П. И. ИВАНОВ,
главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Академия управления МВД России Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
УДК 343.8
Дата поступления: 20 июня 2019 г.
Дата принятия статьи в печать: 15 ноября 2019 г.
P. I. IVANOV,
Chief Researcher at the Research Center,
Doctor of Law, Professor,
Merited Lawyer of Russian Federation,
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia
Russian Federation, 125993, Moscow,
Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
Scientific specialty: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Work;
Operative Investigative Activity.
Оперативно-розыскное сопровождение противодействия финансированию экстремистской деятельности: основные проблемы и пути решения
Operational and investigative support of countering the financing of extremist activities: main problems and solutions
Аннотация
Актуальность рассмотрения противодействия финансированию экстремистской деятельности обусловлена необходимостью поиска путей повышения его эффективности в настоящее время.
Постановка проблемы: как показывает проведенное исследование, существует противоречие между потребностью совершенствования противодействия финансированию экстремистской деятельности и современным состоянием научно обоснованных представлений об этой деятельности, которое не обеспечивает эффективного воплощения данного противодействия в практику. Многолетняя практика показывает, что традиционные формы и методы оперативно-розыскного противодействия финансированию экстремистской деятельности теряют свою актуальность. В связи с чем возникает насущная потребность поиска и внедрения новых подходов. По мнению автора настоящей статьи, речь должна идти об инновациях на основе достижений современного научно-технического прогресса.
Цель исследования: выработка научно обоснованных предложений и рекомендаций
Annotation
The relevance of the consideration of countering the financing of extremist activities is due to the need of finding ways to improve its effectiveness at the present time.
The statement of the problem: as shown by the study, there is a contradiction between the need to improve the counteraction to the financing of extremist activities and the current state of scientifically based ideas about this activity, which does not provide effective implementation of this counteraction in practice. Long-term practice shows that traditional forms and methods of operational-search counteraction to financing of extremist activity lose their relevance. In this regard, there is an urgent need to find and implement new approaches. According to the author of this article, it should be about innovations based on the achievements of modern scientific and technological progress.
The purpose of the study: to develop scientifically based proposals and recommendations to improve the effectiveness of this type of activity on the basis of the study and analysis of legal literature, legislative and other regulatory legal acts of the current state of countering the financing of ex-
по повышению эффективности указанного вида деятельности на основе изучения и анализа юридической литературы, законодательных и иных нормативных правовых актов современного состояния противодействия финансированию экстремистской деятельности.
Методы исследования: общенаучный диалектический метод, различные частные методы научного познания: системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, логический и исторический. В целях достижения объективности результатов изучения данные методы применялись автором комплексно.
Результаты и ключевые выводы: эффективного противодействия финансированию экстремистской деятельности можно добиться на основе мониторинга и анализа криминогенной ситуации, совокупности внутренних и внешних факторов, определяющих источники и каналы финансирования экстремистских организаций. Обеспечение такого состояния этой деятельности возможно только путем объединения усилий как оперативных подразделений полиции, так и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на основе разработки и осуществления комплекса согласованных мероприятий.
В настоящее время возникла острая необходимость в проработке вопроса о создании интегрированного банка данных о различных международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, а также других причастных к ним лицах, в том числе об сточниках и каналах их финансирования; o состоянии, динамике и тенденциях распространения терроризма, сепаратизма и экстремизма, затрагивающих интересы Российской Федерации; oб осуществляющих деятельность неправительственных организациях и лицах, оказывающих поддержку терроризму, сепаратизму и экстремизму.
tremist activities.
The research methods: General scientific dialectical method, various private methods of scientific knowledge: system-structural, formal legal, comparative legal, logical and historical. In order to achieve the objectivity of the results of the study, these methods were used by the author comprehensively.
The results and key conclusions: effective counteraction to financing of extremist activity can be achieved on the basis of monitoring and analysis of the criminal situation, a set of internal and external factors that determine the sources and channels of financing of extremist organizations. Ensuring such a state of this activity is possible only by combining the efforts of both operational police units and bodies engaged in operational investigative activities, on the basis of the development and implementation of a set of agreed measures.
Currently, there is an urgent need to work on the creation of an integrated data Bank on various international terrorist, separatist and other extremist organizations, their structure, leaders and participants, as well as other persons involved in them, including the sources and channels of their financing; about the state, dynamics and trends in the spread of terrorism, separatism and extremism affecting the interests of the Russian Federation; about the non-governmental organizations carrying out activity and the persons rendering support to terrorism, separatism and extremism.
Ключевые слова: органы, осуществляющие ОРД; оперативные подразделения полиции; финансирование экстремистской деятельности; каналы и его источники; противодействие; проблемы; пути их решений.
Key words: bodies carrying out operational search activities; operational police units; financing of extremist activities; channels and its sources; counteraction; problems; ways of their solutions.
Экстремизм и его финансирование на фоне высокого уровня криминализации и коррупции в экономической сфере, сохраняющиеся в значительной доли теневой экономики, являются одним из основных источников угрозы национальной безопасности страны.
Противодействие финансированию экстремистской деятельности — многоаспектная про-
блема, которую следует рассматривать с позиции комплексного использования сил и средств органов внутренних дел (далее — ОВД) и их подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК). На первый план выдвигается задача оперативно-розыскного обеспечения перекрытия каналов и источников финансирования экстре-
мистских организаций, которая не может быть успешно решена только силами указанных подразделений. При этом невозможно обойтись без помощи оперативных подразделений других органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД) и располагают специфическими силами и средствами в рамках своей компетенции. Объединение их усилий создает необходимую предпосылку для нейтрализации обстоятельств, способствующих финансированию экстремистской деятельности и минимизации последствий данного противоправного деяния.
Криминогенная ситуация по линии финансирования экстремистской деятельности на современном этапе характеризуется:
— наличием множества угроз экономической безопасности как составной части национальной безопасности (в том числе теневая экономика, коррупция, криминализация экономических отношений, нелегальная миграция, организованная преступность);
— распространенностью экономических преступлений, совершаемых в составе организованных групп и преступных сообществ, в том числе сформированных по этническому принципу;
— увеличением количества фактов хищений бюджетных средств, выделяемых государством на реализацию государственных программ и национальных проектов. В настоящее время сам механизм отслеживания легализованных доходов должным образом не работает, в результате чего остаются неизвестными каналы их расходования;
— ростом числа преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий (социальных сетей, сервисов мгновенных сообщений, электронной почты, платежных систем). Как известно, в преступной деятельности активно стали использовать средства обеспечения ано-нимизации пользователя в сети Интернет, что создает большие трудности в его установлении в дальнейшем;
— увеличением фактов хищений денежных средств в системе дистанционного банковского обслуживания. На этом фоне остро стоит вопрос о необходимости разработки методики выявления, раскрытия и расследования данного вида преступлений [10];
— существованием большой вероятности использования криптовалюты [2] при финансировании экстремистских организаций и сообществ.
Одним из ключевых факторов, обусловливающих вероятность распространения в настоящее время случаев финансирования экстремистской деятельности, выступают гло-бализационные процессы, происходящие в эко-
номике на макроуровне. Такие процессы прежде всего продиктованы формированием мирового рынка, финансовых сетей, взаимными инвестициями, созданием систем международных расчетов, бурным развитием международной торговли, а также увеличением масштабов миграции, в том числе нелегальной.
Оперативно-розыскное обеспечение противодействия финансированию экстремистской деятельности, по нашему мнению, предполагает:
— проведение систематического мониторинга состояния противодействия на предмет установления и нейтрализации новых источников и каналов финансирования экстремистской деятельности, включая интернет-сайты. Таким путем следует в автоматизированном режиме осуществлять сбор информации по проблемным вопросам противодействия экстремизму. Безусловно, для анализа информации в социальных сетях требуется разработка специального программного обеспечения;
— включение в целевую программу профилактики экстремизма и терроризма отдельного раздела «Противодействие финансированию», разрабатываемого и принимаемого на региональном и муниципальном уровнях. Важно обеспечить своевременное реагирование на сообщения и обращения органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества на факты оказания содействия отдельными физическими и юридическими лицами общественных и религиозных объединений и их структурных подразделений, распространяющих экстремистскую идеологию;
— совершенствование законодательства РФ в сфере противодействия экстремизму в части, касающейся пресечения производства и распространения экстремистских материалов, в том числе на электронных носителях информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет;
— координацию действий органов, осуществляющих ОРД, оперативных подразделений полиции по пресечению финансирования экстремистской деятельности. При этом сотрудники указанных подразделений предлагают следующее: создать защищенный канала связи для более эффективного обмена значимой информацией; предусмотреть на межведомственном уровне ведение параллельных дел оперативного учета в целях осуществления комплексной оперативной проверки юридических и физических лиц, оказывающих финансовую и иную помощь экстремистским организациям; создавать необходимые условия для эффективной организации обмена оперативной информацией в режиме онлайн о лицах, причастных к финансированию экстремизма;
— проведение профилактической работы с лицами, содействующими лидерам экстремистских организаций в сборе средств для осуществления ими экстремистской деятельности;
— оперативное сопровождение уголовных дел, используя для этого предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» возможности, создав необходимые условия для реализации принципа неотвратимости наказания за финансирование экстремистской деятельности;
повышение квалификации сотрудников подразделений по противодействию экстремизму по заранее разработанной и утвержденной типовой учебной программе по вопросам выявления и раскрытия преступлений экстремистской направленности, включая финансирование экстремизма. Также необходимо разработать и организовать проведение практических занятий по отработке вопросов выявления и устранения источников и каналов финансирования экстремистской деятельности.
Говоря о противодействии финансированию экстремизма, хотелось бы акцентировать внимание читателей на двух моментах.
Во-первых, ситуация по противодействию финансированию экстремизма остается сложной. Если учесть высокую латентность совершаемых преступлений, связанных с финансированием, то их распространенность по-прежнему достаточно высока. На этом фоне совершенствование в первоочередном порядке уголовного закона1 выдвигается на первый план, о чем свидетельствует еще одно обстоятельство.
Изучение и анализ правоприменительной практики показывает, что принцип невыгодности совершения данных видов преступлений не в полной мере реализован в действующих в настоящее время законодательных и иных нормативных правовых актах. Это означает, что ответственность, предусмотренная отечественным законодательством за данные преступления, для лиц, виновных в их совершении, менее значима, чем выгода, которую они получают от этих преступлений.
Во-вторых, как нам представляется, противодействие финансированию экстремистской деятельности будет намного эффективнее, если его построить на системной основе. Хочется вспомнить 2007 г. В ряде регионов были приняты комплексные целевые программы, правда, не по соответствующей тематике, поскольку финансирование экстремистской деятельности было криминализировано лишь в 2014 г. Так, Правительство Астраханской области на основе предварительно разработан-
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
ной концепции приняло комплексную целевую программу «Профилактика преступлений в сфере экономики и преступлений коррупционной направленности в Астраханской области на 2008—2009 годы».
Данный документ преследовал следующую цель: профилактика преступлений в сфере экономики и преступлений коррупционной направленности в Астраханской области, рассматриваемых как явления, подрывающие экономическую и иную безопасность, а также создающие материальную и социальную основы организованных преступных формирований и преступности в целом.
Задачами программы являлись: оптимизация форм, методов и средств профилактики экономических преступлений и преступлений коррупционной направленности правоохранительными, контролирующими, фискальными, финансовыми органами и исполнительными органами государственной власти Астраханской области; совершенствование системы правового просвещения граждан.
Считаем, что данная программа послужила своего рода инструментом для решения весьма важной для региона проблемы — недопущение совершения преступлений экономической и коррупционной направленности посредством их профилактики.
Думается, что и сегодня накопленный регионами опыт вполне может быть применен. Тем более, когда имеется твердая законодательная основа — Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»2. К тому же Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года3 создает реальную возможность принятия на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов. Такого рода документ должен содержать комплекс мер и по противодействию финансированию экстремизма и терроризма.
Среди этого комплекса использование правоохранительными органами возможностей информационно-телекоммуникационных технологий занимает важное место. Считаем, что назрела необходимость проработки вопроса о формировании и ведении цифровых (электронных) досье на физических и юридических
2 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.
3 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 28 ноября 2014 г. № Пр-2753. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
лиц, оказывающих (либо намеревающихся это сделать) финансовую и иную помощь экстремистским организациям. При этом сотрудники оперативных подразделений полиции при необходимости имели бы доступ к ним.
Полагаем, что цифровые досье в режиме реального времени должны обновляться постоянно. В автоматизированном режиме следует предусмотреть обработку поступающей информации, сопоставление ее с ранее полученными сведениями. Результаты аналитики (например, выявлены ранее неизвестные криминальные связи фигуранта и его преступные намерения) могли бы послужить основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий и заведения дела оперативного учета.
Как нам представляется, за указанными категориями лиц следует осуществлять оперативно-розыскной контроль. Для этого целесообразно разработать проект положения (инструкции) об основах организации оперативно-розыскного контроля. Формирование ведомственной нормативно-правовой базы служит одним из основных условий его эффективности.
Изучение и анализ многолетней практики показывает, что принимаемые меры совместно с ФСБ России, СВР России, Минобороны России, Минюстом России, Минкомсвязи России, МИД России, Минфином России, Росфинмо-ниторингом, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом РФ приносят желаемый результат только на основе межведомственного плана по противодействию финансированию терроризма и экстремизма, которые, по нашему мнению, носят системный характер. На основании изложенного хотелось бы подчеркнуть, что система противодействия финансированию экстремистской деятельности состоит из множества составных частей, основными из которых являются:
— сущность и содержание указанного вида деятельности. Под противодействием финансированию экстремистской деятельности нами понимается вид деятельности правоохранительных органов, включая ОВД, направленный на выявление и перекрытие каналов и источников финансовой поддержки экстремистских организаций, а также предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, связанных с финансированием экстремистской деятельности. При этом противодействие финансированию экстремистской деятельности рассматриваем как неотъемлемую часть системы противодействия экстремизму. На наш взгляд, оно выступает основным компонентом данной системы, определяет ее целеполагание, связанное с выявлением, предупреждением, пресечением, раскрытием и расследованием преступлений экстремистской направленности. Иначе гово-
ря, оперативно-розыскное противодействие финансированию экстремизма создает необходимую предпосылку для реализации принципа неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
— субъекты и объекты контроля (те и другие на сегодня характеризуются многообразием);
— принципы и факторы, влияющие на организацию данной деятельности4. Ключевым моментом здесь выступает создание оперативно-розыскным путем условий в первую очередь для реализации принципа неотвратимости наказания за финансирование деятельности экстремистских организаций (сообществ). Думается, что при реализации совокупности принципов возникает потребность оптимизации процесса их реализации посредством углубленного изучения и анализа обусловленных им правоотношений. По их результатам возможно перераспределение полномочий подразделений ЭБиПК, ответственных за линию противодействия финансированию экстремизма и терроризма, уточнение их функций. К сожалению, среди ученых теории ОРД отсутствует единый взгляд на эту проблему;
— закономерности и тенденции развития рассматриваемого вида деяния;
— формы (оперативный поиск, оперативно-розыскное предупреждение, предварительная и последующая оперативная проверка) и механизмы противодействия (оперативно-розыскная работа, предварительное следствие и дознание);
— правовое регулирование указанной системы.
Таким образом, можно сделать вывод, что все указанные элементы тесно связаны между собой.
Противодействие финансированию экстремистской деятельности, как показывает изучение и анализ правоприменительной деятельности подразделений ЭБиПК, наиболее ярко проявляется в трех взаимосвязанных между собой действиях, а именно:
— при противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Такая деятельность способствует минимизации источников и каналов поступления экстремистским организациям финансовых и иных материальных ресурсов на фоне интернационализации финансирования терроризма и экстремизма. В связи с этим особое место
4 Под организацией противодействия финансированию экстремистской деятельности мы понимаем деятельность оперативных
подразделений полиции, осуществляемую в соответствии с нормативными правовыми актами в пределах их полномочий и направленную на ее упорядочение посредством принятия управленческих решений, содержащих комплекс оперативно-розыскных и иных мер, в целях своевременного выявления и раскрытия преступлений, связанных с финансированием физическими и юридическими лицами экстремистских организаций.
в системе противодействия должно отводиться международному сотрудничеству оперативных подразделений МВД России с аналогичными структурами правоохранительных органов зарубежных стран;
— при противодействии финансированию терроризма как крайнему проявлению экстремизма [1, 3]. Так, по данным ГИАЦ МВД России, в 2016 г. всего было выявлено 4 преступления, квалифицированных по ст. 282.3 УК РФ5 «Финансирование экстремистской деятельности»; в 2017 г. — 3, в 2018 г. — 11). Полагаем, что высокая латентность указанного вида преступления, к сожалению, не позволяет обрисовать реальную картину. К тому же низкий уровень профессионализма в первую очередь сотрудников подразделений ЭБиПК, а также методического их обеспечения существенным образом накладывают свой отпечаток при выборе ими адекватных форм и методов противодействия;
— при осуществлении деятельности по подрыву экономических основ экстремизма и терроризма [4—5]. Такая работа в первую очередь ведется среди организованных групп и преступных сообществ, в окружении коррупционеров органов власти и управления, а также среди криминальных структур, сформированных по этническому принципу (лидеры национальных общин и диаспор, имеющих отношение к организованной группе и преступным сообществам). При этом преследуются следующие цели:
— нейтрализация (пресечение) преступной деятельности в сфере экономики организаторов и лидеров организованных преступных групп и преступных сообществ;
— выявление коррупционных связей криминальных структур в органах власти и управления;
— ликвидация материальной базы (отзыв лицензии у принадлежащих им банков; лишение прав на осваение бюджетные средств, открытие собственного дела, созданного на основе легализованных средств, воспрепятствование созданию фирм-однодневок для обналичивания средств);
— вытеснение криминальных структур из легальной экономики, борьба с теневым рынком [9].
Говоря о подрыве экономических и финансовых основ экстремизма и терроризма, важно иметь в виду то обстоятельство, что эту работу, как показывает многолетняя практика, целесообразно вести на межведомственном уровне на основе разработанного комплексного плана мероприятий.
5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Так, правоохранительными органами в 2018 г. было выявлено 316 (+ 36,8 %) деяний, квалифицируемых по ст. 205.1 УК РФ «Содействие террористической деятельности».
Считаем необходимым подчеркнуть, что при организации противодействия финансированию экстремистской деятельности комплексный подход выступает основным ее принципом, который осуществлялся на основании вышеуказанного Межведомственного комплексного плана основных мероприятий по противодействию финансированию терроризма и экстремизма на 2016—2018 годы. В настоящее время правоохранительные органы руководствуются Концепцией развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма6. Благодаря их слаженной работе, в 2018 г. были окончены расследованием уголовные дела по 41 (+ 20,6 %) преступлению, связанному с финансированием терроризма либо террористической организации (ст. 205.1 УК РФ).
Сегодня очень остро стоит вопрос о координации деятельности контрольно-надзорных органов, которые могут располагать сведениями о признаках преступлений, связанных с финансированием экстремистских организаций. При этом мы разделяем мнение специалистов, рассматривающих координацию как «понятие всеобъемлющее, присущее различным многозначным явлениям, согласующимся для достижения определенной цели по инициативе активного начала, характеризующееся длительными, устойчивыми связями между центром координируемой системы и ее частями. Координация подразумевает такое воздействие на элементы координируемой системы, которое заставляет функционировать эти системы согласованно» [6, с. 58]. Иными словами, под координацией понимается согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие (понятий, действий, составных частей чего-либо) [8, с. 253]. Таким образом, нельзя не отметить соотношение понятий «координация» и «взаимодействие», которые тесно связаны между собой. Однако их отождествлять не следует, поскольку взаимодействие, как отмечают исследователи, «это согласованная, основанная на сотрудничестве деятельность по достижению общих целей и решению задач» [7, с. 16].
Возвращаясь к координации деятельности контрольно-надзорных органов, отметим, что последние находятся в ведении федеральных
6 Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 30 мая 2018. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и не имеют такого документа, как Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью7. Полагаем, что его отсутствие негативно сказывается на эффективности деятельности контрольно-надзорных органов. Анализируемая проблема, на наш взгляд, заслуживает тщательной проработки с учетом уже имеющихся на сегодня нормативных правовых актов, относящихся к противодействию экстремизму. Роль и место контрольно-надзорных органов в системе его противодействия трудно переоценить.
Как нам представляется, в настоящее время недостаточно разработан в теоретическом и прикладном плане алгоритм действий подразделений по противодействию экстремизму и подразделений ЭБиПК по выявлению и документированию финансирования экстремистской деятельности. По этой причине оперативно-розыскное противодействие этому виду преступления (ст. 282.3 УК РФ) не дает желаемого результата, несмотря на то что в 2018 г. было выявлено 12 случаев (в 2017 г. — всего 3 факта). Если учесть высокий уровень латентности финансирования экстремистской деятельности, то 12 случаев — это небольшое количество по сравнению с тем, что реально может совершаться в условиях, когда сохраняются для этого предпосылки.
Указанный алгоритм объективно необходим, поскольку функция выявления и документирования данного вида преступлений в 2015 г. была возложена на ГУЭБиПК МВД России (в котором создан специализированный отдел) и УЭБиПК территориальных органов МВД России на региональном уровне. В частности, в соответствии с указанием МВД России от 15 апреля 2015 г. № 1/2859 в структуре отделов и управлений экономической безопасности территориальных органов МВД России сформированы аналогичные подразделения, работа которых направлена на противодействие финансированию терроризма, религиозного экстремизма, националистического экстремизма и экстремистских организаций.
Тем самым указанные подразделения в системе ОВД стали выступать головной службой по организации ОРД по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности.
Данное организационно-штатное преобразование привело к тому, что рассматриваемая функция по существу оказалась на стыке
7 О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: утв. Указом Президента РФ от 18 апреля
1996 г. № 567 // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.
двух главков - ГУПЭ МВД России и ГУЭБиПК МВД России. Ее эффективное осуществление невозможно без надлежащего взаимодействия и координации усилий этих служб, на что было обращено внимание руководителями подразделений ПЭ и ЭБиПК (79 %). Мы также видим в этом серьезную проблему, над решением которой должны работать как практические ОВД, так и научно-исследовательские организации. Прошло почти 4 года, есть что обобщать и анализировать для того, чтобы получить какой-то результат.
Следующей проблемой, на наш взгляд, является некое искусственное раздвоение терроризма и экстремизма в управленческих документах, касающихся противодействия (в частности, межведомственных планах), на относительно самостоятельные направления деятельности правоохранительных органов. Между тем, среди основных источников угроз экстремизма в современной России, указанных в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, указывается следующее: «...крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии». Отсюда взаимосвязь и взаимообусловленность этих двух социально-правовых явлений очевидна. Следовательно, не получится минимизировать или нейтрализовать действие одного из них, не учитывая другое, что подтверждается межведомственными планами, принятыми до 2018 г. Считаем, что следует задуматься над этой диспропорцией прежде всего рабочей группе, создаваемой для разработки подобных планов.
Представляется, что перекрытие внутренних и внешних каналов финансирования должно занимать центральное место. Успешному решению этой задачи могут способствовать меры, направленные на своевременное выявление «инвесторов» из числа глубоко законспирированных физических и юридических лиц, установление местонахождения «бюджета» организаторов и руководителей экстремистских организаций и выяснение статей расходов, источников его пополнения. Многолетняя практика показывает, что невозможно проводить экстремистские акции без ресурсного обеспечения. Вследствие этого актуализируется проблема перекрытия каналов и источников финансирования.
В заключение хотелось бы отметить, что противодействие финансированию экстремистской деятельности объективно нуждается в оперативно-розыскном обеспечении. Как показывает многолетняя практика, одними лишь гласными мерами (экономическими, гражданско-правовыми, криминологическими, административно-правовыми, криминалистическими, уголовными и уголовно-процессуальными)
не удается своевременно выявить каналы и источники финансирования и перекрыть их.
Подразделения ЭБиПК самостоятельно сделать это не смогут, реализовать оперативно-розыскные меры трудно без объединения усилий всех органов, осуществляющих ОРД.
Несмотря на значительный интерес со стороны специалистов теории ОРД к проблеме противодействия финансированию экстремистской деятельности, применение в судебно-след-ственной практике ст. 282.3 УК РФ остается довольно низким. Считаем, что это во многом объясняется отсутствием комплексных теоре-
тических исследований в области оперативно-розыскного обеспечения противодействия финансированию экстремизма; недостаточной правовой и практической разработанностью вопросов, связанных с документированием преступных действий лиц, совершающих указанный вид преступления; отсутствием разъяснения Пленума Верховного Суда РФ о порядке применения ст. 282.3 УК РФ; низким профессиональным мастерством сотрудников подразделений ЭБиПК ОВД, призванных противодействовать финансированию экстремистской деятельности.
Список литературы:
References:
1.
2.
3.
4.
5.
б.
У.
8. 9.
1G.
Алиев Э. Р. Борьба с финансированием тер- 1. роризма // Криминальная экономика и организованная преступность. М., 2007. Батоев В. Б., Семенчук В. В. Использование 2. криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42). Добаев А. И. Хавала: неофициальная система 3. финансирования терроризма: монография. Ростов н/Д., 2010. 4.
Добаев И. П., Добаев А. И. Особенности финансирования террористических структур в Северо-Кавказском регионе // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века. 2016. № 4. 5. Долгова А. И. Экономика, преступность, организованная преступность — диалектика развития // Криминальная экономика и организованная преступность. М., 2007. 6. Игнатюк Н. А. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации. М., 2003. 7. Кобзарев Ф. Прокуроры и судьи о взаимодействии в сфере уголовного судопроизводства // Законность. 2006. № 8. 8. Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. М., 1987. Шегабудинов Р. Ш. Организованная эконо- 9. мическая преступность, сопряженная с коррупцией. Состояние, тенденции и меры борьбы с ней: монография. М., 2010. Шмонин А. В.. Организация выявления, рас- 10. крытия и расследования хищений денежных средств в системе дистанционного банковского обслуживания: учеб.-практ. пособ. / под ред. А. В. Шмонина, В. В. Баранова. М., 2014.
Aliev E. R. Bor'ba s finansirovaniem terroriz-ma // Kriminal'naya ekonomika i organizovan-naya prestupnost'. M., 2007. Batoev V B, Semenchuk V V Ispol'zovanie kriptovalyuty v prestupnoj deyatel'nosti: prob-lemy protivodejstviya // Trudy Akademii uprav-leniya MVD Rossii. 2017. № 2 (42). Dobaev A. I. Havala: neoficial'naya sistema finansiro-vaniya terrorizma: monografiya. Rostov n/D., 2010. Dobaev I. P, Dobaev A. I. Osobennosti finan-sirovaniya terroristicheskih struktur v Severo-Kavkazskom regione // Protivodejstvie terror-izmu. Problemy HKHI veka. 2016. № 4. Dolgova A.I. Ekonomika, prestupnost', orga-nizovannaya prestupnost' — dialektika razvi-tiya // Kriminal'naya ekonomika i organizovan-naya prestupnost'. M., 2007. Ignatyuk N. A. Kompetenciya federal'nyh min-isterstv Rossijskoj Federacii. M., 2003. Kobzarev F. Prokurory i sud'i o vzaimodejstvii v sfere ugolovnogo sudoproizvodstva // Zakon-nost'. 2006. № 8.
Slovar' inostrannyh slov. 14-e izd., ispr. M., 1987.
Shegabudinov R. Sh. Organizovannaya ekono-micheskaya prestupnost', sopryazhennaya s ko-rrupciej. Sostoyanie, tendencii i mery bor'by s nej: monografiya. M., 2010. Shmonin A. V. Organizaciya vyyavleniya, raskrytiya i rassledovaniya hishchenij denezhnyh sredstv v sisteme distancionnogo bankovskogo obsluzhivani-ya: ucheb.-prakt. posob. / pod red. A. V. Shmoni-na, V. V. Baranova. M., 2014.
Для цитирования:
Иванов П. И. Оперативно-розыскное сопровождение противодействия финансированию экстремистской деятельности: основные проблемы и пути решения // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 4 (52). С. 82-89.
For citation:
Ivanov P. I. Operational and investigative support of countering the financing of extremist activities: main problems and solutions // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 4 (52). P. 82-89.