2. Kim, M. N. (2005) Reportazh: tehnologiyazhanra[=Reporting: technology of a genre],Mikhaylov V.A. publishing house, SPb.:224 p. (in Russ.).
3. Kulchitskaya,D.Yu.«Istokimul>timediynosti v traditsionnyhzhurnalistskihzhanrah»[=Multimedia sources in traditional journalistic genres],in: Vestn. Mosk. un-that. It is gray. 10, Journalism, 2012, No. 3, Page 94-100 (in Russ.).
4. Lazutina G.V.and Raspopova S.S.(2014)«Novostnayazhurnalistika v svetepredmetno-funktsional>nogopodhoda k differentsiatsiizhanrov» [=Novostnayazhurnalistika v svetepredmetno-funktsional>nogopodkhoda k differentsiatsiizhanrov],in: ZHurnalist. Sotsial'nyekommunikatsii, № 1,P.98-114(in Russ.).
5. Rossiyskiyrynokperiodicheskoypechati. Sostoyanie, tendentsii i perspektivyrazvitiy[=Russian market of periodicals. State, tendencies and prospects of development]: The report. Federal Agency for Press and Mass Communications, Moscow: 2009 (in Russ.).
6. Sokolov-Mitrich, D. «Real>nyj reporter. Pochemunasetomu ne uchatnazhurfake?»[=Real reporter. Why we to it aren>t taught on journalism faculty?],available at: http://dedovkgu.narod.ru/bib/sokolov_ mitrich.htm, accessed 20.12.2014 (in Russ.).
7. Solganik, G. Ya. (1970) Stil' reportazha[=Stil of the reporting],Moscow, 80 p. (in Russ.).
8. Uchenova, V. V. (1982)Metod i zhanr: Dialektikavzaimodeystviya[=Metod and genre: Dialectics of interaction],Moscow (in Russ.).
9. Shepilova, G. «Vzaimodeystvie SMI i vlastnyhstruktur v rossiyskihregionah»[=Interaction of mass media and power structures in the Russian regions], in: Mediaskop, 2014, No. 4, http://mediascope. ru>node/1663. accessed 5.01.2015 (in Russ.).
10.Shostak, M. I. (2001). Reporter. Professionalizm i eft'ka[=Reporter. Professionalism and ethics],Pub. RIP- holding,Moscow: 165 p.(in Russ.).
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 207-213.
УДК 070:81.38, ББК 76
Е. В. Выровцева
трансформация традиционных публицистических жанров в современных массмедиа
Журналистский текст как средство организации дискурса и коммуникативное явление находится сегодня в процессе постоянного поиска наиболее интересного, оригинального, убедительного жанрового воплощения. Поэтому традиционные публицистические жанры трансформируются, образуя новые видовые формы. На трансформацию влияют как возможности самого жанра, так и новые условия функционирования медиатекста, и экстралингвистические факторы: представление об окружающем мире, мнения, установки и запросы адресата. Можно говорить о тенденциях, влияющих на изменения традиционных жанров, это персонификация, конвергенция, мультимедийность, полистилизм и т. п.
Ключевые слова: жанр; публицистика; конвергенция; мультимедийные технологии; жанры-гибриды; репортаж; фельетон; памфлет.
Е. Л. Вартанова, подводя итоги 2014 меди-агода, один из главных вопросов сформулировала так: «остается важным и в чем-то неясным проблема качества в журналистике, само понятие качественной журналистики в целом. Какой главный критерий качества журналистского материала - мнение специалистов, интел-
лектуалов или доверие массовой аудитории? Число использованных экспертных оценок, объем приведенной статистики или богатство иллюстраций, авторских эмоций?» [3. С. 9]. Жанр признается важнейшей характеристикой любого текста, и именно жанровая система - ее современное состояние, специфика ее структу-
ры, место в иерархии тех или иных видов текста - позволяет судить о качестве медиатекста и журналистского дискурса.
Жанр - понятие традиционное, но сегодня особенно остро стоит вопрос о необходимости уточнения как самого родового понятия в теории журналистики, так и содержания самих жанров. Устоявшейся, удовлетворяющей абсолютное большинство исследователей теории журналистских жанров на настоящий момент не существует, что подтверждают проведенное несколько лет назад социологическое исследование [5], полемика на научных конференциях, темы семинаров и круглых столов. На это указывают и авторы учебного пособия «Жанры журналистского творчества»: «Сегодняшний день отечественной журналистики отмечен явлением, которое в обиходе называют смешением (взаимопроникновением) жанров. Суть его состоит в том, что жанровые различия журналистских материалов проявляются в информационных потоках все менее заметно и слабо улавливаются не только аудиторией, но и профессиональной средой» [11. С. 3]. Этапы развития теории журналистских жанров в отечественной науке охарактеризованы в статье А. А. Тертычного, где ученый в частности говорит о сложности данной теоретической категории: «В силу того, что не были достаточно четко сформулированы и последовательно применены жанрообразующие факторы (основания классификации), в силу сложности самого предмета и недостаточного его осмысления, такая классификация (советских ученых - Е. В.) оказалась неполной и уязвимой для критики. Тем не менее она, безусловно, должна изучаться исследователями с целью создания более совершенных концептуальных систем современных жанров» [20. С. 90]. Еще одним доказательством актуальности проблемы функционирования различных видов журналистского текста в современных масс-медиа является сосуществование сразу нескольких классификаций - традиционной (В. Д. Пельта), А. А. Тертычного, Л. Е. Кройчика, Г. В. Лазутиной, М. И. Шостак, А. В. Колесниченко и др. Причины достаточно точно определяет Е. Г. Малышева: «Общим местом в теории журналистики является констатация того факта, что современная система жанров СМИ претерпевает кардинальные изменения, связанные с жанровой диффузией, синтезом жанров, размытостью жанровых границ, возникновением новых жанров, уходом на
периферию или практическим исчезновением некоторых жанров, в частности художественно-публицистических» [12].
Традиционно жанр характеризовался как существенный параметр журналистского текста и как важнейшая единица классификации, настраивающая реципиента на то или иное восприятие интерпретированной автором информации. В задачи автора входит поиск наиболее адекватной и эффективной формы для отражения современной действительности, для выражения собственной точки зрения, для оценки объектов этой действительности. Однако в современных условиях эти задачи усложняются - жесткая конкуренция требует поиска оригинальных способов представления факта и мнения; мультимедийность обеспечила огромное количество новых способов воздействия на аудиторию; интернет практически лишил традиционные типы СМИ права на оперативность; новые медиа, в частности соцсети и бло-госфера, стали более популярным источником информации в силу своей активно декларируемой независимости. В журналистике жанры, а точнее - их создатели, вынуждены отвечать на эти вызовы времени и искать все новые и новые средства привлечения внимания аудитории: «Теория речевых жанров является одной из немногих действующих на практике моделей коммуникации, учитывающих такие важные параметры, как ситуация и сфера общения, стиль, форма речи, способы оформления начала и конца речи, передачи инициативы в диалоге, а также стратегии и тактики ведения коммуникации» [13]. Особенности современного медиадискурса привлекают внимание представителей самых разных наук - филологии, лингвистики, коммуникативистики, истории, психологии и др. Такой интерес обусловлен активными, сложными, противоречивыми процессами, при характеристике которых чаще всего идет речь именно о трансформации: о смещении способов подачи информации, об изменении языка и стиля текстов СМИ, о корректировке принципов взаимоотношений коммуникатора и аудитории, о новой системе оформления печатных изданий и т. п.
Жанровая система современных медиа обсуждается и на ежегодных конференциях факультета журналистики МГУ. Постоянный участник дискуссий профессор Л. Е. Кройчик определяет жанр как «относительно устойчивую структурно-содержательную организацию текста, обусловленную своеобразным отраже-
нием действительности и характером отношения к ним творца» [8. С. 138]. Трансформация наиболее заметна в формирующейся новой системе способов и приемов отражения реальности, а также в принципах выражения позиции творца-автора, а также в степени участия в создании журналистского произведения аудитории: и конкретного реципиента и участников коммуникации, например, пишущих комментарии к тексту в интернет-изданиях. Новые реалии российской действительности потребовали новых видов медиатекста. Жанр как типологическая и исторически конкретная категория обладает системой признаков, которые позволяют ему «подстраиваться» под новые условия существования: сохранять «память жанра» [1. С. 121], изменяться, «смещаться» [21], «перерождаться во встрече с каждым новым читателем» [18. С. 131]. Традиционные публицистические жанры, подобно Луцию из «Метаморфоз» Апулея, пройдя долгий путь от дворянской журналистики XVIII века до советской, в последние десятилетия претерпели изменения, пережив разные периоды - расцвета, угасания, смерти, возрождения. Однако, несмотря ни на что, журналистские жанры сумели не только выжить, но и нашли формы, соответствующие и новым запросам аудитории, и требованиям владельцев и учредителей СМИ, и новой социальной ситуации.
Таким образом, изменения в жанровой системе, в основном, обусловлены особенностями функционирования современных масс-медиа, которые потребовали глобального пересмотра традиций, формирования эффективных приемов и методов представления факта и мнения. Попробуем выделить основные причины, повлиявшие на эти процессы. В конце прошлого века возникла потребность в создании новой системы периодической печати, т. к. советская рухнула. Появление новых типов периодических изданий и изменение традиционных обусловили необходимость пересмотра жанровой структуры конкретного номера: сегодня можно смело говорить о взаимообусловленности жанровых характеристик текста и типа издания. Интеграция журналистки, рекламы, па-блик рилейшнз и массовой культуры привела к пересмотру традиционных подходов к материалам СМИ. Одновременное функционирование изданий в различных формах (к примеру, печатной и цифровой) невозможно без универсальных текстов, способных успешно воздействовать на аудиторию на разных платформах.
Проблемам функционирования современной конвергентной журналистики посвящен сборник «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» [6]. Традиционные формы жанров приспосабливаются к новому мультимедийному образу жизни. В интернет-пространстве идет формирование новой системы ме-диатекстов, очевиден процесс трансформации уже апробированных видов текста. Например, он-лайн репортаж по-прежнему нацелен на создание эффекта присутствия, но создается он другими средствами. Тенденции глобализации информации и дифференциации аудитории обусловлены в первую очередь мультимедийно-стью, когда «современные репортеры стремятся предъявлять информацию, привлекая для этого самые разные знаковые системы (текстовую информацию, звук, видеоряд, анимацию и т. д.)» [10. С. 12]. С. С. Распопова посвятила отдельную статью исследованию проблемы автора в мультимедийном тексте [17]. При этом возрастает роль потребителя информации, получившего возможность самостоятельно «определять свои перемещения и логику получения информации» [6. С. 20].
Влияют на трансформацию традиционных жанров и другие тенденции: развитие максимально приближенной к объективности новостной журналистики, основанной на сухой констатации факта, и персонификация и персонализация журналистского текста [9]. Тенденция индивидуализации медиа привела к индивидуализации жанровых форм. Диалогичность как определяющий признак речевого жанра в условиях интерактивности становится едва ли не единственно возможным форматом для традиционных публицистических жанров. Установка на разговорную речь, спонтанность коммуникации, лексически выраженный формат диалога проникают буквально во все жанры. Так, объявленная постмодернистами «смерть автора» обернулась усилением роли «Я» в журналистском тексте, о чем свидетельствуют и такие явления, как колумнистика, развитие блогосферы, и формирование новых жанровых форм - авторских жанров [4]. О влиянии философии постмодернизма на современные масс-медиа указывают многие авторы, например, Д. Ю. Кульчицкая: «Главные его (постмодернизма - Е. В.) черты заключаются в антисистемности, фрагментарности, эклектизме, отказе от универсализма и единства. Почти все упомянутые особенности
философии постмодернизма находят отражение в характеристиках феномена мультимедиа» [10. С. 13]. В современной жанровой системе журналистики отсутствует единый и универсальный подход к определению того или иного вида текста. Репортаж, интервью, расследование и другие жанры в деловом еженедельнике сильно отличается от этих же жанров в бульварном издании. Творческий портрет на канале «Культура» и НТВ будет основан на очень разных принципах, методах, приемах. Рецензия в массовом издании практически трансформировалась в аннотацию, но сохранила объем и глубину анализа в специализированных изданиях.
Для публицистики качественных изданий характерно обращение к традиционным жанрам, однако элементы разных видов текста оригинально объединяются. Наиболее показательно рождение иронического репортажа, классический образец которого создан Андреем Колесниковым в газете «КоммерсантЪ». И теперь включение в традиционную форму репортажа фельетонного стиля, приемов комического как способа критики можно обнаружить и в текстах других авторов: Юлия Санкович («Новая газета», «КоммерсантЪ»),
Валерий Якова («Новые известия»). В их репортажах создается яркий сатирический образ, в большей степени характерный для художественной публицистики. И. Е. Петровская еще в 2006 году обратила внимание на востребованность иронического репортажа в современных российских СМИ: «Ироническое телевидение практически сошло на нет с тех пор, как с него "сошли на нет" Виктор Шендерович, Леонид Парфенов или, допустим, Павел Лобков периода до "Растительной жизни", умевший так изящно скрывать смешное под маской серьезного, что комар носу не подточит... Впрочем, иронические репортажи хоть и крайне редко, но появляются то тут, то там. И иногда даже не разберешь: это авторы так тонко сработали или то, что скрывается под маской серьезного, на самом деле столь забавно, что эффект комического возникает сам собой» [15].Стоит заметить, что ирония сегодня проникает в самые разные жанры, включая отчет, заметку, обзор, статью, корреспонденцию, тогда как в «протокольной» форме это было исключено. А. А. Негрышев использует термин 'интерференция', характеризуя трансформацию новостных жанров в современных СМИ [14. С. 12].
Другой пример трансформации традицион-
ной формы жанра можно обнаружить в творчестве Максим Соколова, который, по сути, возродил жанр политического фельетона. Однако в его колонках значительную роль играют памфлетные формы критики - разоблачение мировоззрения, открытая адресность, полемичность: «Весьма убедительно выглядят поиски в области фельетонного иронического письма в материалах Соколова. Нельзя сказать, что персонажи, о которых пишет Соколов, действуют в нелепых ситуациях. Можно сказать, что предмет фельетона - поведение влиятельных персон, в котором обнаруживается их подлинная натура, способная стать причиной возникновения в обществе любых абсурдных ситуаций» [11. С. 177-178]. Таким образом, объектами критики становятся и конкретные факты, события, что характерно для фельетона, и мировоззрение, как это принято в памфлете. На смешение жанров указывает и использование разных приемов комического: юмора, иронии, гиперболы, гротеска, сатиры, сарказма.
Элементы памфлета, фельетона, колонки, зарисовки своеобразно взаимодействуют и в публицистике Андрея Бильжо, который объединяет в рамках одного материала элементы разных жанров - полемичность, открытую диалогичность колонки, масштабность критики памфлета и ироничность фельетона. В основе конвергенции - общая черта этих жанров, которые не исключают создания маски. Откровенный разговор художника, эссеиста и «мозговеда», человека, который относится к окружающей действительности с юмором, основан на зарисовке о личном жизненном опыте. Анализ его текстов позволяет говорить о таких традиционных чертах фельетона, как создание узнаваемой личности и подтекста [22]. Однако Бильжо раздвигает границы традиционного жанра как за счет дополнения вербальной информации карикатурными зарисовками, так и за счет использования видовых особенностей колонки - создание яркого, экспрессивного стиля и выражения нестандартной, оппозиционной точки зрения, а также за счет элементов критики, свойственных памфлету.
Совмещение разножанровых приемов в современной публицистике можно обнаружить не только на уровне предмета, метода, композиции, но и в особенностях языка: «"Персона" журналиста - ключевая в языковой действительности журналистского текста - становится концептуально важной. В современном журналистском процессе закономерным явлением
становится персонификацией языковой личности журналиста» [19. С. 23]. Для таких текстов характерен полистилизм (еще одна черта постмодернизма): сочетание литературного, научного, публицистического и разговорного стилей. В. И. Коньков предлагает использовать понятие «речевая разработка содержания» [7. С. 23]. Не менее яркий пример смелого эксперимента с жанрами, основанного на совмещении различных элементов традиционных видов публицистики и на смешение стилей, - это творчество Дмитрия Быкова. Именно полистилизм и ин-тертектуальность участвуют в трансформации традиционных видов текста. Расширение жанровых границ происходит и за счет активного использования интертекстуальности: ассоциативный ряд, вызванный включением элементов других текстов, заставляет читателя проецировать жанр прецедентного текста на тот, который он читает в газете в данный момент.
Таким образом, можно говорить об общей тенденции - усиление авторского начала, влияющей на изменения традиционных жанров. Ее называют по-разному: персонификация (Л. Е. Кройчик), эссеизация (М. И. Шостак), субъективизация (М. Н. Ким). Журналистский текст как «реализованный, воплощенный дискурс, сложное коммуникативное явление, включающее кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста» [2. С. 12], сегодня находится в процессе постоянного поиска наиболее интересного, наиболее оригинального, наиболее убедительного жанрового воплощения. При этом конец «скобочного времени Гутенберга» обусловила непрерывность этого процесса: «Законченность текста исчерпала себя.., текст все время изменяется. <...> мы стоим на пути к никогда не заканчиваемой, создаваемой многими и мультимедийной изменяющейся работе в вечном прогрессе» [16].
Список литературы
1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М., 1979. 318 с.
2. Богуславская, В. В. Журналистский текст: лингвосоциокультурное моделирование: автореф. дис. ... канд. филол. наук / В. В. Богуславская. Воронеж, 2004. 34 с.
3. Вартанова, Е. Л. Итоги 2014 медиагода как вызовы для медиатеории / Е. Л. Вартанова // Медиаальманах. 2014. № 6. С. 8-10.
4. Выровцева, Е. В. Авторский жанр в современных российских СМИ / Е. В. Выровцева // Жанры СМИ: история, теория, практика: сб. материалов VI и VII Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2014. С. 34-45.
5. Выровцева, Е. В. Теоретики и практики о проблеме жанра в современных медиа: социологический аспект / Е. В. Выровцева, Т. Н. Громова // Эволюция жанров в истории российской журналистики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2007. С. 9-12.
6. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010. 200 с.
7. Коньков, В. И. Речевая структура газетных жанров / В. И. Коньков. СПб., 2004. 219 с.
8. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 125-166.
9. Кройчик, Л. Е. Стратегические ресурсы публицистических текстов / Л. Е. Кройчик // Эволюция жанров в российской журналистике: сб. науч. ст. II и III Всерос. конф. Самара, 2010. С.317-327.
10.Кульчицкая, Д. Ю. Мультимедиа и постмодернизм: попытка теоретического осмысления двух явлений / Д. Ю. Кульчицкая // Медиаальманах. 2014. № 2. С. 12-16.
11. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. М., 2011. 320 с.
12.Малышева, Е. Г. «Гибридный» публицистический текст в региональных печатных СМИ (на материале публикаций С. Шкаева) [Электронный ресурс] / Е. Г. Малышева // Медиаскоп 2014. № 3. URL: http://www. mediascope.ru/node/1552.
13.Методический семинар «Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ» [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2009. URL: http://mediascope.ru/node/416.
14.Негрышев, А. А. Интерпретация в новостях СМИ: потенциал синтагматической структуры текста / А. А. Негрышев // Медиаальманах. 2014. № 1. С. 78-84.
15.Петровская, И. Е. Ради красного словца / И. Е. Петровская // Известия. 2006. 7 июля.
16.Почепцов, Г. Г. Новое в теории журналистики: цивилизация Гутенберга как временное состояние [Электронный ресурс] / Г. Г. Почепцов. URL: http://psyfactor.org/lib/ postjournalism3.htm.
17.Распопова, С. С. Автор мультимедийного текста / С. С. Распопова // Журналист. Социальные коммуникации. 2012. № 3. С. 8490.
18.Рымарь, Н. Т. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н. Т. Рымарь, В. П. Скобелев. Воронеж, 1994. 250 с.
19.Самусевич, О. М. Индивидуализация текстовой деятельности журналиста / О. М. Самусевич // СМИ в современном мире: Петербургские чтения: тез. межвуз. науч.-практ. конф. СПб., 2009. С. 166-167.
20.Тертычный, А. А. Становление и развитие теории жанров в отечественной науке
о журналистике / А. А. Тертычный // Жанры СМИ: история, теория, практика: сб. материалов VI и VII Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2014. С.80-92.
21.Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. М., 1977. 576 с.
22.Федоренко, С. С. Традиции русского фельетона в современной газете / С. С. Федоренко // Самарская журналистика: история, тенденции, перспективы развития: материалы науч.-практ. конф. Самара, 2010. С. 10-21.
Выровцева Екатерина Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики Самарского государственного университета.
Vyrovtseva E. associate Professor of theory and history of journalism, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Samara state University". [email protected]
the transformation of the traditional journalistic genres in modern massmedia
Journalistic text as a means of organizing discourse and communicative phenomenon is now in the process of constant search for the most interesting, original, persuasive genre embodiments. Therefore, the traditional journalistic genres are transformed, forming new species form. The transformation affect both the genre and the new conditions of functioning of the media text, and extra-linguistic factors: the perception of the outside world, opinions, attitudes and needs of the recipient. You can talk about the trends affecting changes in traditional genres, this personification, convergence, multimedia, polystylism, etc.
Keywords: genre; journalism; convergence; multimedia technologies; genres-hybrids; report; article; pamphlet.
References
1. Bahtin, M. M. (1979) Problemy poetiki Dostoevskogo [=Problems of Dostoevsky's poetics]. Moscow, 318 p. (in Russ.).
2. Boguslavskaja, V. V. (2004) "Zhurnalistskij tekst: lingvosociokulturnoe modelirovanie" [=Journalistic text: lingual, social and cultural modeling], Avtoreferat diss. Voronezh, 34 p. (in Russ.).
3. Vartanova, E. L. (2014) "Itogi 2014 mediagoda kak vyzovy dlya mediateorii" [=The results 2014 mediagate as calls for mediatheory], in: Mediaalmanah [=Medialuna], № 6. pp. 8-10. (in Russ.).
4. Vyrovceva, E. V. (2014) "Avtorskij zhanr v sovremennyh rossijskih SMI" [=Author genre in contemporary Russian media], in: Zhanry SMI: istiriya, teoriya, praktika [=Media Genres: history, theory, practice] : Sbornik materialov VI i VII Vserossiyskih nauchno-prakticheskih konferenciy. Samara. pp. 34-45. (in Russ.).
5. Vyrovceva, E. V. and Gromova T. N. (2007) "Teoretiki i praktiki o problemah zhanra v sovremennyh media: sociologicheskij aspect" [=Theorists and practitioners about the problem of genre in modern media: a sociological aspect], in: Evoljuziya zhanrov v istorii rossijskoj zhurnalistiki [=The evolution of genres in the history of Russian journalism] : Materialy Vserossijskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, pp. 9-12. (in Russ.).
6. Zhurnalistikaikonvergenciya: pochemuikaktradizionnyjeSMIprevrash'ajutsjavmultimediynyje [=Joumalism and convergence: why and how traditional media was placed in multimedia], pod red. A. G. Kachkajevoj. (2010) Moscow, 200 p. (in Russ.).
7. Kon'kov, V. I. (2004) Rechevaya struktura gasetnyh ganrov [=The structure of speech newspaper genres], Peterburg, 219 p. (in Russ.).
8. Kroychik, L. E. (2000) "Sistema zhurnalistskih zhanrov" [=System journalistic genres], in: Osnovy tvorcheskoy deyatelnosti zhurnalista [=Fundamentals of creative activities of a journalist], Pod red S. G. Korkonosenko, Peterburg, pp. 125-166. (in Russ.).
9. Kroychik, L. E. (2010) "Strategicheskije resursy publicisticheskih tekstov" [=Strategic resources journalistic texts], in: Evoljuziyazhanrov v rossijskojzhurnalistike [=The evolution of genres in Russian journalism] : Sb. nauchnyh statey II i III Vserossijskih konferenciy, Samara, pp. 317-327. (in Russ.).
10.Kulchickaya, D. Y. (2014) "Multimedia i postmodernism: popytka teoreticheskogo osmysleniya dvuh yavleniy" [=Media and postmodernism: an attempt at theoretical understanding of two phenomena], in: Mediaalmanah [=Medialuna], № 2. pp. 12-16. (in Russ.).
11.Lazutina, G. V. and Raspopova, S. S. (2011) Zhanry zhurnalistskogo tvorchestva [=Genres of journalistic creativity] : Uchebnoje posobiye dlya studentov vuzov, Moscow, 320 p. (in Russ.).
12.Malysheva, E. G. (2014) "Gibridnyi" publicisticheskij tekst v regionalnyh pechatnyh SMI (na materiale publikacij S. Shkaeva)" [=Hybrid journalistic texts in regional print media (on the material of publications S. Scaeva)], in: Mediaskop [=Mediashop], available at: http://www.mediascope.ru/ node/1552, accessed 11.07.2014 (in Russ.).
13."Metodicheskij seminar "Dinamika razvitiya formatov i zhanrov v sovremennyh SMI" [=Methodical seminar "Dynamics of development of formats and genres in modern media"], in: Mediaskop [=Mediashop], (2009) available at: http://mediascope.ru/node/416, accessed 11.07.2014 (in Russ).
14.Negryshev, A. A. (2014) "Interpretaziya v novostjah SMI: potenzial sintagmaticheskoy struktury teksta" ^Interpretation in the news media: potential syntagmatic structure of the text], in: Mediaalmanah [=Medialuna], № 1. pp. 78-84. (in Russ.).
15.Petrovskaya, I. E. (2006) "Radi krasnogo slovza" [=For an effect], in: Izvestia [=News], 07 iyulja. (in Russ.).
Pochepzov, G. G. "Novoje v teorii zhurnalistiki: zivilizaciya Gutenberga kak vremennoje sosnjyanije" [=New in the theory of journalism: civilization Gutenberg as a temporary condition], available at: http:// psyfactor.org/lib/postjournalism3.html, accessed 24.08.2014 (in Russ.).
16. Raspopova, S. S. (2012) "Avtor multimedijnogo teksta" [=Author multimedia text], in: Zhurnalist. Socialnye kommunikacii [=Journalist. Social communication], Moscow, № 3. pp. 84-90. (in Russ.).
17.Rymar', N. T. and Skobelev, V. P. (1994) Teoriya avtora i problema chudozhestvennoy deyatelnosti [=The author's theory and the problem of artistic activity], Voronezh, 250 p. (in Russ.).
18.Samusevith, O. M. (2009) "Individualizaciya tekstovoy deyatelnosti zhurnalista" ^Individualization of textual activity], in: SMI v sovremennom mire: Peterbugskiye chteniya [=Media in the modern world: the St. Petersburg reading] : tezisy mezhvuz. nauch.-practich. konf., Peterburg, pp. 166-167. (in Russ.).
19.Tertychnyj, A. A. (2014) "Stanovleniye i razvitiye teorii zhanrov v otechestvennoy nauke o zhurnalisnike" [=The formation and development of the theory of genres in domestic science journalism], in: Zhanry SMI: istoriya, teoriya, praktika [=Media Genres: history, theory, practice] : Sbornik materialov VI i VII Vserossijskih nauchno-prakticheskih konferenciy. Samara. pp. 80-92. (in Russ.).
20.Tyn'anov, Y. N. (1977) Poetika. Istoriya literatury. Kino [=The poetics. The history of literature. Movie], Moscow, 576 p. (in Russ.).
21.Fedorenko, S. S. (2010) "Tradicii russkogo fel'etona v sovremennoy gazete" [=The traditions of Russian satirical article in a contemporary newspaper], in: Samarskaya zhurnalistika: istoriya, tendencii, perspectivy razvitiya [=Samara journalism: history, trends and prospects of development] : Materialy nauchno-prakticheskoy konferencii. Samara. pp. 10-21. (in Russ.).