Научная статья на тему 'Предпосылки подготовки будущих учителей к биоэтическому воспитанию школьников'

Предпосылки подготовки будущих учителей к биоэтическому воспитанию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ / БИОЭТИКА / БИОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PRECONDITIONS / VOCATIONAL TRAINING / MODERN TEACHER / BIOETHICS / BIOETHICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахбанов Ш. Н., Сайпуева Э. Б.

На основе анализа научно-педагогической литературы обосновываются предпосылки подготовки студентов педагогического вуза будущих учителей к осуществлению биоэтической образовательной деятельности в школе, развивается терминологический аппарат исследуемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECONDITIONS OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO BIOETHICAL EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS

On the basis of the analysis of scientific and pedagogical literature preconditions of preparation of students of pedagogical higher education institution future teachers to implementation of bioethical educational activity locate in school, the terms framework of studied area develops.

Текст научной работы на тему «Предпосылки подготовки будущих учителей к биоэтическому воспитанию школьников»

Библиографический список

1. Савина, Е.А. Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М., 2003.

2. Петровский, В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / В.А. Петровский, М.В. Полевая // Вопросы психологии. -2001. - № 1.

3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1995.

4. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка / под ред. А.Г. Рузской. - М., 1997.

5. Черняева, А.В. Взаимоотношения детей дошкольного возраста со сверстниками из семей с различным стилем воспитания // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: материалы II международной научно-практич. конф. - М., 2011.

6. Chernyaeva, A. Non-standard approach to psychological activities of modern children/ A Chernyaeva// European Science and Technology: 2dn International scientific conference. Bildungszentrum Rdk e.V. Wiesbaden 2012, 30-31 January 2012/ European Science and Technology: materials of the international research and practice conference, Wiesbaden, January 31st, 2012/publishing office «Bildungszentrum Rodnik e.V.». - c. Wiesbaden, Germany, 2012. - Vol. II.

Bibliography

1. Savina, E.A. Roditeli i deti: psikhologiya vzaimootnosheniyj / pod red. E.A. Savinoyj, E.O. Smirnovoyj. - M., 2003.

2. Petrovskiyj, V.A. Otchuzhdenie kak fenomen detsko-roditeljskikh otnosheniyj / V.A. Petrovskiyj, M.V. Polevaya // Voprosih psikhologii. - 2001. - № 1.

3. Bozhovich, L.I. Izbrannihe psikhologicheskie trudih. Problemih formirovaniya lichnosti / pod red. D.I. Feljdshteyjna. - M., 1995.

4. Lisina, M.I. Obthenie, lichnostj i psikhika rebyonka / pod red. A.G. Ruzskoyj. - M., 1997.

5. Chernyaeva, A.V. Vzaimootnosheniya deteyj doshkoljnogo vozrasta so sverstnikami iz semeyj s razlichnihm stilem vospitaniya // Teoreticheskie i prakticheskie aspektih razvitiya sovremennoyj nauki: materialih II mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - M., 2011.

6. Chernyaeva, A. Non-standard approach to psychological activities of modern children/ A Chernyaeva// European Science and Technology: 2dn International scientific conference. Bildungszentrum Rdk e.V. Wiesbaden 2012, 30-31 January 2012/ European Science and Technology: materials of the international research and practice conference, Wiesbaden, January 31st, 2012/publishing office «Bildungszentrum Rodnik e.V.». - c. Wiesbaden, Germany, 2012. - Vol. II.

Статья поступила в редакцию 02.11.12

УДК 37

Shakhbanov Sh.N., Saypuyeva E.B. PRECONDITIONS OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO BIOETHICAL EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS. On the basis of the analysis of scientific and pedagogical literature preconditions of preparation of students of pedagogical higher education institution - future teachers to implementation of bioethical educational activity locate in school, the terms framework of studied area develops.

Key words: preconditions, vocational training, modern teacher, bioethics, bioethical education.

Ш.Н. Шахбанов, аспирант ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет»,

E-mail: shamil_83@mail.ru; Э.Б. Сайпуева, канд. биол. наук, проф., проректор по научно-методической

работе ДИПКПК, E-mail: shamil_83@mail.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К БИОЭТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

На основе анализа научно-педагогической литературы обосновываются предпосылки подготовки студентов педагогического вуза - будущих учителей к осуществлению биоэтической образовательной деятельности в школе, развивается терминологический аппарат исследуемой области.

Ключевые слова: предпосылки, профессиональная подготовка, современный учитель, биоэтика, биоэтическое воспитание.

Решение исследовательской задачи - обоснования необходимости подготовки будущих учителей к биоэтическому воспитанию школьников, потребовало выявления предпосылок этого явления.

Экологическое (и его ядро - биоэтическое воспитание) образование признается в настоящее время в качестве одного из действенных средств решения современных проблем человека и окружающей среды, общества и природы, здорового образа жизни самого человека и др. Однако функционирующие системы такого воспитания вызывают нарекания у специалистов и общественности из-за невысокой их эффективности. Потребность скорейшего преодоления различного рода препятствий на пути к достижению целей биоэтического воспитания (организационного, научного, содержательного, дидактического характера и др.) обусловила необходимость обращения к этой проблеме с позиций общенаучного, гуманистического, культурологического и компетентностного подходов.

Биоэтика понимается нами как новое междисциплинарное научное направление, результат взаимопроникновения естественных и гуманитарных наук, результат гуманизации естествознания. Добавим одну мысль: по-настоящему гуманна та наука, которая беспощадно указывает нам на наши недостатки, пороки и заблуждения, помогая тем самым, их преодолению, а по-настоящему гуманен лишь тот учитель, для которого «биоэтические идеалы» и «интеллектуальная честность» превыше всего. Биоэтика - это нравственный регулятив по отношению ко всем

проявлениям жизни. Отсюда, биоэтическое воспитание - это цель, процесс и результат становления личности, обладающей (и владеющей) названным регулятивом.

В качестве важнейшей предпосылки подготовки современного учителя к биоэтическому воспитанию школьников выступают кардинальные изменения, произошедшие в нормативно-правовой базе функционирования современной школы.

В понятия «современная школа» и «современный учитель» мы вкладываем следующее содержание. Прилагательное «современный» трактуется в нашем исследовании как «относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем -, или чем-нибудь; стоящий на уровне своего века, не отсталый» [1, с. 731].

Современная школа - это образовательное учреждение общего образования, реализующее основную образовательную программу среднего (полного) общего образования базового и углубленного уровней и отвечающее современным требованиям со стороны государства (ФГОС СОО), общества, личности в части качества общеобразовательной подготовки.

Современный учитель (работник (специалист) в области образования; специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства, то же, что профессия [1, с. 731] - обучающийся или выпускник педагогического колледжа или вуза, работник учреждения общего образования, обладающий профессиональными компетенциями (знаниями, умениями, навыками, ценностями), соответствующими требованиям современной школы.

В июне текущего года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, который включает в себя совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт устанавливает требования (личностные, метапредметные, предметные) к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Каждая группа требований, особенно личностных и предметных, так или иначе, ориентирует образовательный процесс в школе на формирование экологической культуры школьников, нравственную (ценности, мотивы, смыслы, отношения) основу которой составляет биоэтика. Более того, в стандарте полноправное место занял предмет «Экология». В данной связи, современный учитель (физики, химии, биологии, географии, экологии, физической культуры, ОБЖ, информатики) должен обладать компетенциями, позволяющими осуществлять ему через предметную деятельность те или иные аспекты биоэтического воспитания школьников.

В нашей стране, базовые принципы функционирования школы, заложенные в законодательстве об образовании, ФГОС создают основу для развития современных теоретических и практических подходов к экологическому образованию и биоэтическому воспитанию. Недаром Д.С. Лихачев назвал экологическую проблему - нравственной, этической. По его мнению, требованием времени становится не просто чувство моральной ответственности, но крайне необходима научно-прикладная разработка проблем этики в различных областях [2]. Психолого-педагогической наукой в основном сформирована теоретико-методологическая база для осуществления экологического образования, модернизации профессионального педагогического образования и подготовки учителей к данному виду деятельности, но многие вопросы, связанные с прикладными аспектами биоэтичекого воспитания подрастающего поколения, остаются нерешенными.

Осуществленный нами анализ литературы [3 и др.], посвященной вопросам биоэтического характера, позволил выделить несколько ключевых проблем:

- категориальный аппарат биоэтики требует развития и большей смысловой определенности;

- биоэтические проблемы реально существуют, как и необходимость их решения;

- назрела необходимость биоэтического воспитания детей и подростков;

- в практике функционирования педагогических систем различного уровня - от федерального до регионального и отдельного учреждения или педагога - отсутствует целенаправленная, системно представленная работа по биоэтическому воспитанию обучающихся. В лучшем случае, в отдельных вузах в рамках курсов специализации изучается курс «Основы биоэтики» [4], который в зависимости от получаемой студентами специальности носит социальную, медицинскую или правовую окраску;

- подавляющее большинство школьных (и вузовских) педагогов не готовы к осуществлению биоэтического воспитания школьников.

Отсюда, важнейшей предпосылкой подготовки будущего учителя к биоэтическому воспитанию школьников, с одной стороны, являлся теоретический и практический опыт (и проблемы), накопленный психологической и педагогической науками

Библиографический список

по экологическому образованию, а, с другой - крайне недостаточный опыт по изучению феномена биоэтического воспитания и условий подготовки студентов в системе высшего профессионального педагогического образования.

Обращает на себя внимание еще одна тенденция, складывающаяся в современном российском образовании - это параллельное развитие культурологического и компетентностного подходов к построению образовательных систем и процессов.

Современные ориентации отечественного образования на формирование «человека культуры», «человека профессиональной культуры» и одновременно «прагматика», «компетентного специалиста», обусловливают необходимость принципиально иного подхода к формированию целей и содержания образования. А именно - раскрывать их не в понятиях «знание» и «умение», а в понятиях культуры или компетентности. Отсюда биоэтическое воспитание - это не только (не столько) процесс формирования гармонически развитой и профессионально компетентной личности, а становление личности, руководствующейся в своих действиях экоцентрической (биоцентрической) моралью, оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности. Вычленению биоэтического воспитания в качестве нравственного приоритета экологической педагогики, происходит под влиянием развивающихся социально-педагогических процессов-предпосылок. В современной российской школе необходимы не только процессы демократизации, обновления учебного процесса, но и возникает необходимость актуализации общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства, т.е. всего того, что составляет гуманитарный базис образования, который совпадает во многих аспектах с базисом биоэтического воспитания.

Данные, полученные в результате проведенного теоретического анализа предпосылок, во-первых, подтвердили наше предположение о необходимости (обязательности) подготовки будущих учителей к биоэтическому воспитанию школьников и, во-вторых, позволили пересмотреть некоторые традиционные этические принципы и императивы и сформировать новые:

1) принцип биоэтизации морали, предполагающий что отношение людей ко всему живому должно детерминироваться не только материально-экономическими, правовыми или административными предписаниями, но и нравственными нормами, приобретать форму «биоэтического долга» и «биоэтической совести»;

2) принцип благоговения перед жизнью, выступающий сегодня только принципом биоэтики, должен выдвигаться как необходимый общеэтический принцип;

3) принцип моральной биоэтической свободы и ответственности, определяющийся степенью познания их социоприродных закономерностей и возможного овладения и «манипуляции» ими;

4) биоэтический императив - принцип, представляющий объективное требование - поведения (включая народонаселение, производство, потребление пищи) людей, ответственных за использование достижений научно-технического прогресса.

Таким образом, выбор стратегии и путей развития современного образования и ключевых аспектов подготовки современного учителя предполагают осмысление и решение актуальных биоэтических проблем, которые возникают из факта вмешательства современной науки в глубинные биологические процессы.

1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1994.

2. Лихачев, Д.С. Экология - проблема нравственная // Наше наследие. - № 1.

3. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: учеб. пособие для студентов - М., 2005.

4. Шахбанов, Ш.Н. Основы биоэтики: программа элективного курса / Ш.Н. Шахбанов, Э.Б. Сайпуева. - Махачкала, 2011. Bibliography

1. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 1994.

2. Likhachev, D.S. Ehkologiya - problema nravstvennaya // Nashe nasledie. - № 1.

3. Zolotukhina-Abolina, E.V. Sovremennaya ehtika: ucheb. posobie dlya studentov - M., 2005.

4. Shakhbanov, Sh.N. Osnovih bioehtiki: programma ehlektivnogo kursa / Sh.N. Shakhbanov, Eh.B. Sayjpueva. - Makhachkala, 2011.

Статья поступила в редакцию 02.11.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.