Научная статья на тему 'Некоторые особенности деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступлениями экстремистской направленности'

Некоторые особенности деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступлениями экстремистской направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
488
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / EXTREMISM / RELIGIOUS GROUPS / EXTREMIST ORGANIZATIONS / PREVENTIVE MEASURES / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES / OPERATIONAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамов М. К.

В статье рассматриваются некоторые вопросы противодействия преступлениям экстремистской направленности. Необходимо тщательно обнаруживать корни и особенности возникновения и развития различных экстремистских течений, чтобы максимально эффективно осуществлять снижение их активности, локализовать их возможные перерастания в антиконституционные и противоправные формы. Правоохранительные органы должны реализовывать данную задачу в тесном взаимодействии с местными органами исполнительной власти, общественными и религиозными организациями, средствами массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абрамов М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the internal affairs bodies to combat crimes of extremist orientation

His article discusses some of the issues of combating crimes of extremist orientation. We must carefully locate the roots and characteristics of the origin and development of various extremist movements to most effectively implement the reduction in their activity, to locate their possible escalation in anti-constitutional and illegal forms. Law enforcement agencies must implement this task in close cooperation with the local executive authorities, public and religious organizations and the media.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступлениями экстремистской направленности»

нальной милиции // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2006. № 10.

6. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

7. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Си-нилова. - М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Приказ МВД России № 368, ФСБ России № 185, ФСО России № 164, ФТС России № 481, СВР России № 32, ФСИН России № 184, ФСКН России № 97, Минобороны России № 147 от 17.04.2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // Российская газета. 2007. № 101.

некоторые особенности деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступлениями экстремистской направленности

SOME FEATURES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES TO COMBAT CRIMES OF ExTREMIST ORIENTATION

УДК 351.74:323.25/.28

М.К. АБРАМОВ

(Белгородский юридический институт МВД России)

M.K. ABRAMOV

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые вопросы противодействия преступлениям экстремистской направленности. Необходимо тщательно обнаруживать корни и особенности возникновения и развития различных экстремистских течений, чтобы максимально эффективно осуществлять снижение их активности, локализовать их возможные перерастания в антиконституционные и противоправные формы. Правоохранительные органы должны реализовывать данную задачу в тесном взаимодействии с местными органами исполнительной власти, общественными и религиозными организациями, средствами массовой информации.

Ключевые слова: экстремизм, религиозные объединения, экстремистские организации, профилактические меры, оперативно-разыскная деятельность, оперативная информация.

Abstract: His article discusses some of the issues of combating crimes of extremist orientation. We must carefully locate the roots and characteristics of the origin and development of various extremist movements to most effectively implement the reduction in their activity, to locate their possible escalation in anti-constitutional and illegal forms. Law enforcement agencies must implement this task in close cooperation with the local executive authorities, public and religious organizations and the media.

Keywords: extremism, religious groups, extremist organizations, preventive measures, operational-search activities, operational information.____________________________________

Экстремизм как прямая угроза конституционному строю за достаточно короткий срок превратился в одну из главных проблем современной России. Его проявления достаточно разнообразны - от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя Российской Федерации и нарушения ее территориальной целостности.

При организации и проведении профилактических, оперативно-разыскных и иных мероприятий по выявлению организаций экстремистского характера и предупреждению их негативного влияния на общество сотрудникам правоохранительных органов необходимо учитывать ряд обстоятельств, связанных с положениями конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-разыскного законодательства, ФЗ «О полиции», ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» и иных нормативно-правовых актов. Особенно это важно, когда речь идет о конституционных правах и свободах человека и гражданина (ст. 17-64 Конституции РФ), в том числе о праве на свободу совести и вероисповедания.

Противодействие экстремистской деятельности становится одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Это обусловлено и тем положением, какое они занимают среди субъектов правоохранительной деятельности, реализуя практически весь комплекс правоохранительных функций (включая надзорно-профилактическую функцию, которая для целей противодействия экстремизму, играет поистине решающее значение).

В 2008 году в соответствии с Указом Президента России от 06.09.2008 № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» в структуре МВД был упразднен Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, взамен которого был создан Департамент по противодействию экстремизму с подчиненными ему Центрами и группами по противодействию экстремизму в территориальных органах МВД России.

В 2011 году в силу проведенных реформ с учетом введения в действие ФЗ «О полиции» в структуре МВД было образовано Главное управление по противодействию экстремиз-

му МВД России [2].

Под борьбу с экстремизмом выстроилась и правовая вертикаль: созданы экстремистские отделы в прокуратурах и в Следственном комитете. Основными задачами представленных подразделений являются:

- осуществление мер по защите прав и свобод человека и гражданина; обеспечение безопасности личности и оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов, защита объектов независимо от форм собственности;

- обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

- выявление, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности.

Территориальный орган внутренних дел [3], как и линейный орган [4], реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, участвует в пределах компетенции в выявлении, предупреждении и пресечении экстремистской деятельности.

Современная концепция противодействия преступности в целом построена на механизме получения информации и реагирования на нее соответствующих подразделений в соответствие с их полномочиями и компетенцией.

Практика деятельности правоохранительных органов показывает, что сведения об осложнении криминогенной, оперативной или социально-политической обстановки как в отдельных местностях субъекта Российской Федерации, так и на территории нескольких субъектов (регион, округ) зачастую начинают поступать в органы МВД, ФСБ и т.п. из гласных источников информации (СМИ, сообщения и письма населения, митинги и иные мероприятия) и от конфиденциальных источников. В таких источниках содержится информация и о различных экстремистских проявлениях.

В качестве предупредительных мер воздействия органами внутренних дел совместно с органами прокуратуры и ФСБ России необходимо систематически проводить рабочие встречи с лидерами экстремистских организаций. Им разъясняется недопустимость совершения противоправных действий, а также меры административного и уголовного характера, которые могут быть к ним приняты в случае нарушений установленных

правил проведения массовых мероприятий. Осуществляются также профилактические меры в отношении членов религиозных объединений из числа ранее судимых.

Следует усовершенствовать порядок контроля деятельности экстремистских организаций. При этом нужно исходить из необходимости выявления всех возможных форм их противозаконной деятельности, включая коммерческую и издательскую, а равно и противоправных деяний их руководителей и членов.

Подобный тщательный и всеобъемлющий контроль является необходимым условием пресечения скрытых проявлений экстремизма в деятельности общественных объединений.

Необходимо наладить постоянный обмен информацией между всеми субъектами противодействия экстремизму. Следует добиться такого положения, при котором информация о проявлениях экстремизма, ставшая известной одному из них, однако не могущая быть реализована им ввиду отсутствия соответствующих полномочий, немедленно передавалась бы в компетентный орган, уполномоченный принять соответствующие меры.

В связи с этим необходимо развернутое и содержательное урегулирование взаимодействия между Министерством юстиции Российской Федерации и субъектами оперативно-разыскной деятельности. Данные вопросы должны быть решены путем заключения соответствующих межведомственных соглашений.

Для эффективного предупреждения и пресечения криминальных проявлений, обусловленных действиями экстремистов, прежде всего необходимо: уделить особое внимание профилактической работе, которая невозможна без соответствующего информационного обеспечения, что позволит выбрать стратегию и тактику соответствующей превентивной деятельности, исходя из складывающейся обстановки и возможности использования при этом методов как силового, так и ненасильственного характера [5].

Данная работа в свою очередь требует знаний об основных движениях и объединениях, действующих на территории того или иного региона, а также основных формах их действий.

В этой связи органы внутренних дел, являясь основными субъектами обеспечения общественного порядка и безопасности, совместно с федеральными органами го-

сударственной власти и органами местного самоуправления обязаны предпринять комплекс мер предупредительно-профилактического характера. К их числу необходимо отнести:

- своевременный сбор и анализ информации о готовящихся акциях протеста, их причинах, времени, месте, целях и характере проведения, организаторах, составе участников, истинных намерениях и возможных последствиях;

- проведение активной разъяснительной работы с использованием средств массовой информации о принимаемых органами государственной власти мерах по разрешению причин конфликтных ситуаций, а также проведение такой работы непосредственно среди населения;

- активное использование оперативноразыскных методов деятельности для сбора информации о намечаемых акциях и их предупреждения [6].

Профилактика экстремизма требует проведения единого широкого комплекса различных мероприятий, которые должны занимать особое место среди применяемых органами внутренних дел форм реагирования на изменения оперативной обстановки. Традиционные полицейские формы профилактической работы в этой ситуации оказываются недейственными. Необходима активизация разъяснительной работы среди населения, направленная на противодействие экстремистским призывам и высказываниям с максимальным использованием в этих целях средств массовой информации. Следует устанавливать и поддерживать постоянные связи с религиозными организациями и деятелями, пользующимися авторитетом среди населения.

Органы внутренних дел на местах должны собирать, систематизировать и анализировать информацию, поступающую из оперативных источников о массовых акциях граждан и связанных с ними нарушениях общественного порядка и общественной безопасности, о деятельности религиозных организаций, способствующих разжиганию межконфессиональной, межэтнической розни и экстремизма, о незаконной миграции на территорию России представителей зарубежных организаций экстремистской направленности и с учетом выявленных неблагоприятных факторов и тенденций обеспечивать своевременное прогнозирование очагов социальной напряженности и разработку комплексных мер предупрежде-

ния и развития негативных процессов. Они же обязаны осуществлять оперативные меры в отношении членов преступных сообществ, входящих в различные экстремистские организации, выявлять конкретные факты их противоправной деятельности, принимать оперативно-разыскные меры по предупреждению, пресечению и раскрытию совершенных ими преступлений.

На стадии предупреждения проявлений экстремистского характера и иных подобных проявлений:

- оперативно-разыскные подразделения ориентируются на выявление лиц, вынашивающих экстремистские намерения, лидеров и активных участников подобных группировок и формирований, а также участников организованных преступных групп, лиц с криминальным прошлым и т.п.;

- в отношении указанных лиц организуется постоянный сбор оперативно-разыскной информации, усиливается гласное и негласное наблюдение, уточняются и дополнительно проверяются их связи, выявляются и берутся на контроль маршруты передвижения, особенно межрегионального характера;

- усиливаются мероприятия по оперативно-разыскному документированию действий лиц, представляющих оперативный интерес, выявлению мест хранения орудий и средств совершения противоправных действий, установлению мест и времени возможных противоправных проявлений (несанкционированных митингов, демонстраций, пикетов, нападений, взрывов и т.п.);

- с учетом полученной оперативной информации проводятся меры индивидуального профилактического воздействия в отношении лидеров групп экстремистской окраски и активных участников этих формирований, проводятся дополнительные мероприятия по усилению за ними оперативного наблюдения с применением законных мер оперативноразыскного характера;

- на основе результатов оперативного

наблюдения принимаются активные меры по недопущению формирования устойчивых экстремистских групп, их разобщению (если процесс их формирования начался и вышел из-под контроля), подрыву авторитета их лидеров и руководителей, склонению активных участников данных групп к отказу от продолжения своих действий, приводящих к осложнению криминогенной обстановки и социально-политического климата в регионе (населенном пункте). Аналогичное воздействие осуществляется через негласный аппарат [7].

Вышеуказанные и иные мероприятия на стадии предотвращения нежелательных экстремистских проявлений согласуются либо проводятся с участием администрации субъектов Федерации, а также взаимодействующих органов и служб.

Сложным для органов внутренних дел и, в частности, для оперативно-разыскных подразделений является первоначальный период развития событий экстремистской направленности в основном из-за нехватки полной и объективной оперативно-разыскной информации. Поэтому целесообразно вначале обеспечить сбор первичной информации, особенно конфиденциального характера, и ее использование в интересах прогнозирования дальнейшего развития событий или конкретной криминогенной ситуации.

Оперативно-разыскное и разведывательное обеспечение может быть эффективным лишь в том случае, если оно будет организовано по принципу множественности источников и с учетом имеющихся возможностей.

К выполнению оперативно-разыскных и разведывательных задач могут привлекаться различные оперативные подразделения органов внутренних дел, разведывательные подразделения внутренних войск с учетом их возможностей. Кроме того, должно быть организовано непрерывное взаимодействие с соответствующими подразделениями ФСБ и другими заинтересованными ведомствами.

Литература —

1. О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации (вместе с Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации): Указ Президента РФ от 26.07.2011 № 988 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. Обновление 09.11.2012.

2. Приказ МВД РФ от 15.08.2011 № 938 «О некоторых вопросах организации оперативно-разыскной деятельности в системе МВД России» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 07.09.2011 № 21746).

3. Приказ МВД РФ от 21.04.2011 № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне».

4. Приказ МВД РФ от 15.06.2011 № 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте».

5. Раскрытие и расследование преступлений, связанных с террористической и экстремистской деятельностью: пособие: [в 2 ч.] / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации; Всероссийский научно-исследовательский институт

Министерства внутренних дел Рос. Федерации. - М., 2011. Ч. I.

6. Максимова М.В. О сущности функционирования террористических и экстремистских организаций // Терроризм: современные аспекты: Сб. науч. статей. - М.: Академия управления МВД России, Институт социологии РАН, 2009.

7. Старков О.В, Башкатов Л.Д. Проблема понятия, классификации и показателей религиозных преступлений // Российский следователь. 2010. № 1.

References

1. About the Interdepartmental Commission on Countering Extremism in the Russian Federation (together with the Regulations of the Interdepartmental Commission on Countering Extremism in the Russian Federation) Decree of the President of the Russian Federation of 26.07.2011 № 988 / / Legal reference system “Consultant Plus”: [electronic resource] / Company “Consultant Plus”. - Last. Updated 09/11/2012.

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 15.08.2011 № 938 “On some issues of organization of operational-investigative activities within the Ministry of Internal Affairs of Russia” (registered by Ministry of Justice on 07.09.2011 № 21746).

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 21.04.2011 № 222 “On approval of the Model Regulations of the territorial authority of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation at the district level.”

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 15.06.2011 № 636 “On approval of the Model Regulations of the linear section of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the rail, water and air transport.”

5. Detection and investigation of crimes related to terrorist and extremist activities: Benefit / Acad. Gene . Prosecutor Ros. Federation All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Federation. - M., 2011. - Part I.

6. MaximovaM. On the essence of the functioning of terrorist and extremist organizations / Terrorism: modern aspects: Sat Scientific. articles. - Moscow: Academy of the Interior Ministry of Russia , the Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, 2009.

7. Starkov O, Bashkatov L. The problem of concepts, classifications and indicators of religious crimes / Russian investigator. 2010. Number 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.