сост. и предисл. Е. Иваницкой // Textura : толстый литературный портал. 2018. - 6 янв. -URL: Ы1р:/ЛехШга.с1иЬ/права-самозванства/, свободный (дата обращения: 07.04.2019). -Загл. с экрана.
8. Литературная премия НОС [Электронный ресурс] / Фонд Михаила Прохорова. -URL: http://prokhorovfund.ru/projects/own/108/, свободный (дата обращения: 07.04.2019). -Загл. с экрана.
9. Новый мир [Электронный ресурс] : ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли. - URL: http://www.nm1925.ru/AboutMagazine/14/ Default.aspx, свободный (дата обращения: 07.04.2019). - Загл. с экрана.
10. Паршукова, Г. Б. К вопросу о круге чтения в интернет-библиотеках [Текст] / Г. Б. Паршукова // Книга, общество, читатель : современные аспекты : сб. науч. тр. / Сиб. отд-ние РАН. Гос. публ. науч.-техн. б-ка. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2004. -С. 30-39.
11. Проект о чтении и книгах «Горький» [Электронный ресурс] - URL: https://gorky. media/, свободный (дата обращения: 27.03.2019). - Загл. с экрана.
Удлер Ирина Михайловна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]
Стеценко Ксения Сергеевна - студент факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Электронная почта: [email protected].
DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10208
П. А. Хегай
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
СОЦИАЛЬНАЯ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ТИКА В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ КИНОРЕЦЕНЗИЙ
В данной статье на примере четырех кинорецензий из специализированного журнала «Искусство кино» рассматривается проявление в текстах данного жанра социально-политического и мировоззренческого аспектов, что свидетельствует об актуальности на современном этапе традиций отечественной критики. Суть этих традиций заключается в том, что в рецензии наряду с анализом эстетических компонентов произведения творчества затрагиваются актуальные темы развития социума. В результате кинопроизведение воспринимается не только как эстетический акт, но и как отражение общественно значимых трендов.
Ключевые слова: кинорецензия, кинокритика, социальный и мировоззренческий аспекты, литературоцентризм, культура.
Прошлый век сформировал кино как вид искусства. В настоящее время результаты деятельности киноиндустрии все чаще рассматриваются в качестве медиафеномена. Именно публикации о художественных фильмах нередко становятся пространством обсуждения общественно-значимых тем и анализа актуальных социальных процессов.
Формально-содержательные аспекты кинорецензии рассматривались в работах «Контент-анализ кинорецензий» Р. А. Аникиева [2], «Проблемы авторской
самопрезентации в жанрах кинокритики» П. Е. Архипова [3], «Жанрово-стилистические и когнитивные особенности кинорецензии как вида массово-информационного дискурса» Д. Д. Брежневой [6], «Лингвокультурные аспекты кинорецензии как арт-дискурса» Д. М. Пановой [10].
Фильм сродни любому произведению искусства - «не обладает способностью к самоинтерпретации» [14]. Темы, комплекс образов и конфликтов, которыми оперирует кинематограф, позволяют журналистам-аналитикам видеть, как фильм отражает мир, отношения между людьми, человеческую природу, а также выделять и транслировать в своих текстах смыслы, характеризующие современное состояние общества.
Сегодня разные виды творчества претерпевают изменения: чисто эстетическая составляющая критического анализа (оценка постановки света, цветовых решений, качества монтажа, чередования планов и т. д.) отступает в пользу сугубо развлекательной либо социально-мировоззренческой составляющих. Рецензент в процессе вычленения смыслов через кино зачастую обращается к аспектам окружающей реальности, что расширяет область влияния кинематографа.
Этот феномен, проявляющийся в современной российской профессиональной кинокритике, тесно связан с литературоцентризмом - тяготением к литературно-словесным формам саморепрезентации [9. С. 5] - как принципиальной особенностью отечественной культуры, и логоцентризмом, то есть верой в априорное наличие целей и глубоких смыслов в каждой детали творчества.
Данную идею высказал известный киновед и теоретик искусства Михаил Бениаминович Ямпольский в статье «Кино без кино» [13. С. 92]. Он считает, что отечественная кинокритика (в отличие от западной) под влиянием не визуальной, а противоположной - словесной культурной традиции сосредотачивается в меньшей степени на киноспецифике, в большей - на психологии героев, литературной основе фильма и социальных конфликтах.
Кроме того, следует отметить, что формально-содержательные признаки рецензии как полноценного журналистского жанра размываются процветающей в Интернете любительской или «обыденной» критикой. Все более актуализируется необходимость уточнить параметры современной рецензии, являющейся частью серьезной профессиональной аналитики. В ходе решения этой задачи мы провели анализ четырех кинорецензий, опубликованных в 2019 году на страницах популярного специализированного журнала «Искусство кино». Мы выбирали слова-маячки (или теги), так или иначе относящиеся к социально-политическим или же бытийным аспектам действительности, которые помогают определить смысловую направленность этих текстов.
Для чистоты эксперимента нами были намеренно выбраны рецензии на кинокартины, различные по жанрам и стилистике. Это: «Я тоже хочу» авторства Алексея Балабанова, «Капитан Марвел» Анны Боден и Райана Флека, третий сезон сериала «Настоящий детектив» и кинолента «Пляжный бездельник» Хармони Корина.
Для начала обозначим перечень тем, которые нам удалось выделить в рецензиях: 1) жизнь и смерть; 2) что есть счастье?; 3) проблемы поколения; 4) грех; 5) судьба; 6) феминизм; 7) влияние времени; 8) война. Глядя на этот перечень, можно отметить крен в сторону вечно актуальных проблем цивилизации.
Проведя детальный анализ контента, мы выделили конкретные слова, словосочетания и фразы, которые встречаются в текстах кинорецензий.
1. «Кромешная усталость - нерв нулевых: путешествие по "Я тоже хочу" Алексея Балабанова» [1]. Данное артхаусное кино, повествующее о поиске счастья главными героями, выполнено в стиле роуд-муви и наполнено диалогами о жизни. Таким
образом, учитывая тематическую специфику фильма, мы без труда смогли найти много элементов, попадающих в область исследования, а именно: «счастье», «безысходность», «рок», «счастливая смерть», «спасение», «русскость» (мировоззренческий аспект картины) и «кромешная усталость - нерв нулевых», «алкоголизм», «проститутка-философиня», «ксива ментовского майора» (социально-политический аспект).
Здесь критик умело считывает метафоры, содержательный посыл режиссера и рисует картину нашего менталитета, рассуждает об очень интимных, но в то же время знакомых каждому человеку проблемах.
2. «"Капитан Марвел" как символ идеальной женской красоты из итальянской поэзии» [12]. Эта кинокартина является частью популярной среди молодых людей киновселенной Marvel, повествующей о комиксовых супергероях. Казалось бы, критика фильма такого формата должна строиться в основном на анализе спецэффектов и других визуальных приемов. Однако проведенное исследование показало обратное и позволило выделить следующие словосочетания: «архетип любви», «символ идеальной женской красоты» (мировоззренческий аспект) и «патриархальные взгляды» (социально-политический аспект).
В данном случае, беря за основу фильм о женщине-супергерое, автор коснулась злободневной темы женственности в эпоху феминизма.
3. «Случилось время: третий сезон "Настоящего детектива" размышляет о хищных вещах века» [11]. История повествует о двух детективах, расследующих преступление с участием пропавших детей. И мы снова можем выделить ряд слов и словосочетаний, отражающих предпочтение отечественных критиков говорить не только о кино как продукте творчества, но также использовать его идеи и проблематику для проекции на зрителя. Такими элементами в тексте выступили: «метафизические дали», «рок», «экзистенциальная тревожность», «фантом счастья» (мировоззренческий аспект) и «вьетнамская война», «педофилы», «наркоманы», «подростки сатанисты», «расизм в быту и на работе», «хищные вещи десятилетия» (социально-политический аспект).
В данном случае, раскрывая сюжет сериала, автор текста говорит о рефлексии главных героев и режиссера по поводу прожитой жизни, войны и будущего.
4. «"Пляжный бездельник" - отвязная комедия с Мэттью Макконахи в роли гениального бомжа» [4]. В рецензии рассказ о вольной жизни главного героя, трикстера, поэта, Лунного пса переплетается с такими словами, как «счастье», «грязный реализм», «Путь», «гедонизм» (мировоззренческий аспект) и «нонконформист», прецедентный текст «вечно молодой, вечно пьяный» и колкая фраза «на Западе, конечно, не у нас, у нас все запрещено» (социально-политический аспект).
Здесь, описывая личность главного героя, рецензент неожиданно приходит к выводу о том, что образ жизни Лунного пса, его гедонизм, выстроенный по собственным правилам, и есть смысл существования, Путь, который обнаружил режиссер.
Итак, мы видим, что выбранные нами для исследования аспекты действительности присутствуют даже в критике, на первый взгляд, исключительно развлекательных кинокартин.
Также в ходе анализа было сделано следующее наблюдение. Во всех четырех текстах так или иначе упоминают произведения, направления или знаковых авторов отечественной и зарубежной литературы. В этот список входит Федор Михайлович Достоевский, Сэмюэль Беккет, Говард Лавкрафт, Чарльз Буковски, Аллен Гинзберг, а также «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина и даже позднесредневековая итальянская поэзия.
Семь отсылок к произведениям словесного художественного творчества всего лишь в четырех случайно подобранных кинорецензиях кажется нам достаточно убедительным подтверждением ориентированности отечественных критиков на классическую литературную базу и поиск прецедентных текстов для рассуждений. Обращая внимание
на этот факт, хочется вернуться к высказанным нами предположениям о размывании критериев качества жанра кинорецензии и дискредитации его в глазах современного читателя. Результаты анализа говорят об обратном.
Уместно вспомнить слова исследователя отечественных узкоспециализированных изданий Д. А. Васильева, по мнению которого, если кинорецензию «пишет талантливый журналист, хорошо владеющий пером, но не разбирающийся в искусстве, его работа будет неполноценной и бессмысленной» [7. С. 120].
Наряду с ярко выраженной литературоцентричностью в текстах современной кинорецензии наблюдается интерес авторов к социально-политической и мировоззренческой проблематике. Эта особенность сохранилась, несмотря на колоссальное влияние Запада, ставшее во многом определяющим после падения Железного занавеса [5]. Казалось бы, зарубежные стандарты должны доминировать во всем. Но, несмотря на популярность голливудского и европейского кино, а также смену парадигмы осмысления мира (медиацентризм, рассматриваемый в качестве очередного кризиса литературоцентризма [8]), в нашей стране даже голливудские фильмы продолжают оцениваться в контексте российских национальных культурных традиций.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что сегодня обращение российских профессиональных журналистов к традиционной форме критики, их попытки с социальных и даже мировоззренческих позиций интерпретировать кино, в том числе и массовое, по-прежнему актуальны.
Список литературы
1. Абдулаева, З. Кромешная усталость - нерв нулевых: путешествие по «Я тоже хочу» Алексея Балабанова [Электронный ресурс] / З. Абдулаева // Искусство кино. -URL: https://kinoart.rn/reviews/kromeshnaya-ustalost-nerv-nulevyh-puteshestvie-po-ya-tozhe-hochu-alekseya-balabanova (дата обращения: 22.05.2019). - Загл. с экрана.
2. Аникиев, Р. А. Контент-анализ кинорецензий [Текст] / Р. А. Аникиев // Достижения науки и образования. - 2018. - № 9. - С. 15-21.
3. Архипов, П. Е. Проблемы авторской самопрезентации в жанрах кинокритики [Текст] / П. Е. Архипов // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи : материалы Студенческих научных чтений (Министерство образования и науки РФ; УрФУ им. Б. Н. Ельцина. Департамент «Факультет журналистики», 20 апр. 2017 г.) / под ред. М. А. Осадчего, Е. В. Чистовой. - Екатеринбург : Изд-во УрФУ, 2017. - С. 9-11.
4. Беликов, Е. «Пляжный бездельник» - отвязная комедия с Мэттью Макконахи в роли гениального бомжа [Электронный ресурс] / Е. Беликов // Искусство кино. - URL: https://kinoart.ru/reviews/plyazhnyy-bezdelnik-otvyaznaya-komediya-s-mettyu-makkonahi-v-roli-genialnogo-bomzha (дата обращения: 23.05.2019). - Загл. с экрана.
5. Бжезинский, З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы [Текст] / З. Бжезинский. - М. : Международные отношения, 1998. - 256 с.
6. Брежнева, Д. Д. Жанрово-стилистические и когнитивные особенности кинорецензии как вида массово-информационного дискурса (на материале современной британской прессы) [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Д. Д. Брежнева. - Москва, 2013. - 26 с.
7. Васильев, Д. А. Современное состояние и перспективы развития журналов о кино (на примере журнала «Искусство кино») : дис. . канд. филол. наук [Текст] / Д. А. Васильев. - М., 2006. - С. 148.
8. Кондаков, И. В. От Логоса - к «Глобусу» [Электронный ресурс] / И. В. Кондаков. -URL: https://culture.wikireading.ru/74636 (дата обращения: 23.05.2019). - Загл. с экрана.
9. Кондаков, И. В. По ту сторону слова [Текст] / И. В. Кондаков // Вопросы литературы. - 2008. - № 5. - С. 5-44.
10. Панова, Д. М. Лингвокультурные аспекты кинорецензии как арт-дискурса [Текст] / Д. М. Панова // Перевод, реклама и PR в современной коммуникации. - 2016. - № 1. -С. 86-94.
11. Филиппов, А. Случилось время: третий сезон «Настоящего детектива» размышляет о хищных вещах века [Электронный ресурс] / А. Филиппов // Искусство кино. - URL: https://kinoart.rn/reviews/sluchilos-vremya-tretiy-sezon-nastoyaschego-detektiva-razmyshlyaet-o-hischnyh-veschah-veka (дата обращения: 23.05.2019). - Загл. с экрана.
12. Цыркун, Н. «Капитан Марвел» как символ идеальной женской красоты из итальянской поэзии [Электронный ресурс] / Н. Цыркун // Искусство кино. - URL: https:// kinoart.ru/reviews/kapitan-marvel-kak-simvol-idealnoy-zhenskoy-krasoty-iz-italyanskoy-poezii (дата обращения: 23.05.2019). - Загл. с экрана.
13. Ямпольский, М. Б. Кино без кино [Текст] / М. Б. Ямпольский // «Искусство кино». - 1988. - № 6. - С. 88-94.
14. Ямпольский, М. Б. Михаил Ямпольский: что такое кинокритика? [Электронный ресурс] / М. Б. Ямпольский. - URL: http://os.colta.ru/cinema/events/ details/35533/?expand=yes&view_comments=all, свободный (дата обращения: 22.05.2019). - Загл. с экрана.
Хегай Полина Афанасьевна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]
Научный руководитель: Сафонов Андрей Владимирович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.
DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10209 Е. А. Хомутникова
Курганский государственный университет
Курган (Россия) Р. А. Джалилов Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия) К. Ш. Иноятова Курганский государственный университет
Курган (Россия)
ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
В ИНТЕРНЕТ-СМИ
В статье рассматривается сетевое интервью как неклассический жанр, вобравший в себя ряд особенностей традиционного интервью. Во многом это связано с интересом молодого поколения к провокационному зрелищному формату и тому, что принято называть «хайпом». Отдельно рассмотрено сетевое интервью в молодежных медиа. В публикации также рассматриваются технологии создания интервью для молодежи в интернет-СМИ.