Научная статья на тему 'Прикладные проблемы оперативно-разыскной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованной преступности'

Прикладные проблемы оперативно-разыскной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1488
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОМПЛЕКС МЕР / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ГРУППЫ / ПРЕСТУПНЫЕ СООБЩЕСТВА (ПРЕСТУПНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ) / IMPROVEMENT / COMPLEX OF MEASURES / OPERATIONS / CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS OF INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES / FIGHTING / CONVENTIONAL ORGANIZED CRIME GROUPS AND CONSPIRACIES (CRIMINAL ORGANIZATIONS)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эзрохин Павел Владимирович

Рассмотрены некоторые актуальные вопросы повышения эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованным группам и преступным сообществам (преступным организациям).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эзрохин Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applied problems in criminal investigation departments’ operative and investigative activities to fight against organized crime

Issues critical for the improvement of Criminal Investigation departments fighting with conventional organized crime groups and conspiracies (criminal organizations).

Текст научной работы на тему «Прикладные проблемы оперативно-разыскной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованной преступности»

УДК 342.951 ББК 6/8.6/8.6/8.2.6/8

ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ ЭЗРОХИН,

заместитель начальника УУР ГУ МВД Российской Федерации, полковник полиции, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-разыскная деятельность

E-mail:

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены некоторые актуальные вопросы повышения эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованным группам и преступным сообществам (преступным организациям).

Ключевые слова: повышение эффективности, комплекс мер, оперативно-служебная деятельность, подразделения уголовного розыска органов внутренних дел, противодействие, организованные группы, преступные сообщества (преступные организации).

Annotation. Issues critical for the improvement of Criminal Investigation departments fighting with conventional organized crime groups and conspiracies (criminal organizations).

Keywords: improvement, complex of measures; operations; Criminal Investigation departments of internal affairs authorities; fighting; conventional organized crime groups and conspiracies (criminal organizations).

Прикладные проблемы оперативно-разыскной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованной преступности являются одним из ключевых вопросов, требующих своего решения для повышения эффективности работы органов внутренних дел на современном этапе. В этой связи, следует отметить, что повышение результативности оперативно-разыскной деятельности подразделений уголовного розыска, находящихся на передовой борьбы с преступностью, и решение их прикладных проблем позволит оптимизировать в целом основы противодействия организованной преступности в Российской Федерации.

Анализ оперативной обстановки, особенно складывавшейся в 2016 г. и I квартале 2017 г., позволил сделать вывод, что на сегодняшний момент отмечается значительный рост регистрируемых и латентных проявлений такого явления, как «организованная преступность», в оперативно-разыскной и криминологической характеристиках которого происходят структурные и качественные изменения: увеличивается количество пресекаемых сходок так называемых «воров в законе», авторитетов и лидеров уголовно-преступной среды; происходит очередной передел сфер территориального и экономического влияния; освобож-

даются из мест лишения свободы, осужденные на рубеже 90-х гг. к длительным срокам заключения бывшие участники организованных преступных группировок, влиявших на криминогенную обстановку. Современными формами проявлений организованной преступности стало появление во многих крупных регионах Российской Федерации (г. Москва, Московская область, г. Санкт Петербург, г. Краснодар, г. Екатеринубург, г. Красноярск, г. Ростов-на Дону, г. Волгоград) этнических организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций).

Отличительной чертой современной российской организованной преступности стало увеличение в ее структуре разбойных нападений, сопряженных с убийствами, в отношении инкассаторов, крупных бизнесменов, граждан, имеющих на руках крупные суммы денежных средств и ценности; хищений банкоматов, в том числе с использованием взрывчатых веществ и применением взрывных устройств. При совершении таких преступлений, составляющих подавляющее большинство в структуре организованной преступности, участники этнических организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) (далее — ОГ и ПС) используют современные технические средства, разовые радиостанции, сотовые теле-

фоны для совершения конкретного преступления (так называемые «боевые трубки»), автомашины и номера прикрытия, проводят фактически настоящую разведку и контрразведку при подготовке, совершении преступления, а также при сокрытии следов и уходе с места происшествия, что фактически позволяет нам говорить уже о действующих на территории РФ многочисленных организованных группах и преступных сообществах (преступных организациях), сформированных по этническому признаку из выходцев Молдавии, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Украины и Дагестана.

Подводя итог сказанному, автор отмечает, что современная организованная преступность, помимо «классического формата», дополнительно смещается в сторону специализации этнических организованных преступных группировок на совершении серийных, совершенных общеопасным способом, жестоких по своему характеру тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности, большинство из которых так и остаются нераскрытыми, а преступники, причастные к их подготовки и совершению, до сих пор не установлены и не понесли заслуженное наказание.

Статистические данные показывают, что в последние 5—6 лет существенно изменилась и количественно-качественная составляющая организованной преступности. В 2012 г. ОГ и ПС совершено 17,3 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (+2,4%), причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этой категории увеличился с 5,2% в январе — декабре 2011 г. до 5,7% в аналогичном периоде 2012 г.

В 2013—2014 гг. произошло снижение проявлений организованной преступности в РФ, что подтверждено статистическим данными: в составе ОГ и ПС в 2013 г. совершено 16,6 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (-4,3%), их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этой категории остался на уровне предыдущего года и составил 5,7%; в следующем 2014 г. ОГ и ПС совершено 13,5 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (-18,7%), причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этой категории сократился с 5,7% в январе — декабре 2013 г. до 5,1%. За 2015 г. ОГ и ПС совершено 13,4 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (-2,1%), причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этой категории составил 5,1%, в 2016 г. ОГ и ПС совершено 12,1 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (-9,2%), при этом их удельный вес в общем числе расследованных преступлений указанной категории сократился до 5% [1].

Данные статистики, вместе с тем, показывают, что сокращение количества раскрытых преступлений, совершенных в составе ОГ и ПС, свидетельствует в большей степени о латентных проявлениях организованной преступности в Российской Федерации, искажении статистической отчетности, упавшем профессионализме сотрудников уголовного розыска по документированию преступной деятельности организованных преступных структур, усилении прокурорского надзора за расследованием уголовных дел данных категорий, сокращении статистического учета эпизодности уголовных дел на ОГ и ПС и регистрации множества эпизодов преступной деятельности организованных групп, банд и преступных сообществ как длящихся преступлений. Складывающаяся ситуация осложняется укреплением позиций трансграничной организованной преступности, беспрецендентным ростом нелегального проникновения в Россию трудовых мигрантов из стран СНГ, а также оружия и боеприпасов из района проведения боевых действий на Востоке Украины и других регионов.

Современные ОГ и ПС общеуголовной направленности имеют прочные финансово-экономических основы, что закономерно осложняет процесс противодействия организованной преступности со стороны подразделений уголовного розыска на региональном и местном уровне. Если с момента упразднения в системе МВД России подразделений по борьбе с организованной преступностью, в структуре регистрируемых тяжких и особо тяжких преступлений отмечалось снижение количества раскрытых и расследованных преступлений общеуголовной направленности, совершенных в составе ОГ и ПС, то с января 2015 г., а в некоторых регионах и с 2014 г. отмечаются устойчивые тенденции роста проявлений организованной преступности (рэкета, квалифицированных разбойных нападений, убийств по найму общеопасным способом, в том числе с применением взрывчатых веществ и взрывных устройств, криминального оружейного и автобизнеса, проституции и межрегионального наркобизнеса). Исключительным отличием организованной преступности является ее латентный характер, обусловленный сокрытием от регистрационного учета ее проявлений в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровне, слабой профессиональной и практической подготовкой сотрудников подразделений уголовного розыска, работающих по данному направлению оперативно-служебной деятельности, отсутствием взаимодействия с органами предварительного следствия МВД России и Следственного Комитета

РФ в части выработки единой стратегии противодействия организованной преступности, а также тактики и методики подготовки и проведения следственных действий по документированию преступной деятельности участников и лидеров ОГ и ПС, излишней загруженностью сотрудников подразделений уголовного розыска, вынесением огромного количества постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел по материалам доследственных проверок и заключений проверок по обращениям граждан, всевозможных переписок, дублированием функций других служб и ведомств и т.д.

Анализируя вышеизложенное, можно свидетельствовать о структурных, качественных и количественных изменениях в структуре организованной преступности, ее цикличной переориентации и инновационном эволюционировании организованных форм преступной деятельности: появление новых банд, разнотипных организованных групп и преступных сообществ. Изложенные нами факты являются объективным условием разрозненности действий подразделений уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном и районном уровне и их несоответствия реально складывающейся оперативной обстановки в сфере противодействия ОГ и ПС. Следует отметить, что подразделения уголовного розыска решают оперативно-служебные задачи по противодействию организованной преступности общеуголовной направленности как правило на территории своего региона или муниципального образования, руководствуясь исключительно принципом оперативной заинтересованности и территориальности применительно к зоне своего оперативного обслуживания. Очевидным является тот факт, что действующая на региональном и местном уровне система противодействия проявлениям организованной преступной деятельности несоразмерна целям и задачам реалий комплексной борьбы с преступностью по стране в целом. Оценка результатов практической деятельности подразделений уголовного розыска Министерств, Главных управлений, управлений МВД по субъектам РФ, а также горрайорганов внутренних дел на муниципальном уровне свидетельствует о необходимости совершенствования их повседневной оперативно-служебной деятельности, в том числе взаимодействия в выработке стратегии борьбы с участниками и лидерами ОГ и ПС общеуголовной направленности и повышения эффективности их оперативной разработки. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что без выработки конкретных мер, направленных на совершенствование деятель-

ности подразделений уголовного розыска по противодействию организованной преступности невозможно реализовать стратегические установки государства по оптимизации системы защиты прав и свобод граждан в России.

Ключевой проблемой противодействия ОГ и ПС являются недостатки в нормативно-правовом регулировании вопросов организации борьбы с организованной преступностью. На наш взгляд, в целях оптимизации правовых основ противодействия славянским и этническим ОГ и ПС требуется кардинальное совершенствование ведомственной правовой базы, регламентирующей организационно-тактические аспекты деятельности и взаимодействия подразделений уголовного розыска в части подготовки и проведения ОРМ по пресечению преступной деятельности членов ОГ и ПС. В вязи с чем, для правового регулирования деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью в составе уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном и районном уровне созрела необходимость подготовки нормативного акта (приказа, письма, инструкции), который бы с учетом реалий складывающейся в стране оперативной обстановки унифицировал бы отдельные организационно-правовые и тактические аспекты деятельности указанных подразделений уголовного розыска, в том числе отдельные направления их взаимодействия с оперативно-поисковыми и оперативно-техническими подразделениями в процессе осуществления комплексных ОРМ по разработке участников и лидеров ОГ и ПС.

Системной проблемой противодействия проявлениям организованной преступности является фактическое отсутствие, после многочисленных реорганизаций специализированных подразделений органов предварительного следствия в системе МВД России, профилированных на взаимодействие с подразделениями по борьбе с организованной преступностью в составе уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. В связи с тем, что уголовные дела, возбужденные в отношении участников и лидеров ОГ и ПС общеуголовной направленности по ст. 159, 161, 162, 163, 222, 228, 228.1, 209, 210 УК РФ, расследуют следователи линейных отделов СЧ ГСУ-СУ территориальных органов МВД России на региональном уровне, а также следователи СУ-СО горрайорганов внутренних дел районного звена (за исключением расследования уголовных дел по ст. 209, 210

УКРФ), загруженные расследованием огромного количества одноэпизодных и малоэпизодных уголовных дел, на тяжкие и особо тяжкие преступления, то не всегда удается задокументировать на стадии предварительного следствия все эпизоды преступной деятельности участников организованных преступных структур в связи с тем, что следователи, не специализирующиеся на расследовании профильных уголовных дел на ОГ и ПС, стремятся направить в суд в установленные сроки большее количество уголовных дел, а не расследованных эпизодов организованной преступной деятельности изобличенных ОГ и ПС. При всем этом, не всегда удается убедить конкретного следователя в необходимости избрания в отношении членов ОГ и ПС меры пресечения в виде заключения под стражу в целях обеспечения безопасности конфидентов, освещавших деятельность организованных преступных структур или участвовавших при проведении оперативного внедрения, проверочной закупки, контролируемой поставки, наблюдения или иных ОРМ.

Следует отметить, что указанные факты не только влияют на конечный результат оперативно-служебной деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью в составе уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, но и могут поставить под угрозу жизнь и здоровье лиц, сотрудничающих с оперативными подразделениями полиции. В целом же отсутствие специализированных, особенно межрайонных следственных отделов ГСУ-СУ МВД, ГУМВД, УМВД на региональном уровне, негативно влияет на расследование уголовных дел в отношении участников ОГ и ПС.

В связи с этим, для оптимизации взаимодействия подразделений по борьбе с организованной преступностью в составе уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном и районном уровне, следователей ОВД и следователей СК РФ и его территориальных органов необходимо:

♦ внести изменения и дополнения в указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 1422 [2], в части образования в структуре органов предварительного следствия МВД России специализированных профильных следственных подразделений, специализирующихся на расследовании организованной преступной деятельности общеуголовной и экономической направленности, в том числе в обязательном по-

рядке проработать вопрос об образовании таких подразделений во всех регионах РФ, организованных на территории муниципальных образований субъектов РФ по кустовому зональном принципу;

♦ во исполнение предполагаемых изменений в Указе Президента РФ № 1422 внести соответствующие дополнения в Приказ МВД России от 23 ноября 1998 г. № 1 [3] «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации» в части организации специализированных подразделений органов предварительного следствия на региональном уровне по расследованию организованной преступной деятельности;

♦ разработать приказ МВД России, который бы утвердил Типовое положение и Типовую структуру межрегионального следственного отдела (отделения) по расследованию организованной преступной деятельности при СЧ ГСУ-СУ территориального органа МВД России на региональном уровне;

♦ разработать межведомственный нормативно-правовой акт Генеральной прокуратуры, СК и МВД России, определяющий процессуальные, организационные и служебные полномочия начальников территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также их заместителей, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности по организации взаимодействия с руководителями следственных органов СК РФ на соответствующем уровне (субъекта РФ или муниципального образования).

Сохраняются и проблемные вопросы слабого материально-технического обеспечения подразделений по борьбе с организованной преступностью в составе уголовного розыска, что существенно снижает потенциал их организационно-тактических возможностей. На уровне подразделений районного звена отсутствуют современные технические средства аудио-, видеоконтроля для проведения наблюдения и снятия информации с технических каналов и средств связи. Сотрудники оперативных подразделений не всегда имеют количество единиц служебного автотранспорта, соответствующего нормам положенности и штатной численности подразделений уголовного розыска, особенно на районном уровне.

Поэтому для повышения качественного уровня обеспечения подразделений уголовного розыска необходимо осуществить их целевое техническое переоснащение современными средствами радиосвязи, аудиоконтроля, видеодокументирования и наблюдения, увеличить количество единиц служебного авто-

транспорта в подразделениях по борьбе с организованной преступностью в составе уголовного розыска, особенно на уровне районного звена и МВД — ГУМВД — УМВД по субъектам РФ.

В связи ликвидацией подразделений по борьбе с организованной преступностью появились проблемные вопросы учета результатов работы уголовного розыска, подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции и противодействия экстремизму.

Так, в 2008 г. была размыта и система взаимодействия между указанными оперативными подразделениями органов внутренних дел. Причиной стала отдельная кодировка выявленных по ф.1 и раскрытых по ф. 1.1. преступлений общеуголовной и экономической направленности, в то время когда у подразделений по борьбе с организованной преступностью был единый код службы (в Московской области — 055).

Таким образом, необходимо констатировать, что совместное проведение ОРМ, в особенности смешанных по профилю преступной деятельности ОГ и ПС, между подразделениями уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции фактически отсутствует, что объясняется объективностью принимаемых их руководителями решений по кодировке в карточках первичного учета Информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне данных по своей службе (УР или ЭБ и ПК), соответственно выявивших или раскрывших преступление, совершенное в составе ОГ и ПС общеуголовной экстремистской или экономической направленности.

Как следствие, сложилась ситуация, при которой возрастает закономерная здоровая конкуренция между оперативными подразделениями ОВД, при этом оперативно значимая информация не по профилю оперативно-служебной деятельности блокируется на уровне конкретно взятого оперативного подразделения УУР или УЭБ и ПК территориального органа МВД России на региональном или районном уровне и вышестоящему руководству фактически не докладывается. Указанные проблемы до настоящего времени не разрешились.

Таким образом, для повышения эффективности взаимодействия подразделений уголовного розыска и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел необходимо внедрить в практику совместное планирование и ведение отдельных оперативных разработок членов ОГ и ПС, проводить совместные оперативные совещания, оптимизировать реальное совместное планирование на

год, полугодие. В качестве эксперимента для учета раскрытых преступлений, совершенных в составе ОГ и ПС, предлагается ввести единый код для фиксации службы, раскрывшей преступление, с обозначением подразделений уголовного розыска, и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции подкодом или дополнительным кодированием с прификсом-1 или прификсом-2 (для службы, выявившей или раскрывшей преступление, или установившей лицо, совершившее преступление).

Подводя итог сказанному, полагаем, что предложенные комплексные меры правового и организационного характера позволят повысить эффективность и результативность оперативно-служебной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию ОГ и ПС, усилить внутриведомственное взаимодействие подразделений уголовного розыска в регионах, укрепить межведомственное взаимодействие ОВД, прокуратуры и СК по борьбе с организованной преступностью, особенно общеуголовной направленности.

Для решения прикладных проблем противодействия организованной преступности, после ликвидации в 2008 г. специализированных подразделений органов внутренних дел, предстоит еще сделать очень много, вместе с тем, намеченные мероприятия, на наш взгляд, смогли бы оптимизировать ключевые направления оперативно-разыскной деятельности подразделений уголовного розыска в борьбе с организованной преступностью в нашей стране на современном этапе.

Литература

1. Сборники ГИАЦ МВД РФ (2012—2016 гг.).

2. Указ Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 (в ред. от 30 июня 2016 г.) «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД России».

3. Приказ МВД России от 4 января 1999 г. № 1 (в ред. от 26 февраля 2016 г.) «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 23 ноября 1998 г.».

References

1. Sborniki GIATs MVD RF (2012—2016 gg.).

2. Ukaz Prezidenta RF ot 23 noiabria 1998 g. № 1422 (v red. ot 30 iiunia 2016 g.) «O merakh po sovershenstvova-niiu organizatsii predvaritelnogo sledstviia v sisteme MVD Rossii».

3. Prikaz MVD Rossii ot 4 ianvaria 1999 g. № 1 (v red. ot 26 fevralia 2016 g.) «O merakh po realizatsii Ukaza Prezidenta RF ot 23 noiabria 1998 g.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.