вечество прошло через три стадии и вступает в четвертую. Все они звенья одной цепи и отражают определённые типы социально-экономической деятельности человека во взаимодействии с природой.
На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII - XV столетиям начатками естественных наук.
Затем, именно с XV - XVI веков, последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией).
Позднее, в ^ - XX веках, постепенно стало происходить воссоздание целостной картины природы на основе ранее познанных частностей, т. е. наступила синтетическая стадия её изучения.
Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология) стали основными
Библиографический список
и как бы самостоятельными разделами науки о природе, т. е. начинает осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука (и учебный предмет) о природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной стадии можно на самом деле рассматривать природу (Вселенную, жизнь и разум) как единый многогранный объект естествознания (природознания) [4; 5; 6].
Таким образом, современная наука о природе (естествознание) наследует традиции понимания природы, выработанные в новое время, но одновременно существенно обогащает их и, прежде всего:
- экологическими идеями, которые приводят к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы;
- биоэтическими идеями, которые приводят к пониманию и принятию ценности жизни, всего живого и живущего в природе;
- пониманием того, что процесс «очеловечивания природы» продолжается, а интенсивное развитие комплекса социальных наук приводит к тому, что наряду с понятием природы интегрирующую роль в познании начинает играть такое понятие, как деятельность человека, которая должна сопровождаться биоэтическим самоконтролем.
1. Харченко Л.Н. Современная концепция естествознания. Курс лекций. Москва, 2000.
2. Харченко Л.Н. Естествознание. 10-11 кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. Москва, 2006.
3. Харченко Л.Н., Магомедова А.Н. Обоснование педагогической категории «Биоэтическое воспитание личности в системе образования». Мир науки, культуры, образования. 2015; 2(51): 92 - 98.
4. Харченко Л.Н. Теория и практика биологического образования в современном педагогическом вузе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2002.
5. Харченко Л.Н. Теоретико-методологические проблемы естественнонаучного образования (постановка проблемы исследования). Успехи современного естествознания. 2002; 1: 26 - 43.
6. Харченко Л.Н. Традиции и инновации вузовской системы биологического образования. Москва, 2002.
References
1. Harchenko L.N. Sovremennaya koncepciya estestvoznaniya. Kurs lekcij. Moskva, 2000.
2. Harchenko L.N. Estestvoznanie. 10-11 kl.: uchebnoe posobie dlya profil'nyh klassov obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva, 2006.
3. Harchenko L.N., Magomedova A.N. Obosnovanie pedagogicheskoj kategorii «Bio'eticheskoe vospitanie lichnosti v sisteme obrazovaniya». Mirnauki, kul'tuiy, obrazovaniya. 2015; 2(51): 92 - 98.
4. Harchenko L.N. Teoriya i praktika biologicheskogo obrazovaniya v sovremennom pedagogicheskom vuze. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2002.
5. Harchenko L.N. Teoretiko-metodologicheskie problemy estestvennonauchnogo obrazovaniya (postanovka problemy issledovaniya). Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2002; 1: 26 - 43.
6. Harchenko L.N. Tradicii i innovacii vuzovskoj sistemy biologicheskogo obrazovaniya. Moskva, 2002.
Статья поступила в редакцию 13.03.18
УДК 378
Maltsev V.G., senior teacher, Department of Physical Training, Norilsk State Industrial Institute (Norilsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Voloschenko Ye.F., student, IKTIB, Southern Federal University (Taganrog, Russia), E-amil: [email protected]
CREATION OF A MOBILE COMPUTER CLASS. In the article a model of an easy approach to educational services with the use of a model of a mobile computer class is considered. Among the main advantages of the mobile computing class is its low cost, stable and high speed data transfer. This model can be used not only as a mobile computer class, but as a working link in organizing seminars, symposia, round tables, conferences. The authors conclude that the high-tech sphere "mobile computer" class allows to access additional material, libraries, combine the aims and objectives of several disciplines to create intersubject links, use education services in any educational and outside school hours, create active methodological associations, share best practices, improve the quality of education.
Key words: educational services, mobile computer class, information, computer, communication technologies, NORSPORT web-site, address line: www.norsport.ru.
В.Г. Мальцев, ст. преп. каф. физического воспитания, ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный
институт», г. Норильск, E-mail: [email protected]
Е.Ф. Волощенко, студент, ИКТИБ, Южный Федеральный университет, г. Таганрог, E-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ МОБИЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО КЛАССА
В статье рассматривается модель свободного доступа к образовательным услугам с использованием мобильного компьютерного класса. Среди основных преимуществ мобильного компьютерного класса является его невысокая стоимость, стабильно высокая скорость передачи данных. Авторы делают вывод о том, что высокотехнологичная сфера «Мобильный компьютерный класс» позволяет пользоваться дополнительным материалом, библиотеками, объединять цели и задачи не-
скольких дисциплин, создавать межпредметные связи, пользоваться образовательными услугами в любое учебное и вне учебное время, создавать активные методические объединения, делиться передовым опытом, улучшать качество образования.
Ключевые слова: образовательные услуги, мобильный компьютерный класс, информационные, компьютерные, коммуникационные технологии, сайт "НИИ Спорт", адресная строка: http://www.norsport.ru
Информационные технологии (1Т) в прошлом веке создавались и применялись для формирования данных, которые ис-пользовалисьаииде статиатиаиианформатики, являлоаь. Такоа применение выглядело как прикладные элементы науки, выросшей из сферы педагогической деятельности. 1Т стремительно пиеирлщаетсяднезанентмогнпомощника иисполдителя. Во всех видах человеческой деятельности инфо технологии (1Т) становятся инструментом, в эффективном использовании которых уже си о кого сет иолсас ия.
Педагогическое сообщество в своём дальнейшем постиндустриальном развитии столкнулось с противоречиями, где для создания полноценного мультимедийного обучения исполняющую роль стали выполнять два специалиста - педагог, выпуск-счаИсд1х завкдасиИи нс птдагпг, инжннер, специалист технических вузов - специалист по информатике.
Пути решесинпрабиемыиусдрас ениептоиипоСечий.
Для этого, помимо профессиональных умений и навыков, педагогу необходимо обладать как профессиональными навыками, токибыдьаертифицированным специалистом в области 1Т, т. е. иметь компетенции.
Нынешние требования к педагогическому сообществу зна-чиоельно вырооливоИлрсеасстииП,умений и практиаеикыго применения (|Т) в своей профессиональной деятельности.
В последнее время в образовательных учреждениях стало актиадьсым соеааииежакпааывадмопомиИидьао го кемпьюте.-ного класса. Для создания мобильного компьютерного класса необходимы следующие условия:
ГДеподавутдладолжен знать, умдть, практичести применять:
1. Зсоскя 1Пдло стздасуясноего эксклюзивного «канала» учебного подразделения при согласовании и интеграции которого в виде индивидуального персонального компьютера, ноутбука провращаетряпымлиоцрсау ю мемидиую сиркксуруемечае перевести учебные, методические, дополнительные документы в электронный вид с последующим их переносом в персональный каоал передачи дапсых -поВилисдм комияюепраый клатс.
2. Проектирование и прогнозирование направления методических механизмов управления учебным процессом.
Ж. Мсдерпааацвятехсалиыав оеудесия с ^(^^л^ядн^^с^^ь^и^ применения инфотехнологий.
4. Дополнительное самообразование по изучению и прак-таоескому припеыннию трасефекмакаиалат теесто^с^го, речеаоп го и визуального потока информации в цифровую медиаструк-туру, обеспечивающую полноценные фрагменты реального яаоисигоироцыссч.
5. Создание медиа библиотеки поурочных планов, всего учебного процесса.
Рис. 1. Модель мобильного компьютерного класса
6. Использование авторских программ, адаптированных по возрастным особенностям, уровню развития, индивидуальным особессостям, перспективе.
7. Создание учебных тренажёров сопровождения учебных программ для качественного закрепления учебного материала.
С.Примесениеисдикидуальсогоподходя, вознастныхпсоп бенностей.
Персональные устройства для передачи данных учащимся. С любой операционной системой. Рабочие места организованы посредством ноутбуков, нетбуков, планшетов, коммуникаторов. Сеть передачи данных создаётся посредством наличия сервера бсакта,создапия МЮзисы, оргапидобассой на спутКусе (системном блоке) преподавателя. Ключевым значением этих условий является наличие в каждом из них
Сотовая связь - модем Wi-Fi-
Директором в этой цепочке является Индивидуальный ноутбук преподавателя, на котором установлен канал связи-сервер, са ссмде проектсруетсякобсовляеососеуущая инфо^бция.
Через канал связи Wi-Fi, организованный созданием индивидуального сервера и разработанного на его базе учебного сайта, являющегося основным (базовым) каналом связи между устройствами, объединёнными между собой: ноутбуки, персо-сольсые комкьютеpы,плсcмдты,кoммубикатоиы,авлующипcс индивидуальными каналами связи самих участников учебного процесса, которые могут быть подключены к каналу связи учеб-сого рервесп,сспасевлессого са ноятбуое г^ал^/^акаг^к, ормк низованного через канал связи-сервер, как простейший мобильный компьютерный класс.
Базосымусаройстпом, позволоющиморгасизовать талой мобильный компьютерный класс, может стать индивидуальный ноутбук преподавателя, на котором установлен канал связи-сер-вер, дающий возможность обмена информацией через канал WI-Fi между остальными участниками. Универсальность такого учебно-коммуникативного звена позволяет участникам учебно-гс прооесса расшаротеявоaсoзмoщcпясaaдcеcоя в оЫ^с^и IT, но так же создавать индивидуальную траекторию в освоении учебных дисциплин. Создаётся сеть передачи данных с установ-ленногоаа соуабскепуебоыавяталяоосредствою серверзсеасз канал связи Wl-Fl. Действующий сервер имеет определённый IP - адрес, который даёт возможность рядом расположенным компьютееам,сопобокам,уетаукам,ксмсиcпквтoбaя. планшетам, подключиться по указанному адресу посредством включения в них браузера через канал связи WI-FI на указанный адрес. В эсем сс^^я^^ аяпплозберяя подкпючосае к интесеелсолача-ство подключенных компьютерам, ноутбукам, нетбукам, коммуникаторам не ограничено. Обязательно наличие WI-FI модуля на оскп указанных устройствах.
Для создания сервера на индивидуальном ноутбуке преподавателя, необходимо установить:
1. Oпepaвкoоcaнсpeдa L¡еuxUСuntс1д.10щMDX6д RU и выше. Имеется мультиязычная система установки. AppServ -Windows.
2. LAMP- Server -Ubuntu
3. JOOMLA 2.5 и выше, шаблоны будущих сайтов.
Перечисленные материалы находятся в свободном доступе
и распространяются бесплатно.
4. Образовательные стандарты, реквизиты.
5. Учебные, учебно-методические материалы, архивы, библиотеки.
6. Дополнительное самообразование по изучению формирования и практического применения в трансформировании текстового, речевого и визуального потока информации в организованную медиа структуру, обеспечивающую полноценные фрагменты реального урочного процесса.
7. Образовательные стандарты, реквизиты.
8. Учебные, учебно-методические материалы, архивы, библиотеки.
9. Дополнительное самообразование по изучению формирования и практического применения в трансформировании текстового, речевого и визуального потока информации в организованную медиа структуру, обеспечивающую полноценные фрагменты реального урочного процесса.
10. Дополнительные программы, Word, Photoshop.
- Дополнительные затраты для поддержания в рабочем состоянии компьютерного класса учебного процесса Графа «Приоритет». Обозначение аббревиатуры: СКП -стандартный компьютерный класс МКК - мобильный компьютерный класс.
Таблица 1
Сравнительные показатели и затраты на обслуживание мобильного компьютерного класса
СТАНДАРТЫЙ КОПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС + МОБИЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС +
1. Системный блок. Персональный ноутбук преподавателя и его оснащение: мкк
2. Операционная система Microsoft -ежегодная оплата - Операционная система иЬипШ - бесплатно + мкк
3. Сервисные и офисные программы Microsoft -ежег. опл. - Сервисные и офисные программы иЬипШ- бесплатно + мкк
Необходимое оборудование Не обязательное, дополнительное оборудование.
4. Проектор, экран, аудио сопровождение. + Проектор, экран, аудио сопровождение. -
5. Рабочие места обучаемых стационарное расположение - Рабочие места обучаемых по количеству учащихся + мкк
6. ФГОС обеспечение ФГОС обеспечение
7. Авторские программы Авторские программы
8. Дополнительный материал, библиотеки. Дополнительный материал, библиотеки.
9. Программы тестирования. Программы тестирования.
9. Количество рабочих мест учащихся. - Ограничено - Количество рабочих мест учащихся. - По количеству участн. + мкк
10. Ремонт, замена оборудования, Microsoft - Ремонт, замена оборудования.-отсутствует +
11. Установка, замена программного обеспечения Microsoft - Установка, замена программного обеспечения -отсутствует + мкк
Возможность создания хостинга сайта в широкополосном Наличие сервера, базы данных + мкк
скоростном интернет. Проектирование, разработка, тестирование учебного сайта. + мкк
Поддержание сайта в рабочем состоянии. + мкк
+ мкк
Возможность применения дистанционного обучения. + мкк
Используемые персональные устройства передачи данных учащихся:
Планшеты + мкк
Коммуникаторы + мкк
Ноутбуки, нетбуки, трансформеры. + мкк
При прочих равных условиях наблюдается резко возросшая динамика использования изучаемого учебного материала в области применения информационных технологий в мобильном компьютерном классе, так как обмен информацией выходит за пределы замкнутого пространства по сравнению с стандартным компьютерным классом. Учащиеся в процессе изучения материалов, предлагаемых в процессе урока, могут скопировать, обновить текущую информацию, в свободном доступе использовать необходимый материал. При сравнении технико-экономических показателей и затраты по обслуживанию стандартного учебного компьютерного класса по сравнению с мобильным персональным компьютерным класса значительно дешевле (таблица 1). В мобильном компьютерном классе отпадает необходимость: в приобретении, обслуживании, ремонте системного блока, замене комплектующих, Организации количества рабочих мест учащихся, Ремонт, замена оборудования, Microsoft, Установка, замена программного обеспечения Microsoft, Операционная система Microsoft - ежегодная оплата, Сервисные и офисные программы Microsoft -ежегодная оплата.
При переходе на модель мобильного компьютерного класса есть возможность перераспределить обязанности обслужи-
вающего персонала. Персонал, обслуживающий стандартный компьютерный класс, не потеряет своё рабочее место, так как указанные работники могут обслуживать вновь созданные мобильные компьютерные классы, помогать в организации консультаций по работе преподавателей в создании учебных сайтов, настройке оборудования.
Качество образования становится значительно выше, так как предлагаемая инновация предоставляет возможность проектировать, разрабатывать, создавать и практически применять информационные технологии практически, начиная с начальной школы, включая использование указанной модели на всех дисциплинах, включая и те предметы, на которых по учебной программе использование компьютерных классов не предусмотрено.
При этом выравнивается диспропорция среди преподавателей, у которых нет компьютерных классов, не имеющих возможность использовать стандартный компьютерный класс, в связи с загруженностью учебных занятий, но желающих внедрять инфо технологии в своей практической деятельности.
Возможности мобильного компьютерного класса не ограничены созданием одного мобильного компьютерного класса. При создании аналогичных серверов в одной учебной структуре
более двух, эти сайты можно объединить ОДНИМ СЕРВЕРОМ, на котором можно расположить одновременно функционирующие два и более сайтов. В этом случае не используется подключение к интернет. При этом сервер может быть организован на одном системном блоке, установленном в учебном заведении по договорённости с администрацией. Желательно к системному блоку иметь WI-FI роутер, монитор для работы, бесперебойный блок питания, клавиатуру, мышь, рабочее место.
При создании ОБЩЕШКОЛЬНОГО WI-FI СЕРВЕРА, желающих организовать свой мобильный компьютерный класс может быть неограниченно. В этом случае возможны не только поурочная тематика, но и общешкольные мероприятия, семинары методических объединений, а так же конференции, выставки, конкурсы, различные общешкольные мероприятия. Публикация электронных дневников, связи с родителями, родительским комитетом, спортивно-массовые мероприятия и т. д.
Так же возможна РАССЫЛКА между преподавателями и администрацией, коллегами, учащимися, родителями, что значительно повышает информативность резко снижает бумажный документооборот.
ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ WI-FI СЕРВЕР позволяет круглосуточную работу учебных сайтов, что даёт возможность всем участникам образовательного процесса заходить и пользоваться в свободном доступе на интересующую учебную тематику в любое удобное для них время. Использование единой базы данных сервера и перекрёстные ссылки для меж предметных связей между мобильными компьютерными классами улучшают образовательный процесс. Они могут быть использованы в текущем учебном процессе гибридно, как совместная работа с дополнительным
Библиографический список
материалом, индивидуальными заданиями, модулями тестирования.
При этих возможностях полностью отпадают расходы на интернет, улучшается КАЧЕСТВО образования.
Перераспределение функций представителей педагогических структур и специалистов IT, для создания полноценной работы преподавателей, желающих организовать на своём персональном ноутбуке модель, обладающую свойствами IT-медиа. Расширение возможностей IT предоставляет пользователю (преподавателю) самостоятельно организовать собственную WI-FI сеть, объединяющую между собой различные устройства, имеющие стандартные подключения всевозможного оборудования, устройств передачи данных пользователей-учащихся: 1. Ноутбуки, 2. Персональные компьютеры, 3. Планшеты, 4. Коммуникаторы.
Таким образом, мобильный компьютерный класс имеет гибкую настройку и может быть адаптирован для организации не только учебного процесса. Указанная модель в рабочей комплектации имеет невысокую стоимость, может быть использована не только как мобильный компьютерный класс, но и как рабочее звено в организации семинаров, симпозиумов, круглых столов, научных конференций. Высокотехнологичная сфера «Мобильный компьютерный класс» позволяет пользоваться дополнительным материалом, библиотеками, объединять цели и задачи нескольких дисциплин, создавать межпредметные связи, пользоваться образовательными услугами в любое учебное и вне учебное время, создавать активные методические объединения, делиться передовым опытом, улучшать качество образования.
1. Мальцев В.Г. Web-сайт кафедры. Опыт создания и применения: учебно-методическое пособие. Норильский индустр. ин-т. Норильск, 2006.
2. Федько С., Дмитренко А. Опыт интеграции образовательных ресурсов в местные локальные сети ЕМО г. Норильск. Available at: http://www.norsport.ru
References
1. Mal'cev V.G. Web-sajtkafedry. Opytsozdaniya iprimeneniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Noril'skij industr. in-t. Noril'sk, 2006.
2. Fed'ko S., Dmitrenko A. Opyt integracii obrazovatel'nyh resursov v mestnye lokal'nye seti EMO g. Noril'sk. Available at: http://www. norsport.ru
Статья поступила в редакцию 10.03.18
УДК 37.062
Lopoukha T.L., Cand. of Science (Pedagogy), Head of Department, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Manin A.A., senior teacher, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Chebatarev V.A., Head of Teaching and Methodical Department, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
MILITARY SOCIALIZATION OF MILITARY SERVANTS IN THE SYSTEM OF WORK WITH PERSONAL COMPOSITION. The
article analyzes problems of military socialization of servicemen, its features in higher educational institutions. It is concluded that military socialization, including political, legal, economic, subcultural and other forms of socialization implemented in a form specific for servicemen, has a complex, professionally oriented character. The military socialization of servicemen is aimed at preparing a personality model corresponding to the existing social order and political regime. The mechanisms of military socialization in military high schools are analyzed. The integral model of the military socialization of cadets is being constructed, in it specific social, pedagogical and psychological technologies are used.
Key words: military socialization of servicemen, model of socialization of military cadets, historical features of military socialization, mechanisms, stages and means.
Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, доц., зав. каф. Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
A.А. Манин, ст. преп., Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
B.А. Чебатарёв, начальник учебно-методического отдела, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ВОИНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ
В статье анализируются проблемы воинской социализации военнослужащих, её особенности в высших учебных заведениях. Делается вывод о том, что воинская социализация, включая осуществляемые в специфической для военнослужащих форме, политическую, правовую, экономическую, субкультурную и другие виды социализации, имеет комплексный, профес-