Научная статья на тему 'Повышение эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованной преступности'

Повышение эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1973
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОМПЛЕКС МЕР / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ГРУППЫ / ПРЕСТУПНЫЕ СООБЩЕСТВА (ПРЕСТУПНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ) / IMPROVING EFFICIENCY / SET OF MEASURES / OPERATIONAL SERVICE ACTIVITY / CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS OF LAW ENFORCEMENT / COUNTERACTION / ORGANIZED GROUPS / CRIME COMMUNITIES (CRIME ORGANIZATIONS)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эзрохин П.В.

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы повышения эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованным группам и преступным сообществам (преступным организациям).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эзрохин П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving Efficiency of Operational Service Activity of Criminal Investigation Departments for Organized Crime Counteraction

The article considers some actual questions of improving efficiency of operational service activity of criminal investigation departments for organized groups and crime communities (crime organizations).

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованной преступности»

П. В. ЭЗРОХИН,

заместитель начальника УУР ГУ МВД России по Московской области, кандидат юридических наук

P. V. EZROKHIN, Candidate of Law,

Deputy Head of the Department of Criminal Investigation of the Main Department of the Interior Ministry of Russia of Moscow region

УДК 343.9.02 (075.8)

Повышение эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованной преступности

Improving Efficiency of Operational Service Activity of Criminal Investigation Departments for Organized Crime Counteraction

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы повышения эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованным группам и преступным сообществам (преступным организациям).

Повышение эффективности, комплекс мер, оперативно-служебная деятельность, подразделения уголовного розыска органов внутренних дел, противодействие, организованные группы, преступные сообщества (преступные организации).

The article considers some actual questions of improving efficiency of operational service activity of criminal investigation departments for organized groups and crime communities (crime organizations).

Improving efficiency, set of measures, operational service activity, criminal investigation departments of law enforcement, counteraction, organized groups, crime communities (crime organizations).

Современное состояние криминогенной обстановки в нашей стране свидетельствует, что циклическая составляющая организованной преступности в России прошла стадию снижения активности, минимизации своих проявлений и в настоящее время находится на стадии роста. Существенную обеспокоенность вызывают проявления организованной преступности, сопряженные с подготовкой и совершением в составе организованных групп преступлений, предусмотренных ст. 105, 126—127, 158—159, 161—163, 206, 209—210 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [1].

На сегодняшний момент отмечается значительный рост регистрируемых и латентных про-

явлений такого явления, как «организованная преступность», в оперативно-разыскной и криминологической характеристиках которого происходят структурные и качественные изменения: увеличивается количество пресекаемых сходок «воров в законе», авторитетов и лидеров уголовно-преступной среды [5]; происходит очередной передел сфер территориального и экономического влияния; освобождаются из мест лишения свободы осужденные на рубеже 90-х гг. XX в. к длительным срокам заключения бывшие участники организованных преступных группировок, влиявших на криминогенную обстановку. Сегодня во многих крупных регионах РФ (Москва, Московская область, Санкт-

Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Красноярск, Ростов-на-Дону, Волгоград) организованная преступность выступает в формах этнических организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций). Отличительной чертой современной российской организованной преступности стало увеличение в ее структуре разбойных нападений, сопряженных с убийствами, связанными с безвестным исчезновением граждан [4], в отношении инкассаторов, крупных бизнесменов, граждан, имеющих «на руках» крупные суммы денежных средств и ценности; хищений банкоматов, в том числе с использованием взрывчатых веществ и применением взрывных устройств.

При совершении данных преступлений, составляющих подавляющее большинство в структуре организованной преступности, участники этнических организованных групп и преступных сообществ (далее — ОГиПС) для совершения конкретного преступления используют современные технические средства, разовые радиостанции, сотовые телефоны («боевые трубки»), автомашины и номера прикрытия, фактически проводят разведку и контрразведку при подготовке, совершении преступления, а также при сокрытии следов и уходе с места происшествия, что фактически нам позволяет говорить уже о действующих на территории Российской Федерации многочисленных ОГиПС, сформированных по этническому признаку выходцами из Молдавии, Кыргызстана, Азербайджана, Украины, Дагестана и других стран-участниц СНГ и некоторых регионов России.

Таким образом, современная организованная преступность, помимо «классического формата», дополнительно смещается в сторону специализации этнических ОГиПС при совершении серийных, совершенных общеопасным способом, жестоких по своему характеру тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности, большинство из которых так и остаются нераскрытыми, а преступники, причастные к их подготовке и совершению, до сих пор не установлены и не понесли заслуженного наказания.

За последние пять-шесть лет существенно изменилась и количественно-качественная составляющая организованной преступности. Так, в 2012 г. в Российской Федерации ОГиПС совершено 17,3 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (+2,4 %), причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этой категории увеличился с 5,2 % в 2011 г. до 5,7 % в 2012 г.; в 2013-2014 гг. произошло общее снижение проявлений организованной преступности в нашей стране: в 2013 г. — 16,6 тыс. (—4,3 %), удельный вес — 5,7 %; в 2014 г. — 13,5 тыс. (—18,7 %), удельный вес — 5,1 %; в 2015 г. — 13,4 тыс. (—2,1 %), удельный

вес — 5,1 %; в 2016 г. — 12,1 тыс. (—9,2 %), удельный вес — 5 % [6].

Проведенный анализ показывает, что сокращение количества раскрытых преступлений, совершенных в составе ОГиПС, свидетельствует в большей степени о латентных проявлениях организованной преступности в РФ, усилении прокурорского надзора за расследованием уголовных дел данных категорий, сокращении статистического учета эпизодности уголовных дел на ОГиПС и регистрации множества эпизодов их преступной деятельности и банд как длящихся преступлений. Складывающаяся ситуация осложняется укреплением позиций трансграничной организованной преступности, беспрецедентным ростом нелегального проникновения в Россию трудовых мигрантов, а также оружия и боеприпасов из стран СНГ и иных регионов. Наличие у современных ОГиПС общеуголовной направленности прочных финансово-экономических основ осложняет процесс противодействия данной преступности со стороны подразделений уголовного розыска на региональном и местном уровнях. Если с момента упразднения в системе МВД России подразделений по борьбе с организованной преступностью в структуре регистрируемых тяжких и особо тяжких преступлений отмечалось снижение количества раскрытых и расследованных совершенных в составе ОГиПС преступлений общеуголовной направленности, то с января 2015 г., а в некоторых регионах и с 2014 г., отмечаются устойчивые тенденции роста проявлений организованной преступности (рэкета, квалифицированных разбойных нападений, убийств по найму общеопасным способом, в том числе с применением взрывчатых веществ и взрывных устройств, криминального оружейного и автобизнеса, проституции и межрегионального наркобизнеса). Исключительным отличием организованной преступности является ее латентный характер, обусловленный сокрытием от регистрационного учета ее проявлений в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях; слабой профессиональной и практической подготовкой сотрудников подразделений уголовного розыска, работающих по данному направлению оперативно-служебной деятельности; отсутствием взаимодействия с органами предварительного следствия МВД России и Следственного комитета РФ в части выработки единой стратегии противодействия организованной преступности, а также тактики и методики подготовки и проведения следственных действий по документированию преступной деятельности участников и лидеров ОГиПС; излишней загруженностью сотрудников подразделений уголовного розыска; дублированием функций других служб и ведомств и т. д. Таким

образом, можно свидетельствовать о структурных, качественных и количественных изменениях в структуре организованной преступности, ее цикличной переориентации и инновационного эволюционирования организованных форм преступной деятельности: появления новых банд, разнотипных организованных групп и преступных сообществ. Изложенные нами факты являются объективным условием разрозненности действий подразделений уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях и их несоответствия реально складывающейся оперативной обстановки в сфере противодействия ОГиПС. Следует отметить, что подразделения уголовного розыска решают оперативно-служебные задачи по противодействию организованной преступности общеуголовной направленности, как правило, на территории своего субъекта или муниципального образования, руководствуясь исключительно принципами оперативной заинтересованности и территориальности применительно к зоне своего оперативного обслуживания. Очевидным является тот факт, что действующая на региональном, городском и районном уровнях система противодействия проявлениям организованной преступной деятельности несоразмерна с целями и задачами реалий комплексной борьбы с преступностью по стране в целом. Оценка результатов практической деятельности подразделений уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях свидетельствует о необходимости совершенствования их повседневной оперативно-служебной деятельности, в том числе взаимодействия в выработке стратегии борьбы с лидерами и участниками ОГиПС общеуголовной направленности и повышения эффективности их оперативной разработки. В связи с изложенным не вызывает никаких сомнений тот факт, что без выработки конкретных мер, направленных на совершенствование деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованной преступности, невозможно реализовать стратегические установки государства по оптимизации системы защиты прав и свобод граждан в Российской Федерации.

Одной из главных проблем противодействия ОГиПС являются недостатки в нормативно-правовом регулировании вопросов организации борьбы с организованной преступностью. На наш взгляд, в целях оптимизации правовых основ противодействия этническим ОГиПС требуется кардинальное совершенствование ведомственной правовой базы, регламентирующей организационно-тактические аспекты деятельности и взаимодействия подразделений уголовного розыска в части подготовки и про-

ведения оперативно-разыскных мероприятии (далее — ОРМ) по пресечению преступной деятельности членов данных групп и сообществ.

Во-первых, в целях правового регулирования деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью в составе уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях появилась необходимость подготовки нормативного акта (приказа, письма, инструкции), который бы с учетом реалий складывающейся в стране оперативной обстановки унифицировал отдельные организационно-правовые и тактические аспекты деятельности указанных подразделений уголовного розыска, в том числе отдельные направления их взаимодействия с оперативными подразделениями в процессе осуществления комплексных ОРМ в отношении участников и лидеров ОГиПС.

Одной из системных по своей сути и слабо изученных учеными и практиками проблем противодействия проявлениям организованной преступности является фактическое отсутствие после многочисленных реорганизаций специализированных подразделений органов предварительного следствия в системе МВД России, профилированных на взаимодействие с подразделениями по борьбе с организованной преступностью в составе уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. В связи с тем, что уголовные дела, возбужденные в отношении участников и лидеров ОГиПС общеуголовной направленности по ст. 159, 161-163, 222, 228, 228.1, 209, 210 УК РФ, расследуют следователи линейных отделов следственных частей главных следственных управлений (следственных управлений) территориальных органов МВД России на региональном уровне, а также следователи следственных управлений (следственных отделов) территориальных органов МВД России на районном уровне (за исключением расследования уголовных дел по ст. 209, 210 УК РФ), загруженные расследованием одноэпизодных и малоэпизодных уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям, то не всегда удается задокументировать на стадии предварительного следствия все эпизоды преступной деятельности участников организованных преступных структур, так как следователи, не специализирующиеся на расследовании профильных уголовных дел по ОГиПС, стремятся направить в суд в установленные сроки большое количество именно уголовных дел, а не расследованных эпизодов организованной преступной деятельности изобличенных ОГиПС. При этом не всегда удается убедить конкретного следователя в необходимости избрания в отношении членов ОГиПС меры пресечения в виде заключения под стражу в целях обеспечения без-

опасности конфидентов, освещавших деятельность организованных преступных структур оперативно-разыскных мероприятий.

К сожалению, указанные факты не только влияют на конечный результат оперативно-служебной деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью в составе уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, но и могут поставить под угрозу жизнь и здоровье лиц, содействующих оперативным подразделениям полиции.

Во-вторых, в целях оптимизации взаимодействия подразделений по борьбе с организованной преступностью в составе уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, следователей органов внутренних дел и Следственного комитета РФ и его территориальных органов необходимо:

— внести изменения и дополнения в Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее — Указ Президента РФ № 1422-1998) [2], в части образования в структуре органов предварительного следствия МВД России специализированных профильных следственных подразделений, специализирующихся на расследовании организованной преступной деятельности общеуголовной и экономической направленности, в том числе в обязательном порядке проработать вопрос об образовании таких подразделений во всех регионах Российской Федерации, а также организованных на территории муниципальных образований субъектов РФ по «кустовому» зональному принципу;

— во исполнение предполагаемых изменений в Указе Президента РФ № 1422-1998 внести соответствующие дополнения в приказ МВД России «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 года (вместе с «Приложением о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации», «Положением о помощнике следователя»» [3], в части организации специализированных подразделений органов предварительного следствия на региональном уровне по расследованию организованной преступной деятельности;

— разработать приказ МВД России, который бы утвердил типовое положение и типовую структуру межрегионального следственного отдела (отделения) по расследованию организованной преступной деятельности при следственных частях главного следственного управления (следственного управления) территориального органа МВД России на региональном уровне;

— разработать межведомственный нормативный правовой акт Генеральной прокурату-

ры, Следственного комитета и Министерства внутренних дел Российской Федерации, определяющий процессуальные, организационные и служебные полномочия начальников территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также их заместителей, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности по организации взаимодействия с руководителями следственных органов Следственного комитета РФ на соответствующем уровне (субъекта РФ или муниципального образования).

В-третьих, в целях повышения качественного уровня обеспечения подразделений уголовного розыска необходимо осуществить их целевое техническое переоснащение современными средствами радиосвязи, аудиоконтроля, видеодокументирования и наблюдения, увеличить количество единиц служебного автотранспорта, особенно территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях.

После ликвидации подразделений по борьбе с организованной преступностью появились проблемные вопросы учета результатов работы уголовного розыска и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.

Таким образом, необходимо констатировать, что совместное проведение ОРМ (особенно касаемо смешанных по профилю преступной деятельности ОГиПС) между подразделениями уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции фактически отсутствует. Сложившаяся ситуация объясняется объективностью принимаемых руководителями указанных подразделений решений по кодировке в карточках первичного учета информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне данных по своим службам (УР, ПЭ или ЭБиПК), соответственно выявившим или раскрывшим преступления, совершенные в составах ОГиПС общеуголовной, экстремистской или экономической направленности.

Как следствие, сегодня сложилась ситуация, при которой возрастает закономерная здоровая конкуренция между оперативными подразделениями органов внутренних дел, при этом оперативно значимая информация не по профилю оперативно-служебной деятельности блокируется на уровне конкретно взятого оперативного подразделения УУР или УЭБиПК территориального органа МВД России на региональном или районном уровне и вышестоящему руководству фактически не докладывается. Эти проблемы остаются неразрешенными.

В-четвертых, в целях повышения эффективности взаимодействия подразделений уголовного розыска и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции

органов внутренних дел необходимо внедрить в практику совместное планирование и ведение отдельных оперативно-разыскных мероприятий, проводить совместные оперативные совещания, оптимизировать реальное совместное планирование на год, полугодие. В качестве эксперимента в целях учета раскрытых преступлений, совершенных в составе ОГиПС, предлагается ввести единый код для фиксации службы, раскрывшей преступление, с обозначением подразделений уголовного розыска и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции под кодом или дополнительным кодированием с префик-сом-1 или префиксом-2 (для службы, выявившей или раскрывшей преступление, или установившей лицо, совершившее преступление).

Таким образом, полагаем, что предложенные комплексные меры правового и организацион-

ного характера, безусловно, позволят повысить эффективность и результативность оперативно-служебной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию ОГиПС, усилить внутриведомственное взаимодействие подразделений уголовного розыска в регионах, укрепить межведомственное взаимодействие органов внутренних дел, прокуратуры и Следственного комитета РФ по борьбе с организованной преступностью. Вне всяких сомнений, для решения правовых и организационных проблем противодействия организованной преступности после ликвидации в 2008 г. специализированных подразделений органов внутренних дел предстоит еще сделать очень много. При этом намеченные мероприятия, на наш взгляд, смогли бы оптимизировать отдельные направления оперативно-разыскной деятельности уголовного розыска по борьбе с ОГиПС и бандами.

Список литературы:

References:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2. О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 (в ред. от 30 июня 2016 г.) // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5923.

3. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 года (вместе с «Приложением о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации», «Положением о помощнике следователя»): приказ МВД России от 4 января 1999 г. № 1 (в ред. от 26 февраля 2016 г.).

4. Воронцов А. В., Парфенов А. В. О проблемах комплексного использования сил и средств территориальных органов МВД России в раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).

5. Воронцов А. В., Фомин А. В. Из опыта формулирования некоторых понятий для описания организованной и профессиональной преступности // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20).

6. Сборники ГИАЦ МВД России (2012-2016 гг.). М., 2017.

1. The Criminal Codex of the Russian Federation from the 13th of June, 1996. № 63-03 // The legislation's compilation of the Russian Federation. 1996. № 25. Article 2954.

2. About measures of preliminary investigation organization perfection in a system of the Ministry of the Interior of the Russian Federation: the Russian Federation President's decree from the 23rd of November, 1998. № 1422 (edition from the 30th of June, 2016) // The legislations' compilation of the Russian Federation. 1998. № 48. Article 5923.

3. About measures for realization of the Russian Federation President's decree from the 23rd of November, 1998 (along with "The Application about Investigative committee by the Interior Ministry of Russia», «The Statute about investigator's assistant»: the order of the Ministry of the Interior of Russia from the 4th of January, 1999. № 1 (edition from the 26th of February, 2016).

4. Vorontsov A. V., Parfenov A. V. About the problems of complex using the strengths and means of the territorial law enforcement of the Ministry of the Interior of Russia in solving murders connected with unknown disappearance of citizens // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2016. № 2 (38).

5. Vorontsov A. V., Fomin A. V. From the formulation experience of some concepts for description of organized and professional crime // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2011. № 4 (20).

6. The compilations of the Main Informational Analytical Center of the Ministry of the Interior of Russia (2012-2016). M., 2017.

E-mail: Ezrohina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.