ВЫЯВЛЕНИЕ, РАСКРЫТИЕ
и расследование преступлений
Ю. В. ГАВРИЛИН,
профессор кафедры управления органами расследования преступлений, доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) (Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: [email protected]
А. В. ШМОНИН,
профессор кафедры управления органами расследования преступлений, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России) (Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
Yu. V. GAVRILIN,
Doctor of Law, Associate Professor,
Professor at the Department
of Management the Crimes' Investigation
by Bodies and Units
(Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia)
(Russia, 125993, Moscow, Zoi
and Alexander Kosmodemyanskikh st., 8)
A. V. SHMONIN,
Doctor of Law, Professor,
Professor at the Department of Management
the Bodies and Units Crimes' Investigation
(Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia)
(Russia, 125993, Moscow, Zoi
and Alexander Kosmodemyanskikh st., 8)
Scientific specialty: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Work;
Operative Investigative Activity.
УДК 343.985
Использование информации, полученной из сети Интернет, в расследовании преступлений экстремистской направленности
Use of Information Obtained from the Internet in the Extremist Crimes' Investigation
Актуальность темы: рост числа преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий (дистанционным способом), обусловливает дополнение и адаптацию частных криминалистических методик их расследования к современным реалиям.
Постановка проблемы: дистанционный способ совершения указанных преступлений влечёт возникновение специфической следовой картины, исследование которой требует применения особых криминалистических технологий поиска, фиксации, хранения и исследования цифровых следов.
Цель исследования: систематизировать средства
Relevance of the topic: the increase in a number of the extremist crimes committed with the use of information and communication technologies (remotely), determines addition and adaptation of private forensic techniques of their investigation to the modern realities.
Statement of the problem: the remote method of committing these crimes entails the emergence of a specific trace pattern, the study of which requires the use of special forensic technologies for search, fixation, storage and study of the digital traces.
The purpose of the study: to systematize the means of obtaining and directing the use of criminally significant digital information in investigation of the
106
получения и направления использования криминалистически значимой цифровой информации в расследовании преступлений экстремистской направленности.
Методы: общенаучные (описание, сравнение), формально-логические (анализ, синтез, аналогия), контент-анализ, экспертная оценка.
Результаты и ключевые выводы: описаны виды криминалистически значимой информации, возникающей в процессе подготовки, совершения и сокрытия преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий. На примере следственной практики обозначены направления ее использования в процессе раскрытия и расследования данных преступлений. Сформулированы практические рекомендации по получению криминалистически значимой информации из социальных сетей, сервисов мгновенных сообщений, электронной почты, платежных систем. Сделан вывод о том, что ее использование позволяет существенно повысить качество расследования преступлений экстремистской направленности, вооружает органы расследования преступлений дополнительным инструментарием, обеспечивающим формирование достаточной доказательственной базы при осуществлении уголовного преследования лиц, совершивших преступление.
Расследование преступлений экстремистской направленности, электронные следы преступления.
extremist orientation's crimes.
Methods: general scientific (description, comparison), formal logical (analysis, synthesis, analogy), content analysis, expert evaluation.
Results and key findings: the types of forensically relevant information are described and information is arising in a course of preparation, commission and concealment of the extremist crimes committed using modern information and telecommunication technologies. On the example of investigative practice the directions of its using in a process of disclosure and investigation of these crimes are designated. The practical recommendations on obtaining criminally significant information from social networks, instant messaging services, e-mail, payment systems are formulated. It is concluded that its use can significantly improve the quality of the crimes' investigation of extremist orientation, equips crime investigation authorities with the additional tools to ensure formation of sufficient evidence in implementation of criminal prosecution of the persons who committed a crime.
Extremist crimes' investigation, electronic evidences of a crime.
В настоящее время информационные и коммуникационные технологии активно используются при совершении большого числа преступлений экстремистской направленности, в том числе осуществляемых при поддержке иностранных российских радикальных общественных организаций и отдельных физических лиц, представляющих угрозу государственной и общественной безопасности1. Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет стала удобным средством распространения экстре-мисткой идеологии, призывов к насильственным действиям. Кроме того, популярные интернет-ресурсы (включая социальные сети) и сервисы по обмену сообщениями между пользователями используются в целях вовлечения лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, координации и проведения несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершения террористических актов.
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
Как известно, действующее уголовное законодательство содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за совершение значительного числа преступлений, которые относятся или, при определенных условиях, могут относиться к деяниям экстремисткой направленности (например, ст. 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 357 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) и др.)2.
Несмотря на то, что удельный вес преступлений экстремистской направленности в общем объеме совершаемых преступлений относительно небольшой, многие из них носят резонансный характер и оказывают дестабилизирующее воздействие на социально-политическую обстановку на региональном и федеральном уровнях.
Из смысла положений Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности»3,
2 О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности [Электронный ресурс]: указание Генпрокуратуры России № 853/11, МВД России № 5 от 25 декабря 2018 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 О противодействии экстремисткой деятельности: федер. закон
а также Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года4 следует, что федеральные органы исполнительной власти в сфере внутренних дел участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции, обеспечивая выявление и устранение причин экстремистских проявлений, а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и (или) ликвидацию последствий экстремизма с целью обеспечения неотвратимости, в том числе уголовного наказания за совершение преступлений экстремисткой направленности.
В соответствии с ч. 5 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 282.1 УК РФ («Организация экстремистского сообщества»), ст. 282.2 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации») и ст. 282.3 УК РФ («Финансирование экстремистской деятельности»), может производиться следователями органов внутренних дел, если преступление выявлено данными органами.
Обращает на себя внимание существенное увеличение числа фактов использования при совершении данных деяний современных информационно-телекоммуникационных технологий, о чем свидетельствуют статистическая отчетность, согласно которой из 1 189 (АППГ — 1161) преступлений экстремистской направленности, совершенных в России за январь — сентябрь 2017 г., 890 (АППГ — 749) совершены с использованием сети Интернет.
Особое беспокойство вызывает использование возможностей сети Интернет для распространения экстремистской идеологии в молодежной среде, составляющей значительную часть активной интернет-аудитории. При этом наибольшую опасность представляют русскоязычные интернет-ресурсы, размещенные на зарубежных серверах. Так, решением Никулинского районного суда г. Москвы от 12 сентября 2011 г. сайт «Кавказ-Центр» (www.kavkazcenter.com), его зеркала: kavkaz.tv, kavkaznews.com, kavkaz.org.uk, kavkazcenter.com, kavkazcenter.net, kavkazcenter.info признаны экстремистскими материалами [13]. По данным интернет-сервиса Whois, предназначенного для получения информации о регистрационных данных и принадлежности доменных имен, этот ресурс зарегистрирован в Швеции.
Таким образом, современные информационно-телекоммуникационные технологии, ос-
от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
4 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 28 ноября 2014 г. № Пр-2753 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.02.2018).
нованные на использовании ресурсов сети Интернет, позволяют подготавливать, совершать и скрывать преступления экстремисткой направленности дистанционным способом, исключающим непосредственный контакт соучастников как между собой, так и с третьими лицами. Дистанционный способ совершения преступлений экстремисткой направленности предполагает, что все взаимные коммуникации причастных к ним лиц осуществляются опосредованно, с использованием технологических возможностей и сервисов информационно-телекоммуникационных сетей, в первую очередь таких, как социальные сети, электронная почта, сервисы мгновенных сообщений (например, ICQ, WhatsApp, Viber, Skype, Telegram), сайты экстремистских организаций и т. п. Кроме того, широкие возможности для подготовки, совершения и сокрытия преступлений экстремисткой направленности предоставляют электронные платежные системы и цифровая валюта [6, с. 90—100].
Преступления экстремисткой направленности, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, влекут возникновение криминалистически значимой информации в электронной форме (специфической следовой картины), исследование которой требует применения особых криминалистических технологий. Разработка и совершенствование данных технологий на протяжении уже ряда лет представляет актуальное направление развития науки криминалистики [1, с. 44—50; 8, с. 108—110; 14]. Такие технологии позволяют осуществлять поиск, фиксацию и сбор электронных следов преступлений экстремисткой направленности, а также их хранение и исследование.
Проведенные нами исследования позволяют утверждать, что знание закономерностей образования криминалистически значимой информации в электронной форме (следовой картины) позволяет эффективно решать тактические задачи, возникающие в процессе выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая установление события преступления, совершившего его лица (лиц), содержания действий при совершении преступления и т. п.
Например, при расследовании организации экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) такая информация (следы) помогает (помогают) установить обстоятельства создания организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности; содержание действий по руководству экстремистским сообществом или входящими в него структурными подразделениями; содержание планов совершения преступлений экстремистской направленности; факты склонения, вербовки или иного
108
вовлечения лица в деятельность экстремистского сообщества, либо участие в экстремистском сообществе и иные обстоятельства. Так, именно на основании переписки участников экстремистского сообщества, созданного с целью проведения силовых акций - «белых патрулей», направленных на нападение и избиение лиц кавказской национальности, были установлены и привлечены к уголовной ответственности ее организатор и участники. При этом в числе ключевых доказательств виновности подсудимых являлись протоколы выемки в ООО «ВКонтакте» содержимого интернет-страниц и протоколы осмотра электронных носителей, на которые была скопирована изъятая в ходе выемки информация [10].
При расследовании организации деятельности экстремисткой организации (ст. 282.2 УК РФ), совершенной дистанционным способом, указанная информация позволяет установить факт склонения, вербовки или иного вовлечения лица в деятельность экстремистской организации либо участия в его деятельности. Так, Д., используя сотовый телефон с доступом в сеть Интернет, через свою пользовательскую страницу в социальной сети «ВКонтакте», путем восхваления, оправдания и одобрения деятельности запрещенной экстремистской организации «Misanthropic division», а также уговоров, демонстрации графических изображений и текстов экстремисткой направленности, предоставления интернет-ссылок к материалам экстремистского содержания склонял и иным образом вовлекал указанных лиц и прочих неустановленных участников «конференции», групповой переписки с участием в составе не менее 7 человек к участию в деятельности экстремистской организации «Misanthropic division», популяризировал украинские национал-радикализован-ные вооруженные формирования «Азов», «Правый сектор», «Misanthropic division», возбуждал у участников переписки и иных неустановленных лиц желание вступления в ряды запрещенных экстремистских организаций [11].
При расследовании финансирования экстре-мисткой деятельности (ст. 283.2 УК РФ) информация, получаемая из сети Интернет (социальные сети, электронная почта, сервисы мгновенных сообщений, сайты и т. п.), позволяет доказать факт предоставления или сбора средств, оказания финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования экстремистской организации.
Большое количество криминалистически значимой информации содержат социальные сети. Прежде всего, это контент, который выкладывают пользователи (например, участники экстремистского сообщества) на свои страницы сайта социальной сети. Анализ контента позволяет определить круг общения пользователя, его образ жизни, увлечения, способы проведения досуга, род занятий, уровень доходов, географию пе-
ремещений, семейное положение и состав семьи, используемый автотранспорт, а также иные персональные данные.
Так как каждый пользователь социальной сети имеет персональный идентификатор, для получения которого ему необходимо пройти процедуру регистрации, следователь имеет возможность в установленном порядке изъять в организации, администрирующей социальную сеть, персональные данные пользователя, указанные им при регистрации, а также дату и время регистрации, 1Р-адрес доступа к сети Интернет при регистрации, абонентский номер сотовой связи (для 8М8-подтверждения), продолжительность использования учетной записи и иные сведения. Кроме того, можно получить сведения о произведенных в социальной сети платежных операциях и переписке пользователя5.
Исследование имеющихся в социальных сетях сведений о контактах лиц, причастных к совершению преступлений экстремисткой направленности, с иными лицами («друзья», подписчики и т. п.) позволяет посредством установления общих связей, а также определения наиболее активных в тот или иной момент времени контактов и их сортировки по определенным признакам (дата, время и тип связи, общее время разговоров, количество принятых и отправленных сообщений и др.) выявить внутреннюю структуру экстре-мисткой организации, коммуникативную активность отдельных ее участников, определить время, формы и содержание участия в ней, а также время и способы склонения, вербовки или иного вовлечения того или иного лица в ее деятельность.
Следует отметить, что использованию информации из сети Интернет в расследовании преступлений экстремистской направленности предшествует кропотливая работа следователей с участием иных уполномоченных лиц (специалистов, экспертов и т. п.) по ее поиску, фиксации, сбору и хранению при помощи аппаратных и (или) программных средств [3, с. 137-142; 7, с. 139-146]. В настоящее время разработаны и применяются специализированные программные комплексы, позволяющие осуществлять поиск и систематизацию информации из общедоступных онлайн-ис-точников (включая и социальные сети, форумы, блоги, и т. п.) с использованием семантических фильтров, позволяющих четко систематизиро-
5 О Правилах хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях, предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 г. № 759 // СЗ РФ. 2014. № 32. Ст. 4526.
вать информацию и избавить ее от «информационного шума».
Примером подобного программного комплекса является программа «ЛКС Аналитика», разработанная ООО «Компьютерные системы ЛКС». Также для автоматизации процесса сбора информации о пользователях и сообществах социальных сетей в 2014 г. на базе УМВД России по Мурманской области началась разработка программного комплекса «СПРУТ», способного устанавливать активных участников той или иной группы, выявлять их связи, определять потенциальных носителей информационных угроз, а также отношение пользователей к какой-либо теме, обсуждаемой в сети [9, ^ 100]. Отметим, что действие программного комплекса основано на получении информации, находящейся в открытом доступе. При этом не нарушаются и не ограничиваются права граждан.
В связи с тем, что электронная почта нередко используется как средство коммуникации при подготовке, совершении и сокрытии преступлений, в частности для координации деятельности членов экстремисткой организации (сообщества), постановки задач отдельным ее членам, доведения инструкций или распространения материалов экстремистского содержания, и пр., переписка, осуществляемая с использованием данного интернет-сервиса, представляет собой весьма важный источник криминалистически значимой информации.
При этом процессе обнаружения, фиксации отправлений электронной почты следует учитывать следующие технологические особенности данного сервиса: сообщения электронной почты могут сохраняться на персональном компьютере отправителя и получения электронной почты, на серверах программ получения/отправки электронной почты (mail.ru, gmail.com, yandex.ru и др.), а также провайдера, предоставляющего услуги связи. Представляет интерес следующая криминалистически значимая информация, которую можно получить в организациях, осуществляющих администрирование данных информационных ресурсов: данные учетной записи (аналогично социальным сетям), даты и время доступа к электронному почтовому ящику, произведенные изменения в учетной записи (смена пароля, изменение телефона, контрольного вопроса и пр.), перечень контактов пользователя и содержание его переписки.
Перечисленная информация может быть получена не только от российских организаций — собственников сервисов электронной почты, но и от организаций, зарегистрированных вне юрисдикции Российской Федерации, но имеющих на территории страны свои представительства [5, с. 54-59].
Важно отметить, что с 1 июля 2018 г. вступил в силу подп. 2 п. 3 ст. 10.1 Федерального закона
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»6, согласно которому организатор распространения информации в сети Интернет обязан хранить на территории Российской Федерации: 1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео — или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий; 2) текстовые сообщения пользователей сети Интернет, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети Интернет до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. № 759 определен состав информации, подлежащей хранению в соответствии с названными требованиями, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам.
С целью предоставления или сбора средств либо оказания финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения преступления(й) экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремисткой организации, могут использоваться сервисы перевода электронных денежных средств7 (Яндекс.Деньги, ОГШ-кошелек, WebMoney и т. п.). Проведенное Д. Н. Ерёминым исследование показало, что Интернет открывает огромные возможности для сбора денежных пожертвований на осуществление экстремисткой деятельности [4, ^ 54]. Социальные сети, сервисы обмена сообщениями обеспечивают возможность распространения обращений с просьбой пожертвования денег на осуществление экстремистской деятельности, совершения каких-либо конкретных террористических актов, а онлайновые платежные системы значительно облегчают процедуры перевода денежных средств для их приобретения. Нередко сбор денежных средств для осуществления экстремистской деятельности осуществляется через благотворительные организации и компании, принужденные или готовые сотрудничать с экстремистами [2, с. 46—58].
6 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июня 2011 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. Г). Ст. 3448.
7 Электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств перед третьими лицами, и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа (О национальной платежной системе: федер. закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 27. Ст. 3872.
(п. 8 ст. 3)).
110
Использование в преступной деятельности электронных кошельков и других подобных сервисов оказания платежных услуг, предоставляет широкие возможности для установления персональных данных лиц, которые прошли процедуру идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»8, а именно: фамилия, имя и отчество лица, на чье имя зарегистрирован электронный кошелек; дата и место его рождения; гражданство; реквизиты документа, удостоверяющего личность; адрес места жительства; идентификационный номер налогоплательщика; номера телефонов; место работы и должность; цели финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение, деловая репутация, источники происхождения денежных средств и (или) иного имущества и др.
Использовать сервисы перевода электронных денежных средств физические лица могут и без осуществления процедуры идентификации. В этом случае предельно допустимый остаток на балансе таких лиц не может превышать 15 000 руб., платежи можно осуществить на сумму до 40 000 руб. в месяц, а снятие наличных не может превышать 5 000 руб. в день и 20 000 руб. в месяц.
В организациях, оказывающих услуги по переводу электронных денежных средств, возможно получение информации о сеансах доступа к учетной записи (электронному кошельку) за опреде-
ленный период времени, а также данных систем видеорегистрации терминалов оплаты.
Следует отметить, что лица, замышляющие и совершающие противоправные действия с использованием информационных и технологических ресурсов сети Интернет, зачастую осведомлены о вышеприведенных свойствах используемого программного обеспечения фиксировать информацию о произведенных действиях пользователя и предпринимают действия по сокрытию сведений о своей личности [12, с. 139— 140]. Вместе с тем следует заметить, что с 1 ноября 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»»9, запрещающий специальные программы для обхода блокировок - анонимай-зеры и УР^сервисы.
Таким образом, в сети Интернет, а также в организациях, оказывающих услуги интернет-сервисов, содержится значительный массив криминалистически значимой информации, эффективное использование которой позволяет существенно повысить качество расследования преступлений экстремистской направленности, вооружает органы расследования преступлений дополнительным инструментарием, обеспечивающим формирование достаточной доказательственной базы при осуществлении уголовного преследования лиц, совершивших преступление.
8 О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер.
9 О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: федер.
закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3418. закон от 29 июля 2017 г. №276-ФЗ // СЗ РФ. 2017. № 31 (ч. I). Ст. 4825.
Список литературы: References:
1. Гаврилин Ю. В., Лыткин Н. Н. Использование 1.
компьютерно-технических следов при установлении события преступления // Известия Тульского государственного университета. Серия: актуальные проблемы юридических наук. Тула, 2006. Вып. 15.
2. Григорьев А. Н. Проблемы противодействия тер- 2. роризму и экстремизму в сети Интернет // Информационные технологии в обществе и правовой сфере: сб. науч. ст. Калининград, 2013. Вып.1.
3. Егоров Н. Н. О допустимости использования 3. специальных знаний // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2017. № 4 (41). 4.
4. Ерёмин Д. Н. Методика расследования преступлений, связанных с политическим экстремизмом: на материалах Северо-Кавказского региона): дис. ... канд. юрид. наук. Ка- 5. лининград, 2015.
Gavrilin Yu. V., Lytkin N. N. Ispol'zovanie komp'yuterno-tekhnicheskih sledov pri ustanov-lenii sobytiya prestupleniya // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: aktual'nye problemy yuridicheskih nauk. Tula, 2006. Vyp. 15.
Grigor'ev A. N. Problemy protivodejstviya terror-izmu i ehkstremizmu v seti Internet // Informa-cionnye tekhnologii v obshchestve i pravovoj sfere: sb. nauch. st. Kaliningrad, 2013. Vyp.1. Egorov N. N. O dopustimosti ispol'zovaniya special'nyh znanij // Vestnik of Far Eastern juridical Institute of MIA of Russia. 2017. № 4 (41). Eryomin D. N. Metodika rassledovaniya prestu-plenij, svyazannyh s politicheskim ehkstremiz-mom: na materialah Severo-Kavkazskogo regio-na): dis. ... kand. yurid. nauk. Kaliningrad, 2015. Iskevich I. S, Kochetkova M. N, Popov A. M. Aktual'nye problemy opredeleniya yuris-
5. Искевич И. С., Кочеткова М. Н, Попов А. М. Актуальные проблемы определения юрисдикции при расследовании преступлений в информационном пространстве: международно-правовой аспект // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4.
6. Карлов А. Л., Галушин П. В. Сведения об операциях с криптовалютами (на примере Биткой-на) как доказательство по уголовному делу // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2017. Т. 2. № 4.
7. Кулешов Р. В. Судебные экспертизы, назначаемые для установления мотивов преступных посягательств экстремистской и террористической направленности: результаты анализа судебно-следственной практики // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2016. № 4 (37).
8. Мещеряков В. А., Трухачев В. В. Формирование доказательств на основе электронной цифровой информации // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. № 2.
9. Опальский А. П., Смирнов А. И., Привалов А. В. О разработке специального программного обеспечения по анализу информации в социальных сетях для нужд органов внутренних дел // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России. 2016. М., 2016.
10. Приговор Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону по делу 1-26/2017 (1-461/2016). URL: https://rospravosudie.com/ court-voroshilovskij-rajonnyj-sud-g-rostova-na-donu-rostovskaya-oblast-s/act-561602754/ (дата обращения: 18.06.2018).
11. Приговор Невинномысского городского суда Ставропольского края по уголовному делу №1-330/2016. URL: https://rospravosudie. com/court-nevinnomysskij-gorodskoj-sud-stavropolskij-kraj-s/act-467039955/ (дата обращения: 18.06.2018).
12. Сергеев С. М. Некоторые проблемы противодействия использованию в преступной деятельности средств обеспечения анонимиза-ции пользователя в сети Интернет // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017 № 1 (73).
13. Федеральный список экстремистских материалов. URL: http://minjust.ru/ru/node/243787 (дата обращения: 22.06.2018).
14. Шмонин А. В., Баранов В. В. Организация выявления, раскрытия и расследования хищений денежных средств в системе дистанционного банковского обслуживания: учеб.-практ. пособ. М., 2014.
dikcii pri rassledovanii prestuplenij v informacion-nom prostranstve: mezhdunarodno-pravovoj aspekt // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2016. № 4.
6. Karlov A. L., Galushin P. V. Svedeniya ob ope-raciyah s kriptovalyutami (na primere Bitkojna) kak dokazatel'stvo po ugolovnomu delu // Uche-nye zapiski Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017. T. 2. № 4.
7. Kuleshov R. V. Sudebnye ehkspertizy, naznachae-mye dlya ustanovleniya motivov prestupnyh posyagatel'stv ehkstremistskoj i terroristicheskoj napravlennosti: rezul'taty analiza sudebno-sledst-vennoj praktiki // Vestnik of Far Eastern juridical Institute of MIA of Russia. 2016. № 4 (37).
8. Meshcheryakov V. A., Truhachev V. V. Formiro-vanie dokazatel'stv na osnove ehlektronnoj cifro-voj informacii // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2012. № 2.
9. Opal'skij A.P., Smirnov A.I., Privalov A. V. O raz-rabotke special'nogo programmnogo obespech-eniya po analizu informacii v social'nyh setyah dlya nuzhd organov vnutrennih del // Informa-cionnye tekhnologii, svyaz' i zashchita informacii MVD Rossii. 2016. M., 2016.
10. Prigovor Voroshilovskogo rajonnogo suda g. Rostova-na-Donu po delu 1-26/2017 (1461/2016). URL: https://rospravosudie.com/ court-voroshilovskij-rajonnyj-sud-g-rostova-na-donu-rostovskaya-oblast-s/act-561602754/ (data obrashcheniya: 18.06.2018).
11. Prigovor Nevinnomysskogo gorodskogo suda Stavropol'skogo kraya po ugolovnomu delu №1330/2016. URL: https://rospravosudie.com/ court-nevinnomysskij-gorodskoj-sud-stavropol-skij-kraj-s/act-467039955/ (data obrashcheniya: 18.06.2018).
12. Sergeev S. M. Nekotorye problemy protivodej-stviya ispol'zovaniyu v prestupnoj deyatel'nosti sredstv obespecheniya anonimizacii pol'zovatelya v seti Internet // Vestnik of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia. 2017 № 1 (73).
13. Federal'nyj spisok ehkstremistskih materialov. URL: http://minjust.ru/ru/node/243787 (data obrashcheniya: 22.06.2018).
14. Shmonin A. V., Baranov V. V. Organizaciya vyyav-leniya, raskrytiya i rassledovaniya hishchenij den-ezhnyh sredstv v sisteme distancionnogo banko-vskogo obsluzhivaniya: ucheb.-prakt. posob. M., 2014.