Научная статья на тему 'Отдельные аспекты правовой основы деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с преступлениями экстремистского характера'

Отдельные аспекты правовой основы деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с преступлениями экстремистского характера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2016
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / EXTREMISM / CRIME DETECTION / THE PROBLEMS OF THE LEGAL REGULATION / OPERATIVE DIVISIONS / EXTREMISM COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белокобыльский Максим Евгеньевич

В статье рассматриваются отдельные вопросы правового регулирования деятельности оперативных подразделений, осуществляющих борьбу с преступлениями экстремистского характера. В ней выделена правовая структура оперативно-розыскной деятельности и изложены выводы по улучшению эффективности работы оперативных подразделений по противодействию преступным формированиям экстремистской направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белокобыльский Максим Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain Aspects of the Legal Basis of the Activity of the Operative Detective Divisions of the Internal Affairs Bodies Combating Extremist Crimes

The article touches upon certain problems of the legal regulation of the activity of the operative divisions combating extremist crimes. It also defines the legal structure of the Crime Detection Activity and specifies some conclusions on the improvement of the effective work of the operative divisions for counteracting extremist criminal organizations.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты правовой основы деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с преступлениями экстремистского характера»

5.5.ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ БОРЬБУ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА

Белокобыльский Максим Евгеньевич, преподаватель кафедры уголовного права

Волгоградская академия МВД России

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы правового регулирования деятельности оперативных подразделений, осуществляющих борьбу с преступлениями экстремистского характера. В ней выделена правовая структура оперативно-розыскной деятельности и изложены выводы по улучшению эффективности работы оперативных подразделений по противодействию преступным формированиям экстремистской направленности.

Ключевые слова: Экстремизм, оперативно-розыскная деятельность, вопросы правового регулирования, оперативные подразделения, противодействие экстремизму.

Эффективность борьбы с экстремизмом определяется совокупностью различных взаимосвязанных факторов: полнотой и объективностью выявленных причин и условий, способствующих и сдерживающих их проявление; уровнем развития и действенности общегосударственной системы противодействия этим явлениям; степенью технической и специальной оснащенности и профессиональной подготовки подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с преступлениями экстремистской и террористической направленности. Представляется, что фундаментальным обстоятельством, определяющим успех предупреждения, выявления и пресечения возможных проявлений террористического и экстремистского характера, является создание адекватной социально-политической и криминальной обстановки в стране, национального антитеррористического законодательства.1

Под правовой основой в теории оперативнорозыскной деятельности следует понимать совокупность содержащихся в законах и подзаконных нормативных актах правил и предписаний, создающих правовые условия для осуществления оперативно-розыскной деятельности, определяющих ее цели и место в системе государственных

1 См.: Назаров А.Ю. Организационно-правовые и тактические основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с терроризмом. // Учебное пособие - М. 2002. С.48.

функций или непосредственно регламентирующих осуществление этой деятельности.

Регулирование существующих в обществе правоотношений является одной из важнейших функций государства в области законодательства. В числе многих факторов, право определяет поведен ие людей и в сфере проведения оперативнорозыскных мероприятий. Предметом правового регулирования здесь выступают наиболее существ енные общественные отношения, возникающие между государством и лицами, в отношении которых оперативные подразделения органов внутренних дел проводят оперативно-розыскные мероприятия.

Борьба с экстремизмом, в том числе и оперативная разработка организованных преступных формирований экстремистской и террористической направленности, является одним из видов социальной деятельности и подчиняется объективным законам общественного развития. Особую актуальность правовая регламентация этой деятельности приобрела в современных условиях преступных проявлений экстремистского и террористического характера.

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности имеет многоуровневую структуру:

Конституционный уровень правового регулирования, включающий институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельности, применяемых во всех сферах социального управления;

Законодательный уровень правового регулирования, охватывающий все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью как специальной сферы государственной деятельности;

Нормативный уровень, непосредственно регулирующий деятельность оперативных аппаратов по выявлению и разработке организованных преступных структур экстремистской и террористической направленности.

В целях более детальной классификации и анализа правовой основы борьбы с проявлениями экстремистского и террористического характера, целесообразно подразделить на пять групп:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральные законы;

3) Международные правовые акты;

4) нормативные акты Российской Федерации;

5) ведомственные подзаконные акты.

Для борьбы с экстремистскими проявлениями важными является положения Конституции (ч. 5 ст. 13), запрещающие создание и деятельность общественных объединений. Действия и цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности

Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Особое место в правовом регулировании деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел с организованными формами совершения преступлений экстремистского характера является Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который уполномочивает субъекты оперативно-розыскной деятельности использовать специфичные для них силы, средства и методы для выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Важным законодательным актом в сфере правового регулирования борьбы с экстремизмом является Федеральный Закон от 25 июня 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремизму».

Данный нормативный акт определяет основы организации борьбы с экстремизмом, субъекты и объекты экстремистской деятельности. Кроме того, в Федеральном Законе особое внимание уделено вопросам регламентации принципов и правовых основ противодействия экстремизму. Он определяет понятие и виды экстремистской деятельности. Данный Федеральный закон актуален в современных условиях роста экстремистских проявлений, их тесной взаимосвязи с совершением террористических акций, прежде всего, на политической. Национальной, религиозной основе. Экстремизм зачастую представляет собой склонность к политическому насилию, осуществлению политики, преследующей целью насильственное изменение существующего государственного строя или захват власти, установление фашизма или иной диктаторской формы правления.

Важнейшим правовым средством борьбы с экстремизмом являются нормы уголовного права. Для решения организационно-тактических задач оперативной разработки организованных преступных групп экстремистского характера, немаловажное значение имеют те положения, в которых указаны основания для освобождения лиц от уголовной ответственности в случае их причастности к экстремистской деятельности. Так, в примечаниях к ст. 282.1 (Организация экстремистского сообщества) и ст.282.2 (Организация деятельности экстремистской организации) УК РФ указано, что лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если

в его действиях не содержится иного состава преступления.

Немаловажным элементом правовой системы борьбы с экстремизмом являются общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в этой сфере. Следует отметить, что современное состояние международного сотрудничества государств в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом в основном определилось в послевоенный период. В настоящее время формируется система международного противодействия экстремизму и терроризму, которое включает сотрудничество на глобальном и региональном уровне. А также на двухсторонней основе. Такое взаимодействие на международном уровне осуществляется в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

В 60-70-ые годы в связи с угрозой воздушного терроризма был разработан и принят ряд международных конвенций, определивших общие положения по противодействию терроризму (шанхайская конвенция о борьбе с сепаратизмом, терроризмом и экстремизмом, Европейская конвенция о пресечении терроризма и др.) В последующем на их основе была создана международно-правовая база сотрудничества, включающая в себя ряд универсальных соглашений.

Для совершенствования организации международного взаимодействия в сфере оперативнорозыскной деятельности исключительно важное значение имеют рекомендации Всемирной конференции по организованной преступности, прошедшей на уровне министерств в 1994 году в Неаполе.

Данные рекомендации особое внимание уделяют целесообразности заключения международных соглашений в области применения таких способов сбора информации, как агентурные операции; рассматривается возможность принятия мер поощрения для членов преступных организаций, согласившихся сотрудничать и давать свидетельские показания; рекомендуется заключение различных соглашений по вопросам оперативно-розыскной деятельности.

Еще одной составляющей системы правовых основ борьбы с экстремизмом и терроризмом являются ведомственные подзаконные акты, на основании которых, деятельность подразделений по борьбе с экстремизмом включает:

осуществление оперативно-розыскной деятельности;

выявление, предупреждение и раскрытие преступлений экстремистского характера;

координацию разработки структурными подразделениями МВД России единой политики по предупреждению преступлений экстремистского характера;

координацию деятельности этих подразделений по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;

изучение и анализ состояния преступности (в том числе и молодежной), прогнозирование криминогенной ситуации на региональном, межрегиональном и международном уровнях;

обмен оперативной информацией с субъектами, осуществляющими борьбу с экстремизмом, по вопросам комплексной отработки юридических и физических лиц, подозреваемых в причастности к деятельности экстремистских организаций;

организацию и осуществление комплексных оперативных мероприятий; участие в уголовно-процессуальных действиях; сбор, обработку, хранение оперативной и иной значимой информации об экстремистских организациях, группах, их лидерах и участниках, криминальных связях , использование для этого автоматизированных и информационно-поисковых систем;

участие с другими заинтересованными службами в разработке и проведении специальных операций по перекрытию каналов контрабанды оружия, боеприпасов и других средств поражения; задержанию лиц, в отношении которых имеется достаточная информация о причастности к экстремистской деятельности;

осуществление мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовке сотрудников этих подразделений;

изучение и обобщение практики деятельности подразделений органов внутренних дел, опыт служб и подразделений других федеральных органов исполнительной власти и зарубежных стран в области борьбы с экстремизмом и организации профессиональной подготовки.

Следует обратить внимание и на межведомственное правовое регулирование вопросов координации деятельности по противодействию экстремизму и терроризму. Так, например, совместный приказ ФСБ и МВД РФ № 742 ДСП/782 ДСП «Об объявлении решения коллегии ФСБ России и МВД России» от 04 ноября 2004 года, утвердившей Решение коллегий «О совершенствовании взаимодействия органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел Российской Федерации в решении задач по перекрытию каналов финансирования терроризма и экстремизма», который предусматривает активизацию проведения оперативных мероприятий по выявлению и нейтрализации деятельности этнических организованных групп международных террористических организаций, перекрытие каналов финансирования и т.д.

Вместе с тем, анализ современного состояния борьбы с экстремизмом и их проявлениями в России, а так же нормативно-правовой основы, регла-

ментирующей деятельность различных органов государственной власти, в том числе и милиции, свидетельствует о том, что проблема совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия экстремизму продолжает оставаться актуальной.

Следует признать, что большинство положений российского законодательства об экстремизме носят декларативный характер, что с точки зрения науки требует: принятия законов и подзаконных актов, образующих в своей совокупности правовой механизм реализации декларированных законоположений;

предусмотреть меры уголовного принуждения, адекватные степени тяжести преступлений против равноправия граждан, возбуждения национальной, расовой и религиозной вражды;

разработать систему мер административноправовой борьбы с проявлениями национализма и иными нарушениями равноправия граждан.

Необходимо, так же поддержать позицию А.И. Алексеева, что современное состояние борьбы с экстремизмом указывает на необходимость разобраться в причинах недостаточной эффективности принятого в 2002 году Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», норм уголовного и административного законодательства антиэкстремистской направленности, при необходимости внести в них изменения и дополнения и обеспечить активное использование их анти-крименогенного потенциала, призванного играть важную роль в предупреждении терроризма.2 И на наш взгляд, борьба с экстремизмом должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по предупреждению, выявлению и пресечению экстремистской деятельности и минимизации ее последствий.

Таким образом, действующее законодательство, несмотря на принятие новых Федеральных законов о противодействии экстремизму и терроризму, не обеспечивает достаточной правовой основы для принятия эффективных мер противодействия экстремизму и терроризму и их проявлениям в современных условиях, в том числе и оперативнорозыскного характера, а поэтому требует своего дальнейшего нормативно-правового совершенствования и скоординированности с реальными требованиями существующей действительности.

Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы:

1.Далеко не только уголовное законодательство, но и целый ряд иных отраслей права несет в себе предупредительный потенциал, в том числе направленный на противодействие экстремистским проявлениям.

2 См.: Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. - М. 2005. С.241.

2.Процесс становления уголовного законодательства, связанного с противодействием преступной деятельности неформальных групп экстремистской направленности, весьма сложен и до настоящего времени не завершен. Необходимы дальнейшие исследования, направленные как на придание большей «технологичности» соответствующих норм, так и на устранение возникающих пробелов в правовом поле.

3.Ныне действующее уголовное, административное и оперативно-розыскное законодательство, не позволяет в полной мере вести эффективную борьбу с проявлениями экстремизма в России.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации - М. 2008.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации - М. 2008.

3. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму»./ "Российская газета" от 10 марта 2006 г. N 48.

4. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114- ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». / "Российская газета" от 30 июля 2002 г. N 138-139.

5. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) / Бюллетень международных договоров, январь 2004 г., N 1.

6. Европейская конвенция о пресечении терроризма БТБ N 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.) / Бюллетень международных договоров, март 2003 г., N 3.

7. Назаров А.Ю. Организационно-правовые и тактические основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с терроризмом. /Учебное пособие - М. 2002. С.48.

8. Басецкий И.И., Шиенок В.П. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. - М. 1994. С.17.

9. Самойлов В.Г., Шаров В.А. О предмете правового регулирования ОРД. Проблемы повышения эффективности деятельности оперативно-розыскных аппаратов органов внутренних дел в современных условиях. - Киев. 1985. С. 3-16.

10. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. - М. 2005. С.241.

быльским, равно как и его собственный опыт оперативной работы и педагогической деятельности.

Теоретическая значимость приведенной в статье информации состоит в том, что исследуя обозначенную проблему, автором предпринята попытка внести определенный вклад в развитие общей теории оперативно-розыскной деятельности.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что рецензируемая работа достаточно актуальна, соответствует предъявляемым требованиям, представляет интерес с научной и практической точек зрения и может быть рекомендована для издания в журнале, рекомендованном ВАК, как научная статья.

Научный руководитель Заместитель начальника Кафедры ОРД и СТ ВА МВД РФ Кандидат юридических наук, доцент Полковник милиции Гайбович М.В.

Рецензия

Подготовленная М.Е. Белокобыльским научная статья «Некоторые аспекты правовой основы деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с преступлениями террористического и экстремистского характера» посвящена актуальным правовым, организационным и тактическим проблемам обеспечения борьбы с преступлениями террористического и экстремистского характера.

Актуальность темы представленной для рецензирования научной статьи обуславливается стремлением максимально оптимизировать деятельность сотрудников оперативных аппаратов ОВД по предупреждению, пересечению и раскрытию рассматриваемых преступлений через разработку специфических методических рекомендаций.

В статье содержаться интересные научные положения, которые можно внедрить в практику работы оперативных аппаратов ОВД, использовать в учебном процессе в высших учебных заведениях МВД РФ на занятиях по соответствующим дисциплинам.

Несомненно, что хорошей базой для написания статьи явился анализ нормативной базы, литературных источников, оперативно-розыскной практики, проведенный М.Е. Белоко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.