УДК 343.359.2
К вопросу об оперативно-розыскной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по выявлению и раскрытию налоговых преступлений на потребительском рынке
Иванов Петр Иванович, Академия управления МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
e-mail: [email protected]
Шитов Артем Сергеевич, Академия управления МВД России
e-mail: [email protected]
В настоящей статье авторами проанализированы особенности оперативно-розыскной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации по выявлению и раскрытию налоговых преступлений, совершаемых на потребительском рынке, а также проблемы, возникающие при этом. В работе авторами представлены пути решения обозначенных ими проблем.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции; выявление и раскрытие; налоговые преступления.
On the issue of operational and investigative activities of the economic security and anti-corruption units for the detection and disclosure of tax crimes in the consumer market
Ivanov Petr Ivanovich,
Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor
Shitov Artyom Sergeevich, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
In this article, the authors analyze the features of operational investigative activities of economic security and anticorruption units of the internal Affairs bodies of the Russian Federation to identify and disclose tax crimes committed on the consumer market, as well as the problems that arise in this case. In this paper, the authors present ways to solve the problems identified by them.
Key words: operational investigative activities; economic security and anti-corruption units; detection and disclosure; tax crimes.
Потребительский рынок как социально-экономическая система в рыночной экономике, прежде всего, в силу криминализации экономических отношений остро нуждается в обеспечении надежной за-
щиты собственности и его экономических интересов от преступных посягательств1. Потребительский ры-
1 Потребительский рынок как важный сегмент российской экономики пока что не считается криминологически «чистым». См. об этом: Иванов П. И., Шитов А. С. Оперативно-
нок1, обеспечивая первичные потребности общества в жизненно необходимых продуктах, участвует в процессе производства, распределения, обмена и потребления, занимает важное место в экономике страны.
В системе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД) подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК) выступают головной службой по организации оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) по выявлению и раскрытию преступлений налоговой направленности. В связи с этим основная нагрузка по решению указанных задач ложится на эти подразделения.
Потребительский рынок со всей его инфраструктурой для этих подразделений выступает как среда их функционирования. В ней они, используя имеющиеся в их распоряжении силы и средства, решают вышеуказанные нами задачи.
Рассматриваемая отрасль экономики включает в себя «организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством товаров для реализации, реализацией товаров по договору купли-продажи, выполнением работ или оказанием по возмездному договору следующих видов услуг: бытовых, транспортных, связи, жилищно-коммунальных, туристических, медицинских, санаторно-оздоровительных, правового характера и прочих, исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд граждан, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»2. Отсюда видно, что потребительский рынок представляет собой сложноструктурное экономическое образование. Каждое отдельно взятое звено системы потребительского рынка с позиции теории ОРД может быть рассмотрено как объект углубленного изучения через призму выявления тех же скрытых факторов, негатив-
розыскное противодействие налоговой преступности: поисковые признаки и их учет в правоприменительной деятельности // Вестник Владимирского юридического института. 2020. № 1 (54). С. 58.
1 В экономической теории потребительский рынок - это совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями по поводу спроса, предложения и продажи товаров и услуг индивидуального потребления. Эта отрасль экономики состоит из следующих сегментов: рынка товаров потребительского назначения (рынок пищевых продуктов и напитков, рынок непродовольственных товаров, рынок общественного питания), рынка услуг потребительского назначения.
2 Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 г. (в ред. от 15 октября 2019 г.) «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 7 апреля 2020 г.).
но влияющих на состояние налоговой безопасности, для последующей нейтрализации с использованием негласных сил, средств, методов и мероприятий. При этом весьма важно вскрыть причинно-следственные связи неочевидных факторов.
Нисколько не принижая роль и значение гласно для этого принимаемых мер (административно-правовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, криминологических), хотим подчеркнуть, что без применения комплекса оперативно-розыскных мер своевременно выявить и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений налоговой направленности на потребительском рынке, невозможно либо крайне затруднительно. Подтверждением тому служат и результаты судебно-следственной практики.
В связи со сказанным успешное решение указанной задачи нами видится в случае ее рассмотрения через призму оперативно-розыскного противодействия налоговой преступности как деятельности руководителей ОВД и их подразделений ЭБиПК, осуществляемой в соответствии с нормами федеральных законов «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их полномочий, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию налоговых преступлений, а также по минимизации их последствий посредством использования специальных сил, средств, методов и проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ).
В рамках настоящей статьи мы оперативно-розыскное противодействие все же рассмотрим в усеченном виде, касаясь лишь вопросов, связанных с выявлением и раскрытием преступлений налоговой направленности. При этом исходим из того, что, с одной стороны, в рамках одной статьи трудно охватить все указанные задачи, с другой - действующая система оценки ориентирует подразделения ЭБиПК, прежде всего, именно на выявление и раскрытие преступлений налоговой направленности.
Более подробно поочередно остановимся на характеристике указанных задач. Забегая вперед, отметим, что под выявлением налоговых преступлений в сфере потребительского рынка нами понимается разновидность деятельности подразделений ЭБиПК, осуществляемая ими в пределах полномочий, определенных федеральными законами «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», с целью установления наличия в событии или действиях лиц совокупности признаков, указывающих на совершение названного вида преступления, предусмотренного Особенной частью уголовного закона (ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).
Заметим, что выявление является одной из основных задач ОРД подразделений ЭБиПК, обслуживающих объекты потребительского рынка. К тому же деятельность, направленная на решение указанной задачи, в теории и практике ОРД именуется по-разному, а именно: выявление лиц и фактов, представляющих
оперативный интерес; разведывательно-поисковая работа; оперативно-поисковая работа1. Более того, эта деятельность отнесена к числу одной из организационно-тактических форм ОРД ОВД. Как нам представляется, такое сочетание рассматриваемого вида деятельности (содержание которой составляют меры организационного и тактического характера) существенно расширяет диапазон ее влияния.
Проведенное нами выборочное исследование показывает, что оперативно-поисковая работа2 также нуждается в информационном обеспечении, последнее в современных условиях характеризуют следующие обстоятельства: наличие достаточно большого количества разрозненных розыскных, оперативно-справочных и криминалистических учетов, которые зачастую несовместимы между собой; нерешенность до конца проблемы создания единого информационного пространства для обмена информацией (существующая модель интегрированного банка данных (ИБД)3 не удовлетворяет потребностям подразделений ЭБиПК); неэффективное использование в целях получения первичной информации общедоступных ресурсов сети Интернет, новейших информационных технологий, а также СМИ. Как нам представляется, опубликованные в открытом доступе материалы СМИ, тематические сайты и форумы, новостные ленты - так называемые «веб-серфинг» или мониторинг информационных ресурсов на заданную тему4 - все они могут стать источником получения интересующих сведений.
1 В дальнейшем наряду с использованием полного словосочетания «выявление налоговых преступлений на потребительском рынке» также - оперативно-поисковая деятельность или оперативный поиск.
2 При рассмотрении данного вида деятельности традиционно выделяют его понятие, объекты поиска, основные направления поисковой работы, признаки распознания объектов поиска, способы совершения преступлений (См. об этом: Иванов П. И., Пчелинцев М. Э., Сафиюлина П. Р., Шегабудинов Р. Ш. Выявление и раскрытие налоговых преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: научно-методическое пособие. М: Изд. Дом Шумиловой И.И., 2008. С. 9-29).
3 ИБД (модель информационного обеспечения ОРД подразделений ЭБиПК ОВД) включает в себя информационные ресурсы (массивы документов, учеты и базы данных, все виды архивов) и информационную инфраструктуру (информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; информационно-телекоммуникационные структуры; системы средств массовой информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие ИБД).
4 См.: Демянчук Е. В. Мониторинг сети Интернет как мероприятие, проводимое с целью получения оперативно
значимой информации // Информатизация и информаци-
онная безопасность правоохранительных органов: труды
XIV Международной научной конференции, проведенной 24-25 мая 2005 г. М.: Академия управления МВД России, 2005. С. 199.
Значимую информацию можно почерпнуть в ряде случаев и из социальных сетей - информационного ресурса Интернета в виде специализированной площадки (онлайн-сервиса), предназначенного для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, для общения людей, объединяющихся в группы по разным критериям: родственники, земляки, коллеги, одноклассники, группы по интересам и прочее.
Между тем в юридической литературе справедливо отмечается, что только 10-15 % сведений из сети Интернет пригодны для использования в исходном виде. Большая часть информации, полученная из информационных ресурсов Интернета, нуждается в последующей тщательной проверке5.
Результаты изучения ведомственных нормативных правовых актов, а также научных и учебных работ (диссертаций, монографий, учебников, учебных пособий) свидетельствуют о том, что оперативно-поисковая деятельность подразделений ЭБиПК базируется на признаках6, указывающих на подготовку либо совершение налоговых преступлений в изучаемой сфере. По совокупности признаков указанные подразделения определяют противоправный характер действий лиц, их совершающих7.
Учитывая множественность признаков, мы для удобства анализа предлагаем классифицировать их в зависимости от степени их взаимосвязи с объектом на три большие группы:
1) общие;
2) специальные;
3) факультативные (вспомогательные).
К числу общих признаков, по мнению авторов, следует отнести следующие: неделовые связи хозяйствующих структур системы потребительского рынка с членами организованных преступных групп, отслеживающих финансовые потоки; приобретение за короткое время работы лицом, занимающимся предпринимательством и заподозренном в сокрытии полученных доходов (прибыли) от налогообложения, недвижимости (в том числе и за границей), автомобиля престижной иностранной марки и иных
5 См.: Доронин А. И. Бизнес-разведка. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2010. С. 313-314.
6 Признаки экономического преступления - любые фактические данные, свидетельствующие о возможности его совершения. Их соотношение со способами преступления можно представить следующим образом: если способ - это система взаимосвязанных действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, то признаки - это всего лишь совокупность данных о вероятности совершения деяния.
7 Поисковые признаки, указывающие на искусственное «дробление» бизнеса, что особенно характерно для потребительского рынка, нами проанализированы отдельно (См. об этом: Иванов П. И., Шитов А. С. Оперативно-розыскное противодействие налоговой преступности: поисковые признаки и их учет в правоприменительной деятельности // Вестник Владимирского юридического института. 2020. № 1 (54). С. 59).
дорогостоящих предметов; наличие у руководителя коммерческой организации, получившей бюджетные средства, непогашенной судимости за совершенное им налоговое преступление, а также лишение права заниматься деятельностью, связанной с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей вверенной ему организации; принятие руководителем организации решений (заключение сомнительных сделок с аффилированными структурами по продаже имущества), приводящих к преднамеренному банкротству; составление фиктивных первичных учетных документов (подделка подписей, печатей и штампов); несоответствие первичных документов учета и отчетности фактическим результатам финансово-хозяйственной деятельности организации, осуществляемой в системе потребительского рынка.
Наряду с общими признаками подразделения ЭБиПК в своей практической деятельности используют и так называемые специальные, совокупность которых может свидетельствовать о совершенном либо совершаемом преступлении налоговой направленности в рассматриваемой сфере. В эту группу мы относим: использование для осуществления незаконных финансовых операций предприятий и организаций, зарегистрированных на подставных лиц (фирм-однодневок); заключение фиктивных коммерческих сделок с подконтрольными юридическими лицами с целью инициирования процедуры банкротства и завладения имуществом предприятия; умышленное создание перед кредиторами и государством большой задолженности; незаконное обналичивание денежных средств и выведение активов за границу с последующим банкротством организации; внесение в отчетную документацию заведомо ложных сведений об объемах реально выполненных работ по заключенному госконтракту и их стоимости (фальсификация актов выполненных работ); включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений в целях незаконного получения из федерального бюджета денежных средств в качестве возмещения налога на добавленную стоимость.
Наконец, в информационно-аналитической работе, осуществляемой в рамках оперативно-поисковой работы, не менее значимую роль играют факультативные (вспомогательные) признаки распознания налоговых преступлений, совершаемых на объектах потребительского рынка, которые могут не только обогатить содержание имеющихся в распоряжении подразделений ЭБиПК сведений, но и уточнить их либо существенно скорректировать. Такого рода признаками, как правило, являются: неведение бухгалтерской отчетности; факты вымогательства должностными лицами взяток в виде «откатов» за выделение предприятиям, например сферы ЖКХ, бюджетных средств; представление заведомо ложных сведений о хозяйственном положении и финансовом состоянии при заключении кредитного договора; факты незаконного отчуждения имущества, имущественных и
неимущественных прав и денежных средств хозяйствующих субъектов; завышение стоимости приобретенного оборудования, смет на выполненные работы; факты вымогательства денежных средств у участников конкурсов при размещении госзаказов за обеспечение победы или прекращение действий, направленных на срыв конкурсов; факты включения заведомо искаженных данных в акты приемки выполненных работ.
Приведенный перечень признаков, безусловно, неисчерпывающий, ибо могут быть и иные, которые не нашли в нем отражение. Следует отметить, что отдельно взятый признак не всегда указывает на вероятность совершения налогового преступления в рассматриваемой сфере. Поэтому их следует анализировать в совокупности, включая сведения, полученные оперативным путем.
Проведенное нами выборочное изучение показывает, что чаще всего в основу организации поисковой работы могут быть положены две наиболее характерные схемы: «от налоговой декларации - к налогоплательщику», «от налогоплательщика - к налоговому преступлению». В рамках этих схем сотрудники подразделений ЭБиПК основные усилия направляют на своевременное и быстрое изобличение преступников. Для этого они, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», проводят документирование фактов уклонения от уплаты налогов (сборов), сокрытия объектов налогообложения, являющееся неотъемлемой составной частью процесса раскрытия налоговых преступлений оперативным путем. При этом мы под раскрытием подразумеваем выявление подразделениями ЭБиПК путем использования оперативно-розыскных сил, средств, методов и мероприятий обстоятельств преступления и лиц, его совершивших, установление и проверку фактических данных, подтверждающих противоправную деятельность этих лиц, обеспечение возможности использования полученных данных в качестве доказательств в ходе расследования уголовного дела.
В процессе документирования решается множество задач, в том числе такие, как:
- получение оперативным путем для дальнейшего углубленного изучения и анализа данных бухгалтерского учета, содержащихся в памяти компьютера. Использование в процессе анализа данных бухгалтерского учета, хранящихся на машинных носителях информации, имеет положительный эффект, т. к. позволяет всесторонне оценить механизм совершения налогового преступления и оперативно скорректировать отдельные направления его документирования. Полученные электронные документы в последующем могут быть подвергнуты судебно-бухгалтерской экспертизе;
- установление в механизме преступного деяния способов подготовки, совершения и сокрытия налогового преступления на потребительском рынке. В целях уклонения от уплаты налогов нередко при-
бегают к таким способам, как занижение дохода и завышение материальных затрат на производство продукции (выполнение работ или оказание услуг), незаконное использование налоговых льгот, использование фирм-однодневок, счетов сторонних (третьих) организаций посредством формирования искусственной дебиторской задолженности, наличных расчетов;
- установление бенефициарных владельцев организаций с целью полного возмещения причиненного материального ущерба бюджету;
- выявление противоправных схем, основанных на «дроблении» бизнеса, криминальной оптимизации налогообложения;
- сбор данных о полном перечне имущества подозреваемых с целью дальнейшего наложения на него ареста;
- задействование сил и средств оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений с целью получения наиболее полной информации, фиксации всех связей, в том числе коррумпированных, установления ранее неизвестных лиц, дополнительных эпизодов преступной деятельности;
- вскрытие фактов сокрытия доходов путем совершения многоходовых финансово-хозяйственных операций с использованием посреднических аффилированных фирм, в том числе зарегистрированных в оффшорных зонах;
- обеспечение выявления фактов легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных посредством совершения налогового преступления на объектах потребительского рынка;
- сосредоточение основных усилий подразделений ЭБиПК на предупреждении и раскрытии налоговых преступлений, совершаемых в организованной форме;
- своевременное выявление фактов взяточничества и иных коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами налоговых органов, имеющими широкие полномочия. На это обстоятельство особое внимание обращается и в Плане МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, утвержденном МВД России 30 августа 2018 г. № 1/10044;
- обнаружение и принятие мер по сохранению документов, содержащих следы материального характера, подтверждающие факты уклонения от уплаты налогов (договоры на выполнение работ (оказание услуг), поставку материальных ценностей; учредительные документы предприятия; отчетность предприятия по тем периодам, за которые налоги и страховые взносы не уплачены; платежные документы; договоры с потребителями продукции; документы о движении денежных средств по кассе предприятия за проверяемый период; черновые записи, неофициальная учетная документация, документы с признаками физического подлога (исправления, дописки, подчистки и т. п.)).
- извлечение для целей документирования оперативно значимой информации, концентрируемой на сайтах различных интернет-сервисов, в сообщениях социальных сетей, мессенджеров, электронной почты, 1Р-телефонии, в информационных системах, поддерживающих банковские операции, приложения электронной торговли, транспортных перевозок, электронный документооборот.
Как известно, на сегодня в системе МВД России существует 12 оперативных подразделений1, сотрудники которых в пределах своих полномочий сталкиваются со следами - признаками налоговых преступлений. В то же время взаимодействие с подразделениями ЭБиПК на ведомственном уровне должным образом не регламентировано. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и порядок взаимодействия сотрудников оперативных подразделений полиции с подразделениями ЭБиПК регламентируются отдельными нормативными правовыми актами, что вызывает некоторые трудности при решении оперативно-тактических задач, связанных в первую очередь с выявлением и пресечением преступлений налоговой направленности, включая совершаемых на объектах потребительского рынка. Эти трудности отчасти, на наш взгляд, обусловлены отсутствием прямых нормативных предписаний руководителей оперативных подразделений полиции
0 необходимости участия в выявлении налоговых преступлений и своевременном информировании подразделения ЭБиПК об имеющихся сведениях о подготавливаемых и совершаемых налоговых правонарушениях. Учитывая это, по нашему глубокому убеждению, назрела необходимость разработки единого нормативно-правового акта, закрепляющего порядок информационного взаимодействия подразделений ЭБиПК с другими оперативными подразделениями полиции при обнаружении признаков преступлений налоговой направленности. Направления и формы взаимодействия в нем должны быть максимально увязаны со следующими типичными оперативно-тактическими схемами: «выездная налоговая проверка - возбуждение уголовного дела»; «оперативно-розыскная деятельность - выездная налоговая проверка - привлечение к налоговой ответственности»; «аналитические процедуры налогового органа -оперативно-розыскная деятельность - возбуждение уголовного дела»2.
1 См.: Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (в ред. от 1 июля 2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 7 апреля 2020 г.). Этим приказом МВД России утвержден Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
2 Панов А. Ю. Актуальные вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и налоговых органов в процессе противодействия налоговым преступлениям // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2019. Т. 13. № 2. С. 209-210.
Как показывает проведенное выборочное исследование, результативность оперативно-розыскного противодействия налоговым преступлениям напрямую зависит от качества не только внутриведомственного взаимодействия, но и межведомственного. Здесь речь идет о взаимодействии подразделений ЭБиПК с налоговыми органами1 при выявлении, предупреждении, документировании, пресечении и расследовании преступлений налоговой направленности, подследственных органам Следственного комитета Российской Федерации (СК РФ). К сожалению, на сегодняшний день на федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий общий порядок межведомственного взаимодействия и информационного обмена между МВД России и СК РФ при раскрытии и расследовании налоговых преступлений. Территориальные органы МВД России на региональном уровне по своей инициативе, не дожидаясь общероссийского акта, стали принимать на местах в целях повышения эффективности организации деятельности по раскрытию и расследованию налоговых преступлений нормативные правовые акты и не безуспешно. Так, например, в Республике Мордовия (РМ) были приняты совместные приказы:
- приказ Прокуратуры РМ, СУ СК РФ по РМ, МВД по РМ, УФНС по РМ, УФСКН по РМ, УФССП по РМ от 29 марта 2012 г. № 62/38/113/56/41/205 «О создании межведомственной рабочей группы по выявлению, пресечению преступлений и расследованию преступлений в сфере экономики»;
- приказ УФНС по РМ, СУ СК РФ по РМ, МВД по РМ от 30 сентября 2013 г. № 01-08-07/0626/143/472 «О создании межведомственной рабочей группы по взаимодействию налоговых органов, органов внутренних дел, СУ СК в сфере противодействия налоговым преступлениям, в сфере криминального банкротства, незаконной регистрации юридических лиц»;
- приказ СУ СК РФ по РМ, МВД по РМ от 13 апреля 2015 г. № 75/149 «О создании межведомственной рабочей группы по вопросам выявления, предупреждения, документирования, пресечения и расследования преступлений экономической направленности, подследственных органам СК России»;
- приказ МВД по РМ, СУ СК РФ по РМ, УФНС по РМ от 1 июля 2015 г. № 125/275/01-08-07/0380 «Об утверждении порядка взаимодействия СУ СК РФ по РМ, МВД по РМ, УФНС по РМ».
Благодаря тесному взаимодействию и скоординированным действиям, Управление ЭБиПК МВД России по Республике Мордовия в плане противодействия налоговым преступлениям добилось неплохих результатов.
1 Мы полагаем, что необходимой предпосылкой для повышения эффективности межведомственного взаимодействия является межведомственный нормативный правовой акт. См., например: Приказ МВД России и ФНС России от 29 мая 2017 г. № 317/ММВ-7-2/481@ «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 7 апреля 2020 г.).
В заключение хотели бы подвести некоторые итоги.
Во-первых, проблемы ОРД подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию налоговых преступлений на потребительском рынке обусловлены совокупностью факторов, в том числе недостаточной разработанностью с учетом современных реалий оперативно-розыскной характеристики налоговых преступлений, совершаемых на потребительском рынке.
Во-вторых, получение первичной информации, ее проверка и использование результатов проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законом в силу целого ряда причин сопровождаются множеством проблем, носящих преимущественно нормативно-правовой, организационный и тактический характер, без решения которых добиться повышения эффективности ОРД по выявлению налоговых преступлений на объектах потребительского рынка невозможно либо крайне затруднительно.
В-третьих, проблемы ОРД подразделений ЭБиПК по раскрытию налоговых преступлений на потребительском рынке, прежде всего, связаны с легализацией материалов, собранных в рамках ДОУ, качеством документирования преступных действий криминально активных лиц и оперативного сопровождения предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел о налоговых преступлениях.
В-четвертых, перспективными направлениями совершенствования ОРД подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию налоговых преступлений на потребительском рынке выступают: оптимизация модели использования негласных сил, средств и методов в указанных целях; осуществление последующей оперативной проверки сообщений о преступлениях налоговой направленности в рамках ДОУ проведением комплекса ОРМ; принятие действенных мер по обеспечению возмещения причиненного материального ущерба бюджетной системе страны; преодоление противодействия расследованию уголовных дел о налоговых преступлениях посредством применения для этого современных средств и способов.
Библиографический список
1. Демянчук Е. В. Мониторинг сети Интернет как мероприятие, проводимое с целью получения оперативно значимой информации / Е. В. Демянчук // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: труды XIV Международной научной конференции, проведенной 24-25 мая 2005 г. - Москва: Академия управления МВД России, 2005. - С. 197-200.
2. Доронин А. И. Бизнес-разведка / А. И. Доронин. -5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Ось-89, 2010.
3. Иванов П. И. Выявление и раскрытие налоговых преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: научно-методическое пособие / П. И. Ива-
нов, М. Э. Пчелинцев, П. Р. Сафиюлина, Р. Ш. Шегабуди-нов. - Москва: Изд. Дом Шумиловой И.И., 2008.
4. Иванов П. И. Оперативно-розыскное противодействие налоговой преступности: поисковые признаки и их учет в правоприменительной деятельности / П. И. Иванов, А. С. Шитов // Вестник Владимирского юридического института. - 2020. - Ns 1 (54). -С. 57-60.
5. Панов А. Ю. Актуальные вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и налоговых органов в процессе противодействия налоговым преступлениям / А. Ю. Панов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2019. - Т. 13. - W 2. - С. 207-212.
Bibliograficheskij spisok
1. Demyanchuk E. V. Monitoring seti Internet kak meropriyatie, provodimoe s cel'yu polucheniya operativno znachimoj informacii / E. V. Demyanchuk // Informatizaciya i informacionnaya bezopasnost' pravoohranitel'nyh organov: trudy HIV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, provedennoj 24-25 maya 2005 g. -Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2005. -S. 197-200.
2. Doronin A. I. Biznes-razvedka / A. I. Doronin. - 5-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Os'-89, 2010.
3. Ivanov P. I. Vyyavlenie i raskrytie nalogovyh prestuplenij v sfere proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoderzhashchej produkcii: nauchno-metodicheskoe posobie / P. I. Ivanov, M. E. Pchelincev, P. R. Safiyulina, R. SH. SHegabudinov. -Moskva: Izd. Dom SHumilovoj I.I., 2008.
4. Ivanov P. I. Operativno-rozysknoe protivodejstvie nalogovoj prestupnosti: poiskovye priznaki i ih uchet v pravoprimenitel'noj deyatel'nosti / P. I. Ivanov, A. S. SHi-tov // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. -2020. - W 1 (54). - S. 57-60.
5. Panov A. YU. Aktual'nye voprosy vzaimodejstviya operativnyh podrazdelenij organov vnutrennih del i nalogovyh organov v processe protivodejstviya nalogovym prestupleniyam / A. YU. Panov // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. - 2019. -T. 13. - W 2. - S. 207-212.