Научная статья на тему 'К вопросу преподавания профилактических дисциплин'

К вопросу преподавания профилактических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / құЗіРЕТТіЛіК / ИНТЕРАКТИВТі әДіСТЕР / ИННОВАЦИЯЛЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / ОқУ үДЕРіСі / COMPETENCE / INTERACTIVE METHODS / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бердешева Г. А., Молдашев Ж. А., Койшыгулова Г. У.

Знание общей гигиены и экологии позволяет будущим специалистам по гигиене и эпидемиологии с начального этапа обучения получить более глубокие знания по профилирующим дисциплинам. А бакалаврам других специальностей формировать эколого-гигиеническое мышление при повседневной лечебно-профилактической деятельности. Новые методы обучения, постепенно внедряемые на кафедре, способствуют развитию интереса, чувства удовлетворения от учебы, создают условия для развития хороших коммуникаций между студентами и преподавателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бердешева Г. А., Молдашев Ж. А., Койшыгулова Г. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПРОФИЛАКТИКАЛЫҚ ПӘНДЕРДІ ОҚЫТУ МӘСЕЛЕЛЕРІ

Knowledge of general hygiene will allow the future experts in hygiene and epidemiology to receive more profound knowledge on the main subjects from the initial stage of training. And to bachelors of other specialities to form hygienic thinking in daily practical activities. The new methods of training are gradually introduced at the department, promote development of interest, content from study, create conditions for development of good communications between students and the teacher.

Текст научной работы на тему «К вопросу преподавания профилактических дисциплин»

УДК: 378.147:613

Г.А. БЕРДЕШЕВА, Ж.А. МОЛДАШЕВ, Г.У. КОЙШЫГУЛОВА

К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан

Кафедра общей гигиены и экологии,

Бердешева Г.А. - к.м.н., и.о. руководителя кафедры, E-mail: [email protected];

Молдашев Ж.А. - к.м.н., доцент;

Койшыгулова Г.У. - магистр естествознания по специальности экология, e-mail:

[email protected] .

Аннотация. Знание общей гигиены и экологии позволяет будущим специалистам по гигиене и эпидемиологии с начального этапа обучения получить более глубокие знания по профилирующим дисциплинам. А бакалаврам других специальностей - формировать эколого-гигиеническое мышление при повседневной лечебно-профилактической деятельности. Новые методы обучения, постепенно внедряемые на кафедре, способствуют развитию интереса, чувства удовлетворения от учебы, создают условия для развития хороших коммуникаций между студентами и преподавателем.

Ключевые слова: компетентность, интерактивные методы, инновационные технологии, учебный процесс.

Вступление. Здоровье общества в современных условиях во многом определяется его санитарно-эпидемиологическим благополучием, реальным обеспечением прав граждан на безопасную среду обитания и профилактику заболеваний. Между организмом человека и окружающей средой существует тесная взаимосвязь и постоянное воздействие неблагоприятных факторов среды на организм является причиной снижения потенциала здоровья населения и развития многих болезней, особенно в современный период, когда интенсивно загрязняется внешняя среда и быстро расширяется спектр новых техногенных факторов, являющихся небезопасными для человека [4]. Снизить риск развития заболеваний, сохранить здоровье популяции возможно лишь проведением профилактических мероприятий, направленных на оздоровление условий жизнедеятельности человека. Основоположник гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман [2] в этой связи говорил:

«Если верное распознавание болезни и правильный способ лечения ее считаются весьма важными и существенными..., как же не назвать в высшей степени важным и существенным умение диагностировать и устранять те санитарные недуги общества, которые являются причинами этих болезней и смерти, нежели все рецепты и лекарства, взятые вместе...».

Современные преобразования в казахстанском обществе, новые стратегические ориентиры в развитии Казахстана, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования, предъявляемые к высшему медицинскому образованию [7]. Это вызвано тем, что система образования большинства ведущих стран мира с рыночной экономикой давно отреагировали на эти вызовы тем, что стали обновлять темы, содержание и технологии образования на ожидаемых от него конечных результатов [8].

Создается реальная основа для

организации творческого диалога «студент-преподаватель» в реальной производственной обстановке, рассмотрение возможных задач и приемлемых методов их быстрого и эффективного решения. Причем, в этой ситуации и преподаватель, и студент находятся в роли конкретных специалистов санитарно-гигиенического профиля. Особенно это проявляется при изучении основных разделов предметов «Общая гигиена» и «Экология» как: вода, питание, воздух, почва.

На сегодняшний день высшая медицинская школа пока еще недостаточно востребует эвристические и развивающие функции фундаментальных дисциплин, в том числе общей гигиены и экологии, не обеспечивает достаточной глубины, широты и переноса фундаментальных знаний в профессиональное образование [1]. Результатом этого является отторжение эколого-ги-гиенических знаний многими педагогами-клиницистами, недопонимание значимости соответствующей подготовки и редкое обращение к их возможностям для раскрытия и научного объяснения процессов, происходящих в живом организме и приводящим к тем или иным патологическим состояниям. Вместе с тем, именно общность фундаментальной подготовки, на которой основывается профессиональная подготовка, предоставляет специалисту большие возможности для профессионального роста, способствует творческому развитию и самореализации личности, делая ее конкурентно способной на рынке труда в области здравоохранения [5].

Некоторые задачи профилактических дисциплин

Профилактическая медицина Данные предметы в медицин- доме», тесно связана и логически доне является уделом лишь врачей- ском вузе являются базовыми как для полняющая гигиену, наука. Изучение гигиенистов. Без эколого- общего образования студентов, так и этих предметов включает изучение ос-гигиенической образованности для профессионального медицинского новных параметров окружающей сре-невозможна работа любого врача- образования. Они особенно важны в ды - вода, воздух, почва и др. в аспекте клинициста, так как его повседневная овладении такими дисциплинами, как взаимосвязи со здоровьем человека. профессиональная деятельность нормальная и патологическая физио- С основными положениями этих раз-неразрывно связана с необходимостью логия, токсикология, профессиональ- делов студентов знакомят на кафедре проведения профилактических ная патология, коммунальная гигиена, «Общей гигиены и экологии». мероприятий: будь то в условиях гигиена питания и др. Предметы при- Цели и особенности преподава-больницы, или же в детских званы ввести студентов в мир знаний ния профилактических дисциплин учреждениях, на промышленных профилактики многих заболеваний, Основной целью преподавания предприятиях или предприятиях сохранения здоровья и окружающей является подготовка специалистов вы-питания, и т.д. Немаловажное значение среды. Учитывая при этом роль и зна- сокого класса, искренне преданных имеет также знание будущими чение ряда факторов окружающей своей профессии, обладающих до-врачами характера влияния различных среды. статочными знаниями и владеющих факторов среды на организм Знание этих предметов позволяет практическими навыками. Обучение человека, так как оно позволяет осуществить: студентов на кафедре общей гигиены выявить причину и правильно 1. Базовую подготовку сту- и экологии ведется на русском и казах-диагностировать заболевание, а дентов с медицинской ориентацией ском языках, обучение проходят все также проводить аргументированные и формирование у них гигиенической специальности бакалавриата. лечебные мероприятия. И, наконец, картины окружающей среды и здоро- Внедрение новых стандартов эколого-гигиенические знания вья населения в общем контексте есте- образования предполагает широкое являются необходимым условием для ствознания и медицины. использование новых методов обуче-проведения санитарного просвещения 2. Развитие логики и широко- ния, способствующих более быстрому населения, гигиеническая грамотность го спектра интеллектуальных умений и качественному усвоению теоретиче-которого является одним из звеньев у студентов для дальнейшего освое- ского курса и практических навыков: в обеспечении эффективности ния фундаментальных теоретических и на кафедре постоянно происходит оздоровительных мероприятий. клинических дисциплин. поиск новых методов преподавания,

Поэтому гигиенический способ 3. Умение прогнозировать изыскиваются возможности внедре-

мышления и широкие познания в этой возможные изменения в здоровье при ния наиболее оптимальных в учебный

сфере должны закладываться еще в определенных условиях. процесс. В этом аспекте уже выполне-

студенческих аудиториях, а профилак- 4. Осознание студентами зна- на определенная работа: переработан

тическая медицина должна занять свое чимости эколого-гигиенических знаний учебно-методический комплекс дисци-

достойное место в подготовке будущих и умений во всей их последующей про- плины по всем специальностям с уче-

врачей. фессиональной медицинской деятель- том основных ключевых компетенций.

Научной основой профилакти- ности и профилактике заболеваемости. Лекционный материал содержит мак-

ческой медицины являются гигиена Общая гигиена является осново- симум информации по тому или иному

и экология науки, изучающие законо- полагающим разделом гигиенической разделу. На занятиях студенты пользу-

мерности влияния факторов окружа- науки - пропедевтическая гигиени- ются пособиями по гигиене воздуха,

ющей среды на организм человека и ческая дисциплина, логически и ме- гигиене воды, гигиене лечебно-профи-

общественное здоровье с целью обо- тодологически связанная с профиль- « лактических организаций, гигиене пи-

снования эколого-гигиенических нор- ными гигиеническими дисциплинами тания, подготовленных кафедрой об-

мативов, санитарных правил и норм, - коммунальной гигиеной, гигиеной щей гигиены и экологии ЗКГМУ имени

мероприятий, реализация которых питания, гигиеной труда, детей и под- Марата Оспанова. Так же эффективно

обеспечит сохранение и укрепление ростков, лечебно-профилактических проведение занятий наглядными посо-

здоровья людей и состояние окружаю- учреждений и др. разделами. биями, когда источником информации

щей среды. Экология, в переводе «наука о является не только слово преподава-

4.52.2016 я.

Батыс Казахстан медицина журналы

теля, но и таблицы и схемы, слайды основных нормативных правовых дов к его изучению, активизация и и ситуационные задачи. На занятиях, актов и методических документов, интенсификация учебного процесса, наряду с устным опросом и параллель- являющихся базой санитарного за- познавательной деятельности и само-ным разбором материала, проводится конодательства. Показывают методы стоятельности студентов. Переход на тестирование по адекватным тестам, исследования и оценки различных интенсивно-фундаментальный харак-дающим возможность оценить под- факторов окружающей среды и прин- тер обучения предполагает глубокие готовленность студентов к усвоению ципы устройства и работы приборов. А изменения в структуре дисциплин, новых знаний. Кроме того, кафедра так же методы исследования и оценки тщательном отборе его содержания и широко привлекает студентов к напи- неблагоприятного воздействия различ- структурировании на принципах ми-санию рефератов, мультимедийных ных факторов внешней среды на орга- нимизации и уплотнения, что должно презентаций, кроссвордов по различ- низм человека. Знакомят с основами быть отражено в учебниках, а также ной тематике, связанных с изучением организации агентства по защите прав максимального использования полидисциплины. потребителей, содержанием преду- функциональности знаний в учебной и На кафедре студентам дается предительного и текущего санитарного научно-исследовательской деятельно-представление о гигиене и экологии, надзора. сти студентов, в управлении качеством как науке в целом, их фундаментальных Гигиена и экология не могут быть этого процесса.

основах, принципах и методологиче- вне взаимосвязи со всеми клиниче- Кафедра «Общей гигиены и эко-ских подходах. О природе и характере скими дисциплинами, так как при логии» Западно-Казахстанского го-воздействия на здоровье человека раз- исследовании для оценки состояния сударственного медицинского уни-личных факторов окружающей среды. здоровья широко используются кли- верситета имени Марата Оспанова При проведении практических занятий нические методы исследований. В то решает проблему обновления содер-по методике TBL студенты учатся извле- же время, разработанные нормативы, жания и процесса изучения общей гикать основное содержание темы, точно рекомендации и правила являются тем гиены и экологии в медицинском вузе формулировать мысли, строить ориги- базисом, на котором строится вся ле- на базе научно обоснованной концеп-нальные высказывания по заданному чебно-профилактическая деятельность ции интегративно-модульного подхо-вопросу, исследовать различные вари- здравоохранения. да. Такая концепция служит не только анты решения задач, выбирать наилуч- Новые методы обучения, по- методологическим ориентиром для шие, сотрудничать с другими (студента- степенно внедряемые на кафедре, создания теоретической модели новой ми и преподавателем) при выполнении способствуют развитию интереса, методической системы обучения, но общего задания. Определенную роль в чувства удовлетворения от учебы, соз- и технологическим инструментом ее подготовку специалистов вносит про- дают условия для развития хороших практической реализации в образова-изводственная практика, которую сту- коммуникаций между студентами и тельном процессе. денты проходят на базе лаборатории преподавателем. Основываясь на систематизи-НЦСЭЭ АО М3 НЭ. Важнейшими факторами реа- рованных и обобщенных научных Целью обучения бакалавров на лизации современных требований к взглядах разных ученых, с целью по-кафедре является развитие у них эко- медицинскому образованию и каче- знания своего объекта, его развития и лого-гигиенического мышления. Таким ственному овладению предметами совершенствования проектирования образом, студенты должны научиться являются обновление его содержания новой методической системы и дея-определять основные направления и современная организация процесса тельности участников образователь-оздоровительных мероприятий в кон- его усвоения. Наиболее рациональ- ного процесса, нами сформулированы кретной ситуации, находить новую ный путь достижения этих требований ведущие идеи построения интегратив-информацию по эколого-гигиениче- - не расширение объема и углубления но-модульного курса, присущих обеим ским вопросам и использовать ее для содержания, а более обоснованный дисциплинам. решения своих профессиональных за- отбор учебного материала, улучше- К ним мы относим идеи: дач, применять полученные знания на ние его организации и методики пре- - непрерывности и последова-практике. подавания в рамках сокращающихся тельности специальной до вузовской и

Для этого на занятиях в первую часов, не удлинение сроков обучения, вузовской подготовки;

очередь их знакомят с сущностью а изменение методических подхо- - системной внутрипредметной

гигиенической и междисциплинарной ятельный подход и личностно-ориен- которые могут улучшить или ухудшить интеграции биологических, экологиче- тированные технологии, а механизмом состояние здоровья человека. ских, медицинских знаний, навыков, - целенаправленную и взаимообуслов- Список литературы:

умений, норм, ценностей, составля- ^ ленную продуктивно-творческую дея- ^ 1. Фертикова, Т.Е.

ющих фундамент содержательного и тельность преподавателей и студентов. Совершенствование и интеграция процессуального аспектов медико--ги- Данный подход к преподаванию об- преподавания гигиены на фармацев-гиенической подготовки студентов; ^ щей гигиены и экологии дает возмож- ^ тическом факультете / Т.Е. Фертикова,

- структурно-функционального ность поставить данные предметы как в.И. Каменев // Организационные и подхода к изменению структуры курса связующее звено между вузовским методические основы учебно-воспита-общей гигиены и повышению функций ^ обучением и практической деятельно- ^ тельной работы в медицинском вузе. ее теоретических знаний в процес- ^ стью врача. ^ - 2010 - Вып II - С 348-351

се непрерывной подготовки студен- ^ Таким образом, знание и общей ^ 2. Эрисман, Ф.Ф. Руководство

тов-медиков как основного механизма гигиены и экологии позволит буду- по гигиене / Ф.Ф. Эрисман. - 1881. - 3

реализации общеобразовательных це- щим специалистам по гигиене и эпи- том.

лей и в решении проблемы повышения демиологии с начального этапа обу- 3. Фертикова, Т.Е.

качества медицинского образования; чения определить индивидуальную Экологическая подготовка студентов

интеграции и дифференциации содер- траекторию образования и тем самым

медицинских и фармацевтических

жания курса общей гигиены на основе получить более глубокие знания по

^ вузов / Т.Е. Фертикова, А.С. Фаустов

педагогической, методологической и профилирующим дисциплинам. А

// Экологическая геология: теория,

профессиональной направленности; бакалаврам других специальностей

практика и региональные проблемы:

- рассмотрения гигиенического - формировать гигиеническое мышле-

Материалы второй межд. науч.-практ.

образования под углом совокупности ние при повседневной практической

конф. Воронеж: КОМПИР. Центр доку-

социальных и дидактико-методических деятельности.

ментации, 2011. - С. 376.

целей, научного прогресса и тенденций Заключение. Таким образом, ре-

4. Бердешева, Г.А. Некоторые

развития высшего образования; зюмируя все вышеизложенное можно

проблемы гигиены детей и под- проектирования методической сделать вывод, что преподавание та-

ростков в современных условиях /

системы обучения как целостной, ди- ких специальностей как «Общая гиги. „ Г.А. Бердешева, Ж.А. Молдашев, Г.У. намической, гибко управляемой и на- ена» и «Экология» должны вестись в

Койшыгулова, Ж.Б. Бесимбаева //

правленной на повышение качества тесной взаимосвязи. Это основывается

, Астана медициналык, журналы. - 2014.

учебного процесса и его результатов; на том, что основные разделы пред- реализации в образовательном ^ метов как «Вода», «Атмосферный воз- ^ - №3(81). - С. 104-106. процессе с помощью предметной ме- дух», «Почва» и другие присутствуют 5. Бердешева Г.А.

тодики личностно-ориентированного и в обоих дисциплинах. Рассматривать Формирование здорового образа жиз-ценностно-мотивационного подходов | их в отрыве друг от друга крайне неце- | ни - одна из социальных задач образ° к развитию личности будущих медиков; лесообразно и негативно. В комплексе вания / Г.А. Бердешева, Ж.А. IVIan^ai^

- в формировании общечелове- эти два предмета дают врачу санитар- Г.у. Койшыгулова, К.Н. Шаяхметова, ческих ценностей и значимости меди- но-гигиенического профиля основную Д.К. Тулебаев // Актуальные вопросы

ко-гигиенического образования в буду- базу для дальнейшей практической современной медицины. Сборник на-

щей профессиональной деятельности; работы. Врачам лечебного профиля учных статей. - 2014. - 2°. - 25 с.

- фундаментализации и мето- эти предметы дают представление о 6. Молдашев, ЖА К вопросу дологизации гигиенического обра- возможном влиянии того или иного формирования здорового образа жиз-зования, ориентированного на раз- фактора окружающей среды на состо- ни / Ж.А. Молдашев, Ж.Б. Бесимбаева, ностороннюю и разноуровневую яние здоровья человека и течения той А.С. Жубаниязова, Д.К. Тулебаев // деятельность студентов, на активное или иной патологии. Преподаванием Актуальные направления фундамен-использование полифункционально- данных предметов в комплексе мож- тальных и прикладных исследований. сти фундаментальных знаний. но думать о положительном вкладе в Сборник научных статей. - 2014. - 20. -

В качестве способа реализации деле подготовки специалиста, готового 25 с. идей и направлений обновления меди- ^ не только к врачебной практике, но и ^ 7. Бекешова, Г.0. Окыту про-цинского образования мы выбрали де- знающего о дополнительных факторах, цесшде студенттердщ оку мотиваци-

4.52.2016 я.

Батыс Казахстан медицина журналы

ясын калыптастыру / Г.0. Бекешова, 8. Башбаева, М.А. Шайхимов, Ю.А. Замэ // Медицинский

Г.С. Жумалиева, Г.М. Ертукешова, Л.Ш. Комплексный подход к реализации журнал Западного Казахстана. - 2014. -

Кусанова // Батыс К,азак,стан медицина задач дополнительного образования / №3. - С. 19.

журналы. - 2014. - №1. - С. 38. М.А. Башбаева, Л.М. Жамалиева, Е.Ш.

ТYИIН

Г.А. БЕРДЕШЕВА, Ж.А. МОЛДАШЕВ, Г.У. КОЙШЫГУЛОВА

ПРОФИЛАКТИКАЛЫК ПЭНДЕРД1 ОКЫТУ МЭСЕЛЕЛЕР1

Марат Оспанов атында^ Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университету Ак,тебе, Казахстан

Жалпы гигиена мен экологияны б^лу болашак мамандарfа гигиена жэне эпидемиологияны окытудыц бастапк,ы кезе^нде мамандандырылfан пэндерден терец бЫм алуfа мYмкiндiк бередi. Баска мамандык,тарда™ бакалаврлар - кYнделiктi емдеу-профилактикалык к,ызметшде экология-гигиеналык, ойлау кабшетш калыптастырады. Кафедрада^ енгiзiлген окытудыц жаца эдiстерi к,ызь№ушылык,ты арттыруfа, окудан бiлiм алуfа деген сезiмдерiн оятуfа мYмкiндiк берiп, ок,ытушы мен студент арасындаfы Yйлесiмдi к,арым-к,атынасты дамытуfа жаfдай жасайды.

Нег'зг'! свздер: кYзiреттiлiк, интерактивт'1 эдiстер, инновациялык технологиялар, оку Yдерiсi.

SUMMARY

G.A. BERDESHEVA , ZH. A. MOLDASHEV, G.U. KOISHY-GULOVA

TO THE PROBLEM OF PREVENTIVE DISCIPLINES TEACHING

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan, Knowledge of general hygiene will allow the future experts in hygiene and epidemiology to receive more profound knowledge on the main subjects from the initial stage of training. And to bachelors of other specialities - to form hygienic thinking in daily practical activities. The new methods of training are gradually introduced at the department, promote development of interest, content from study, create conditions for development of good communications between students and the teacher.

Key words: competence, interactive methods, innovative technologies, educational process.

УДК:796.01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.М. БОБЫРЕВА, Р.Б. КАНАПИНА, Е.В. ДЁМА

ВНЕДРЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ СИСТЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан

Бобырева М.М. - к.п.н.,и.о. доцента кафедры физвоспитания, e-mail: Канапина Р.Б. - преподаватель кафедры физвоспитания;

Дёма Е.В. - ст. преподаватель кафедры физвоспитания, e-mail: [email protected].

Аннотация. В статье приведены результаты работы над воспитанием общей и специальной выносливости в высшем учебном заведении медицинского профиля, которые имеют важное значение для будущих специалистов, вне зависимости от специализации. Внедрение системы функционального тренинга в практику физического воспитания, начиная с первого курса обучения в медицинском вузе, помогает эффективно развивать и совершенствовать в дальнейшем такое важное физическое качество как общая выносливость, что

Введение. О необходимости внедрения новых здоровьесберегаю-щих технологий в процесс физического воспитания вместо устаревших, направленных исключительно на сдачу контрольных нормативов, говорят все чаще и чаще [1, с.164; 2, с.148; 3, с.18; 4, с.8]. Все более популярным в нашей стране становится функциональное многоборье («кроссфит»), имеющая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.