Научная статья на тему 'Методическое обеспечение оперативноразыскной деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере реализации целевых программ'

Методическое обеспечение оперативноразыскной деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере реализации целевых программ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1692
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО­РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATIVE­SEARCH ACTIVITY / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН МВД РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ / LOCAL AGENCY OF THE MINISTRY FOR INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT THE REGIONAL LEVEL / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / METHODICAL SUPPORT / БОРЬБА С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И КОРРУПЦИОННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ / FIGHTING AGAINST ECONOMIC CRIMES AND CORRUPTION / СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ / THE SPHERE OF REALIZATION OF TARGETED PROGRAMMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов П. И.

В настоящей статье автор рассматривает вопросы, связанные с методическим обеспечением оперативно­разыскной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России на региональном уровне по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере реализации целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Support of Operative­Search Activity of Units Responsible for Economic Security and Anty­Corruption Enforcement in the sphere of realization of targeted programms

The paper reviews the issues related to the methodical support of operative­search activity of units responsible for economic security and anty­corruption enforcement of regional internal affairs agencies of the Ministry for Internal Affairs of Russia at the regional level in the sphere of realization of targeted programms.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение оперативноразыскной деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере реализации целевых программ»

П.И. ИВАНОВ,

профессор кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ (Академия управления МВД России)

P.I. ivanov,

Doctor of Law Sciences, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor,

Department of organizing operative-Search Activity (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 343.35

Методическое обеспечение оперативно-разыскной деятельности подразделений ЭБипК по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере реализации целевых программ

Methodological support of operative-search Activity of units Responsible for Economic security and Anty-Corruption Enforcement in the sphere of realization of targeted programms

В настоящей статье автор рассматривает вопросы, связанные с методическим обеспечением оперативно-разыскной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России на региональном уровне по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере реализации целевых программ.

Оперативно-разыскная деятельность, территориальный орган МВД России на региональном уровне, методическое обеспечение, борьба с экономическими и коррупционными преступлениями, сфера реализации целевых программ.

The paper reviews the issues related to the methodical support of operative-search activity of units responsible for economic security and anty-corruption enforcement of regional internal affairs agencies of the Ministry for Internal Affairs of Russia at the regional level in the sphere of realization of targeted programms.

Operative-search activity, local agency of the Ministry for Internal Affairs of Russia at the regional level, methodical support, fighting against economic crimes and corruption in the sphere of realization of targeted programms.

Одной из основных функций подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) территориальных органов МВД России на региональном уровне выступает методическое обеспечение оперативно-разыскной деятельности (ОРД) низовых подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере реализации целевых программ [19].

Проведенное выборочное исследование показывает, что объективная необходимость осуществления данной функции1 (применитель-

1 Об актуальности затронутой нами темы свидетельствует также тот факт, что уже второй год подряд под одноименным названием («О повышении эффективности служебной деятельности и методического обеспечения вопросов борьбы с преступлениями в сфере экономики и коррупции») ГУЭБиПК МВД России с руководителями подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России на региональном уровне проводит совещание-семинар.

2 Л H

и о X

л

<

и

H

к

:|5

о X

л

<

и

H

s

X

<

а

X о о

са <

а С

К

s

X

и <

са <

а

и <

ш О а С

39

2 л н и

0

1

Л

<

и н

К

:|S

0

1

Л

<

и н S

I

<

а

X о

0

м

<

а С

К S

1

и <

м

<

а

и <

ш О а С

40

но к рассматриваемой нами сфере) обусловлена целым рядом обстоятельств, а именно: стремлением быстро и без промедления декриминализи-ровать ее объекты ввиду осложнения на них криминогенной обстановки в условиях обострения ситуации в сфере бюджетного финансирования; нестабильностью законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих ОРД2 подразделений ЭБиПК по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере реализации целевых программ; неоднородностью складывающейся в регионах судебно-следственной практики по борьбе с указанными видами преступлений; потребностью постоянного обобщения практики деятельности рассматриваемых подразделений на основе ее изучения и анализа, с тем чтобы выявить передовые формы и методы работы для последующего их внедрения; важностью обеспечения практических работников рассматриваемых подразделений методическими пособиями и рекомендациями3 по документированию хищений и иных корыстных преступлений, совершаемых на объектах сферы реализации целевых программ.

В целом преодоление указанных обстоятельств, как нам представляется, создает необходимую предпосылку для повышения эффективности ОРД подразделений ЭБиПК в указанном направлении.

В настоящей статье мы, не претендуя на исчерпывающее рассмотрение всех проблем, связанных с методическим обеспечением ОРД подразделений ЭБиПК4 по борьбе с экономи-

2 Их две группы: 1) непосредственно регулирующие отношения в сфере ОРД: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ; 2) опосредованно регулирующие отношения в данной сфере федеральные законы: от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2, 4, 6, 5].

3 Методическое обеспечение осуществляется в различных формах, например, сопровождение научно-исследовательских работ; согласование тематических планов, рабочих программ обучения слушателей и курсантов; обеспечение сборниками информационно-аналитических материалов по приоритетным направлениям деятельности; рассмотрение проектов заявок на проведение научно-исследовательских работ; проведение стажировок руководителей и сотрудников ЭБиПК в региональном подразделении ЭБиПК; проведение научно-практических конференций, совещаний, «круглых столов» по актуальным проблемам обеспечения экономической безопасности; участие в заседании научно-практической секции.

4 Среди проблем существует и такая: до сего времени в теории ОРД ОВД (применительно к предмету и методу) не сформулировано понятие

«методическое обеспечение ОРД». В настоящей статье методическое

обеспечение ОРД подразделений ЭБиПК нами понимается как одна из функций организации данной деятельности, осуществляемая

субъектами управления в пределах их полномочий путем разработки и принятия методических пособий, рекомендаций (в виде схем, содержащих пошаговый алгоритм) и иных документов в целях обеспечения своевременного выявления, предупреждения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности посредством тактически грамотного документирования с использованием оперативно-разыскных сил, средств, методов и мероприятий.

ческими и коррупционными преступлениями в сфере реализации целевых программ, освещаем лишь некоторые из них.

Одной из проблем, возникающих в практике деятельности подразделений ЭБиПК, обслуживающих объекты сферы реализации целевых программ, является отсутствие научно обоснованных рекомендаций, разработанных на основе обобщения оперативно-следственной практики, особенно приемлемых для молодых специалистов, только что переступивших порог вузов системы МВД России. Мы имеем в виду прежде всего наличие пошаговых алгоритмов их действий по наиболее типичным криминальным ситуациям. В качестве примера приведем авторский вариант структурной модели документирования фактов хищений бюджетных средств, выделенных для реализации целевых программ5.

Осуществляемые сотрудниками ЭБиПК действия условно разбиваем на четыре взаимосвязанных между собой этапа.

1. Получение и проверка первичной информации, содержащей сведения о фактах хищений бюджетных средств руководителями организаций, участвующих в реализации целевых программ. При этом хищения, как правило, совершаются путем завышения объемов выполненных работ.

На этом этапе объектом пристального внимания должны стать контракт, договоры субподряда, счета-фактуры, а также акты выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

2. Обмер объема выполненных работ и определение круга лиц, причастных к совершению хищения бюджетных средств. Для этого сотрудниками указанных подразделений привлекаются специалисты.

3. Изучение и анализ полученных выписок о движении денежных средств по счетам организации, на которые поступали средства, предназначенные для выполнения работ в рамках целевой программы. Основная цель такого анализа — установление контрагентов, обладающих признаками фиктивности (так называемых фирм-«однодневок»), через расчетные счета которых могли обналичиваться денежные средства.

Целесообразно в соответствии с действующим законодательством [1] запросить в кредитно-финансовых учреждениях сведения о движении денежных средств по расчетным счетам организаций, якобы выполнявших строительные работы.

4. Проведение обследования в организации с целью обнаружения и изъятия всей бухгалтерской документации и электронных носителей

5 Заранее оговоримся, что настоящая статья носит открытый характер, сведения ограниченного пользования в ней не приводятся.

информации для последующего их исследования [12]. Привлеченные сотрудниками ЭБиПК специалисты отдела документальных проверок и ревизий осуществляют само исследование изъятых документов.

Результаты ОРД в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд — предоставляются следователю [11].

Предложенный нами вариант является лишь каркасом для разработки полноценных методических рекомендаций. Для этого, со своей стороны, полагаем целесообразным создать рабочую группу из представителей ВНИИ МВД России (головной), Нижегородской академии МВД России, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обязав предварительно изучить сложившуюся в регионах судеб-но-следственную и оперативную практику по линии борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере реализации целевых программ.

Среди ключевых проблем, обозначенных в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г., обеспечение защиты бюджетных средств от преступных посягательств оказалось не случайно. Учитывая внезапно возникшие сложности в бюджетном финансировании, факты хищений бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ и их нецелевого использования, Президент РФ предлагает впредь рассматривать все это как прямой удар по национальной безопасности государства [17]. Одновременно он требует, чтобы по таким фактам работа по изобличению преступников велась точно так же, как по пресечению финансирования терроризма. Думается, что обращения Президента РФ прежде всего адресованы правоохранительным органам. Они, на наш взгляд, касаются и сферы реализации целевых программ6, чтобы не допустить в обществе социальной напряженности.

Президент РФ предлагает Министерству обороны РФ, Росфинмониторингу [7] и другим заинтересованным структурам «разработать систему жесткого, действенного контроля за использованием средств гособоронзаказа. Такая система должна действовать по всей цепочке поставщиков. Также следует усилить ответственность исполнителей гособоронзаказа за целевое расходование каждого бюджетного рубля» [17].

Что же касается подразделений ЭБиПК7 как головной службы по организации ОРД в си-

6 В настоящее время реализуется 47 социально значимых федеральных целевых программ. Для этого только из федерального бюджета выделено около 1 трлн руб. Известно, что региональные и муниципальные бюджеты также софинансируют их.

7 Подразделения ЭБиПК являются полноправными субъектами ОРД органов внутренних дел [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стеме органов внутренних дел, то для них названные положения, содержащиеся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, станут выражением политической воли, исходящей от самого главы государства, для разработки и принятия действенных мер по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями. В частности, усиление борьбы с хищениями бюджетных средств и их нецелевым расходованием, как и прежде, остается одним из приоритетных направлений деятельности подразделений ЭБиПК. При этом межведомственное взаимодействие с правоохранительными и контрольно-надзорными органами8 расширяет их возможности в обеспечении защиты бюджетных средств, выделенных в рамках го-соборонзаказа и реализации целевых программ, от преступных посягательств. Органы прокуратуры, выступая координаторами деятельности правоохранительных органов по борьбе, в частности, с экономической и коррупционной преступностью, на наш взгляд, должны выработать на всей территории РФ единую политику в области ужесточения уголовной ответственности недобросовестных бюджетополучателей за совершенные ими хищения и нецелевое расходование выделенных государством средств [8].

Наконец, говоря о методическом обеспечении ОРД подразделений ЭБиПК, нельзя не отметить еще одно немаловажное обстоятельство, которое связано с ликвидацией административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь, в сфере малого и среднего предпринимательства9.

Президент РФ в ежегодном Послании Федеральному Собранию, касаясь этого вопроса, отмечает необходимость новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов (в настоящее время, по его мнению, доминирует обвинительный уклон), предлагает избавить бизнес от навязчивого надзора и контроля, ввести специальный реестр с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены, отсечь немотивированные «заказные» визиты контролеров, отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля. Одновременно В.В. Путин замечает: «Отслеживать ситуацию нужно там, где действительно есть риски или признаки нарушений» [17].

О возможных фактах хищений бюджетных средств, выделенных в рамках реализации целевых программ, на наш взгляд, могут сигнализировать такие данные, как: внесение заведомо

8 В настоящее время принятые межведомственные нормативные правовые акты создают предпосылку для своевременного обмена информацией, а также разработки и проведения совместных мероприятий [16, 13, 15, 14].

9 Данный вопрос не нов, он поднимался и ранее [9, 3].

2 л н и о X

Л

<

и н к

:|5

о X

Л

<

и н S

X

<

а

X о о

са <

а С

К S X

и <

са <

а

и <

ш О а С

41

2 л н и

0

1

Л

<

и н

К

:|S

0

1

Л

<

и н S

I

<

а

X о

0

м

<

а С

К S

1

и <

аз <

а

и <

ш О а С

42

ложных сведений об объемах реально выполненных работ по заключенному контракту и их стоимости; предоставление пакета фиктивных документов о выполнении комплекса инжиниринговых работ; включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений; вымогательство денежных средств у участников конкурсов при размещении госзаказов; создание коммерческих организаций (фирм-«однодневок»), задействованных в исполнении госзаказа; заключение фиктивных коммерческих сделок с подконтрольными юридическими лицами; незаконное обналичивание денежных средств и выведение активов за границу с последующим банкротством организации.

Введение системы ограничений проверок, безусловно, требует перестройки деятельности подразделений ЭБиПК, а это, в свою очередь, как нам представляется, означает: необходимость разработки таких мер, которые позволили бы точечно (без каких-либо нарушений законных экономических интересов добросовестных предпринимателей) вытеснить из сферы реализации целевых программ криминально активных лиц (дельцов теневой экономики); активизацию работы с лицами, оказывающими содействие оперативным подразделениям органов внутрен-

Список литературы:

1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 // СПС Гарант.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ // СПС Гарант.

4. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ // СПС Гарант.

5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

6. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3799.

них дел на конфиденциальной основе («конфидентами») [18]; ограниченное вмешательство в производственную (хозяйственную), предпринимательскую, финансовую, торговую и иную деятельность хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации целевых программ, независимо от их организационно-правовых форм.

В заключение отметим следующее.

Во-первых, не все положения, высказанные в настоящей статье, бесспорны, отдельные из них, на наш взгляд, носят дискуссионный характер и, безусловно, нуждаются в дополнительной аргументации.

Во-вторых, в теории ОРД органов внутренних дел функция методического обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК, несмотря на ее важность, до сих пор не изучена в достаточной мере. В специальной литературе высказаны различные суждения, единства мнений по существующим в настоящее время проблемам, связанным с реализацией данной функции, нет. Более того, нет однозначного определения понятия «методическое обеспечение» через призму предмета и метода оперативно-разыскной науки.

В-третьих, высказанные нами идеи могут быть использованы в качестве исходных посылок для дальнейшего исследования.

7. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: Указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 // СПС Гарант.

8. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 597 // СПС Гарант.

9. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 // СПС Гарант.

10. О некоторых вопросах организации ОРД в системе МВД России: приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 // СПС Гарант.

11. Об утверждении Инструкции о порядке предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/ 1820/42/535/398/68 // СПС Гарант.

12. Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооруже-

ний, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 // СПС Гарант.

13. Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем: приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, СКП России, Росфинмониторинга от 5 августа 2010 г. № 309/566/378/318/1460/43/207// СПС Гарант.

14. Об утверждении Положения об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями): приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, СК России, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России от 14 мая 2013 г. № 192/420/279/15/229/1071/293 // СПС Гарант.

15. Об утверждении Регламента информационного взаимодействия Банка России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных и иных федеральных государственных органов Российской Феде-

рации при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов: приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Росфинмони-торинга, ФНС России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, СК России и Банка России от 12 марта 2013 г. № 105/136/50/ ММ-7-2/117/131/98/447/12/ОД-121.

16. Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия и информационного обмена правоохранительных и контрольно-надзорных органов при осуществлении деятельности по противодействию преступлениям и иным правонарушениям в сфере экономики: приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, ФНС России, Росфинмониторинга, Банка России от 28 февраля 2007 г. № 40/210/82/САЭ-3-09/16/46/ОД-194 // СПС Гарант.

17. Послание Президента РФ Федеральному собранию (Принять вызов и победить) // Рос. газ. 2014. 5 дек. № 278 (6550).

18. Железняк Н.С., Васильев А.Д. О целесообразности законодательного закрепления в оперативно-розыскной деятельности термина «конфидент» // Актуальные вопросы теории и практики ОРД. М., 2001.

19. Иванов П.И. Некоторые проблемы методического обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК в свете требований оперативно-розыскной науки // Оперативник (сыщик). М., 2014. № 3 (40).

Тел.: 8 (499) 745-95-41

2 Л

н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X о о

са <

а С

К S X

и <

са <

а

ы <

ш О а С

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.