4. Ганихина Н.Н. Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении младших школьников. Интеграция науки и практики в современных условиях. Материалы II Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов. ООО «НОУ «Вектор науки». Москва, 2014: 41-44.
5. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. Москва: Педагогика, 1990.
6. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. Москва: Знание, 1989.
7. Колесова С.В. Принципы позитивной педагогики. В мире научных открытий. 2015; 1.1 (61): 545-555.
8. Хуторской А.В. Современная дидактика. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
References
1. Lebedincev V.B. Individualizaciya obucheniya v massovoj shkole: usloviya i institucional'nye formy. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2013; 3 (24): 244-248.
2. Lobut A.A., Popova N.E. Individual'nyj podhod k obucheniyu v vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2013; 6: 51-56.
3. Perelygina O.N. Planirovanie samostoyatel'noj poznavatel'noj deyatel'nosti kak osnova realizacii individual'nogo podhoda v obuchenii. Gumanitarnye i obschestvennye nauki vXXI veke: sostoyanie iperspektivy razvitiya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej O.V. Yagova. 2015: 51-54.
4. Ganihina N.N. Metodiko-psihologicheskie osnovy individual'nogo podhoda v obuchenii mladshih shkol'nikov. Integraciya nauki i praktiki v sovremennyh usloviyah. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: sbornik nauchnyh trudov. OOO «NOU «Vektor nauki». Moskva, 2014: 41-44.
5. Unt I. Individualizaciya idifferenciaciya obucheniya. Moskva: Pedagogika, 1990.
6. Klarin M.V. Pedagogicheskaya tehnologiya v uchebnom processe. Analiz zarubezhnogo opyta. Moskva: Znanie, 1989.
7. Kolesova S.V. Principy pozitivnoj pedagogiki. V mire nauchnyh otkrytij. 2015; 1.1 (61): 545-555.
8. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didaktika. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.
Статья поступила в редакцию 18.02.16
УДК 378
Magomedova A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: [email protected]
Kharchenko L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
THE STUDY OF BIOETHICAL VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article is based on data from studies to determine the intensity of the subjective attitude of future teachers to nature, determined by their bioethical value orientation. In the modern world, problems of bioethics and its corresponding values, attitudes to life, come to the foreground and become binding fragments normally generated socio-cultural matrix of behavior. The authors put forward the idea of necessity of creation in educational space of a pedagogical university conditions that would provide a systematic way to adjust bioethical value orientations of students, and improve, thereby, training of students (future teachers) to do their professional activity, for the professionally-moral model of the Russian education today is the transition from the traditional ethics of paternalism to a model of education, based on norms and principles of biological ethics.
Key words: bioethics, personality, attitude, behavior, bioethical value orientation of students.
А.Н. Магомедова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
Л.Н. Харченко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ БИОЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье, на основе данных проведённых исследований по определению интенсивности субъективного отношения будущих учителей к живой природе, определяются их биоэтические ценностные ориентации. В современном мире проблемы биоэтики и соответствующего её ценностям отношения к жизни, выходят на первый план и становятся обязательными фрагментами нормально сформированной социокультурной матрицы поведения. Авторами была выдвинута идея необходимости создания в образовательном пространстве педагогического вуза условий, позволяющих целенаправленно корректировать биоэтические ценностные ориентации студентов, и совершенствовать, тем самым, подготовку будущих учителей к профессиональной деятельности, поскольку профессионально-моральная модель российского образования находится сегодня на переходе от традиционной этики патернализма к модели образования, в основе которой лежат принципы и нормы биологической этики.
Ключевые слова: биоэтика, личность, отношение, поведение, биоэтические ценностные ориентации студентов.
Формирующиеся на наших глазах преемственные традиции и статус биоэтики, как новой науки о милосердии нацеливает российское общество, прежде всего работников сферы образования на решение сложных проблем сохранения и развития жизни, их терпимое отношение к выбору ученика. Естественно, фундаментальные морально-нравственные нормы и этические ценности, выработанные на протяжении всей истории образования (во всяком случае, в вопросах касающихся ценности и священности жизни) должны сохраняться, не подвергаясь эрозии и девальвации. Поэтому и сегодня в процессе формирования нравственных идеалов у будущих учителей важно использовать положительный эталон поведения всех участников образовательно-воспитательного процесса в отношении природы. Тем более что современное определение культуры, отражает, прежде всего, систему средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность
индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Таким образом, в определении культуры выделяется исходный её признак - соотношение с природой. Если соотношение человека с природой основано на глубоком познании и понимании природных явлений и процессов, то формируется особый пласт знаний и действий, основанный на биоэтических ценностях. В XXI веке в обществе наряду с гуманизацией морали всё более актуальной становится её биоэтизация. Причём обе эти тенденции не противоречат, а дополняют друг друга. Включение природы в систему нравственных отношений, проявление подлинной человечности не только к другому человеку, но и к любой другой форме жизни, способность любить ее и заботиться о ней - это и есть подлинная гуманность.
Таким образом, в современном мире проблемы биоэтики и соответствующего её ценностям отношения к жизни, выходят на первый план и становятся обязательными фрагментами нор-
мально сформированной социокультурной матрицы поведения. Актуальным становится вопрос биоэтического воспитания личности, под которым мы понимаем процесс (и систему, включающую педагогические условия, воспитательную среду, субъектов и содержание воспитания), реализуемый в пространстве образовательной организации и направленный на формирования качеств личности, соответствующих биоэтической морали.
Поскольку категория «отношение» (в данном случае, отношение к любому проявлению жизни) является ключевой в биоэтике и, в большей степени, категорией психологической, то возникла необходимость обращения к работам по психологии для того, чтобы обосновать наши исследовательские подходы к определению психолого-педагогического потенциала биоэтики. Дело в том, что тот или иной тип поведения ребёнка (агрессивный, садистский, прагматический, наивно-подражательный, практический, познавательный, эстетический, этический, индифферентный и т. д.) [1, с. 32], определяется оформленным у него отношением к конкретному природному (в том числе, живому) объекту. Психологическое отношение выражает активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков.
На детерминированность действий и поступков человека сложившейся у него системой субъективных отношений обращали внимание такие исследователи, как М.Я. Басов, В.М. Бехтерев, С.Д. Дерябо, А.Ф. Лазурский и С.Л. Франк, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др. Так, по мнению Б.Ф. Ломова, эффективность воспитательной деятельности характеризуется именно тем, в какой мере она обеспечивает формирование и развитие субъективных отношений личности. Согласно В.М. Бехтереву, отношение («соотношение») понимается как отзывчивость на внешние раздражения, проявляющаяся не только в отражении среды, но и в её преобразовании [2].
С точки зрения А.Ф. Лазурского и С.Л. Франка, отношение личности к тем или иным объектам среды рассматривается как типическая, специфическая реакция, обусловленная особенностями данной личности. Такие реакции, адресованные объектам, описываются авторами также через понятия «интерес», «склонность». Все отношения человека разделены ими на 15 видов (к людям, к семье, государству, к труду и др.), среди которых выделено также отношение к природе и животным [3, с. 1-24]. Авторами выдвинуто важное методологическое положение - это представление о динамичности отношений, которые не являются раз и навсегда данными, абсолютными. Отношения подвержены изменениям, они развиваются как в онто-, так и в актуальном ге-незе.
М.Я. Басовым утверждалась необходимость изучать различные формы активности человека в отношениях к окружающей среде [4, с. 231-242]. Причём среда рассматривалась им не просто как объективная действительность, а как объективная действительность в её отношении к организму, которая развивается по мере развития самого организма.
Наиболее глубокая разработка категории «отношение» была сделана в концепции В.Н. Мясищева [5], который акцентирует внимание на системном характере отношений человека. Отношение рассматривается ученым и как объективная, реально существующая связь между человеком и определенным объектом и одновременно как субъективная реальность, отражаемая человеческим сознанием. Отношения человека могут изменяться тем или иным образом под воздействием объективных изменений в его жизни. Отношения в контексте внутреннего мира личности по В.Н. Мясищеву, могут характеризоваться эмоциональностью, обобщенностью, доминантностью, когерентностью, принципиальностью, сознательностью. Данные характеристики отношения важны, так как имеют большое значение при организации практической педагогической деятельности по биоэтическому воспитанию.
В процессе осмысления механизма формирования отношения студентов - будущих учителей к объектам природы, мы также опирались на взгляды Д.Н. Узнадзе о коинциденции (лат. со, вместе + incidens (incidentis) случающийся) - одновременное протекание каких-либо событий; стечение обстоятельств внутреннего и внешнего. Ученый, опираясь на взгляды С.Л. Рубинштейна о «действии внешнего через внутреннее» и А.Н. Леонтьева о «действии внутреннего через внешнее», выдвинул идею о взаимодействии субъекта с миром, вернее, о модусе такого взаимодействия - установке, которая является тем детерминантом, в котором внешняя и внутренняя детерминации диалектически едины. Модусом такого взаимодействия является установка
в том её понимании, в каком она представлена в большинстве работ Д.Н. Узнадзе и его последователей [6].
В нашем исследовании такая установка представляла собой направленность профессиональной подготовки на формирование этического отношения будущих учителей ко всем проявлениям жизни, как важнейшего профессионально-личностного качества, что достигалось посредством коинциденции педагогических условий (внешнего), создаваемых в процессе подготовки студентов, с биоэтическим потенциалом личности студента (внутреннего), давая тем самым максимально проявиться последней.
Д.А. Леонтьев, обобщая, пишет о том, что в данном случае можно говорить о целостном механизме, который с содержательной стороны описывается понятием отношения, с динамической стороны - понятием фиксированной установки, а со стороны своей природы и роли в человеческой жизнедеятельности - понятием смысловой регуляции [7, с. 58-59].
С.Д. Дерябо предлагает рассматривать отношение как субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, служащее фактором, обуславливающим поведение [8].
Если суммировать сказанное, то основная задача биоэтического воспитания личности может быть определена, в конечном итоге, как задача формирования этически окрашенного субъективного отношения ко всем проявлениям жизни и соответствующего такому отношению поведения.
Важным атрибутом педагогики, ее творчески-созидательной и методологической позицией, по мнению авторов [9; 10], является «деятельностный подход» к человеку. Педагогическая деятельность относится к сложным видам «субъект-субъектной» деятельности, требующего от учителя выполнения различных структурированных видов деятельности и связано с формированием таких внутренних инстанций личности учителя, как профессионально ответственное самосознание и гуманистически ориентированное мировоззрение.
Поэтому мы поддерживаем мнение о том, что нравственность, ответственность, отношение и поведение - это органически взаимосвязанные феномены. Подобно тому, как интуиция ответственности проявляется в свободной, творчески созидательной деятельности, нравственная культура является интуицией нравственного разума.
Изначально гуманистическая ориентация в образовании предполагает соответствующий уровень профессионального мышления и ответственных способов поведения педагогического работника, который определяют как систему установок личности на окружающие объекты (человека или живое существо), обусловленную нравственными нормами и ценностями педагогической профессии.
Как было отмечено, нами изучалось субъективное отношение к живым организмам у студентов педагогических направлений профессиональной подготовки различных курсов таких вузов, как Дагестанский государственный педагогический университет и Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт. В исследовании приняли участие 200 студентов вышеназванных вузов, обучающихся по специальностям: биология, география, физика, математика, филология. Исследование проводилось с помощью опросника «Натура-фил», который предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе. Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, показывающая, в каких сферах, и в какой степени проявляется отношение. Опросник включает 4 основные шкалы, соответствующие четырём компонентам интенсивности: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и по-ступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции. Результаты обрабатывались с помощью специального ключа. Интенсивность отношения к живой природе определялась как сумма баллов по всем четырем шкалам.
Мы предположили, что на биологический факультет поступают в той или иной степени биоэтически ориентированные абитуриенты, поэтому студентов других специальностей мы рассматривали как однородную группу, и результаты студентов-биологов анализировались отдельно. Исследование показало, что большинство студентов демонстрируют средний уровень развития отношения к природе, в то время как среди биологов высокий уровень имели треть студентов.
Биологи значимо (р<0,01) превосходили студентов других факультетов по уровням перцептивно-аффективного (5,39 про-
тив 4,29), когнитивного (5,48 против 4,11) и практического (5,58 против 4,19) компонентов, а по показателю поступочного компонента студенты всех факультетов практически не отличаются (4,69 и 4,58).
На основании полученных данных, была выдвинута идея необходимости создания в образовательном пространстве педагогического вуза условий, позволяющих целенаправленно кор-
Библиографический список
ректировать биоэтические ценностные ориентации студентов, и совершенствовать, тем самым, подготовку будущих учителей к профессиональной деятельности, поскольку профессионально-моральная модель российского образования находится сегодня на переходе от традиционной этики патернализма к модели образования, в основе которой лежат принципы и нормы биологической этики.
1. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. Москва, 2000.
2. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Руководство к объективному изучению личности. Ленинград, 1926.
3. Лазурский А.Ф., Франк С.Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. Русская школа. 1912; Кн. 1.
4. Басов М.Я. Кризис психологии. (К итогам II Всесоюзного съезда по психоневрологии). Просвещение. 1924; 4: 231-242.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1995.
6. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси, 1961.
7. Леонтьев Д.А. О диспозиционно-смысловом механизме отношений личности. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. Санкт-Петербург, 1994.
8. Дерябо С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 1993.
9. Харченко Л.Н., Магомедова А.Н. Технология подготовки учителя к биоэтической воспитательной деятельности. Ставрополь, 2015. 199 с.
10. Харченко Л.Н., Магомедова А.Н. Биоэтический тезаурус. Ставрополь, 2016. References
1. Yasvin V.A. Psihologiya otnosheniya kprirode. Moskva, 2000.
2. Behterev V.M. Obschie osnovy refleksologii cheloveka. Rukovodstvo k ob'ektivnomu izucheniyu lichnosti. Leningrad, 1926.
3. Lazurskij A.F., Frank S.L. Programma issledovaniya lichnosti v ee otnosheniyah k srede. Russkaya shkola. 1912; Kn. 1.
4. Basov M.Ya. Krizis psihologii. (K itogam II Vsesoyuznogo s'ezda po psihonevrologii). Prosveschenie. 1924; 4: 231-242.
5. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva-Voronezh, 1995.
6. Uznadze D.N. 'Eksperimental'nye osnovypsihologicheskojustanovki. Tbilisi, 1961.
7. Leont'ev D.A. O dispozicionno-smyslovom mehanizme otnoshenij lichnosti. Teoriya i praktika medicinskoj psihologii i psihoterapii. Sankt-Peterburg, 1994.
8. Deryabo S.D. Psihologicheskie osobennosti vospriyatiya prirodnyh ob'ektov shkol'nikami i studentami. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1993.
9. Harchenko L.N., Magomedova A.N. Tehnologiya podgotovki uchitelya k bio'eticheskoj vospitatel'noj deyatel'nosti. Stavropol', 2015. 199 s.
10. Harchenko L.N., Magomedova A.N. Bio'eticheskij tezaurus. Stavropol', 2016.
Статья поступила в редакцию 04.04.16
УДК 378
Kornilova O.S., Cand. of Sciences (Philology), Professor-Tutor, North Eastern Federal University n. a. M.K. Ammosov (Yakutsk,
Russia), E-mail: [email protected]
TYPICAL MISTAKES IN SPEECH OF STUDENTS STUDYING FRENCH AND MEANS TO PREVENT THEM. The article would be useful to French teachers teaching younger students at universities. The objective of the article is to work out means to prevent typical mistakes in students' speeches, to identify reasons of mistakes and to find ways to correct them. The main idea of the research is that the interference is the main reason for many of the mistakes that students do. The special attention is paid to a teacher's task to give practical help to students to form correct skills in oral French speech. With regards to the author's analysis of pronunciation of students, the article reveals the most typical mistakes, namely, replacement of sounds, which are absent in the native language with reference to such words as vache 'cow', which Yakut students say as [b]ache 'tarpaulin, cover' or in the use of the verb se déshabiller 'undress', for example, in the phrase "Undress and pass enter the audience!" they use the verb se déshabiller instead of the necessary one ôter. The author recommends to use the translation of words to see and prevent mistakes.
Key words: interference, typical mistakes, standard of foreign language, analytical language, synthetic language, synonyms, tracing-paper.
О.С. Корнилова, канд. филол. наук, профессор-наставник Северо-Восточного федерального университета имени
М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
Статья предназначена преподавателям французского языка, работающим на младших курсах, студентам. Целью статьи является предупреждение типичных ошибок в речи студентов, выявление причин и их исправление. Обосновывается идея о том, что основной причиной таких ошибок является интерференция. Особое внимание уделено задаче преподавателя -оказать практическую помощь в формировании у студентов правильных навыков устной французской речи. На основании анализа произношения студентов в статье выявлены наиболее типичные ошибки, а именно, замена звуков, отсутствующих в родном языке, на примере таких слов, как vache 'корова', которое студенты-якуты произносят как [b]ache 'брезент, чехол' или в употреблении глагола se déshabiller 'раздеваться', например, во фразе «Раздевайтесь и проходите в аудиторию!» употребляют вместо нужного ôter глагол se déshabiller. Автор рекомендует, что следует использовать перевод слова, чтобы увидеть и исправить допущенную ошибку.
Ключевые слова: интерференция, типичные ошибки, норма иностранного языка, аналитический язык, синтетический язык, синонимы, калька.
Республика Саха (Якутия) многонациональная. Обучение ведётся на русском языке. В статье отобраны наиболее типичные ошибки в лексике французского языка, по возможности
выявляются причины, объясняется каждая ошибка студента. Составляются упражнения для предупреждения или устранения типичных ошибок студентов.