Научная статья на тему 'Технологии создания интервью для молодежи в интернет-СМИ'

Технологии создания интервью для молодежи в интернет-СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1223
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СМИ / МЕДИА / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / БЛОГОСФЕРА / ХАЙП

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хомутникова Елена Анатольевна, Джалилов Ринат Ахтамджонович, Иноятова Камилла Шавкатовна

В статье рассматривается сетевое интервью как неклассический жанр, вобравший в себя ряд особенностей традиционного интервью. Во многом это связано с интересом молодого поколения к провокационному зрелищному формату и тому, что принято называть «хайпом». Отдельно рассмотрено сетевое интервью в молодежных медиа. В публикации также рассматриваются технологии создания интервью для молодежи в интернет-СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии создания интервью для молодежи в интернет-СМИ»

9. Кондаков, И. В. По ту сторону слова [Текст] / И. В. Кондаков // Вопросы литературы. - 2008. - № 5. - С. 5-44.

10. Панова, Д. М. Лингвокультурные аспекты кинорецензии как арт-дискурса [Текст] / Д. М. Панова // Перевод, реклама и PR в современной коммуникации. - 2016. - № 1. -С. 86-94.

11. Филиппов, А. Случилось время: третий сезон «Настоящего детектива» размышляет о хищных вещах века [Электронный ресурс] / А. Филиппов // Искусство кино. - URL: https://kinoart.rn/reviews/sluchilos-vremya-tretiy-sezon-nastoyaschego-detektiva-razmyshlyaet-o-hischnyh-veschah-veka (дата обращения: 23.05.2019). - Загл. с экрана.

12. Цыркун, Н. «Капитан Марвел» как символ идеальной женской красоты из итальянской поэзии [Электронный ресурс] / Н. Цыркун // Искусство кино. - URL: https:// kinoart.ru/reviews/kapitan-marvel-kak-simvol-idealnoy-zhenskoy-krasoty-iz-italyanskoy-poezii (дата обращения: 23.05.2019). - Загл. с экрана.

13. Ямпольский, М. Б. Кино без кино [Текст] / М. Б. Ямпольский // «Искусство кино». - 1988. - № 6. - С. 88-94.

14. Ямпольский, М. Б. Михаил Ямпольский: что такое кинокритика? [Электронный ресурс] / М. Б. Ямпольский. - URL: http://os.colta.ru/cinema/events/ details/35533/?expand=yes&view_comments=all, свободный (дата обращения: 22.05.2019). - Загл. с экрана.

Хегай Полина Афанасьевна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: hegayoska_07@list.ru

Научный руководитель: Сафонов Андрей Владимирович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10209 Е. А. Хомутникова

Курганский государственный университет

Курган (Россия) Р. А. Джалилов Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия) К. Ш. Иноятова Курганский государственный университет

Курган (Россия)

ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

В ИНТЕРНЕТ-СМИ

В статье рассматривается сетевое интервью как неклассический жанр, вобравший в себя ряд особенностей традиционного интервью. Во многом это связано с интересом молодого поколения к провокационному зрелищному формату и тому, что принято называть «хайпом». Отдельно рассмотрено сетевое интервью в молодежных медиа. В публикации также рассматриваются технологии создания интервью для молодежи в интернет-СМИ.

Ключевые слова: интернет-СМИ, медиа, интернет-пространство, блогосфера, хайп.

С развитием новых медиа и ориентации сетевых СМИ на молодежь меняется подход к созданию интервью. В данной статье мы обращаемся к технологиям создания интервью для молодежной аудитории.

Существует множество определений понятия «интервью». Так, под интервью (от англ. interview - буквально «встреча», «беседа») обычно понимается «жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам» [7]. Интервью также может рассматриваться как беседа журналиста с каким-либо лицом, имеющая общественный интерес и предназначенная для опубликования или передачи по радио, телевидению [5. С. 64]. Кроме того, интервью может быть определено как жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение [2. C. 502].

Е. В. Черникова в работе «Основы творческой деятельности журналиста» рассказывает о процессе общения с другими людьми. Она отмечает, человек, с которым ведется диалог, имеет абсолютно иную жизнь. Это связанно с тем, что все люди на планете разные, полной идентичности не может быть, так устроена природа. Поэтому для проведения качественного диалога собеседникам достаточно проявить внимательность друг к другу. Искренняя заинтересованность в беседе является залогом качественного интервью [8. C. 414].

Но основная сложность возникает тогда, когда нужно продумать вопросы к интервью. Вопросы делятся на две большие категории: открытые и закрытые. Закрытые -требуют утвердительного или отрицательного ответа. Они по большей степени прерогатива социологов. Их легко задавать и на них нетрудно отвечать. Большинство закрытых вопросов предполагает всего два варианта ответа - «да» или «нет», не всегда подразумевается объяснение и аргументация. Поэтому закрытые вопросы нередко оказываются слишком примитивными для серьезных, мыслящих собеседников. Кроме того, они не всегда экономят время, потому что влекут за собой череду дополнительных вопросов. От поставленного вопроса, зависит дальнейшее развитие диалога. Именно поэтому данный вид вопросов не всегда является актуальным для интервью.

Таким образом, закрытые вопросы совершенно не стимулируют развитие диалога. Хотя у них есть свои преимущества: закрытые вопросы позволяют репортеру получить конкретную информацию, не дожидаясь размышлений собеседника, экономят драгоценное время, так как предполагают быструю реакцию и краткие ответы, дают возможность «разогреть» интервьюируемого, не требуя от него серьезной работы ума.

Открытые вопросы помогут получить свободные, яркие ответы, которые заставят думать собеседника и журналиста. Например, вопрос-фраза: «Расскажите что-нибудь о себе», «Расскажите, пожалуйста, о вашем увлечении боксом» и так далее. Открытые вопросы, являются наиболее распространенной формой вопросов в интервью, не имеющих ограничения во времени. Однако не стоит опираться только на них.

М. М. Лукина считает, что «открытые вопросы побуждают собеседника отвечать; дают возможность добровольно передать информацию, свободно говорить о своих чувствах, комментировать события; ориентируют человека на размышление, анализ своих поступков, стимулируют рождение мыслей, которые ранее, может быть, и не приходили ему в голову; ставят журналиста перед необходимостью внимательно слушать и наблюдать» [5. C. 414].

Открытые вопросы имеют и недостатки, так как могут спровоцировать длинный ответ, поэтому не всегда применимы в условиях лимита времени. Они способны смутить собеседника, не привыкшего отвечать на общие вопросы; вызвать сбивчивый и сумбурный ответ, сложный для понимания. Такие вопросы таят в себе необходимость

задавать уточняющие вопросы, перебивать собеседника, что может его обидеть и привести к затруднениям в ходе беседы. В интервью открытые вопросы всегда предпочтительных закрытых.

Человек, проводящий интервью, должен быть морально готов к нему. Сама заинтересованность должна быть ненавязчивой, а интерес должен заключаться в целях получения полезной информации. Стоит помнить, что следует работать не на количество, а на качество. Поэтому вопросы, составленные для интервью, должны быть хорошо продуманы.

Есть шесть вопросительных местоимений, которые оформляют вопросительные предложения, побуждающие собеседника к передаче определенной позитивной информации: Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему? (в отечественной традиции к ним нередко добавляется - Зачем?). В зарубежной журналистике их называют формулой 5 W + Н по первым буквам вопросов - who? what? where? when? why? и how?

В журналистике есть разные по типу интервью. Основных видов интервью три - информационные, аналитические и художественно-публицистические. К информационному интервью относят: оперативное интервью, блиц-опрос, пресс-конференцию, выход к прессе, брифинг. Аналитическое интервью - это проблемный диалог, круглый стол. Художественно-публицистическое - интервью-портрет, беседа-эссе. Специфика каждого жанра определяется целью, стоящей перед журналистом. Например, цель информационного интервью - получение сведений от компетентного лица по актуальным вопросам, а цель интервью-портрета - раскрыть личности собеседника.

Интервью должно быть подготовлено с учетом таких особенностей человека, как социальный статус, семейное положение, возраст, пол и многое другое. Очень часто бывает, что задевают или обижают собеседника, когда задают не совсем корректный вопрос. Дабы избежать этого, следует основательно подготовиться к беседе, заранее узнать несколько интересных фактов о человеке.

В поиске информации помогут социальные сети, как известно, они пользуются особой популярностью у современного общества. Многие люди публикуют свои фотографии или мысли, что упрощает задачу в поиске информации о собеседнике, которую используют во время проведения диалога.

Интервью активно используется не только в рамках классических СМИ, но и в «гражданской журналистике». Журналист-фрилансер Марк Гласе говорит о гражданской журналистике и отмечает ее особенность, которая заключается в том, что люди без профессиональной подготовки получают возможность использовать современные технологии для того, чтобы создавать и распространять информацию, а также проверять достоверность сведений, предоставляемых традиционными СМИ [1. С. 245].

Социологические опросы показывают, что многих молодых людей увлекает сетевой успех блогеров и телеведущих, например, Ольги Бузовой, имеющей 4 миллиона подписчиков в социальных сетях, или Юрия Дудя, который стремительно набрал популярность в YouTube. В связи с этим возник и термин «хайп», отражающий получение популярности необычными способами. Современный «хайп» является наиболее распространенной формой самореализации: достаточно создать что-то новое и интересное для публики.

Остановимся подробней на проекте Юрия Дудя «вДудь». Юрий Дудь - журналист, видеоблогер, бывший главный редактор издания Sports.ru - стал одной из самых известных медиаперсон после создания YouTube-канала. Хайп ему принесла серия откровенных и во многом провокационных бесед с российскими знаменитостями: Максимом Фадеевым, Олегом Тиньковым, Владимиром Жириновским, Владимиром Познером, Ксенией Собчак и многими другими.

Дудь в своих беседах не придерживается стандартов классического интервью, намеренно отказываясь от налагаемых жанром ограничений. В некоторой степени свободу жанра, в случае с Дудем, обеспечивает и его образ: внешность «парня с улицы», татуировки, нецензурная лексика, молодежный стиль в одежде. Образу соответствует и поведенческий сценарий интервьюера: поза нога на ногу, отсутствие классической формы приветствия гостя и т. д.

Дудь также делает акцент на провокационные вопросы, например: «Сколько ты зарабатываешь?», «Когда последний раз дрался?» и так далее. Такой подход вывел Юрия Дудя и его команду в число самых успешных проектов русскоязычного сегмента YouTube.

С изменением стиля поведения и подачи материала меняется и сам язык общения в сфере медиа А. В. Воронцов и А. А. Бобров [3] считают, что современная журналистика переходит к гражданской журналистике, поэтому придерживаться канонов классической журналистики уже не модно и не актуально.

Начиная с 1990-х годов язык аудитории существенно меняется сообразно с тем, как меняются представления и установки молодежи, стирается грань между высоким художественным словом и повседневной массовой культурой.

Молодежный сленг присутствует в повседневной речи, газетных публикациях, всевозможных молодежных журналах. А. В. Воронцов отмечает, что в молодежной среде наблюдается преднамеренно пренебрежительное отношение к лексике, использование большого числа заимствований, упрощение грамматики в печатных текстах, сокращения. Чтобы быть ближе к молодежной аудитории, многие сетевые издания вводят в оборот медиатекста слова из молодежного сленга: «круто», «прикол», «туса», «клево» и другие. Приближенность к разговорному языку улицы, употребление заимствованных слов и выражений упрощает язык СМИ, делая его достаточно простым для восприятия [4].

В статье О. Н. Савинова «Традиционная журналистика в условиях формирования новой медиасреды» говорится, что традиционная журналистика переживает сегодня колоссальные изменения. Это выражается в целом ряде аспектов, например, мы видим падение тиражей и авторитета СМИ, традиционная журналистика «проигрывает» альтернативным источникам информации: блогерам, гражданской журналистике, социальным сетям, возрастает роль медиа как PR-проектов [6]. На наш взгляд, как бизнес-проект можно воспринимать и YouTube канал «вДудь». Каждый выпуск шоу «вДудь» имеет мощное пиарсопровождение, призванное привлечь дополнительное внимание к выложенным в Интернете интервью.

Мы считаем, что приведенные нами в качестве примера интервьюеры умеют правильно доносить информацию до своего собеседника. Так как интервьюеру приходится считывать и невербальную информацию о собеседнике, ему необходимо обладать психологическими и педагогическими знаниями.

Такие интервью обеспечивают интерес молодежной аудитории к сетевым проектам в целом. Данные коммуникационные каналы обладают особым принципом подачи информации и обращаются «к своим» зрителям, подписчикам.

Студенческое телевидение становится частью этой блогосферы, а жанр интервью в аудиовизуальных СМИ с площадкой в сети Интернет - особенно актуальным. Ряд сетевых проектов функционирует по принципу видеоблогов, способ информирования в которых отличается непосредственностью. Стиль подачи материалов молодежных средств массовой информации во многом опирается на популярных в сети интернет-видеоблогеров и журналистов («Соболев-ТВ», «Вдудь», «Вечерний Ургант) и различные интернет-шоу («Деньги или Позор», «ещёнеПознер», «А поговорить»).

Можно сказать, что молодежное СМИ способствует повышению уровня знаний молодежи, развивает интерес к жизни и приобщает к современному обществу. Очень часто, для того чтобы быть в тренде, достаточно заниматься саморазвитием.

Именно поэтому молодежное СМИ - это удобная форма общения, а значит, обучения молодежи. СМИ, направленные на молодежную аудиторию, стараются копировать стиль и ма^ру кумиров молодежи. Можно выделить следующие особенности молодежных мeдиа: разговорный язык, непосредственность в общении, неожиданные вопросы как технология «стимуляции» собеседника.

Список литературы

1. Бобров, А. А. Азы и тонкости журналистики: введение в профессию [Электронный ресурс] / А.А. Бобров. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 245 с. - URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=495380, свободный (дата обращения: 09.01.2019). - Загл. с экрана.

2. Буровских, И. В, Степанов, В. Л. Интервью - основа журналистики» [Электронный ресурс] : учеб. пособие. для студ. вузов / И. В. Буровских, В. Л. Степанов. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 352 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_ id=436712, свободный (дата обращения: 10.02.2019). - Загл. с экрана.

3. Воронцов, А. В. Русский язык в социально-политическом аспекте - [Электронный ресурс] / А. В. Воронцов. - URL :http://do.gendocs.ru/docs/index-13000.html?page=2, свободный (Дата обращения: 09.01.2019). - Загл. с экрана.

4. Казаков, Ю. П. Биография и цитаты Юрия Павловича Казакова [Электронный ресурс] / Ю. П. Казаков. - URL : https://ru.citaty.net/tsitaty/640403-iurii-pavlovich-kazakov-u-tebia-net-vlasti-perestroit-mir-kak-ty-khochesh/, свободный (дата обращения: 09.01.2019). -Загл. с экрана.

5. Лукина, М. М. Технология интервью [Электронный ресурс] / М. М. Лукина. -М. : Аспект Пресс, 2003. - URL : http://evartist.narod.ru/text5/36.htm, свободный (дата обращения: 21.12.2018). - Загл. с экрана.

6. Савинова, О. Н. Традиционная журналистика в условиях формирования новой медиасреды [Текст] / О. Н. Савинова, Н. О. Автаева // Меди@альманах. - 2016. - № 4. -С. 39-46.

7. Телевизионная журналистика [Электронный ресурс] / 4-е изд. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. - URL: http://evartist.narod.ru/text6/32.htm, свободный (дата обращения: 10.02.2019). - Загл. с экрана.

8. Черникова, Е. В. Основы творческой деятельности журналиста : [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Черникова ; 2-е изд., испр. и доп. - М. : Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. - 414 с

Хомутникова Елена Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и организации работы с молодежью Курганского государственного университета.

Электронная почта: ea7878@mail.ru

Джалилов Ринат Ахтамджонович - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: Rinat.dzhalilov.2017@mail.ru

Иноятова Камилла Шавкатовна - студентка кафедры социологии, социальной работы и организации работы с молодежью Курганского государственного университета.

Электронная почта: kamilla.inoyatova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.