Научная статья на тему 'Проблемы противодействия легализации преступных доходов и пути их решения'

Проблемы противодействия легализации преступных доходов и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1419
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / КРИМИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ВЫВОД ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА РУБЕЖ / LEGALIZATION / CRIMINAL INCOME / OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE COUNTERACTION / WITHDRAWAL OF FUNDS ABROAD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов П.И.

На основе изучения и анализа обширных литературных источников, современного состояния нормативных правовых актов, оперативно-следственной практики, а также криминогенной ситуации по линии легализации доходов рассматриваются проблемы оперативно-розыскного противодействия через призму отмывания доходов, полученных от совершения налоговых преступлений. По мнению автора, проблема оперативно-розыскного противодействия незаслуженно обойдена вниманием специалистов в области теории оперативно-розыскной деятельности, хотя она остро нуждается в научном осмыслении. В работе приведены классификация проблем и путей их решения в аспекте международного сотрудничества, определение оперативно-розыскного противодействия, его механизм, понятия «риск-ориентированный подход», «„реперные точки“ при документировании легализации». Кроме того, рассмотрены формы и методы оперативно-розыскного противодействия. При этом подчеркивается, что оперативно-розыскное противодействие - проблема комплексная. Она предполагает объединение усилий всех правоохранительных, контрольно-надзорных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Автор статьи отдает себе отчет в том, что не все высказанные им положения могут рассматриваться как «истина в последней инстанции». Разумеется, отдельные из них носят спорный, полемический характер и, безусловно, требуют дополнительной аргументации. Между тем изложенные идеи и суждения, по мнению автора, могут быть приняты во внимание при углубленном их изучении и анализе. Результаты и основные выводы, сформулированные в статье, могут быть использованы в теории и практике оперативно-розыскной деятельности территориальных органов внутренних дел, а также при подготовке информационно-аналитических материалов (обзоров, справок, методических рекомендаций для сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции). Как нам представляется, обобщенный в данной статье материал может быть использован и в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов П.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COUNTERING THE LEGALIZATION OF CRIMINAL PROCEEDS AND WAYS TO SOLVE THEM

Based on the study and analysis of the vast literature sources, the current state of normative legal acts, investigative practices, and criminal situation along the line of legalization deals with the problems of operational-search counter through the prism of laundering of proceeds derived from committing tax crimes. According to the author, the problem of operational-search counteraction is undeservedly overlooked by specialists in the field of theory of operational-search activity, although it is in urgent need of scientific understanding. The paper presents a classification of problems and ways to solve them in the aspect of international cooperation, definitions of operational investigative counteraction, its mechanism, the concept of «risk-oriented approach», «reference points for documenting legalization». In addition, the forms and methods of operational-search counteraction are considered. At the same time, it is emphasized that operational and investigative counteraction is a complex problem. It involves combining the efforts of all law enforcement, control and Supervisory authorities and agencies engaged in operational search activities. The author of the article is aware that not all of his statements can be considered as «the truth in the last instance». Of course, some of them are controversial and polemical in nature and certainly require additional argumentation. In the author’s opinion, the stated ideas and judgments can be taken into account in their in-depth study and analysis. The results and main conclusions formulated in this article can be used in the theory and practice of operational investigative activities of territorial Internal Affairs bodies, as well as in the preparation of information and analytical materials (reviews, references, guidelines for employees of economic security and anti-corruption units). It seems to us that the material summarized in this article can also be used in the educational process.

Текст научной работы на тему «Проблемы противодействия легализации преступных доходов и пути их решения»

<е

проблемы противодействия легализации преступных доходов и пути их решения

problems of countering the legalization of criminal proceeds and ways to solve them

УДК 343.359

П.И. ИВАНОВ,

доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России, Россия, Москва) ivanovpi1952@yandex.ru

PYOTR I. IVANOV,

Doctor of Law, Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow, Russia)

Аннотация: на основе изучения и анализа обширных литературных источников, современного состояния нормативных правовых актов, оперативно-следственной практики, а также криминогенной ситуации по линии легализации доходов рассматриваются проблемы оперативно-розыскного противодействия через призму отмывания доходов, полученных от совершения налоговых преступлений. По мнению автора, проблема оперативно-розыскного противодействия незаслуженно обойдена вниманием специалистов в области теории оперативно-розыскной деятельности, хотя она остро нуждается в научном осмыслении. В работе приведены классификация проблем и путей их решения в аспекте международного сотрудничества, определение оперативно-розыскного противодействия, его механизм, понятия «риск-ориентированный подход», «„реперные точки" при документировании легализации». Кроме того, рассмотрены формы и методы оперативно-розыскного противодействия. При этом подчеркивается, что оперативно-розыскное противодействие -проблема комплексная. Она предполагает объединение усилий всех правоохранительных, контрольно-надзорных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Автор статьи отдает себе отчет в том, что не все высказанные им положения могут рассматриваться как «истина в последней инстанции». Разумеется, отдельные из них носят спорный, полемический характер и, безусловно, требуют дополнительной аргументации. Между тем изложенные идеи и суждения, по мнению автора, могут быть приняты во внимание при углубленном их изучении и анализе.

Результаты и основные выводы, сформулированные в статье, могут быть использованы в теории и практике оперативно-розыскной деятельности территориальных органов внутренних дел, а также при подготовке информационно-аналитических материалов (обзоров, справок, методических рекомендаций для сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции). Как нам представляется, обобщенный в данной статье материал может быть использован и в учебном процессе.

Ключевые слова: легализация, криминальный доход, оперативно-розыскное противодействие, вывод денежных средств за рубеж.

Для цитирования: Иванов П.И. Проблемы противодействия легализации преступных доходов и пути их решения // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 3. С. 9-19.

Abstract: based on the study and analysis of the vast literature sources, the current state of normative legal acts, investigative practices, and criminal situation along the line of legalization deals with the problems of operational-search counter through the prism of laundering of proceeds derived from committing tax crimes. According to the author, the problem of operational-search counteraction is undeservedly overlooked

КРИМИНОЛОГИЯ

by specialists in the field of theory of operational-search activity, although it is in urgent need of scientific understanding. The paper presents a classification of problems and ways to solve them in the aspect of international cooperation, definitions of operational investigative counteraction, its mechanism, the concept of «risk-oriented approach», «reference points for documenting legalization». In addition, the forms and methods of operational-search counteraction are considered. At the same time, it is emphasized that operational and investigative counteraction is a complex problem. It involves combining the efforts of all law enforcement, control and Supervisory authorities and agencies engaged in operational search activities. The author of the article is aware that not all of his statements can be considered as «the truth in the last instance». Of course, some of them are controversial and polemical in nature and certainly require additional argumentation. In the author's opinion, the stated ideas and judgments can be taken into account in their in-depth study and analysis.

The results and main conclusions formulated in this article can be used in the theory and practice of operational investigative activities of territorial Internal Affairs bodies, as well as in the preparation of information and analytical materials (reviews, references, guidelines for employees of economic security and anti-corruption units). It seems to us that the material summarized in this article can also be used in the educational process.

Keywords: legalization, criminal income, operational and investigative counteraction, withdrawal of funds abroad.

For citation: Ivanov P.I. Problems of countering the legalization of criminal proceeds and ways to solve them // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 3. P. 9-19.

В реализации государственной политики в области борьбы с отмыванием незаконных доходов самое активное участие принимают оперативные подразделения полиции, осуществляя для этого оперативно-розыскное противодействие. При этом головной службой в системе территориальных органов внутренних дел1 по организации оперативно-розыскного противодействия легализации доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, выступают подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции2.

Исходя из основных положений, сформулированных в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (принята Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208)3 и Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г.4, оперативно-розыскное противодействие легализации доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, является одним из приоритетных направлений деятельности ОВД и их подразделений ЭБиПК.

1 Далее - ОВД.

2 Далее - ЭБиПК.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 2902.

4 Документ опубликован не был.

Среди вызовов и угроз экономической безопасности, обозначенных в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, легализация доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, представляет повышенную общественную опасность. Противодействие легализации, когда оно вышло за рамки отдельно взятого государства, стало в числе стратегического национального приоритета Российской Федерации.

Данная проблема активно изучалась такими учеными в области теории оперативно-розыскной деятельности5, как К.К. Горяинов, И.А. Климов, А.Г. Маркушин, Г.К. Синилов, А.Ю. Шумилов, и др. В последнее время внимание исследователей стали привлекать способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий [10].

К сожалению, на сегодня ни Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»6, ни Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не определяют понятие «противодействие легализации», хотя оно в числе основных, используемых в этих документах. Мы предла-

5 Далее - ОРД.

6 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.

КРИМИНОЛОГИЯ

гаем авторское определение (применительно к теме статьи), которое нами сформулировано исходя из результатов изучения законодательных актов и иных источников. Итак, оперативно-розыскное противодействие легализации доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, - это деятельность оперативных подразделений полиции, осуществляемая в соответствии с федеральными законами от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»7 и от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»8 и направленная на выявление и последующее устранение причин, а также на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование указанного вида преступления, минимизацию и (или) ликвидацию его последствий. Отсутствие дефиниции, на наш взгляд, - проблема теоретического плана, которая нуждается в тщательной проработке с учетом имеющихся наработок. Думаем, что нет особой нужды доказывать необходимость общеприемлемого определения понятия «противодействие легализации».

Что же получается сейчас? Все чаще сталкиваемся с различным терминологическим сбоем: «противодействие», «борьба», «выявление и документирование», «предупреждение и раскрытие», хотя законодатель использует термин «противодействие».

Говоря об оперативно-розыскном противодействии, следует учитывать, по крайней мере, два обстоятельства: 1) данный вид противодействия может быть представлен как неотъемлемая часть ОРД (прикладная ее сторона); 2) употребляемый нами термин как бы «обновляет» понятийно-категориальный аппарат теории ОРД (теоретико-методологическая ее сторона).

Как нам представляется, оперативно-розыскному противодействию в большей степени присущ риск-ориентированный подход, под которым мы подразумеваем проведение сотрудниками оперативных подразделений полиции оценки рисков совершения финансовых операций (сделок) в рамках процесса легализации криминальных доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, и распределение на основе такой оценки по рисковым зонам имеющихся в распоряжении указанных подразделений ресурсов, сил и средств с целью своевременного пресечения возможности нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере.

7 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

8 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

Отдельные исследователи к числу инноваций в сфере ОРД по идентификации факта легализации относят именно риск-ориентированный подход9. Такой позиции придерживается, например, А.В. Федоров [9].

Мы разделяем его мнение и полагаем, что риск-ориентированный подход приемлем и для оперативно-розыскного противодействия, суть которого, на наш взгляд, заключается в необходимости принятия действенных оперативно-розыскных мер, чтобы исключить вероятность нанесения ущерба экономическим интересам в результате реализации угрозы легализации криминальных доходов. К сожалению, все предусмотреть и предотвратить при всем стремлении не удается. Риск, безусловно, продолжает сохраняться. Минимизировать возможные последствия в случае его реализации - задача разрешимая. Риск-ориентированный подход - это нечто похожее на системный (комплексный) подход как метод анализа, но для оперативно-розыскного противодействия, как нам представляется, предполагает создание системы своевременного обнаружения уязвимых в процедуре идентификации факта легализации стадий (этапов)10, наиболее насыщенных условиями и факторами негативного свойства, влияющих на эффективность оперативно-розыскного противодействия легализации доходов, полученных от совершения преступлений налоговой направленности.

Примечательно, что Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России11 придает особое значение развитию практики возбуждения уголовных дел по ст. 174.1 УК РФ, предикатом к которым являются налоговые преступления12. Формирование судебной практики началось с 2018 г., когда в качестве легализации квалифицировались действия подсудимых по перечислению денеж-

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 35. Ст. 5326.

10 Незаконно выведенные активы в дальнейшем проходят процедуру легализации (отмывания).

11 Далее - ГУЭБиПК МВД России. Главное управление выполняет функции головного подразделения МВД России по обеспечению экономической безопасности государства, противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.

12 Обзор МВД России об организации работы по преду-

преждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений подразделениями ЭБиПК за 2019 г. от 19 мая 2020 г.

№ 1/5338. Документ опубликован не был.

КРИМИНОЛОГИЯ

ных средств, подлежащих налогообложению, со счетов своей организации на счета третьих лиц по фиктивным гражданско-правовым договорам.

В настоящее время несколько иная позиция сложилась у Верховного Суда Российской Федерации, суть которой сводится к следующему: совершение финансовых операций или сделок само по себе не может предрешать выводы о виновности лица в легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления). В каждом конкретном случае необходимо с учетом всех обстоятельств дела установить, что лицо заведомо совершило финансовую операцию или сделку с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом13.

При определении предмета документирования должны учитываться и рекомендации Верховного Суда Российской Федерации как по делам о налоговых преступлениях14, так и о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Допустим, если заблаговременно не удалось задокументировать такие факты, как приобретение фигурантом какого-либо имущества за счет средств, выведенных из-под налогообложения, или создание им фиктивных оснований для происхождения незаконных денежных средств, то суд, как правило, не поддерживает обвинение в части вменения состава преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ.

Нам в рамках настоящей статьи не представилось возможным привести иные ситуации [6, с. 106-107], но хотим еще раз подчеркнуть, что своего рода «реперной точкой» служит предмет документирования, который требует углубленной проработки по делам о легализации доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, прежде чем запустить его в дело.

Изучение законодательных и иных нормативных правовых актов, а также правоприменительной практики позволило сформулировать вывод о том, что оперативно-розыскное противодей-

13 Пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2015. № 9. Сентябрь.

14 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2020. № 1. Январь.

ствие легализации доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, - система, состоящая из множества взаимосвязанных между собой частей (элементов) [5, с. 188-190]. В частности, указанная система может быть представлена в виде трех компонентов:

- противодействия преступлениям налоговой направленности, среди которых доминирующим на сегодня является уклонение от уплаты налогов, выступающее в схеме легализации как предикатное преступление - источник получения (извлечения) криминальных доходов;

- противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных от совершения налоговых преступлений, механизм которого сопряжен с механизмом легализации;

- противодействия незаконному выводу денежных средств за рубеж (отток капитала за рубеж, противоправное «бегство» капитала за рубеж).

Как видим, складывается целая цепь взаимосвязанных между собой действий, результативность которых зависит от успешного достижения целей каждого из них в отдельности.

Центральное место в оперативно-розыскном противодействии занимает документирование, осуществляемое подразделениями ЭБиПК территориальных ОВД, с использованием как гласных, так и негласных сил, средств, методов ОРД с целью выявления, фиксации и закрепления данных, которые в последующем могут служить в качестве доказательств по делу о легализации криминальных доходов.

В процессе документирования в первую очередь устанавливаются:

- источники происхождения криминальных доходов, механизм их извлечения;

- обстоятельства, сопряженные с легализацией (преступления коррупционной и экономической направленности);

- сам механизм легализации преступных доходов (этапы (стадии) легализации15, используемые оперативно-тактические модели16);

15 Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) отмечает три основных этапа «отмывания» средств от преступной деятельности: размещение, наслаивание и интеграция. Каждый из них реализуется со множеством способов, которым посвящено в юридической литературе достаточно публикаций.

16 В юридической и специальной литературе по-разному называют модели (оперативно-тактические ситуации). Мы приведем их три: 1) «от предикатного преступления - к легализации криминальных доходов»; 2) «от лица, подозреваемого в совершении предикатного преступления, - к легализации»; 3) «от сомнительных финансовых операций (сделок) - к легализации криминальных доходов». Из-за ограниченности объема статьи нам не удалось раскрыть их содержание.

КРИМИНОЛОГИЯ

- способы (схемы) совершения преступлений налоговой направленности [7], легализации17 и незаконного вывода денежных средств за рубеж (например, оформление заведомо невозвратного кредита неплатежеспособному заемщику или покупка российским банком акций «респектабельной компании»);

- факты оформления финансовых инструментов на подставных лиц, противоправного возмещения из бюджета крупных сумм налога на добавленную стоимость, использования изощренных способов в целях завуалирования источника происхождения преступно нажитых средств, их преобразования, перечисления проверяемыми лицами по фиктивным контрактам денежных средств из России за рубеж;

- лица, непосредственно причастные к незаконному выводу банковских активов за рубеж (учредители, руководители, бухгалтеры, контрагенты);

- фактическая принадлежность зарегистрированной в офшорной зоне компании, находящейся под оперативным контролем по причине осуществления ею подозрительных финансовых операций (сделок);

- предметы и документы как источники информации о совершении отмывания криминальных доходов18;

- информация о наличии у проверяемых (подозреваемых) за рубежом объектов недвижимости. При ее проверке, наряду с другими органами, используются возможности Росфин-мониторинга и Росреестра.

Так, Л.Н. Варфоломеева, Е.С. Рудых и И.В. Игнатьева считают, что, отрабатывая различные оперативно-розыскные версии, необходимо предусмотреть одно немаловажное обстоятельство: в теневых процессах отмывания криминальных доходов в обязательном порядке присутствует международный элемент, который на сегодня играет ключевую роль в его осуществлении. Речь идет о глобальных финансовых рынках. В этих условиях в одиночку отдельно взятое государство без помощи правоохранительных органов зарубежных стран не в состоянии задокументировать противоправные действия транснациональных организованных преступных групп.

17 В настоящее время существует большое разнообразие способов легализации. Их мы условно разделили на две группы: 1) традиционные (обычные); 2) основанные на использовании информационно-телекоммуникационных технологий.

18 Результаты ОРД могут использоваться в доказывании

по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Вышеуказанные авторы [3, с. 118-119] констатируют, что происходящие глобализацион-ные процессы обусловили по-новому смотреть на деятельность по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с легализацией криминальных доходов. С ними напрямую связаны: отсутствие на сегодня «закрытых» экономик, что во многом детерминировало появление и развитие транснациональной организованной налоговой преступности; частота совершения теневых финансовых операций (сделок), в котором международный финансовый рынок выступает основным инструментом реализации целей отмывания «грязных» денег; выбор объекта легализации (это слаборазвитое в экономическом плане государство, где строго соблюдается банковская тайна, приветствуется иностранная инвестиция, источник происхождения капитала не представляет интереса); создание лидерами и активными членами транснациональной организованной преступности специализированных компаний по оказанию услуг в отмывании криминальных доходов.

Данное обстоятельство подталкивает на поиск эффективных форм и методов противодействия легализации доходов, полученных от совершения преступлений налоговой направленности. Многолетняя практика убедительно доказала действенность рассматриваемого нами вида деятельности. Мы считаем, что оперативно-розыскное противодействие располагает большими преимуществами по сравнению с иными его видами. Они, по данным проведенного нами выборочного исследования, заключаются в следующем:

- оперативном отслеживании совершаемых финансовых операций (сделок). При этом во внимание должны приниматься многие обстоятельства, характеризующие преступления, связанные с легализацией доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, и лиц, к ним причастных. Назовем наиболее типичные признаки (черты), характеризующие, в частности, указанные деяния. Их прежде всего отличает высокий уровень латентности (95%), степень организации (наличие организационной структуры с разделением функций участников, материальной базы - преступно нажитого капитала). Легализация - разновидность «беловоротнич-ковой преступности», ее проявления носят все более изощренный характер, маскируются под прогрессивные формы рыночной экономики. Что же касается самих участников преступления, то их отличает умение быстро приспосабливаться к налоговому, банковскому, финансовому, страховому, таможенному и офшорному законодательству, изобретательность в части выбо-

КРИМИНОЛОГИЯ

ра способов (схем) совершения предикатных преступлений, отмывания полученных криминальных доходов и методов незаконного вывода банковских активов за рубеж. «Легализатор» профессионально использует современные достижения науки и техники, при необходимости обращается к специалистам за помощью. Сам теневой процесс отмывания средств стал питательной средой для включения в него еще одного компонента - коррумпированных должностных лиц органов власти и управления;

- оперативном контроле за лицами, профессионально занимающимися обналичиванием денежных средств и выводом их за рубеж;

- наличии правовой основы, придающей легитимность осуществления ОРД;

- широком спектре негласных сил, средств, форм, методов и мероприятий, проводимых исходя из оперативно-тактической ситуации;

- создании при необходимости разветвленной сети источников оперативной информации, прикрывающих «реперные точки» противоправной схемы легализации денежных средств;

- негласном конфиденциальном характере противодействия, тем самым обеспечивается внезапность использования результатов ОРД в процессе доказывания;

- правомерной возможности ограничения конституционных прав и свобод лиц, реализующих (задействованных в) схему отмывания криминальных доходов;

- большой потенциальной возможности возмещения ущерба от рассматриваемого вида преступления;

- возможности быстро переключиться от оперативной процедуры документирования на сопровождение расследования уголовных дел о легализации, возбужденных по результатам ОРД;

- параллельном оперативном сопровождении НЦБ Интерпола противоправных действий лиц и движения денежных средств за рубежом. Для этого в территориальных органах МВД России имеются подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола, которые вправе проводить по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, отождествление личности19.

19 Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» // Российская газета. 2012. 3 августа.

Указанные преимущества по сравнению с обычным (традиционным) противодействием делают его более действенным, особенно со скрытыми схемами, используемыми преступниками при реализации легализации.

В интересах дальнейшего повышения эффективности оперативно-розыскного противодействия легализации доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, на наш взгляд, следует обобщать и изучать не только отечественный, но и накопленный международным сообществом положительный опыт с целью возможной адаптации к российским реалиям. Заслуживает внимания, например, правоприменительная практика США в реализации нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность финансовых институтов в сфере легализации преступных доходов. В настоящее время на это рассчитан целый пакет законодательных актов, а именно: «О банковской тайне», «О праве на получение конфиденциальной финансовой информации», «О контроле над преступностью», «О контроле над легализацией преступных доходов», «О налогообложении иностранных счетов». Так, Закон «О контроле над легализацией преступных доходов» вводит уголовную ответственность за отдельные преступления, совершенные сотрудниками кредитно-финансовых учреждений и организаций: намеренную помощь в легализации преступных доходов; умышленное дробление денежных переводов на небольшие суммы.

Задачи, связанные с противодействием легализации криминальных доходов, в США возложены на Управление по борьбе с финансовыми преступлениями, которое у них считается Главным подразделением финансовой разведки. Это же управление обеспечивает защиту финансовой системы в целом, а также при необходимости оказывает помощь органам, обеспечивающим национальную безопасность страны.

Вся информация, получаемая в процессе осуществления финансовой разведки, подвергается тщательному анализу и обработке с использованием современных информационных технологий. Органы, осуществляющие национальную безопасность, подпитываются результатами разведки.

В.В. Варсеев и Л.И. Ларионова, анализируя зарубежный опыт противодействия финансовым преступлениям20, констатируют тот факт, что не все страны одинаково относятся к данным деяниям: одни их них в своих законах

20 К числу финансовых преступлений относят: легализацию преступных доходов, коррупцию, налоговые преступления, таможенные преступления, преступления с использованием компьютерных технологий.

КРИМИНОЛОГИЯ

предусмотрели довольно суровое наказание, а другие - как бы поощряют их совершение. Это страны-офшор, где международная организованная преступность отмывает криминальные доходы. Так, например, «в соответствии с Законом «Об экономическом развитии Сейшельских островов» инвесторы, разместившие в данном государстве денежных средств на сумму не менее 10 млн долларов США, освобождаются от уголовного преследования за легализацию незаконных доходов. Кроме того, им гарантируется защита имущества от конфискации, однако только в том случае, если они не совершали насильственных преступлений или преступлений, связанных с наркотическими средствами, непосредственно на Сейшельских островах» [2, с. 137-138].

Проведенное нами изучение дает основание полагать, что процесс глобализации в целом -прогрессивный процесс, наряду с его достоинствами, с ним во многом связана и активизация деятельности криминальных структур по отмыванию доходов, полученных преступным путем. Данная проблема на сегодня вышла на международный уровень, что вызывает серьезное беспокойство правоохранительных органов.

Многие исследователи [8, с. 34-35] справедливо отмечают, что международный финансовый рынок из-за низкого уровня организации системы слежения за движением средств стал более привлекательным организованным преступным структурам, специализирующимся на отмывании «грязных» денег, в том числе незаконно вывезенных за рубеж из России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По оценкам экспертов Международного валютного фонда, через мировые финансовые системы ежегодно легализуются доходы от преступной деятельности в размере от 500 миллиардов до 1,5 триллионов долларов США, что в среднем составляет от 2 до 5 процентов мирового валового продукта21.

Воздействие транснациональной организованной налоговой преступности на национальные экономики стало реальностью и весьма ощутимым. Данное обстоятельство подтолкнуло российские правоохранительные органы по-иному посмотреть на проблему противодействия легализации доходов, полученных от совершения налоговых преступлений22. В результате международное сотрудничество

21 Официальный интернет-сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. - URL: https://www.imf.org/ external/Russian (дата обращения: 19.06.2020).

22 К тому же преступления в налоговой сфере нередко связаны с контрабандой, фальшивомонетничеством, легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

становится не только принципом их деятельности, но и приоритетом. Имеющиеся информационные ресурсы подведены под решение главной задачи - недопущение проявлений на территории Российской Федерации транснациональной организованной налоговой преступности, тем более чтобы лидеры и активные члены организованных преступных структур не смогли воспользоваться преступно нажитым капиталом. Постоянное обновление базы данных, обмен информацией между правоохранительными органами зарубежных стран стали общеобязательным правилом. Такая работа активно осуществляется посредством НЦБ Интерпола.

Значимость борьбы с уклонением от уплаты налогов в рамках данной организации подтверждается тем фактом, что это преступление стоит на четвертом месте в структуре расследуемых с участием НЦБ Интерпола транснациональных экономических преступлений после таких, как мошенничество, хищение денежных средств и ценных бумаг, отмывание денег.

Отсюда невольно напрашивается вывод о том, что преступления налоговой направленности, как и другие деяния в сфере экономики, должны вызывать особую тревогу. Однако на деле не совсем так, о чем подтверждает Р.Ш. Абакарова [1, с. 478]. По ее мнению, налоговая преступность зачастую не воспринимается у нас как вид тяжкой преступности, посягающий на экономическую безопасность. Ее проявления в виде преступлений налоговой направленности сопряжены с множеством других уголовно наказуемых деяний, таких как отмывание криминальных доходов, незаконное предпринимательство. Кроме того, нельзя исключать вероятность использования преступно нажитых средств при финансировании экстремистских и террористических организаций. А это, на наш взгляд, налоговые преступления делает деяниями повышенной общественной опасности. Мы разделяем озабоченность приведенного выше автора. Оперативно-розыскное противодействие как специфический вид деятельности, существенно отличающийся по своему арсеналу сил и средств от гласных видов деятельности, налоговую преступность, включая транснациональную организованную налоговую преступность, рассматривает своим объектом оперативно-розыскного воздействия, осуществляемого в целях недопущения совершения преступлений налоговой направленности.

Страны - участницы СНГ, учитывая это, постоянно совершенствуют свое национальное законодательство в сфере борьбы с налоговы-

КРИМИНОЛОГИЯ

ми и финансовыми правонарушениями23. В этом плане заслуживает особого внимания место и роль Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников СНГ (КСОНР)24 [10] как межгосударственного органа отраслевого управления в рамках содружества. Из самого его названия следует, что он призван обеспечить слаженную, согласованную и консолидированную работу правоохранительных и налоговых органов по борьбе с международной налоговой преступностью.

В настоящее время ярко высветилась одна немаловажная проблема, суть которой заключается в следующем: почему-то, несмотря на предназначение названного совета, борьба с общеуголовной преступностью оказалась на первом плане, тогда как деятельность по расследованию преступлений налоговой направленности, совершенных на совместных предприятиях или на предприятиях с иностранным капиталом, незаметно ушла на второй план.

Данное обстоятельство мы рассматриваем как серьезную проблему, создающую трудности в оперативном расследовании дел данной категории. К тому же налоговые органы «напрямую» не вправе взаимодействовать в порядке обмена информацией. Это возможно только в порядке выполнения международных следственных поручений по возбужденным уголовным делам.

Отдельные исследователи [1, с. 479] предлагают тщательно проработать вопрос о возможности применения существующей международной практики использования помощи «офицеров связи» при заблаговременном получении и проверке информации о налоговых (финансовых) правонарушениях, совершаемых на совместных предприятиях (предприятиях с иностранным капиталом).

К.А. Амиянц, В.В. Варсеев, Л.И. Ларионова, Е.Ч. Мурзагалиев, В.П. Ревин, Ж.Х. Темукуева на основе изучения и анализа состояния налоговой преступности, особенно носящей транснациональный характер, сформулировали ряд проблем и мер по их решению, требующих реализации на международном уровне. Автором настоящей статьи, в частности, проблемы для удобства их восприятия, условно разделены на три группы: 1) проблемы, связанные с нормативно-правовым

23 Межгосударственное сообщество при этом понимает, что подобная работа способствует значительному пополнению бюджетов стран СНГ, защите инвестиций.

24 Сведения о Координационном совете руководителей органов налоговых расследований государств - участников СНГ на официальном интернет-сайте МВД России [Электронный ресурс]. - URL: https://мвд.рф/mvd/sovorg/sovetruk (дата обращения: 19.06.2020).

регулированием; 2) проблемы взаимодействия контролирующих органов на международном уровне; 3) проблемы, связанные с международным сотрудничеством правоохранительных органов в вопросах борьбы с легализацией.

Первую группу образуют:

- включение в национальную налоговую политику такого раздела, как сфера противодействия транснациональной организованной налоговой преступности с последующим существенным пересмотром уголовного и уголовно-процессуального законодательства, ориентация его на практическую ее реализацию;

- необходимость совершенствования на фоне глобализационных процессов норм международного права в части оказания правовой помощи с последующей трансформацией «модернизированных» норм в национальное законодательство;

- признание во всех национальных законодательствах стран Содружества уголовно наказуемыми правонарушений в банковской, страховой, налоговой (в том числе за налоговое мошенничество), таможенной сферах и нарушений правил проведения валютных операций;

- определение в условиях рыночной экономики компетенции органов, призванных обеспечить защиту собственности добросовестных предпринимателей и их экономических интересов от преступных посягательств;

- необходимость внесения дополнения в уголовное законодательство национальных государств в качестве квалифицирующего признака - совершение деяния лицом с использованием офшоров;

- признание преступлением факта использования закамуфлированных фирм;

- всесторонняя проработка предложения о необходимости создания Международного налогового суда и межведомственного и межгосударственного аналитического органа с целью разработки мер по борьбе с международными налоговыми правонарушениями;

- закрепление в нормах международного права конкретных инструментов и способов реализации данных предложений. В настоящее время они очень слабо и нечетко прописаны.

Ко второй группе проблем относятся:

- важность проработки вопроса о необходимости разработки механизмов практического воплощения по достигнутым договорам об усилении борьбы с отмыванием криминальных доходов;

- приведение национальных законодательств об основах ответственности за экономические и налоговые преступления в соответствие с нормами международного права;

КРИМИНОЛОГИЯ

- расширение полномочий ФНС России в части взаимодействия с аналогичными компетентными органами иностранных государств;

- необходимость выделения в международных соглашениях налоговых преступлений в отдельную категорию от экономических преступлений;

- упорядочение государственного финансового контроля за проведением финансовых операций (сделок);

- создание интегрированного банка данных об участниках внешнеэкономической деятельности, осуществляющих подозрительные сделки;

- ужесточение порядка исполнения запросов о правовой помощи, возврате незаконно вывезенного из страны имущества;

- отсутствие механизмов реализации имеющихся договоренностей, которые закреплены в международных договорах о сотрудничестве стран в борьбе с преступностью;

- существующие особенности национального законодательства, регулирующего уголовно-правовые основы обеспечения экономической безопасности и не учитывающего нормы международного права;

- невозможность непосредственного сотрудничества отдела международного сотрудничества и обмена информацией центрального аппарата ФНС России с компетентными органами иностранных государств;

- наличие ситуации, когда в международных соглашениях налоговые преступления не выделены в отдельную от экономических преступлений категорию;

- необходимость приведения к современным реалиям механизмов государственного финансового контроля финансовых операций и платежей, а также механизмов противодействия легализации незаконных доходов;

- давно назревшая объективная потребность формирования совместно с ФТС России, ФНС России, Банком России и Росфинмонито-рингом базы данных недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих сомнительные финансовые операции, и их контрагентов с возможностью ее интеграции в информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти;

- необходимость усовершенствования процедуры исполнения международных поручений, использование подозреваемыми, обвиняемыми при совершении преступлений офшорных компаний и счетов в иностранных банках, позволяющих управлять движением денежных средств, что существенно затрудняет установление обстоятельств совершенного преступления, зна-

чительно увеличивает сроки предварительного следствия, ставит результаты расследования в зависимость от усмотрения иностранных компетентных органов, исполняющих запросы о правовой помощи, а также отсутствие механизма возврата на территорию Российской Федерации арестованного имущества.

Д.А. Иванов и И.В. Филатова [4, с. 131] в целях своевременного обеспечения материального ущерба, причиненного в результате совершения преступлений, связанных с легализацией криминальных доходов, предлагают предоставить в установленном порядке ОВД доступ к информационным ресурсам системы Росреестра, причем в онлайн-режиме. Со своей стороны считаем, что данное предложение всячески заслуживает внимания. Сотрудники подразделений ЭБиПК территориальных ОВД, осуществляя оперативное сопровождение уголовных дел данной категории, могли бы уже на этапе доследственной проверки располагать информацией о незаконно приобретенных активах, чтобы затем в процессе расследования дела на них наложить арест. Как нам представляется, в случае принятия данного предложения следует ожидать некую оптимизацию оперативно-розыскного противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, направленного на решение одной из важнейших задач, связанных с возмещением причиненного материального ущерба. Тем самым названным сотрудникам поможет, на наш взгляд, избежать неоправданных издержек.

По мнению указанных авторов, хорошо мотивированный запрос, направляемый в рамках расследуемого уголовного дела в установленном уголовно-процессуальным законом порядке в адрес компетентных органов иностранных государств о правовой помощи25, также дает положительный результат, если следователь располагает информацией о наличии у подозреваемого (обвиняемого) за рубежом объектов недвижимости или иного имущества.

Разделяя высказанную проблему и пути ее решения, хотим подчеркнуть, что большими возможностями в части установления места нахождения незаконно вывезенного имущества, на наш взгляд, располагает Росфинмониторинг, который заинтересован в возмещении вреда посредством ареста и конфискации активов по уголовным делам о преступлениях рассматрива-

25 При этом следует руководствоваться Конвенцией о взаимной административной помощи по налоговым делам (Заключена в г. Страсбурге 25 января 1988 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 12. Ст. 1586. В 2010 г. дополнена положением об автоматическом обмене финансовой информацией между странами - участницами Конвенции.

КРИМИНОЛОГИЯ

емой категории, направленных на вывод денежных средств за рубеж.

В третью группу проблем, связанных с международным сотрудничеством правоохранительных органов в вопросах борьбы с легализацией, нами отнесены:

- дальнейшее развитие международного сотрудничества между налоговыми службами государств - участников СНГ;

- расширение сотрудничества с другими органами государств-участников, в компетенцию которых входят вопросы налоговой политики в рамках действующего национального и международного законодательства;

- повышение посредством использования современных информационных технологий эффективности информационного взаимодействия между налоговыми службами государств-участников;

- принятие действенных мер по созданию механизма координации деятельности всех субъектов противодействия отмыванию «грязных» денег, отвечающего реалиям сегодняшнего дня;

- отработка процедуры мониторинга состояния оперативно-розыскного ее обеспечения в контексте борьбы с легализацией.

Резюмируя сказанное, можно сформулировать следующие выводы:

Во-первых, оперативно-розыскное противодействие легализации доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, - это деятельность оперативных подразделений полиции, осуществляемая в соответствии с федеральными законами «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» и направленная на выявление и последующее устранение причин, а также на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование указанного вида преступления, минимизацию и (или) ликвидацию его последствий. Данный вид противодействия может быть рассмотрен как системное образование, состоящее из совокупности взаимосвязанных элементов.

Во-вторых, инновационным методом оперативно-розыскного противодействия является риск-

ориентированный подход, который предполагает проведение сотрудниками оперативных подразделений полиции оценки рисков совершения финансовых операций (сделок) в рамках процесса легализации криминальных доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, и распределение на основе такой оценки по рисковым зонам имеющихся в распоряжении указанных подразделений ресурсов, сил и средств с целью своевременного пресечения возможности нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере.

В организационно-правовом механизме реализации основных положений, сформулированных в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года и Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, оперативно-розыскное противодействие легализации доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, выступает как один из относительно самостоятельных элементов.

В-третьих, преступления налоговой направленности - предикаты к легализации, тем самым они в ее цепочке выступают в качестве источника получения криминальных доходов, без которых легализация теряет всякий смысл считаться средством их отмывания. Отсюда следует, что в схеме легализации доход, полученный от совершения налогового преступления, служит важным звеном цепочки. Эффективность оперативно-розыскного противодействия главным образом зависит от того, как организована борьба с преступлениями налоговой направленности, прежде всего с уклонением от уплаты налогов (сборов).

В-четвертых, незаконный вывод денежных средств за рубеж - наиболее распространенный способ легализации с использованием офшорных компаний. Процесс легализации криминальных доходов, таким образом, включает как неотъемлемое звено и незаконный вывод денежных средств за рубеж.

Литература

1. Абакарова Р.Ш. Налоговые преступления международного уровня // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 478-480.

2. Варсеев В.В., ЛарионоваЛ.И. Зарубежный опыт противодействия финансовым преступлениям // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 134-138.

3. Варфоломеева Л.Н., Рудых Е.С., Игнатьева И.В. Противодействие отмыванию денежных средств // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4 (38). С. 117-121.

4. Иванов Д.А., Филатова И.В. Возмещение вреда, причиненного преступной легализацией денежных средств и иного имущества, как стратегический принцип правового обеспечения экономической безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 5. С. 129-133.

5. Иванов П.И., Беляева Т.Н. Оперативно-разыскное противодействие финансированию экстремистской деятельности // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44). С. 186-191.

КРИМИНОЛОГИЯ

6. Иванов П.И., Борисов О.С. О мерах по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Закон и право. 2017. № 4. С. 104-108.

7. Иванов П.И., Шитов А.С. Оперативно-розыскное противодействие налоговой преступности: поисковые признаки и их учет в правоприменительной деятельности // Вестник Владимирского юридического института. 2020. № 1 (54). С. 57-60.

8. Международное налогообложение: размывание налоговой базы с использованием офшоров: монография / М.Ш. Пинская [и др.]. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 192 с.

9. ФёдоровА.В. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 11 (102). С. 94-97.

10. Хисамова З.И. Способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 2 (36). С. 84-87.

References

1. Abakarova R.Sh. Nalogovye prestupleniya mezhdunarodnogo urovnya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012. № 12. S. 478-480.

2. Varseev V.V., Larionova L.I. Zarubezhnyi opyt protivodeistviya finansovym prestupleniyam // Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti.

2018. № 3. S. 134-138.

3. Varfolomeeva L.N., Rudykh E.S., Ignat'eva I.V. Protivodeistvie otmyvaniyu denezhnykh sredstv // Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019. № 4 (38). S. 117-121.

4. IvanovD.A., Filatova I.V. Vozmeshchenie vreda, prichinennogo prestupnoi legalizatsiei denezhnykh sredstv i inogo imushchestva, kak strategicheskii printsip pravovogo obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii.

2019. № 5. S. 129-133.

5. Ivanov P.I., Belyaeva T.N. Operativno-razysknoe protivodeistvie finansirovaniyu ekstremistskoi deyatel'nosti // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 4 (44). S. 186-191.

6. Ivanov P.I., Borisov O.S. O merakh po protivodeistviyu legalizatsii (otmyvaniyu) denezhnykh sredstv ili inogo imushchestva, priobretennykh prestupnym putem // Zakon i pravo. 2017. № 4. S. 104-108.

7. Ivanov P.I., Shitov A.S. Operativno-rozysknoe protivodeistvie nalogovoi prestupnosti: poiskovye priznaki i ikh uchet v pravoprimenitel'noi deyatel'nosti // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2020. № 1 (54). S. 57-60.

8. Mezhdunarodnoe nalogooblozhenie: razmyvanie nalogovoi bazy s ispol'zovaniem ofshorov: monografiya / M.Sh. Pinskaya [i dr.]. - Moskva: INFRA-M, 2015. - 192 s.

9. FedorovA.V. Sovershenstvovanie operativno-rozysknoi deyatel'nosti v oblasti protivodeistviya legalizatsii dokhodov, poluchennykh prestupnym putem // Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2018. № 11 (102). S. 94-97.

10. Khisamova Z.I. Sposoby legalizatsii (otmyvaniya) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, s ispol'zovaniem informatsionno-telekommunikatsionnykh tekhnologii // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 2 (36). S. 84-87.

(статья сдана в редакцию 30.06.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.