Научная статья на тему 'Внедрение тренировочных комплексов системы функционального тренинга в практикуфизического воспитания в медицинском вузе'

Внедрение тренировочных комплексов системы функционального тренинга в практикуфизического воспитания в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / "КРОССФИТ" / СТУДЕНТКИ / БЁРПИ / ФУНКЦИОНАЛДЫ ТРЕНИНГ / ФУНКЦИОНАЛДЫ ШЫДАМДЫЛЫқ / СТУДЕНТ қЫЗДАР / FUNCTIONAL TRAINING / FUNCTIONAL ENDURANCE / "KROSSFIT" / WOMAN STUDENT / BURPEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобырева М.М., Канапина Р.Б., Дёма Е.В.

В статье приведены результаты работы над воспитанием общей и специальной выносливости в высшем учебном заведении медицинского профиля, которые имеют важное значение для будущих специалистов, вне зависимости от специализации. Внедрение системы функционального тренинга в практику физического воспитания, начиная с первого курса обучения в медицинском вузе, помогает эффективно развивать и совершенствовать в дальнейшем такое важное физическое качество как общая выносливость, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобырева М.М., Канапина Р.Б., Дёма Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF TRAINING COMPLEXES OF FUNCTIONAL TRAINING SYSTEM INTO THE PRACTICE OF PHYSICALTRAINING AT MEDICAL SCHOOL

In article results of work on training of general and special endurance at higher educational institution of the medical profile are given which are important for future specialists, regardless of their specialization. In practice of physical training, since the first training course at the medical school, such important physical quality as general endurance helps to develop and enhance implementation of the system of functional training effectively further that was confirmed during semi-annual observation by reliable improvement of all tested indicators (р<0,001).

Текст научной работы на тему «Внедрение тренировочных комплексов системы функционального тренинга в практикуфизического воспитания в медицинском вузе»

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

59

ясын калыптастыру / Г.е. Бекешова, 8. Башбаева, М.А. Шайхимов, Ю.А. Замэ // Медицинский

Г.С. Жумалиева, Г.М. Ертукешова, Л.Ш. Комплексный подход к реализации журнал Западного Казахстана. - 2014. -

Кусанова // Батыс К,азак,стан медицина задач дополнительного образования / №3. - С. 19.

журналы. - 2014. - №1. - С. 38. М.А. Башбаева, Л.М. Жамалиева, Е.Ш.

ТYИIН

Г.А. БЕРДЕШЕВА, Ж.А. МОЛДАШЕВ, Г.У. КОЙШЫГУЛОВА

ПРОФИЛАКТИКАЛЫК ПЭНДЕРД1 ОКЫТУ МЭСЕЛЕЛЕР1

Марат Оспанов атында^ Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университету Ак,тебе, Казахстан

Жалпы гигиена мен экологияны б^лу болашак мамандарfа гигиена жэне эпидемиологияны окытудыц бастапк,ы кезе^нде мамандандырылfан пэндерден терец бЫм алуfа мYмкiндiк бередi. Баска мамандык,тарда™ бакалаврлар - кYнделiктi емдеу-профилактикалык к,ызметшде экология-гигиеналык, ойлау кабшетш калыптастырады. Кафедрада^ енгiзiлген окытудыц жаца эдiстерi к,ызь№ушылык,ты арттыруfа, окудан бiлiм алуfа деген сезiмдерiн оятуfа мYмкiндiк берiп, ок,ытушы мен студент арасындаfы Yйлесiмдi к,арым-к,атынасты дамытуfа жаfдай жасайды.

Нег'зг'! свздер: кYзiреттiлiк, интерактивт'1 эдiстер, инновациялык технологиялар, оку Yдерiсi.

SUMMARY

G.A. BERDESHEVA , ZH. A. MOLDASHEV, G.U. KOISHY-GULOVA

TO THE PROBLEM OF PREVENTIVE DISCIPLINES TEACHING

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan, Knowledge of general hygiene will allow the future experts in hygiene and epidemiology to receive more profound knowledge on the main subjects from the initial stage of training. And to bachelors of other specialities - to form hygienic thinking in daily practical activities. The new methods of training are gradually introduced at the department, promote development of interest, content from study, create conditions for development of good communications between students and the teacher.

Key words: competence, interactive methods, innovative technologies, educational process.

УДК:796.01

М.М. БОБЫРЕВА, Р.Б. КАНАПИНА, Е.В. ДЁМА

ВНЕДРЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ СИСТЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан

Бобырева М.М. - к.п.н.,и.о. доцента кафедры физвоспитания, e-mail: Канапина Р.Б. - преподаватель кафедры физвоспитания;

Дёма Е.В. - ст. преподаватель кафедры физвоспитания, e-mail: dema.a70@mail.ru.

Аннотация. В статье приведены результаты работы над воспитанием общей и специальной выносливости в высшем учебном заведении медицинского профиля, которые имеют важное значение для будущих специалистов, вне зависимости от специализации. Внедрение системы функционального тренинга в практику физического воспитания, начиная с первого курса обучения в медицинском вузе, помогает эффективно развивать и совершенствовать в дальнейшем такое важное физическое качество как общая выносливость, что

Введение. О необходимости внедрения новых здоровьесберегаю-щих технологий в процесс физического воспитания вместо устаревших, направленных исключительно на сдачу контрольных нормативов, говорят все чаще и чаще [1, с.164; 2, с.148; 3, с.18; 4, с.8]. Все более популярным в нашей стране становится функциональное многоборье («кроссфит»), имеющая

Медицинский журнал Западного Казахстана

4.52.2016 х.

ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ

кругов не превышало трех во избежа-

подтвердилось в течение полугодового наблюдения достоверным улучшением

ние чрезмерной усталости [8]. Каждую

всех тестируемых показателей (р<0,001).

неделю (2 занятия), направленность

Ключевые слова: функциональный тренинг, функциональная выносли-

комплекса менялась следующим об-

вость, «кроссфит», студентки, бёрпи.

разом: 1 семестр (1,2,7,8 неделя - пре-

сходство с системой общей физической работоспособности. Помимо аэробных имущественная направленность на подготовки. И, тем не менее, имеющая ^ нагрузок, для развития функциональ- ^ силу мышц ног; 3,4,9,10 неделя - сила свои выгодные отличия. ^ ной выносливости в «кроссфите» при- ^ мышц пресса и спины; 5,6,11,12 неделя

Основное отличие «кроссфит» ^ меняют упражнения, повышающие ко- ^ - мышцы рук; 13,14 неделя - специаль-тренировок от системы круговой тре- ординационные, скоростные и прочие ная выносливость (статические упраж-нировки - это наличие пауз отдыха. навыки занимающегося, связанные с нения на силу и гибкость), 15,16 неде-Между станциями круговой трени- ^ деятельностью определенной группы ^ ля - общая выносливость. В обратном ровки отводится на отдых 15 секунд, а мышц. порядке комплексы использовались

между кругами около 30 секунд. Кроме ^ Целью наблюдения стало иссле- ^ во втором полугодии для того, чтобы того, основным способом в круговой дование эффекта от внедрения ком- после каникул подготовить занимаю-тренировке является выполнение ^ плексов функционального тренинга, а ^ щихся к новым нагрузкам. Комплексы упражнения за определенное время также, определение целесообразности упражнений не повторялись в течение (30-45 с), что не совсем оправдано. ^ включения системы «кроссфит» в ка- ^ всего учебного года. Ведь занимающиеся имеют различный ждое занятие по физическому воспи- Для тестирования нами были вы-

уровень физической подготовленности танию в группах основного отделения. браны следующие тесты: Бег 60 м с и кто-то может справиться с заданием ^ Материалы и методы. ^ высокого старта, челночный бег 3х10 быстрее, а если задан еще и количе- ^ Исследование эффекта от внедрения ^ м с переносом небольшого кубика,«ка-ственный критерий (за отведенное комплексов функционального тре- чели гирей» (мах выполняется тазовым время как можно больше повторов), нинга, как научное наблюдение было движением, то есть инерция для поле-то нагрузка на такого студента воз- обсуждено на заседании кафедры та гири задается мощным движением растает. В этом случае занимающийся ^ физического воспитания от 5.02.2016 ^ ног, таза и спины, руки лишь сопрово-теряет интерес и, чтобы не перенапря- (протокол №12), по результатам кото- ждают гирю наверх;в верхнем поло-гаться, просто снижает темп выполне- ^ рого было решено составить методиче- ^ жении - полное выпрямление локтей, ния. Либо ожидает смены станции и ^ ские рекомендации для внедрения их ^ коленей и тазобедренного сустава), остывает из-за чрезмерного времени ^ в практику. Данное наблюдение прово- ^ прыжки со скакалкой за 1 минуту, «сит на отдых. В результате - приростов ре- дилось с целью определения самых эф- ап» (упражнение на пресс из положе-зультатов мы у него не зафиксируем. В ^ фективных средств и методов для по- ^ ния лежа на спине, колени врозь согну-«кроссфите» каждый занимающийся ^ вышения общей выносливости и силы ^ ты под прямым углом, стопы вместе, выполняет заданное количество повто-^ студенток 1996-1997 г.р., обучающихся ^ руки вверх. Сед, касаясь внутренней ров, не ожидая, когда вся группа завер- ^ в ЗКГМУ им. М. Оспанова. Согласно ^ стороны стоп) [9], «бёрпи» (упор пришит упражнение. У каждого индивиду- ^ учебной программе, в которой есть раз- ^ сев - прыжком, упор лежа - отжима-альный ритм. Мы считаем, что такой ^ дел «Общая физическая подготовка» и ^ ние от пола (можно ложиться на пол, режим наиболее подходит для студен- ^ «Профессионально-прикладная физи- ^ но не задерживаться там; ноги врозь, тов. Комплексы упражнений «кроссфи- ческая подготовка», нами были вне- если удобно) - прыжком упор присев та» и отдельные упражнения подходят дрены в учебный процесс комплексы (можно не сгибать ноги, а приходить в и для оценки достижений в формате тренировочной системы «Кроссфит». упор стоя, если позволяют возможно-

максимальное количество раз или Тренировочная система функциональ- сти) - выпрыгивание вверх как можно кругов. Эти способы позволят оценить ^ ного тренинга (кроссфит) была выбра- ^ выше, хлопок над головой.) [10] и тест как состояние отдельных физических на нами в качестве основного средства. гибкости в тазобедренных суставах качеств, так и общую функциональную ^ Ежедневные комплексы (WOD) меня- ^ «сядь и достань». выносливость [5,с.107; 6,с.220; 7,с.94]. лись каждое занятие, состояли из 6-8 до первоначального тестирова-

Функциональная выносливость упражнений с небольшим количеством ния было проведено две недели прак-— это симбиоз общей и специальной повторов в каждом круге, а количество тических занятий для ознакомления

4.52.2016 я.

Батыс Казахстан медицина журналы

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

студенток с системой «кроссфит», режимами тренировок и техникой выполнения упражнений. В конце сентября было протестировано 75 первокурсниц факультетов «Общая медицина» и «Стоматология» по следующим базовым упражнениям: «бёрпи», «сит ап» (упражнение на пресс), присед, «качели гирей» (махи). Кроме того, приняты общие нормативы: бег 60 м, прыжки на скакалке за 1 мин. (кол-во раз), челночный бег 3*10 м, тест на гибкость («сядь и достань»). Статистическая обработка проводилась с помощью вычисления коэффициента корреляции и критерия Стьюдента.

Результаты исследования.

Значительно повысились результаты по всем тестируемым показателям (0,010,001), кроме бега на 60 м по которому достоверного прироста не выявлено, следовательно того перечня упражнений и тренировочного режима вполне хватает для практических занятий по физическому воспитанию (табл.1). Стоит также отметить и корреляционные взаимосвязи между испытаниями. В процессе совершенствования двигательные качества оказывают друг на друга определенное влияние. Так, показатели в тесте «прыжки через скакалку» имеют слабую связь с результатами в приседе (г=0,31), обратную взаимосвязь с результатами «сит ап» (г =-0,27) и 3*10 м (г =-0,37).

«Ситап» имеет самые обширные связи: гиря (г =0,39), «бёрпи» (г =0,57), 60 м (г =-0,24) и 3*10 м (г =-0,38). Махи гирей положительно влияют на результат «бёрпи» (г =0,57). Приседы коррелируют с гибкостью (г =0,28), 60 м (г =-0,33) и 3*10 м (г =-0,38). «Бёрпи» оказывает положительное влияние на результат 60м (г =-0,32) и 3*10 м (г =-0,31). И, наконец, бег 60 м вполне естественно взаимозависим от челночного бега 3*10 м (г =0,67).

Обсуждение полученных результатов. Результаты нашего наблюдения

Таблица 1. Тестирование студенток 1 курса (п=75)

показали достоверное улучшение всех

Тест результат р

Сентябрь 2015 Май 2016

«Берпи», кол-во раз 12,57±0,81 26,3±2,15 0,001

«Сит ап», кол-во раз 28,62±1,62 53,11±4,4 0,001

«Качели гирей», кол-во раз 37,93±2,12 56,95±3,65 0,001

Присед, кол-во раз 69,4±3,23 111,2±2,1 0,001

Прыжки на скакалке за 1 мин., кол-во раз 96,86±3,27 117,7±2,5 0,001

Гибкость, см 10,88±0,85 14,4±0,83 0,01

Бег 60 м, сек 11,42±0,08 11,17±0,1 -

Челночный бег 3х10 м, сек. 8,89±0,06 8,66±0,05 0,01

тестируемых показателей (р<0,001), что намного выше чем, к примеру, показатели мониторинга физической подготовленности в Северо-Кавказском федеральном университете по окончании исследования, выразившееся в достоверном приросте результатов у девушек (р<0,05) [2, 152] или в похожем исследовании в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС), где результаты общей физической подготовленности также показали достоверный прирост (р<0,05) [11, с.211]. Во всех случаях применение кроссфита на занятиях по физической культуре дало положительный эффект, но, тем не менее, разработанные и внедренные нами практические рекомендации по проведению практических занятий с применением системы функционального тренинга (кроссфит) показали наиболее высокую результативность в повышении уровня основных физических качеств студенток.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности включения системы «кроссфит» в каждое занятие по физическому воспитанию в группах основного отделения. Кроме того, стоит задуматься над введением облегченных режимов функционального тренинга и в занятия специального медицинского отделения,

что позволит добиваться повышения физической выносливости, более эффективной профилактики простудных заболеваний и устойчивости к повторным заболеваниям. Упражнения функционального тренинга, выполняемые в облегченных режимах, подходят для занимающихся с самым разным уровнем физической подготовленности. Огромное количество упражнений и их разновидностей позволит подобрать комплекс для любого. Малое количество раз в подходах или кругах, а также простая техника выполнения упражнений делают занятие эффективным и ненавязчивым. Кроме того, как видно из экспериментальных исследований, повышается общая выносливость, что положительно влияет на ежедневный рейтинг обучающихся. Соответственно повышается и итоговый балл.

Список литературы:

1. Бобырева, М.М. Электив «Черлидинг» как одна из здоро-вьесберегающих образовательных технологий в высшем учебном заведении медицинского профиля / М.М. Бобырева//Медицинский журнал Западного Казахстана. - 2015. - №2(46). - С. 164-167.

2. Бакшева Т.В. Эффективность интегрированных силовых фитнесс-про-грамм в системе физического воспитания студентов вуза / Т.Б. Бакшева // Вестник Северо-Кавказского федераль-

МеЗииинский журнал ЗапаЗного Казахстана

4.52.2016 х.

ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ

ного университета. - 2015. - №4(49). - С. 5. Гороховская, Н.О. Кроссфит как 94-97.

147-153. современная система тренинга / Н.О. 8. http://wodcat.com/wod-catalog

3. Бобырева, М.М. Кроссфит, как Гороховская // Молодежь XXI века: по- (дата обращения - 4.08.2016). оптимальное средство для занятий тенциал, тенденции и перспективы. 9. http://wodcat.com/exercises/sit-по физическому воспитанию в меди- Екатеринбург, 2014. - Т.1.- С. 107-108. ups (дата обращения - 4.08.2016). цинском вузе / М.М. Бобырева, Р.Б. 6. Селиванова, С.Р. 10. http://bodytrain.ru/ Канапина, Е.В. Дёма // Новая наука: от Дифференцированный подбор средств uprazhnenija/berpi.html (дата обраще-идеи к результату: межд.научн.-практ. физической культуры для совершен- ния - 4.08.2016).

конф. - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. ствования функциональной подго- 11. Переломов, С.С. Физическая

- С.18-20. товленности студентов-спортивных культура студентов железнодорож-

4. Мониторинг уровня физи- менеджеров / С.О. Селиванова, Н.Н. ного вуза на основе дополнительных ческой подготовленности студенток Сентябрев//Современные проблемы занятий кроссфитом / С.С. Переломов, Западно-Казахстанского государ- науки и образования. - 2016. - №2. - С. В.В. Исмиянов // Проблемы, перспек-ственного медицинского университе- 219-223. тивы и направления инновационного та им. М. Оспанова / М.М. Бобырева, 7. Девяткин, В.Д. Дополнительные развития науки: сборник статей межд. Д.А. Абрамов, Ж.Н. Жумагалиев, методы развития выносливости научн.-практ. конф. (20 марта 2016 г., А.Т. Шиганаков, Б.Х. Сагындык, Е.Т. у студентов / В.Д. Девяткин, Г.В. г. Курган). Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - в 3 ч. Жетимеков // Новый университет. - Пономарева, Г.В. Котова // Наука моло- -ч.2. - С.210-212.

№9(30). - 2013.- С. 7-11. дых - EruditioJuvenium. - 2016. - №1. - С.

ТYИIН

М.М. БОБЫРЕВА, Р.Б.КАНАПИНА, Е.В. ДЁМА

МЕДИЦИНАЛЫК ЖОГАРЫ ОКУ ОРНЫНДАГЫ ДЕНЕ ТЭРБИЕС1 ПРАКТИКАСЫНА ФУНКЦИОНАЛДЫК ТРЕНИНГ ЖУЙЕСШЩ ЖАТТЫГУ КЕШЕН1Н ЕНГ1ЗУ

Марат Оспанов атында^ Батыс К,азак,стан мемлекетпк медицина университету Актебе, Казакстан

Бул макалада медициналык ба^ггта бЫм беретш жоfары оку орнында^ жалпы жэне арнайы шыдам-дылыкты тэрбиелеу бойынша жYPгiзiлген жумыстын, нэти-желерi жазылfан. Бул нэтижелер барлык баfыт бойынша бо-лашак мамандарда манызды орын алады. Дене шыныктыру тэжiрибесiне функционалды тренинг жYЙесiн медициналык ЖОО-да бiрiншi курсты окытудан бастап енгiзу (р<0,001) барлык тестленген керсеткiштердiн шYбэсiз жаксаруын жарты жылдык бакылау кезiнде расталfандаИ, болашакта осын-дай манызды физикалык сапаны жалпы тезiмдiлiк ретiнде тиiмдi дамьп^а жэне жетiлдiруге кемектеседi.

Нег'зг'! свздер: функционалды тренинг, функционалды шыдамдылык, «кроссфит», студент к,ыздар, бёрпи.

SUMMARY

M.M.BOBYREVA, R.B.KANAPINA, E.V.DYOMA

INTRODUCTION OF TRAINING COMPLEXES OF FUNCTIONAL TRAINING SYSTEM INTO THE PRACTICE OF PHYSICAL TRAINING AT MEDICAL SCHOOL

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan

In article results of work on training of general and special endurance at higher educational institution of the medical profile are given which are important for future specialists, regardless of their specialization. In practice of physical training, since the first training course at the medical school, such important physical quality as general endurance helps to develop and enhance implementation of the system of functional training effectively further that was confirmed during semi-annual observation by reliable improvement of all tested indicators (p<0,001).

Key words: functional training; functional endurance; "krossfit"; woman student; burpee.

4.52.2016 я.

Батыс Казахстан медицина журналы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.