https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2018-1.6
Головяшкина Марина Александровна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГАДЖЕТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
В данной статье рассматривается проблема использования современных технических средств в образовательном процессе университета. Выявляются преимущества применения гаджетов на разных этапах учебной деятельности студентов, а также уделяется внимание негативным проявлениям современных технологий во время занятий. По мнению автора, мобильное образование обладает неоспоримыми преимуществами в использовании портативных устройств, которые играют важную роль в повышении качества образования с целью интеграции процесса обучения в повседневную жизнь студента. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^М^СИвЛ/б.^т!
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 1(09) C. 33-36. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net
УДК 372.881.111.1 Дата поступления рукописи: 29.01.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-L6
В данной статье рассматривается проблема использования современных технических средств в образовательном процессе университета. Выявляются преимущества применения гаджетов на разных этапах учебной деятельности студентов, а также уделяется внимание негативным проявлениям современных технологий во время занятий. По мнению автора, мобильное образование обладает неоспоримыми преимуществами в использовании портативных устройств, которые играют важную роль в повышении качества образования с целью интеграции процесса обучения в повседневную жизнь студента.
Ключевые слова и фразы: современные технические средства коммуникации; гаджет; девайс; Интернет; мобильное образование; мобильное приложение.
Головяшкина Марина Александровна, к. пед. н.
Московский университет имени С. Ю. Витте placid2@yandex. ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГАДЖЕТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
В современную эру цифровых устройств активность использования гаджетов во всех сферах жизнедеятельности человека повышается быстрыми темпами. Выход новых технологий на мировую арену способствует внедрению новейших технологий и в образовательную среду [3-5; 7-9]. Встает вопрос о возможности задействовать современные и на сегодняшний день доступные широкой массе людей гаджеты в учебном процессе. В данной статье выявляется и описывается вариативность применения гаджетов в образовательном процессе, оцениваются положительные и отрицательные стороны их использования на разных этапах обучения иностранному языку. Автор статьи основывается на информации, полученной от студентов, личном опыте преподавания и мнении коллег.
Английское слово «гаджет» (gadget), устройство, обладающее множеством функций, быстро вошло в современный лексикон. Прямой перевод этого слова дает следующие значения: «устройство, штуковина, приспособление, инструмент» [2]. Отметим, что в данной статье «гаджет» определяется как многофункциональное портативное устройство, предназначенное для усовершенствования и облегчения жизни человека.
Понятия «гаджет» и «девайс» не являются синонимичными и взаимозаменяемыми. «Девайс» - устройство, созданное для какой-то конкретной цели [Там же], «гаджет» - устройство, которое обладает многофункциональностью.
А. М. Таунсенд в своей статье «Жизнь в городе реального времени: мобильные телефоны и городской метаболизм» отмечает, что возникновение в 1993 году Всемирной паутины за короткий срок полностью изменило жизнь человечества. Все началось с мобильных телефонов. Они «возглавили» список портативных средств коммуникации на мировом рынке. Это способствовало фундаментальной трансформации человеческого мировосприятия и открыло дополнительные возможности беспрепятственного общения на расстоянии. Затем Интернет постепенно внедрился в мобильные устройства, и они перестали выполнять лишь одну коммуникативную функцию. Стало возможным находить любую необходимую информацию, применяя мобильный телефон, а также со временем вычислить положение человека на территории населенного пункта. После этого появились навигаторы, встроенные в мобильное устройство.
Особое внимание автор уделил определению роли и места смартфонов, новейших технологий мобильных коммуникаций, в процессах современной урбанизации и градостроительстве. Также в исследовании отмечается, что использование мобильных телефонов и сети Интернет способствует ликвидации безграмотности населения за счет своей информативности и интерактивности, а также дает возможность максимально эффективно применять новейшую технологию распознавания голоса людьми, не умеющими писать и читать. При этом смартфоны стали широко применяться даже в третьих странах, в которых никогда до этого не было стационарных телефонов [9].
В работе Дж. Годжина «Культура мобильных телефонов: мобильные технологии в повседневной жизни» автор упоминает о функции отправки коротких текстовых сообщений (смс-функция). Данная функция первоначально планировалась в качестве дополнительной опции. Но со временем пользователи проявили повышенный интерес к ней, что стало удивлением и сюрпризом для операторов мобильной связи и производителей мобильных устройств.
В вышеупомянутой статье автор оценивает изменения, которые произошли в стране и мире с разработкой мобильного контента смартфонов. Анализируются услуги 2G, а именно: различные обои для интерфейса гаджета, игры, рингтоны, приложения и прочее. С появлением усовершенствованных услуг 3G, LTE не произошло сверхновых и современных инновационных изменений, но данная технология обязывала европейских мобильных операторов вкладывать огромные инвестиции в развитие сетевой инфраструктуры и в лицензирование на предоставление 3G, LTE услуг. Так, становится очевидным влияние мобильных
портативных технологий на экономическую, патентную и маркетинговую сферы наряду с развитием дистанционной коммуникации [8].
Внедрение новых технологий не могло не затронуть также и образовательную среду. Образование -это важнейшая часть современного человечества и его характерный признак, на основе которого складывается понимание того, насколько развито общество. Количество обучающихся, которые не представляют процесс обучения без ультрасовременных гаджетов, растет по всему миру. Применение информационных средств и гаджетов в процессе обучения повышает его интенсивность и предоставляет дополнительные возможности в улучшении качества образования. Многие современные преподаватели успешно применяют в своей работе новые гаджеты и информационные средства.
Обратимся к основным возможностям использования в образовательном процессе информационных коммуникативных средств и технологий. К ним относятся следующие:
- легкий и быстрый способ добычи информации;
- визуализация учебной информации различного характера (виртуальных и натуральных объектов изучения);
- запрограммированное решение информационно-поисковых и вычислительных задач;
- предоставление возможности связи с преподавателем в нужный момент времени и несколькими разными способами;
- упрощение контроля успеваемости для преподавателя и студента;
- мгновенный доступ к учебным материалам, необходимым в рамках изучаемого курса;
- архивное хранение значительных объемов текстовой и графической информации.
С развитием функциональности мобильных устройств все большее количество студентов не представляют обучения в вузе без использования современных гаджетов, применение которых имеет не только положительные (наличие сенсорного экрана; активное взаимодействие; занимают мало места; использование функции беспроводной сети; возможность работы в группе; не привязан к конкретному месту; быстрый поиск необходимой информации; можно учиться, не выходя из дома), но и отрицательные (ограничение памяти, необходимость подзарядки, малый экран) стороны [1].
Отметим, что, несмотря на активное и довольно успешное применение гаджетов в учебном процессе, для определенных студентов они являются «медвежьей услугой» и отрицательно влияют на результаты их обучения. Целесообразно найти ответ на вопрос: почему применение гаджетов способствует повышению образовательного уровня у одних студентов, а другим мешает в усвоении учебной программы?
Преподаватели вузов в настоящее время ориентированы на создание образовательного контента на сайтах учебных заведений. В частности, на официальном сайте Московского университета имени С. Ю. Витте (МУИВ) работает электронный университет, где находятся онлайн книги, учебные материалы, задания для самостоятельной работы студентов. Здесь также в открытом доступе размещаются образовательные программы для формирования необходимых компетенций у обучающегося по различным дисциплинам, содержащие тесты, задания, контрольные работы, для выполнения которых необходимо использовать различные информационно-коммуникативные средства обучения.
Несомненно, это дает огромное преимущество в возможности применения электронных материалов на занятиях. Тем не менее опыт показывает, что студенты применяют гаджеты для выхода в социальные сети непосредственно во время лекции или практического занятия, что, безусловно, отрицательно влияет на учебный процесс. Необходимо мотивировать студентов на получение качественных знаний и использование современных устройств для получения учебной информации.
Рассмотрим результаты анкетирования студентов МУИВ, проведенного с целью выявления наиболее популярных гаджетов среди современной молодежи и оценки влияния инновационных устройств на образовательный процесс.
Самым эффективным гаджетом для учебы студенты назвали мобильный телефон (72%), затем следует ноутбук (41%), и лишь на третьем месте расположился планшетный компьютер (15%). Такая непопулярность планшетов, скорее всего, связана с ценами на высококачественную технику в России, в частности, на планшеты. Эти студенты адаптировали мобильный телефон к требованиям образовательного процесса.
Около 90% студентов объявили о том, что их портативные устройства - это ценный помощник в достижении образовательных целей. 55% опрошенных сообщили о том, что гаджеты помогают подготовиться к занятиям, а некоторые из них выразили желание иметь возможность использовать инновационные средства коммуникации и мобильные устройства во время семинаров, когда нужно декларировать большой объем информации. Они уверены в том, что гаджет улучшит качество их выступления перед аудиторией. 8% (и это немало) признались, что используют свои гаджеты для «блуждания» по социальным сетям и развлекательным сайтам во время лекций или семинаров.
Также некоторые студенты МУИВ откровенно признались в том, что частенько используют на занятии свои портативные устройства в качестве шпаргалок или быстрого поиска ответа на заданный вопрос (57% опрошенных). Для работы с электронным учебником гаджет применяет 41% студентов. Каждый десятый учащийся (12%) впечатывает лекции в свое мобильное устройство. 2% студентов не используют электронные устройства в вузе.
Восемь из десяти опрошенных студентов согласились с тем, что с появлением гаджетов студенческая жизнь приобрела более яркие оттенки. Большое количество студентов каждый день пишет сообщения не только
друг другу, но и преподавателям. 95% респондентов пояснили, что отсылают смс-сообщение хотя бы один раз в день. Другие (60%) признались, что чувствуют зависимость от электронных технологий и Интернета.
Интернет - неотъемлемая и довольно активно используемая опция современного гаджета. Студенты умеют правильно и быстро ставить вопросы перед Google, решая ту или иную экзаменационную задачу, а опытные преподаватели наработали навык отличать работу Google от работы студента.
Наряду с аудиторным использованием гаджетов в высших учебных заведениях можно говорить о «мобильном обучении» (m-learning), то есть доступности учебных ресурсов и сервисов на портативных устройствах разных форматов. Часто это программное приложение разрабатывается для определенной операционной системы. В таком случае необходимо, чтобы Интернет работал в режиме 3G или LTE, и тогда все порталы, сайты и программные приложения будут доступны в режиме нон-стоп на любом планшетном компьютере, смартфоне или ноутбуке.
Бесперебойная доступность мобильного Интернета - первая проблема, с которой мы сталкиваемся для быстрого развития в России мобильного обучения. Если оценить ситуацию с Интернетом в Москве, то можно сделать вывод, что он достаточно распространен, но вот качество связи и ее стоимость зачастую не позволяют использовать его для работы с достаточно объемными образовательными ресурсами.
На сегодняшний день ситуация с мобильным обучением в Москве совершенствуется и набирает обороты. Информационные ресурсы в образовательной среде (система дистанционного обучения, различные образовательные порталы и электронные курсы) адаптируются к возможности использования их на портативной технике вне дома. Опрос студентов МУИВ подтверждает данный факт, так как учащиеся выполняют задания, просматривают записи вебинаров и используют электронные ресурсы электронного университета в общественном транспорте или в кафе. Личный опыт использования мобильного Интернета в метро для оценки качества рейтинговых работ студентов, обучающихся дистанционно, на портале университета предоставил возможность с пользой использовать то время, которое ежедневно затрачивается на рутинное передвижение по Москве. Это можно считать прорывом в использовании телекоммуникационных и информационных технологий.
Сложнее обстоит ситуация с тем, что мобильное обучение предполагает в контенте курса наличие различных медийных компонентов. Для электронного обучения некоторые из них необходимо будет переработать с целью уменьшения в объеме, так как в обучении при помощи мобильного телефона, планшета, ноутбука по средствам мобильного Интернета работать с ними и изучать будет проблематично и дорого.
Современные студенты научились пользоваться различными функциональными мобильными приложениями для обучения. Но преподаватели еще не используют их педагогический потенциал для изучения, повторения или расширения знаний по изучаемым темам. Как выяснилось, преподаватели не могут внедрять их в образовательный процесс современной высшей школы.
Рассмотрим некоторые мобильные приложения гаджетов, которые преподаватели иностранного языка могут использовать на практических занятиях и для внеаудиторного закрепления, контроля и оценки знаний студентов.
Первое, с чего логично начать изучение языка, - это мобильное приложение-словарь. Из анкеты студентов мы видим, что подавляющее большинство (85%) студентов чаще отдают предпочтение мобильному переводчику. Остальные 15% прибегают к помощи электронного словаря. Мы считаем, что это проблема, с которой необходимо бороться, так как ни один, даже самый хороший, электронный переводчик не может заменить «старый добрый» словарь. Только сегодня он видоизменился, обогатился и стал более удобным, перейдя в виртуальное пространство. Существует огромный выбор словарей для мобильных телефонов, планшетов и ноутбуков. Оценив их достоинства и недостатки, мы выделили LingvoLive, Aword, LangBook. Данные словари работают без подключения к сети Интернет и предоставляют возможность изучения и запоминания слов при помощи интерактивных флеш-игр. Преподаватель иностранного языка может составить список иностранных слов, которые необходимо изучить программой курса, и студенты в приложении ознакомятся с полным списком возможных переводов слов и каждый день в ненавязчивой форме через функцию напоминания будут возвращаться к их заучиванию.
Студентам первого курса могут быть интересны приложения-самоучители английского языка. Здесь мы можем выделить «Английский язык с EWA». Это приложение имеет основную цель - повышение мотивации к изучению языка. Оно содержит фильмы, сериалы и книги с более 40000 популярных слов, тест на словарный запас по методике института Виктории. Рассказы классических и современных авторов можно читать на иностранном языке из приложения с удобным переводом незнакомых слов в один клик.
Деловой английский язык для студентов собран в очень удобном и интересном приложении Bizzwords. Это приложение разработано преподавателями английского языка и бизнесменами в Ирландии, Великобритании и Америке и предназначено для студентов и сотрудников предприятий. Предлагает специальные тематические комплексы по отраслям промышленности для работы со словами и грамматическими конструкциями по темам «Финансы», «Деловые обеды», «Деловое письмо» т.д.
Говоря о профессиональном иностранном языке и мобильных приложениях, способных внедриться в учебный процесс, стоит отметить, что на данный момент их не существует. Этот недостаток могут компенсировать сами вузы, преподаватели иностранных языков, обучающих профессиональному английскому языку студентов юридических, экономических, финансовых, психолого-педагогических и других направлений подготовки.
Мобильное обучение - это не только доступные на мобильных устройствах образовательные ресурсы, а сверхновая философия обучения. Одновременно с ней в процессе обучения должны разрабатываться новейшие
педагогические подходы и методы, которые помогут сочетать образ жизни современного студента с обучением при помощи гаджета. В мобильном обучении мы не говорим о том, чтобы переместить все обучение в планшет, мобильный телефон или ноутбук. Мы говорим о том, что доступность, портативность и легкость в использовании мобильных устройств могут сыграть немаловажную роль в повышении качества образования с целью интеграции процесса обучения в повседневную жизнь студента.
Наряду с мобильным обучением стоит упомянуть и про социальное обучение, так как оно приобрело наиболее интенсивное продвижение именно тогда, когда портативные устройства стали неотъемлемой частью жизни огромного количества людей. Вместе с постоянным нахождением людей в социальных сетях вполне логичным стало и обучение на их базе. Из этого следует мысль о том, что социальное и мобильное обучение - это некая единая система широкодоступного образования.
Крупные населенные пункты и районные центры России, на наш взгляд, уже вполне пригодны для электронного образования с помощью гаджетов и качественного мобильного Интернета. Нами выявлена только нехватка мобильных приложений и методик, чтобы электронное обучение было принято на вооружение преподавателями вузов и стало понятно, как именно его использовать и с какой целью.
Подводя итог, стоит отметить, что современные гаджеты играют важную роль как в сфере коммуникации на разных уровнях, так и в процессе образования в вузе. С помощью них студенты приобретают новую информацию, записывают лекции, готовятся к занятиям и пользуются мобильными обучающими приложениями, которые положительно влияют на качество их обучения. В одном ряду с положительными особенностями использования мобильной техники стоят негативные воздействия гаджетов на процесс обучения (общение в социальных сетях во время лекций и списывание во время выполнения тестов и контрольных работ). Тем не менее, принимая во внимание результаты анкетирования студентов, а также учитывая собственный опыт, мы сделали вывод о том, что оценка выявленных плюсов и минусов использования гаджетов в учебном процессе позволяет утверждать, что они в большей степени положительно влияют на образовательный процесс и развитие современной молодежи.
Список источников
1. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Educational Technology & Society (Образовательные технологии и общество). 2011. Т. 14. № 1. С. 241-252.
2. Интернет-словарь русского арго [Электронный ресурс]. URL: https://russian_argo.academic.ru/ (дата обращения: 16.01.2018).
3. Киселева М. М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах // Информатика и образование. 2005. № 8. С. 27-37.
4. Новиков С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. 2003. № 9. С. 32-38.
5. Суздальцев Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения // Информатика и образование. 2008. № 9. С. 125-126.
6. Тороп В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла // Преподавание истории в школе. 2007. № 2. С. 4-8.
7. Флёров О. В. Виртуальные средства обучения английскому языку // Образовательные ресурсы и технологии. 2015. № 1 (9). С. 28-33.
8. Goggin G. Cell Phone Culture: Mobile Technology in Everyday Life. Routledge, 2012. Vol. 3. 271 p.
9. Townsend A. M. Life in the Real-Time City: Mobile Telephones and Urban Metabolism // Journal of Urban Technology. 2000. Vol. 7. № 2. P. 85-104.
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF GADGETS IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Golovyashkina Marina Aleksandrovna, Ph. D. in Pedagogy Moscow Witte University placid2@yandex. ru
The article discusses the problem of using modern technical means in the educational process of the university. The advantages of using gadgets at different stages of students' learning activity are revealed. Also, attention is paid to negative manifestations of modern technologies during classes. According to the author, mobile education has undeniable advantages in the use of portable devices, which play an important role in improving the quality of education in order to integrate the learning process into the daily life of the student.
Key words and phrases: modern technical means of communication; gadget; device; Internet; mobile education; mobile application.