С.А. Гаврилюк
СОВРЕМЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН СНГ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с возникновением терроризма как явления на территории стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и в этом контексте - обеспечения безопасности стран Содружества и Таможенного союза, организация мер противодействия терроризму на постсоветском пространстве.
Ключевые слова: терроризм, противодействие, обеспечение безопасности, взаимодействие стран СНГ, субъекты антитеррористической деятельности, государственная система противодействия (ГСП) терроризму.
Необходимость дальнейшей активизации борьбы с национальным и международным терроризмом сегодня стала особенно актуальной1.
По словам Н. Бордюжи, генерального секретаря Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), «сегодня мы можем говорить о том, что явления террористического характера фиксируются почти во всех государствах СНГ. Что касается района Центральной Азии, то значительное количество молодежи из этих государств проходит подготовку в лагерях в Ираке и Пакистане, намереваясь затем вернуться в страны своего происхождения для проведения экстремистской и террористической деятельности. Налицо также рост численности организаций радикального толка, являющихся базой для формирования террористических организаций».
Терроризм в странах СНГ характеризуется следующими признаками: повышением жестокости террористических акций, желанием субъектов террористической деятельности манипулировать поведением людей, снижением роли идеологических принципов и
© Гаврилюк С.А., 2014
ростом национализма в международном терроризме; слиянием террористической деятельности с транснациональной преступностью, возрастанием роли исламских и других религиозных факторов.
Для стран СНГ представляют существенную угрозу радикальные мусульманские организации экстремистов, которые планируют создать под своим контролем новые государственные образования на Кавказе и в Центральной Азии. Отмечены попытки вторжения в 1998-2000 гг. незаконных вооруженных формирований на территории Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, в которые вошли представители международных террористических организаций. В марте 2005 г. Верховный суд Республики Казахстан признал террористическими семь международных организаций и запретил их деятельность, в том числе «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», которая начала проявлять свою активность с 1998 г., а вся ее деятельность была направлена на насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета, что подрывает национальную безопасность республики.
В 2009-2012 гг. в Республике Казахстан наблюдался всплеск террористической активности, которую правительство оценило как бандитизм и «единичное проявление терроризма», хотя затем был перенесен акцент на «теракты». Однако до сих пор правительство отказывается официально признать существование организованного террористического подполья2.
Казахстан вместе с тем не может не признать актуальность такой проблемы, как обучение казахских террористов и их участие в военных действиях за рубежом.
На рост терроризма в странах СНГ в известной степени влияет распространение наркотиков. Так, только в Таджикистане в 2001-2005 гг. было изъято 45 т наркотиков, в том числе 25 т героина поступили из Афганистана.
Террористическими были признаны такие организации, как «Братья-мусульмане», «Общество социальных реформ», «Комитет исламского призыва», «Аль-Игаса» (действуют на территории Центральной Азии, на Кавказе); «Комитет мусульман Азии», действующий на территории России и стран Центральной Азии; «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» проявляется в России, Азербайджане, Республике Беларусь, Казахстане, республиках Кыргызстан и Узбекистан, Украине; Благотворительный фонд «Ибрагим бин Абдул Азиз аль Ибрагим» является активным в основном в России; «Akromidy» - религиозное движение, которое характерно в основном для Узбекистана; «Центр исламского развития» проявляется в Кыргызстане; «Адолат уюшмаси» формирует свою собственную
сеть в основном на территории Республики Узбекистан; «Товба» -экстремистское движение, которое существует в Азербайджане, Кыргызстане и Узбекистане.
А в декабре 2012 г. казахский перечень экстремистских и террористических организаций пополнился сайентологами, иеговистами, ахмадийцами, кришнаитами, последователями «Таблиги джамаат» и «Белого братства»3.
Проблемы борьбы с терроризмом остаются актуальными и в свете создания на постсоветском пространстве нового экономического образования - Таможенного союза, в состав которого вошли Россия, Беларусь и Казахстан и в ряды которого планирует войти Киргизия и даже Вьетнам. К 2015 г. данное объединение может трансформироваться в политический союз с соответствующими наднациональными органами, что, как представляется, несомненно, поставит перед террористическими организациями вопрос об организации их деятельности в новых условиях.
Естественно, что руководители стран Таможенного союза должны быть готовы к новым вызовам терроризма.
К тому же следует учитывать, что создание Таможенного союза без особого энтузиазма воспринимается на Западе и можно ожидать определенного противодействия со стороны западников реализации подобных планов. Не исключено, что террористы своими действиями могут сыграть «на руку» Западу.
Необходимость обеспечения должного противодействия террористам вынуждает силовые структуры государств СНГ проявлять готовность к более тесной кооперации, обмену актуальной информацией, подготовке спецопераций, совместным действиям, к которым они ранее не были готовы. А именно, к выявлению очагов террористической опасности, проникновению в страну контрабандных наркотиков, оружия, а также к противодействию организации «цветных» революций, формированию через информационные каналы ТУ и прессу антидемократических настроений, направленных на дестабилизацию обстановки в стране4.
В современных условиях важным направлением обеспечения действенной борьбы с терроризмом в странах СНГ является формирование соответствующей нормативно-правовой базы. Ряд шагов в этом направлении уже сделан.
Так, правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в рамках стран СНГ определены модельным Законом «О борьбе с терроризмом», принятым Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ 17 апреля 2004 г., и Законом «О противодействии финансирования террористической деятельности» 2005 г.
Правительство РФ определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизированию и/или ликвидации последствий проявлений терроризма; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.
В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 16 февраля 2006 г. был создан Национальный антитеррористический комитет.
Одновременно государствами (Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан) приняты законы «О борьбе с терроризмом».
Из всего вышеизложенного можно сделать предварительный вывод, что политическая ситуация внутри этих стран и их экономическое положение находятся далеко за пределами стабильности. Данное обстоятельство может быть использовано террористическими организациями, и задача России состоит не только в укреплении своих территориальных рубежей, но и в том, чтобы предусмотреть защиту своего государства с учетом изменения границ в рамках общего транспортно-экономического пространства стран СНГ, Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
Обеспечение безопасности территории стран СНГ антитеррористическими блоками в условиях отсутствия стабильных, законодательно оформленных отношений между странами, граничащими друг с другом, в полной мере в настоящий момент не представляется возможным.
Таким образом, наиважнейшей задачей в целях организации международной и национальной безопасности стран СНГ и ближнего зарубежья является максимальное ослабление влияния террористических организаций на политическую и социально-экономическую ситуацию стран. В этой связи обеспечение консолидации деятельности силовых органов СНГ на основе подписанных к этому времени соглашений между ними есть серьезная стратегическая межнациональная задача. Главная роль здесь отводится России, потому что только Россия способна в короткие сроки предоставить действенную программу по обеспечению взаимодействия стран (социально-политическому, законодательному, силовому) в создании
Единого центра по противодействию глобальной угрозе - угрозе терроризма. Только Россия, с ее многолетним опытом объединения многонациональных культур и традиций в рамках бывшего СССР, способна поделиться архиважными знаниями уважения национального этноса и традиций, братства и вековой дружбы народов, разрушить которые не удалось и спустя 20 лет.
В этой связи важно проработать упреждающие меры по борьбе с причинно-следственными факторами, вести разъяснительную работу с молодежью, используя опыт и законы, - противостоять и противодействовать террористическим организациям.
Для борьбы с терроризмом в России были созданы спецподразделения: в 1974 г. группа «Альфа», в 1981 г. - группа «Вымпел» (предшественники - группы «Зенит» и «Каскад»). Их задачами было противодействие организованному терроризму, освобождение заложников, проведение спецопераций в Афганистане, создание действенного силового блока, способного противостоять силам террора.
Активизировались контакты ОДКБ с ООН (Организацией Объединенных Наций). В апреле 2011 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун принял участие в заседании Постоянного совета при ОДКБ.
В своем выступлении он подчеркнул заинтересованность ООН в развитии взаимодействия с ОДКБ в борьбе с терроризмом и наркотрафиком. В ООН распространено заявление глав государств-членов ОДКБ по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Расширением связи ОДКБ с контртеррористическим комитетом Совета Безопасности (СБ) ООН и Управлением ООН по наркотикам и преступности явилось подписание протокола о сотрудничестве между секретариатом ОДКБ и Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС), который будет способствовать активизации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, финансированием терроризма за счет средств, полученных от незаконного оборота наркотиков и трансграничной преступности.
Следует отметить и еще одно важное направление совместной работы стран ОДКБ в борьбе с терроризмом на постсоветском пространстве. Это регулярное взаимное информирование о военно-политической обстановке, о тех или иных террористических угрозах, обмен оперативной и обобщенной информацией о конкретных обстоятельствах, вызывающих опасения или принятие срочных действий.
Динамично развивается антитеррористическое направление коллективных усилий ОДКБ. Прорабатывается важнейшее совместное мероприятие - оперативно-профилактическая операция «Канал» по борьбе с наркотрафиком. К настоящему времени в ее рамках отрабатываются задачи не только по отражению афганской наркоэкспансии, но и по борьбе с утечкой прекурсоры в нелегальный оборот, по пресечению торговли синтетическими наркотическими средствами и по противодействию легализации наркотиков. Спектр охвата операции давно перешел от целей регионального значения к участию в решении глобальных задач по противодействию наркобизнесу. В ООН операцию «Канал» признали одной из самых успешных и эффективных в сфере глобальной борьбы с наркотиками5. ОДКБ проводит также операцию «Нелегал» по противодействию нелегальной миграции.
В настоящее время Россия как самостоятельное государство, так и в рамках стран СНГ ведет большую работу по объединению всех сил в сфере борьбы с терроризмом внутри страны и на международном уровне (глобальном, региональном, национальном). 20 лет независимости позволили государствам СНГ активизировать связи с мировым сообществом, более активно включиться в мировую экономику и установить связи в финансовой сфере, участвовать в антитеррористических программах. Примером служит деятельность Антитеррористического центра Союза Независимых Государств (АТЦ СНГ). В ноябре 2004 г. благодаря его усилиям состоялась Международная научно-практическая конференция «Использование современных и перспективных информационных технологий и методик в интересах специальных подразделений в борьбе с терроризмом», на которой отмечена необходимость координации работы всех национальных спецслужб и правоохранительных органов. Налажено международное сотрудничество с Контртеррористическим комитетом и Управлением по наркотикам и преступности» ООН, с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Проводятся совместные операции, учения спецслужб различных стран Содружества6.
Весомый вклад в дело сплочения усилий государств СНГ в борьбе с общественно опасными формами проявления различного рода экстремизма вносят совместно проводимые антитеррористические учения. Они проводятся ежегодно одним или несколькими государствами. Их целью является выработка и реализация алгоритмов по предупреждению террористических акций и/или минимизация
их последствий. Учения проводятся с 2003 г., в процессе которых осуществляется обмен опытом и наработанными методиками.
По оценке силовых структур стран СНГ, в настоящее время и на обозримую перспективу терроризм остается одной из глобальных угроз миру и безопасности человечества. Сложность и жестокость этого феномена требуют обобщенного подхода, сочетающего силовые, политико-дипломатические, экономические и гуманитарные действия. Необходимо создать гибкую систему, которая могла бы обеспечивать одновременно как профилактику терроризма и других новых вызовов и угроз, так и адекватные меры по урегулированию возникающих кризисных ситуаций, связанных с терроризмом.
Мероприятия, осуществляемые государственной системой в целях борьбы с терроризмом и его предотвращения, представляют широкий комплекс взаимосвязанных мер, имеющих целью искоренение терроризма как разрушительного и опасного явления. Таковыми являются разведывательные, контрразведывательные, оперативно-розыскные, административно-правовые, специальные и войсковые меры, а также организационно-управленческие меры по информационно-аналитическому обеспечению операций и мероприятий по борьбе с терроризмом.
Контроль и руководство в вопросах по осуществлению и применению комплекса мер по борьбе с терроризмом в странах СНГ осуществляется государственной системой противодействия (ГСП) терроризму и субъектами антитеррористической деятельности. Целью ГСП является определение основных направлений государственной стратегии, координирование деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой органами исполнительной власти, а также организация и обеспечение их необходимыми силами и средствами.
Субъектами антитеррористической деятельности являются определяемые национальным или межнациональным законодательством государственные органы, участвующие в борьбе с терроризмом, главным образом специальные, силовые блоки, контрразведывательные и разведывательные органы, органы внутренних дел, министерства обороны, пограничные службы.
Каждая страна Содружества имеет свой опыт антитеррористической деятельности, который постоянно накапливается и корректируется в ходе практической работы по противодействию терроризму.
В целях контролирования миграционных потоков на территории постсоветского пространства был создан Совет руководителей миграционных органов государств-участников СНГ, по инициативе которого руководителями миграционных ведомств
была разработана Конвенция по защите прав трудовых мигрантов на пространстве СНГ. Этот важный документ был принят примерно два года назад. На основании названной конвенции предприняты шаги по защите прав трудовых мигрантов, в том числе по защите социальных прав и здоровья мигрантов. Одновременно рассматриваются меры по усилению борьбы с терроризмом. Прорабатываются и закрепляются соглашениями между странами СНГ условия визовых отношений и перемещений мигрантов, а также сбора информации по их местонахождению и проживанию. Данными мерами крайне необходимо, с одной стороны, упростить процесс, придерживаясь, однако, принципов равноправия для всех граждан СНГ, а с другой - создать возможность специальным исполнительным органам для сбора, контроля и хранения данных о гражданах, передвигающихся по территории постсоветского пространства и за рубеж, а также о целях и намерениях таких передвижений, что позволит в конечном счете своевременно реагировать субъектам антитеррористической деятельности на возможные террористические действия организованных формирований.
Подводя итог вышеизложенному, можно смело утверждать, что успех в борьбе с терроризмом на постсоветском пространстве, в том числе на территории стран Содружества и Таможенного союза, будет всецело зависеть от степени координации деятельности между государственными системами противодействия терроризму и субъектами антитеррористической деятельности - силовыми структурами стран СНГ, объема выделяемых средств на эти цели, согласованности действий, минимизации влияния политики «двойных стандартов» в противодействии терроризму, а главное - от нормализации социально-экономической и интеграционной ситуаций в республиках бывшего СССР. Безусловно, успех совместной борьбы с терроризмом на постсоветском пространстве во многом будет зависеть от готовности бывших республик Советского Союза идти на действительную интеграцию с Россией.
Примечания
МИД РФ выразил обеспокоенность в связи с развитием сирийского конфликта [Электронный ресурс] // Официальный сайт журнала «Внешнеэкономические связи России». URL: http://www.eer.ru/a/article/1367909764/mid-rf-vyra-zil-obespokoennost-v-svyazi-s-razvitiem-siriyskogo-konflikta (дата обращения: 08.08.2013).
Сексембаева С. В Казахстане нет терроризма [Электронный ресурс] // Информационное агентство Zakon.kz. URL: http://www.zakon.kz/4510207-v-kazakhstane-net-terrorizma-ertysbaev.html (дата обращения: 08.08.2013). В соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму» Решением Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организаций: «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-и-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»). Решением Верховного суда Российской Федерации от 2 июня 2006 г. (на основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации организаций: «Джунд аш-Шам», «Исламский джихад - Джамаат моджахедов». Решением Верховного суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 г. (согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму») признана террористической и запрещена деятельность на территории Российской Федерации организации: «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (прежнее название - «Салафистская группа проповеди и джихада»). Решением Верховного суда Российской Федерации от 8 февраля 2010 г. (Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму») признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации организации «Имарат Кавказ». Верховным судом Казахстана от 2006 г. (на основании действующего законодательства) были признаны террористическими организации: «Аль-Каида», «Талибан», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Исламское движение Узбекистана», «Хизб ут-Тахрир». Решением Первомайского районного суда столицы Кыргызстана от 12 октября 2012 г. на основании постановления Правительства Кыргызской Республики «О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики "О противодействии терроризму и финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"» от 5 марта 2010 г. № 135) были признаны террористическими 8 организаций: «Движение Талибан», «Аль-Каида», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Курдский народный конгресс»
3
(«Конгра-Гель»), «Исламское движение Восточного Туркестана», «Исламская партия Туркестана» («Исламское движение Узбекистана»), «Группа джихада» («Союз Исламского джихада»), «Организация освобождения Восточного Туркестана».
Выборное В.Я. Терроризм и глобализация // Терроризм - угроза человечеству в XXI веке. М.: Институт востоковедения РАН; Крафт+, 2003. С. 21. Егоров И. Найти и уничтожить: Россия предложила мировому сообществу кардинальные меры против афганской наркоугрозы // Российская газета. 2010. № 5204 (125). 10 июня.
Мрищук А.А. Политические механизмы противодействия внешним угрозам национальной безопасности России // Право и безопасность. 2009. № 4. С. 23.
4
5
6