Научная статья на тему 'К вопросу об административной ответственности должностного лица за нарушение таможенных правил'

К вопросу об административной ответственности должностного лица за нарушение таможенных правил Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1673
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ / OFFICIAL / LAYER / STATE OFFICIAL / FUNCTIONS OF REPRESENTATIVE OF POWER / SPECIAL POWERS / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / CUSTOMS RULES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мустафина Светлана Анатольевна

В юридической литературе последних лет актуальны дискуссии о соотношении понятий «юридическое лицо», «должностное лицо» и «государственный служащий». Сложности, возникающие в процессе квалификации при разграничении рассматриваемых понятий, и расхождения в содержании административного и уголовного законодательства, порождают определенные трудности в правоприменении, в частности, при определении субъектного состава административных правонарушений в области таможенного дела. Этой проблеме и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Administrative Responsibility the official to the customs rules

Current legal literature contains a lot of actual correlation of concepts layer, officialand state official. The difficulties appearing in kvalification process and differences in the contents of normative acts create certain difficulties in law-application, in particular in determination of the subject elements of administrative violations in the customs area.

Текст научной работы на тему «К вопросу об административной ответственности должностного лица за нарушение таможенных правил»

10.6. К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Мустафина Светлана Анатольевна, Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса. Должность: главный государственный таможенный инспектор. Место работы: отдел применения системы управления рисками Сочинской таможни.

Аннотация: В юридической литературе последних лет актуальны дискуссии о соотношении понятий ««юридическое лицо», ««должностное лицо» и ««государственный служащий». Сложности, возникающие в процессе квалификации при разграничении рассматриваемых понятий, и расхождения в содержании административного и уголовного законодательства, порождают определенные трудности в правоприменении, в частности, при определении субъектного состава административных правонарушений в области таможенного дела. Этой проблеме и посвящена данная статья.

Ключевые слова: должностное лицо, юридическое лицо, государственный служащий, функции представителя власти, специальные полномочия, административная ответственность, нарушение таможенных правил.

ON THE ISSUE OF ADMINISTRA TIVE RESPONSIBILITY THE OFFICIAL TO THE CUSTOMS RULES

Mustafina Svetlana Anatolievna, State civil service adviser III class. Position: chief state customs inspector. Place of employment: Sochi customs, risk management system department.

Annotation: Current legal literature contains a lot of actual correlation of concepts “layer”, “official”and “state official”. The difficulties appearing in kvalification process and differences in the contents of normative acts create certain difficulties in law-application, in particular in determination of the subject elements of administrative violations in the customs area.

Keywords: official, layer, state official, functions of representative of power, special powers, administrative responsibility, customs rules.

При решении вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении административных правонарушений, необходимо учитывать положения части 3 ст. 2.1 КоАП РФ и ст. 2.4 КоАП РФ.

Законодательством определена двусубъектность ответственности, в том числе, и за нарушение таможенных правил.

Для уяснения характеристики субъектов необходимо обращаться и к нормам таможенного законодательства, формулирующего основные требования, которые предъявляются к лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела. Так, в п.п. 12, 13 и 14 ст. 11 ТК РФ в числе используемых в таможенном законодательстве понятий сформулировано и понятие физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в таможенной сфере. В ст. 19 ТК РФ предусматривается обязанность уполномоченного в области таможенного дела федерального органа исполнительной власти (ФТС России) ведения Реестров лиц, осу-

ществляющих свою деятельность в области таможенного дела.

При привлечении к административной ответственности следует учитывать, что специальными субъектами соответствующих статей КоАП РФ могут быть лишь лица, подпадающие под определение должностного лица.

Рассмотрим законодательное определение понятия «должностное лицо». Административное право и уголовное право - одни из ведущих отраслей российской правовой системы, имеющие свою специфику - закрепляют данное понятие в УК РФ и КоАП РФ:

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

КоАП РФ предлагает свое определение понятия «должностное лицо», причем, значительно расширяя его по сравнению с УК РФ, конкретизируя и дополняя его перечнем лиц, которые подпадают под эту категорию. Согласно примечаниям к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно, или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-

хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29-15.31, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.297.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ Мустафина С.А.

Общим в изложенных определениях «должностного лица» является то, что в административном и уголовном законодательстве должностным лицом признается лицо:

- осуществляющее функции представителя власти;

-выполняющее организационно-распорядительные и

административно-хозяйственные функции.

Примечательно, что формулировка «функции представителя власти» была конкретизирована постановлением Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (далее - Постановление), где Суд разъяснил, что к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Однако, разграничения функций должностного лица на организационно-распорядительные и административно-хозяйственные, в дефинициях «должностного лица» ни в КоАП РФ, ни в УК РФ не закреплены. Вышеуказанное постановление разъясняет, что организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. А к административно-хозяйственным функциям относятся полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также, совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения.

Изложенные характеристики подчеркивают отличие понятий «должностное лицо» и «государственный служащий», которое заключается в следующем:

- должностным лицом может быть «лицо», а государственным служащим - только гражданин РФ;

- для определения случаев, когда государственный служащий является должностным лицом, необходим анализ его правового статуса, закрепленного в соответствующем должностном регламенте или ином акте, в зависимости от занимаемой должности;

- согласно КоАП РФ должностными лицами могут быть, например, «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица...», то есть лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Государственные служащие получают денежное содержание исключительно за счет средств соответствующего бюджета, и в отношении их существует запрет на занятие предпринимательской деятельностью на законодательном уровне.

К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности, в частности, за правонарушения в области таможенного дела,

исходя из положений, закрепленных в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационнораспорядительных или административно-

хозяйственных функций. Можно выделить квалифицирующие признаки должностного лица, которые указывают на характер выполняемых функций - организационно-распорядительных и административно-

хозяйственных.

Субъекты административной юрисдикции должны иметь в виду, что лицо, временно исполняющее обязанности на определенной должности, может быть признано субъектом должностного правонарушения при условии, если указанные обязанности или полномочия возложены на данное лицо в установленном законом порядке.

При квалификации административных правонарушений в области таможенного дела на практике нередко возникают сложности, обусловленные видовым разнообразием субъектов, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях. В то же время, от принадлежности правонарушителя к физическому или юридическому лицу, наличия или отсутствия признаков специального субъекта зависит выбор вида и размера налагаемого наказания.

Для возложения административной ответственности на должностных лиц, как специальных субъектов нарушения таможенных правил, необходимо, чтобы в момент (во время) совершения правонарушения в их функциональные обязанности входило обеспечение выполнения требований, сформулированных таможенным законодательством.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Практический пример - к материалам дела (ответственность по ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ) была приобщена копия ГТД, в 54 графе которой содержалась информация о том, что данная ГТД была подана в Сочинскую таможню менеджером ООО «Интрейд» Никифоровым П.С., а не генеральным директором ООО Кашириным А.А. Таким образом, при пересмотре постановления по делу было установлено отсутствие состава в действиях гендиректора ООО Каширина А.А. Решением Южной Оперативной таможни постановление по делу было справедливо отменено, производство по делу прекращено.

Необходимо учитывать и закрепленную в части 3 статьи 2.1 КоАП РФ возможность сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц как проявление принципа двухсубъектной ответственности. Для такого суждения имеются веские основания. В большинстве своем противоправные деяния юридических лиц связаны с несоблюдением соответствующих обязанностей должностными лицами, поэтому, в тех случаях, когда юрисдикционный орган при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями главы 16 КоАП РФ 2001 года, устанавливает конкретное виновное должностное лицо в несоблюдении соответствующих таможенных и иных правил, то оно вправе поставить вопрос о привлечении данного лица к административной ответственности. При этом, принцип двухсубъектной ответственности предполагает не

только зависимость административной ответственности должностных лиц от противоправного поведения юридического лица, но закон устанавливает обратное правило - факт привлечения должностных лиц к административной и уголовной ответственности дает основания для привлечения к административной ответственности соответствующего юридического лица. Естественно, что при реализации принципа двухсубъектной ответственности должен действовать и другой принцип - презумпции невиновности - и юридическое лицо, и должностное лицо несут административную ответственность за совершенное правонарушение, предусмотренное действующим законодательством только в том случае, если доказана вина того и другого субъектов.

В литературе справедливо подчеркнуто, что «субъектом нарушения таможенных правил может быть только лицо, на которое возложена юридическая обязанность по выполнению требований, установленных нормативными правовыми актами по таможенному делу».

При этом, определение вины юридического лица через вину должностного лица не означает, что к ответственности должны привлекаться одновременно и должностное, и юридическое лицо. К сожалению, общее положение, сформулированное в ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, приводит к именно такому выводу. По нашему мнению, в КоАП РФ должна быть сформулирована альтернатива: к административной ответственности привлекается либо должностное лицо, либо юридическое лицо. В противном случае, на практике за одно и то же правонарушение лица могут дважды привлекаться к административной ответственности. Обоснование такого подхода в том, что административная ответственность юридического лица в большей степени носит технико-юридический характер, от которого в большей мере зависит размер санкций.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»//СЗ РФ, 2002, №30,

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 4

3. Гущин В.В. К вопросу о квалификации административных правонарушений в области предпринимательства, финансов, налогов и сборов//Законы России: опыт, анализ, практика.- 2007.- N 2.

4. Козырина А.Н. Ответственность за нарушение таможенных правил М., 1999.

5. Терещенко Л.П. Ответственность в таможенной сфере // Закон.-1998.- № 9.

The list of references:

1. The federal law from 5/31/2002 № 62-FZ «About citizenship of the Russian Federation»//СЗ the Russian Federation, 2002, №30,

2. The decision of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation from February, 10th 2000г. № 6 «About judiciary practice on affairs about bribery and commercial payoff»//the Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. - 2000. - № 4

3. Guschin V.V. To a question on qualification of administrative offenses in the field of business, the finance, taxes and tax collections//Laws of Russia: experience, the analysis, praktika. - 2007. N 2.

4. Kozirina A.N. Liability of customs rules М, 1999.

5. Терещенко L.P. Responsibility in customs sphere//Zakon.-1998.- № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.