5.5.ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ БОРЬБУ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА
Белокобыльский Максим Евгеньевич, преподаватель кафедры уголовного права
Волгоградская академия МВД России
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы правового регулирования деятельности оперативных подразделений, осуществляющих борьбу с преступлениями экстремистского характера. В ней выделена правовая структура оперативно-розыскной деятельности и изложены выводы по улучшению эффективности работы оперативных подразделений по противодействию преступным формированиям экстремистской направленности.
Ключевые слова: Экстремизм, оперативно-розыскная деятельность, вопросы правового регулирования, оперативные подразделения, противодействие экстремизму.
Эффективность борьбы с экстремизмом определяется совокупностью различных взаимосвязанных факторов: полнотой и объективностью выявленных причин и условий, способствующих и сдерживающих их проявление; уровнем развития и действенности общегосударственной системы противодействия этим явлениям; степенью технической и специальной оснащенности и профессиональной подготовки подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с преступлениями экстремистской и террористической направленности. Представляется, что фундаментальным обстоятельством, определяющим успех предупреждения, выявления и пресечения возможных проявлений террористического и экстремистского характера, является создание адекватной социально-политической и криминальной обстановки в стране, национального антитеррористического законодательства.1
Под правовой основой в теории оперативнорозыскной деятельности следует понимать совокупность содержащихся в законах и подзаконных нормативных актах правил и предписаний, создающих правовые условия для осуществления оперативно-розыскной деятельности, определяющих ее цели и место в системе государственных
1 См.: Назаров А.Ю. Организационно-правовые и тактические основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с терроризмом. // Учебное пособие - М. 2002. С.48.
функций или непосредственно регламентирующих осуществление этой деятельности.
Регулирование существующих в обществе правоотношений является одной из важнейших функций государства в области законодательства. В числе многих факторов, право определяет поведен ие людей и в сфере проведения оперативнорозыскных мероприятий. Предметом правового регулирования здесь выступают наиболее существ енные общественные отношения, возникающие между государством и лицами, в отношении которых оперативные подразделения органов внутренних дел проводят оперативно-розыскные мероприятия.
Борьба с экстремизмом, в том числе и оперативная разработка организованных преступных формирований экстремистской и террористической направленности, является одним из видов социальной деятельности и подчиняется объективным законам общественного развития. Особую актуальность правовая регламентация этой деятельности приобрела в современных условиях преступных проявлений экстремистского и террористического характера.
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности имеет многоуровневую структуру:
Конституционный уровень правового регулирования, включающий институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельности, применяемых во всех сферах социального управления;
Законодательный уровень правового регулирования, охватывающий все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью как специальной сферы государственной деятельности;
Нормативный уровень, непосредственно регулирующий деятельность оперативных аппаратов по выявлению и разработке организованных преступных структур экстремистской и террористической направленности.
В целях более детальной классификации и анализа правовой основы борьбы с проявлениями экстремистского и террористического характера, целесообразно подразделить на пять групп:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральные законы;
3) Международные правовые акты;
4) нормативные акты Российской Федерации;
5) ведомственные подзаконные акты.
Для борьбы с экстремистскими проявлениями важными является положения Конституции (ч. 5 ст. 13), запрещающие создание и деятельность общественных объединений. Действия и цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности
Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Особое место в правовом регулировании деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел с организованными формами совершения преступлений экстремистского характера является Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который уполномочивает субъекты оперативно-розыскной деятельности использовать специфичные для них силы, средства и методы для выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Важным законодательным актом в сфере правового регулирования борьбы с экстремизмом является Федеральный Закон от 25 июня 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремизму».
Данный нормативный акт определяет основы организации борьбы с экстремизмом, субъекты и объекты экстремистской деятельности. Кроме того, в Федеральном Законе особое внимание уделено вопросам регламентации принципов и правовых основ противодействия экстремизму. Он определяет понятие и виды экстремистской деятельности. Данный Федеральный закон актуален в современных условиях роста экстремистских проявлений, их тесной взаимосвязи с совершением террористических акций, прежде всего, на политической. Национальной, религиозной основе. Экстремизм зачастую представляет собой склонность к политическому насилию, осуществлению политики, преследующей целью насильственное изменение существующего государственного строя или захват власти, установление фашизма или иной диктаторской формы правления.
Важнейшим правовым средством борьбы с экстремизмом являются нормы уголовного права. Для решения организационно-тактических задач оперативной разработки организованных преступных групп экстремистского характера, немаловажное значение имеют те положения, в которых указаны основания для освобождения лиц от уголовной ответственности в случае их причастности к экстремистской деятельности. Так, в примечаниях к ст. 282.1 (Организация экстремистского сообщества) и ст.282.2 (Организация деятельности экстремистской организации) УК РФ указано, что лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если
в его действиях не содержится иного состава преступления.
Немаловажным элементом правовой системы борьбы с экстремизмом являются общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в этой сфере. Следует отметить, что современное состояние международного сотрудничества государств в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом в основном определилось в послевоенный период. В настоящее время формируется система международного противодействия экстремизму и терроризму, которое включает сотрудничество на глобальном и региональном уровне. А также на двухсторонней основе. Такое взаимодействие на международном уровне осуществляется в рамках ООН и ее специализированных учреждений.
В 60-70-ые годы в связи с угрозой воздушного терроризма был разработан и принят ряд международных конвенций, определивших общие положения по противодействию терроризму (шанхайская конвенция о борьбе с сепаратизмом, терроризмом и экстремизмом, Европейская конвенция о пресечении терроризма и др.) В последующем на их основе была создана международно-правовая база сотрудничества, включающая в себя ряд универсальных соглашений.
Для совершенствования организации международного взаимодействия в сфере оперативнорозыскной деятельности исключительно важное значение имеют рекомендации Всемирной конференции по организованной преступности, прошедшей на уровне министерств в 1994 году в Неаполе.
Данные рекомендации особое внимание уделяют целесообразности заключения международных соглашений в области применения таких способов сбора информации, как агентурные операции; рассматривается возможность принятия мер поощрения для членов преступных организаций, согласившихся сотрудничать и давать свидетельские показания; рекомендуется заключение различных соглашений по вопросам оперативно-розыскной деятельности.
Еще одной составляющей системы правовых основ борьбы с экстремизмом и терроризмом являются ведомственные подзаконные акты, на основании которых, деятельность подразделений по борьбе с экстремизмом включает:
осуществление оперативно-розыскной деятельности;
выявление, предупреждение и раскрытие преступлений экстремистского характера;
координацию разработки структурными подразделениями МВД России единой политики по предупреждению преступлений экстремистского характера;
координацию деятельности этих подразделений по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
изучение и анализ состояния преступности (в том числе и молодежной), прогнозирование криминогенной ситуации на региональном, межрегиональном и международном уровнях;
обмен оперативной информацией с субъектами, осуществляющими борьбу с экстремизмом, по вопросам комплексной отработки юридических и физических лиц, подозреваемых в причастности к деятельности экстремистских организаций;
организацию и осуществление комплексных оперативных мероприятий; участие в уголовно-процессуальных действиях; сбор, обработку, хранение оперативной и иной значимой информации об экстремистских организациях, группах, их лидерах и участниках, криминальных связях , использование для этого автоматизированных и информационно-поисковых систем;
участие с другими заинтересованными службами в разработке и проведении специальных операций по перекрытию каналов контрабанды оружия, боеприпасов и других средств поражения; задержанию лиц, в отношении которых имеется достаточная информация о причастности к экстремистской деятельности;
осуществление мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовке сотрудников этих подразделений;
изучение и обобщение практики деятельности подразделений органов внутренних дел, опыт служб и подразделений других федеральных органов исполнительной власти и зарубежных стран в области борьбы с экстремизмом и организации профессиональной подготовки.
Следует обратить внимание и на межведомственное правовое регулирование вопросов координации деятельности по противодействию экстремизму и терроризму. Так, например, совместный приказ ФСБ и МВД РФ № 742 ДСП/782 ДСП «Об объявлении решения коллегии ФСБ России и МВД России» от 04 ноября 2004 года, утвердившей Решение коллегий «О совершенствовании взаимодействия органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел Российской Федерации в решении задач по перекрытию каналов финансирования терроризма и экстремизма», который предусматривает активизацию проведения оперативных мероприятий по выявлению и нейтрализации деятельности этнических организованных групп международных террористических организаций, перекрытие каналов финансирования и т.д.
Вместе с тем, анализ современного состояния борьбы с экстремизмом и их проявлениями в России, а так же нормативно-правовой основы, регла-
ментирующей деятельность различных органов государственной власти, в том числе и милиции, свидетельствует о том, что проблема совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия экстремизму продолжает оставаться актуальной.
Следует признать, что большинство положений российского законодательства об экстремизме носят декларативный характер, что с точки зрения науки требует: принятия законов и подзаконных актов, образующих в своей совокупности правовой механизм реализации декларированных законоположений;
предусмотреть меры уголовного принуждения, адекватные степени тяжести преступлений против равноправия граждан, возбуждения национальной, расовой и религиозной вражды;
разработать систему мер административноправовой борьбы с проявлениями национализма и иными нарушениями равноправия граждан.
Необходимо, так же поддержать позицию А.И. Алексеева, что современное состояние борьбы с экстремизмом указывает на необходимость разобраться в причинах недостаточной эффективности принятого в 2002 году Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», норм уголовного и административного законодательства антиэкстремистской направленности, при необходимости внести в них изменения и дополнения и обеспечить активное использование их анти-крименогенного потенциала, призванного играть важную роль в предупреждении терроризма.2 И на наш взгляд, борьба с экстремизмом должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по предупреждению, выявлению и пресечению экстремистской деятельности и минимизации ее последствий.
Таким образом, действующее законодательство, несмотря на принятие новых Федеральных законов о противодействии экстремизму и терроризму, не обеспечивает достаточной правовой основы для принятия эффективных мер противодействия экстремизму и терроризму и их проявлениям в современных условиях, в том числе и оперативнорозыскного характера, а поэтому требует своего дальнейшего нормативно-правового совершенствования и скоординированности с реальными требованиями существующей действительности.
Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы:
1.Далеко не только уголовное законодательство, но и целый ряд иных отраслей права несет в себе предупредительный потенциал, в том числе направленный на противодействие экстремистским проявлениям.
2 См.: Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. - М. 2005. С.241.
2.Процесс становления уголовного законодательства, связанного с противодействием преступной деятельности неформальных групп экстремистской направленности, весьма сложен и до настоящего времени не завершен. Необходимы дальнейшие исследования, направленные как на придание большей «технологичности» соответствующих норм, так и на устранение возникающих пробелов в правовом поле.
3.Ныне действующее уголовное, административное и оперативно-розыскное законодательство, не позволяет в полной мере вести эффективную борьбу с проявлениями экстремизма в России.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации - М. 2008.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации - М. 2008.
3. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму»./ "Российская газета" от 10 марта 2006 г. N 48.
4. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114- ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». / "Российская газета" от 30 июля 2002 г. N 138-139.
5. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) / Бюллетень международных договоров, январь 2004 г., N 1.
6. Европейская конвенция о пресечении терроризма БТБ N 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.) / Бюллетень международных договоров, март 2003 г., N 3.
7. Назаров А.Ю. Организационно-правовые и тактические основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с терроризмом. /Учебное пособие - М. 2002. С.48.
8. Басецкий И.И., Шиенок В.П. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. - М. 1994. С.17.
9. Самойлов В.Г., Шаров В.А. О предмете правового регулирования ОРД. Проблемы повышения эффективности деятельности оперативно-розыскных аппаратов органов внутренних дел в современных условиях. - Киев. 1985. С. 3-16.
10. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. - М. 2005. С.241.
быльским, равно как и его собственный опыт оперативной работы и педагогической деятельности.
Теоретическая значимость приведенной в статье информации состоит в том, что исследуя обозначенную проблему, автором предпринята попытка внести определенный вклад в развитие общей теории оперативно-розыскной деятельности.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что рецензируемая работа достаточно актуальна, соответствует предъявляемым требованиям, представляет интерес с научной и практической точек зрения и может быть рекомендована для издания в журнале, рекомендованном ВАК, как научная статья.
Научный руководитель Заместитель начальника Кафедры ОРД и СТ ВА МВД РФ Кандидат юридических наук, доцент Полковник милиции Гайбович М.В.
Рецензия
Подготовленная М.Е. Белокобыльским научная статья «Некоторые аспекты правовой основы деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с преступлениями террористического и экстремистского характера» посвящена актуальным правовым, организационным и тактическим проблемам обеспечения борьбы с преступлениями террористического и экстремистского характера.
Актуальность темы представленной для рецензирования научной статьи обуславливается стремлением максимально оптимизировать деятельность сотрудников оперативных аппаратов ОВД по предупреждению, пересечению и раскрытию рассматриваемых преступлений через разработку специфических методических рекомендаций.
В статье содержаться интересные научные положения, которые можно внедрить в практику работы оперативных аппаратов ОВД, использовать в учебном процессе в высших учебных заведениях МВД РФ на занятиях по соответствующим дисциплинам.
Несомненно, что хорошей базой для написания статьи явился анализ нормативной базы, литературных источников, оперативно-розыскной практики, проведенный М.Е. Белоко-