TYMIH | SUMMARY
Ж.К,. ОРДАБАЕВ1, Б.В. ЗАСОРИН1, Е.А. К,АНАТКДЛИЕВА2 | Zh.K. ORDABAYEV1, B.V. ZASORIN1, Ye.A. KANATKALIYEVA2
АТЕРОСКЛЕРОЗ ПАТОГЕНЕЗ1НДЕГ1 МИКРОБТЫК | THE MICROBIC FACTOR ROLE IN PATOGENESIS OF
ФАКТОРДЬЩ Р9Л1 | ATHEROSCLEROSIS
1Марат Оспанов атында^ Батыс Казахстан мемлекетпк ^ 1West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University,
медицина университет^ Ак,тебе, Казахстан ^ Aktobe, Kazakhstan
2С. Бэйiшев атында^ университет, Ак,тебе, Казахстан ^ 2University named after S. Baishev, Aktobe, Kazakhstan
Атеросклероздын этиологиясы жэне патогенезЫщ ^ One of the most vital problems of aetiology and
езект мэселелерi к^рп заманfы микробиология жэне ^ pathogenesis of atherosclerosis are considered from the
иммунология тур^сынан карастырылады. ЭpтYpлi ^ perspective of modern microbiology and immunology. It is
бактериялардын, сонын iшiнде iшек микрофлорасынын ^ worth to note the role of lipopolysaccharide (LPS) of cell walls of
жэне олардын эндотоксиндершщ жасуша к,абь^асында™ ^ different kinds of bacteria, the gut microflora and its endotoxins
липополик,анттарынын (ЛПК) манызды релш ^ are included. Interference of bacterial structure with Toll-like
атап керсеткен. Атеросклероздын патогенезЫде ^ receptor on epithelial cells and on immunocommpetent cells
бактериалды курылымдардын жасуша эпителийiндегi ^ with inflammatory process chronization and vascular disruption
жэне иммунокомпетентт жасушалардын Toll-тэpiздi ^ can be referred as the fundamental importance in pathogenesis
рецепторларымен езара iс-эpекетi манызды, сонын ^ of atherosclerosis. Prevention and endotoximenia therapy as
well as use of probiotics, in particular, medication based on
тамырлары зак,ымдалады. Атерогенезде манызды алдын алу ^ lactobacterium are seen as one of the most vital preventative
шаралары ретЫде эндотоксинемияны ескерту жэне онын ^ activity.
терапиясы, сонымен катар пpобиотиктеpдi, сонын iшiнде ^ Key words: atherosclerosis, pathogenesis, microbe, TLR,
лактобактериялар негiзiнде жасалfан препарараттарды ^ LPS.
к,олдануды манызды деп санайды. ^
Нег'зг'! сездер: атеросклероз, патогенез, микробтар, |i
нэтижесшде к,абыну процесi созылмалы TYpre айналып к,ан ^ well as use of probiotics, in particular, medication based
TLR, ЛПН.
УДК 61:577.2:575:378.147
А.А. ТУРЕБЕКОВ, Г.М. ЖАРМАХАНОВА, Л.М. СЫРЛЫБАЕВА, А.Т. САТЫБАЕВА, Г.А. БАТЫРОВА, Т.С. АБИЛОВ, Г.Е. КУЗДЕНБАЕВА
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ
ГЕНЕТИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан
В
Основная
тенденция
|| совершенствования высшего
в соответствии с реформирования
образования ^ Концепцией
^ медицинскогообразованияРеспублики ^ Казахстан сводится к повышению
^ качества
подготовки
Курс молекулярной биологии и медицинской генетики, раб. тел.: 54-06-38, Туребеков А.А. - к.м.н., профессор; Жармаханова Г.М. - доктор PhD, моб.: 8701-6445987; Сырлабаева Л.М. - преподаватель, моб.: 8-701-160-55-1, e-mail: [email protected]
Сатыбаева А.Т. - преподаватель, моб.: 8-777-658-9929; Батырова Г.А. - преподаватель, моб.: 8-701-6497460, e-mail: [email protected];
Абилов Т.С. - к.м.н., и.о. доцента кафедры ЕНД, декан факультета ОМ; Кузденбаева Г.Е. - преподаватель, моб.: 8-701-6028611.
Аннотация. Дана оценка внедрения инновационных форм обучения в медицинском вузе. Приведены инновационные подходы к преподаванию молекулярной биологии, уровни внедрения и технологии модернизации преподавания в ЗКГМУ им. Марата Оспанова. Внедрение инновационных образовательных технологий, характеризующихся максимальным
приближением к реальной профессиональной ситуации, приводит к фундаментальными
специалистов, внедрению образования,
дальнейшему инновационного
совершенствованию образовательных и
информационных технологий. Ц Основные задачи по выполнению ^ данной концепции сводятся к ^ подготовке специалиста новой ^ формации, обладающего широкими
знаниями,
повышению у студентов мотивации к обучению, развитию навыков, клинического мышления, способствует формированию основных компетенций будущего специалиста.
Ключевые слова: инновационные методы преподавания, мотивация,
^ их субструктур, их взаимодействия,
протекающих в них процессах ^ роста, развития, размножения и гибели, патологических нарушений
компетенции. | их жизнеДеятельности определяют
клинические проявления болезней.
инициативного, умеющего работать в и образовательных дисциплин
^ § Понимание этих основ способствует
команде, а также усилению мотивации требуют адаптации образовательного
формированию клинического
к обучению через демократизацию § процесса. При этом, сохраняя характер |
& , „ § мышления современного специалиста.
образовательного процесса. В связи с | фундаментальной дисциплины, |
« „ & На курсе молекулярной
чем, первоочередной задачей является преподавание молекулярной
§ , , § биологии Западно-Казахстанского
формирование качественно нового | биологии должно способствовать |
уровня подготовки специалистов, формированию необходимого государственного медицинского
обладающих собственным стилем | «каркаса» знания основных методов | университета имени Марата Оспанова
| и закономерностей молекулярной | (ЗКГМУ им. Марата Оспанова)
мышления и оригинальным подходом
биологии, выполняя мотивационную дисциплина «молекулярная
к решению поставленных задач. % ' ж
| роль, акцентировать ее значимость | биология и медицинская генетика» Системное реформирование § &
для изучения клинических дисциплин, полностью обеспечена учебной (в
высшего образования диктует
будущей практической и научной том числе электронной) литературой
необходимость выработки новых « ^
& деятельности. §• на государственном, русском и
подходов к организации и содержанию §• &
ж Подготовка высококвалифици- s английском языках. Профессором курса
образовательных процессов, « §
S рованных медицинских специалистов, & А.А. Туребековым на государственном
направленных на обеспечение § , &
| напрямую зависит от формирования | языке изданы два учебника «Адам
соответствия международным
| профессиональной компетентности | генетикасы» и «Медициналык
стандартам образования. Современ- s с S
| в стенах образовательного | генетика» (издательская группа
ное медицинское образование
м 4 ^ | учреждения. Необходимо внедрение | ГЭОТАР-Медиа).
рассматривается как сфера | образовательных технологии, которые | Курс молекулярной биологии
конкурирующих концепций, своего § нарялу с обеспечением необхолимого ^ -
| наряду с обеспечением необходимого |и медицинской генетики широко
рода «производство образован^ уровня знаний по учебным | использует эпектронные технологии в
¡S ж использует электронные технологии в
ности» с использованием современ^ дисциплинам, способствовали бы, ^ , п
s §• учебном процессе. Для оптимизации
ных наукоемких технологий, также, развитию профессиональных
учебного процесса используются
информационных продуктов и навыков и мотивации к будущей
обучающие компьютерные программы
квалифицированных специалистов [1]. ^ профессиональной деятельности. ^
Традиционная форма преподавания При компетентностном обучении
дисциплин в медицинском студент сам формулирует понятия,
§ S 1) http://highered.mheducation.
вузе характеризуется разрывом | необходимые для решения задачи. При |
com/site
с возможностью просмотра
При компетентностном обучении « ж последующего разбора анимаций:
л гпшоит (4^пп|\л\/п мтгст ппиатма V
между теоретическим знанием и | таком подходе учебная деятельность, |
|i « S 3) Explorations in Cell Biology and
CC МГГЛРЛПЙЭТРЛкГкММ ИЛИ УЯПЯкТРП » ' r
^ ' I 2) McGraw-HillEducation
S ПРПМПЛМиРГкМ ППМПППРТЯЯ
возможностью использовать эти знания | периоДически приобретая |
в будущей практической деятельности, | исследовательский или характер, |
& § Genetics Hybrid CD-ROM Multimedia в связи с чем необходима перестройка | сама становится пРеДметом Усвоения. | y
I Компетентность будучи продуктом I CD - June 19, 1996 by George B.Johnson, учебного процесса, что существенно с | Компетентность, будучи продуктом |
| обучения, не прямо вытекает из него, I (http://www.amazon.com/ Exp|orations-
учетом наличия огромного количества
а является результатом саморазвития Biology-Genetics-Hybrid-CD-ROM/
информации и компьютерных s ^
„ « обучающегося, его личностного ^ dp/0697379086)
технологий обучения.
| роста, следствием самоорганизации & 4) httP://www.mhhe.com/biosci/ Интенсивное развитие & ¡§ ,,,,,,,,,,
| и обобщения деятельностного и | genbio/maderbiology/supp/cellbio.html
молекулярной биологии, доступность
« личностного опыта [1, с.6]. § Explorations CD-ROM Series
информационных технологий,
s Преподавание молекулярной s 5) http://sites.sinauer.com/
активное внедрение в практику
¡S биологии и медицинской генетики в ^ cooper6e/animation1204.html
современных лабораторных
î| медицинских вузах является одной из | 6) https://highered.mheducation.
технологий, а также необходимость
I актуальных проблем подготовки врача § com/sites/9834092339/
обеспечения непрерывности
^ | как специалиста новой формации. | Необходимо отметить, что в
фундаментального образования, | молекулярные основы структуры | библиотеке ЗКГМУ им. М. Оспанова
интеграции фундаментальных и функций клеток разных тканей, открыт доступ к коллекциям базы
2.50.2016 œ.
Батыс Казахстан медицина журналы
данных EBSCO - eBook Clinical Collection ^ инновационные образовательные ^ и внедрены в учебный процесс и Scientific&Medical ART Imagebase - ^ технологии такие как проблемно- ^ клинические случаи: «Наследственные
SMART (http://search.ebscohost.com), ^ ориентированное обучение (PBL), ^ болезни. Гемофилия» - для студентов содержащая коллекцию из более 20000 ^ командно-ориентированный метод ^ специальности «сестринское
высококачественных иллюстраций, ^ обучения (TBL) и обучение на основе ^ дело» с интеграцией дисциплин: свыше 250 монографий и более чем ^ клинического случая (CBL), метод ^ медицинская биология, физиология,
- ....................... 1
400 медицинских анимаций, в том ^ конкретных ситуаций (case-study) [2]. ^ анатомия, основы сестринского числе по молекулярной биологии. ^ Проблемно-ориентированное ^ дела; «Крупозная пневмония» - для Система EBSCO Discovery Service™ ^ обучение позволяет усваивать ^ студентов специальности «общая (EDS) обеспечивает простой и ^ материал через осознание и понимание ^ медицина» с интеграцией дисциплин: многофункциональный доступ ко ^ реальных жизненных ситуаций, что ^ патологическая физиология-1,
всему информационному массиву ^ обеспечивает полноценное освоение ^ патологическая анатомия-1,
с единого поискового интерфейса. ^ материала обучающимися (в том числе ^ микробиология; «Отморожение» -EDS получает метаданные с и при непрерывном медицинском для студентов специальности «общая внутренних и внешних источников, образовании) посредством медицина» с интеграцией дисциплин:
создавая при этом предварительно сбора и изучения необходимой патологическая физиология-1,
индексированный массив данных (индивидуальной для каждого) патологическая анатомия-1,
с высокой скоростью обработки. информации и создает возможности микробиология; «Канцерогенез» -Вследствие чего достигается высокая выработки навыков деятельности для студентов специальности «общая точность и скорость отображения и принятия конкретных решений в медицина» на казахском и русском результатов поиска. EDS базируется на ^ команде [3]. ^ языках по дисциплине «молекулярная
интуитивно понятной, и в тоже время Анализ и систематический биология и медицинская генетика».
исключительно мощной поисковой обзор исследований результатов Также, сотрудниками курса
платформе EBSCOhost®. Совмещая ^ использования образовательных ^ молекулярной биологии разработаны простоту работы и скорость EBSCOhost технологий показал, что PBL является методические рекомендации для и EDS, преподаватели университета ^ эффективным методом обучения ^ преподавателей вуза: «Проблемно-могут воспользоваться наиболее ^ в непрерывном медицинском ^ ориентированный метод обучения» полным и совершенным процессом образовании и демонстрирует в (PBL), «Командно-ориентированный поиска, доступным в настоящее время. ^ целом позитивное влияние PBL [4]. ^ метод обучения» (TBL), «Метод Использование современных Командно-ориентированный метод Case-study»; разработан и внедрен инновационных (в том числе ^ (TBL) обучения включает в себя как ^ в учебный процесс клинический компьютерных) технологий индивидуальную, так и групповую случай для проведения занятия
в образовательном процессе ^ работу, а также обсуждение результатов ^ методом TBL «Хромосомные болезни. способствует стимулированию у ^ в аудитории. На протяжении последних ^ Синдром Шерешевского-Тернера». студента мотивации и содействует ^ десятилетий интерес к TBL возрос и ^ На практическом занятии по теме: процессу изучения студентами базовых ^ среди преподавателей медицинских ^ «Генно-инженерные технологии» медицинских наук. Это необходимо ^ образовательных учреждений. ^ проводятся дебаты. При всестороннем
для формирования ключевых Многочисленными исследованиями анализе проблемной ситуации у компетентностей обучающихся, показана эффективность данной студентов развивается клиническое
включающих поиск источников методики и положительный опыт мышление, способность применять информации. ^ обучения для студентов [6, 7, 8, 9]. ^ все предшествующие знания при
Изменение подхода к Преподаватели курса решении проблемных вопросов. При
организации образовательного молекулярной биологии принимали проведении дебатов в конце занятия
процесса, в частности от передачи активное участие при внедрении делаются выводы по обсуждаемой знаний к формированию инновационных образовательных теме, с последующей самостоятельной
профессиональных компетенций ^ технологий в учебный процесс ^ оценкой каждого студента. привело к необходимости пересмотра ^ ЗКГМУ им. Марата Оспанова. ^ Опираясь на сведения об методов обучения. Акцент делается на Сотрудниками курса (входящими в опыте зарубежных стран в области применение инновационных методов, состав рабочей группы по внедрению применения инновационных
^ пробпемно-ориентирооанного ^
можно
носящих практико-ориентированный ^ проблемно-ориентированного ^ образовательных технологий характер. В ЗКГМУ им. Марата ^ обучения в образовательный процесс ^ констатировать, что обучающиеся, Оспанова активно внедряются ^ университета) были разработаны ^ прошедшие курс проблемного,
командно-ориентированног^ С целью интеграции ^198 с.
обучения, будут успешнее ^ фундаментальных и клинических ^ 2. Тайжанов, А.Т. БЫм
реализовывать себя в практической ^ дисциплинвучебныйпроцессвнедрены ^ беру процесiнде инновациялык,
деятельности, благодаря более ^ элективные курсы по дисциплинам ^ технологияларды пайдалану / А.Т.
совершенным практическим навыкам, | «Вопросы клинической генетики», | Тайжанов, Б.И. Шэмшi // Батыс
способности самостоятельно решать | «Медицинская паразитология». | К,азак,стан медицина журналы. - 2014 -
возникающие проблемы, в лучшей | Содержание образовательных | №4(44). - С. 57-61.
степени владеть техникой самооценки, ^ программ для элективных дисциплин ^ 3. Искренко, Э.В. Проблемно-
навыками сбора информативных ^ различных специальностей учитывает ^ ориентированное обучение:
данных и т.д. [4с.157;5с.14-15]. ^ профильные особенности базового ^ особенности методики преподавания
Оценка знаний, навыков ^ образования соответствующей ^ в Великобритании (на примере
и умений студентов проводится | специальности. | St.George university of London, great
в соответствии с рейтинговой | Преподаватели курса отмечают | Britain) / Э.В. Искренко, Т.А. Полтон
системой, которая систематизирует и | высокий уровень интереса студентов | // Научные ведомости Белгородского
дисциплинирует работу студента при | к возможности усвоения большего | государственного университета. - 2008.
изучении дисциплины и отражается | объема современной информации |- №8(50). - Т.10. - С. 214-218. на индивидуальном итоговом
I по вопросам клинической генетики ^ 4. Al-Azri H.Problem-based
рейтинге. С целью улучшения § „ i-,,^
¡S и медицинской паразитологии. Это ^ learning in continuing medical education:
информационного обслуживания всех
^ отражает востребованность знаний, § review of randomized controlled trials/
субъектов образовательного процесса,
•S полученных при прохождении ж Al-Azri H., Ratnapalan S. // Can Fam
в соответствии с требованиями,
§ элективных курсов, особенно в связи §¡ Physician. - 2014.-Vol.60(2).-P.157-165.
предъявляемыми к образовательным
учреждениям, в ЗКГМУ им. Марата ^
^ с современными достижениями ^ 5. Jin J.Educational technologies ^ молекулярной биологии, развитием ^ in problem-based learning in health
Оспанова с 2014 года внедрен « §
молекулярной медицины и новых комплекс «Сириус». Данный комплекс §| ж
» мртпппе пя^ппэтппипй лмэгипггии\л Ж
^молекулярной медицины и новых ^sciences education: a systematic review /
^ методов лабораторной диагностики. I; Jin J., Bridges S.M.//J Med Internet Res.-предназначен для автоматизации
| Необходимо отметить, что ^ 2014.-Vol.16(12):e251.
Ж все внедряемые в ЗКГМУ им. § 6. Sisk R.J. Team-based learning:
(учебным, административным,
учетнож Марата Оспанова инновационные ^ systematic research review //J Nurs Educ.-
управления процессами ^ ' §
^ все внедряемые в ЗКГМУ им. ^
Марата Оспанова инновационные
, , педагогические технологии проводятся 2011.-Vol.50(12).- P.665-669.
аналитическим) в учебных заведениях
^ на фоне здоровьесберегающих § 7. Burgess A.W.Applying
всех уровней, на основе использования
стандартизированных электронных технологий без ущерба исходного established guidelines to team-based документов подразделениями и состояния здоровья в процессе learning programs in medical schools:
внедрения новых образовательных | обучения студентов [10]. | a systematic review/ Burgess AW.,
информационных технологий в процесс | Таким образом, новый подход | McGregor D.M., Mellis C.M.//Acad Med. управления учебным процессом. |в образовании помогает студентам 2014.- Vo1. 89(4). -р. 678-688.
С целью обеспечения ^ повысить мотивацию к обучению ^ 8. PunjaD.Team-based learning as
непрерывного изучения учебного ^ по выбранной ими специальности, ^ a teaching strategy for first-year medical
материала в течение семестра, а ^ более эффективно развивать ^ students / PunjaD., KalludiS.N., PaiK.M.,
также повышение контроля и качества | клиническое мышление, умение | RaoR.K., DharM.// Australas Med J. -
его усвоения и формирования | работать в команде, приобретать | 2014. -Vol.7(12).- P.490-499. у обучающихся навыков в навыки владения современными 9. Burgess A. Implementation of
систематической самостоятельной ^ технологиями. В связи с чем, ^ team-based learning in year 1 of a PBL
работе в ЗКГМУ им. Марата ^ возникает необходимость постоянного ^ based medical program: a pilot study /
Оспанова введена модульная ^ совершенствования созидательной ^ Burgess A., Ayton T., Mellis C. // BMC Med
система обучения. В соответствии ^деятельности преподавателей. ^ Educ. -2016.- Vol.16(1).- P.49.
с модульной программой курсом ^ Список литературы: ^ 10. Жумагалиева, Г.Д.
молекулярной биологии разработана | 1. Артюхина, А.И. | Здоровьесберегающие образователь-
модульная образовательная Компетентностно-ориентированное ные технологии в обучении детских
программа «Молекулярная биология | обучение в медицинском вузе: ^ инфекций / Г.Д. Жумагалиева, С.Л. и медицинская генетика. Медицинская | учебно-методическое пособие / Под | Шалекенова // Медицинский журнал биофизика. Химия» для специальности | ред. Е.В. Лопановой. - Омск: ООО | Западного Казахстана. - 2015. - №2(46). «общественное здравоохранение». I Полиграфический центр КАН, 2012. - | - С. 167-170.
2.50.2016 а.
Батыс Казахстан медицина журналы
ТYИIН I SUMMARY
А.А. Т0РЕБЕКОВ, Г.М. ЖАРМАХАНОВА, | A.A. TUREBEKOV, G.M. ZHARMAKHANOVA,
Л.М. СЫРЛЫБАЕВА, А.Т. САТЫБАЕВА, Г.А. БАТЫРОВА, | L.M. SYRLYBAYEVA, A.T. SATYBAYEVA, G.A. BATYROVA,
Т.С. АБИЛОВ, Г.Е. КУЗДЕНБАЕВА | T.S. ABILOV, G.Ye. KUZDENBAYEVA
МЕДИЦИНАЛЫК ЖОГАРЫ ОКУ ОРЫНДАРЫНДА | FEATURES OF TEACHING MOLECULAR BIOLOGY AND
МОЛЕКУЛЯРЛЫК БИОЛОГИЯ ЖЭНЕ МЕДИЦИНАЛЫК I MEDICAL GENETICS IN THE MEDICAL UNIVERSITY
ГЕНЕТИКА ПЭНДЕР1НЕН САБАК БЕРУДЩ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1
I
West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University,
Марат Оспанов атында^ Батыс Казахстан ^ Aktobe, Kazakhstan
мемлекетпк медицина университетi, Ак,тебе, Казахстан
Implementation of innovative forms of education in
Медициналык, жоfаpы оку орындарында ок,ытудын ^ medical university was evaluated. The paper presents innovative
инновациялык, тэсiлдеpi енгiзiлiп, онын баfасы беpiлдi. | approaches to the teaching molecular biology, implementation
Макалада Марат Оспанов атында^ БК,ММУ-де ^ levels and modernization technology of teaching at West
молекулярлык, биологияны ок,ыту барысында колданылатын ^ Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University. The
^lнновац^lfl.пblк, Tscrngep, ca6aK, 6epya,iH waHfbipTy ^ implementation of innovative educational technologies, which
TexHo.ornflCbi, OHbiH eHri3rny geHrePrnepi Ke.TiprnreH. | are characterized as close to real professional situations,
Hafbi3 K9ci6u wafflaMflbi cunaTTaMTbiH, waHagaH eHri3rnreH ^ leads to an increase of students' motivation to learn, leads to
^lнновац^lfl.пblк, OK,y TexHo^oruacbi, CTyflemTepfliH OK,yfa gereH ^ development skills and clinical thinking, it promotes formation
yswfleMecm KeTepyre, UKeMflepiH wsHe MUHUKa.nbiK, oPrnayflbi ^ of the main competences of the future specialist.
AaMbiTyfa, 6o.awaK, MaMaH uerepiHiH Heri3ri K,y3biperrepiHiH ^ Key words: innovative methods of teaching, motivation,
K,a.bmTacybiHa ce6en 6o.ag,bi. ^ competences.
Негiзгi ce3dep: ca6aK, 6epydiH UHHoea^nnbiK, macindepi, ^
yBMdeMe, K,y3bipemmep. ^