10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES
УДК 070+316.77 А.Л. ДМИТРОВСКИЙ
кандидат филологических наук, доцент, кафедра журналистики и связей с общественностью, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 070+316.77
A.L. DMITROVSKY
Candidate of Philology, Associate Professor, Department of journalism and public relations, Orel State University E-mail: [email protected]
БЕЛЛЕТРИСТИКА: ПОИСК МЕСТА В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ FICTION: THE SEARCH OF A PLACE IN THE SYSTEM OF JOURNALISM GENRES
В статье изложены результаты исследований сущности беллетристики как вида творческой деятельности журналистики с позиции экзистенциальной теории журналистики и теории жанров, предложенной автором. Обосновано положение об истории (рассказе) как стержневом, центральном жанре данной сферы, а также рассмотрена периферия - основные популярные беллетристические виды и формы, используемые журналистами в своём творчестве.
Ключевые слова: экзистенциальная теория журналистики, беллетристика, жанры журналистики, философско-антропологический подход (антропоцентризм), история, рассказ, психология творчества.
The article presents the results of the research of the essence offiction as a form of creative activity from the standpoint of Existential journalism theory and the theory of genres proposed by the author. The concept of the story (tale) as a pivotal, central genre in this sphere was substantiated. Also the author reviews the periphery (the basic, popular fiction types and forms used by journalists in their creative work).
Keywords: existential theory of journalism, fiction, genres of journalism, philosophical and anthropological approach (anthropocentrism), the story, the tale, the psychology of creativity.
В процессе становления журналистики как социального института в XIX веке, наряду с институционализа-цией собственно журнализма, в её рамках формируются и постепенно обособляются ещё два «сегмента» творчества - публицистика и предмет нашего интереса - беллетристика. Впервые о её самостоятельности (отдельности как от журналистики, так и от «большой» литературы) заговорил Виссарион Белинский, затем эту мысль поддерживали и другие русские писатели и журналисты. Однако предложенная Лениным партийная концепция печати игнорировала иные взгляды на суть и формы «литературной работы». А беллетристика (как, кстати, и эссеистика) была заменена пролетарской художественной публицистикой. Тем не менее, даже под чужим именем она нашла путь в СМИ: в виде очерков, рассказов, сатирических произведений, радио- и телепостановок, путешествий и т.п. Сегодня, думается, вполне пришло время вернуть данной сфере творческой деятельности журналистики её исторически и сущност-но верное название.
Как нам видится, по сути (в целом) использование термина «беллетристика» более адекватно пониманию сущности той группы жанров журналистики, которая ранее обозначалась как художественно-публицистическая. Мы убедились, что беллетристику как особую сферу творчества выделяли многие писатели и журналисты. И потому использование точного термина для соответствующей - самостоятельной! - сферы
общественной деятельности может и должно принести пользу. Замена сложного и запутывающего определения «художественно-публицистический» (смешивающего, как оказывается, два совсем разных вида творчества) на строго соответствующий сути деятельности термин «беллетристика» внесёт, как нам кажется, ясность - как в процесс подготовки журналистов, так и в профессиональное их творчество.
Можно сформулировать основные исходные тезисы исследования:
- беллетристика - одна из трёх сфер деятельности журналистики, связанная с удовлетворением потребности аудитории в художественно-образном ценностном осмыслении происходящих событий. С этой точки зрения она имеет собственную специфику как видовую, так и формально-содержательную;
- термин «беллетристика» более точно отражает сущность той сферы творческой деятельности журналистики, которая в советской («коммунистической») теории прессы обозначалась термином «художественная публицистика». Термин же «художественная публицистика», как смешивающий два совершенно разных типа/вида творчества (публицистику и литературу), приводил к запутанности понимания журналистики как студентами и учёными, так и практиками;
- как сфера деятельности журналистики, беллетристика имеет документальную основу (реальные события), а её предметом выступает человек (современ-
© А.Л. Дмитровский © A.L. Dmitrovsky
ник в самом широком смысле) во всём многообразии его взаимоотношений с окружающим миром;
- в современном информационном обществе, когда именно СМИК отведена ведущая роль в социализации личности, беллетристика выполняет важнейшую задачу - формирует концептосферу современного человека, его систему ценностей и мировоззрение.
Прежде чем перейти к непосредственной характеристике жанровых форм беллетристики, определимся с основными дефинициями экзистенциальной теории журналистики, в рамках которой велась работа.
Итак, журналистика как исторический социокультурный феномен есть сложная, открытая, многоуровневая, динамичная, эволюционная система, подчинённая (как любая система) единственной социальной задаче, генеральной функции - устранять избыточные мнения и формировать единую картину мира на основе социально-эстетической и/или нравственной оценки текущей действительности.
Журналистика в индивидуально-творческом аспекте - это деятельность по ежедневной фиксации наблюдаемых фактов и событий. Журналистика в «узком» смысле, как профессиональная деятельность, есть журнализм - профессиональная деятельность по поиску фиксации и публичному оперативному оглашению социально востребованных смыслов и сведений (как правило, в форме фактов и/или событий).
Под публицистикой с точки зрения институциональной мы понимаем сферу деятельности журналистики, связанную с анализом, прогнозированием, оценкой актуальных социальных проблем современности и поиском/оценкой приемлемых путей их разрешения. С точки зрения персонального делания под публицистикой можно понимать деятельность по анализу, прогнозированию и оценке современной социальной действительности с целью обнаружения актуальных социальных проблем, публичному оглашению их и обсуждению приемлемых для общества путей их разрешения. Сюда же можно отнести эссеистику. Эссе - произведение, отражающее экзистенциальную рефлексию автора. Если говорить о ней как об особой форме творчества, в самом широком понимании, то эссеистику можно определить как особую сферу творчества в публицистике, связанную с удовлетворением потребности аудитории в межличностном (экзистенциальном) общении. С профессиональной точки зрения (в узком смысле) эссеистика есть публичная рефлексия над экзистенциальными проблемами собственного существования.
Соответственно, в журналистике функционируют три пары смыслов, чётко соотносящихся с её сферами: стимулы и мотивы в журнализме; знания и умения в публицистике; эмоции и экзистенциалии в беллетристике. Формой этих смыслов выступят, соответственно, факты и события («длящиеся» факты); социальные проблемы; образы и концепты.
Цель каждой сферы деятельности также будет особой: формирование картины мира в журнализме; анализ социального процесса в публицистике; форми-
рование концептосферы (или системы ценностей) в беллетристике.
Основная характеристика произведений беллетристических в том, что в отличие от художественно завершённых, «замкнутых» в своей завершённости и потому оторванных от живой жизни произведений искусства, они прямо связаны с происходящими в обществе событиями, посвящены им, их осмысляют. При этом отмечается, что от публицистики они отличаются «безадресностью», отсутствием конкретных упоминаний фамилий, имён, мест и дат, хотя само событие или персонаж читателем, без сомнения, легко угадываются (например, в фельетоне, рассказе или романе).
При этом беллетристика как минимум должна быть актуальной для аудитории в данный момент, давать своего рода ориентиры в быстро меняющейся окружающей действительности, формировать ценности. Вот как эту задачу определяет А.Мирошниченко в книге «Когда умрут газеты»:
«Распространённый миф по поводу традиционных СМИ гласит, что СМИ предлагают обществу информацию. Но уже и в классических СМИ ключевая функция - помочь читателю сориентироваться в море информации. И читатель, и рекламодатель платят СМИ именно за это. То есть навигационная функция давно выдвинулась на первый план. <.. .> Вот этим и будут заниматься медийные технологии в будущем - продвигать автора (или инвестора) ради каких-то других, немедийных интересов. Поэтому журналистам придётся переквалифицироваться обратно в глашатаи, герольды и зазывалы. С движущимися картинками»1.
Т. е. помогать ориентироваться, трактовать события наиболее значимые, реальные - «что делать», «как жить» и, главное, во что верить. Вот как по этому поводу высказался английский писатель Э.Л.Доктороу в эссе «Гимн сочинительству»: «В нашу эпоху, хотя мы и расщепляем функции языка и знаем, что научное рассуждение - это не поэтическое слово, что богословская проповедь - это не то, как мы разговариваем у себя на кухне, хотя наши обзоры требуют точной статистики, наши суды требуют улик, а наши гипотезы требуют доказательств, всё равно наше сознание устроено так, что самое естественное для нас - рассказывать истории»2.
Интересно мнение редактора журнала «Русский репортёр» Виталия Лейбина. На вопрос журналистки: «говорят, что сейчас в моде журналистика «фаст-фуд», что люди не хотят читать, ленивыми стали, что им нужны маленькие тексты, в которых слова попроще. Так ли это?», - он ответил следующее:
«То, что «фаст-фуд» в моде, - это правда. Но это не значит, что нужно всегда следовать моде. Не факт, что лучшая стратегия - бороться за то, как делают все. Сегодня на вопрос, что читаете, студенты российских
1 Андрей Мирошниченко. Когда умрут газеты. М.: Книжный мир, 2011. С. 180, 192.
2 Доктороу Э.Л. Гимн сочинительству (О значении художественного вымысла) /Пер. с англ. Д.Аграчёва // Литературная газета.
1987. № 41 (7 октября). С. 15. Цит. по: Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. М.: Флинта: Наука, 2008. С. 162-163.
10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - РИТШЬОИСЛЬ
журфаков отвечают, что «Русский репортёр». И это приятно, мы на это не рассчитывали. Просто сделали рискованную ставку: попытались создать то, чего на рынке нет, и все утверждали, что быть не может. Мы хотели вернуть культуру чтения репортажа. Не информационного, а журнального - большого, публицистического. Да, в нашем журнале большие тексты, но мы стремимся быть изданием массовым. Культура чтения наших народов похожа, скорее, на континентальную, чем на английско-британскую, где и художественные, и журналистские тексты очень лаконичны. Видимо, английский язык способствует лаконизму высказываний. Но немецкая журналистика 60-х годов и до последнего времени (и «Шпигель», и «Штерн») - это журналистика больших расследований, иногда - сильных эмоций. Да и советская школа связана с литературой. Создавая журнал, мы исходили из того, что наша культура - литера-туроцентрична, что люди истосковались по тому, чтобы читать»3.
Успех журнала показывает, что его основатели правы и основа в журналистике всё-таки должна быть документально-беллетристической. Рассмотрим теперь жанры беллетристики.
Жанровой системе СМИ постсоветского периода посвящены работы многих известных ученых: А.А. Тертычного, М.Н. Кима, Г.В. Лазутиной, С.С. Распоповой, Л.Е. Кройчика, В.В. Смирнова, А.И. Акопова, Л.В. Шибаевой, Е.Е. Прониной, О.Р. Самарцева и других учёных. Однако вопрос остается открытым: одни исследователи придерживаются прежней традиции деления газетных текстов на три группы и поэтому тексты, функционирующие в СМИ, идентифицируют исходя из трехчастной структуры (А.А. Тертычный); другие, напротив, принципиально от этой традиции отказываются, считая абстрактный принцип доминанты какого-либо одного свойства - информации, анализа или образности - неприемлемым (Л.Е. Кройчик, О.Р.Самарцев, Е.Е. Пронина и другие).
Отмечая всю сложность и потому высокую актуальность проблемы жанрово-стилистической типологии, ещё один современный исследователь отмечает: «Диффузия жанрово-стилистических свойств газетных текстов, усилившаяся в конце прошлого века, привела к значительным изменениям в жанровой системе публицистики, описание которой вызывает большой интерес теоретиков журналистского мастерства.
Актуальность этой проблемы прежде всего обусловлена тем, что вопрос о системе жанров, составляющих текстовое пространство массовой коммуникации XXI века, является одним из центральных в современной теории и практике публицистики. Формирование новой жанровой структуры публицистических текстов вызывает повышенное внимание ещё и потому, что рассмотрение каждого отдельно взятого жанра публицистики вне системы не представляется целесообразным.
По утверждению М.Н. Кима, системный подход позволяет определить место жанра в ряду других жанровых разновидностей, выделить его общие и отличительные признаки, а также установить его родовые или видовые связи с другими жанрами»4.
Однако сегодня имеются и иные, менее дифференцирующие подходы к типологии журналистских жанров и, соответственно, журналистского творчества. В частности, в последнее время при решении проблемы жанровой классификации газетных текстов отечественные учёные всё чаще обращаются к опыту зарубежных СМИ. Учитывая возросшее влияние на отечественные СМИ западной журналистики, О.Р.Самарцев, опираясь на британскую модель, обращается к характерным для зарубежной теории журналистики подходам. Все многообразие жанров, согласно его концепции, сводится к двум видам письма - созданию новостей и созданию статей для газет и журналов, более расположенных к публицистике и «очерковой манере»5. Фактически - к репортажу и беллетристике.
Среди большого разнообразия мнений о жанровой структуре современной публицистики особого внимания заслуживает позиция Г. В. Лазутиной и С.С. Распоповой, которые связывают данное понятие не с текстом, а с целостным представлением о творческой деятельности. «Для нас жанр, - считают авторы книги «Основы журналистского творчества», - не тип текста, не «группа текстов, обладающих устойчивыми содержательно-формальными признаками», а вид определенного творчества, отмеченный устойчивыми особенностями не только на уровне продукта (текст), но и на уровне способа деятельности»6.
Согласно такой интерпретации, выделяются жанры новостной журналистики (краткая новостная заметка, расширенная новостная заметка, репортаж, критическая заметка), проблемно-аналитической журналистики (обозрение, комментарий, корреспонденция, статья), очерковой журналистики (житейская история, зарисовка, очерк, эссе), смеховой журналистики (юмористика, сатирическая заметка, фельетон, памфлет).
Учитывая заметно выраженный интерактивный характер современной журналистики, авторы полагают, что есть основания выделить жанровую группу, в которой специфику жанра определяет интерактивность (обзор писем, вопрос-ответ, отчет, интервью, литературная запись, беседа, блиц-опрос, круглый стол, ток-шоу).
В связи со всем вышеизложенным становится очевидно, что беллетристику, во-первых, с точки зрения архитектоники нужно чётко разделить на два «макрожанра», класса (это будет правильно и с точки зрения дальнейшего употребления самого термина «беллетри-
3 Ковалева Ирина. Нет, пресса не умрёт// Крымская правда[Эл.документ]. Режим доступа:http://www.format-a3.ru/events/ еуеп!-69/агйс1е8/515.Ь1т1
4 Ляпун С.В.Новые подходы к классификации газетных жанров в теории и практике журналистики//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 4. С. 72-73.
5 Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. М.: Академический проект, 2007. С. 290.
6 Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского
творчества. М.: Аспект Пресс, 2011. С. 8.
стика»): с одной стороны, беллетристика есть синоним литературы вообще и (либо) её массовых образцов в частности. Это, так сказать, употребление слова не строго терминологически, а в самом широком смысле: «литература равно беллетристика».
С другой стороны, применительно к журналистике, слово «беллетристика» приобретает совершенно чёткое, «узкое» и конкретное терминологическое значение. Этим словом обозначается класс текстов совершенно определённого вида: небольшого объёма, в центре которых находится человек, наш современник, решающий так или иначе актуальные социально-нравственные проблемы. И интерес к нему журналистов и общества вызван именно тем, что проблемы, поднимаемые в его «истории», актуальны для всех, имеют концептуальное наполнение.
Получается, что беллетристика - бывшая своего рода пограничной территорией между журналистикой и литературой - сегодня уже чётко оформляется в сферу самостоятельной деятельности. От первой она берёт фактографическую, документальную основу (события и люди должны быть узнаваемы аудиторией) и проблематику, а от второй - художественный (образно-ценностный) метод их - событий и персонажей - описания и понимания. Однако, как мы видим, она - весьма сложное образование. Это требует выделения в самой беллетристике её видов, своего рода направлений.
И с этой точки зрения в современной журналистике можно, по всей видимости, говорить о беллетристике четырёх видов: журнальной, телевизионной, радийной и сетевой (или мультимедийной; появился даже термин - «сетература»).
Влияние интернета явно сказывается на беллетристике других видов. Она становится более краткой и лаконичной, тяготеющей к интерактивности. Новое рождение переживают такие формы журналистики, как обзор писем, вопрос-ответ, отчет, интервью, литературная запись, беседа, блиц-опрос, круглый стол, ток-шоу. А также сравнительно новый, «гибридный», не совсем журналистский телевизионный жанр как «игра» (Третьяков7).
Бурный расцвет переживает и теледокументалистика («Анимал планет», «Хистори», «Нэшнлгеографик» и другие каналы; цикл передач на «России-2» «Моя планета» и т.п.). Традиционные для журналистики формы осмысления действительности, и главным образом очерк, постепенно отвоёвывают место у «голой» информации. В качестве яркого примера творческой удачи можно привести пример экранного долгожителя «Непутевые заметки» Д.Крылова (1-й канал) - серии путевых очерков, окрашенных одновременно лиризмом и мягким юмором автора.
Сильно изменилась беллетристика журнальная: достаточно взять в руки один из самых успешных и популярных журналов России «Cosmopolitan», чтобы
7 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистике / Предисл. С.А.Маркова. М.: Ладомир, 2004. С. 366-380.
убедиться в том, что, с одной стороны, толстый глянцевый журнал - нечто совершенно новое для традиционной советской журналистской практики, а с другой - что жанрово-стилистическое обновление коснулось (и оставило жить) всё-таки традиционного набора жанров. Это прежде всего путешествия, криминальная и любовная истории, рассказ, эссе, зарисовка, лёгкий фельетон, биография, очерк, статья-исследование по заданию редакции (эксперимент), письмо.
Несмотря на появление массы иноязычных терминов (фиче, сторителлинг, трендовая статья8 и т.п.) добротная журналистика всё же «держится» проверенных временем жанровых форм. Даже появление так называемого «нового журнализма» или «газетного сериала» не меняет веками сложившихся «жанровых ожиданий аудитории». Несколько изменяется лишь методика сбора информации и подача материала («реконструкция события» в новом журнализме или допускаемый «домысел» в очерке).
Напоследок можно определить, так сказать, «жанровую периферию» «журналистской» беллетристики. Поскольку сегодня принято обозначать журналистику термином «масс-медиа», то есть «средствами массового воздействия», то в «хозяйство» журналистики попали и некоторые, ранее не всегда относимые к ней, формы. Так, публицистика не ограничивается (как и беллетристика) лишь газетной полосой или телеэкраном. Она пользуется и порядком подзабытой формой брошюры (статья объёмом порядка 40 тысяч знаков, выпускаемая отдельной тонкой книжкой), и привычной формой книги...
В плане жанров также царит разнообразие: романы, повести, рассказы, новеллы, сказки и фельетоны. Как и в форме сатиры или воспоминаний, автобиографий, дневников, писем, путешествий.
Можно вспомнить самого Салтыкова-Щедрина, относившего к беллетристике автобиографию: «Вы указываете мне на автобиографический труд, но он и прежде меня уже заманивал. <.> Но Вы, кажется, ошибаетесь, находя эту работу лёгкою. По моему мнению, из всех родов беллетристики это самый трудный»9.
Впрочем, большая часть жанров осталась прежней, лишь пройдя так называемую трансформацию: те же воспоминания, путешествие (например, новоиспечённый жанр «автостопа»), письма, обладающие художественными достоинствами («Письма президенту» Минкина в «Московском комсомольце»: сначала печатались в газете, а позже были выпущены отдельной книгой).
Можно отметить и фальсификации, подделки под беллетристику, состоящие в том, что придают форму романа или рассказа произведениям нехудожественным по своим основным заданиям. Это так называемые «тенденциозные», или, проще, публицистические
8 Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2013.
9 Русские писатели о литературном труде (ХУШ-ХХ вв.): Сб.
в 4 Т. /Под общ. Ред. Б.Майлаха. Л.: Советский писатель, 1954-56. Т. 2. СС. 660-661.
10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES
произведения. Знаменитым, хотя, пожалуй, наименее художественным, но весьма значительным во многих других отношениях сочинением этого рода является «Что делать?» Чернышевского. Можно вспомнить и А.Проханова с его «романом» «Господин гексоген» о Борисе Березовском.
К подделкам под беллетристику, а точнее к ложной беллетристике следует также отнести так называемую бульварную литературу. Основное её предназначение лежит в области удовлетворения не художественных, ценностных стремлений, а низких и пошлых интересов. Это прежде всего расплодившаяся криминальная тематика, а также порнография, поощряемая иногда вполне респектабельными изданиями. Так, например, вполне приличный женский журнал «Космополитен» предлагал читательницам принять участие в конкурсе написания порнорассказов и даже опубликовал статью о том, как это сделать технически10.
К смешанному роду беллетристики могут быть отнесены и так называемые художественно-философские произведения, начиная от диалогов Платона («Пир», «Федр», «Федон» и др.) и заканчивая философской беллетристикой Паоло Коэльо.
Также можно, по всей видимости, отнести к беллетристике научную эссеистику и утопические произведения социального и научно-технического характера.
Тем не менее, основа беллетристики - рассказ или, понимая это слово шире, какая-либо «история» (событие, происшествие, случай), имевшая в той или иной степени фактическую реальную основу. Отсюда важное свойство беллетристических произведений - узнаваемость событий и персонажей аудиторией. При этом надо отметить, что беллетристика имеет огромное количество жанровых разновидностей, но всё же её основой остаётся «рассказ о событии».
Характеризуя рассказ в целом и определяя его как «всякое небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение с реалистической окраской, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде и т. п.», авторы пишут о том, что этим термином обозначается собственно не один жанр какого-либо определённого «стиля», а целая группа близких, сходных, но не тождественных жанров. С этой мыслью невозможно не согласиться, добавив лишь, что эта «группа близких, но не тождественных» жанров и составляет основу «журналистской» беллетристики.
Отмечая справедливость такого определения рассказа, современный исследователь пишет, уточняя, следующее:
«Рассказ - малая форма эпического рода литературы; небольшое по объёму прозаическое произведение. В отличие от очерка рассказ имеет сюжет и конфликт и является менее документальным, т. е. содержит художественный вымысел. Новелла отличается от рассказа динамичностью построения и, как правило, неожидан-
10 Кира Суханова. Проза о позах // Cosmopolitan. 2009, июнь. С. 190-193.
ной развязкой сюжета. В зависимости от содержания различаются рассказы двух видов: новеллистического и очеркового типа»11. Данное определение, на наш взгляд, более точное, так как трактует рассказ относительно очерка и такой его характеристики, как «документальность», или по-журналистски - «адресность».
По мнению учёного, в основе рассказа новеллистического типа лежит некий случай, раскрывающий становление характера главного героя. Такие рассказы фиксируют либо момент, изменивший мировосприятие героя, либо несколько событий, приведших к этому моменту: «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Невеста» и «Ионыч» А.П.Чехова, «босяцкие» рассказы М.Горького. Рассказ такого типа восходит к литературе Возрождения, где множество рассказов новеллистического типа объединялись в более крупное произведение: так построены «Дон-Кихот» М. Сервантеса, «Жиль Блаз» А.Р.Лесажа, «Тиль Уленшпигель» Ш. де Костера.
Рассказ же очеркового типа фиксирует некое состояние мира или общества, его задача - показать не ключевой момент, а обычную, нормальную жизнь какой-либо группы людей или одного человека, выбрав для этого наиболее типичный момент: «Записки охотника» И.С.Тургенева, «Антоновские яблоки» И.А.Бунина, «Конармия» И.Э.Бабеля. Такие рассказы часто входят в состав более крупного произведения, разворачивающего нравоописательную картину, часто с сатирическим пафосом: например, у Дж. Свифта, М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Рассказ, отмечает исследователь далее, может соединять в себе и обе тенденции: автор использует новеллистическую форму для нравоописательного содержания. Пример - «Муму» И.С.Тургенева, «Смерть чиновника» А.П.Чехова и т. д.
Рассказ остается продуктивным жанром и в настоящее время. Выделяют такие его разновидности, как рассказ бытовой, психологический, философский, сатирический, фантастический (научная фантастика и фэнте-зи), близкий к новелле, практически бессюжетный и т.д.
В целом жанровая структура беллетристики, активно используемая в журналистике, будет выглядеть следующим образом. Родовой (стержневой) жанр - рассказ: история, повествование о каком-либо событии, происшествии в образной, художественной форме.
Периферия:
1. зарисовка (субъективное, образное, эмоциональное описание конкретной ситуации и переживаний с нею связанных);
2. репортаж («рассказ очевидца с места события»; литературная запись совершающегося события, очевидцем и участником которого выступает журналист);
3. очерк (беллетристическое произведение, содержащее описание того или иного социального типажа либо характера конкретного человека и ставящее задачей рассмотреть сквозь призму их судеб и жизненных
11 Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия // Под ред. проф. Горкина А.П. М.: Росмэн, 2006[эл. документ]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_1iterature/3924/ Рассказ.
перипетий актуальные проблемы современности);
4. хроники (художественное описание истории политических, общественных или семейных событий);
5. история (беллетристическое произведение, повествующее о каком-либо происшествии, случае, значимом для автора: «криминальная история» - преимущественно о неприятном событии, конфликте; «любовная история» - о перипетиях личных взаимоотношений; «смешная история»/«анекдот» - о забавном случае и т.д.);
6. фельетон (беллетристическое произведение, в юмористическом, сатирическом, иногда саркастическом
ключе высмеивающее социальные пороки, недостатки и явления на примере конкретных людей; часто имеет сознательно уничижительный характер, приближаясь к памфлету);
7. путешествие (беллетристическое произведение, в котором автор с познавательной либо развлекательной целью описывает свою поездку или передвижение пешком по каким-либо местам или странам).
И последнее. Можно, наверное, вывести своего рода формулу беллетристики, обозначив её условно как «три Д»: Документальность - Драматизация - Домысел.
Библиографический список
1. Андрей Мирошниченко. Когда умрут газеты. М.: Книжный мир, 2011.
2. Дмитровский А.Л. ЖАНР ЭССЕ: Очерк теории жанра. Монография. Орёл, 2006.
3. Дмитровский А.Л. Экзистенциальная теория журналистики: к сущности концепции. Методологические разъяснения и схемы // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. 2013. № 1 (11).
4. Дмитровский А.Л. Экзистенциальная теория журналистики: попытка метатеории // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. №2 (10).
5. Доктороу Э.Л. Гимн сочинительству (О значении художественного вымысла). Пер. с англ. Д.Аграчёва // Литературная газета. 1987. № 41 (7 октября).
6. Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. М.: Флинта: Наука, 2008.
7. Кира Суханова. Проза о позах // Cosmopolitan. 2009, июнь.
8. Ковалева Ирина. Нет, пресса не умрёт // Крымская правда [Эл.документ]. Режим доступа: http://www.format-a3.ru/events/ event-69/articles/515.html
9. КолесниченкоА.В. Настольная книга журналиста: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2013.
10. Лазутина Г.В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2011.
11. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия // Под ред. проф. Горкина А.П. М.: Росмэн, 2006 [эл. документ]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/3924/
12. Ляпун С.В. Новые подходы к классификации газетных жанров в теории и практике журналистики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 4.
13. Русские писатели о литературном труде (XVIII-XX вв.): Сб. в 4 Т. /Под общ. Ред. Б.Майлаха. Л.: Советский писатель, 1954-56.
14. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. М.: Академический проект, 2007.
15. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистике / Предисл. С.А.Маркова. М.: Ладомир, 2004.
References
1. AndreyMiroshnichenko. When newspapers die. M.: Book world, 2011.
2. DmitrovskyA.L. ESSAY GENRE: Sketch of the theory of a genre. Monograph. Orel, 2006.
3. Dmitrovsky A.L. Existential theory of journalism: to essence of the concept. Methodological explanations and schemes//SIGN: problem field of media education. 2013. No. 1 (11).
4. Dmitrovsky A.L. Existential theory of journalism: attempt of a metatheory//Sign: problem field of media education. 2012. No. 2
(10).
5. Doktorou E.L. The anthem to writing (About value of art fiction) / Translated from English D. Agrachyov//the Literary newspaper. 1987. No. 41 (on October 7).
6. Kayda L.G. Essay: stylistic portrait. M.: Flint: Nauka, 2008.
7. Kira Sukhanova. Prose about poses//Cosmopolitan. 2009, June.
8. Kovalyova Irina. No, the press won't die//the Crimean truth. Access mode: http://www.format-a3.ru/events/event-69/articles/515.html
9. KolesnichenkoA.V. Reference book of the journalist: Studies. a grant for students of higher education institutions. M.: Aspect Press, 2013.
10. Lazutina G. V., RaspopovaS. S. Genres ofjournalistic creativity. M.: Aspect Press, 2011.
11. Literature and language. The modern illustrated encyclopedia//Under the editorship of the prof. Gorkin A.P. M.: Rosmen, 2006. Access mode: http://dic .academic.ru/dic.nsf/enc_literature/3924/
12. Lyapun S. V. New approaches to classification of newspaper genres in the theory and practice of journalism//the Bulletin of the Adygei State University. Series 2: Philology and art criticism. 2011. No. 4.
13. The Russian writers about literary work (the XVIII-XX centuries): Col. in 4 Vol. / Under a general Edition of B. Maylakh. L.: Soviet writer, 1954-56.
14. Samartsev O. R. Creativity activity of the journalist: sketches of the theory and practice. M.: Academic project, 2007.
15. Tretyakov V. T. How to become a well-known journalist. A course of lectures according to the theory and practice to modern Russian journalism / Introduction by S. A. Markova. M.: Ladomir, 2004.