УДК 34 ББК 67
проблемные вопросы раскрытия
преступлений, совершаемых организованными преступными сообществами
(по материалам скфо)
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ГОЛЯДИН,
профессор кафедры специальных дисциплин, Северо-Кавказского института (филиала) Краснодарского университета МВДРосси, кандидат юридических наук, доцент;
анатолий васильевич Богданов,
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент
Citation-индекс в электронной библиотеке ниион
Аннотация. На основании анализа статистических данных, а также результатов деятельности правоохранительных органов выделены проблемные вопросы раскрытия преступлений, совершаемых организованными преступными сообществами.
Ключевые слова: организованная преступность, преступные сообщества, правоохранительная деятельность, оперативно-разыскная деятельность, уголовный процесс.
Annotation. based on the analysis of statistical data and results of activity of law enforcement bodies highlighted the problematic issues of disclosure of crimes, committed by organized criminal associations.
Keywords: organized crime, criminal networks, law enforcement, investigative activity, criminal procedure.
Анализ оперативной обстановки в Северо-Кавказском регионе за последние семь лет1 свидетельствует, что организованная преступность не утратила своих криминальных позиций и продолжает представлять серьезную угрозу нормальному функционированию общества и государства.
Так при относительном увеличении общего числа зарегистрированных преступлений в 2015 году2, удельный вес противоправных деяний, совершенных преступными группами, остается стабильным — около 10%. Данная закономерность проявляется как в масштабах Российской Федерации (2009- 2994820, 10,4% ; 2010 г. — 2628799; 10,1 %; 2011г. — 2404807; 10,0%; 2012 г. — 2302168; 9,9%; 2013 г. — 2206249; 9,6%; 2014 г. — 2190578; 9,4%; 2015- 2388476, 10,1%), так и в Северо-Кавказском федеральном округе (200983301; 10,3%, 2010 г. — 74972; 10,7%; 2011г. — 72306; 11,4%; 2012 г. — 73688; 13,9%; 2013 г. — 71542; 12,2%; 2014 г. — 72102; 10,7%; 2015-78404;11,9%)3.
Вместе с тем, до суда доходит только три четверти уголовных дел от общего числа возбужденных в
отношении участников организованных преступных групп, преступных сообществ и преступных форми-рований4 (2009-74,5% ; 2010 г. — 78,2%; 2011 г. — 69,2%; 2012 г. — 77,1%; 2013 г. — 70%; 2014 г. — 65,8%; 2015- 74,4%).
Здесь хотелось бы сделать ремарку, что даже официальные статистические данные в силу различных подходов к их обработке не позволяет получить точные сведения о действительном размахе организованной преступности в стране в целом и ее проявлений в разных видах преступной деятельности (общеуголовной, экономической, экстремистско-террористи-ческой)5. Специалисты объясняют это рядом причин, среди которых чаще всего на первое место выносится обстоятельство, обусловленное высокой латентностью преступлений совершаемых ОПГ, ПС и ПФ6.
Все выше изложенное обуславливает объективную необходимость в активизации оперативно-разыскной деятельности правоохранительных органов в выявлении и пресечении деятельности членов ОПГ, ПС и ПФ.
Обобщение практики деятельности оперативных
подразделений МВД России свидетельствует, что наиболее характерным признаком противоправной деятельности, совершаемой в составе ОПГ и ПС в Северо-Кавказском регионе на современном этапе является возрастающий организационный характер деятельности преступных формирований, предусматривающий: наличие организатора, предварительный сговор с распределением ролей и функций (исполнители, охранники, хранители касс, пособники и т. д.), круговую поруку и жестокую внутригрупповую дисциплину, выработку тактики поведения каждого участника в случае провала, создание материального фонда для нужд ОПС в целом и поддержки отдельных ее членов или их семей7.
По результатам проведенных нами исследований в регионе фиксируется присутствие шести организованных преступных формирований с разной иерархической структурой, объединяющих около 600 участников.
В преступных сообществах, функционирующих значительное время (от года до трех лет), наблюдается более сложное иерархическое построение, прогрессирующий рост количества членов ОПС, амбициозность планов и тщательная подготовка к совершению преступлений.
Значительное место в структуре организованной преступности занимают тяжкие и особо тяжкие преступлений. При этом криминальная специализация в регионе характеризуется совершением корыстно-насильственных преступлений общеуголовного характера (кражи, разбои, грабежи; квалифицированным вымогательством; незаконным оборотом оружия; криминальный автомобильным бизнесом, незаконный оборот наркотиков)8; свершением преступлений сфере экономики (незаконные операции со стратегическим сырьем, мошенничество в кредитно-финансовой сфе-ре9, незаконный оборот алкогольной продукции), а также деятельностью банд формирований экстремист-ско-террористической направленности10.
Возрастающий масштаб уголовного террора со стороны членов ОПГ и ПС, как средства устрашения представителей бизнеса и устранения «конкурентов» в криминальной среде, стимулировал увеличение числа выявленных фактов незаконного распространения оружие, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В 2015 году из 130 выявленных преступлений данной категории, совершенных ОПГ и ПС на территории России, половина — 62 факта приходится на СКФО.
Следует отметить еще один их характерных признаков организованной преступности, фиксируемой на территории региона — прикрытие ОПГ и ПС своей общеуголовной деятельности националистическими и религиозными лозунгами. Практически все факты совершения преступлений по признакам ст. 208 УК РФ, выявленные в 2015 году в Российской Федерации, расследованы правоохранительными органами СКФО11.
В целом обстановка по линии борьбы с органи-
зованной преступностью в регионе характеризуется дальнейшим нарастанием организованности, вооруженности и профессионализма преступных формирований, их стремления оказывать все большее влияние на экономические, политические и социальные процессы.
В 2015 г. оперативными подразделениями в СКФО рассмотрено 1448 материалов по фактам противоправных действий, совершенных в составе ОПГ и ПС. Две трети из них (1050) закончены производством и направлено в суд. Однако, как показывает анализ оперативно-следственной практики, почти каждое четвертое дело, возбужденное в отношении организаторов преступного сообщества, прекращается уже на стадии предварительного следствия. При этом чаще всего следственные работники объясняют это отсутствием достаточной доказательственной базы, характеризующих такие признаки преступного сообщества как «сплоченность», «устойчивость», «организованность». А из числа участников преступных сообществ, в отношении которых материалы направлены в суд, только каждый второй привлекается к реальному на-казанию12.
Изучение причин вынесения судами оправдательных приговоров или решении о направлении дел данной категории на дополнительное расследование показало, что суды также отмечают отсутствие в материалах уголовных дел весомых доказательств, указывающих на признаки создания и функционирования организованной преступной группы (сообщества, формирования). То есть в процессе оперативного документирования и дальнейшего уголовно-процессуального расследования недостаточное внимание уделяется выявлению и детальной проверке наиболее значимых квалифицирующих элементов деятельности преступного сообщества (мотивация создания, структурная организация, временные рамки функционирования), а также не исследуются и не находят в последующем должного отображения в материалах уголовного дела роль каждого члена ОПГ и ПС в разработке и реализации стратегии преступной деятельности.
Следует, оговорится, что учитывая высокую ситуаци-онность рассматриваемого вида преступлений, в данной статье мы остановимся лишь на наиболее проблемных вопросах раскрытия и расследования противоправных действий, совершаемых участниками ОПГ и ПС.
Так, на основании анализа деятельности правоохранительных органов СКФО из числа факторов, которые обусловливают сложность разоблачения и последующего доказывания противоправной деятельности, нами были выделены:
• не некачественное принятие мер в ходе документированию по закреплению противоправной деятельности разрабатываемых лиц в части конкретизации конкретной роли организатора в создании преступного сообщества и руководстве им, а так же участие в нем других лиц;
• не своевременная легализация и дальнейшее использование результатов ОРД в доказывании (прежде всего, преждевременным, без достаточных к тому оснований возбуждением уголовных дел или предъявления обвинения о преступлении, предусмотренном ст. 210 УК РФ);
• различие подходов в оценке собранных сведений, имеющих доказательственное значение и свидетельствующих о создании преступного сообщества (преступной организации) со стороны оперативных аппаратов ОРО, органов предварительного следствия, прокуратуры (государственным обвинителем) и судов, то есть без учета судебной практики и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2008года № 8 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)»;
• активное противодействие расследованию организованной преступной деятельности, реализуемой коллективными усилиями ОПГ и ПС, их лидерами после начала предварительного следствия (реже в ходе оперативной разработки до легализации ее результатов).
Рассмотрим каждый из обозначенных факторов более подробно. Практика борьбы с организованной преступностью свидетельствует, что фактическое существование ОПГ и ПС проявляется в совершении их участниками конкретных преступлений.
Изучение оперативных материалов на организованные преступные сообщества (группы) показало, что в подавляющем большинстве случаев (64%) их реализация осуществлялась не по признакам ст.210 УК РФ13, а по иным составам: вымогательство, незаконный оборот наркотиков, разбойные нападения, преступления в сфере экономики, мошенничество и т.п.
Данное обстоятельство обусловливает, что на первоначальном этапе раскрытия и расследования деяний, связанных с организацией преступного сообщества и участия в нем, вполне закономерно руководствоваться имеющимися методиками документирования рассматриваемых видов преступной деятельности с учетом ситуационных особенностей. Эти методики предполагают решение оперативными аппаратами следующих задач:
• выявление таких признаков противоправных действий, которые позволяют квалифицировать преступление как, совершенное организованной преступной группой;
• установление характеризующих обстоятельств, свидетельствующих о функционировании на территории оперативного обслуживания организованного преступного сообщества (преступную организацию) как до, так и после возбуждения уголовного дела;
• нейтрализация противодействия со стороны членов ОПГ и ПС в процессе документирования
и расследования противоправной деятельности.
Изучение практики показывает, что о функционировании ОПГ и ОПС по линии общеуголовной преступности могут свидетельствовать следующие оперативные данные: неоднократные встречи («сходки») лидеров организованных групп и авторитетов преступной среды; прекращение вооруженных конфликтов («разборок») между организованными группами в связи с разделом территории и сфер влияния; согласованные преступные действия лиц, ранее входивших в разные преступные группировки (факт объединения их «боевиков», сил разведки и контрразведки); снижение числа преступлений небольшой и средней тяжести, совершенных группами лиц или преступниками-гастролерами, в тех случаях, когда преступное сообщество взяло под жесткий контроль «свою» территорию и, наоборот, резкая активизация преступных элементов, если сообщество намеревается отвлечь внимание правоохранительных органов; факты физического устранения лидеров отдельных организованных групп, действовавших ранее на территории, которую преступное сообщество предполагает взять под контроль; факты трудоустройства в коммерческие структуры участников криминальных формирований; необоснованное увеличение числа частных охранных предприятий (служб) и других структур, легально получающих в свое распоряжение оружие и т.п14.
Привлечение лиц к уголовной ответственности за организацию преступного сообщества, а также за участие в нем и за совершение конкретных преступлений, предполагает значительную работу по выявлению, документированию, оценке и последующей реализации оперативно-значимой информации.
Наиболее оптимальной формой проведения такой работы является согласованная деятельность оперативных и следственных подразделений в форме создания следственно-оперативных групп, которые обеспечивают высокую эффективность реализованных материалов. Изучение нами материалов уголовных дел данной категории, показало, что обвинительные приговоры с назначением обвиняемых к реальным срокам наказания, были оглашены практически во всех случаях (82%), когда расследование по уголовному делу осуществлялось СОГ15.
На первоначальном этапе, следует иметь в виду, что решением вопроса о возбуждении уголовного дела на основании легализации оперативно-разыскной информации не требуется полного исследования факта преступления. Однако, в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, в обязательном порядке требуется установить отсутствие оснований отказа в возбуждении уголовного дела (ст. 24 УПК РФ), а также наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ст. 119 УПК РФ)16.
То есть, в тех случаях, когда преступное сообщество выявлено оперативным путем, материалы ОРД, представляемые к реализации, должны содержать
основные данные о событии преступления (времени, месте, способе и обстоятельствах его совершения, количестве выявленных эпизодов и причастных к ним лицах). Вместе с тем, при возбуждении уголовных дел в отношении участников ОПГ и ОПС важно, кроме того, учитывать следственно-судебную перспективу. То есть в легализуемых оперативно-разыскных материалах должны также содержаться данные о структуре группы, взаимодействии составляющих ее звеньев (формирований), ее организаторах, лидерах, участниках, их связях, фактах совершенных преступлений и участии в них конкретных лиц.
При этом легализация оперативно-разыскных материалов и их уголовно-процессуальная оценка, включая вопросы относимости, допустимости и достоверности (ст.89 УПК РФ)17, должны в полном объеме находиться в компетенции следствия. Как свидетельствует практика, самостоятельная реализация сотрудниками оперативных служб оперативных материалов посредством возбуждения уголовного дела в отношении руководителей или членов преступного сообщества, как правило, приводит к неблагоприятным последствиям, о которых говорилось выше.
Последующее оперативное сопровождение уголовного дела, возбужденного по факту создание преступного сообщества, предполагает решение более конкретных задач:
• выявление лица, представляющего оперативный интерес, и определение круга его общения (криминальных связей);
• установление принадлежности каждого фигуранта к конкретной ОГ, границ функционирования группы, ее состава;
• выявление связей членов ОПГ и ПС, в том числе коррупционных с должностными лицами органов власти и управления;
• определение принадлежности ОПГ к ПС или ПФ, а также их места в системе криминальной среды региона;
• установление границ функционирования и состава ОПГ и ПС;
• изучение и оценка преступной деятельности ПС или ПФ.
Предложенный подход может быть использован как для выявления криминальных формирований по восходящей линии, т. е. от второстепенных членов к лидерам организованных групп и руководителям преступных сообществ, так и по нисходящей — от лидеров преступных формирований к рядовым их членам.
Изученный опыт из практики деятельности оперативных подразделений ГУ МВД России по СКФО показывает, что для установления структуры и внутренних связей ОПГ и ПС может применяться и такой прием, как предварительное определение из числа выявленных его членов кандидатов на «плановую жертву».
В этих целях следует обращать внимание на лиц, которых можно привлечь к уголовной ответственности за преступления небольшой или средней тяжести (на-
пример, хранение и распространение оружия, наркотиков и т. п.). Своими действиями по задержанию одного (нескольких) членов сообщества и привлечению его (их) к уголовной ответственности, оперативные работники вынуждают оставшихся на свободе преступников активизировать свою организационную деятельность. Вынужденное перестраивание структуры ОПГ и ПС, побуждают их участников на конкретные действия, которые в свою очередь, свидетельствуют о фактическом существовании преступной организации и раскрывают ее структуру, внутренние и внешние (в том числе коррумпированные) связи18.
Следует также отметить, что дальнейшее оперативное сопровождение расследования уголовного дела в отношении лидеров и участников ОПС обусловлено получением новой информации. Пассивное ожидание «потока» полезной информации — антипод оперативно-разыскной и следственной тактикам.
Данные обстоятельства объективно обусловливают необходимость организации постоянного взаимодействие участников следственно-оперативных групп, создаваемых для раскрытия и расследования преступлений, совершенных организованными преступными сообществами. При этом особое внимание взаимодействующих субъектов должно быть обращено:
• на совместное планирование работы и постоянную корректировку планируемых мероприятий в соответствии со складывающейся оперативно-следственной ситуацией;
• на своевременную проверку выдвинутых версий и лиц, в отношении которых имеются данные о причастности к расследуемому преступлению, с использованием как оперативных, так и следственных возможностей;
• на комплексный анализ и оценку информации, получаемой в результате проведения следственных и оперативных действий;
• на совместное изучением приостановленных уголовных дел о совершенных в регионе преступлений, характерных для разрабатываемого ОПГ, ПС или ПФ19.
В заключении, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что достижение конечных результатов по изобличению членов ОПГ, ПС и ПФ, привлечению их к реальной уголовной ответственности во многом зависит как от максимально полного документирования их преступной деятельности, так и согласованных действий в ходе реализации полученной оперативно-значимой информации и процессуально грамотного ее перевода в доказательства с целью изобличения в судебном процессе руководителей и участников этих преступных групп, сообществ и формирований.
1 См.: Согласно Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ» http://www.pravo.gov.ru , Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом и
входящие в него подразделения были расформированы, а на их основе вскоре были созданы Департамент по противодействию экстремизму МВД России и Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, а также их территориальные подразделения. Шхагапсоев З.Л. Совершенствование деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью / Общество и право № 3, 2013. С.212-216.
2 См.: Рост числа зарегистрированных преступлений в 2015 году по сравнению с 2014 годом в целом на 9 % скорее всего обусловлен вхождением Крыма в составе Российской Федерации.
3 См.: ГИАЦ МВД России. Первая цифра — общее количество зарегистрированных преступлений; вторая цифра — удельный вес преступлений, совершенных в составе преступных групп, от общего количества расследованных преступлений в анализируемом году.
4 См.: Далее по тексту ОПГ, ПС и ПФ.
5 Богданов А.В., Хазов Е.Н.РОЛЬ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142-145.
6 См.: Соотношение зарегистрированных и латентных преступлений совершенных организованными преступными формированиями определяется специалистами в общеуголовной сфере как один к пяти, а в сфере экономики — один к семи. Мацинский Р.В. Региональная криминологическая детерминация организованной преступной деятельности: по материалам Восточно-Сибирского региона: автореферат диссертации... кандидата юридических наук: 12.00.08 / — Иркутск, 2007. С. 6.
7 См.: Голяндин Н.П. Современные тенденции проявления организованной преступности в Северо-Кавказском Федеральном округе / Безопасность Северо — Кавказского региона: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Сборник статей. — Пятигорск: Издательство НОУ ВПО «ИнЭУ» С. 112-115. Михайлов Б.П., Богданов А.В., Воронцов А.В., Ефимкин М.С., Завъялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Синилов Д.К., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д.КРИМИНАЛЬНАЯ СРЕДА. ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Монография. Научная специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право», 12.00.12 «Криминалистика, оперативно-разыскная деятельность, судебно-экспертная деятельность» / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть II
8 Кочукаев Н.Т., Богданов А.В., Хазов Е.Н. КОНТРАБАНДА НАРКОТИКОВ — ОДНА ИЗ РЕАЛЬНЫХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 9. С. 152-156. Хазов Е.Н., Богданов А.В., Савельев Н.В.ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО
ПРОТИВОДЕИСТВИЮ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ . Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 8. С. 116-119.
9 Хазов Е.Н, Богданов А.В.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИИ, СВЯЗАННЫХ С МОШЕННИЧЕСТВОМ Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 276-279.
10 Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Вестник экономической безопасности. 2015. № 6. С. 95-99.
11 См.: В 2015 году привлечено к уголовной ответственности по признакам ст. 208 УК РФ в Российской Федерации 310 человек, в том числе по СКФО 290 человек.
12 См.: В 2015 году правоохранительными органами СКФО выявлено 1162 участника ОПГ и ПС, 60,2% (699) из них привлечено к уголовной ответственности.
13 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) http://www.pravo.gov. ru — 30.12.2015).
14 Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., Ефимкин М.С., Завъялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д.КРИМИНАЛЬНАЯ СРЕДА. ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЕ ВОЗДЕИСТВИЕ Монография. Научная специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право», 12.00.12 «Криминалистика, оперативно-разыскная деятельность, судебно-экспертная деятельность» / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть I
15 Богданов А.В., Назаров В.Ю., Хазов Е.Н.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧАСТИЯ ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИИ И ЕГО РОЛЬ В СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЕ. Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 7. С. 72-76.
16 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2015) http://www. pravo.gov.ru — 30.12.2015).
17 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2015) http://www. pravo.gov.ru — 30.12.2015).
18 Маилян С.С., Хазов Е.Н., Богданов А.В.ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 6. С. 101-104
19 Хазов Е.Н., Богданов A.B. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ И ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПОЛИЦИИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИИ. Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 11. С. 71-75.