являются естественнонаучными, так как астрономия вместе с физикой формирует естественнонаучную картину мира. Учащиеся на основе наблюдений знакомятся с астрономическими явлениями, в результате анализа этих явлений формируются астрономические понятия и закономерности, а затем - теории, объясняющие эти закономерности. Таким образом, полноценное усвоение астрономии возможно только на теоретическом уровне познания, поэтому изучение астрономии мотивирует интерес и к математике и к физике.
В этом контексте важными являются межпредметные связи математики, физики и астрономии, в частности тот факт, что при изучении этих дисциплин функционально-графические знания и умения играют большую роль. Умение читать график функций, находить и сравнивать параметры функции по соответствующим графикам, исследовать функции, заданные формулой, на возрастание и убывание, определять наибольшее и наименьшее значение функции - небольшой перечень умений, владение которыми необходимо для решения астрономических задач [4]. Некоторые методисты и учителя, занимающиеся преподаванием астрономии, вводят понятие «обобщенный план работы с графиком» и используют его на своих занятиях. Этот план способствует формированию умения анализировать график, т.е. указать, связь между какими физическими величинами установлена на графике, каковы единицы измерения этих величин, каков масштаб (единичный отрезок на осях координат), каков вид зависимости между величинами (прямая или обратная пропорциональность, степенной закон и др.), каковы количественные характеристики (по значению аргумента определить значение функции и наоборот), записать, используя график, уравнение функциональной зависимости [5]. Такие «обобщенные планы работы с графиком» детализируют всю деятельность учащихся по восприятию информации, заданной графически и способствуют лучшему усвоению сути астрономических понятий, закономерностей и законов.
Нами разрабатывается система лабораторных работ по астрономии на основе компьютерной программы «Виртуальный планетарий STELLARIUM». В качестве заданий, которые необходимо выполнить после проведения соответствующих наблюдений, предлагается использовать задания, требующие применения функционально-графических знаний. Например,
Библиографический список
при изучении видимого годового движения Солнца на различных широтах необходимо:
1. Определить склонение, азимуты точек в моменты восхода и захода солнца и примерную продолжительность дня и ночи на географической широте города Шадринска в дни равноденствий и солнцестояний, а также в следующие дни года: 28 января, 1 мая, 11 августа и 14 ноября;
2. По результатам задания 2 построить графики зависимости от склонения солнца:
а) азимутов точек восхода и захода Солнца;
б) моментов восхода и захода Солнца;
в) высоты Солнца в верхней и нижней кульминации;
г) продолжительности дня и ночи.
3. По полученным графикам сформулировать выводы о характере и причине изменения на протяжении года
а) азимутов точек восхода и захода Солнца;
б) моментов времени восхода и захода Солнца;
в) полуденной и полуночной высоты Солнца;
г) продолжительность дня и ночи.
При изучении среднего (местного), поясного и декретного времени предлагается:
1. Определить значения звездного времени в среднюю гринвичскую полночь в указанные даты: 1 января, 2 января. 1 февраля, 3 июля.
2. Построить график изменения звездного времени на протяжении года.
3. Проанализировав график, определить и объяснить закономерность в расхождении звездного и среднего времени за сутки, месяц, полгода и год.
Использование аналогичных заданий в преподавании астрономии, несомненно, будет способствовать формированию прочных знаний, пониманию и неформальному усвоению теоретического материала.
Таким образом, успешное освоение курса астрономии невозможно без привлечения опорных знаний по математике. Значительный педагогический эффект при изучении астрономических понятий, законов и величин может быть получен за счет использования межпредметных связей с математикой, формирования метапредметных умений. Понимание функциональной зависимости, соотношений между величинами в законах и формулах невозможно без усвоения свойств соответствующих функций.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от 17 декабря 2010 г. № 1897. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Москва: Просвещение, 2010.
2. Пермякова М.Ю. Формирование функционально-графической грамотности учащихся основной школы в процессе обучения математике. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2015.
3. Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования»). Письмо Минобрнауки России от 20.06.2017 N ТС-194/08.
4. Выборова H.H., Пермякова М.Ю. Роль функционально-графической грамотности в подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике. Перспективы науки. 2015; 6 (45): 11 - 13.
5. Шефер О.Р. Шахматова В.В. Методика изучения элементов астрономии в курсе физики основной и средней (полной) школы: монография. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya: ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki. Moskva: Prosveschenie, 2010.
2. Permyakova M.Yu. Formirovanie funkcional'no-graficheskojgramotnosti uchaschihsya osnovnojshkoly vprocesse obucheniya matematike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2015.
3. Ob organizacii izucheniya uchebnogo predmeta «Astronomiya» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendaciyami po vvedeniyu uchebnogo predmeta «Astronomiya» kak obyazatel'nogo dlya izucheniya na urovne srednego obschego obrazovaniya»). Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 20.06.2017 N TS-194/08.
4. Vyborova N.N., Permyakova M.Yu. Rol' funkcional'no-graficheskoj gramotnosti v podgotovke uchaschihsya k edinomu gosudarstvennomu 'ekzamenu po fizike. Perspektivy nauki. 2015; 6 (45): 11 - 13.
5. Shefer O.R. Shahmatova V.V. Metodika izucheniya 'elementov astronomii v kurse fiziki osnovnoj i srednej (polnoj) shkoly: monografiya. Chelyabinsk: Izd-vo IIUMC «Obrazovanie», 2010.
Статья поступила в редакцию 01.10.18
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
Goncharova M.S., Senior Researcher of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: skrepochka86@mail.ru
MOBILE TECHNOLOGY IN TEACHING SOLFEGGIO: DEVELOPING A MUSICAL EAR. The processes of informatization transform the environment of professional activity of the modern musician, form new educational needs of musicians of different specialties, cause changes in the activity of a teacher and a musician. This is due, in particular, to the use of digital educational resources, the widespread introduction of techniques and methods of networking and modern music and computer technology (MCT), with a wide range of opportunities. A special direction in the system of modern music education reveal mobile technologies that combine today the means and methods to work with digital data through the use of connected to information networks of mobile devices. The authors analyze ways of using mobile educational technologies in teaching solfeggio. The article presents the authors' development of mobile music and educational contents.
Key words: music education, solfeggio, mobile technologies, music computer technologies.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
М.С. Гончарова, старший методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: skrepochka86@mail.ru
МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЛЬФЕДЖИО: РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА
Процессы информатизации преобразуют среду профессиональной деятельности современного музыканта, формируют новые образовательные потребности музыкантов различных специальностей, обусловливают изменения в деятельности педагога-музыканта. Это связано, в частности, с использованием цифровых образовательных ресурсов, широким внедрением приёмов и методов сетевого взаимодействия и современных музыкально-компьютерных технологий (МКТ), обладающих широким спектром возможностей. Особое направление в системе современного музыкального образования раскрывают мобильные технологии, которые объединяют сегодня средства и методы, позволяющие работать с цифровыми данными посредством использования подключенных к информационным сетям мобильных устройств. Авторы статьи анализируют возможности использования мобильных образовательных технологий в преподавании сольфеджио. В статьи представлены авторские разработки создания мобильного музыкально-образовательного контента для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств, где изучается предмет «Сольфеджио».
Ключевые слова: музыкальное образование, сольфеджио, мобильные технологии, музыкально-компьютерные технологии.
Информатизация системы образования преобразуют среду профессиональной деятельности современного музыканта, формируют новые образовательные потребности студентов различных музыкальных специальностей, обусловливают изменения в деятельности педагога-музыканта. Это связано, в частности, с использованием цифровых образовательных ресурсов, широким внедрением приёмов и методов сетевого взаимодействия и современных музыкально-компьютерных технологий (МКТ), обладающих широким спектром возможностей [1; 2; 3]. Разработка нового образовательного направления - музыкально-компьютерные технологии как обучающая и творческая среда в общем, профессиональном и специальном (инклюзивном) музыкальном образовании - началась в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена с 2002 года, когда была создана Учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» (www.muslab.spb.ru). Лабораторией организуются научные конференции и семинары, творческие конкурсы и концерты. Разработан, лицензирован и внедрён в педагогический процесс профессионально-образовательный профиль подготовки бакалавров художественного образования (050610 «Музыкально-компьютерные технологии»), программа магистерской подготовки (050610М «Музыкально-компьютерные технологии в образовании»), по ряду специальностей для педагогов-музыкантов ведётся обучение на курсах повышения квалификации.
Возможности МКТ поистине безграничны, они позволяют об-ретатать новые художественные миры [4]. Одной из актуальных задач музыкознания является изучение процессов, связанных с распространением информационной культуры и их влиянием на становление современного музыканта [5; 6; 7].
Являясь частью динамично развивающейся информационной технологии, мобильные технологии объединяют средства и методы, позволяющие работать с цифровыми данными посредством использования подключенных к информационным сетям мобильных устройств - ноутбуков, смартфонов, планшетов. Для тех, кто привык к стандартной компьютерной клавиатуре, имеется возможность подключить её к планшету через выход USB, Bluetooth или систему Wi-Fi Direct. Таким же способом подключается MIDI-клавиатура. Планшеты можно подключить к другим устройствам: внешним накопителям, мониторам, принтерам, сканерам и др.Важным преимуществом мобильных технологий является способность обеспечить оперативный доступ к облачно-ориентированным образовательным сервисам и ресурсам.
Основная цель облачных технологий (Cloud computing) и облачных сервисов, а также ряда Web-приложений состоит в том, чтобы обеспечить пользователю доступ ко всем своим данным или к программному обеспечению с любого цифрового носителя. Обладатели планшетов на платформе Android и iOS (Apple) заведомо знакомы с понятием облачное хранилище, так как сервисы Google-Диск и iCloud позволяют хранить разного рода информацию (фотографии, контакты, видео, аудио, приложения), а также синхронизировать свои данные с планшетов и смартфонов с облаком. Мобильные технологии позволят изменить качество взаимодействия преподавателей и учеников, обеспечивая доступ к общим ресурсам и обмен информацией в любое удобное время. Это будет способствовать апробации и внедрению инновационных методик обучения, улучшит организацию и автоматизацию процессов, а также откроет принципиально новые экономические возможности. В области развития музыкального слуха мобильные технологии способны существенно расширить формы и способы обучения сольфеджио [8], поэтому актуальным является выявление их образовательного потенциала.
В настоящее время отмечается нарастающая и повсеместная увлеченность планшетами, которым предлагается бесконечное количество легко доступных и увлекательных интернет-сервисов и приложений. Для современных учащихся планшеты не являются чем-то необычным и сложным, поскольку благодаря высокой степени интуитивности интерфейса они могут использоваться без изучения принципов работы этих устройств. Планшетные технологии могут быть использованы как совершенно новая, иная по форме и содержанию платформа для более занимательного и интерактивного обучения [8; 9]. В связи с этим важной задачей является освоение педагогами-музыкантами практических навыков преподавания с привлечением мобильных технологий. Внедрение новой инновационной формы обучения потребует специальных исследований и адаптации учебных материалов к мобильным устройствам. Необходимость адаптации материала обусловлена тем, что контент на мобильной платформе подаётся краткими блоками, должен быть чрезвычайно прямолинеен и прост, однако без ущерба для содержания и с учётом особенности проведения музыкальных занятий.
К сожалению, далеко не каждый педагог сегодня владеет средствами высокотехнологичной образовательной среды. Всё это ставит перед системой образования принципиально новые задачи, требующие новых технологических решений и разработки педагогических условий их эффективного использования,
поиска научных подходов к организации учебного процесса в музыкальном образовании.
Для решения этих задач, прежде всего, необходимо ознакомиться с качеством и особенностями получивших распространение и востребованных мобильных приложений, которыми пользуются для развития музыкального слуха.
На данный момент существует огромное количество обучающих приложений, нацеленных на развитие различных сторон музыкальной грамотности, музыкального слуха и мышления. Большинство известных мобильных приложений предназначено для того, чтобы знакомить с нотной записью и основными элементами музыкального языка, способствовать развитию ладо-гармонического слуха и чувства ритма, контролировать точность звуковысотного интонирования, расширить слуховой багаж, словом, быть тренажёром для развития музыкально-слуховых навыков.
Многие учащиеся пользуются различными приложениями для работы с аудио, например, Photo Editor Pro, Редактор песен, Magisto (обрезать мелодию для рингтона, соединить мелодии между собой и др.) или с видео (конвертация видео, обработка, возможность сделать видеоклип из фотографий, подобрав к нему музыку), а также простыми приложениями для сочинения музыки в разных современных стилях (Drum'n'bass, Dubstep, Electronic, Trip Hip Hop и др.). Эти приложения содержат профессиональные студийные сэмплы, пэды (синтезированные звуки), которые позволяют создавать и записывать собственные импровизации, а также делиться ими с друзьями.
Важный этап в формировании музыкальных способностей на начальном этапе обучения - развитие певческих навыков и элементарного интонирования. Здесь могут помочь звучащие колыбельные, потешки, пословицы, скороговорки и т. д., которые обогащают словарный запас, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух и др. Можно привести в пример приложение Потешки и Скороговорки на картоне, которые в интерактивной форме помогут учащимся справиться с артикуляционными проблемами.
Приложение Абсолютный слух-2 имеет огромное количество упражнений, ориентированных на развитие слуха: сравнивать на слух интервалы, определять лады и аккорды, записывать мелодические диктанты, развивать чувство метроритма, наличие микрофона на планшете позволяет записывать пропетые интервалы и аккорды. Несомненным достоинством является то, что тренировка слуха и форма проверки знаний превращается в увлекательный процесс, и это весьма приветствуется учащимися. Возможность создавать собственные упражнения позволяет преподавателям настраивать обучение каждого ученика в индивидуальном темпе и уровне сложности. Наличие теоретического раздела в приложении (автор статей «Интервалы», «Аккорды», «Лад» и др. - М.С. Гончарова) предоставляет ученику информацию, необходимую для выполнения интерактивных упражнений.
Компания MusicFirst создала интересное приложение для учителей музыки и учеников, основанное на облачных решениях. На сайте содержатся разнообразные музыкальные обучающие программы, которые раньше были доступны лишь на CD и DVD (секвенсоры; обучение игре на различных инструментах; программы для тренировки слуха; нотные редакторы; а также программы, знакомящие с основами музыкальной теории и истории и др.). Все действия учеников и преподавателей сохраняются и синхронизируются в облаке, что позволяет преподавателям вести тщательный мониторинг и оценку результатов процесса обучения в любое время. Это крайне полезный ресурс для дистанционного музыкального образования.
Разнообразные упражнения, развивающие навыки пения и расширяющие вокальный диапазон, содержатся в приложении Vocalist Lite. Можно импортировать необходимые мелодии в приложение, петь, а на экране мгновенно выводятся комментарии, если была спета не та нота. Это приложение удобно использовать для самопроверки - например, перед сдачей выученного номера по сольфеджио.
Для развития творческих способностей на занятиях сольфеджио удобно использовать приложение Chordbot Lite, при помощи которого учащиеся самостоятельно могут сделать аранжировку к раннее записанному диктанту или гармонизацию к выученной мелодии. Такая форма работы особенно подходит для исполнителей на духовых и струнных инструментах, которые испытывают трудности с игрой на фортепиано при выполнении творческих заданий по сольфеджио.
Обладатели iPad, iPhone, iPod в стандартных приложениях имеют программу Garage Band, которая является цифровой звуковой рабочей станцией и секвенсором для записи и воспроизведения многоканального аудио. Это приложение имеет более ста виртуальных инструментов. Играть на этих инструментах можно с помощью виртуальной клавиатуры, но также можно подключить MIDI-клавиатуру. Важной особенностью этого приложения является раздел «Уроки музыки», который позволяет загрузить аудио- и видеоуроки игры на фортепиано или гитаре, а комментарии и советы дают возможность быстрее усовершенствовать навыки игры. При этом учащиеся самостоятельно используют разнообразные образовательные приложения, что помогает им подготовиться к различным предметам музыкально-теоретического цикла.
Приложения Walk Band для Android, GarageBand для iOS позволяют создавать целый оркестр из различных инструментов, что является прекрасной альтернативой шумовых оркестров. Такая форма работы подойдет для разучивания новых ритмических рисунков. Ритм является ведущим компонентом формообразования и организации музыкальной ткани в целом, поэтому разнообразие упражнений только улучшит овладение элементами метроритма. Ансамблевая игра является всесторонним методом развития учащихся, она дает возможность взаимообучения и взаимовоспитания, являясь благодатной почвой для рождения нового музыкального звучания в атмосфере сотрудничества. Хорошо подобранный репертуар ансамблевого музицирования раздвигает горизонты познанного детьми в музыке, пополняет фонд их слуховых впечатлений, что играет активную роль в процессе становления и развития музыкального мышления и интеллекта.
Приложение NotateMe Now благодаря функции распознавания позволяет быстро записывать нотный текст привычным рукописным способом при помощи стилуса (электронное перо) или касанием пальца: планшет имитирует лист бумаги, а электронное перо выступает в роли ручки или карандаша.
В некоторых приложениях функция многоканальной записи открывает для учеников огромное поле для музыкального творчества и различных форм работы с музыкальными фрагментами. Можно записывать небольшие партитуры, переинструментовывать их, сокращать, совмещать различные фрагменты, записывать собственные произведения, импровизировать. Материал записывается в MIDI-формате, созданные или импортированные MIDI-файлы можно отредактировать в piano roll или используя нотный стан. Функциональность приложений, например, MidiSheetMusic, позволяет импортировать готовый MIDI-ма-териал в PDF-формат (для его распечатки). Также произведение можно прослушать, на экране при этом отмечаются звучащие ноты на нотном стане и виртуальной фортепианной клавиатуре.
Нами была разработана программа повышения квалификации для преподавателей ДМШ и ДШИ и учителей музыки общеобразовательных школ «Планшетные и облачно-ориентированные технологии в современном музыкальном образовании» (фрагменты занятий с использованием названных технологий в преподавании различных музыкальных дисциплин в ДМШ можно увидеть, используя ссылку: https://youtu.be/rL-G5Pi80rs). Важно отметить, что применение мобильных приложений на занятиях по сольфеджио в ДШИ и ДМШ может сочетаться с традиционными формами обучения. Например, при изучении темы «Умень-шённые трезвучия» на фортепианном отделении в пятом классе (девятилетнего обучения в соответствии с Федеральными государственными стандартами) можно использовать следующие варианты заданий:
1) Сочинить 4-х, 6-ти или 8-ми тактовую мелодию в гармоническом миноре, используя приложение Maestro. Данное приложение является упрощённым вариантом нотного набора одноголосной мелодией с возможностью выбора тональности, инструмента и др.
2) Импортировать сочинённую мелодию в формат MIDI и открыть её через приложение WalkBand (для записи второго голоса или гармонизации и последующей инструментовки, добавления ритмического аккомпанемента) или через приложение Chordbot Lite (для автоаранжировки подобранной гармонии также с применением уменьшённого трезвучия).
3) Записать исполнение сочинённой мелодии с аккомпанементом при помощи многоканальной записи в WalkBand и экспортировать в MP3-формат.
4) Прослушать несколько отрывков (например, партию Наины из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Менуэт Ж. Векерле-на, арию Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корса-
кова и др.) на канале YouTube или в приложении Perfect Piano (по партитурам в формате PDF во время прослушивания ученик видит клавиатуру фортепиано, на которой отмечаются в реальном времени звучащие клавиши). Определить, в каком отрывке звучит уменьшённое трезвучие или тритоны, сделать их скриншоты и в полученных рисунках отметить данные аккорды и интервалы. Ответ направить на общеклассный форум или в облачное хранилище домашних заданий или работы на уроке.
Изучив доступное программное обеспечение и особенности восприятия их учащимися, имея практический опыт работы в этой области мы пришли к ряду выводов. Прежде всего, отметим, что процесс мобильного обучения включает основные педагогические функции (мотивационную, информационную, функцию управления учебной деятельностью, формирующие навыки, контролирующую и корректирующую) и возможности информационно-телекоммуникационных технологий по стимулированию творческой активности к изучению материала и поиску ответа, гибкости, адаптивности и учету познавательных возможностей обучаемых, тренировке, возможности принимать различные способы ответа.
Существует ряд неоспоримых преимуществ применения мобильных технологий в образовании и, в частности, в развитии музыкального слуха и мышления. Отметим наиболее, на наш взгляд, существенные.
На начальном этапе обучения планшетный компьютер обычно используется как замена электронной книги и учебника. Однако возможности электронного учебника в данном случае сильно расширяются: беспроводной доступ в интернет при помощи технологии Wi-Fi открывает путь к огромной базе знаний, для учащихся становится доступной помощь тьютора и педагога (комментирование, обсуждение, видеосвязь и др.). Благодаря выходу в интернет можно мгновенно произвести поиск нужной информации, обновить ее, создать гиперссылку, просмотреть материалы онлайн, прослушать аудио, просмотреть видео - то есть сделать электронный учебник более интерактивным и мультимедийным. Преподаватель имеет возможность создать доступ учеников к огромной музыкальной библиотеке. Также можно создавать интерактивные серверы с музыкальными викторинами и тестами, которые будут доступны всем ученикам через Web-бра-узер планшета.
Основой любого педагогического процесса является доступ к средствам обучения, наглядность и адекватные формы реализации учебной интеракции. Благодаря планшетам этого достигнуть очень легко. Программы оживают при одном касании
Библиографический список
к экрану, обучение происходит совершенно в новом измерении (как известно, зрительно-пространственные методы восприятия музыкального материала лучше всего подходят для достижения концентрации внимания). Рукописный ввод подключает к процессу обучения моторную память на более высоком уровне, чем при использовании клавиатуры РС.
Компактность планшета позволяет использовать его в любых условиях. Наличие сенсорной клавиатуры и жестикуляционного интерфейса, бесшумный набор книжного и нотного текста дают возможность пользователям сосредоточиться в многолюдной среде. В процессе приватного обучения можно использовать наушники, что позволяет учащимся с разным уровнем знаний находиться в одном классе, выполняя индивидуально подобранные задания.
Достаточно мощная акустическая подсистема (или дополнительная портативная акустическая система вроде JBL Go) позволяет использовать планшет как музыкальный центр или звукозаписывающее устройство: многократно прослушивать определенный отрывок звучащего произведения, регулировать громкость, изменять соотношения высоких и низких частот и др. На занятиях по сольфеджио можно озвучивать партитуру, выключать определенные инструментальные партии, менять тембры и т. д.
Мобильные обучающие приложения и тренажёры, основанные на интеграции различных форм деятельности, существенно активизируют развитие музыкального слуха и мышления, поскольку понимание элементов музыкального языка происходит посредством ощущений и зрительно-наглядных представлений, что по сравнению с вербальным общением имеет более конкретную, простую и динамичную природу восприятия. Неоспоримой результативностью на уроках сольфеджио обладают интерактивные творческие упражнения с использованием мобильных технологий. Интерактивные упражнения активизируют слуховое внимание, тренируют музыкальную память и различные стороны музыкального слуха, развивают вкус и наблюдательность, образно-эмоциональное мышление.
Использование мобильных устройств создает необходимость организации учебного процесса с оптимальным соотношением между сложившимися традициями и новыми информационными технологиями в обучении музыке. При этом процесс усвоения знаний переводится в плоскость поиска необходимой информации, повторение и зубрёжка превращаются в увлекательный творческий процесс, а изучение сольфеджио становится одним из способов современной музыкальной коммуникации.
1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.
2. Горбунова И.Б., Товпич И.О. Информационная образовательная среда как ресурс формирования информационной культуры участников образовательного процесса в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 192 - 196.
3. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.
5. Горбунова И.Б., Родионов П.Д., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013; 1 (167): 39 - 45.
6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.
7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.
8. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 8: 211 - 219.
9. Blaukopf К. Beethovens Erben in der Mediamorphose. Kultur- und Medienpolitik fur die elektronische Ara. Heiden: Verlag Arthur Niggli, 1989: S. 58 - 65.
References
1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.
2. Gorbunova I.B., Tovpich I.O. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda kak resurs formirovaniya informacionnoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa v shkole cifrovogo veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 192 - 196.
3. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.
5. Gorbunova I.B., Rodionov P.D., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v formirovanii informacionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2013; 1 (167): 39 - 45.
6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.
7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.
8. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 8: 211 - 219.
9. Blaukopf K. Beethovens Erben in der Mediamorphose. Kultur- und Medienpolitik fur die elektronische Ara. Heiden: Verlag Arthur Niggli, 1989: S. 58 - 65.
Статья поступила в редакцию 04.10.18
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
Davletova K.B., methodologist, teacher of additional education, Center for Creative Development "Na Vasilievskom" (St. Petersburg, Russia), E-mail: klarad@list.ru
"MUSICAL INFORMATICS": ON THE CONTENTS OF A TRAINING COURSE FOR CLASSES OF ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT. Learning to play electronic musical instruments acquires a special relevance in the system of general music education at a school of Digital Age, such an opportunity can also be provided in the system of additional education of students. Today in the class of electronic musical instruments it is necessary to meet the requirements of the modern society in connection with the growing social demand for a higher level of professionalism, it is necessary to conduct a quality educational process and develop new technologies, as well as digital technologies in the field of art. The discipline "Musical Informatics", which is constantly evolving, since the mid-70s (IRCAM, France), is designed to solve a number of educational problems in this direction.
Key words: electronic musical instruments (EMI), music computer technologies (MCT), musical informatics, musical education.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
К.Б. Давлетова, методист, педагог дополнительного образования, Центр творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском», г. Санкт-Петербург, E-mail: klarad@list.ru
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»:
О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В КЛАССЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Обучение игре на электронных музыкальных инструментах приобретает особую актуальность в системе общего музыкального образования в школе цифровой эпохи, такая возможность может быть предоставлена и в системе дополнительного образования учащихся. Сегодня, подготавливая методическое сопровождение для ведения занятий в классе электронных музыкальных инструментов, необходимо соответствовать требованиям современного общества в связи с растущим социальным спросом на более высокий уровень профессионализма, необходимо вести качественный образовательный процесс и разрабатывать новые, в том числе цифровые технологии в области искусства. Дисциплина «Музыкальная информатика», которая постоянно развивается, начиная с середины 70-х годов (IRCAM, Франция), призвана решить ряд образовательных задач в этом направлении.
Ключевые слова: электронные музыкальные инструменты (ЭМИ), музыкально- компьютерные технологии (MCT), музыкальная информатика, музыкальное образование.
The fundamental change in the environment as an information environment has led to the need for changes in the musical and educational process, increasingly using information technology in music. Changes in educational technologies used in the process of teaching music in the contemporary school are positively perceived by pupils, encourage them to be more actively involved in the educational process. In musical practice, a new class of musical instruments, which includes electronic musical instruments, workstations, music computers, has become widespread. The instruments built on the basis of digital technologies have significant expressive resources, which open up broad prospects for their application in musical education.
The study of information technology in music [1] and their application in the system of contemporary music education has become one of the effective components of the learning process, it promotes the expansion of the educational content and improvement of creative activity of music school students, turning the learning process into more high-tech and intensive. At present, a new musical instrument - electronic musical synthesizer - has appeared in musical education: to learn how to play and be able to control this instrument, there is not enough knowledge of classical music theory, harmony and polyphony.
Contemporary musical synthesizer, electronic musical instrument (EMI) [2; 3; 4], is a digital instrument with appropriate software, in fact, a specialized computer for working with music information -
music computer (MC) [5; 6]. The interdependence of hardware and software in the electronic musical synthesizer characterizes the sound hardware-software complex of the instrument. With this in mind, there is a need to develop new abilities of the musician to work quickly and efficiently with musical information on the basis of new tools, analyzing and processing the results, justifying the decisions made in creative activity, based on the available musical information [7; 8].
This should be taken into account while training specialists, since from the earliest education students of music schools have a practical need for knowledge about information, information processes and basic concepts of informatics as elements of real creative activity on the synthesizer [9; 10].
The need for such an approach is clearly dictated by the current state of training students and teachers of music schools. As the results of our ascertaining pedagogical experiment have shown, the use of knowledge in computer science by musicians and the ability to apply them in creative activities, as a rule, are fragmentary, the musicians have little knowledge of the necessary level to fully master the modern musical synthesizer as a sound hardware and software complex.
These results show that there are problems in this area:
- the unaccounted fact of need for intellectual and technological improvement of musical and educational process;