I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)
58
Ю.В. ТОРОПИН,
первый заместитель начальника, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
YU.V. TOROPIN,
first deputy chief, candidate of law sciences (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 343.9
Организованная преступность в сфере экономики - один из основных источников угрозы экономической безопасности страны
Organized economic crime as a major threat to Russia's economic security
В настоящей статье организованная преступность в сфере экономики рассматривается как один из источников угрозы экономической безопасности. Степень ее распространенности, материальный ущерб, наносимый криминальными структурами, во многом обусловливают необходимость принятия действенных мер к снижению ее негативного влияния на реальный сектор экономики.
Экономическая безопасность, организованная преступность в сфере экономики, меры противодействия экономической преступности.
In the present article the author considers organized crime in the sphere of economy as one of sources of threats of economic security. Degree of its prevalence, the material damage caused by criminal structures in many respects cause need of acceptance of effective measures on decrease in its negative influence on real sector of economy.
Economic security, organized crime in the sphere of economy, a measure of counteraction of economic crime
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что поступательному развитию экономики во многом мешают существующие угрозы, многие из которых связаны в первую очередь с экономической безопасностью [8]. Довольно распространенным их источником является организованная преступность и ее проявления1.
Многолетняя практика борьбы с организованной преступностью показывает, что она проникла практически во все бюджетообразующие сферы экономики. Особенно подвержены влиянию организованных групп и преступных сообществ финансово-кредитная система, потребительский рынок, сферы освоения бюд-
жетных средств и топливно-энергетического комплекса. Подтверждением тому служат результаты деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК)2. Так, в январе — августе 2014 г. усилиями указанных подразделений было раскрыто 2507 преступлений, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ (ОГ и ПС). При этом наибольшее количество преступлений совершено ими в финансово-кредитной системе (1002), на потребительском рынке (516), в сферах освоения бюджетных средств (466) и транспорта (223). За 8 месяцев 2014 г. в суд направлено в два раза больше уголовных дел и привлечено лиц к уголовной ответственности за совершение
1 Проблемы обеспечения экономической безопасности стали объ-
ектом изучения многих специалистов [17].
2 Статистика ФКУ «ГИАЦ МВД России» - Форма 1-А.
Таблица
Динамика числа преступлений по ст. 210 УК РФ, зарегистрированных подразделениями ЭБиПК
№ п/п Показатели оперативно-служебной деятельности подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013
1 Выявлено преступлений по ст. 210 УК РФ - 41 31 24 26 44
2 Возбуждено уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ст. 210 УК РФ - 15 10 11 16 20
3 Количество преступлений, уголовные дела по которым прекращены за отсутствием события, состава преступления - 2 13 6 8 12
4 Раскрыто преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ - 18 19 11 8 20
5 Установлено лиц, совершивших преступления, предусмотренных ст. 210 УК РФ - 107 53 26 18 86
6 Раскрыто преступлений, совершенных организованной группой или преступным сообществом 11347 11593 7766 5308 5278 4895
7 Удельный вес преступлений, совершенных в составе ОГ и ПС, от общего количества раскрытых преступлений 6,00 % 6,40 % 6,14 % 5,25 % 5,60 % 6,00 %
преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)).
О сохранении тенденции роста числа выявленных ОВД преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ, свидетельствуют данные прилагаемой таблицы.
Из приведенной таблицы видно, что в 2013 г. выявлено на 6,9 % больше преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ, нежели в 2009 г., а по сравнению с 2012 г. — на 41 %.
Особо следует отметить то обстоятельство, что в структуре организованных преступных формирований (ОПФ) значительную долю занимают ОГ и ПС, сформированные на этнической основе, криминальная активность которых, как правило, носит межрегиональный характер [15]. По состоянию на 1 июля 2014 г. в России действуют 98 таких ОГ и ПС. Под их контролем находятся многие объекты кредитно-финансовой сферы, сферы оборота недвижимого имущества, оказания услуг.
По-прежнему привлекательной для них остается сфера игорного бизнеса как один из основных источников получения и легализации преступных доходов. Организаторы нелегальных игорных заведений в целях получения неконтролируемой прибыли применяют различные схемы, в силу открытости границ и расширения экономических отношений между государствами наращивают транснациональные связи.
Несмотря на создание пяти официально разрешенных в России игорных зон в Республике Крым («Большая Ялта»), Алтайском крае («Сибирская монета»), Краснодарском крае («Олимпийский Сочи»), Приморском крае («Приморская»), Калининградской области («Янтарная»), негласными центрами игорного бизнеса продолжают оставаться крупные региональные
центры. Особенно среди них выделяются субъекты и города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Московская область). Правонарушения, совершаемые в сфере игорного бизнеса, вызывают большой общественный резонанс и оказывают существенное негативное влияние на экономику регионов в целом.
Изучение и анализ правоприменительной практики показывают, что игорные заведения (подпольные казино, покерные, игровые клубы) работают как в закрытом, так и в открытом режиме под видом букмекерских контор. Данный вид преступной деятельности носит организованный характер. Лидеры уголовно-преступной среды укрепляют связи с экстремистскими элементами, финансируют их деятельность.
На декриминализацию игорного бизнеса направлены принятые в последнее время законодательные акты [5, 6, 4, 3]. Благодаря чему органами внутренних дел, и подразделениями ЭБиПК в частности, только в первом полугодии этого года пресечена деятельность почти 7 тыс. нелегальных игорных заведений, в том числе 122 казино. Своевременно принятыми мерами удалось изъять более 44,5 тыс. игровых автоматов, выявлено 93 преступления, из них 4 — по ст. 210 УК РФ. По результатам проверок было наложено административных штрафов на сумму около 67 млн рублей. Размер дохода, незаконно полученного организаторами преступного бизнеса, составил почти 2,5 млрд рублей.
В ходе проведенных проверок были установлены факты легализации участниками криминальных структур денежных средств, полученных путем организации и проведения азартных игр с использованием игорного оборудования в сети «Интернет». При этом их организаторы опираются на имеющиеся коррупционные связи в органах местного самоуправления и в правоохранительных органах.
59
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)
60
Другим не менее важным приоритетным направлением деятельности ЭБиПК является подрыв финансовых основ организованной преступности3, под которым нами понимается комплекс правовых, социально-экономических, технических, идеологических, психологических, оперативно-разыскных и иных мер, направленных на вытеснение из сферы экономики криминальных структур, преследующих цель получения сверхприбыли (доходов) за счет легализации средств, добытых ими преступным путем, и осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Лидеры и активные члены ОГ и ПС все чаще стали использовать противоправные схемы в кредитно-финансовой системе с целью хищения и обналичивания денежных средств. Так, например, участники преступных сообществ, используя расчетные счета фирм-однодневок, открытые в ряде банков, небезуспешно обналичивают денежные средства, а также прибегают к хищениям путем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость; имеющиеся денежные средства нередко выводят за рубеж.
В последнее время получили некоторое распространение факты совершения преступлений, связанных с хищением кредитных ресурсов банков. При этом путем выдачи кредитов аффилированным юридическим лицам похищают не один млрд рублей с участием самих руководителей коммерческого банка. Только в январе — августе 2014 г. было выявлено 135 преступлений, связанных с незаконным получением кредитов (ст. 176 УК РФ). Окончены расследованием уголовные дела о 107 преступлениях данного вида. Размер причиненного материального ущерба составил 1,3 млрд рублей, возмещено более 3 млрд рублей.
Организованная преступность имеет свою экономическую базу и в других сферах экономики (ЖКХ, оборонно-промышленный комплекс, сфера производства и оборота алкогольной продукции, строительство, лесопромышленный и рыбопромышленный комплексы).
Изучение и анализ оперативно-следственной практики показывают, что в последнее время значительно пополнились источники полу-
3 В настоящее время созданы необходимые предпосылки для совершенствования механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем. В этом плане наряду с другими законодательными актами не менее значимую роль играет ФЗ от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» [2]. Благодаря этому закону активизировалось противодействие незаконным финансовым операциям.
чения криминальными структурами доходов. В частности, ими стали:
— преступления, связанные с изготовлением или сбытом поддельных денег или ценных бумаг. Как известно, фальшивомонетничество является одной из угроз национальной безопасности. Из обращения постоянно изымаются поддельные денежные знаки различных стран и номиналов, отличающиеся по характеру и профессиональному уровню исполнения. Уже в этом году было выявлено 14,4 тыс. преступлений, квалифицируемых по признакам ст. 186 УК РФ, в том числе 28, совершенных в крупном и особо крупном размере;
— факты хищения бюджетных денежных средств, в том числе выделяемых для выплаты материнского (семейного) капитала. Организованные группы в этой сфере действуют на базе кредитно-потребительских кооперативов, риелторских организаций, агентств недвижимости, микрофинансовых организаций, зачастую при прямом содействии коррумпированных работников территориальных отделений Пенсионного фонда РФ и органов власти. Так, например, пресечена деятельность преступного сообщества, участники которого предоставляли в отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю заведомо подложные документы и сертификаты на право получения материнского (семейного) капитала. Размер причиненного таким образом государству ущерба составил более 8 млн рублей;
— незаконная деятельность преступных групп, в том числе международных, действующих в янтарной отрасли в Калининградской области. Так, например, только в 2014 г. в ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий было изъято свыше 45 тонн незаконно добытого янтаря.
К сожалению, лидеры ОГ и ПС при совершении преступлений в сфере экономики опираются на установленные ими коррупционные связи с государственными чиновниками, в том числе сотрудниками правоохранительных органов4 [18]. Так, в составе выявленных организованных преступных групп, сформированных на этнической основе, было установлено 475 участников, 11 коррупционных связей, под их контролем находится 88 объектов экономики.
Криминологи справедливо отмечают, что борьба с организованной преступностью — комплексная проблема [14]. Ее невозможно попытаться решить в одиночку. В этом плане ни одно министерство и ведомство не в состоянии оказать эффективное противодействие указанному
4 В криминологической литературе, говоря об организованной преступности в сфере экономики, справедливо отмечается, что данный вид преступности теснейшим образом связан с проявлениями коррупции.
явлению без объединения усилий правоохранительных, контрольно-надзорных органов и институтов гражданского общества [11].
Вместе с тем в системе органов внутренних дел имеются специализированные подразделения ЭБиПК, которые на всех уровнях управления выступают головной службой по организации оперативно-разыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики.
Преимущественно по их инициативе регулярно проводятся крупномасштабные операции и оперативно-профилактические мероприятия.
Усиление борьбы с организованной преступностью в сфере экономики на фоне дальнейшей криминализации экономических отношений, на наш взгляд, предполагает:
— регулярное проведение глубокого мониторинга складывающейся на объектах бюджето-и градообразующих отраслей экономики криминогенной ситуации;
— обеспечение надлежащей организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем [10];
— сосредоточение основных усилий подразделений ЭБиПК на предупреждении и раскрытии экономических преступлений, совершаемых в организованной форме, эффективное использование для этого возможностей оперативных подразделений органов внутренних дел [13];
— разработку и проведение комплекса оперативно-разыскных мероприятий в целях своевременного выявления фактов взяточничества и иных коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами, имеющими широкие полномочия [1]. На это обстоятельство особое внимание
Список литературы
1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 26. Ст. 3207.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4598.
4. О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях»: Федеральный закон от 27 июля
обращается и в Национальном плане противодействия коррупции на 2014—2015 гг. [7]. Важно добиваться, чтобы коррупционные риски, особенно в сфере реализации крупных инфраструктурных объектов, были максимально снижены;
— активное использование оперативными подразделениями ОВД имеющихся информационных систем, включая единую автоматизированную информационно-аналитическую систему обеспечения экономической безопасности;
— целенаправленное проведение совместно с прокуратурой, ФСБ России, ФТС России, Роспри-роднадзором, Ростехнадзором, Росинформони-торингом, Росфиннадзором и другими заинтересованными ведомствами мероприятий по выведению из-под контроля криминальных структур прибыльных отраслей экономики [12]. Многолетняя практика борьбы с проявлениями организованной преступности в сфере экономики убедительно показывает, что межведомственное взаимодействие позволяет рационально использовать имеющиеся силы и средства в указанном направлении [16];
— тактически грамотное представление результатов оперативно-разыскной деятельности в сфере борьбы с организованной преступностью следователю [9].
Таким образом, проблема обеспечения экономической безопасности напрямую связана с надлежащей организацией борьбы с организованной преступностью. В этом плане приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел и подразделений ЭБиПК выступает декриминализация бюджетообразующих отраслей экономики посредством подрыва экономических и финансовых основ криминальных структур.
2010 г. № 214-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4183.
О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 7. О лотереях: Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ.2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4434.
О Национальном плане противодействия коррупции на 2014—2015 годы: Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 // СПС Гарант.
61
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газ. 2009. 19 мая.
9. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД, МО, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, СК России от 27 сентября 2013 г. № 766/703/50 9/507/1820/42/535/398/68 // СПС Консуль-тантПлюс.
10. Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем: приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС, СК, ФСФМ России от 5 августа 2010 г. № 309/566/578/318/1460/43/207 // СПС Кон-сультантПлюс.
11. Об утверждении Положения об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями): приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД, ФСБ, СК, ФСКН, ФТС, ФСИН России от 14 мая 2013 г. № 192/420/279/15/229/ 1071/293 // СПС КонсультантПлюс.
12. Об утверждении Регламента информационного взаимодействия Банка России, Генпрокуратуры РФ, правоохранительных и иных федеральных государственных органов Российской Федерации при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов: приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Росфинмониторинга,
ФНС, ФСБ, ФСКН, ФТС, СК, Банка России от 12 марта 2013 г. № 105/136/50/ММ-7-2/117/131/98/447/12/ОД-121 // СПС КонсультантПлюс.
13. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 // СПС КонсультантПлюс.
14. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М., 2011.
15. Иванов П.И. О понятии «этническая организованная преступность в сфере экономики» // Оперативник (сыщик). 2013. № 2(35).
16. О повышении эффективности служебной деятельности и методического обеспечения вопросов борьбы с преступлениями в сфере экономики и коррупции: информационно-справочные материалы Всероссийского совещания-семинара руководителей подразделений ЭБиПК МВД по республикам, ГУ МВД России, УМВД России по иным субъектам Российской Федерации, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте. М., 2014.
17. Торопин Ю.В., Васильев Ф.П. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной экономической безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 4(28).
18. Шегабудинов Р.Ш. Организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией. Состояние, тенденции и меры борьбы с ней: монография. М., 2010.
Тел.: 8 (499) 745-95-96