УДК 070
ББК 76.120.4
Л 97
Ляпун С.В.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Адыгейского государственного университета, e-mail: lyapun_sv@inbox.ru
Новые подходы к классификации газетных жанров в теории и практике журналистики
(Рецензирована)
Аннотация:
Освещается понятие публицистического жанра в контексте современных научных представлений. Получают отражение новые взгляды на систему жанров газетной публицистики, претерпевшей на рубеже столетий значительные изменения. Описание разных точек зрения на решение данной проблемы свидетельствует об интенсивном развитии теории публицистики, активно осмысливающей профессиональную деятельность журналистов.
Ключевые слова:
Публицистика, жанр, классификация, диффузия, система, текст, трансформация.
Lyapun S.V.
New approaches to classification of newspaper genres in the theory and journalism practice
Abstract:
The paper discusses the interpretation of the concept of a publicistic genre in a context of modern scientific views. The author demonstrates new views on system of genres of the newspaper publicism, which has undergone considerable changes at a boundary of centuries. The description of the different points of view on the decision of this problem testifies to intensive development of the theory of the publicism comprehending professional work of journalists.
Keywords:
Publicism, genre, classification, diffusion, system, the text, transformation.
Диффузия жанрово-стилистических свойств газетных текстов, усилившаяся в конце прошлого века, привела к значительным изменениям в жанровой системе публицистики, описание которой вызывает большой интерес теоретиков журналистского мастерства. Актуальность этой проблемы прежде всего обусловлена тем, что вопрос о системе жанров, составляющих текстовое пространство массовой коммуникации XXI века, является одним из центральных в современной теории и практике публицистики.
Формирование новой жанровой структуры публицистических текстов вызывает повышенное внимание еще и потому, что рассмотрение каждого отдельно взятого жанра публицистики вне системы не представляется целесообразным. По утверждению М.Н. Кима, системный подход позволяет определить место жанра в ряду других жанровых разновидностей, выделить его общие и отличительные признаки, а также установить его родовые или видовые связи с другими жанрами [1: 9].
Жанровой системе СМИ постсоветского периода посвящены работы многих известных ученых: А.А. Тертычного, М.Н.Кима, Г.В. Лазутиной, С.С. Распоповой, Л.Е. Кройчика, В.В.Смирнова, А.И.Акопова, Л.В.Шибаевой, Е.Е. Прониной, О.Р.Самарцева и других ученых. Однако вопрос остается открытым: одни исследователи придерживаются прежней традиции деления газетных текстов на три группы и поэтому тексты, функционирующие в СМИ, идентифицируют исходя из трехчастной структуры (А.А.
Тертычный); другие, напротив, принципиально от этой традиции отказываются, считая абстрактный принцип доминанты какого-либо одного свойства - информации, анализа или образности - неприемлемым (Л.Е. Кройчик, О.Р.Самарцев, Е.Е. Пронина и другие).
Проблема жанровой классификации газетных материалов считается достаточно сложной, причем не столько потому, что в начале XXI века СМИ отличаются типологическим и стилистическим разнообразием текстов, сколько по той причине, что в настоящее время вопрос о жанровой принадлежности многих газетных публикаций трудно решить однозначно. Не случайно же понятие «жанр» постепенно вытесняется понятием «текст», которое объединяет речевые произведения разных жанров, но при этом не учитывает их отличительных особенностей. Однако следует заметить, что тенденция доминирования «текста» над «жанром» не лишена оснований. Так, Е.Е. Пронина в исследовании, посвященном психологии журналистского творчества, при описании всего многообразия журналистских материалов в российской прессе конца XX - начала XXI веков намеренно не использует понятие «жанр», расставляя тем самым новые акценты в теории жанров журналистики, использующей современные информационные технологии [2].
В последнее время все чаще используется и понятие гипертекста - нового феномена информационного пространства, создаваемого не только посредством печатных СМИ, но Интернета. Это понятие относится не столько к организации текста, сколько к его особому бытию - вне жанровых границ, ибо гипертекстовая структура размывает их и предполагает соединение в одно целое текстов разных жанров.
Несмотря на стирание жанровых перегородок, во многом вызванное влиянием идеологии и философии постмодернизма, понятие жанра не утрачивает своей значимости, ибо жанр так или иначе остается «представителем творческой памяти в процессе литературного развития». Но прежде чем описать новые подходы к решению проблемы жанровой классификации газетных текстов, следует остановиться на самом понятии «публицистический жанр», которое, наряду с другими категориями, сегодня также переосмысливается в контексте современных представлений о профессиональной деятельности СМИ. «Содержание понятия «жанр», действительно, непрерывно изменяется и усложняется. Подлинное творчество многолико, оно не любит рамок и всегда нацелено на поиск новых путей самоусовершенствования - это не требует никаких доказательств» [3: 107].
В общем виде жанр трактуется как класс текстов. История изучения жанров свидетельствует, что все исследователи выделяют основополагающий признак жанра -устойчивость и повторяемость. Определение рассматриваемого понятия, сводящееся к утверждению о том, что «жанры - это устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками» [4], в теории журналистики считается общепринятым. Эта широко известная дефиниция не вызывает возражений, поскольку жанры всегда сохраняют свои родовые признаки, хотя со временем они подвергаются различного рода модификациям. «Эволюция любого жанра есть диалектический процесс сохранения основных его признаков и развития их взаимоотношений в результате взаимодействия с другими жанрами» [5: 139].
Однако вышеприведенное определение, выдержанное в исторических традициях, нуждается в уточнении, так как оно абстрагировано от «человеческого фактора», столь важной составляющей современного журналистского творчества, где сегодня большую роль играет личностное начало, обусловленное выдвижением на первый план той стороны категории автора, которая позиционирует его как творческую индивидуальность. Поэтому в контекст новых научных представлений о СМИ весьма удачно вписывается дефиниция публицистического жанра, предложенная Л.Е.Кройчиком. Подводя итоги общей характеристики публицистических жанров, включающей не только их морфологические и типологические признаки, но и аксиологические, творчески-созидательные, Л.Е. Кройчик пришел к мнению о том, что «публицистический жанр - это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением
действительности и характером отношения к ней творца» [6: 13].
Как представитель творческой памяти в процессе своего развития публицистический жанр обладает совокупностью устойчивых повторяющихся признаков, но в то же время относится к историческим категориям, претерпевающей со временем существенные (но, вероятно, не сущностные) изменения, обусловливающие его эволюцию. Революционная ситуация в обществе, с одной стороны, и борьба за читательскую аудиторию - с другой потребовали от авторов активного поиска эффективных способов структурностилистического обогащения газетных жанров.
Положительная роль этого явления для развития газетной публицистики была отмечена еще в середине 70-х годов прошлого века известным теоретиком В.В. Ученовой, которая высказала мнение о том, что диффузия жанров создает предпосылки для их эволюции, «способствует их взаимообогащению, что она является результатом усложняющихся отношений человека с окружающим миром, поскольку отражает изменения, происходящие в сознании творца, что взаимопроникновение элементов одних жанров в другие способствует внутренним преобразованиям, происходящим в публицистических текстах» [7: 18].
Преобразования в системе жанров, вызванные более тесным взаимодействием разных жанровых групп, оказали непосредственное влияние на жанровую идентификацию газетных материалов и, соответственно, - жанровую классификацию. Так, в период социальных катаклизмов в обществе такие жанры, как репортаж, отчет, интервью, комментарий, трансформировались настолько, что в научных исследованиях конца XX - начала XXI веков они перестали позиционироваться как информационные.
Так, Л.Е. Кройчик относит репортаж к числу оперативно-исследовательских жанров, которые отличаются от чисто информационных жанров (согласно его терминологии оперативно-новостных) тем, что в них на первый план выдвигается не оперативное значение сообщаемой информации, а ее анализ, истолкование, интерпретация. И здесь важно подчеркнуть, что анализ в репортаже- «не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментирования» [6: 142].
Направление эволюции этого жанра оказывается вполне закономерным, так как главные задачи репортажа сводятся к тому, чтобы не только рассказывать, но и показывать, не только информировать, но и оценивать. А.А. Тертычный, Л.Г. Кайда и другие ученые включают репортаж в группу аналитических жанров, подчеркивая при этом стилеобразующую роль личностного начала. Журналистское «я» изменяет место репортажа в иерархии газетных жанров, приближая его к аналитической публицистике. «Этот путь, проделанный от информационного до аналитического письма, - пример раскрепощения жанровой формы, постоянный стимул дальнейшего развития лингвистических форм авторского присутствия в тексте» [8: 140].
Особый интерес вызывает позиция А.А. Тертычного, который, например, выделяет информационный и аналитический репортаж, информационное и аналитическое интервью и т.д. Жанровую концепцию этого ученого можно охарактеризовать как удачное сочетание традиций и новаторства.
Выделяя группы так называемых «чистых» информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров, А.А. Тертычный в то же время обращается к текстам, которые имеют двойственный характер: мини-рецензии, мини-обозрению, мини -совету, блиц-портрету и др. Эти тексты соотносятся с аналитическими жанрами (или художественно-публицистическими) и в то же время считаются «родственниками» информационных жанров. «Отличие таких «родственников» от «настоящих» аналитических и художественно-публицистических типов текстов - фактографический, лаконичный характер изложения [9: 61].
Характерная особенность классификации А.А. Тертычного заключается в том, что в ней реализована попытка описать жанровую структуру СМИ как совокупность текстов массовой коммуникации, куда сегодня входят жанры, генетически связанные не только с
журналистикой, но и с другими видами речевой деятельности.
Данная классификация, таким образом, подразделяется на жанрово-стилистическое ядро и периферию. Следует заметить, что аналогичный подход - выделять ядро и периферию
- нашел отражение в исследованиях петербургских ученых в начале 80-х годов прошлого века, которые, заметив противоречия между советской теорией журналистики и реальной практикой, решали проблему классификации публицистических жанров исходя из того, что все многообразие жанровых разновидностей, имеющих несомненные стилистические различия, невозможно «подогнать» под те виды жанров, которые признаются теорией журналистики. Например, считалось, что информационная группа включает такие разные жанры, как заметка, отчет, интервью, репортаж. На практике же газетная информация делится еще на подгруппы: официальную и неофициальную, граница между которыми хотя и пунктирная, но принципиальная.
В частности, в лингвистических работах, как правило, отдавалось предпочтение официальной заметке, а в теории журналистики рассматривалась неофициальная заметка, где речевая экспрессия является обязательным компонентом стиля. «Но к какому жанру отнести коммюнике, сообщение ТАСС о запуске спутника, дипломатическую хронику, да и вообще рядовую тассовскую заметку, в которой не найти «яркого, оригинального изложения», в которой господствует логика, официально-деловой стиль? <... > На наш взгляд, в жанровостилистической структуре газеты можно выделить жанрово-стилистическое ядро и жанровостилистическую периферию. Ядро газеты - публицистическое <...>. Периферия газеты -сугубо информационные и сугубо художественные материалы, официально-деловой и художественные стили» [10: 7].
Повышенное внимание теоретиков и практиков журналистского мастерства вызывает позиция Л.Е. Кройчика, основанная на том, что публицистический текст включает в себя три обязательных компонента: сообщение о новости или возникшей проблеме, осмысление ситуации, приемы эмоционального воздействия на аудиторию. По мнению этого ученого, газетные тексты можно разбить на пять групп: оперативно-новостные - заметка во всех разновидностях; оперативно-исследовательские - интервью, репортажи, отчеты; исследовательско-новостные - корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия; исследовательские - статья, письмо, обозрение; исследовательско-образные (художественнопублицистические) - очерк, эссе, фельетон, памфлет [6: 139].
Концепция Л.Е. Кройчика представляется весьма плодотворной именно потому, что в ней, с одной стороны, выделяются устойчивые типы публикаций (чисто исследовательские), а с другой стороны, «смешанные», гибридные. На наш взгляд, это реальная картина трансформированной жанровой структуры публицистики.
Однако вышеописанная жанровая структура имеет и уязвимые места. Некоторые ученые считают такую классификацию недостаточно логичной вследствие того, что «гибридным» жанрам отводится особое место - рядом с чистыми жанровыми видами, обладающими устойчивыми признаками [1: 16].
Действительно, типологическое и функционально-стилистическое многообразие текстов, присущих постсоветской публицистике, значительно осложняет решение проблемы жанровой классификации современной российской печати, и вполне естественно, что предлагаемые подходы вызывают замечания. Но сама идея - выделять «гибридные» типы текстов все же является целесообразной, поскольку она отражает особенности модификации как самих газетных жанров, так и их системы, подверженной влиянию разных стилей и разных коммуникативно-речевых сфер.
В последнее время при решении проблемы жанровой классификации газетных текстов отечественные ученые все чаще обращаются к опыту зарубежных СМИ. Учитывая возросшее влияние на отечественные СМИ западной журналистики, О.Р.Самарцев, опираясь на британскую модель, обращается к характерным для зарубежной теории журналистики подходам. Все многообразие жанров, согласно его концепции, сводится к двум видам письма
- созданию новостей и созданию статей для газет и журналов, более расположенных к
публицистике и «очерковой манере [11: 290].
И наконец, среди большого разнообразия мнений о жанровой структуре публицистики особого внимания заслуживает позиция Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой, которые связывают данное понятие не с текстом, а с целостным представлением о творческой деятельности. «Для нас жанр, - считают авторы книги «Основы журналистского творчества», - не тип текста, не «группа текстов, обладающих устойчивыми содержательноформальными признаками», а вид определенного творчества, отмеченный устойчивыми особенностями не только на уровне продукта (текст), но и на уровне способа деятельности» [12: 8].
Согласно такой интерпретации, выделяются жанры новостной журналистики (краткая новостная заметка, расширенная новостная заметка, репортаж, критическая заметка), проблемно-аналитической журналистики (обозрение, комментарий, корреспонденция, статья), очерковой журналистики (житейская история, зарисовка, очерк, эссе), смеховой журналистики (юмористика, сатирическая заметка, фельетон, памфлет).
Учитывая заметно выраженный интерактивный характер современной журналистики, авторы полагают, что, действительно, есть основания выделить жанровую группу, в которой специфику жанра определяет интерактивность (обзор писем, вопрос-ответ, отчет, интервью, литературная запись, беседа, блиц-опрос, круглый стол, ток-шоу).
Жанровая классификация, охватывающая многоликое творчество авторов-публицистов, имеющих дело с новыми технологиями, выводит теорию жанров журналистики на более высокий уровень обобщения, соответствующий настоящему периоду развития публицистики.
Итак, мы видим, что взгляды ученых относительно жанровой структуры газетной публицистики расходятся. Впрочем, единство мнений вряд ли сейчас возможно, ибо оно ограничивает поиск истины, который сегодня ведется достаточно интенсивно, способствуя более глубокому осмыслению изменений, произошедших в профессиональной творческой деятельности журналистов.
Примечания:
1. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. 336 с.
2. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во МГУ, 2002. 320 с.
3. Соловьев Г.М. Жанрообразующие факторы современного медиатекста: проблема верификации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2010. Вып. 3. С. 106-109.
4. Тертычный А.А.Жанры периодической печати. М.: Аспект пресс, 2000. 320 с.
5. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. Ростов н/Д: Нюанс, 2006. 472 с.
6. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 125-168.
7. Ученова В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестник МГУ Сер. 10. Журналистика. 1976. № 4. С. 17-26.
8. Кайда Л.Г. Композиционная поэтика публицистики. М.: Флинта: Наука, 2006. 144 с.
9. Тертычный А.А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати // Вестник МГУ Сер. 10. Журналистика. 2002. № 2. С. 54-83.
10. Беззубов А.Н. Жанрово-стилистическая типология // Современная газетная публицистика. Проблемы стиля. Л: Изд-во ЛГУ, 1987. С. 5-10.
11. Самарцев О.Р Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. М.: Академический проект, 2007. 528 с.
12. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2011. 320 с.