КОНТЕНТ-АНАЛИЗ КИНОРЕЦЕНЗИЙ Аникиев Р.А.
Аникиев Роман Алексеевич - аспирант, кафедра теоретической и прикладной лингвистики, Московский государственный областной университет, г. Москва
Аннотация: данная статья посвящена качественному контент-анализу интернет-кинорецензий . В качестве материала для анализа были выбраны 10 случайных кинорецензий, опубликованных на страницах двух популярных русскоязычных сайтов - «КиноПоиск» и «ФильмРу». Автор считает, что выявленные компоненты помогут определить смысловую направленность кинорецензий, размещенных в сети Интернет и её соответствие публицистическим нормам рецензии. Ключевые слова: кинорецензия, контент-анализ, интернет, кинокритика, кино.
Впервые, жанр кинорецензии был упомянут в американском еженедельнике Variety в 1907г. Жанр приобрел популярность в 20м веке с развитием кинематографа и практически сразу стал самым востребованным из журналистских жанров. В рецензиях отмечалась игра актеров, декорации и техника съемки. В процессе усложнения кинематографа расширялось количество тем затрагиваемых кинорецензий.
В 90-х годах 20-го века кинорецензии стали появляться в сети Интернет. Их авторами были рядовые зрители и кинолюбители, а не профессиональные кинокритики. Это было связано с тем, что прокат кинофильмов стал широко доступен в глобальной Сети. Каждый пользователь мог оставить свой комментарий, отклик или мнение на тот или иной фильм. Зачастую это были не аргументированные, эмоциональные суждения. В свою очередь, данное явление повлекло за собой создание различных Интернет-ресурсов, таких как форумы и блоги, посвященных Интернет-кинокритике. Таким образом, любой представитель зрительской аудитории смог почувствовать себя равным кинокритику. С точки зрения лингвистов на первом этапе данный вид критики носил дилетантский характер и по этой причине её игнорировали.
С годами, Интернет-ресурсы, содержащие на своих страницах кинорецензии, стали приобретать все большую популярность. Благодаря развитию технических возможностей и повышению оперативности информации, Интернет-критика стала более доступной и как следствие более значимой, чем профессиональная, публикуемая в печатных изданиях.
Для выявления основных содержательных компонентов кинорецензии был выбран один из наиболее перспективных методов исследования текста - контент-анализ. Данный вид анализа позволяет извлекать те компоненты информации текста, которые интересуют исследователя, и представлять их в удобной для анализа форме.
Контент-анализ (англ. content analysis; от content - содержание) - это формализованная методика исследования текстовой и графической информации в области социальных наук. [Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко, 2004].
Для проведения качественного контент-анализа нами использовалась программа MAX QDA. Она является одной из ведущих программ в сфере качественного анализа данных. MAX QDA появилась в 1989 году и с того момента постоянно развивается и совершенствуется. Сегодня, десятки тысяч людей по всему миру пользуются ей. Программа находит своё применение в таких областях, как: политология, социология, психология, педагогика и другие. При работе с MAX QDA пользователь получает возможность импорта и категоризации контента, создания систем кодов. Программа поддерживает работу с графическими, текстовыми, аудио и видео файлами.
Систему кодов и категорий, в программе, можно оформить с помощью вербальных кодов, символов, цветов и эмотиконов (приложение №1).
MAX QDA имеет возможность быстрого извлечения всей закодированной информации. Так же имеется мощная система поиска для автоматизированного кодирования.
Благодаря множеству вариантов визуализации результатов, программа поможет сделать ваше исследование более наглядным (приложение №2).
MAX QDA имеет возможность выгрузки полученных результатов в форматы для excel, word, xml и графические редакторы.
Для исследования, нами были отобраны 10 случайных кинорецензий, размещенных на сайтах www.kinopoisk.ru и www.film.ru данных текстов, на наличие жанровых особенностей рецензии, выделенных А.А Тертычным:
Можно выделить следующие жанровые особенности рецензии:
• Даёт информацию о произведении
• Интерпретирует художественное явление
• Даёт общую оценку
• Проводит анализ содержания и формы
• Даёт оценку - характеристику
• Представляет произведение читателю
В таблице представлены результаты анализа текстов, на наличие или отсутствие жанровых особенностей. Код 1 - обозначает присутствие. Код 0 - обозначает отсутствие (приложение №3).
Как мы видим, все тексты в большей или меньшей степени удовлетворяют нашему запросу и подходят для дальнейшего исследования.
На втором этапе необходимо определить систему категорий и тип кодирования. В качестве подхода к кодированию, мы выбираем латентное кодирование.
В результате анализа текстов рецензии, удалось выделить основные аспекты, затрагиваемые автором при написании кинорецензии. Результаты приведены в таблице (приложение №4).
Описание кодов:
• Код «Анализ» - анализ содержания и формы произведения
• Код «Роль» - определение места произведения в мире кино и творчестве режиссера
• Код «Информация» - информация о кинофильме
• Код «Оценка» - характеристика и оценка произведения
На третьем этапе каждому коду, было присвоено некоторое количество подкодов, для расширения их значений.
На рисунке, представлены подкоды категории «Анализ», и частота их использования относительно друг друга (приложение №5).
Описание подкодов:
• Идейное содержание - описание автором режиссерского замысла и отношения к сюжету.
• Особенности композиции - особые техники и приемы, использованные при съемке фильма.
• Особенности сюжета - описание сюжета, ключевые моменты фильма.
• Проблематика - описание затронутой проблемы в фильме.
• Тематика - основная тема фильма
• Характеристика героев - описание и оценка героев и актеров, игравших их в фильме.
Можно заметить, что основное внимание авторами кинорецензий, уделяется особенностям сюжета и характеристике героев - 22.2% каждому аспекту.
На рисунке представлены подкоды категории «Информация», и частота их использования относительно друг друга (приложение №6).
Описание подкодов:
• Главные герои - перечисление главных ролей и актеров игравших их.
• Название фильма - упоминание названия фильма в кинорецензии
• Режиссер - упоминание имени режиссера
• Место и дата выхода - где и когда можно будет посмотреть фильм
Для категорий «Оценка» и «Роль» подкодов выделено не было.
Проведенный анализ кинорецензий показал, что разновидность жанра рецензии
имеет следующие содержательные компоненты (приложение №7).
Проведенный анализ кинорецензий показал, что разновидность жанра Компонент «Общая информация о фильме» - отвечает на вопросы «что? где? когда?». Указывает название фильма, место и дату выхода, главных героев, актеров и имя режиссера.
Компонент «Роль произведения в мире кино и творчестве режиссера» - рецензент объясняет, какую значимость имеет картина для режиссера и сравнивает её с предыдущими работами, либо аналогами в мире кино.
Компонент «Анализ содержания и формы» - анализ содержательных элементов фильма. Как показало исследование, в центре внимания чаще всего оказываются:
• Тематика
• Проблематика
• Особенности сюжета
• Особенности композиции
• Идейное содержание
Компонент «Характеристика и оценка фильма» - раскрытие основной сути фильма. Рецензент оценивает фильм, для того, чтобы выявить его достоинства или недостатки и дать понять читателю - стоит его смотреть или нет.
В результате проведенного контент-аналитического исследования популярных интернет СМИ («КиноПоиск» и «ФильмРу»), были выявлены основные содержательные компоненты жанра кинорецензия. Авторы данных рецензий не являются специалистами в области фильмографии, зачастую это малоизвестные авторы, либо рядовые пользователи. В их текстах прослеживается преобладание информационного компонента и снижение аналитического. Тем не менее, основные жанровые признаки остаются ярко выраженными, такие как: анализ, оценка и интерпретация.
Интернет-кинорецензия содержит множество описательных и оценочных элементов с ярко обозначенной точкой зрения автора, ориентированной на то, чтобы заинтересовать и донести необходимую информацию до читателя.
Приложения:
Qt Document System
X [fia if 9 P e ^ x
[¿1 Documents
■«HI Resentment toward father?
■ [g^ InterviewGER
■ & IN Interview I
■ ^ Table - Messa
■ ^ Table - Messa □■ New Yorit
i -o|p' Teresa !■■■■< H 3canna !■■■■< Jon !■■■■< F Kim
!■■■■< m «v
i—o[n| George "■■■< 1 Mary ■og] Group B E]-0|B Indara !■■■■< H Vncent !■■■■< E; Jack .A.......B rnlh.
Code System äS ^
a s ë « p ö ^ x
H^People
■ SBFnejTds
■ ^ Partner
■ (¿¿Parents
- CIS Siblings
□ (¿¿Day-toH3ay Issues
- ^Education
■ ^Interests
■ Money and Financial Issues
■ ¿¡Frances
■ C?1, Emotions
■ CT^ReliiJon and Sptltuaity
■ (j1, Insuance
1 □ 1 tt
1 17
1
□ 1
13
7
1
3
1
1 6
1
25
7
1
IS
Puc. 1. ÜHmepfaitc npozpaMMbi
Puc. 2. ÜHmepfaitc npozpaMMbi
Представление читателю Оценка-характеристика Анализ содержания и формы Интерпретация Общая оценка Информация о произведении
Безумный Макс. Кинопоиск 1 1 1 1 1 1
Город Грехов. Кинопоиск 1 1 1 1 1 1
Зеленая миля. Кинопоиск 1 1 1 0 1 0
Побег из Шоушенка. Кинопоиск 1 1 1 1 1 0
Шпион. Кинопоиск 1 1 1 0 1 0
Такси 4. Фильм ру 1 0 1 1 0 1
Призрак. Фильм ру 1 1 1 1 0 1
Ной. Фильм ру 0 0 1 1 1 1
Гарри Поттер. Фильм ру 1 1 1 1 0 1
Алиса в стране чудес. Фильм ру 1 1 1 1 1 1
Таблица 2. Основные аспекты, затрагиваемые автором
Код Все фрагменты Активированные фрагменты Занимаемый текстовый массив % Документы
Анализ 71 71 45,96 10
Роль 11 11 7,12 9
Информация 58 58 37,54 10
Оценка 14 14 9,06 8
Рис. 3. Диаграмма анализа содержания
Рис. 4. Содержание компонента «Информация о произведении»
Рис. 5. Содержательные компоненты кинорецензий Список литературы
1. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. Учебное пособие. М., 2007. 284 с.
2. Леонтьева Н.Н. Автоматическое понимание текстов: Системы, модели, ресурсы. М.: Академия, 2006. 303 с.
3. Максименко О.И. Формализованная лингвистика: учебное пособие для ст. высш. уч. зав. М.:Изд-во МГОУ, 2013. 190 с.
4. Таршис Е.Я. Контент-анализ: Принципы методологии. (Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программы исследования). М., 2013. 176 с.
5. Berelson В. Content Analysis in Communication Research. Glencoe, IL:Free Press, 1952. 220 pp.
6. Lasswell H.D. Describing the contents of communication. - Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1946. 117 pp.