Научная статья на тему 'Должностное лицо как субъект юридической ответственности'

Должностное лицо как субъект юридической ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4663
727
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / GOVERNMENT BODIES / LEGAL LIABILITY / PUBLIC SERVANT / STATE AS A SUBJECT OF LEGAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирлицин Владимир Иванович, Науменко Владимир Иванович

Проблема юридической ответственности должностных лиц недостаточно исследована в юридической литературе. В работе выявлены особенности законодательства и некоторые проблемы определения понятия должностного лица как субъекта юридической ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ирлицин Владимир Иванович, Науменко Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the concept of public servant as a subject of legal liability

The problem of legal liability of public servants is insufficiently investigated in legal literature. Some peculiarities of the legislation and some problems concerning the definition of a concept of public servant as a subject of legal liability are revealed in the paper.

Текст научной работы на тему «Должностное лицо как субъект юридической ответственности»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15134. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15134.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 15134

УДК 342.98

Ирлицин Владимир Иванович,

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой теории государства и права и государственно-правовых дисциплин Тверского филиала АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт», г. Тверь irlitsinv@mail.ru

Науменко Владимир Иванович,

доцент кафедры теории государства и права и государственно-правовых дисциплин Тверского филиала АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт», г. Тверь mgeitver@mgeitver.ru

Должностное лицо как субъект юридической ответственности

Аннотация. Проблема юридической ответственности должностных лиц недостаточно исследована в юридической литературе. В работе выявлены особенности законодательства и некоторые проблемы определения понятия должностного лица как субъекта юридической ответственности.

Ключевые слова: должностное лицо, юридическая ответственность, государство как субъект юридической ответственности, государственные органы. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Государство - социальный феномен, в котором государственная власть персонифицируется в институциональной системе, включающей совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов и т. д. Публичная власть включает в себя государственных служащих, чиновников, осуществляющих на материально-финансовой основе профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, контрольную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности. Первичным элементом в этой системе являются государственный служащий и должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами. Их статус определён нормативными правовыми актами, они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия, выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов. Поэтому вопрос о понятии должностного лица как субъекта юридической ответственности имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Термин «должностное лицо» употребляется в законодательстве и юридической литературе на протяжении многих лет. При этом встречаются самые различные толкования этого термина. В рамках отдельных отраслей права рассматриваемое понятие формулируется с учетом разных признаков. Так, в примечании 1 к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации должностными лицами в статьях гл. 30 («Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления») признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15134. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15134.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях указанной главы и других статьях Уголовного кодекса РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях Уголовного кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям указанной главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями [1].

Из вышеприведенного законодательного определения следует, что для должностного лица характерны функции представителя власти, а также организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в то время как содержание управленческих функций лица в коммерческой или иной организации предполагает выполнение только организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Таким образом, функции представителя власти свойственны исключительно должностным лицам. Характеризуя содержание данных функций, законодатель отождествляет их с распорядительными полномочиями, устанавливая в примечании к ст. 318 УК РФ, что представитель власти наделен в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

По-иному решается вопрос о понятии должностного лица как субъекта юридической ответственности в административном праве. В примечании к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти. Иными словами, лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, или лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В административно-правовой науке сформировались определённые отличительные признаки должностного лица [2]. В соответствии с ними должностное лицо:

- это гражданин Российской Федерации, занимающий постоянно, временно или по специальному полномочию должность в различных государственных органах и органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, который выполняет соответствующие полномочия согласно нормативным правовым актам;

- реализует властные полномочия, осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, выполняя волю государства и общества, обеспечивая права и законные интересы граждан и организаций, удовлетворяя государственные и общественные интересы;

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15134. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15134.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- может представлять вовне (в отношениях с неподчиненными субъектами) государство, его органы и муниципальные образования (органы местного самоуправления), которым служит;

- имеет, как и все государственные и муниципальные служащие, права, обязанности, ограничения и запреты по службе;

- может применять меры принуждения, издавать административные акты (разрабатывать и принимать управленческие решения), обеспечивающие реализацию предоставленных ему полномочий, осуществлять контрольно-надзорные полномочия;

- может быть субъектом юридической ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой) и при этом несет повышенную ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Повышенная ответственность должностных лиц обусловлена тем, что они отвечают не только за свою личную деятельность, но и за действия подчиненных им лиц. Кроме того, они распоряжаются материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, выполняют важнейшие организационно-распорядительные функции по осуществлению предоставленных им полномочий и компетенций соответствующих должностных лиц.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 13.25; 14.24; 14.55: 14.56; 15.17-15.22; 15.231; 15.241; 15.261; 15.262; 15.29-15.31; 15.37; 15.38; ч. 9 ст. 19.15; ст. 19.72 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Это же относится к лицам, осуществляющим функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактных управляющих, работников контрактной службы, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29-7.32, ч. 7, 71 ст. 19.5, ст. 19.72 КоАП РФ.

Лица, обладающие функциями по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.323, ч. 72 ст. 19.5, ст. 19.72-1 указанного Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.62, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, также несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное [3].

Следовательно, далеко не всякий государственный (муниципальный) служащий является должностным лицом, а только тот, который наделен определенными полномочиями. Приведенная правовая норма также имеет строго определенную отраслевую принадлежность. Так, если определение должностного лица по примечанию 1 к ст. 285 УК РФ применимо лишь к отношениям, регулируемым его составной частью - гл. 30, то соответствующее определение по примечанию к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях применимо к отношениям, регулируемым КоАП РФ в целом.

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15134. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15134.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Данные определения позволяют выделить три обязательных признака, которые характеризуют указанные виды специальных субъектов: а) содержание функций, б) основания выполнения функций и в) место выполнения функций [4].

При этом должностное лицо в КоАП РФ трактуется шире (в ст. 2.4 КоАП РФ речь идет о месте службы - организациях, что значительно увеличивает число должностных лиц), нежели в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса РФ. К числу должностных лиц уголовный закон не относит руководителей, других работников непубличных организаций, выполняющих организационно-распорядительные или административнохозяйственные функции, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Кроме того, в уголовном праве должностных лиц принято характеризовать по объему и характеру властных полномочий.

В теории административного права, а также в нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере государственной гражданской службы, специального определения должностного лица на государственной гражданской службе не существует, однако имеются общие определения должностного лица применительно к различным видам деятельности, в том числе и служебной. Так, И. Н. Сурманидзе считает, что должностное лицо на государственной гражданской службе - это государственный гражданский служащий, замещающий постоянно или на временной основе должности руководителей государственных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителей представительств государственных органов, а также иные должности государственной гражданской службы. Это лицо наделено властно-распорядительными полномочиями как по отношению к государственным гражданским служащим аппарата государственного органа, так и по отношению к лицам, не подчинённым ему в служебном и организационном отношении [5].

Но должником в обязательстве по возмещению вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Поскольку гражданское право также не даёт легального определения понятия «должностное лицо», некоторые цивилисты предлагают свои научные определения [6]. Так, С. Б. Цветков полагает, что должностное лицо государственного органа -гражданин Российской Федерации, наделённый в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами правами и обязанностями для совершения служебных юридических действий, направленных на исполнение и обеспечение полномочий данного государственного органа.

По мнению Е. А. Суханова, в случаях причинения вреда органами публичной власти либо обладающими властными полномочиями их должностными лицами к последним следует относить граждан, постоянно или временно, в том числе по специальному полномочию, осуществляющих функции представителя власти либо занимающих во властных органах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций вне этих органов.

Как считает Н. А. Кирилова, «под должностными лицами более правильно понимать тех государственных и муниципальных служащих, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным». Российский учёный М. Е. Рощин под должностным лицом в контексте

4

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15134. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15134.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ст. 1069 ГК понимает «лицо, занимающее должность в соответствующем государственном или муниципальным органе и постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».

По мнению А. П. Сергеева, «под должностными лицами более правильно понимать только тех государственных и муниципальных служащих, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным». И. А. Минаков считает, что должностное лицо - это лицо, которое «официально является сотрудником публично-правового образования (государственного органа, органа местного самоуправления), причем его служебной обязанностью является участие в обеспечении публичной деятельности этого образования».

Согласно этим и другим определениям должностного лица применительно к ст. 1069 ГК РФ, большинство авторов справедливо акцентируют внимание на том, что соответствующими правовыми актами должностные лица наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным. В то же время в цивилистической литературе не обосновывается необходимость и даже не ставится вопрос о целесообразности дополнения ст. 1069 ГК РФ примечанием, подобным примечанию 1 к ст. 285 Уголовного кодекса РФ и примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ.

В противоположность мнениям авторов, полагающих, что понятие должностного лица по ст. 1069 ГК РФ уже соответствующего уголовно-правового понятия, И. А. Мина-ков высказывает утверждение о том, что понятие должностного лица, о котором идет речь в ст. 1069 ГК РФ, должно «быть не уже, а шире указанного в УК РФ и КоАП РФ» [7]. Вследствие этого, как считает И. А. Минаков, наиболее подходит не юридическое, а практическое, общепринятое понятие должностного лица как лица, занимающего определенную должность, то есть исполняющего служебную обязанность.

Можно предполагать, что в качестве аргумента подобного законодательного решения выдвигались бы соображения о том, что в отношениях, регулируемых ст. 1069 ГК РФ, нельзя руководствоваться теми определениями, которые содержатся в соответствующих нормах УК РФ и КоАП РФ. Следующим аргументом было бы утверждение, что одним из условий эффективного применения норм ст. 1069 ГК РФ является четкое легальное определение должностного лица именно в Гражданском кодексе РФ и т. п. На первый взгляд такой подход представляется достаточно теоретически обоснованным и практически полезным. Однако подобное направление исследований отношений, базирующихся на ст. 1069 ГК РФ, было бы неверным в самой основе, поскольку в Гражданском кодексе РФ, то есть в нормативном акте частноправового характера, появилось бы определение понятия, имеющего явно публично-правовую принадлежность [8].

Таким образом, при уяснении понятия должностного лица применительно к отношениям, регулируемым ст. 1069 ГК РФ, следует исходить из смысла тех понятий и определений, которыми оперируют отрасли публичного права. Цивилистические исследования рассматриваемого понятия имеют вспомогательный, дополнительный характер.

Например, термины «должностное лицо местного самоуправления» и «выборное должностное лицо местного самоуправления» появились в ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо,

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15134. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15134.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и/или по организации деятельности органа местного самоуправления [9].

Несложно заметить, что приведенная правовая норма также имеет строго определенную отраслевую принадлежность. Как отмечалось выше, определение должностного лица по примечанию 1 к ст. 285 УК РФ применимо лишь к отношениям, регулируемым его составной частью - гл. 30, соответствующее определение по примечанию к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ применимо к отношениям, регулируемым КоАП РФ в целом. В упомянутой ранее ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г., в котором определяется понятие должностного лица местного самоуправления, также указано, что содержащиеся в ней основные термины и понятия используются только для целей данного закона. Следовательно, определение должностного лица, сформулированное в УК РФ и в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для административного права неприемлемо.

Итак, правовой статус должностного лица можно определить как урегулированное нормами права положение должностного лица в органах государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной власти, в органах прокуратуры), органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Представляется целесообразным формально закрепить универсальное определение должностного лица в законодательстве о службе в Российской Федерации. Следует также отметить, что для внесения ясности в существо этого вопроса необходимо провести большую и длительную работу ученых-юристов, законодателей Российской Федерации с привлечением служащих правоохранительных и иных государственных органов.

Ссылки на источники

1. См.: Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

2. См.: Старилов Ю. Н. Курс общего административного права: в 3 т. Т. 2: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М., 2002. -С. 103-104.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 01.10.2014). -М., 2014. - С. 12.

4. См.: Горелик А. С. Новое уголовное законодательство по УК РФ 1996 г. Преступления против государственной власти. - Красноярск, 1996. - С. 3.

5. Сурманидзе И. Н. Должности и должностные лица государственной гражданской службы // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 5. - С. 3.

6. См.: Цветков С. Б. Гражданско-правовая ответственность за вред, причинённый государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами: дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 1998. С. 156-157; Гражданское право: в 2 т. Том II. Полутом 2: учеб. / отв. ред. проф. Е. А. Суханов. - 2 изд., перераб. и доп. - М., 2000. С. 398; Кирилова Н. А. Гражданскоправовая ответственность государств. - М., 2003. - С. 176-177; Рощин М. Е. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный судебно-следственными органами: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 91; Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. - С. 28; Минаков И. А. Гражданско-правовое регулирование возмещения государством вреда, причиненного органами государственной власти и их должностными лицами: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - С. 66-67.

7. Минаков И. А. Указ. соч. - С. 66.

8. Толстова И. А. Юридическая ответственность государства и его представителей (теоретико-правовые проблемы): монография. - М.: Изд-во СГУ, 2013. - С. 47.

9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2003. - № 40. - Ст. 3822.

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15134. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15134.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Vladimir Irlitsin,

Candidate of Historical Sciences, head of the chair of Theory of State and Law and State-Legal Disciplines, Moscow Humanitarian-Economic Institute, branch in Tver, Tver irlitsinv@mail.ru Vladimir Naumenko,

Associate Professor at the chair of Theory of State and Law and State-Legal Disciplines, Moscow Humanitarian-

Economic Institute, branch in Tver, Tver

mqeitver@mqeitver.ru

To the question of a concept of public servant as a subject of legal liability

Abstract. The problem of legal liability of public servants is insufficiently investigated in legal literature. Some peculiarities of the legislation and some problems concerning the definition of a concept of public servant as a subject of legal liability are revealed in the paper.

Key words: public servant, legal liability, state as a subject of legal liability, government bodies.

References

1. (1996) “Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii (v red. ot 21.07.2014)”, Sobranie zakonodatel'stva RF, № 25, st. 2954 (in Russian).

2. Starilov, Ju. N. (2002) Kurs obshhego administrativnogo prava: v 3 t. T. 2: Gosudarstvennaja sluzhba. Upravlencheskie dejstvija. Pravovye akty upravlenija. Administrativnaja justicija, Moscow, pp. 103-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. (2014) Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah (v red. ot 01.10.2014), Moscow, p. 12 (in Russian).

4. Gorelik, A. S. (1996) Novoe ugolovnoe zakonodatel'stvo po UK RF 1996 g. Prestuplenija protiv gosudar-stvennoj vlasti, Krasnojarsk, p. 3 (in Russian).

5. Surmanidze, I. N. (2009) “Dolzhnosti i dolzhnostnye lica gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby”, Gosudarstvennaja vlast'i mestnoe samoupravlenie, № 5, p. 3 (in Russian).

6. Cvetkov, S. B. (1998) Grazhdansko-pravovaja otvetstvennost' za vred, prichinjonnyj gosudarstvennymi organami, organami mestnogo samoupravlenija, a takzhe ih dolzhnostnymi licami: dis. ... kand. jurid. nauk, Volgograd, pp. 156-157; Suhanov, E. A. (ed.) (2000) Grazhdanskoepravo: v21. Tom II. Polutom 2: ucheb., Moscow, p. 398; Kirilova, N. A. (2003) Grazhdansko-pravovaja otvetstvennost'gosudarstv, Moscow, pp. 176-177; Roshhin, M. E. (2005) Grazhdansko-pravovaja otvetstvennost' za vred, prichinennyj sudebno-sledstvennymiorganami: dis. ... kand. jurid. nauk, Moscow , p. 91; Sergeev, A. P. & Tolstoy, Ju. K. (eds.) (2005) Grazhdanskoe pravo: ucheb.: v 31. T. 3, 4-e izd., pererab. i dop., Moscow, p. 28; Minakov, I. A. (2006) Grazhdansko-pravovoe regulirovanie vozmeshhenija gosudarstvom vreda, prichinennogo organami gosudarstvennoj vlasti i ih dolzhnostnymi licami: dis. ... kand. jurid. nauk, Moscow, pp. 66-67 (in Russian).

7. Minakov, I. A. (2006) Op. cit., p. 66.

8. Tolstova, I. A. (2013) Juridicheskaja otvetstvennost' gosudarstva i ego predstavitelej (teoretiko-pravovye problemy): monografija, Izd-vo SGU, Moscow, p. 47 (in Russian).

9. (2003) “Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (v red. ot 21.07.2014) ‘Ob obshhih principah organi-zacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii’”, Sobranie zakonodatel'stva RF, № 40, st. 3822 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 11.03.15 Получена положительная рецензия 14.03.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 14.03.15 Опубликована 30.05.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Ирлицин В. И., Науменко В. И., 2015

www.e-koncept.ru

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.