ТРИБУНА
молодого ученого
А.Г. БОГАТЫРЕВ,
* о
адъюнкт кафедры организации оперативно-розыскнои деятельности
(Академия управления МВД России)
О некоторых вопросах проведения подразделениями уголовного розыска оперативного внедрения
В статье рассматриваются актуальные проблемы использования оперативно-разыскного мероприятия «оперативное внедрение» подразделениями уголовного розыска в борьбе с организованными группами и преступными сообществами.
Оперативное внедрение, организованные группы, организованная преступность, преступные сообщества, этническая преступность, криминальная среда, подразделения уголовного розыска.
В современных условиях развития общества существенно возросла активность организованных групп и преступных сообществ (далее — ОГ и ПС), в частности, сформировавшихся на этнической основе. Посредством своего криминального влияния, а также — совершением тяжких и особо тяжких преступлений они наносят существенный вред обществу, создают значительную угрозу безопасности граждан [10].
Трагические события, произошедшие в станице Кущевская Краснодарского края и г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, показали, что криминальная деятельность ОГ и ПС оказывает влияние на принимаемые органами исполнительной власти решения, включая и сферу органов внутренних дел, по различным направлениям деятельности. Организованная преступность и коррупционные проявления наносят физический, моральный и материальный вред обществу, тем самым подрывая авторитет государственных институтов.
* Ранее - начальник ОП № 3 УМВД России по г. Томску.
Более 13 лет в нескольких районах Краснодарского края жестоко и цинично действовала банда, возглавляемая С.В. Цапком. Материалы уголовного дела № 2-5/2013(2-56/2012), возбужденного по фактам совершенных преступлений данной ОГ, находятся на судебном рассмотрении в Краснодарском краевом суде [8]. Обвиняемым инкриминируются более 60 эпизодов тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе - особо квалифицированными составами преступлений, предусмотренными ст. 105, 131, 132, 162, 166, 222, 209 УК РФ. Сложившаяся ситуация свидетельствует, что борьба с организованной преступностью, прежде всего в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, - задача для органов внутренних дел весьма актуальная, но не всегда эффективно осуществляемая [9; 14].
Указом Президента Российской Федерации № 1316 от 6 сентября 2008 г. [1] в целях совершенствования руководства деятельностью МВД России и органов внутренних дел Российской Федерации подразделения по борьбе с организованной преступностью были упразднены. На базе и в пределах штатной численности были созданы подразделения по противодействию экстремизму и подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, функции же борьбы с организованной преступностью были возложены на подразделения уголовного розыска.
Анализ статистики МВД России по зарегистрированным преступлениям показал, что если в 2005 г. было зарегистрировано 26 985 тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в составе организованных групп и пре-
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
112
ступных сообществ, то в последующие годы возникла тенденция к росту этой категории противоправных деяний: в 2006 г. зарегистрировано уже 28 719 (+6,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года); в 2007 г. — 33 051 (+15,8 %); в 2008 г. - 34 939 (+5,7 %) преступлений.
После реорганизации подразделений по борьбе с организованной преступностью количество зарегистрированных фактов совершения тяжких и особо тяжких преступлений в составе организованных групп и преступных сообществ начало снижаться: в 2009 г. - 29 644 (-15,2 %); в 2010 г. -21 241 (-8,3 %); в 2011 г. - 16 933 (-20,3 %).
В 2012 г. организованными группами и преступными сообществами было совершено 17,3 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений, что на 2,4 % больше, чем в аналогичном периоде
2011 г., причем удельный вес данных противоправных деяний в общем числе расследованных преступлений этих категорий увеличился с 5,2 % (2011 г.) до 5,7 % (2012 г.). Одной из причин, способствовавших снижению выявленных и зарегистрированных преступлений, совершенных в составе ОГ и ПС, стала реорганизация подразделений по борьбе с организованной преступностью.
Борьба с ОГ и ПС общеуголовной направленности была возложена на подразделения уголовного розыска, которые, исходя из практики их деятельности, не всегда адекватно могли воздействовать на специфическую направленность криминальной среды, подобрать и использовать весь комплекс мероприятий, а именно - такой эффективный в борьбе с ОГ и ПС вид оперативно-разыскного мероприятия, как оперативное внедрение. Это свидетельствует о необходимости совершенствования механизма выявления, документирования, раскрытия и расследования указанных видов преступлений [12].
Министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев, заслушивая доклады об итогах работы столичной полиции за
2012 г., указал на необходимость активизации мероприятий, нацеленных на пресечение деятельности организованных преступных групп. Это направление работы требует тесного установления и развития взаимодействия с коллегами из других правоохранительных ведомств. Министр обозначил ряд приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел в 2013 г., и одно из них связано с противодействием этническим группировкам, привлечением их лидеров к уголовной ответственности [13].
Важным инструментом получения оперативной информации из преступной среды ОГ и ПС являются мероприятия по оперативному про-
никновению в нее путем проведения оперативного внедрения [7, с. 293].
Различные вопросы совершенствования органов внутренних дел за счет реализации подобного мероприятия сотрудниками оперативных подразделений затрагивались в диссертационных исследованиях В.В. Алексеева, Н.Д. Абдуллаевой, В.Г. Бирюлькина, М.Г. Мелихова, А.П. Коровкина, С.В. Усенко. Однако до настоящего времени проблема организации и осуществления оперативного внедрения подразделениями уголовного розыска в ОГ и ПС, включая и сформировавшиеся на этнической основе, комплексно не исследовалась [4].
Для борьбы с противоправной активностью указанных криминальных структур и противодействия им на территории нашей страны необходимо вести постоянный поиск внутренних и внешних ресурсов. Кроме того, на основе анализа теории и практики следует разработать комплекс мер для решения задач оперативно-разыскной деятельности [11, с. 176-177, 282-284].
Благодаря оперативному внедрению можно глубоко проникнуть в преступную среду, достичь эффективного воздействия на нее, осведомленности о процессах, происходящих в ней, а также эффективно выявлять, изобличать соучастников, пособников, организаторов ОГ и ПС; осуществлять подготовку к оперативным комбинациям и другим ОРМ, предусмотренным Федеральным законом РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2].
Оперативное внедрение - одно из важнейших ОРМ, оно является действенным средством борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями и определенно лучшим способом получения информации для планирования оперативно-тактических задач. Использование этого мероприятия предопределяется историческим опытом противопоставления ухищрениям и постоянным совершенствованием деятельности преступников, проведением оперативного внедрения с учетом изменяющейся оперативной обстановки [6].
В современных условиях оперативное внедрение будет актуальным и определяющим перспективу мероприятием для подразделений уголовного розыска [15].
В процессе реформирования МВД России было определено, что Главное управление уголовного розыска МВД России выполняет функции головного оперативного подразделения Министерства в области борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями общеуголовной направленности, организованной преступностью общеуголовной направленности, преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств, психотроп-
ных веществ и их прекурсоров, а также по розыску лиц.
ГУУР МВД России наряду с территориальными оперативными подразделениями уголовного розыска наделено полномочиями проведения оперативно-разыскной деятельности в полном объеме: его представители участвуют в разработке проектов типовых положений о подразделениях уголовного розыска и оперативно-сыскных подразделениях территориальных органов МВД России и типовых штатных расписаний [3].
Исходя из складывающейся оперативной обстановки и целесообразности, а также необходимости выявления и раскрытия прежде всего тяжких и особо тяжких преступлений, документирования противоправной деятельности, оперативные подразделения могут выделять сотрудников, специализирующихся именно на проведении ОРМ оперативного внедрения.
Дальнейшее реформирование в рамках «дорожной карты» в составе расширенной рабочей группы, созданной В.А. Колокольцевым, заключается в изучении проблем борьбы с организованной преступностью, торговлей людьми, незаконной миграцией, киберпреступностью, экстремизмом и терроризмом. В ходе реформирования планируется определить наиболее оптимальную систему функционирования подразделений по борьбе с организованной преступностью с одновременным решением вопроса о роли и задачах оперативно-разыскных подразделений Главных управлений МВД России по федеральным округам. В связи с этим важно разработать и принять новые ведомственные нормативные акты по организации оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел.
Практика деятельности подразделений уголовного розыска показала, что борьба с организованными группами и преступными сообществами на данный период заключается лишь в фиксации и закреплении по очевидным фактам их противоправной деятельности. При документировании в делах оперативного учета отсутствуют целенаправленные глубокие разработки организованных групп и преступных сообществ, сформировавшихся на этнической основе. Не устанавливается информация о движении финансовых средств, составах, планах и замыслах лидеров и авторитетов криминальной среды. Оперативные комбинации, проводимые при реализации материалов по ОГ и ПС, не подготовлены и малоэффективны. Соответственно, условия для подготовки и проведения
оперативного внедрения в преступную среду не создаются, цели борьбы с организованной преступностью, установления фиксации фактов противоправной деятельности, изобличения всех участников преступного «конгломерата» и дискредитация организаторов ОГ и ПС не находят должного реагирования со стороны органов внутренних дел с учетом складывающейся обстановки.
Как правило, организация и внутреннее устройство структур организованных групп и преступных сообществ выражаются в конспирации своей противоправной деятельности, сокрытии преступлений, оказании давления на свидетелей, устранении очевидцев преступной деятельности. Постоянное совершенствование технических средств, методов разведки и контрразведки, вовлечение в криминальную среду новых участников, воспитание в них неприязни к общим правилам поведения формируют «привлекательный» образ преступника.
Преступные авторитеты все чаще через созданные и контролируемые ими различные предприятия, учреждения, организации выдвигают своих представителей в органы исполнительной власти муниципальных образований, изыскивают «контакты» в правоохранительных органах.
Полагаем, что и внимательное изучение, и анализ теоретических разработок и практики осуществления оперативного внедрения оперативными аппаратами подразделений уголовного розыска, и личный опыт показывают, что применение данного мероприятия имеет свою отличительную специфику. В процессе подготовки, проведения оперативного внедрения возникают значительные трудности и противоречия, что, прежде всего, объясняется отсутствием законодательного закрепления, правового регулирования, организационной и тактической основы для осуществления данного мероприятия, недора-ботанностью механизмов уголовно-правовой защиты сотрудников из числа внедряемых, недостаточной научной разработанностью деятельности подразделений уголовного розыска по оперативному внедрению в этнические ОГ и ПС [5, с. 25].
Рассмотренные нами проблемные вопросы и предпосылки к оперативному внедрению, на наш взгляд, не представляют собой исчерпывающий перечень. Проведение оперативного внедрения в подразделениях уголовного розыска требует дальнейшего совершенствования и выработки предложений и рекомендаций.
113
Список литературы
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
1. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 (в ред. от 1 марта 2011 г.) // СПС КонсультантПлюс.
2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3. Об утверждении положения о ГУУР МВД России: приказ МВД России от 11 июля 2011 г. № 823.
4. Абдуллаева Н.Д. Оперативное внедрение в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2007
5. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Современное состояние и основные направления развития теории ОРД ОВД: научный доклад. М., 2001.
6. Вакян А. Практика уголовного сыска: науч.-практ. сб. М., 1999.
7. Горяинов К.К., Овчинский В. С. и др. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. М., 2004.
8. Информация Государственной автоматизированной системы «Правосудие». Официальный сайт. URL: http://kubansud.ru (дата обращения: 26.02.2013).
9. Кущевка-2: Россию захлестнул бандитизм страшнее 1990-х годов. Официальный сайт «Свободная пресса». URL: http://www. svpressa.ru (дата обращения: 22.01.2013).
10. Кущевский след. Официальный сайт «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru (дата обращения: 22.01.2013).
11. Овчинский В.С., Эминов В.С. и др. Основы борьбы с организованной преступностью: учебник. М., 1996.
12. Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru (дата обращения: 22.01.2013).
13. Стенограмма расширенного заседания коллегии ГУ(У) МВД России по г. Москве по итогам служебной деятельности в 2012 г. Официальный сайт ГУ(У) МВД России по г. Москве. URL: http://www.petrovka38.ru (дата обращения: 25.05.2013).
14. Трагедия в Кущевской и в г. Гусь-Хрустальный — это провал всей системы правоохранения: прямая линия. Разговор с В.В. Путиным. Официальный сайт РИА-Новости. URL: http://www.ria.ru (дата обращения: 16.12.2010).
15. Чечетин А.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. Барнаул, 2007.
E-mail: [email protected]
114