нужный размер, удалить отображение элементов - см. в следующем п. 2). Находим путь к папке шаблонов программы Finale (Стартовое окно ^ Настройки ^ Папки, шаблоны) и «Файл» ^ «Сохранить как», в нижнем поле выбираем «Файл шаблона Finale (*.ftm)». Открытие сохранённого шаблона: Стартовое окно - Шаблоны (НЕ Мастер создания!) - найти новый сохранённый шаблон.
2. Большой проблемой при создании не типичного нотного текста, а обучающего материала для детей стало специфическое отображение нотных и сопровождающих их элементов: отсутствие ключей, размера, тактовых черт, нотного текста в сером цвете для возможности обводить эти элементы. Изменение расстояния между линиями стана, выключение ключей, пауз, тактовых черт, номеров тактов: Инструмент «Нотный стан» ^ двойной щелчок на нотоносце. В открывшемся диалоговом окне справа в пункте «нотный стан» выбрать «Другой» и установить в верхнем поле нужное расстояние (например, 0.125). Ниже, слева - «Настройки» - снять галочку около пункта «Показывать паузы в пустых станах», справа - в «Элементах для отображения» - снять галочки около пунктов «Тактовая черта», «Ключи», «Размер». В «Независимых элементах» поставить галочку «Нотный шрифт» и «Выбрать» нужный размер под нотоносец. Удаляем номера тактов: Документ ^ редактировать номера тактов ^ снять галочку в пункте «Показать номера тактов в начале систем станов». Если нужно сделать более толстую линию нотного стана, добавочных линий: Документ - Настройки документа - Линии и кривые. Размер будущего ключа можно изменить также в настройках документа Ключи - Дизайн ключей. В пункте шрифты можно задать нужные шрифт и размер для будущих текстовых элементов.
Библиографический список
Проблема цветного нотного текста (в данном случае - серого) решается через вкладку «Правка ^настройки программы ^ цветовая гамма). Если необходимо сочетать черный и серый цвета в разных тактах, можно задать серый цвет на второй слой и при необходимости ввода нотного текста серым тоном набирать его, выбрав второй слой (в левом нижнем углу).
Запись нот, когда в такте по 5-8 целых нот, а сама тактовая черта является больше разделением одной группы нот от другой:
1) инструмент «Нотный стан» ^ двойной щелчок на нотоносце, поставить галочку около пункта «Тактовая черта»;
2) инструмент «Размер» и поставить «нереальный» размер 5/1, если нужно отделить тактовой чертой группу из пяти целых нот или 8/1 - если из восьми;
3. Проблема смещения сопровождающих нотных текст символов при последующем редактировании. Все обозначения, которые должны сопровождать непосредственно нотный текст (галочки-дыхание, обозначение тонов-полутонов, палочек-пульсов), лучше делать через инструменты «Нюансы» или «Знаки артикуляции». Эти инструменты позволяют прикреплять любые необходимые обозначения к определённой ноте.
Описанные выше проблемы и пути их решения были связаны с созданием конкретного учебного пособия для учащихся подготовительного класса и не охватывают широкий спектр других возможностей нотного редактора Finale. Данный учебник-тетрадь, созданный первоначально в программе Power Point, используется уже шестой год и является, по отзывам педагогов, родителей и детей, очень продуктивным, полноценным, интересным и доступным в информативном плане пособием. Программа Finale дала возможность усовершенствовать его внешний вид и дополнить его методическое содержание.
1. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
2. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.
3. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html
5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2015: 29 - 34.
6. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.
7. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
8. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе xXi века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.
References
1. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
2. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.
3. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RossiJskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2015: 29 - 34.
6. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.
7. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
8. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.
Статья поступила в редакцию 10.08.17
УДК 378
Frolova S.V., teacher of musical-theoretical disciplines, Children's Music School № 1 n.a. E. D. Aglintseva (Ryazan, Russia),
E-mail: [email protected]
MULTIMEDIA IN MUSIC EDUCATION: TEACHING EAR TRAINING. Music education at modern schools of the digital age every year increasingly relies on multimedia tools in education. The latest research proves fruitful impact and effectiveness in education. In the article the author describes the specifics of using modern multimedia, music, computer and information technologies, as well as modern professional environments of the end user layer (program-sequencers and notation editors) in teaching solfeggio at music schools and children art schools.
Key words: music education, solfeggio, musical-computer technology, multimedia, children's music schools.
С.В. Фролова, преп. музыкально-теоретических дисциплин МБУДО «Детская музыкальная школа № 1 им. Е.Д. Аглинцевой», г. Рязань, E-mail: [email protected]
МУЛЬТИМЕДИА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕПОДАВАНИЕ СОЛЬФЕДЖИО
Музыкальное образование в Школе цифрового века с каждым годом всё чаще опирается на мультимедийные средства в обучении. Последними исследованиями доказано их плодотворное влияние и эффективность в образовании. В статье рассмотрены особенности использования современных мультимедийных, музыкально-компьютерных и информационных технологий, современных профессиональных сред уровня конечного пользователя (программы-секвенсоры и нотные редакторы) в сфере преподавания сольфеджио в детских музыкальных школах и детских школах искусств.
Ключевыеслова:музыкальноеобразование, сольфеджио.музыкально-компьютерные технологии, мультимедиа, детские музыкальные школы.
Музыкальное образование XXI века с каждым годом всё чаще опирается на мультимедийные средства в обучении. По-следнимиисследоеаниями доказано их плодотворноевлияние и эффективность в образовании. Стоит отметить, что любому плиподиладелю,относещемуся кслоеС лаботетвериесси, неоО-ходимо сегодня владеть средствами мультимедиа и применять их и овоеОпедеглгияенкоС пиаеоике.
Возможности применения мультимедиа в современном му-зыкальпом оСлеоовалеи оиогюоОоазны,чтд длеоотоене оодроб-еиотраже но в методических и методологических исследованиях, разработка тиф-ооыс оЛо^злоооельоь51п ледуротс, ннтыеаемос-нлюситмвых образовательных технологий, в ряде научных статей и моноелофей (лм., наплдмем. оаботе [Р; Д; Д; 4]). Мы раи-оюотнло особенности их использования в сфере преподавания сольфедееиы,
У2013г,биlлoп оложенон ачал о пт о-
екту по иольфемжим ic виде тестсов фопмале мультимодиноой покзeнеaтытcиcпoоозoвьниеммоеыккуннo--oмпьмтeлкыттeк-нологиH(MСЫ)]Д;Д;7]. П^рЕ^ь^^!, этттaдлыaноя ^ь^1нввязто и оМу-ченипс дчоникивл-ого класса. В дальнейшем проект был пере-осмыслeнддлоoлндн.Cфoымиpoвaсдюь кбослщмeжyтoсьaя,так и конечная концепция пжвекта, нонoвсояяeлкзотокигею сделать сложныйсуслероедум элдп Мол(^(зосодлкя1^^ным и лвлекатело-ным для утащдеся; Проектмпеддазнаслн для пиовеоои зланий, умеисp й нобPlкдв детейнконцл каждoнoллePкоroгодa на кеютя-жении всего школьнсroкyноaебyченияпоебcи■ы«MотеЫоджиo» (с 1-го П0pг0нклтщн). Он лpeдcдaвляeусщMoй д тдо^^^лтйых работ, свямснных мамдлсоблйлфонблeнеeм, ьестовымимари-аетоси зодаиий.На данный момент проект не включает в себя понятия «игкт>pллдcмткoлько претендовать на игровое начало бкëlыИтoгoвыp вдpнкмт пpoботaбь,яoлнтеоежферелс- f;aдс- и 3D-анимaцякc автоматоевскимиодслотом резом-тат—, висмож-ностью впияысPтьотвeлыпс кнмPнтС; о тялжс c^oбнк(^г^еоlс peваов-димые вбдeoфтaгыeнты.
лижоаялсоверочиаялабонлвллюнаелв оебя полныйосекср мам, лсучлемых зо гом.а ьменно -деттс-г^^'^л^, мелодия,ктиaJ^сслcлс, интелеамы, сккепды и др^дловенл пщо-ве рoчаcИдaPлтыд»oтв етствует конкретному классу, не включая в себя более лёгкие или превышающие по сложности задания лиеолюченио- (^^д.лл «танмннкси(|
Так, в проверочной работе для 2 года обучения встречается определение размера музыкальных примеров, ритма по слуху пдопсщонных пaрзитаспы^лpeниe данлсй мтеодиина тлмты (л указанием размера). Из раздела «Тональность» встречаются опс^,^^ле^1/^етеннль^не^1^и по ввомнымииеycьoCчееым сосленем, слуховой и зрительный анализ видов минора, определение тоники по нотмому ееклтд л на слое п е— Пслледним заданием является устный мини-диктант, где к нотному тексту необходимoтедлбыaть литкжeелолpющыe ллумонте
В проверочной работе для 3-его класса добавляется раздел «Аккорды»: 4 вида трезвучий - мажорное, минорное, уменьшенные, увелиленнол,оЛрощетея ялжорных к мио^ных тиeеиyчиН и др. В раздел метро-ритма добавлены ритмические группы
и jTJ. В конце работы предложено задание на слуховое восприятие целого каденционного оборота, а не тоники отдельно.
Все задания, включённые в проверочную работу для двух классов, можно разделить на три типа: работа по нотной записи, аудио-задания, смешанные, где совмещается нотный текст и аудио. Этопозволяет более полнопроверитьзнания учащихся.
Каждая проверочная работа включает в себя 2 раздела: вступительный - Разминка и основной - собственно Проверочная работа. В завершении представлен всего один слайд, на фоне которого идёт подсчёт результатов.
В разминке содержатся группы по 4-е задания разного типа, не сложные по содержанию. Цель данного раздела - настроить ученика на выполнение дальнейших заданий подобного формата.
Основной раздел - Проверочная работа - состоит из девяти заданий. Для 2 класса это: 3 задания - на метро-ритм (2 по нотной записи и 1 аудио), 4 - по теме «Тональность» (2 по нотной и 2 аудио), 1 - на интервалы (смешанный тип), 1 - диктант (смешанный тип). По 3 классу: 1 задание на метро-ритм (по нотной записи), 1 - на тональность (аудио), 2 - на интервалы (по нотной записи и аудио), 2 из раздела «Аккорды», 1 задание - диктант и 2 - смешанных, построенных на сочетании разных разделов (такжесмешанныйтип).
Техническая база проекта. При создании проекта «Проверочные работы по сольфеджио» использовались различные программы. Основной программой, где в конечном виде собирались все задания проекта и где в последствие они же выполняются, является PowerPoint.
Двумя главными программами стали нотный редактор Finale и широкоформатная программа-секвенсор Cubase. В программе Finale создавался иллюстративный материал заданий «работа по нотной записи» или смешанных. Cubase позволил сделать аудио-ряд проекта, как в самых простых заданиях, где звучали отдельные элементы музыкального языка, исполненные на фортепиано, так и в более сложных, где можно было использовать возможности аранжировки.
На ряду с выше перечисленными использовалось много вспомогательных программ, без которых невозможно было бы достичь желаемого результата. Это любая стандартная программа по редактированию изображений (Picture Manager, Paint и др.), где можно обрезать более точно иллюстрацию (нотные записи из Finale или оформительскую), удалить мелкие лишние детали. Из более сложных (но не таких обязательных) была использована графическая программа Corel PHOTO-PAINT, позволяющая сделать цветовую коррекцию изображений формата, отразитьихподнужнымугломит.д.
Методическая база. При составлении проверочной работы знаний, умений и навыков в конце учебного года важно чётко представлять их перечень на нужный момент. Поэтому главными методическими помощниками становятся образовательные программы, где прописан объём ЗУНов (знаний, умений, навыков) длякаждогогодаобучения:
• Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по предмету «Сольфеджио» на основе ФГТ. В данной программе понадобится учебно-тематический план и содержаниетем(содержаниеучебногопредмета).
• Настольной методичкой любого педагога-теоретика по-прежнему остаётся одна из самых удачных программ по сольфеджио, утверждённая Министерством культуры СССР В ней очень подробно описывается уровень ЗУНов учеников не просто по классам, а по видам работы на уроках сольфеджио. Это сольфеджирование и пение с листа; воспитание чувства метро-ритма; воспитание музыкального восприятия (анализ на слух); музыкальный диктант; воспитание творческих навыков; теоретическиесведения.
Интересными являются разработоки, выполненные сотрудниками учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена под руководством
И.Б. Горбуновой (см., например, [8; 9; 10]). В них представлены конкретные упражнения на развитие внимания, музыкальной памяти и слуха. Эти принципы были также использованы при разработке заданий нашего проекта. Хорошим подспорьем для составления заданий стал известный цикл Рабочих тетрадей по сольфеджио Г.Ф. Калининой. В этом учебном пособии представлен разнообразный спектр письменных заданий. Преподаватель, переработав под свой класс, может взять за основу многие из них. Также мы воспользовались сборниками диктантов и учебниками по сольфеджио Г. Фридкина («Музыкальные диктанты».); Е. Давыдовой и С. Запорожец (Учебник по Сольфеджио для 3 класса); А. Барабошкиной (Учебник по Сольфеджио для 2 класса).
Так, используя методические и учебные пособия в нужных для проекта аспектах, синтезируя их отдельные части, немного переосмысливая, получается своеобразный тип тестовых заданий для проверки учащихся. Компьютер (в некоторых случаях, -музыкальный компьютер [11; 12]) здесь выступает в качестве красочного и близкого современным детям элемента оформления.
Методические рекомендации. Данные проверочные работы предназначены для выполнения их в конце года, когда пройден весь материал по программе учебного года. Он требует определённой подготовки учащихся, т.к. включает в себя довольно разнообразный набор ЗУНов. А если преподаватель решил в конце года впервые применить подобную форму проверки, то ряд подготовительных мероприятий провести необходимо. Лучше всего, если педагог в течение всего учебного года частично внедряет принципы будущей годовой проверочной работы. Похожие задания могут встречаться в промежуточных небольших самостоятельных работах после прохождения какой-либо темы, в конце изучения раздела, а также в конце четверти.
Задания на логику можно начинать с первых лет обучения. Как только дети изучили месторасположение нот на нотоносце, усвоили самые основные музыкальные понятия - темп, лад, динамика, метр, ритм - можно начинать давать несложные подобные задания. Пусть это будут самые легкие упражнения, где написано три звена по три звука: до-ре-ми, ре-ми-фа, ми-фа-соль, которые необходимо продолжить дальше. В самом начале даже в этом задании учителю придётся очень подробно рассказать суть упражнения и задать определённые наводящие вопросы. Затем можно усложнять данное упражнение другим порядком нот и их количеством (вниз три-четыре звука, через ноту, опева-ние и т. д.). Также можно наталкивать детское мышление сразу обобщать материал, находить в нём общее и различия на основе того, что пройдено. Так, например, изучив несколько песен, спросить в каких из них встречался мажорный лад, поступенное движение мелодии. Другой вид заданий: прослушав одну мелодию два раза, определить, что изменилось (лад, размер, ритм, темп и т.д.) Разнообразие логических заданий прямо пропорционально пройденному материалу, а, следовательно, с каждой новой темой перед преподавателем открывается ряд упражнений подобного рода.
Данный проект уже проходит апробацию. Так, проверочные для 2, 3 классов были проведены с учащимися вторых-пятых классов. Проверочную работу для 2 года обучения прошёл второй класс, а для 3 года - третьи, четвёртые и пятые классы.
В ходе апробации были замечены многие неудачные детали проекта. В первую очередь анимация (навигация). Первый её вариант оказался не самым удобным для детей, и его пришлось доработать. Пришлось также корректировать описание правил, сделать его более лаконичным и точным, т.к. сначала дети не очень хорошо поняли как именно пользоваться навигацией. Из содержательной части были трансформированы ритмические и интервальные задания работы, оказавшиеся менее логичными (относительно детского мышления). Изменялось также и количество заданий в Разминке и основном разделе.
В целом результат оказался положительным. Главная задача проекта - пробуждение интереса детей - была выполнена. С большим интересом и азартом ученики вспоминали «нелюбимые» гаммы, интервалы, анализировали на слух и без особого психологического напряжения сделали устный диктант.
Проверочные работы были понятны ученикам и не вызвали особых трудностей. Весь материал учащимся был знаком, что не создавало лишнего напряжения. В группах 4-5 классов подобные задания уже встречались ранее только в бумажном варианте. Поэтому, с легкостью пройдя все задания для 3 года обучения, ученики высказали пожелание сделать похожую проверочную работу по своему уровню. Одинаковый принцип построения заданий, в новом, красочном компьютерном формате не уменьшил интерес к ним, а наоборот пробудил к более детальному осмыслению материала. Весь процесс становится вполне подвижным. К компьютеру выходят по очереди представители каждой группы для выполнения доставшихся им заданий. Приветствуется совместное обсуждение вариантов ответа. При этом преподавателю желательно делать заметки по поводу активности учеников, правильности суждений, высказываний, и может быть, вслух комментировать это, представляя всё в виде таблицы с «+» и «-». Так, дети знают, что любое их высказывание и поведение в работе учитывается. Если команда не справляется с ответом, продуктивнее будет отдать вопрос другой, нежели выбирать табличку «Пропустить задание». Ею лучше воспользоваться, если никто из команды не справился с зданием. В конце перед преподавателем вырисовывается полная, не только визуальная (конкретное количество «+» и «-» напротив каждого ученика), но и пси-хологическо-поведенческая картина, по которой можно контролировать и успеваемость и взаимоотношения учащихся. Каждому ученику выставляется по две оценки - за команду и за личный вклад в достижение команды. Всем участникам по желанию преподавателя могут быть выданы сладкие или памятные призы/сувениры.
Как показала практика последний способ, может быть, более сложный для преподавателя в плане контроля, но намного увлекательнее для самих учащихся и, что главное, хорошо влияет на сплочение класса, это очень важно для реализации различных элементов учебного процесса в целом.
Опираться только на этот принцип проверки не стоит, т.к. в музыкальной педагогике есть много необходимых практических заданий чисто исполнительского плана, про которые забывать недопустимо. Главная цель подобных проверок с использованием мультимедийных средств - повысить плодотворность работы учащихся и сэкономить время, чтобы его больше осталось на выполнение практических заданий.
Библиографический список
1. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.
2. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
3. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования. Научное мнение. 2015; 3-2: 68 - 82.
4. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиаму-зыка. 2016; 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.
6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html
7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалыXIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 29 - 34.
8. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.
9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.
10. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Современное музыкальное образование - 2010: Материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой, 2011: 128 - 131.
11. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
12. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.
References
1. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.
2. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
3. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; 3-2: 68 - 82.
4. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
5. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.
8. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.
9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.
10. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj, 2011: 128 - 131.
11. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
12. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.
Статья поступила в редакцию 10.08.17
УДК 37.013
Kastornova V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, leading researcher, Institute of Education Management
of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE SCIENTIFIC AND METHODICAL CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL INFORMATION SPACE ORGANIZATION. The
article presents the scientific and methodological conditions of an educational i-space organization. Among them the author lists such conditions as forms and methods unity provision of an i-interaction implementation with educational process subjects; i-resource access opportunities submitting in accordance with the educational process subject status; i-resource submitting in accordance with the educational process subject psychological and physiological features; implementation of the ICT didactic opportunities set in the educational space content; implementation of various types of the educational space subjects i-activity.
Key words: educational space, educational informational space, formats and methods of informational interaction realization, informational resource, information and communication technologies.
В.А. Касторнова, канд. пед. наук, доц., вед. науч. сотр. ФГБНУ «Институт управления образование Российской
академии образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В статье представлены научно-методические условия организации информационно-образовательного пространства: обеспечение единства форм и методов осуществления информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса; предоставление условий доступа к информационному ресурсу в соответствии со статусом субъекта образовательного процесса; предоставление информационного ресурса в соответствии с психолого-физиологическими особенностями субъекта образовательного процесса; реализация спектра дидактических возможностей ИКТ в контенте образовательного пространства; реализация различных видов информационной деятельности субъектов образовательного пространства.
Ключевые слова: образовательное пространство; информационно-образовательное пространство; формы и методы осуществления информационного взаимодействия; информационный ресурс; дидактические возможности ИКТ.
Под информационно-образовательным пространством (ИОП) образовательного учреждения, вслед за И.В. Роберт [1], будем понимать: форму существования и функционирования образовательного учреждения как материального объекта; компонентов образовательного учреждения как материальных объектов, находящихся во взаимодействии, взаимовлиянии и развитии; объектов, представляющих собой составные части обеспечения образовательного процесса, реализованных на базе ИКТ; условия осуществления образовательной деятельности субъектами с использованием объектов (характеризующиеся наличием: материально-технической базы образовательного учреждения, с включением в их число программно-аппаратных и информационных комплексов образовательного назначения; информационно-методического обеспечения образовательного процесса; организационно-методической поддержки осуществления информационной деятельности и информационного
взаимодействия между субъектами образовательного процесса с использованием объектов); форму организации образовательного процесса (обеспечивающей: функционирование и развитие образовательного учреждения; учебно-информационное взаимодействие между субъектами, участвующими в осуществлении информационной деятельности в условиях использования ими объектов; организационно-методическую поддержку осуществления субъектами информационной деятельности и информационного взаимодействия [1].
Основываясь на этом определении и результатах анализа научно-педагогических исследований [2], можно выделить научно-методические требования к организации ИОП, которые призваны обеспечить единый подход в организации форм и методов реализации информационного взаимодействия с участниками образовательного процесса. Стремительное развитие ИКТ-тех-нологий и Интернет-пространства позволяет создавать различ-