УДК 343.359.3
П.И. Иванов А.Е. Булдин
некоторые особенности оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о легализации доходов, приобретенных преступным путем
В настоящей статье авторы предприняли попытку показать читателям особенности оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о легализации доходов, приобретенных преступным путем. Осуществление данного вида деятельности создает необходимую предпосылку для успешной реализации принципа неотвратимости ответственности.
Ключевые слова: оперативно-розыскное сопровождение, сопровождение уголовных дел, легализация преступных доходов, меры по сопровождению, формы взаимодействия.
Во многих директивных документах МВД России противодействие легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью ОВД и их подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК). Посредством такого противодействия во многом удается, как показывает анализ практики, предотвратить факты сращивания криминальных структур с легальным бизнесом.
В числе преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ) уголовно наказуемые деяния, связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенные преступным путем (ст. 174, 174.1 УК РФ), занимают особое место. Это обусловлено целым рядом обстоятельств.
Во-первых, доходы, полученные криминальной структурой от преступной деятельности, нередко поступают в легальный оборот, что способствует созданию материальной базы для сращивания кримина-
литета с легальным бизнесом. Лидеры и члены организованных преступных формирований значительную часть средств пытаются выгодно вкладывать в создание предпринимательских, коммерческих и финансовых организаций (Недобросовестные должностные лица в большинстве случаев накопили капитал путем приватизации государственной либо муниципальной собственности по цене в десятки раз меньшей ее реальной стоимости. Впоследствии некоторые из них перевели часть капиталов за границу. Преступники, имея юридический статус учредителей, руководителей организаций, занимаются под прикрытием легального бизнеса противоправной деятельностью (криминальным бизнесом). Данное обстоятельство во многом создает реальную угрозу экономической безопасности страны (Это также обусловлено тем, что рассматриваемые виды деяний все более приобретают международный, транснациональный характер). Чтобы своевременно упреждать подобные действия криминальных структур, подразделения экономической безопасности и противодействия кор-
рупции (ЭБиПК) совместными усилиями следователей в рамках сопровождения дел о легализации осуществляют комплекс оперативно-розыскных и иных мероприятий. Одними процессуальными мерами, как показывает оперативно-следственная практика, успешно решить эту задачу невозможно или крайне затруднительно.
Во-вторых, легализация - наиболее опасный вид преступления, который отличается высоким уровнем латентности, что позволяет криминальным структурам длительное время безнаказанно совершать преступления, выступающие источником получения доходов. Тем самым данный вид преступления превращается в разряд длящихся. В процессе оперативного сопровождения зачастую удается установить ранее неизвестные эпизоды как легализации, так и предикатных преступлений общеуголовной и экономической направленности.
В-третьих, многолетняя практика показывает, что расследование уголовных дел о легализации относится к числу дел повышенной сложности, а это, в свою очередь, предполагает умения, знания и навыки следователей, специализирующихся по делам данной категории. К сожалению, на сегодня таких работников достаточно мало. К тому же отсутствует и научно обоснованная методика расследования таких дел. Без преувеличения можно утверждать, что отчасти имеющиеся пробелы (просчеты) компенсируют сотрудники подразделений ЭБиПК, ставших инициаторами доследственных проверок.
Авторы настоящей статьи предприняли попытку рассмотреть некоторые особенности оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о легализации доходов, полученных преступным путем.
Несмотря на введение в действие в 1997 г. нового УК РФ, в котором содержатся нормы, предусматривающие ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, криминогенная ситуация в области противодействия легализации доходов вызывает особое беспокойство. Между тем следует заметить, что до сих пор нет единства мнения относительно оператив-
но-розыскного сопровождения предварительного расследования и судебного разбирательства. Большое количество дискуссий среди специалистов в области теории ОРД вызывает понятийный аппарат (доходы, полученные преступным путем; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем; операции с денежными средствами или иным имуществом).
Следует также отметить, что законодатель определяет понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, как «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления» [1], исчерпывающий перечень которых содержится в уголовном законе. Между тем в числе понятий, которыми оперирует законодатель, мы не находим термин «противодействие», что, на наш взгляд, подталкивает к различным толкованиям.
Для того чтобы определиться с данным понятием, мы решили обратиться к ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции». Под противодействием коррупции закон понимает «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений» [2]. Из приведенного определения видно, что законодатель употребляет данное понятие в широком его смысле. Думается, что такой подход оправдан, ибо достаточно большой перечень субъектов задействован в реализации функции противодействия. Аналогичная ситуация просматривается и по линии противодействия легализации.
Рассматривая противодействие через призму оперативно-розыскного обеспечения, следует отметить, что посредством последовательного решения задач, обозначенных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее -Закон об ОРД) (ст. 2), осуществляется такое обеспечение. Разумеется, задачи и противодействие - это не одно и то же. Противодействие легализации - не самоцель, в процессе его осуществления решаются вполне конкретные задачи. Законодатель в приведенном определении противодействия коррупции их называет. Перечень задач, решаемых в ходе противодействия, не совпадает с перечнем, указанным в Законе об ОРД. На наш взгляд, они и не должны совпасть, так как речь идет о различных видах деятельности. В частности, об оперативно-розыскной деятельности и о противодействии.
Говоря о противодействии легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, мы полагаем необходимым законодательно закрепить само понятие «противодействие легализации», чтобы избежать его различных толкований. К тому же в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» это ключевой термин.
Возвращаясь к проблеме оперативно-розыскного обеспечения, важно подчеркнуть, что российское законодательство при формулировании понятия легализация, безусловно, опиралось на уже имеющиеся в этом плане наработки. Так, например, международная группа по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), созданная в 1989 г., под отмыванием понимает процесс сокрытия или маскировки существования, незаконного происхождения, движения, назначения или использования имущества или денежных средств, полученных незаконным путем. Как видим из приведенного определения, отмывание рассматривается как процесс, состоящий из ряда последовательно осуществляемых действий.
Проблема оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования и судебного разбирательства (далее - сопровождение), несмотря на имеющиеся
некоторые разногласия среди специалистов теории ОРД, всегда оставалась в центре их внимания. Методологические и теоретические основы сопровождения рассматривались, в частности, в работах Э.И. Борди-ловского, С.Н. Иванова, С.М. Самоделкина, В.П. Хомколова и других ученых [3].
Как нами отмечалось, в теории ОРД на сегодня не существует единого понимания сущности и содержания рассматриваемого вида деятельности. Одни авторы утверждают, что существует оперативно-розыскное обеспечение, другие - оперативно-розыскное сопровождение. Их сторонники не отождествляют эти понятия, вкладывая в их содержание имеющиеся между ними особенности. Так, например, Э.В. Марзаев полагает что «оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования экономических преступлений, совершенных на объектах сферы государственных внебюджетных фондов, представляет собой комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, осуществляемых сотрудниками БЭП на основе закона и иных нормативных правовых актов в рамках производства по конкретному уголовному делу в целях создания условий, для полного, всестороннего и объективного их рас-следо-вания» [4]. Думается, что автор, представляя свое видение, неоправданно сужает реальные возможности оперативно-розыскного обеспечения. Многолетняя практика показывает, что подразделения ЭБиПК, осуществляя данный вид деятельности, не ограничиваются разработкой и проведением лишь комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Как известно, по Закону об ОРД (ст. 6) их всего 14. Мы придерживаемся несколько иной позиции, говоря о содержании такого обеспечения, а именно: это система оперативно-розыскных мер, представляемой нами гораздо шире, нежели мероприятия.
Сторонники другой точки зрения (Б.П. Смагоринский, Е.М. Рябков, В.О. Захарова) утверждают, что оперативно-розыскное сопровождение - это комплекс проводимых сотрудниками оперативных подразделений ОВД оперативно-розыскных мероприятий по собиранию фактических данных, оказывающих влияние на событие преступления,
выявление лиц, их совершивших, возможность использования этих данных в уголовном процессе, их «легализацию» с целью получения судебных доказательств. Аналогичная картина прослеживается и здесь. Более того, посредством оперативно-розыскного сопровождения решается не только такая задача, как собирание фактических данных, но и предварительная их проверка и легализация полученных по результатам проверки материалов.
Мы исходим из того, что рассматриваемые понятия (обеспечение либо сопровождение) имеют много общего. Среди них, например, оба термина «работают» в одном правовом поле и входят в состав понятийного аппарата теории ОРД ОВД. К тому же как бы мы их не интерпретировали, указанные виды деятельности - прерогатива сотрудников оперативных подразделений ОВД, включая подразделения ЭБиПК. Общим для них является и то, что специалисты в области теории ОРД данные виды деятельности относят к числу организационно-тактических форм ОРД.
В то же время каждый из них, на наш взгляд, обладает специфическими особенностями (признаками), а именно:
- взаимодействие на этапе расследования легализации выступает неотъемлемой частью оперативного сопровождения («то, что сопровождает какое-нибудь явление, процесс» [5]), включающего осуществление комплекса согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, обеспечение нейтрализации противодействия заинтересованных в исходе расследования дела, государственной защиты участников уголовного процесса (при необходимости), максимально полного возмещения ущерба, причиненного преступными действиями подозреваемых (обвиняемых). Тогда как обеспечение выполняет функцию снабжения значимыми для следствия данными;
- сопровождение, как известно, очерчивает границы его осуществления (с момента возбуждения уголовного дела до завершения судебного разбирательства)( В ряде нормативных правовых актов МВД России употребляется термин «оперативное сопровождение». В одном из них установлен про-
межуток, в течение которого требуется обязательное осуществление сопровождения. Нами данный акт не приведен в виду его отнесения к числу документов ограниченного пользования). Что же касается обеспечения, то сторонники такой точки зрения утверждают о целесообразности ведения этой работы до вступления приговора в законную силу;
- сопровождение, несмотря на кратковременный его характер осуществления, подчеркивает тесную связь с процессом расследования дела, а обеспечение - подключение сотрудников ЭБиПК по мере надобности. При этом инициатива, как правило, исходит от следователя, в чьем производстве находится уголовное дело;
- сопровождение - это не разовое оперативно-розыскное мероприятие, осуществляемое в интересах следствия, а целый их комплекс. Выбор мероприятий при оперативно-розыскном обеспечении во многом зависит от поставленной следователем перед оперативным работником задачи. При этом следует иметь в виду то, что следователь не вправе указывать оперативному работнику, какое именно оперативно-розыскное мероприятие целесообразно проводить. Как известно, это прерогатива самого сотрудника подразделения ЭБиПК.
Оперативно-розыскное сопровождение - объективно обусловленный процесс. Это во многом зависит от наличия совокупности факторов, диктующих такую необходимость. Среди них основными, на наш взгляд, выступают:
- отсутствие практических навыков у следователей, специализирующихся на расследовании уголовных дел о легализации. Оперативный работник подразделений ЭБиПК, представивший в следственное подразделение результаты ОРД, полученные им в процессе документирования, намного лучше знает не только фабулу легализуемых материалов, но и объем фактических материалов, собранных в отношении каждого проверяемого лица. Благодаря этому, облегчается изучение и их анализ следователем;
- частые реформы в системе ОВД, включая подразделения ЭБиПК (пересмотр, как правило, в сторону сокращения оргштатно-го расписания в связи с уточнением задач и
функций). Со своей стороны полагаем целесообразным разработать научно обоснованные критерии прежде чем произвести сокращение штатной численности сотрудников оперативных подразделений. Без этого, на наш взгляд, можно нанести ощутимый «удар» по профессиональному их ядру. Уже сейчас каждый раз, когда оцениваются результаты ОРД сотрудников подразделений ЭБиПК, в первую очередь отмечается низкий уровень их профессионального мастерства. Повышение эффективности оперативного сопровождения немыслимо без наличия профессионально грамотных работников;
- наличие коррупционных связей подозреваемых и обвиняемых, в том числе среди работников правоохранительных органов. Следователь, расследующий дело, не всегда в состоянии преодолеть в одиночку оказываемое на него давление. Оперативно-розыскное сопровождение заблаговременно сигнализирует о возможных действиях со стороны заинтересованных в исходе расследуемого дела лиц (подозреваемый, обвиняемый, близкие родственники, соучастники преступления, коррупционеры, защитники и др. участники процесса);
- межрегиональные и международные связи криминальных структур, легализующих преступно добытые доходы (в 2001 г. Россия присоединилась к Конвенции Совета Европы (1990 г.) «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности»). Они наглядно прослеживаются по преступлениям, связанным с выводом капитала за рубеж, а также невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте. Кроме того, такие связи присуще и по преступлениям, совершаемым с использованием образованных через подставных лиц юридических лиц (фирм-«однодневок») либо оффшорных компаний, контролируемых российскими гражданами;
- придание незаконным финансовым операциям и сделкам правомерного вида. Так, например, для того, чтобы незаконно обналичивать денежные средства через расчетные счета фирм - «однодневок», открытых в коммерческих банках, как правило, организуется целое преступное сообщество,
члены которых выполняют строго отведенную лидером роль. Полученные таким образом денежные средства, сумма которых исчисляется сотнями миллионов рублей, выводятся в теневой оборот;
- множественность источников получения доходов для последующей их легализации. В последнее время распространение получили факты хищений бюджетных денежных средств путем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость. Так, только за 8 месяцев 2014 года выявлено 665 фактов мошенничества, связанных с незаконным возмещением налога на добавленную стоимость. Раскрыто 18 преступлений, совершенных организованной группой либо преступным сообществом. Размер причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составил более 2,4 млрд рублей. Привлечено к уголовной ответственности 118 лиц [6];
- сложность в доказывании процесса отмывания преступных доходов. Как нам представляется, она, прежде всего, обусловлена необходимостью сбора фактических данных по двум взаимосвязанным направлениям: а) по основному преступлению (источник преступного дохода); б) по легализации денежных средств, приобретенных преступным путем. В итоге основное преступление квалифицируется в совокупности со статьями о легализации. Инициатор доследственной проверки, используя оперативно-розыскные силы и средства, принимает меры по установлению данных «чернового учета», документов, отражающих проведенные операции и сделки, размера и времени получения дохода в виде денежных средств от преступной деятельности, а также момента их легализации. Кроме того, оперативный работник одновременно стремится выяснить размер и время получения дохода от законной деятельности, если таковое имело место;
- трудности в установлении имущества, подлежащего конфискации. Члены организованной преступной группы принимают меры по созданию видимости правомерного приобретения имущества либо получения прав на него, т.е. придания правомерного вида происхождению (владению),
пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом. Нередко избегают от документального оформления самих сделок. Разумеется, здесь речь не идет о декларировании источников происхождения денежных средств.
Легализация нами рассматривается как процесс, состоящий из трех фаз (размещение, расслоение и интеграция денежных средств). Трехфазную модель, в частности, предлагают эксперты ФАТФ [7]. При этом под размещением понимается перевод наличных денежных средств в мобильные финансовые инструменты, территориальное удаление от мест их происхождения. В то же время расслоение означает отрыв преступных доходов от источников их происхождения путем сложной цепи финансовых операций, направленных на маскировку проверяемого следа этих доходов. Наконец, под интеграцией эксперты ФАТФ понимают придание видимости правомерности преступно полученным капиталам. На этой стадии отделить законные доходы от незаконно полученных весьма трудно.
Следует также отметить, что эксперты ООН используют четырехфазную модель [8], включающую следующие стадии:
1) освобождение от наличных денег и перечисление их на счета подставных лиц;
2) распределение наличных денежных средств; 3) маскировка следов совершенного преступления; 4) интеграция денежной массы. Мы со своей стороны полагаем, что в России процесс легализации происходит по тем же условно выделенным стадиям, каждый из которых в процессе оперативно-розыскного сопровождения дел о легализации нуждается в закреплении данными, получаемыми из различных оперативных источников. Их взаимоувязка в ходе такой работы также входит в предмет документирования.
Следует отметить, что особенности сопровождения во многом обусловлены теми ситуациями, с которыми сталкиваются как оперативный работник, так и следователь. Изучение оперативно-следственной практики показывает, что оперативно-тактические ситуации, как правило, совпадают со следственными. По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ,
чаще всего возникают следующие типичные ситуации:
а) выявлено основное преступление (предикатное), но не установлены все обстоятельства, подтверждающие сам факт легализации;
б) имеется информация об отмывании преступных доходов, но не установлен источник их получения (основное преступление);
в) в наличии имеются сведения как о предикатном преступлении, так и данные о легализации денежных средств.
Во всех случаях по делам о легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, подлежат доказыванию:
- преступления, предшествовавшие легализации, которые связаны с получением неконтролируемой прибыли;
- используемые преступниками способы (приемы) на указанных нами стадиях процесса легализации;
- деятельность организованных преступных групп и сообществ, действующих в сфере легализации преступных доходов. Так, только в январе-августе 2014 г. было раскрыто 40 преступлений, совершенных организованной группой, и 80 - преступным сообществом;
- факты использования для осуществления незаконных финансовых операций предприятий и организаций, зарегистрированных на подставных лиц (фирм-«однодневок»);
- размер причиненного материального ущерба.
Сотрудники подразделений ЭБиПК, принимая их во внимание, уже на стадии доследственной проверки разрабатывают и осуществляют комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и закрепление этих данных, которые в последующем в процессе расследования уголовного дела могут быть использованы в качестве доказательств. Многолетняя практика показывает, что нередко следователь закрепляет процессуальным путем только то, что было установлено сотрудниками подразделений ЭБиПК на этапе доследственной проверки. Во многом это обусловлено низким уровнем их квалификации.
Оперативно-розыскное сопровождение нуждается также в совершенствовании. Как нам представляется, без учета негативных тенденций, наметившихся в сфере противодействия легализации, вряд ли возможно поднять рассматриваемый вид деятельности на качественно новый уровень. Практические и научные работники прогнозируют в названной сфере развитие таких тенденций, как:
- рост теневого оборота в финансовом секторе экономики;
- увеличение распространенности хищений средств кредитных организаций;
- рост числа криминальных банкротств коммерческих банков;
- увеличение фактов незаконного обналичивания денежных средств, их конвертирование и противоправный вывод капиталов за границу. Уже в этом году наблюдается некоторое увеличение объемов вывода денежных средств за границу.
На этом фоне, как нам представляется, ожидается дальнейшая интеграция организованных групп и преступных сообществ, использующих для отмывания денег объекты экономики (коммерческие банки, предприятия). Нельзя не принимать во внимание и то, что в силу открытости границ, расширения экономических отношений между государствами транснациональные связи криминальных структур будут лишь наращиваться.
В этих условиях потребность в оперативно-розыскном сопровождении, на наш взгляд, будет непременно возрастать. Возможно появление новых задач, решаемых в процессе его осуществления.
По данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», в январе-августе 2014 г. правоохранительными органами было выявлено 68 преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ (ОВД - 9). За этот период окончено расследованием уголовное дело о 75 преступлениях. К уголовной ответственности привлечено 36 лиц. Кроме того, за указанный период выявлено 526 преступлений, предусмотренных ст. 174.1 УК РФ (ОВД - 258). К уголовной ответственности было привлечено 291 лицо.
Особо следует отметить, что по линии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, сотрудники подразделений ЭБиПК, осущест-
вляя оперативное сопровождение, стремятся наладить тесное информационное взаимодействие в первую очередь с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Рос-финмониторинг) [9] и ее межрегиональными управлениями. Указанная служба, как известно, «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам» [10]. С помощью межрегиональных управлений отрабатываются необычные сделки, на наличие которых указывают, например, такие признаки (критерии), как запутанный их характер, не имеющий очевидного экономического смысла; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля. Признаков необычных сделок, как показывает правоприменительная практика, достаточно много [11]. За ними нередко кроются противоправные деяния, борьба с которыми возложена на подразделения ЭБиПК, выступающие в системе ОВД головной службой по организации ОРД по противодействию легализации доходов, полученных криминальным путем. Росфинмониторинг на сегодня не является субъектом ОРД и отчасти по этой причине проявляет повышенную заинтересованность во взаимодействии с подразделениями ЭБиПК, подпитывающими информацией о фактах незаконной банковской деятельности, незаконном обналичивании и выводе денежных средств за рубеж.
Таким образом, оперативно-розыскное о легализации есть составная часть сопро-
сопровождение предварительного рассле- вождения. В том и другом случае оно игра-
дования и судебного разбирательства мож- ет обеспечивающую роль по отношению к
но рассматривать с разных позиций: с одной предварительному следствию по указанной
стороны, как одну из форм ОРД, с другой - категории дел. Однако это не означает «по-
взаимодействие следователя и оперативного глощение» сопровождения следствием. работника подразделений ЭБиПК по делам
литература
1. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. -2001. - № 33 (часть 1), ст. 3418.
2. О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // СЗ РФ. -2008. - № 52 (ч. 1), ст. 6228.
3. Бордиловский Э. И. Сущность и основные направления оперативно-розыскного обеспечения предварительного расследования групповых преступлений // Актуальные проблемы агентур-но-оперативной деятельности органов внутренних дел : Труды / Академия МВД СССР. - М., 1990; Иванов С. Н. Оперативно-розыскное обеспечение раскрытия и расследования групповых преступлений : дис. ... д-ра юрид. наук / С. Н. Иванов. - М., 2001; Самоделкин С. М. Оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования и судебного разбирательства тяжких преступлений (правовые и организационные вопросы) : дис. . канд. юрид. наук / С. М. Самоделкин. - М., 1994; Хомколов В. П. Правовые и организационно-тактические вопросы оперативно-розыскного обеспечения деятельности следователя по установлению лица, совершившего преступление : дис. ... канд. юрид. наук / В. П. Хомколов. - М., 1984.
4. Марзаев Э. В. Оперативно-розыскные меры по борьбе с экономическими преступлениями в сфере государственных внебюджетных фондов (по материалам подразделений БЭП) : дис. . канд. юрид. наук / Э. В. Марзаев. - М., 2009. - С. 233-234.
5. См.: Большой толковый русский словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - М., 2004. - С. 1035.
6. О повышении эффективности служебной деятельности и методического обеспечения вопросов борьбы с преступлениями в сфере экономики и коррупции : Информационно-справочные материалы Всероссийского совещания-семинара с руководителями подразделений ЭБиПК МВД по республикам, ГУ МВД России, УМВД России по иным субъектам Российской Федерации, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте. - М. : ГУЭБиПК МВД России, Нижегородская академия МВД России, 2014. - С. 22-23.
7. Теневая экономика и экономическая преступность / под ред. А. К. Бекряшева, И. П. Белозе-рова. - М., 2008. - С. 123-127.
8. Давыдов В. С. Способы легализации преступных доходов / В. С. Давыдов // Право и безопасность. - 2004. - № 4. - С. 19-20.
9. Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем : приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РРФ, ФСБ РРФ, ФСКН, ФТС, СК при прокуратуре, Федеральной службы по финансовому мониторингу № 309/566/378/318/1460/43/207 от 5 августа 2010 г.
10. См.: Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу : утв. указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу». 11 Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок : приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103.
© Иванов П.И., 2015 © Булдин А.Е., 2015 Статья получена: 29.01.2015