П. И. ИВАНОВ,
главный научный сотрудник научно-исследовательского центра,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ
P. I. IVANOV,
Doctor of Law, Professor, Merited Law Expert of the Russian Federation, Chief Researcher at the Research Center
Т. Н. БЕЛЯЕВА,
заместитель начальника редакционно-издательского отдела (Академия управления МВД России)
T. N. BELIAYEVA,
Deputy Head at the Publishing Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 351.75
Оперативно-разыскное противодействие финансированию экстремистской деятельности
Operational-investigative Counteraction to Financing of Extremist Activity
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы оперативно-разыскного противодействия финансированию экстремистской деятельности и их составные элементы.
The article considers theoretical and methodological foundations of operational-investigative counteraction to financing extremist activity and component elements of these foundations.
Теоретико-методологические основы, составные элементы, экстремистская деятельность, преступления экстремистской направленности, противодействие финансированию экстремизма.
Theoretical and methodological foundations, component elements, extremist activity, crime of extremist nature, counteraction to financing of extremism.
Принципиально важным для любого вида деятельности, включая оперативно-разыскное противодействие финансированию экстремистской деятельности, продолжает оставаться наличие теоретико-методологических, правовых, организационных и тактических основ. На это ориентирует, наряду с другими факторами, структура любого федерального закона. Если внимательно изучать законы, то нетрудно заметить однородность их преамбул. В них, как правило, определяются правовые и организационные основы. Так, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» [3] определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавлива-
ет ответственность за ее осуществление. Что же касается теоретических основ, то они являются базовыми, на них основывается вся конструкция того или иного закона. Вначале законодатель мысленно создает образ будущего законодательного акта, при этом он стремится обосновать предложенный им вариант, а только затем выносит свой проект будущего закона на обсуждение. Иными словами, теоретические основы хотя прямо и не прописаны в преамбуле законопроекта, однако без них не обойтись. Допустим, термины и понятия, используемые в законопроектах, — это компоненты теоретических основ. В то же время нет особой необходимости привнести в преамбулы законов словосочетание «теоретические основы», как
это делает законодатель в отношении правовых и организационных основ.
Нами рассматриваются лишь теоретико-методологические основы, которые не только значатся первыми в приведенном перечислении основ по счету, но и являются не последними по значимости. На первый взгляд, казалось бы, теоретико-методологические основы состоят из двух относительно самостоятельных частей: теоретической и методологической. Несмотря на смысловую нагрузку, которую они несут в себе, решили объединить их в одно целое, в следствие чего их значимость, на наш взгляд, нисколько не принижается. В теории оперативно-разыскной деятельности многие специалисты (в частности, В. Г. Бобров, И. А. Климов, Г. К. Синилов и др.) придерживаются такого же мнения.
Наличие прочных теоретико-методологических основ оперативно-разыскного противодействия финансированию экстремистской деятельности нами рассматривается как один из путей повышения эффективности перекрытия каналов и источников финансирования [5]. При этом мы не являемся сторонниками утверждения о неизменности таких основ. Разумеется, это не догма, а наоборот, присущий им динамизм. На фоне достижений науки и техники теоретико-методологические основы не могут оставаться незыблемыми.
Именно с этих позиций мы анализируем теоретико-методологические основы применительно к оперативно-разыскному противодействию финансированию экстремистской деятельности.
Вначале рассмотрим понятия, используемые при формулировании авторского определения теоретико-методологических основ. Итак, термин «теория» означает учение, систему научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления [10]. Толковый словарь русского языка определяет методологию как «учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности», а также как «совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке» [10]. Наконец, термин «основа» — многозначное понятие. Приемлемым для нас является его следующее значение: основа — «источник, главное, на чем строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь» или «исходные, главные положения чего-нибудь» [10].
Опираясь на базовые понятия, ответим на вопрос: что же понимается под теоретико-методологическими основами? На наш взгляд, это исходные положения, основанные на теории и включающие принципы и способы органи-
зации теоретической и практической деятельности по оперативно-разыскному обеспечению противодействия финансированию экстремистской деятельности.
Для того чтобы глубже понять внутреннее содержание теоретико-методологических основ, мы решили их рассмотреть в виде системы [8], состоящей из следующих взаимосвязанных частей:
— объекта (правоотношения, возникающие в процессе оперативно-разыскного противодействия финансированию экстремистской деятельности) и предмета (формы, методы, средства противодействия);
— факторов, обусловливающих повышение (снижение) эффективности противодействия финансированию экстремизма;
— совокупности принципов;
— цели и задач;
— основных направлений (функций) и приоритетов;
— тенденций и закономерностей, отражающих преступность и рассматриваемый вид деятельности.
Рассмотрим их более подробно. Совокупность факторов связана теоретико-методологической основой. Повышение эффективности противодействия финансированию экстремизма во многом зависит от факторов позитивного характера. При этом нельзя не учитывать факторы негативного характера, не способствующие принятию действенных мер. Как показало проведенное нами выборочное изучение, среди них наиболее значимым является следующее:
— отсутствие научно разработанных методик выявления и раскрытия преступления, предусмотренного ст. 282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [1];
— недостаточная эффективность взаимодействия подразделений ЭБиПК с другими правоохранительными и контрольно-надзорными органами (прежде всего с территориальными подразделениями ФСБ, ФТС России, Росфинмониторинга) [4];
— отсутствие судебно-следственной практики;
— ограниченные возможности международного сотрудничества в области противодействия финансированию экстремистской деятельности;
— недостаточное использование возможностей, предоставленных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [7];
— отсутствие единой базы данных по линии рассматриваемого вида деятельности.
К факторам, способствующим повышению эффективности оперативно-разыскного противодействия финансированию экстремистских организаций, относят наличие:
— специализированных структур в подразделениях ЭБиПК территориальных органов МВД России на региональном уровне;
— положений, в том числе вышеназванных структур, в которых прописаны функциональные обязанности руководителей и их полномочия;
— ведомственных оперативных, оперативно-профилактических и криминалистических учетов;
— системы оценки деятельности специализированных подразделений по линии противодействия финансированию экстремизма;
— оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений в системе МВД России, правомочных осуществлять оперативно-разыскную деятельность;
— 12 оперативных подразделений в одном ведомстве [8].
Цель и задачи противодействия финансированию экстремистской деятельности образуют относительно самостоятельный компонент теоретико-методологических основ.
Целью оперативно-разыскного противодействия финансированию экстремистской деятельности является своевременное и быстрое перекрытие каналов и источников финансирования.
Достижение указанной цели, по нашему мнению, должно осуществляться путем реализации системы оперативно-разыскных мер организационного и правового характера, разработанных с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия финансированию экстремистских организаций [6].
Чтобы достичь эту цель, необходимо решить ряд основных задач, к числу которых следует отнести следующие:
1) создание единой системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму, включая противодействие его финансированию;
2) совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в указанной сфере. Следует отметить, что количество выявленных фактов финансирования экстремистских организаций крайне мало. В связи с этим не представляется возможным глубоко проанализировать судебно-следствен-ную практику по указанной норме уголовного закона (ст. 282.3 УК РФ) на предмет установления причин такого положения. Как нам представляется, данная норма в силу сложной ее юридической конструкции отчасти остается невостребованной. Весьма трудно адаптировать эту норму интересам практики;
3) консолидацию усилий органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, в целях противодействия финансированию экстремизма;
4) разработку и осуществление комплекса мер по повышению эффективности оперативно-разыскного предупреждения преступлений, связанных с финансированием экстремистских организаций;
5) организацию в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, информационного сопровождения деятельности организаций по противодействию экстремизму;
6) установление имущества лидеров экстремистских организаций, подлежащего конфискации;
7) пресечение преступлений, связанных с финансированием экстремистских организаций;
8) розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда.
В целях решения указанных задач, стоящих перед подразделениями ЭБиПК, необходимо определить основные направления противодействия финансированию экстремистской деятельности, которые условно можно разделить на две группы:
— в сфере законодательной деятельности;
— в сфере правоохранительной деятельности.
Что касается первой группы, то к ней можно отнести обеспечение эффективного применения норм оперативно-разыскного законодательства в сфере противодействия финансированию экстремистской деятельности; разработку ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, относящихся к указанной сфере; принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, в том числе меры противодействия финансированию экстремистской деятельности.
Вторая группа включает в себя тесное информационное взаимодействие органов, осуществляющих ОРД, в целях действенного оперативно-разыскного противодействия финансированию экстремизма; оперативно-разыскное обеспечение деятельности по реализации принципа неотвратимости наказания за финансирование экстремистских организаций; выявление и устранение оперативно-разыскным путем источников и каналов их финансирования; обучение сотрудников органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, приемам и способам обнаружения признаков, указывающих на подготовку и совершение преступлений, связанных с финансированием экстремизма, а также фиксации (закрепления) фактических данных, которые могут быть доказательствами по уголовному делу в процессе расследования.
К числу компонентов теоретико-методологических основ мы относим и принципы. Как и любая деятельность, противодействие финансированию экстремизма основывается на совокупности принципов. Условно их можно разделить на общие [2, ст. 3] и специальные, присущие в большей мере рассматриваемому
виду деятельности. Остановимся лишь на краткой характеристике специальных принципов.
Итак, оперативно-разыскное противодействие финансированию экстремистской деятельности основывается на соблюдении следующих специальных принципов:
— научности (внедрение в практику противодействия достижений науки и техники: информационных технологий, информационно-телекоммуникационной сети, включая Интернет);
— высокой оперативной готовности (быстрое реагирование на сообщения и заявления о финансировании физическими и юридическими лицами деятельности экстремистских организаций);
— наступательности (опережение противоправных действий лидеров и активных членов экстремистских организаций);
— системности (разработка и принятие оперативно-разыскных мер в отношении указанной категории лиц на основе предварительного глубокого изучения и анализа складывающейся оперативной обстановки в регионе по линии противодействия финансированию экстремистской деятельности);
— комплексности (согласованность действий правоохранительных, контрольно-надзорных и иных государственных органов по противодействию финансированию экстремизма; организация межведомственного взаимодействия);
— приоритетности принимаемых мер (система мер, принимаемых в первоочередном порядке: оперативно-разыскное предупреждение, предварительная и последующая оперативная проверка);
— непрерывности (обеспечение преемственности принимаемых оперативно-разыскных мер, направленных на противодействие финансированию экстремистских организаций).
Приоритеты оперативно-разыскного противодействия финансированию также являются компонентами теоретико-методологических основ.
Проведенное нами выборочное исследование позволило выделить следующие приоритеты деятельности подразделений ЭБиПК, специализирующихся по линии противодействия финансированию экстремистской деятельности:
— выявление и устранение каналов и источников финансирования экстремистской деятельности;
— оперативное прикрытие объектов (первоочередной оперативной заинтересованности), подверженных преступлениям экстремистской направленности;
— выявление организованных преступных групп и их коррупционных связей, причастных к финансированию экстремистских организаций;
— пресечение фактов перевода физическими и юридическими лицами денежных средств на электронные счета коммерческих банков,
используемые участниками террористических и экстремистских организаций (на приобретение оружия, обмундирования, продуктов питания);
— пресечение каналов незаконного обналичивания и вывода денежных средств за рубеж;
— выявление фактов невозвращения в Российскую Федерацию денежных средств от внешнеторговой деятельности;
— пресечение фактов легализации денежных средств и иного имущества, полученного в результате совершения преступлений экономической и общеуголовной направленности.
Не менее важным компонентом теоретико-методологических основ выступают закономерности [9]. Этимологическое значение слова «закономерность» означает повторяемость, устойчивость связей, взаимообусловленность явлений и процессов. Закономерность подразумевает наличие причинно-следственных связей, отношений. Если закономерность характеризует внутреннее содержание явлений, его структуру, то тенденция — это внешнее проявление данного явления. Отсюда следует, что понятия «закономерность» и «тенденция» хотя и тесно связаны между собой, в то же время они неод-нопорядковые и нетождественны.
Разумеется, закономерностей достаточно много. Как показало выборочное исследование, существуют закономерности проявления преступлений экстремистской направленности, а также преступлений, предусмотренных ст. 282.3 УК РФ.
К закономерностям данной подгруппы, в частности, следует отнести влияние криминализации экономических отношений на состояние преступности экстремистской направленности; тесную взаимосвязь данного вида преступности и его латентности; наличие причинно-следственной связи между предметом и источником финансирования, личностью преступника и избранным им способом совершения преступления, предусмотренного ст. 282.3 УК РФ; органическую взаимосвязь между преступлениями экстремистской направленности и совокупностью криминогенных факторов. Каждая закономерность имеет свое, только ей присущее содержание.
Еще одним из компонентов теоретико-методологических основ оперативно-разыскного противодействия финансированию экстремистских организаций выступают тенденции его развития. Направления развития, в частности преступлений, связанных с финансированием экстремистской деятельности, во многом зависят от совокупности факторов, которые влияют и на противодействие финансированию.
Укажем наиболее характерные тенденции.
1. Задействование информационно-телекоммуникационной сети, включая Интернет,
в интересах сбора денежных средств для нужд экстремистских организаций. Сбор средств осуществляется добровольно в виде пожертвований, как правило, с использованием социальных сетей Вконтакте, Фейсбук и в молельных домах, а также путем вымогательства с использованием угроз и психологического давления, оказываемого на граждан, предпринимателей и коррумпированных должностных лиц.
2. Предоставление денежных средств осуществляется в наличной и безналичной форме с использованием анонимных электронных кошельков и банковских карт ^ГШ-банк), привязанных к телефонным номерам, персонализированных банковских карт.
3. Нарастание влияния криминогенных факторов на фоне снижения позитивного воздействия антикриминогенных и наоборот.
4. Увеличение числа выявленных фактов финансирования терроризма.
5. Рост преступлений экстремистской направленности при малочисленном выявлении фактов финансирования экстремистских организаций.
6. Увеличение уровня латентности преступлений, совершаемых по ст. 282.3 УК РФ.
Финансирование экстремистской деятельности — это преступления, совершаемые преимущественно организованными преступными группами и преступными сообществами (сетевая структура, разветвленная сеть, замаскированная под благовидные предлоги). В одиночку физические лица их совершают нечасто. Сбор средств идет через Интернет.
Подводя итог сказанному, отметим следующее.
Во-первых, оперативно-разыскное противодействие финансированию экстремистской деятельности имеет свою теоретико-методологическую основу, которая существенным образом отличается от иных аналогов.
Во-вторых, теоретико-методологические основы с ее составными частями выступают своего рода парадигмой для оперативно-разыскного противодействия финансированию экстремистской деятельности, аналогов которой нет.
В-третьих, особо важным в оперативно-разыскном противодействии финансированию экстремизма является лишение лидеров и активных участников экстремистских организаций финансовой и материальной основы посредством разработки и принятия как гласных, так и негласных мер.
Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2017) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. Об оперативно-розыскной деятельности: фе-дер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
3. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
4. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608.
5. Беляева Т. Н. Противодействие экстремизму органами внутренних дел в свете реализации государственной Стратегии // Труды Академии управления МВД России. 2017 № 2 (42).
6. Беляева Т. Н. Основные источники угроз экстремизма и направления противодействия экстремизму на современном этапе // Закон и право. 2017. № 10.
7. Иванов П. И. Закономерности проявления экономической преступности в современных условиях // Научный вестник юридического факультета: сб. науч. трудов / под ред. И. И. Столярова. М., 2006. № 3.
8. Иванов П. И. Методическое обеспечение ОРД подразделений ЭБиПК по борьбе
References:
1. The criminal codex of the Russian Federation from the 13th of June 1996. № 63-03 (edition from 06.07.2017) // The legislation's compilation of the Russian Federation. 1996. № 25. Article 2954.
2. About Operational-investigative activity: the federal law from 12th of August 1995 № 144-03 // The legislation's compilation of the Russian Federation. 1995. № 33. Article 3349.
3. About Measures Against Extremist Activity: the Federal law № 114-03 of 25th of July, 2002 (edition from 23.11.2015) // The legislation's compilation of the Russia Federation. 2002. № 30. Article 3031.
4. Organization of operational-investigative activity in the system of the Ministry of the Interior of Russia: Order of the Ministry of the Interior of Russia from the 19th of June № 608, 2012.
5. Beliayeva T. N. Russia's National Strategy of Defeating Extremism: the Role in Furthering It Played by Bodies and Units of the Ministry of the Interior // The Labors of the Managment of Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2017. № 2 (42).
6. Beliayeva T. N. The main sources of extremism threat and directions of struggle against extremism at the present stage // The Law and rights. 2017. № 10.
7. Ivanov P. I. Trends in Present-Day Economic Crime // Academic Reports of the Law Depart-
с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере реализации целевых программ // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3 (35).
9. Иванов П. И. Оперативно-разыскное обеспечение деятельности по защите бюджетных средств от преступных посягательств // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).
10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 1999.
ment: Collection of Research Papers / Edition by I. I. Stoliarov. Moscow, 2006. Issue 3.
8. Ivanov P. I. Methodological Support of Detection and Search Operations Carried Out by Units Charged with Combating Economic Crime and Corruption that Dog Target-Oriented National Programs // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2015. № 3 (35).
9. Ivanov P. I. Operational-investigative support activity to Protect Public Funds against Misappropriation and Embezzlement // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2016. № 2 (38).
10. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80 000 Words and Phrases / Russian Academy of Sciences. V. V. Vinogradov Institute of the Russian Language. 4th edition, enlarged. M., 1999.
E-mail: [email protected]; [email protected]
<
X ■л
s
a. E-
X
О
s
и
и ^
as
и
191