2. Магомедгаджиева А.М. Межпредметные технологии обучения в профильной подготовке учащихся в условиях информатизации образовательного процесса инновационных учебных заведений. Диссертация ...кандидата педагогических наук. Махачкала, 2005.
3. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю. Лучшие страницы педагогической прессы. 2002; 4: 39.
4. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением. ИЯШ. 2012; 6: 38 - 41.
5. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. Москва: «Интеллект-Центр». 2008. References
1. Modernizaciya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej professora T.G. Vezirova. Mahachkala: ALEF (IP Ovchinnikov M.A.), 2014.
2. Magomedgadzhieva A.M. Mezhpredmetnye tehnologii obucheniya v profil'noj podgotovke uchaschihsya v usloviyah informatizacii obrazovatel'nogo processa innovacionnyh uchebnyh zavedenij. Dissertaciya ...kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2005.
3. Pereverzev L. Proektnyj podhod i trebovaniya k uchitelyu. Luchshie stranicy pedagogicheskojpressy. 2002; 4: 39.
4. Kuklina S.S. Kollektivnaya uchebnaya deyatel'nost' v gruppe na zavershayuschih 'etapah ovladeniya inoyazychnym obscheniem. lYaSh. 2012; 6: 38 - 41.
5. Stavrova O.B. Ispol'zovanie komp'yuterov v shkol'nyh proektah. Moskva: «Intellekt-Centr». 2008.
Статья поступила в редакцию 13.03.18
УДК 378
Magomedgadjieva A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Gadjiakaev Sh.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Higher Mathematics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gadzhieva Z.D., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Higher Mathematics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Amirkhanova R.A., MA student, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THESPECIFICS OF REALIZATION OF THE PERSONAL-ORIENTED APPROACH IN TEACHING THE COURSE OF ALGEBRA AND GEOMETRY. Person-centered learning is such learning, in which goals and contents of education, formulated in the state educational standard, training programs, acquire a personal meaning for the student, develop motivation for learning. The methodology of the personality-oriented approach has existed for a long time. It was developed by such outstanding scientists as A.N. Leontiev, I.S. Yakimanskaya, K. Rogers, who emphasize the influence of school on the development of the child. In the paper the researchers examine the goals, criteria and conditions for the organization of student-centered instruction in the study of algebra and geometry in secondary schools.
Key words: person-oriented learning, cognitive activity, intellectual development, individualization, differentiation.
А.М. Магомедгаджиева, канд. пед. наук, доц. доц. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет. Махачкала, E-mail: [email protected] Ш.С. Гаджиагаев, канд. пед. наук, доц. доц. каф. высшей математики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.Д. Гаджиева, канд. ф.-м. наук, доц., доц. каф. высшей математики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Р.А. Амирханова, магистр 2-го года обучения каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА АЛГЕБРЫ И ГЕОМЕТРИИ
Личностно-ориентированное обучение - обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. Методика личностно-ориентированного подхода существует уже давно. Ее разработкой занимались такие выдающиеся ученые как А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская, К. Роджерс, которые подчеркивали влияние школы на развитие ребенка. В данной статье мы рассмотрели цели, критерии и условия организации личностно-ориентированного обучения школьников при изучении алгебры и геометрии в средней школы.
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, познавательная деятельность, интеллектуальное развитие, индивидуализация, дифференциация.
«Личностно-ориентированный подход основной акцент делает на организации познавательной деятельности ученика, с учетом его индивидуальных особенностей интеллектуального развития, особо подчеркивая уважение достоинства личности ученика».
Карл Роджерс, «Свобода учиться»
Личностно-ориентированное обучение - это способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Если говорить о цели этого обучения, то на первый план выступает создание условий для собственной учебной деятель-
ности обучающихся, учёт и развитие индивидуальных способностей учащихся.
Методологической основой при таком обучении является индивидуализации и дифференциация образовательного процесса.
В центре личностно-ориентированного обучения находится, конечно же, ученик, его цели, мотивы, интересы, склонности, уровень обученности и способности [1, с. 6].
Образовательный процесс при таком обучении должен быть направлен, безусловно, на развитие познавательных интересов учащихся, усвоение знаний, развитие творческих способностей, способов усвоения учащимися знаний и умений.
В чем же особенность личностно-ориентированного подхода при изучении алгебры и геометрии? На наш взгляд, цели обучения будут достигнуты, если:
• учитель сможет заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить в должной мере его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроках;
• необходимо развивать у каждого учащегося его творческий потенциал, учитывая, что уровень развития детей разный;
• учитель будет развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
• необходимо помочь ребенку познать себя, свой внутренний мир, самореализоваться и самоопределиться.
Личностно-ориентированное обучение на уроках математики будет эффективным, если выполняются основные его критерии:
1) на уроках целесообразно использовать проблемные творческие задания (например, «Коле дали задание найти значение выражения (37 + 34*5) : (45*3 - 135). Он сказал, что найти значение этого выражения нельзя. Прав ли он?», «Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Можно ли плыть в этом бассейне? Проблема: несоответствие единиц измерения. Учащиеся ищут пути решения задачи, используя повествование учителя о единицах измерения объемов»);
2) выбор учащимися типа, вида и форм заданий и ответов на них (графическая, словесная и т.д.);
3) создание положительной атмосферы на уроке, взаимоуважение и взаимодоверие (например, «Доброе утро дети! Я очень рада видеть Вас на уроке», «Сегодня на уроке мы будем писать контрольную работу. Все задания средней сложности. Мы с Вами не один раз решали подобные задания. Я уверена, у Вас все получится!» и т. д.);
4) наличие на последнем этапе урока рефлексии («С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом задач) познакомились? Что об этом надо знать?», «Что можно рассказать о ситуациях применения нового (трудностях, с которыми встретились, возможных ошибках и способах их предотвращения)?», «Чему Вы учились на сегодняшнем уроке?» и т. д.);
5) свобода выбора в поиске решения задачи, выбор самостоятельного использования способов выполнения заданий;
6) поощрение правильных ответов учащихся и анализ допущенных ошибок;
7) необходимо, чтобы ученик доверял учителю и его оцениванию знаний, оценки должны быть аргументированы.
8) домашнее задание не просто записывается на доске, но и подробно учителем разъясняется пошагово.
Реализация личностно-ориентированного подхода при изучении алгебры и геометрии на разных этапах обучения реализуется по-разному.
Так, если мы хотим объяснить новую тему урока, то необходимо излагать материал так, чтобы никого не обойти вниманием, учитывать более подготовленных к логическим рассуждениям сильных учеников, но и не забывать о слабых, задавать им вопросы, подталкивать к верным выводам. Если ученик соучаствовал в рассмотрении новой темы, он будет по-другому к ней относиться.
Если же мы на этапе закрепления изученной темы, то целесообразно будет сначала решать задания средней сложности у доски, затем стараться комментировать их с места, работать в группах, парах и т. д. Ученик должен быть самостоятельным в работе. Конечно же, учитель должен помогать, но не слишком много и не слишком мало, для каждого ученика надо найти ту оптимальную дозу помощи, которая ему необходима, чтобы он решал задачу, и у него осталась уверенность, что он решил её сам.
Очень удобно использовать во время фронтального опроса карточки. Составляются они с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Тема. Решение уравнений и задач на составление уравнений [2, с. 30-34].
Вариант 1 (для слабого учащегося)
1. Решить уравнение: а) 5х = 10; б) 2х + 6 = 10; в) 7х - 4 = 6х
+ 3.
2. Решить задачу: В 7 «а» классе на 5 учеников больше, чем в 7 «б». Сколько учащихся в каждом классе, если всего в двух классах 35 учащихся?
Вариант 2 (для сильного учащегося)
1. Решить уравнение: а) 15х + 4 = 10х - 3;
б) - (х - 3,5) = 7 - (2х + 4).
2. Является ли число 5 решением уравнения
20х - 4(5 + 3х) = -7 - 4х?
3. Задача: За 9 ч по течению реки теплоход проходит тот же путь, что за 11 ч против течения. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 2 км/ч.
Конечно же, личностно-ориентированный подход к ученикам требует и дифференцированного отношения к каждому ребенку. Иногда при проведении уроков можно условно делить учеников на три группы: слабые, средние, сильные. Задания выдаются или разные для разных групп, или часть заданий для всех, другая часть - для второй и третьей групп, и, наконец, самые сложные задания - для третьей группы [3, с. 9 -11].
Например, дифференцированная самостоятельная работа по геометрии на тему «Признаки равенства треугольников» [4, с. 27 - 30].
Вариант 1
Внутри равностороннего треугольника ABC взята точка M такая, что AM=MB. Докажите, что луч СМ - биссектриса угла АСВ. Заполните пропуски в решении задачи:
Утверждение Обоснование
1. А АВС - равносторонний 2. АМ=МВ 3. АС=ВС 4. А АМС =А ВМС 5. ZАСМ=ZВСМ 6. .. По условию. По .. признаку равенства треугольников. По определению биссектрисы угла.
Вариант 2
Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ=МВ. Докажите, что луч СМ - биссектриса угла АСВ.
Указание. Покажите, что:
1. АС=ВС
2. А АМС=АВМС
3. ZАСМ=ZВСМ
Вариант 3
Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ=МВ. Докажите, что луч СМ - биссектриса угла АСВ.
Привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь математики, повышается интерес к предмету. Например, целесообразно начинать урок с небольших сообщений учащихся по интересным историческим событиям, связанным с математикой [5, с. 8].
Легенда о шахматной доске
Шахматы - одна из самых древних игр. Она существует уже многие века и неудивительно, что с нею связаны придания. Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений.
Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.
- Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, - сказал царь - я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание - предложил царь.
- Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь
ее.
Сета молчал.
- Не робей, - ободрил его царь - выскажи свое мнение. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.
На что Сета сказал, что он обдумает ответ и завтра сообщит царю свою просьбу. На другой день, когда Сета сообщил свою просьбу, царь удивился беспримерной скромности бедного мудреца.
- Повелитель, - сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно. За вторую клетку выдать 2 зерна, за третью - 4, за четвертую - 8, за пятую - 16, за шестую - 32...
- Довольно, - с раздражением прервал его царь. - Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему же-
ланию. Но знай, что твоя просьба недостойна моей щедрости. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.
Царь Шерам засмеялся.
Учитель: Ребята, как вы думаете, стоит ли царю смеяться?
Задача. 1, 2, 4, 8, 16, 32, ... = ?
Учитель: Как велико это число? Кто может объяснить?
Ученик: Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая моря, и океаны, и горы, и пустыни и получить хороший урожай, то лет за пять он смог бы рассчитаться.
Это «чудовищное» число звучит так: 18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615. И все-таки, история о шахматной доске могла бы закончиться иначе, будь царь силен в математике. Для этого нужно было лишь предложить изобретателю самому отсчитать себе зерно за зерном всю причитавшуюся ему пшеницу, на это потребовалось бы 586 549 402 017 лет.
Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Библиографический список
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2ООО.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. J класс. Москва: Просвещение, 2О13.
3. Малова И.Е., Руденкова Н.М. Как «увидеть» на уроке математики личностно- ориентированное обучение? Математика в школе. 2ОО7; 4: 6 - 11.
4. Геометрия. J - 9: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Москва: Просвещение, 2ОО8.
5. Кравченко Т.В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике. Математика в школе. 2ОО7; 1: 7 - 15.
References
1. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo pedagogicheskogo universiteta, 2ООО.
2. Makarychev Yu.N., Mindyuk N.G., Neshkov K.I., Suvorova S.B. Algebra. J klass. Moskva: Prosveschenie, 2О13.
3. Malova I.E., Rudenkova N.M. Kak "uvidet'" na uroke matematiki lichnostno- orientirovannoe obuchenie? Matematika v shkole. 2ОО7; 4: 6 - 11.
4. Geometriya. J - 9: uchebnik dlya obscheobrazovat. uchrezhdenij: bazovyj i profil. urovni. L.S. Atanasyan, V.F. Butuzov i dr. Moskva: Prosveschenie, 2ОО8.
5. Kravchenko T.V. Tehnologiya urovnevoj differenciacii v lichnostno orientirovannom obuchenii matematike. Matematika v shkole. 2ОО7; 1: 7 - 15.
Статья поступила в редакцию 13.03.18
УДК 378
Magomedovа A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: [email protected]
Kharchenko L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Russia),
E-mail: [email protected]
CATEGORY OF "NATURE" AND ITS BIOETHICAL CONTEXT. On the basis of analysis of scientific and methodical literature and the authors' views the paper proposes the contents of the concept of nature, the determination of which has a deep philosophical meaning and ideological significance. The authors conclude that the modern science of nature inherits traditions of understanding, elaborated in the new time, but at the same time greatly enriches them and above all environmental ideas that lead to deeper understanding of the principles integrity of nature as a unified system. The authors share bioethical ideas that lead to an understanding and acceptance of the values of life, all life and living in nature. The work gives a particular understanding that along with the concept of nature an integrating role in cognition is played by such notion as human activity, which should be accompanied by bioethical self-monitoring.
Key words: nature, nature first, nature second, nature the third, science.
А.Н. Магомедова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
Л.Н. Харченко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,
E-mail: [email protected]
КАТЕГОРИЯ «ПРИРОДА» И ЕЁ БИОЭТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
В статье на основе анализа научной и методической литературы и авторских взглядов предложено и обосновано понятие природа, определение содержания которого имеет глубокий философский смысл и мировоззренческое значение. Авторы делают вывод о том, что современная наука о природе наследует традиции понимания природы, выработанные в новое время, но одновременно существенно обогащает их, прежде всего экологическими идеями, которые приводят к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы; биоэтическими идеями, которые приводят к пониманию и принятию ценности жизни, всего живого и живущего в природе; пониманием то, что наряду с понятием природы интегрирующую роль в познании начинает играть такое понятие, как деятельность человека, которая должна сопровождаться биоэтическим самоконтролем.
Ключевые слова: природа, природа первая, природа вторая, природа третья, естествознание.
Понимание слова «природа», его смыслового содержания, необходимо потому, что оно широко используется практически во всех естественных и гуманитарных науках и учебных предметах, изучаемых на разных уровнях системы образования и, поэтому имеет глубокий философский смысл и мировоззренческое значение. Данная публикация имеет своей
целью решение этой сложной этимологической и методологической задачи.
Во-первых, необходимо отметить, что природа, является сложным словом в любом языке. Признавая эти сложности необходимо придерживаться нескольких характеристик «природы», которые имеют наибольшее отношение к обсуждаемому вопро-
1О8