Научная статья на тему 'Категория "природа" и её биоэтический контекст'

Категория "природа" и её биоэтический контекст Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1465
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА / NATURE / ПРИРОДА ПЕРВАЯ / NATURE FIRST / ПРИРОДА ВТОРАЯ / NATURE SECOND / ПРИРОДА ТРЕТЬЯ / NATURE THE THIRD / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / SCIENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Магомедова А.Н., Харченко Л.Н.

В статье на основе анализа научной и методической литературы и авторских взглядов предложено и обосновано понятие природа, определение содержания которого имеет глубокий философский смысл и мировоззренческое значение. Авторы делают вывод о том, что современная наука о природе наследует традиции понимания природы, выработанные в новое время, но одновременно существенно обогащает их, прежде всего экологическими идеями, которые приводят к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы; биоэтическими идеями, которые приводят к пониманию и принятию ценности жизни, всего живого и живущего в природе; пониманием то, что наряду с понятием природы интегрирующую роль в познании начинает играть такое понятие, как деятельность человека, которая должна сопровождаться биоэтическим самоконтролем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY OF “NATURE” AND ITS BIOETHICAL CONTEXT

On the basis of analysis of scientific and methodical literature and the authors’ views the paper proposes the contents of the concept of nature, the determination of which has a deep philosophical meaning and ideological significance. The authors conclude that the modern science of nature inherits traditions of understanding, elaborated in the new time, but at the same time greatly enriches them and above all environmental ideas that lead to deeper understanding of the principles integrity of nature as a unified system. The authors share bioethical ideas that lead to an understanding and acceptance of the values of life, all life and living in nature. The work gives a particular understanding that along with the concept of nature an integrating role in cognition is played by such notion as human activity, which should be accompanied by bioethical self-monitoring.

Текст научной работы на тему «Категория "природа" и её биоэтический контекст»

ланию. Но знай, что твоя просьба недостойна моей щедрости. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.

Царь Шерам засмеялся.

Учитель: Ребята, как вы думаете, стоит ли царю смеяться?

Задача. 1, 2, 4, 8, 16, 32, ... = ?

Учитель: Как велико это число? Кто может объяснить?

Ученик: Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая моря, и океаны, и горы, и пустыни и получить хороший урожай, то лет за пять он смог бы рассчитаться.

Это «чудовищное» число звучит так: 18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615. И все-таки, история о шахматной доске могла бы закончиться иначе, будь царь силен в математике. Для этого нужно было лишь предложить изобретателю самому отсчитать себе зерно за зерном всю причитавшуюся ему пшеницу, на это потребовалось бы 586 549 402 017 лет.

Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.

2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. J класс. Москва: Просвещение, 2013.

3. Малова И.Е., Руденкова Н.М. Как «увидеть» на уроке математики личностно- ориентированное обучение? Математика в школе. 2007; 4: 6 - 11.

4. Геометрия. J - 9: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Москва: Просвещение, 2008.

5. Кравченко Т.В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике. Математика в школе. 2007; 1: 7 - 15.

References

1. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo pedagogicheskogo universiteta, 2000.

2. Makarychev Yu.N., Mindyuk N.G., Neshkov K.I., Suvorova S.B. Algebra. J klass. Moskva: Prosveschenie, 2013.

3. Malova I.E., Rudenkova N.M. Kak "uvidet'" na uroke matematiki lichnostno- orientirovannoe obuchenie? Matematika v shkole. 2007; 4: 6 - 11.

4. Geometriya. J - 9: uchebnik dlya obscheobrazovat. uchrezhdenij: bazovyj i profil. urovni. L.S. Atanasyan, V.F. Butuzov i dr. Moskva: Prosveschenie, 2008.

5. Kravchenko T.V. Tehnologiya urovnevoj differenciacii v lichnostno orientirovannom obuchenii matematike. Matematika v shkole. 2007; 1: 7 - 15.

Статья поступила в редакцию 13.03.18

УДК 378

Magomedova A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: aika-san@mail.ru

Kharchenko L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Russia),

E-mail: innov_harchenko@mail.ru

CATEGORY OF "NATURE" AND ITS BIOETHICAL CONTEXT. On the basis of analysis of scientific and methodical literature and the authors' views the paper proposes the contents of the concept of nature, the determination of which has a deep philosophical meaning and ideological significance. The authors conclude that the modern science of nature inherits traditions of understanding, elaborated in the new time, but at the same time greatly enriches them and above all environmental ideas that lead to deeper understanding of the principles integrity of nature as a unified system. The authors share bioethical ideas that lead to an understanding and acceptance of the values of life, all life and living in nature. The work gives a particular understanding that along with the concept of nature an integrating role in cognition is played by such notion as human activity, which should be accompanied by bioethical self-monitoring.

Key words: nature, nature first, nature second, nature the third, science.

А.Н. Магомедова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: aika-san@mail.ru

Л.Н. Харченко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

E-mail: innov_harchenko@mail.ru

КАТЕГОРИЯ «ПРИРОДА» И ЕЁ БИОЭТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

В статье на основе анализа научной и методической литературы и авторских взглядов предложено и обосновано понятие природа, определение содержания которого имеет глубокий философский смысл и мировоззренческое значение. Авторы делают вывод о том, что современная наука о природе наследует традиции понимания природы, выработанные в новое время, но одновременно существенно обогащает их, прежде всего экологическими идеями, которые приводят к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы; биоэтическими идеями, которые приводят к пониманию и принятию ценности жизни, всего живого и живущего в природе; пониманием то, что наряду с понятием природы интегрирующую роль в познании начинает играть такое понятие, как деятельность человека, которая должна сопровождаться биоэтическим самоконтролем.

Ключевые слова: природа, природа первая, природа вторая, природа третья, естествознание.

Понимание слова «природа», его смыслового содержания, необходимо потому, что оно широко используется практически во всех естественных и гуманитарных науках и учебных предметах, изучаемых на разных уровнях системы образования и, поэтому имеет глубокий философский смысл и мировоззренческое значение. Данная публикация имеет своей

целью решение этой сложной этимологической и методологической задачи.

Во-первых, необходимо отметить, что природа, является сложным словом в любом языке. Признавая эти сложности необходимо придерживаться нескольких характеристик «природы», которые имеют наибольшее отношение к обсуждаемому вопро-

су. Прежде всего, природа означает для нас человеческую конструкцию, т. е. слово «природа» не столько определяет то, что мы видим, сколько то, как мы видим. Поэтому определений природы много и определения «природы» являются произвольными, что не добавляет ясности в этом вопросе.

Так, большой энциклопедический словарь предлагает такие варианты трактовок: 1) природа - в широком смысле - всё сущее, весь мир в многообразии его форм; употребляется в одном ряду с понятиями: материя, универсум, Вселенная; 2) природа -объект естествознания; 3) природа - совокупность естественных условий существования человеческого общества; «вторая природа» - созданные человеком материальные условия его существования. Осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство, условие самой человеческой жизни.

В философском словаре находим: природа - то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Поэтому словом «природа» обозначается как первоначальная сущность (ядро) вещи, так и совокупность всех вещей, не тронутых человеком. С точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы. В этом смысле природа по содержанию есть совокупность, сумма всей непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей связи; формально - бытие вообще: по И. Гёте - она есть всё.

Словарь В.И. Даля содержит определение, согласно которому природа - естество, всё вещественное, вселенная, всё мирозданье, всё зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю (Богу).

В толковом словаре русского языка тоже несколько вариантов трактовок: природа - весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку; природа - места вне городов (поля, леса, горы водные пространства); природа - всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир; природа - основное средство, сущность [цит. по 1, 2].

Во-вторых, в настоящей культуре природа стала материализованной концепцией. Природа стереотипно рассматривается как материальный мир, а не как процесс событий. По мнению учёных, видимо, вначале слово употреблялось как описание качества или процесса и позже стало независимым существительным, возможно также, что вначале по своему происхождению «природа» была не словом в нашем смысле, но утверждением, выражающим опыт внешнего мира.

В-третьих, слово «природа» чаще всего используется, для обозначения всего остального, помимо людей и их творений. Это, конечно, является двусмысленным. Чтобы исправить это, сейчас говорится, что люди есть «часть» Природы или «в» Природе, хотя это также связано со своими проблемами, поскольку это подразумевает, что все человеческие конструкции и искусственные изделия относятся к Природе (природные), что делает для людей трудным приводить аргументы против некоторых их этих культурных продуктов.

В-четвёртых, слово «природа» несет значительное количество багажа сопутствующих значений. Например, такие как «природа с кровавыми зубами и когтями», «природа как капризная и злобная», «природа как варвар», но существуют также положительные сопутствующие значения, ассоциирующиеся с романтической традицией (природа - источник вдохновения, творчества, любви и т. д.).

Таким образом, это проблематичное слово и все же, оно является центральным, когда мы рассуждаем о природно-ци-вилизационных процессах, об окружающей среде и экологической этике, о биоэтике. Поэтому нам необходимо слово, которое позволяло бы нам говорить об отличии между человеческими искусственными изделиями и конструкциями и живым миром, и нам также необходимо слово, которое выражало бы тот факт, что люди представляют собой аспект этого живого мира, несмотря на их кажущееся желание либо устранить, либо одомашнить Её. Несомненно, это слово нуждается в восстановлении, переопределении и придании новой силы.

Кстати, то же самое можно отнести и к прилагательному «природный» (natural), которое обозначает много разных вещей. Слово «природное» представляет собой смысл с оспариваемой конечной сущностью; его значение представляет собой вопрос идеологии. Более того, «природное» в общем, имеет очень позитивные сопутствующие значения: «это хорошо» или «это правильно». Но парадоксально то, что природный мир кажется в большей степени объектом безразличия в нашем обществе.

В обсуждении окружающей среды этот термин обычно означает связанный с природой, но поскольку этот подход является также проблематичным, прилагательное «природное» несет с собой все трудности существительного «природа».

Основываясь на данных размышлениях, авторы предлагают на период становления понятия, принять следующее общее определение: природа - это весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. Прилагательное природный, в данном случае, будет означать - относящийся к этому миру. Природу условно можно подразделить на три природы: природа «первая» - естественные экосистемы Земли (близко к этому определению «девственная природа»); природа «вторая» («квазиприродная среда», «квази» - как будто) - преобразованная человеком природа, имеющая черты естественной - сады, поля, каналы, водохранилища; природа «третья» («артеприрод-ная среда», «арте» - искусственная) - глубоко преобразованная природа, не имеющая аналогов в естественной природе - урба-комплексы, внутриквартирная среда, производственная и бытовая техника и т. д. [1, 2].

Рассмотрение истории развития слова позволило выявить, что когда-то очень давно в русский язык в качестве синонима слова «природа» вошел крайне распространенный латинский термин «натура» (natura). Но только в европейских странах, например в Германии, Швеции и Голландии, на его основе образовался соответствующий термин «Naturwissenschaft», т.е. буквально - наука о природе, или естествознание. Он стал основанием также по существу международного термина «натурфилософия» (философия природы).

Проблемы устройства, происхождения, организации или самой органической природы всего, что есть во Вселенной (в Космосе), т.е. все проблемы естествознания, космологии и космогонии, первоначально относились к «физике» или «физиологии». Во всяком случае, Аристотель в IV веке до нашей эры называл своих предшественников, занимавшихся этими проблемами, «физиками» или «физиологами», ибо древнегреческое слово «физис» или «фюсис», очень близкое к русскому слову «природа», первоначально означало «происхождение», «рождение», «создание».

Отсюда - естественная (органическая, природная, изначальная) взаимосвязь всего естествознания (включая космологию и космогонию) с физикой, которая является как бы исходной основой науки о Природе.

Естествознание же понимается нами как «совокупность наук о природе, взятая как единое целое», т.е. не просто как сумма разрозненных наук, а именно как единый комплекс тесно взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг друга, - это и есть одна наука. Только наука обобщенная, или интегративная (от лат. «integer» - целый, восстановленный). Логика рассуждений проста: поскольку природа представляет собой системное образование, следовательно, и наука, её изучающая, должна носить системный характер [1].

В общеобразовательной школе в совокупность естественных наук обычно включают, прежде всего, физику, химию и биологию, а дополнительно к ним астрономию и географию (географию относят и к общественным наукам), имеющих специфический характер. В высших учебных заведениях число всевозможных естественных наук доходит до нескольких десятков и даже сотен ввиду их бесконечного дробления на узкоспециализированные дисциплины.

С некоторой условностью в естествознание включают наряду с такими основными естественными науками, как физика, химия и биология, еще и психологию, которую относят также и к гуманитарным наукам. Объяснение этому простое, такой подход позволяет четко представить себе подлинное единство природы (ее целостность), а именно-то единое основание, на котором построено все бесчисленное разнообразие предметов и явлений природы и из которого вытекают основные законы, связывающие микро- и макромиры, Землю и Космос, физические и химические явления между собой и с жизнью, с разумом. Так же, как нельзя постичь законы, управляющие жизнью и деятельностью человека, посредством знакомства лишь с анатомией отдельных его органов, так невозможно, изучая порознь отдельные естественные науки, познать природу как одно целое. Поэтому прежнее изучение физики, химии и биологии было лишь первой необходимой ступенью к изучению природы во всей ее целостности и жизненности [1, 2, 3].

История науки свидетельствует о том, что в своем познании природы, начиная с самых первых его шагов в древности, чело-

вечество прошло через три стадии и вступает в четвертую. Все они звенья одной цепи и отражают определённые типы социально-экономической деятельности человека во взаимодействии с природой.

На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII - XV столетиям начатками естественных наук.

Затем, именно с XV - XVI веков, последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией).

Позднее, в ^ - XX веках, постепенно стало происходить воссоздание целостной картины природы на основе ранее познанных частностей, т. е. наступила синтетическая стадия её изучения.

Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология) стали основными

Библиографический список

и как бы самостоятельными разделами науки о природе, т. е. начинает осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука (и учебный предмет) о природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной стадии можно на самом деле рассматривать природу (Вселенную, жизнь и разум) как единый многогранный объект естествознания (природознания) [4; 5; 6].

Таким образом, современная наука о природе (естествознание) наследует традиции понимания природы, выработанные в новое время, но одновременно существенно обогащает их и, прежде всего:

- экологическими идеями, которые приводят к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы;

- биоэтическими идеями, которые приводят к пониманию и принятию ценности жизни, всего живого и живущего в природе;

- пониманием того, что процесс «очеловечивания природы» продолжается, а интенсивное развитие комплекса социальных наук приводит к тому, что наряду с понятием природы интегрирующую роль в познании начинает играть такое понятие, как деятельность человека, которая должна сопровождаться биоэтическим самоконтролем.

1. Харченко Л.Н. Современная концепция естествознания. Курс лекций. Москва, 2000.

2. Харченко Л.Н. Естествознание. 10-11 кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. Москва, 2006.

3. Харченко Л.Н., Магомедова А.Н. Обоснование педагогической категории «Биоэтическое воспитание личности в системе образования». Мир науки, культуры, образования. 2015; 2(51): 92 - 98.

4. Харченко Л.Н. Теория и практика биологического образования в современном педагогическом вузе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2002.

5. Харченко Л.Н. Теоретико-методологические проблемы естественнонаучного образования (постановка проблемы исследования). Успехи современного естествознания. 2002; 1: 26 - 43.

6. Харченко Л.Н. Традиции и инновации вузовской системы биологического образования. Москва, 2002.

References

1. Harchenko L.N. Sovremennaya koncepciya estestvoznaniya. Kurs lekcij. Moskva, 2000.

2. Harchenko L.N. Estestvoznanie. 10-11 kl.: uchebnoe posobie dlya profil'nyh klassov obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva, 2006.

3. Harchenko L.N., Magomedova A.N. Obosnovanie pedagogicheskoj kategorii «Bio'eticheskoe vospitanie lichnosti v sisteme obrazovaniya». Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2(51): 92 - 98.

4. Harchenko L.N. Teoriya i praktika biologicheskogo obrazovaniya v sovremennom pedagogicheskom vuze. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2002.

5. Harchenko L.N. Teoretiko-metodologicheskie problemy estestvennonauchnogo obrazovaniya (postanovka problemy issledovaniya). Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2002; 1: 26 - 43.

6. Harchenko L.N. Tradicii i innovacii vuzovskoj sistemy biologicheskogo obrazovaniya. Moskva, 2002.

Статья поступила в редакцию 13.03.18

УДК 378

Maltsev V.G., senior teacher, Department of Physical Training, Norilsk State Industrial Institute (Norilsk, Russia),

E-mail: maltsev1948@rambler.ru

Voloschenko Ye.F., student, IKTIB, Southern Federal University (Taganrog, Russia), E-amil: maltsev1948@rambler.ru

CREATION OF A MOBILE COMPUTER CLASS. In the article a model of an easy approach to educational services with the use of a model of a mobile computer class is considered. Among the main advantages of the mobile computing class is its low cost, stable and high speed data transfer. This model can be used not only as a mobile computer class, but as a working link in organizing seminars, symposia, round tables, conferences. The authors conclude that the high-tech sphere "mobile computer" class allows to access additional material, libraries, combine the aims and objectives of several disciplines to create intersubject links, use education services in any educational and outside school hours, create active methodological associations, share best practices, improve the quality of education.

Key words: educational services, mobile computer class, information, computer, communication technologies, NORSPORT web-site, address line: www.norsport.ru.

В.Г. Мальцев, ст. преп. каф. физического воспитания, ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный

институт», г. Норильск, E-mail: maltsev1948@rambler.ru

Е.Ф. Волощенко, студент, ИКТИБ, Южный Федеральный университет, г. Таганрог, E-mail: maltsev1948@rambler.ru

СОЗДАНИЕ МОБИЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО КЛАССА

В статье рассматривается модель свободного доступа к образовательным услугам с использованием мобильного компьютерного класса. Среди основных преимуществ мобильного компьютерного класса является его невысокая стоимость, стабильно высокая скорость передачи данных. Авторы делают вывод о том, что высокотехнологичная сфера «Мобильный компьютерный класс» позволяет пользоваться дополнительным материалом, библиотеками, объединять цели и задачи не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.