И. В. Толстоухова. Мобильные информационно-коммуникативные технологии обучения...
УДК 378.147
И. В. Толстоухова
МОБИЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ
Внедрение информационных и компьютерных технологий в профессиональную деятельность инженеров является актуальным в настоящее время. Сегодня в современной педагогике высшей школы применяют различные виды мобильного обучения. Рассматривается применение мобильной технологии обучения через современные гаджеты - смартфоны, планшеты, нетбуки с использованием специальных программ.
Полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости внедрения и расширения мобильного обучения в структуре организации учебного процесса в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, компьютерные технологии, мобильное обучение, мобильное устройство, студент.
В существующем мире в эпоху глобального становления промышленного производства, транспорта и инфраструктуры, происходящих изменений науки в необходимую производительную силу общества повышается образ инженеров и инженерного труда.
Инженер, используя свои теоретические знания и профессиональные навыки и умения, деловые качества, может создавать, варьировать и преобразовывать, а также поддерживать работоспособность технических, технологических и других производственных систем. Он - основной накопитель научно-технического прогресса, преобразующий свои идеи и законы в конкретные конструктивно-технологические формы и решения. Инженерная подготовка кадров высшей школы, согласно своей спецификации, предопределяет необходимость создания совершенно нового подхода к организации образования. Преподаватель организации высшего образования должен исполнять не только функцию непосредственного интерпретатора научных знаний, но также уметь выбирать оптимальную стратегию и методику преподавания, используя современные образовательные методы, направленные на создание благоприятной творческой атмосферы образования. Сегодня с развитием информационных и компьютерных технологий особое внимание уделяют нестационарному обучению.
И. Н. Голицына, Н. Л. Половникова [1, с. 241] рассматривают мобильное обучение (mobile-learning (m-learning) как: 1) передачу знаний на мобильное устройство (смартфон, планшет и др.) с использованием различных технологий, таких как WAP или GPRS (т. е. главной является возможность выхода в сеть Internet); 2) технологии, которые применяются в учебном процессе с использованием мобильных устройств, например планшетов, нетбуков, смартфонов, электронных книг (возможность выхода в сеть Internet здесь не является ключевой); 3) процесс обучения, являющийся од-
ной из версий дистанционного обучения, для реализации которого знания передаются на персональные устройства обучаемого (ноутбук, карманный компьютер или мобильный телефон).
Авторы [1] раскрывают достоинства электронного обучения:
- происходит взаимодействие обучающихся друг с другом, преподавателем во время занятия;
- проводится занятие более удобно с оснащением аудиторий современными устройствами, а не настольными компьютерами;
- мобильные устройства, такие как планшеты и электронные книги, удобны в использовании и имеют малые габариты;
- осуществляется обмен заданиями, что способствует обмену информации, происходит взаимодействие между контактирующими по электронной почте, можно использовать беспроводную сеть, например Bluetooth;
- используются разные устройства (смартфоны, планшеты и др.) в различных местах;
- новейшие технические устройства (гаджеты, игровые устройства и т. п.) привлекают молодое поколение, которые, возможно, потеряли интерес к учебе.
Ю. Духнич [2] трактует электронное обучение как некую активность, необходимую людям, чтоб быть более продуктивными в таких процессах, как потребление и создание информаци, любое взаимодействие с нею с помощью компактного цифрового устройства, которым человек пользуется регулярно, т. е. основными техническими средствами мобильного обучения становятся компактные мобильные устройства (мобильные телефоны, планшеты, электронные книги и т. д.) и мобильные каналы связи (мобильный Интернет, Wi-Fi-подклю-чение и т. д.).
Поэтому автор считает, что мобильное обучение - это современные технологии, которые применяются в учебном процессе с использованием электронных устройств.
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 9 (174)
Сегодня жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует умения решать новые, нестандартные проблемы, быть постоянно профессионально и социально мобильным [3, с. 4197]. При уточнении требований к современному специалисту целесообразно также использовать компетен-тностный подход [4].
Мастерство инженера состоит из синтеза компетенций, которые включают предметно-методическую, психолого-педагогическую, техническую, информационно-коммуникационную и компьютерную составляющие. Рассмотрим последнюю.
А. А. Абдукадыров и Б. З. Тураев [5] считают, что для освоения основной информационно-коммуникационной, компьютерной компетентности для инженера нужно:
- наличие информации о работе профессионального компьютера и дидактических возможностях информационно-коммуникационной и компьютерной технологий;
- освоение всеми возможностями Microsoft Excel; Microsoft Access;
- использование Интернета, цифровых информационных ресурсов и базы данных в профессиональной деятельности;
- формирование положительной мотивации к использованию информационно-коммуникационной и компьютерной технологий.
Применение информационно-коммуникационной и компьютерной технологий позволяет [6]:
1) смоделировать дистанционное обучение;
2) индивидуализировать учебные занятия (студенты могут выполнять задания в соответствии со своими возможностями);
3) грамотно организовать самостоятельную и научно-исследовательскую работу обучающихся;
4) разнообразить наглядный метод (графики, таблицы, рисунки, звук, видео и т. д.);
5) использовать информационные сайты и современные аутентичные интернет-ресурсы;
6) развить творческий потенциал студентов;
7) тренировать специальные способности обучающихся (память, внимание, мышление и т. д.);
8) уменьшить разрыв между полученными теоретическими знаниями и практическим применением изученного материала;
9) применить необходимые дополнительные ресурсы как для проведения практических занятий, так и для организации домашней работы;
10) организовать объективный контроль в процессе работы (пошаговый, текущий, итоговый и т. д.);
11) контролировать процесс обучения;
12) обеспечить непрерывность и преемственность в обучении.
Несмотря на множество достоинств, существует ряд трудностей в процессе организации обуче-
ния с использованием информационно-коммуникационной и компьютерной технологий:
1) наличие технического оснащения в учебной аудитории и дома;
2) необходимость использовать разнообразные формы информационно-коммуникационной и компьютерной технологии на занятиях;
3) наличие соответствующего учебно-методического комплекса, разработанного с учетом использования информационно-коммуникационной и компьютерной технологий на занятиях.
Таким образом, использование информационно-коммуникационной и компьютерной технологий позволяет раскрывать способности, усилить мотивацию обучения, развить познавательные интересы и информационную компетенцию. Применение информационно-коммуникационной и компьютерной технологий в учебном процессе направлено не на передачу готовых знаний, а на развитие творческих, исследовательских навыков и интеллектуальных способностей обучающихся.
В рамках научно-исследовательской работы осенью 2015 г. был проведен социологический опрос по теме «Мобильные информационно-коммуникативные технологии обучения в профессиональной подготовке инженеров».
В опросе приняло участие 100 человек очной формы обучения по направлениям подготовки: бакалавриат (71 %), магистратура (7 %), специалитет (22 %).
На вопрос «Какие гаджеты Вы применяете в процессе обучения?» выяснилось: смартфон/мобильный телефон (91 %); ноутбук/нетбук (56 %); планшет (26 %); электронная книга (7 %). Результаты ответов свидетельствуют, что студенты стремятся к мобильному обучению, используя всевозможные гаджеты, которые сделают этот процесс легче и проще.
Говоря об интернет-программах, используемых в процессе обучения, применяют интернет-браузер (96 %), социальные сети (67 %), мессенджеры (18 %) и обучающие игры (16 %). Анализируя ответы, можно сказать, что главную роль в обучении для студентов играет поиск информации через Интернет с помощью интернет-браузеров.
На вопрос «Какие мобильные технологии применяются в процессе обучения в вузе?» получены следующие данные: в обучении применяют e-mail (48 %), используют социальные сети (40 %), хо-стинговые сервисы (31 %), мобильные приложения (26 %), онлайн-лекции/консультации (20 %). В целом лишь третья часть обучающихся сталкивается с применением мобильных технологий в обучении, это лишь малая часть от общего количества студентов.
И. В. Толстоухова. Мобильные информационно-коммуникативные технологии обучения.
Говоря о способах обучения, не стоит забывать и о специализированных программах, используемых в процессе обучения. Так, респонденты, принимавшие участие в опросе, указали, что в рамках своего обучения используют следующие программы: AutoCAD, CorelDRAW, Компас, MathCAD и другие.
Применение специализированных программ, компьютерных технологий свидетельствует, что профильное образование, которое есть в вузе, требует дополнительных определенных программ и самостоятельного их применения.
Эффективность используемых технологий мобильного обучения ставится под вопрос. Так как 37 % опрошенных считают, что технологии, применяемые в вузе, можно оценить только на «удовлетворительно». Тогда как 24 % опрошенных, наоборот, оценивают эффективность на «отлично». А 21 % решили, что в вузе все хорошо. Если свести полученные данные, то в целом обучающиеся считают эффективным применение технологий, существующих на данный момент.
Развивая мобильные технологии, опрашиваемые хотели бы внедрить как необходимый элемент в процесс обучения следующее: доступность методических материалов в электронной форме (68 %), возможность сдавать и делать онлайн-лабораторные, практические работы (54 %), возможность прослушать иногда онлайн-консультации (37 %).
В результате вышеизложенного можно предложить рекомендации по внедрению некоторых элементов в структуру организации мобильного обучения:
1) сформировать и разместить банк учебно-методических материалов на хостинге;
2) записать и выложить онлайн-консультации по определенным специальным дисциплинам;
3) применить специализированные программы и интернет-программы в процессе обучения.
Мобильные информационно-коммуникативные технологии способствуют оптимальной организации учебного материала. Благодаря разнообразным формам работы со студентами данная система представляется эффективным форматом оценивания результатов обучения. Возможно размещение обучающих материалов, ориентированных на разный уровень подготовки студентов, что допускает самостоятельное отслеживание достигнутых успехов в изучении материала в профессиональных целях и выстраивание каждым из них индивидуальной траектории продвижения в этой области знания. В таком обучении отражается сущность процессов, происходящих в науке, на производстве и в обществе [7]. В результате вышеназванные возможности способствуют процессу разнообразной подготовки будущих инженеров, и благодаря имеющемуся в них потенциалу перечень этих возможностей может быть существенно расширен.
Таким образом, теоретическая значимость данного исследования состоит главным образом в углублении и расширении научных представлений о структуре организации учебного процесса мобильного обучения в высших учебных заведениях. Мобильное обучение в системе профессионального образования высшей школы обладает высоким дидактическим потенциалом. Студентам легче осваивать новый материал, а технологии мобильного обучения, внедряясь в образовательный процесс, создают новую модель профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. 2011. № 1. С. 241-252.
2. Духнич Ю. Мобильное обучение - Mobile Learning. URL: http://www.smart-edu.com/mobile-learning.html (дата обращения: 6.10.2014).
3. Толстоухова И. В. Дидактические возможности использования деловых игр на занятиях по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» // В мире научных открытий. 2014. № 11.11 (59). С. 4195-4207.
4. Толстоухова И. В., Фугелова Т. А. Проблема определения целей высшего профессионального образования на современном этапе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: www.science-education.ru.
5. Абдукадыров А. А., Тураев Б. З. Роль информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в компетентности будущего инженера // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 363-366.
6. Горюнова Е. С. Информационно-коммуникационные технологии как фактор диверсификации иноязычной подготовки будущих инженеров // Уровневая подготовка специалистов: сб. тр. I Всерос. науч.-метод. конф. Томск: Изд-во ТПУ, 2014. С. 77-78.
7. Fugelova T. A. Training future specialists in professional adaptation skills, ways of self-development and career planning // Tyumen State University Herald. Pedagogic. Psychology. 2012. № 9. P. 57-63.
Толстоухова И. В., кандидат педагогических наук, доцент. Тюменский индустриальный университет. Ул. Володарского, 38, Тюмень, 625000, Россия. Е-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.02.2016.
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2016. 9 (174)
I. V Tolstoukhova
MOBILE INFORMATION AND COMMUNICATION LEARNING TECHNOLOGIES IN TRAINING OF ENGINEERS
The introduction of information and computer technologies in professional work of engineers is relevant now. Today in the modern pedagogy of higher education different variants of mobile learning are used. Discusses the application of mobile learning technologies using modern gadgets - smartphones, tablets, netbooks, with the help of special programs.
The results of the study indicate the need to introduce and expand mobile learning in the structure of the organization of educational process of higher educational institutions.
In conclusion the author gives recommendations on the introduction of some elements in the structure of the organization of mobile learning.
Key words: information and communication technologies; computer technology; mobile learning; mobile device; student.
References
1. Golitsyna I. N., Polovnikova N. L. Mobil'noye obucheniye kak novaya tekhnologiya v obrazovanii [Mobile learning as new technology in education]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo - Educational Technologies and Society, 2011, no. 1, pp. 241-252(in Russian).
2. Dukhnich Yu. Mobil'noye obucheniye [Mobile Learning]. URL: http://www.smart-edu.com/mobile-learning.html (accessed: 6.10.2014) (in Russian).
3. Tolstoukhova I. V. Didakticheskiye vozmozhnosti ispol'zovaniya delovykh igr na zanyatiyakh po distsipline "Kommunikatsionnyy menedzhment" [Focusing on the use of business games in the classroom for the discipline "Communication management"]. Vmire nauchnykh otkrytiy- In the World of Scientific Discoveries, 2014, no. 11.11 (59), pp. 4195-4207 (in Russian).
4. Tolstoukhova I. V., Fugelova T. A. Problema opredeleniya tseley vysshego professional'nogo obrazovaniya na sovremennom etape [The problem of defining the goals of higher professional education at the present stage]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 1, URL: www.science-education.ru (in Russian).
5. Abdukadyrov A. A., Turaev B. Z. Rol' informatsionno-kommunikatsionnykh i komp'yuternykh tekhnologiy v kompetentnosti budushchego inzhe-nera [The role of information and communication and computer technologies in the competence of the future engineer]. Molodoy uchenyy -Young Scientist, 2012, no. 6, pp. 363-366 (in Russian).
6. Goryunova E. S. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii kak faktor diversifikatsii inoyazychnoy podgotovki budushchikh inzhenerov [Information and communication technologies as a factor of diversification of foreign language training of future engineers]. Urovnevaya podgotovka spetsialistov: sb. tr. I Vseros. nauch.-metod. konf. [Level training of specialists: Collection of articles of the I All-Russian scientific-methodical conference]. Tomsk, Izd-vo TPU Publ., 2014. Pp. 77-78 (in Russian).
7. Fugelova T.A. Training future specialists in professional adaptation skills, ways of self-development and career planning. Tyumen State University Herald, Pedagogic. Psychology, 2012, no. 9, pp. 57-63.
Tolstoukhova I. V.
Tyumen Industrial University.
Ul. Volodarskogo, 38, Tyumen, Russia, 625000. E-mail: [email protected]