национальных кинематографий и т. д. Новая киноинституция стала заметным явлением культурной жизни Перми и активным ньюсмейкером, привлекающим на свои мероприятия журналистов города. Но самое главное - Пермская синематека сумела сформировать зрительскую аудиторию, заинтересованную качественным кинематографом, критически мыслящую, готовую к дискуссии.

С 2009 г. пермская киноситуация получила новые стимулы к развитию. В активную фазу вошла «пермская культурная революция», ставшая значительным фактором влияния в городской культурной среде. Сфера кинематографа оказалась задействована в нескольких инициированных в рамках «пермского культурного проекта» событиях. Одним из них стал фестиваль театра и кино о современности «Текстура» (с 2010 г.), показавший пермякам новые фильмы Аки Каурисмяки, Ли Чхан Дона, Бернардо Бертолуччи и других выдающихся современных авторов, познакомивший зрителей с актуальными трендами документального и игрового кино.

На фоне «пермской культурной революции» продолжал набирать силу проходящий в городе Международный кинофестиваль «Флаэртиана», обраставший в эти годы новыми проектами-сателлитами («Флаэртиана-онлайн», «Флаэртиа-на-социум», «Вуз-Флаэртиана», «Флаэртиана-территория» и т. д.). Год 2009-й отмечен «бумом» документального кино в Перми - за счет новых проектов значительно расширилась аудитория фестиваля, резко возросло количество упоминаний о нем в региональных и общероссийских СМИ.

Кроме того, в 2010-х годов наблюдается явный прогресс в деятельности пермской киностудии «Новый курс», Пермской синематеки, при участии краевой администрации разрабатывается вопрос организации Пермской кинокомиссии. Пермь начинает обращать на себя внимание крупных российских кинопроизводителей как место для съемок: здесь снимаются фрагменты четырехсерийного телефильма «Хребет России» (Первый канал, авторы Л. Парфёнов и А. Иванов), несколько сезонов популярного телесериала «Реальные пацаны» (ТНТ), эпизоды фильма «Географ глобус пропил» (режиссер. А.А. Велединский, по мотивам романа А.В. Иванова), получивший на «Кинотавре-2013» четыре приза, включая Гран-при.

Отметим, что насыщение городского кинопроцесса отразилось в местном кинокритическом поле. Главные информационные поводы для публикаций о кино на страницах пермских СМИ в течение 2010-х годов остаются практически неизменными: это фестиваль «Флаэртиана» и его проекты, съемки в Перми «большого кино» и телесериала про «реальных пацанов», премьеры фильмов и юбилейные события киностудии «Новый курс». Но в этом ряду назовем также успешные выступления пермских кинематографистов на конкурсах и фестивалях - участие короткометражки А. Романова в одной из программ Каннского кинофестиваля (2012), показ фильма «Кардиополитика» С. Стрельниковой на Московском международном кинофестивале (2014), вручение «Золотого орла» П. Печен-кину за фильм «Варлам Шаламов. Опыт юноши» (2016) и др.

Несмотря на явное преимущество новостных материалов, на страницах пермских изданий (газета «Новый компаньон», ее электронная версия и журнал «Компаньон-magazine», а также газеты «Пермские новости», «Звезда») появляются глубокие содержательные рецензии на фильмы пермских документалистов, поднимаются актуальные вопросы городского кинопроцесса, формируются репутации (см., например, (II)). В газете «Звезда» встречаются художественно-публицистические жанры - беседы и очерки о кино. Тематика публикаций в ведущих СМИ города остается сугубо пермской, при этом газета «Звезда» в освещении кинособытий (и в целом культурной жизни) демонстрирует очевидную «почвенническую» тенденциозность, противопоставляя «живую силу» местной культуры «незначительности» московских реформаторов - лидеров «пермской культурной революции» (III). Поскольку наиболее влиятельные среди традиционных изданий Перми относятся к общественно-политическим или деловым, зачастую разговор о кинособытиях на их страницах превращается в дискуссию о культурной политике города, при этом собственно кинокритическая рефлексия оказывается не первостепенной.

Основная тенденция современной кинокритики, связанная с переходом в новые медиа, также представлена в условиях пермского медиаполя. Если говорить о кинопубликациях в Интернете, не имеющих печатного аналога, на данный момент можно выделить три группы площадок, размещающих информационно-аналитические материалы о кино в Перми:

1) сайты и блоги, связанные с культурными институциями сферы кино;

2) сайты, порталы и блоги, организующие альтернативное освещение кинособытий;

3) зарегистрированные и не имеющие регистрации интернет-СМИ.

К первой группе можно отнести работавший в 2011-2013 гг. блог неигрового кино2, действующий официальный сайт Пермской синематеки3 и официальный сайт МКФ «Флаэртиана»4.

Блог о неигровом кино имел подзаголовок, который отражал тематическую направленность постов - фестиваль «Флаэртиана» и его проекты. В блоге публиковались условия участия в проектах фестиваля, а также освещались его итоги. Большое внимание уделялось новостям, связанным с проведением кинофестиваля: реакции и комментарии представителей власти, организаторов, участников и простых зрителей. Часто посты блога были посвящены и работе киноцентра «Премьер»: подписчики могли узнать об актуальных акциях и премьерах кинокартин. Реже публиковались рецензии на кинокартины, репортажи и отчеты с мероприятий. Жанровый спектр публикаций был довольно широк: анонсы, интервью, рецензии, обзоры, отчеты, репортажи и фоторепортажи, новости, комментарии и т. д. Кроме того в блоге «Флаэртианы» публиковались материалы, не связанные напрямую с работой институции, но потенциально интересные подписчикам.

Блог фестиваля «Флаэртиана» содержал текстовые, фото-, видеоматериалы. В разное время его наполнением занимались пресс-атташе фестиваля А. Борисова

1 www.newsko.ru.

2 www.filahertiana.livejoumal.com.

3

www.permcinema.ru.

4 www.ilahertiana.ru.

и К. Бабикова, SMM-менеджер Е. Сабирова, специалист направления документального кино «Пермкино» Н. Ким. С 2014 г. блог прекратил работу.

На сайте Пермской синематеки основной акцент делается на новостные материалы. В специальной рубрике публикуются новости о работе киноцентра «Премьер», об актуальных акциях и образовательных программах. Часто сайт анонсирует важные кинособытия: встречи с режиссерами, проведение кастингов и др.

Ко второй группе можно отнести следующие информационные площадки: независимый блог о другом кино «Невпрокат» и сайт проекта «Кино в Перми» .

Сайт «Кино в Перми» - один из наиболее долгосрочных пермских интернет-проектов, посвящённых кино. Появившийся в 2003 г., он публикует расписание сеансов, описание фильмов, а также размещает дополнительную информацию: кадры из фильмов, информацию об актерах, зрительские отзывы о фильмах и кинотеатрах города.

В 2005 г. была запущена новая версия сайта «Кино в Перми». Кроме общего дизайна изменения коснулись и качества контента. Появились новые возможности: установлена система поиска, образован форум, где посетители сайта могли обсудить понравившиеся киноленты, организована рассылка новостей по электронной почте. Кроме всего прочего на сайте были созданы опции «рейтингов», позволяющие сортировать фильмы по разным критериям.

Важным этапом развития сайта стало обновление раздела «Рецензии». Благодаря этому на сайте стали появляться любительские рецензии. Так в пространстве пермской журналистики впервые воплотилась одна из современных тенденций, широко распространяющихся в общероссийском масштабе.

Блог о другом кино «Невпрокат» был создан в 2010 г. по инициативе пермского журналиста А. Лучникова. В качестве основных авторов выступали студенты и выпускники специальности «Журналистика» Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ). Блог задумывался как площадка для дискуссий - каждый пользователь мог оставить комментарий к опубликованной рецензии. Сфера интересов блога не ограничивалась пермской тематикой, однако события киножизни города, такие как фестиваль «Текстура» или конкурс «Вуз-Флаэртиана», также находили отражение в «Невпрокате». В целом за время существования блога (чуть более года) на нем было опубликовано несколько десятков рецензий на картины российского и зарубежного производства.

К третьей группе - интернет-СМИ - отнесем интернет-газету «Соль»7, газету «Рыба»8, городской журнал «Звезда»9, газеты «ТЕКСТ»10 и «Вуз-Флаэртиана» (впоследствии «Субтитры»11).

Информационный портал «Соль» появился по инициативе М. Гельмана в 2010 г. (перестал существовать в 2012 г.). Новое СМИ позиционировало себя

5 www.nevprokat.ru.

6

www.cinema.perm.ru.

7 http://saltt.ru.

8 http://magazine-fish.ru.

9 www.zvzda.ru.

10 www.chitaitext.ru.

11 www.gazetasubtitry.ru.

как российское общественно-политическое издание, при этом регулярно освещало события актуального арт-процесса. Наиболее заметным автором публикаций о кино в нем являлась Н. Овчинникова. В качестве культурного обозревателя она публиковала глубокие аналитические материалы, посвященные развитию документального кино, тенденциям российского и регионального кинопроцесса. Стоит отметить, что тексты Н. Овчинниковой в большей степени можно характеризовать как кинокритические, нежели журналистские.

В интернет-журнале о культуре «Рыба» (сайт существовал с 2012 по 2015 г.) среди прочих разделов («Жизнь в городе», «Всё о музыке», «Книжная индустрия», «Театр» и т. д.) был отдельный блок о кино - «Кинематограф», где публиковались новости, рецензии и обзоры кино-событий города. При подготовке новостей федерального характера журналисты «Рыбы» обращались к данным российских и мировых новостных агентств. Почти сразу «Рыба» приобрела авторитет среди молодых читателей, однако бессистемный подход к выбору тем, а также недостаточно глубокая аналитика не позволили говорить о ней как о СМИ, представляющем качественную киножурналистику.

Еще одно издание нового типа - интернет-газета «ТЕКСТ» - зарегистрировано в 2010 г. Кинематографические «истории» публикуются в нем в жанрах репортажа и интервью, для них характерны непринужденная раскованная интонация, богатство и разнообразие фактического материала, в целом увлекательное и качественное освещение информационного повода.

Пожалуй, сегодня среди перечисленных интернет-изданий наиболее полно и профессионально пермскую киноситуацию освещает городской интернет-журнал «Звезда», существующий с 2015 г. На страницах портала можно встретить практически весь спектр аналитических жанров, кроме того здесь размещаются полноценные спецпроекты. В качестве многосоставного спецпроекта отметим подборку мультимедийных публикаций о фестивале «Флаэртиана» (авторы А. Кожевникова и Д. Корсакова) . Каждая из его частей (всего их 8) представляет различные темы и ракурсы фестиваля - начиная с гида по конкурсным программам, заканчивая аналитическом обзором новых тенденций документального кино. Публикации этого спецпроекта вбирают различные типы текста - вербальный и аудиовизуальный (фотогалереи, видео), различные жанровые формы (рецензия, интервью, прямая речь, обзор, гид, спецпроект, список, справка и др.), совмещают информационно-ориентирующие, просветительские и рекомендательные установки.

Особое место в пермской киножурналистике последних лет занимает газета о документальном кино «Вуз-Флаэртиана». Издание было создано в 2010 г. по инициативе кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ в содружестве с МКФ «Флаэртиана» (обязанности куратора в 2010-2015 гг. выполняла А.А. Сидякина - доцент кафедры и программный директор «Пермской синематеки»). Авторы и редакторы - студенты-журналисты ПГНИУ. В апреле 2011 г. издание получило Гран-при, награды в четырех номинациях и диплом за освещение молодежной проблематики на Международном фестивале студенческих СМИ (г. Челябинск). В мае 2013 г. газета вновь стала победителем

12 http://zvzda.ru/specials/flahertiana.

Международного фестиваля студенческих СМИ в номинации «Лучшая молодежная газета». По мнению экспертов, газету «Вуз-Флаэртиана» отличали высокое качество и профессионализм. Ее читатели - это специалисты и любители в области кинематографа, поклонники документального и «умного» кино, креативная, творчески мыслящая молодежь.

В 2014 г. издание пережило ребрендинг и было переименовано в «Субтитры». С этих пор мультимедийные «Субтитры» служат «тренировочным стендом» для развития пермской киножурналистики: издание представляет массив аналитических и новостных материалов, отражающих важные кинособытия города, а также ориентируется на позитивные тенденции современной кинокритики. Более того с деятельностью «Вуз-Флаэртианы» и «Субтитров» связана столь значимая для киноситуации Перми тенденция формирования статуса кинокритика. На сегодняшний день трое из авторов «Субтитров» (Е. Сабирова, А. Стабровская и А. Кожевникова) сформировали в процессе работы востребованные и оцененные профессиональным сообществом кинокритические компетенции.

Итак, проанализировав поток публикаций местных изданий и интернет-ресурсов, мы приходим к выводу, что пермская киножурналистика постепенно начинает соответствовать общим тенденциям развития отрасли. Несмотря на то что кинокритические материалы в городских СМИ представлены «пунктирно» и отражают по преимуществу статусные события, кинематограф с конца 2000-х годов становится значимым информационным поводом в пермском медиаполе. В 2010-е годы в сферу киножурналистики Перми проникают тенденции кон-вергентности, в публикациях о кино усиливается мультимедийный потенциал, на страницах интернет-изданий появляются актуальные жанры (гид, лонгрид, спецпроект о кино), возрастает роль «гражданской» и любительской киножурналистики, бытующей на информационных порталах, в блогах и социальных сетях.

Источники

I - О Пермской синематеке // Пермская синематека. - URL: www.permcinema.ru/about,

свободный.

II - Баталина Ю. Оазис хорошего кино // Новый компаньон. - 2009. - 27 окт. - URL:

http://www.newsko.ru/articles/archive/obraz-zhizni/27/10/2009/oazis-horoshego-kino.html, свободный.

III - Беликов Ю. Кино про плохих мальчиков // Звезда. - 2010. - 3 марта. - URL:

https://gazetazwezda. livej ournal. com/13901. html, свободный.

Литература

1. Кузнецов С. Реальное кино в виртуальном мире // Искусство кино. - 1999. - № 3. -URL: http://old.kinoart.ru/archive/1999/03/n3-article25, свободный.

2. Давыдова М. Вышибающий «мурашку» катарсис. Обыденная кинокритика в социальных медиа // Искусство кино. - 2012. - № 11. - URL: http://old.kinoart.ru/ archive/2012/11/vyshibayushchij-murashku-katarsis, свободный.

3. Аксенова А.С. Трансформация отечественного института кинокритики в современном медийном пространстве // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2013 - № 7. -URL: http://mic.org.ru/7-nomer-2013/248-, свободный.

4. Дубинский А. Критика и зритель в пространстве Интернета // Киноведческие записки. - 2001. - № 55. - URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/562/, свободный.

5. Иовлева A.B. Трансформация современной кинорецензии и развитие блоговой ме-диакритики // Медиаисследования. - 2018. - № 5. - С. 39-43.

6. Прокофьева В.Ю. Отечественная сетевая киножурналистика: тенденции и возможности // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России: Сб. науч. тр. - СПб.: СПбГИКиТ, 2016. - Ч. 2. - С. 197-201.

7. Гуторова H.A. Массовый журнал о кино в условиях медиаконвергенции // Вестн. СПб. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 2. - С. 70-73.

8. Тяжлов Я.И., Ушакова C.B. Актуальные задачи развития современной российской кинокритики. // Коммуникативное пространство культуры: Материалы Междунар. науч. конф. - Орел: Изд-во Орлов. гос. ин-та культуры, 2017. - С. 298-302.

9. Овчинникова H. Журнализм в современном художественном кинематографе (20012008 гг.) // Acta Diurna. - Вып. 4. - URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_4/ ovch_cinema.htm, свободный.

Поступила в редакцию 01.03.18

Сидякина Анна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций

Пермский государственный национальный исследовательский университет

ул. Букирева, д. 15, г. Пермь, 614990, Россия E-mail: [email protected]

Стабровская Алина Фёдоровна, главный координатор Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана»

Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермская синематека»

ул. Пионерская, д. 17, г. Пермь, 614039, Россия E-mail: alinashirinkina@gmail. com

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)

2018, vol. 160, no. 4, pp. 908-916

Perm Cinema Journalism in New Media

A.A. Sidyakina a , A.F. Stabrovskaya b aPerm State University, Perm, 614990 Russia hKrai Government-Owned Publicly Funded Cultural Institution "Perm Cinemateque ",

Perm, 614990 Russia

* WW

E-mail: [email protected], [email protected] Received March 1, 2018 Abstract

This paper is devoted to the peculiarities of Perm film journalism in the context of innovative trends of the industry. Laying a special emphasis on global changes in the media sphere associated with the development of the Internet and convergent journalism, we have focused on the potential

of multimedia publications on cinema in the new media, identified relevant genre forms (guide, longread, special project about cinema), and noted an increasing role of the network of amateur critics. The review of Internet publications that publish materials about cinema is accompanied by the analysis of socio-cultural factors that stimulate the interest of the media in the sphere of cinema and contribute to the formation of the film critical segment of the Perm media field. Among the conditions for the intensification of the film-making process in the city, the most significant, according to the results of the research, are the activities of the Perm Cinematheque and the "Novyi Kurs" film production company, as well as media educational projects of the international documentary film festival "Flahertiana". Taking into account the effective experience of the interaction between the university and cultural institutions, as well as emphasizing the importance of the art journalistic educational component, along with professional publications, student Internet newspapers that have earned the reputation of quality media and have become a basis for training in film journalism and film criticism have been considered.

Keywords: cinema journalism, film criticism, new media, convergence, online publications, Perm media

References

1. Kuznetsov S. Real cinema in the virtual world. Iskusstvo Kino, 1999, no. 3. Available at: http://old.kinoart.ru/archive/1999/03/n3-article25. (In Russian)

2. Davydova M. "Skin crawling" catharsis. Everyday film critics in social media. Iskusstvo Kino, 2012, no. 11. Available at: http://old.kinoart.ru/archive/2012/11/vyshibayushchij-murashku-katarsis. (In Russian)

3. Aksenova A.S. Transformation of the domestic institution of film critics in the modern media space. Media. Informatsiya. Kommunikatsiya, 2013, no. 7. Available at: http://mic.org.ru/7-nomer-2013/248-. (In Russian)

4. Dubinskii A. Criticism and viewer in the Internet space. Kinovedcheskie Zapiski, 2001, no. 55. Available at: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/562/. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Iovleva A.V. The transformation of modern movie review and the development of blogging media criticism. Mediaissledovaniya, 2018, no. 5, pp. 39-43. (In Russian)

6. Prokofeva V.Yu. Domestic network journalism: Trends and opportunities. In: Aktual'nye voprosy razvitiya industrii kino i televideniya v sovremennoi Rossii [Urgent Issues of Film and Television Industry Development in Modern Russia]. Pt. 2. St. Petersburg, SPbGIKiT, 2016, pp. 197-201. (In Russian)

7. Gutorova N.A. Mass-circulation magazine on cinema under the conditions of media convergence. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo Universiteta Kul'tury i Iskusstv, 2014, no. 2, pp. 70-73. (In Russian)

8. Tyazhlov Ya.I., Ushakova S.V. Urgent tasks of the development of modern Russian film critics. Kommunikatvnoeprostranstvo kul'tury: Materialy Mezhdunar. nauch. konf. [Communicative Culture Space: Proc. Int. Sci. Conf.]. Orel, Izd. Orlov. Gos. Inst. Kul't., 2017, pp. 298-302. (In Russian)

9. Ovchinnikova N. Journalism in contemporary art cinema (2001-2008). Acta Diurna, no. 4. Available at: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_4/ovch_cinema.htm. (In Russian)

Для цитирования: СидякинаА.А., СтабровскаяА.Ф. Пермская киножурналистика в новых медиа // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2018. - Т. 160, кн. 4. -С. 908-916.

For citation: Sidyakina A.A., Stabrovskaya A.F. Perm cinema journalism in new media. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 4, pp. 908-916. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.