Научная статья на тему 'К вопросу о характеристике ряда современных проявлений терроризма и организации деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия информационной активности участников террористических и экстремистских действий'

К вопросу о характеристике ряда современных проявлений терроризма и организации деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия информационной активности участников террористических и экстремистских действий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1070
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / TERRORISM / EXTREMISM / OPERATIVE-DETECTIVE ACTIVITY / INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Н. Н., Харченко С. В.

В статье рассматривается правовая основа противодействия терроризму в Российской Федерации. Особое внимание уделяется характеристике современных проявлений терроризма и мер, принимаемых органами внутренних дел, в сфере противодействия информационной активности участников террористических и экстремистских действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев Н. Н., Харченко С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on the characteristic of some modern displays of terrorism and the organisation of activity of law-enforcement bodies in sphere of counteraction of information activity of participants of terrorist and extremist actions

The article deals with the legal basis of counteraction to terrorism in the Russian Federation. The special attention is given to the characteristic of modern displays of terrorism and the measures accepted by law-enforcement bodies in sphere of counteraction of information activity of participants in terrorist and extremist actions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о характеристике ряда современных проявлений терроризма и организации деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия информационной активности участников террористических и экстремистских действий»

К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ РЯДА СОВРЕМЕННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕРРОРИЗМА И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ ДЕЙСТВИЙ

TO A QUESTION ON THE CHARACTERISTIC OF SOME MODERN DISPLAYS OF TERRORISM AND THE ORGANISATION OF ACTIVITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN SPHERE OF COUNTERACTION OF INFORMATION ACTIVITY OF PARTICIPANTS OF TERRORIST AND EXTREMIST ACTIONS УДК 343.326:351.74

Н.Н. ВАСИЛЬЕВ,

профессор кафедры организации ОРД, заслуженный юрист РФ (Академия управления МВД России)

N.N. VASILEV,

the professor, the chair of Organisation of the Operative-Detective Activity, the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs, Russia, the deserved lawyer of the Russian Federation, the major general of internal service in resignation

С.В. ХАРЧЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

S.V. HARCHENKO,

the assistant-professor, the chair of Organisation of the Operative-Detective Activity, the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs, Russia, the candidate of legal sciences, the assistantprofessor, the colonel of militia

Аннотация: В статье рассматривается правовая основа противодействия терроризму в Российской Федерации. Особое внимание уделяется характеристике современных проявлений терроризма и мер, принимаемых органами внутренних дел, в сфере противодействия информационной активности участников террористических и экстремистских действий.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, оперативно-розыскная деятельность, информация.

Abstract: The article deals with the legal basis of counteraction to terrorism in the Russian Federation. The special attention is given to the characteristic of modern displays of terrorism and the measures accepted by law-enforcement bodies in sphere of counteraction of information activity of participants in terrorist and extremist actions.

Key words: terrorism, extremism, operative-detective activity, information.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов опасность терроризма, как одного из наиболее негативных факторов стратегических угроз национальной безопасности Российской Федерации, существенно возросла. Стало очевидным, что терроризм необходимо рассматривать не только как возможность совершения отдельных акций, но и как систематическую широкомасштабную угрозу, затрагивающую политические, экономические, социальные, военные, дипломатические, правоохранные и иные интересы как отдельных государств, так и международного содружества в целом. Многие северокавказские события, террористические действия в других регионах России заставляют воспринимать действия сил терроризма как реальную угрозу национальной безопасности и территориальной целостности России. Схожие проблемы довольно часто возникают и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Т рагические события последних лет засвидетельствовали определенную устарелость и недостаточную остроту подхода к оценке опасности террористических проявлений, при котором основные усилия в борьбе с терроризмом сосредотачиваются на пресечении уже начавшегося или состоявшегося террористического акта, либо установлении, поиске и задержании подозреваемых в его совершении лиц, а нередко и их уничтожении при проведении контртеррористических операций. Несомненно, что эти действия важны и являются сложными и опасными в период их применения. Однако они не предотвращают гибель людей, становящихся безвинными жертвами террористов, ибо, как правило, к началу операций террористы успевают лишить жизни или здоровья многих людей, причинив значительный материальный ущерб.

Сама жизнь указала на то, что сложность и многогранность такого криминального феномена, коим явился терроризм, требуют при осуществлении противодействия ему комплексного подхода, обязательно сочетающего силовые, уголовно-правовые и процессуальные, политико-дипломатические, экономические, гуманитарные, социальные и иные меры и действия, опирающиеся на состыкование антитеррористических мер как на внутригосударственном, так и на международном уровне, на использование

международного опыта в предупреждении и пресечении актов терроризма.

Именно поэтому в начале 2000-х годов остро встал вопрос о необходимости создания в России гибкой системы, обеспечивающей как профилактику терроризма и других новых угроз со стороны криминала (в том числе и международного), так и принятия адекватных мер силового, оперативнорозыскного, правового и иного характера по урегулированию кризисных ситуаций, связанных с проявлениями терроризма. В стране в короткие сроки был разработан и принят пакет законодательных и ведомственных нормативных актов, положивших начало созданию единой правовой основы противодействия терроризму.

Начало этому новому подходу по созданию системы антитеррористической деятельности было положено в 2006 году принятием Указа Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». Систему государственных мер противодействия терроризму (профилактика, предупреждение, упреждение, раскрытие и расследование, предупреждение и ликвидация последствий террористических проявлений) в стране возглавил Национальный антитеррористический комитет (НАК), председателем которого по должности является директор ФСБ Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации созданы антитеррористические комиссии во главе с высшими должностными лицами субъектов Федерации.

Органы внутренних дел в составе НАК России представлены Министром внутренних дел России (он же заместитель председателя НАК), а в составе антитеррористической комиссии в субъектах Федерации - начальником территориального органа МВД России. Членами названных органов являются руководители ряда ведомств Российской Федерации и ее субъектов. Фактически эти ведомства являются субъектами противодействия терроризму.

Для организации планирования применения сил и средств силового, военного, оперативно-розыскного и иного характера, руководства и управления контртеррористическими операциями в составе НАК России, в центральных ведомствах и в субъектах РФ

образованы оперативные штабы, в состав которых введены также руководители МВД России, МВД, ГУВД, УВД. Оперативные штабы образованы во всех территориальных органах внутренних дел.

В системе органов внутренних дел деятельность по координации и организации противодействия терроризму до недавнего времени возглавлял Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом. В настоящее время эта система реорганизована в связи с принятием Указа Президента РФ от 6 сентября 2008 года № 1316 и ряд функций координационного характера возложен на Департамент по противодействию экстремизму МВД России и его подразделения в субъектах Федерации.

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел в системе мер противодействия терроризму построена с учетом положений и принципов, изложенных в таких законодательных актах, как Федеральный закон «О полиции», Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О противодействии терроризму» и другие, а также в межведомственной Инструкции о порядке организации и проведения контртеррористических операций, принятой ФСБ, мО, МЧС, МВД, ФСО и ФСИН России, и в таких ведомственных нормативных актах, как «Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах» и ряде других.

Проведенные МВД России совместно с органами ФСБ, Министерством обороны и другими ведомствами организационные и практические мероприятия, в том числе силового, оперативно-розыскного, разведывательного, профилактического и иного характера позволили добиться определенных позитивных результатов в укреплении правопорядка, борьбе с террористическими и экстремистскими проявлениями. Так, в 2004 году в России было зарегистрировано 265 фактов терроризма, в 2005 г. - 203, в 2006 г. - 112, в 2007 г. - 48, в 2008 г. - 10, 2009 г. - 15. В эти же годы количество преступлений террористического характера составило 9523, 5438, 5043, 3058, 2275 и 2086 соответственно (количество преступлений указано вместе с преступлениями, подпадающими под действие ст. 207 УК РФ). В указанные годы количество преступлений экстремистской направленности составило 130, 263, 356, 460 и 548.

Международная и российская практика борьбы с терроризмом на современном этапе опирается на постоянно уточняющуюся систему классификации этого негативного явления, выявления новых его видов и определения конкретных мер противодействия с учетом его типов и видов. В укрупненном варианте различают такие виды терроризма, как политический, националистический, религиозный, криминальный, экологический, ядерный и другие. Эти характеристики терроризма необходимо знать не только руководителям силовых структур, но и всем должностным лицам органов и подразделений правоохранительного блока.

Классификация терроризма многими специалистами осуществляется по различным основаниям и, как правило, на основе следующих критериев:

- по используемым методам воздействия: физический и психологический терроризм;

- по политическим целям: революционный, контрреволюционный, конфронтационный, мобилизационный;

- по характеру объектов воздействия: селективный (выборочный) и массовый (любое множество людей-жертв) терроризм;

- по субъекту действия: государственный, негосударственный;

- по отношению субъектов терроризма к правящей системе государства: проправительственный, оппозиционный;

- по географии района: европейский, латиноамериканский, ближневосточный. Географический критерий может достаточно быстро меняться;

- по характеру используемых средств: традиционный (холодное и огнестрельное оружие, взрывчатые вещества), технологический (новые средства поражения, ядерное, химическое, бактериологическое оружие);

- по специфике пространственных условий: на суше, на море (пиратство), воздушный терроризм;

- по идейно-политической платформе: идеологический, националистический, религиозный терроризм со своими разновидностями;

- по количеству участников: индивидуальный, групповой.

В научных и аналитических исследованиях выделяются и такие типы терроризма, как международный (как правило, контролируемый каким-либо государством, хотя это определение во многом носит условный характер), транснациональный (действующий на территории другой страны), внутренний

государственный (организуется органами государства на территории собственной страны. Частично это определение подходит при оценке действий Грузии в отношении Южной Осетии и Абхазии), внутренний негосударственный (осуществляется политическими оппозиционными или чисто криминальными группировками).

В ряде изданий предлагается в организационной и практической деятельности по противодействию терроризму учитывать такие разновидности (типы) его, как:

- политический;

- социальный (левый-революционный, «красный» и правый-революционный, «черный»);

- национальный или националистический (сепаратистский, национально-освободительный, репрессивный национальный);

- территориально-сепаратистский;

- мировоззренческий (религиозный: фундаменталистский и сектантский, а также экологический, феминистский и т.п.);

- уголовный.

Считается, что в чистом виде каждая из названных разновидностей терроризма фактически не встречается - в каждом из них присутствуют различные признаки другого. Например, в «чеченском» терроризме и в некоторых иных территориальных разновидностях этого типа терроризма отмечались националистическая, религиозная и уголовная (как правило, корыстная и насильственная) составляющие.

Национализм выступает, как правило, в виде весьма эффективной основы терроризма. Он обращен к наиболее глубоким и чувствительным качествам человека. Среди ученых и практиков в настоящее время бытует мнение, что на национализме и экстремизме построена политика руководства Грузии в отношениях с Абхазией и Южной Осетией, причем в этой политике четко просматриваются признаки геноцида.

Довольно опасным является и религиозный терроризм и экстремизм. Религиозный фактор используется для достижения политических целей. Религиозный терроризм некоторых представителей мусульманского мира приобретает на Ближнем Востоке и в других регионах характер джихада - войны мусульман против «неверных».

Экологический терроризм реализуют группировки экстремистского характера, выступающие с позиций насильственных методов вообще против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей

среды, убийства животных, строительства ядерных и иных техногенных объектов. Особенно часто, как показала практика, такие проявления возникают на фоне крупных строительных и иных проектов, способных нанести определенный ущерб природе. Подобные проявления экстремистского или террористического характера возможны, например, при подготовке к Олимпиаде в Сочи в 2014 году, ибо ряд экологических организаций считает, что строительство объектов Олимпиады может нанести непоправимый ущерб Сочинскому Национальному парку и Кавказскому заповеднику, являющемуся объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Можно предполагать, что если протесты представителей экологического движения не будут урегулированы в рамках политических и социальных процессов, то они вполне реально могут обрести экстремистскую окраску и формы действий.

Быстро развивается и такая разновидность терроризма, как биотерроризм, использующий в своей деятельности биологически опасные вещества (бактерии, вирусы, токсины). Этот вид терроризма обрел черты реальной опасности.

Новейшей разновидностью терроризма стал в конце 1990-х годов - начале 2000-х годов кибертерроризм. Например, в США к началу 2000-х годов более половины из 30 групп, внесенных Госдепартаментом в список международных террористических организаций, имели свои сайты в Интернете. Вскоре все они присутствовали во Всемирной паутине. Интернет в 2000-х годах активно использовался «Аль-Каидой» для пропаганды и вербовки пополнения своих рядов, боевой подготовки террористов, получения из открытых источников различной информации ориентирующего и аналитического характера.

В XX веке и в начале XXI века информационные технологии приобрели глобальный характер, проникнув во все сферы общественной жизни и став ресурсом, не имеющим национальных, государственных и географических границ. Их воздействие касается образа жизни людей, их взаимоотношений, образования, работы, взаимодействия государства и гражданского общества. В то же время идея «информационного общества» еще недостаточно осмыслена, плохо изучены его негативные стороны и некоторые возможности влияния на поведение людей.

Информатизация представляет собой переплетение различных по своим последстви-

ям процессов. С одной стороны - информационные технологии способствуют формированию социальных общностей позитивного характера, открывают новые перспективы в совершенствовании систем управления. С другой - информатизация несет в себе элементы негативного характера, способствует появлению новых внутренних и внешних угроз, в том числе угроз террористического и экстремистского характера, информационно-психологической безопасности личности и общества, нередко расширяет возможности манипулирования сознанием людей. Избыточная информация, а также заведомо дезориентирующая информация (дезинформация) о криминальных угрозах и различных конфликтных ситуациях зачастую выступает как явный элемент напряженности в обществе. Известно, что различные преступные группировки внутреннего и международного характера достаточно активно используют новейшие информационные технологии для общения и взаимодействия между собой, а также в сфере противостояния проводимым правоохранительными органами и спецслужбами государства оперативно-розыскным, следственным, разведывательным, организационным, контртеррористическим и иным мероприятиям. Эти же технологии, а также сведения, извлекаемые названными группировками, их лидерами и отдельными участниками из содержания различных видов информаций, используются ими для формирования и дальнейшего развития криминальных группировок, в том числе террористической и экстремистской направленности.

В последнее время активизировался новый вид криминального противоборства в виде информационных войн. Упомянутый выше «кибертерроризм» выражается в виде преднамеренной атаки на информацию, обрабатываемую компьютерными системами и сетями государственных и иных органов и создающей опасность для жизни и здоровья людей или наступления других тяжких последствий с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения, провокации вооруженного конфликта. Фактически эти позиции отражают сущность современного терроризма. «Кибертерроризм», особенно осуществляющий «впрыскивание» дезинформации в компьютерные сети Интернета или различных средств массовой информации, значительно затрудняет деятельность правоохранительных органов по предупреждению и пресечению терроризма

и экстремизма, для успешной борьбы с которыми необходимо активное использование средств, методов и сил оперативно-розыскного характера.

Манипулирование информацией, используемое террористическими и экстремистскими группировками, служит своеобразным рычагом воздействия, при котором создание обстановки страха, особенно при возникновении и развитии конфликтных ситуаций, выступает не в качестве цели, а как средство достижения цели. Большинство террористических и экстремистских актов, особенно сопровождающихся захватом заложников, похищением людей, причинением вреда их здоровью, лишением жизни, совершением взрывов, поджогов, нападением на объекты жизнеобеспечения и транспорта и тому подобное, предполагают в последующем извещение через СМИ, сети Интернета, путем распространения письменной и иной информации и дезинформации о преследуемых участниками названных действий целях и условиях их достижения. Преступники начинают диктовать эти условия, в том числе и вступая в переговоры с правоохранительными органами. При этом информация с их стороны строго дозируется, постоянно обновляется и зачастую содержит сведения, полученные при утечке информации с мест проведения контртеррористических и иных мероприятий, оперативно-розыскных действий и т.д.

Охотой за получением информации, имеющейся в оперативно-розыскных, следственных и иных подразделениях силовых ведомств, активно занимаются как участники различных криминальных группировок, так и, к сожалению, представители СМИ, объясняющие свою деятельность как соответствующую положениям Закона «О средствах массовой информации». И хотя формально они могут быть правы, однако все зависит от того, какая информация при этом получена - гласная или негласная (т.е. так называемого закрытого характера) и как она используется, т.е. в каком виде доведена до потребителя и как воздействовала на его сознание. Многие отечественные и зарубежные исследователи пришли к выводу, что некоторые СМИ готовы оперативно освещать различные социальные и криминальные конфликты и стараются делать это, придавая оттенок сенсационности при описании и освещении различных конфликтных ситуаций с помощью определенных комментариев к происходящим событиям. При этом дости-

гается эффект воздействия на общественное мнение, причем далеко не всегда позитивного характера. Характерно, что террористы активно эксплуатируют образы насилия с помощью телевидения в реальном времени и их мгновенное распространение в мировом информационном пространстве (события 11 сентября 2001 года в Нью Йорке, в октябре 2002 в г. Москве в концертном зале на ул. Дубровка, 1 сентября 2004 года в г. Беслане и т.д.). В подобных ситуациях телевизионная «картинка» часто закрывает смысл события, она нередко играет двусмысленную роль, причем играет и в пользу двойных стандартов (августовские события 2008 года в Южной Осетии). На дальнейшей стадии обработки информации событию придается новое и угодное заинтересованной стороне (в том числе и террористам) значение, оно может содержать элементы прославления, как бы «рекламируя» отдельные действия и требования террористов и экстремистов в глазах их скрытых или открытых сторонников.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время практически любой человек получает от СМИ вместе с самим информационным сообщением о каком-либо экстремальном событии еще и комментарий. К сожалению, комментарий, особенно освещающий события на основании информации, полученной нелегальным путем, является средством манипуляции и дезинформации, т.е. набором специальных действий по формированию стереотипов и созданию определенного впечатления или отношения к тому или иному факту, имевшему место в зоне экстремальной ситуации, особенно в ходе экстремистского или террористического проявления. Террористические группировки и их пособники стараются к сообщению об акте террора, захвате заложников или об ином подобном действии с помощью информации, полученной по нелегальным каналам или дезинформации, добавить различные варианты оценки события, постепенно придавая ему характер от позитивного до негативного, чтобы получить необходимое для них отношение той или иной группы лиц.

Еще одной преградой для объективного восприятия террористического или экстремистского проявления являются различные интерпретации в оценочных суждениях, наличие практики «двойных стандартов» и двойных подходов к совершенно одинаковым явлениям и событиям. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть и обсудить в рамках настоящей статьи ос-

новные направления деятельности органов внутренних дел по противодействию утечке информации из зон контртеррористических операций и иных экстремальных ситуаций, пресечению нелегальных каналов распространения информации.

Прежде всего, необходимо показать процесс трансформации различной, в том числе и полученной нелегальным путем, информации из зон контртеррористических операций или иных экстремальных ситуаций, превращение ее в определенный информационный продукт, используемый в интересах противоправных сил. Знание этих обстоятельств поможет сотрудникам органов внутренних дел и их оперативных и следственных подразделений выявлять и пресекать нелегальные каналы утечки информации, т.е. противозаконные способы ее получения, привлекать к ответственности виновных лиц.

Чтобы выявить нелегальный канал утечки информации, необходимо исследовать процессы ее движения, распространения от места (источника) ее возникновения (скажем, зоны контртеррористической операции) до потребителя. Первоначально из зоны террористической или иной чрезвычайной криминальной акции, а также контртеррористической операции исходит информация, отражающая наличие самого факта противоправных действий. Эта информация может быть легальной, открытой (потерпевшие, свидетели, население ближайших поселков, сёл и т.п.). Это так называемая фактологическая информация. Иногда она проявляется в виде слухов. Уже на этом уровне распространения информации анализ позволит сделать вывод о ее качественной характеристике: целенаправленная, искаженная, ложная (дезинформация). Как правило, наибольшая опасность для общественного мнения содержится в дезинформации, которую можно подразделить на целенаправленную и непроизвольную, т.е. не содержащую дезинформационного умысла.

Каковы источники фактологической информации? Ими могут быть: сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие; очевидцы криминальных событий и свидетели; журналисты и сотрудники иных СМИ; жертвы, потерпевшие и их родные и близкие; иные физические лица, которым стало известно о криминальном событии. Фактически любые из указанных категорий граждан могут оказаться источниками нелегального распространения информации

о противоправном деянии, его характере, цели, мотивах, способах совершения и т.п. Наибольшую общественную опасность представляют противоправные действия по распространению (утечке) информации со стороны должностных лиц правоохранительных органов и силовых структур, которые в силу своего служебного положения обязаны соблюдать принципы конспирации в работе, сохранения государственной и служебной тайны (ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 161 УПК РФ, ст. 310 УК РФ, положения Присяги сотрудников органов внутренних дел и т.д.). Работу по выявлению таких лиц и пресечению противоправной деятельности обязаны проводить сотрудники оперативно-розыскных подразделений, в частности, подразделений собственной безопасности.

От места (источника) возникновения (первый уровень) информация о событиях криминального характера переходит на второй уровень (круг), она как бы разрастается, приобретает определенную направленность (особенно та, которая получена по нелегальным каналам). Ее источниками становятся телевидение, радио, мобильная связь, средства печати, электронные средства связи. И хотя на этом уровне распространения информация, как правило, касается самого факта криминальной ситуации, однако она постепенно приобретает направленный характер, обобщается, анализируется, делаются выводы о происшествиях, причинах и условиях его возникновения, участниках, мотивах их действий, требованиях в адрес властей и т.д.

Далее движение информации о происшествии переходит на третий уровень: в этой ситуации происходит выдвижение различных версий, гипотез, предположений, осуществляется более пристальное прочтение и осмысление фактов, идет более широкое обсуждение в СМИ, оживляют свою работу лица, противодействующие раскрытию и расследованию преступления.

Можно отметить и четвертый уровень движения информации о чрезвычайной (конфликтной) ситуации, в том числе и террористического характера, распространяемой, как правило, с помощью ее утечки с места происшествия. Этот уровень достаточно серьезный, ибо речь теперь идет о создании информационного продукта, выгодно используемого в своих целях криминальными и иными группировками, оказывающими противодействие властям в укреплении правопорядка и ликвидации

последствий конфликтных ситуаций. Заинтересованными лицами с помощью нелегально полученной, да и иной информации, создается «образ врага» в самых различных вариациях, что значительно усугубляет социальную обстановку и отрицательно влияет на состояние правопорядка.

При необходимости в искаженном виде подаются как «образ жертвы», так и «образ защитника». Эти образы, как правило, присутствуют при возникновении и развитии почти любого конфликта, особенно если речь идет о действиях вооруженного характера. Именно в этот период возникают первые признаки оценки обстановки и ее освещения в СМИ с позиций «двойных стандартов»: начинается «охаивание» законных действий органов правопорядка и властей, действия правонарушителей нередко преподносятся с позиций проявления «героизма», «активных жизненных позиций», «мужественных поступков» представителей оппозиции и т.д.

И на конечном (пятом) этапе преобразования информации, исходящей из очага конфликтной ситуации, в том числе и террористической акции, в дело оказываются втянутыми многие структуры общества, потребителями информации становятся и члены общества, и госструктуры, и правонарушители. Причем, это нередко выходит за рамки одного государства, где была отмечена конфликтная ситуация.

Имеются ли реальные способы, позволяющие избежать нежелательных последствий утечки и распространения с мест конфликтных, в том числе криминальных ситуаций, информации, особенно попадающей в распоряжение различных потребителей нелегальными и некоторыми легальными путями? Такие способы в распоряжении правоохранительных систем, в том числе органов внутренних дел и их оперативных подразделений, имеются.

В первую очередь, это активные конкретные меры, обеспечивающие выполнение требований таких законодательных актов, как ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон РФ «О средствах массовой информации», ФЗ «О полиции», ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ «О государственной тайне», ФЗ «О противодействии терроризму», Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части обеспечения соблюдения правил хранения, использования и распространения информации, особенно содержащей государственную или служебную тайну. Так,

положения ст.ст. 3, 5, 12, 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» обязывают сотрудников органов, осуществляющих этот вид деятельности, основываться в своей работе, в частности, при проведении оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с различными преступными проявлениями, на принципе конспирации и соблюдать ее правила; они обязаны сохранять в тайне сведения об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, об используемых при этом силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах работы. Попытки распространения указанных сведений, особенно с использованием нелегальных каналов и, в частности, с мест проведения операций и иных действий ан-титеррористического характера, должны решительно пресекаться, в том числе, с применением средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

При проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых как в условиях чрезвычайных обстоятельств, так и в иных ситуациях, сотрудники оперативных и следственных подразделений должны в соответствии со ст. 161 УПК РФ принимать меры, исключающие разглашение данных предварительного расследования, т.е. соблюдать сами и обеспечивать соблюдение иными лицами так называемой «тайны следствия».

О необходимости принятия органами внутренних дел и иными субъектами ан-титеррористической деятельности мер по пресечению утечки информации при выполнении задач по противодействию терроризму говориться в ряде положений ФЗ «О противодействии терроризму» Так, в п.10 ст. 2 этого закона указано, что противодействие терроризму, наряду с другими принципами, основывается на принципе конфиденциальности сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников. Это требование закона накладывает на соответствующие правоохранительные органы обязанность соблюдать соответствующие требования и принимать меры, исключающие утечку информации при проведении мероприятий, связанных с выявлением, предупреждением, пресечением,раскрытием и расследованием преступлений террористического характера.

Важным условием обеспечения деятельнос-

ти государственных органов в сфере пресечения информационной активности правонарушителей являются положения подп. «д» и «е» п. 2 ст. 3 рассматриваемого закона, установившие, что под понятие «террористическая деятельность» подпадает деятельность, включающая в себя «информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта» (как известно, пособничество предполагает наступление ответственности в уголовно-правовом порядке). Понятие «террористическая деятельность» охватывает также «пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности». Именно такого рода информация нередко фигурирует в печатных изданиях, в Интернете, с экранов телевизоров, превратно преподнося существо происходящих событий, связанных с конфликтной обстановкой. Не надо долго ломать голову над тем, кто, где и как добывает и обрабатывает соответствующую информацию.

Наибольшие негативные последствия могут возникнуть при утечке информации с места (территории) проведения контртеррористической операции (КТО). Действия правоохранительных органов в указанной ситуации по выявлению и пресечению каналов утечки информации (особенно нелегальных каналов) вытекают из положений ст. 11 («Правовой режим контртеррористической операции») ФЗ «О противодействии терроризму». На территории или объектах, в пределах которой (на которых) введен правовой режим КТО, на период ее проведения могут быть применены следующие меры и временные ограничения, в том числе и в интересах пресечения утечки информации:

- проверка документов и физических лиц, а при отсутствии таковых - принятие мер для установления личности;

- удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, отбуксировка транспортных средств;

- введение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, осуществление поиска на каналах электросвязи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других

террористических актов;

- приостановление оказания услуг связи или ограничения использования сетей связи и средств связи;

- проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой действует режим КТО, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей.

В соответствии с п.п. 12, 13 рассматриваемого закона руководитель, принявший решение о проведении КТО, определяет порядок использования задействованных сил и средств по безусловному выполнению требований закона и соответствующих нормативных актов, регламентирующих условия проведения КТО. Меры, детализирующие в соответствии с требованиями ФЗ «О противодействии терроризму» порядок организации и проведения КТО, определены в соответствующем нормативном акте шести ведомств, принятом в 2008 году. В частности, определены меры, препятствующие неконтролируемому распространению (в том числе и утечке) информации с мест проведения операции.

Так, в составе сил и средств по её проведению формируются такие функциональные группы, как информационно-аналитическая, взаимодействия со СМИ, организации оперативно-розыскных и следственных мероприятий и др. Сотрудники, входящие в состав этих групп, участвуют в проведении мероприятий, препятствующих утечке информации с мест проведения операции. Заметная роль в этом принадлежит группе по взаимодействию со средствами массовой информации, в состав которой включаются сотрудники правоохранительных органов, имеющие, кстати, возможности осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по борьбе с утечкой информации с мест проведения операции.

Должностные лица сил и средств, входящих в состав участников проведения операции, обязаны соблюдать и обеспечивать все требования её правового режима, особенно в части обеспечения надежной локализации места проведения операции и мест происшествия, соблюдения конспирации и маскировки замышляемых и осуществляемых действий сил и средств и необходимых организационных и тактических мероприятий.

Работа с представителями СМИ и общественности должна осуществляться в специ-

ально выделенном отдельном помещении за пределами рубежа оцепления (пресс-центр временного характера). Связь с представителями СМИ осуществляет представитель штаба по проведению операции (как правило, это руководитель группы взаимодействия со СМИ). Подготавливаемые им информационные материалы для СМИ должны быть утверждены руководителем операции.

Это же должностное лицо совместно с сотрудниками функциональных групп оперативного штаба осуществляет контроль за соблюдением представителями СМИ установленных требований по обеспечению конспирации проводимых в рамках операции мероприятий. Особое внимание уделяется мерам по недопущению распространения информации, способной привести к затруднениям при осуществлении различных действий, обеспечивающих проведение указанных мероприятий, поставить под угрозу жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов и населения. После завершения операции её правовой режим отменяется и незамедлительно через СМИ и другие возможности обнародуется с указанием точного времени отмены этого режима.

Представляется, что рассмотренные проблемы, особенно в части, касающейся информационных и иных деловых контактов правоохранительных органов, СМИ и других государственных и общественных организаций при осуществлении мероприятий по противодействию терроризму, экстремизму и в иных конфликтных ситуациях, позволяют сделать вывод о том, что информационные технологии не могут в определенных случаях оставаться бесконтрольными со стороны государства и общества. Очевидно, что вседозволенность, нравственная и фактологическая дезориентация ряда средств массовой информации, осуществляемые нередко с подачи различных аналитических, информационных или специальных служб некоторых государств в вопросах отражения сложных конфликтных ситуаций, привели к тому, что экстремистские и террористические взгляды и действия в ряде случаев получили возможность широкого воздействия на сознание и поступки людей. С учетом прогрессирования угроз терроризма и экстремизма необходимо постоянно вырабатывать, в том числе и на уровне международных отношений, стратегию и тактику борьбы с названными угрозами в информационном пространстве, что соответствовало бы реалиям начавшегося третьего тысячелетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.