Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА'

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВЕДОМСТВЕННОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ АКТЫ / DIGITALISATION / DEPARTMENTAL RULEMAKING / FEDERAL EXECUTIVE BODIES / DEPARTMENTAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гвоздецкий Дмитрий Сергеевич, Залоило Максим Викторович

Уровень развития цифровых технологий уже сейчас даёт воз можность создания необходимых условий для перехода нормотворческой работы федеральных органов исполнительной власти на безбумажное взаимодействие. Современные тенденции цифровизации охватывают практически все отрасли экономики, государственное управление и, в частности, ведомственное нормотворчество, которое постепенно меняет бумажную форму на цифровую. В этой связи в статье рассмотрены вопросы современного состояния ведомственного нормотворчества в условиях развития «цифровой экономики». Предлагается авторское определение цифровизации ведомственного нормотворчества. Новизна подхода в статье к изучению проблем цифровизации ведомственного нормотворчества позволила сформулировать выводы по рассматриваемой проблематике, в частности, о проведении правовой и антикоррупционной экспертизы ведомственных актов на основе технологий искусственного интеллекта, необходимости создания единой официальной общероссийской платформы электронного правотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON DIGITALISATION OF THE PROCESS OF DEPARTMENTAL RULE-MAKING

The current level of development of digital technologies allows to create such conditions that will make it possible for federal executive bodies to shift to paperless interaction in the rule-making process. Modern trends of digitalization manifest in almost all sectors of economy and public administration, including departmental rule-making, where we can be witnessing a gradual transition from paper to digital forms. The article reviwes the current state of departmental rulemaking in the context of development of digital economy. The authors give own definition of digitalisation of departmental rulemaking. Having applied the novelty approach to investigating problems of digitalisation in the field of departmental rulemaking, the authors make certain conclusions on issues under examination, in particular, about using artificial intelligence technologies to conduct legal and anti-corruption expertise of departmental acts, and about developing a unified official all-Russia platform for electronic law-making.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА»



1 fMfc^

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА

DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2019.2.2

Гвоздецкий Дмитрий Сергеевич, магистрант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, преподаватель кафедры конституционного и международного права Московского финансово-промышленного университета «Синергия», e-mail: GvozdezkiyD@yandex.ru.

Залоило Максим Викторович, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела теории права и междисциплинарных исследований законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, e-mail: z-lo@mail.ru.

Аннотация. Уровень развития цифровых технологий уже сейчас даёт воз-

можность создания необходимых условий для перехода нормот-ворческой работы федеральных органов исполнительной власти на безбумажное взаимодействие. Современные тенденции циф-ровизации охватывают практически все отрасли экономики, государственное управление и, в частности, ведомственное нормотворчество, которое постепенно меняет бумажную форму на цифровую. В этой связи в статье рассмотрены вопросы современного состояния ведомственного нормотворчества в условиях развития «цифровой экономики». Предлагается авторское определение цифровизации ведомственного нормотворчества. Новизна подхода в статье к изучению проблем цифровизации ведомственного нормотворчества позволила сформулировать выводы по рассматриваемой проблематике, в частности, о проведении правовой и антикоррупционной экспертизы ведомственных актов на основе технологий искусственного интеллекта, необходимости создания единой официальной общероссийской платформы электронного правотворчества.

Ключевые слова: цифровизация; ведомственное нормотворчество; федеральные органы исполнительной власти; ведомственные акты.

«К вопросу о цифровизации ведомственного...»

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 20 февраля 2019 г подчёркивается, что одной из системных задач, которую необходимо решить, является развитие сферы цифровой экономики, в процесс которого вовлекается бизнес и органы власти в качестве пользователей цифровых сервисов 1.

Цифровой прорыв, реализуемый Министерством экономического развития РФ, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, автономной некоммерческой организацией «Россия - страна возможностей», автономной некоммерческой организацией «Цифровая экономика» Е. В. Ковнира, а также рядом крупнейших организаций в области информационных технологий России позволяет формировать новую ре-гуляторную среду и перспективное направление в совершенствовании нор-мотворческих процедур, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти с использованием потенциала цифровых технологий.

Цифровые технологии формируют новую технологическую среду, в которой действует такой социальный феномен, как право. Более того, цифровые технологии начинают диктовать свои условия, к которым необходимо адаптировать правовые институты 2, в том числе и ведомственное нормотворчество.

Нередко разработчики ведомственных актов - федеральные органы исполнительной власти - допускают типовые ошибки, которые содержат противоречивые, а иногда взаимоисключающие положения акта, не соответствуют принципу определённости, нарушают права и законные интересы неопределённого круга лиц. Одним из возможных выходов в сложившейся ситуации будет цифровизация ведомственного нормотворчества на основе использования новейших информационных технологий.

В настоящее время цифровые технологии широко применяются в нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти при подготовке следующих проектов нормативных правовых актов: - проектов нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции, в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (далее - Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации);

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019.

2 Карцхия А. А. Цифровая трансформация права // Мониторинг правоприменения. 2019. № 1 (30). С. 25.

- проектов нормативных правовых актов, подлежащих оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ) в соответствии с пунктом 60 (1) Регламента Правительства РФ, утверждённого постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 и пунктом 3 (1) Правил в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318;

- проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Применение цифровых технологий начинается на этапе планирования нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти - планы подготовки проектов нормативных правовых актов на очередной календарный год, а также информация о внесении в них изменений подлежат размещению на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На этапе подготовки проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти цифровые технологии применяются при создании проекта нормативного правового акта в форме электронного документа (за некоторым исключением); при подписании руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью проекта нормативного правового акта, созданного в форме электронного документа; при визировании проекта нормативного правого акта и подписания заключения, созданных в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и др., при реализации возможности приложения к проекту нормативного правового акта справки в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти, издающего этот акт или реализации возможности визирования нормативного правового акта, созданного в форме электронного документа, руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Также установлены особенности согласования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, предусматрива-

«К вопросу о цифровизации ведомственного...»

ющих мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, заключающиеся в том, что указанные документы подлежат направлению в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на заключение, в котором даётся оценка целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования.

С применением цифровых технологий осуществляется процедура ОРВ (размещение уведомления о подготовке проекта акта, сводного отчёта о проведении ОРВ в отношении проекта акта, заключения Министерства экономического развития РФ об ОРВ осуществляется по решению разработчика на официальном сайте; с использованием программных средств о размещении уведомления извещаются государственные органы и организации; публичное обсуждение проекта акта также проводится на официальном сайте).

При подготовке проектов административных регламентов предусмотрено размещение соответствующих регламентов, а также сведений о государственных функциях и государственных услугах в федеральных государственных информационных системах «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; отдельные административные процедуры (действия) осуществляются в электронной форме. Проект регламента и пояснительная записка к нему размещаются на официальном сайте.

Цифровизация затронула и правила опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: таковые в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www. pravo.gov.ru). При этом Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Вместе с тем, на сегодняшний день единых правовых подходов к цифровизации ведомственного нормотворчества не существует. Информационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем развивается правовое регулирование. В этой связи для развития цифровизации ведомственного нормотворчества необходим комплексный и системный подход, наличие последовательной непротиворечивой правоприменительной практики, создание соответствующих механизмов правового регулирования и применения машиночитаемых норм права.

В настоящее время мы живём в эпоху новых общественных отношений, которые по-новому оформляются в правовые предписания 1. В условиях развития «цифровой экономики» важно, чтобы в систему разработки и оценки ведомственных актов (от экспертизы отдельного проекта акта до правового мониторинга соответствующей отрасли) интегрировались информационные технологии. Основная часть взаимодействия федеральных органов власти в процессе нормотворчества уже сейчас может быть переведена в электронную форму. На текущий момент процессы информатизации в данной сфере, как было продемонстрировано выше, имеют место, однако сводятся к разрозненной деятельности отдельных ведомств, создающих не связанные между собой информационные ресурсы 2.

В этой связи вопрос создания единого портала ведомственных актов является достаточно актуальным. В перспективе он может быть создан на основе существующих государственных баз данных НПА (портал геди-lation.gov.ru, СОЗД ГАС «Законотворчество», портал pravo.gov.ru, портал «Нормативные правовые акты в Российской Федерации»). Цифровое пространство позволит федеральным органам исполнительной власти более эффективно выстраивать нормотворческую работу и существенно минимизирует документооборот 3.

Цифровые технологии в оценке качества ведомственных актов применяются с использованием математического программного обеспечения и других средств автоматизации 4, базирующихся на технологиях формализации и автоматизации правовых процедур с использованием принципов нечёткой математической логики. В этой сфере заложены определённые технологические возможности автоматизации и цифровизации (использование цифровых технологий для получения, обработки, анализа и выдачи конечного результата в виде оценки или прогноза) для прогнозирования качества принимаемых ведомственных актов, выбора оптимальных правовых решений, а также оценки эффективности правового воздействия (регулирования) с анализом и обобщением опросов общественного мнения, заключений экспертов, правоприменительной практики и др. 5 Аналогичные приме-

1 Мацкевич И. М. Интеллектология права. Предварительные итоги математического моделирования закона // Мониторинг правоприменения. 2019. № 1 (30). С. 5.

2 Горбачев С. А., Зудов Ю. В. Совершенствование системы оценки нормативных правовых актов Российской Федерации // Мониторинг правоприменения. 2019. № 1 (30). С. 37.

3 Там же. С. 38.

4 Белов В. М., Зырянова Е. В., Косое Д. Л. Особенности оценки качества нормативных правовых актов. Использование автоматической системы оценки качества нормативных правовых актов // Государство и право. 2017. № 10. С. 105-110.

5 См. в связи с этим: Черногор Н. Н., Залоило М. В. Совершенствование правового регулирования общественного обсуждения проектов нормативных актов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 4. С. 74-92; Черногор Н. Н., Залоило М. В. Экспертиза в правотворчестве: проблемы правового регулирования и вопросы его совершенствования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 3. С. 100-108; Черногор Н. Н., Залои-ло М. В. Правовой мониторинг: инструментальная ценность и векторы развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 3. С. 8-21.

«К вопросу о цифровизации ведомственного... »

ры есть за рубежом: оценка решений Верховного Суда США с использованием технологии искусственного интеллекта Dr. Watson 1.

Цифровизация ведомственного нормотворчества должна стать предметом самого пристального государственного внимания, т. к. существенно повлияет на эффективность процедуры согласования и принятия ведомственных актов. В свое время технические достижения сыграли важную роль в развитии государственного управления с точки зрения техники и технологий, так же произойдёт и с цифровизацией ведомственных актов.

Процесс цифровизации ведомственных актов достаточно сильно станет зависеть от технологии, формата, стандарта, в рамках которых будут создаваться акты.

Отдельного внимания требует решение проблем по стандартизации и унификации информационных технологий, определению подходов к развитию машиночитаемого и машиноисполняемого нормотворчества, формирование условий для создания инструментария эффективного межведомственного согласования и правоприменения 2. В этой связи, А. Вашкевич полагает, что важно разделять процесс нормотворчества и его автоматизацию, с одной стороны, и перевод норм в машиночитаемый вид и автоматизацию их исполнения - с другой. По его словам, над задачей автоматизации процесса нормотворчества уже ведутся работы в министерствах и ведомствах. Важно определить возможность и потенциальные области применения языка юридического программирования, технических и юридических ограничений, требования к языку программирования и программной среде исполнения машиночитаемых норм. Нормы в виде кода, смогут автоматически исполняться в специальной программной среде. При этом они всегда будут одинаково срабатывать при одних и тех же вводных данных, что позволит уменьшить число случаев злоупотребления со стороны государства и других участников правоотношений. Будут заложены основы для кардинального ускорения и удешевления многих юридических процессов 3.

Технологические решения, позволяющие создавать машиночитаемые нормы на русском языке, ещё не появились. Одновременно с этим, процедура перевода норм права в машиночитаемый вид и автоматизации их исполнения универсален и не зависит от конкретных языковых особенностей. В этой связи следует отметить, что в настоящее время существует несколько альтернативных международных разработок формализованных юридических языков, которые могут быть интерпретированы машиной (Language for Legal Discourse, Legal Knowledge Interchange Format и другие).

1 Карцхия А. А. Цифровая трансформация права // Мониторинг правоприменения. 2019. № 1 (30). С. 27.

2 Вашкевич А. Началась работа по автоматизации правоприменения // Симплоер. URL: https:// www.simplawyer.com/amazing/publications/advgazeta-law-enforcement-automation/.

3 Там же.

Прогнозирование развития ведомственного нормотворчества, основанного на цифровых технологиях, а также формирование общих подходов к совершенствованию процедуры управления изменениями в цифровой среде является одним из приоритетных направлений в работе федеральных органов исполнительной власти.

Переход на цифровизацию ведомственного нормотворчества будет позволять отслеживать ход подготовки федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, направленных на реализацию федеральных законов.

В итоге под цифровизацией ведомственного нормотворчества следует понимать обеспечение возможности безбумажного взаимодействия разработчика ведомственного акта с иными участниками нормотворческого процесса подготовки проекта акта в режиме реального времени online, позволяющее отслеживать процесс разработки, согласования и утверждения проекта ведомственного акта.

Необходимо отметить, что при создании соответствующей информационной системы нужно учитывать уже существующий порядок разработки ведомственных актов, предусмотренный в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, положениях приказа Минюста России от 04.05.2007 № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2007 № 9449) 1. При этом необходимо иметь ввиду существующие законодательно закреплённые процедуры контроля за принятием ведомственных актов и их последующей реализацией.

Выводы

I. Цифровизация ведомственного нормотворчества способствует более эффективному межведомственному согласованию, повышению корректности и непротиворечивости ведомственных актов, определении взаимосвязанных актов для последующего внесения в них изменений при разработке новых проектов ведомственных актов. При этом переход нор-мотворческой работы федеральных органов исполнительной власти с бумажной на цифровую форму позволяет более качественно конкретизировать, систематизировать и детализировать законодательство Российской Федерации в ведомственных актах, проверять акты на их избыточность и непротиворечивость.

В свою очередь, для граждан появится возможность реализовывать эффективнее общественный контроль нормотворческого процесса, осу-

1 Приказ Минюста России от 04.05.2007 № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

«К вопросу о цифровизации ведомственного...»

ществляемого федеральными органами исполнительной власти, тем самым подготовка актов станет более прозрачной и предсказуемой.

II. Реализуется возможность автоматической проверки содержащихся в проектах ведомственных актов коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Проведение правовой и антикоррупционной экспертизы ведомственных актов на основе технологий искусственного интеллекта, которые будут сравнивать положения ведомственных актов с запрограмированными в специальной программе правовыми стандартами и логики подготовки актов будет способствовать увеличению результативности в нормотворческой работе федеральных органов исполнительной власти.

При этом противоречия и ошибки законодательства могут выявляться на этапе подготовки или тестирования проекта ведомственного акта.

Толкование ведомственных актов правоприменительными органами будет практически единообразным и не противоречивым.

На основании вышеизложенного, итоговый вывод состоит в необходимости проработать действующее законодательное регулирование в части реализации нормотворческих процедур по подготовке ведомственных актов в условиях развития цифровой экономики в РФ.

III. Целесообразно создание единой официальной общероссийской платформы электронного правотворчества для целей размещения проектов нормативных правовых актов и практики их реализации (с выделением рубрик согласно иерархии источников (форм) права, сфере правового регулирования, уровня организации публичной власти), где будут осуществляться согласование проектируемых актов государственными органами власти; согласовываться экспертные позиции и размещаться экспертные заключения; проходить общественные обсуждения проектов нормативных правовых актов с опубликованием их результатов и сводной таблицы учёта поступивших результатов; отражаться результаты правового мониторинга.

Библиографический список

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019.

2. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

3. Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

4. Белов В. М., Зырянова Е. В., Косое Д. Л. Особенности оценки качества нормативных правовых актов. Использование автоматической системы оценки качества нормативных правовых актов // Государство и право. 2017. № 10. С. 105-110.

5. Вашкевич А. Началась работа по автоматизации правоприменения // Симплоер. URL: https://www.simplawyer.com/amazing/publica-tions/advgazeta-law-enforcement-automation/.

6. Горбачев С. А., Зудов Ю. В. Совершенствование системы оценки нормативных правовых актов Российской Федерации // Мониторинг правоприменения. 2019. № 1 (30).

7. Карцхия А. А. Цифровая трансформация права // Мониторинг правоприменения. 2019. № 1 (30).

8. Мацкевич И. М. Интеллектология права. Предварительные итоги математического моделирования закона // Мониторинг правоприменения. 2019. № 1 (30).

9. Черногор Н. Н., Залоило М. В. Совершенствование правового регулирования общественного обсуждения проектов нормативных актов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 4.

10. Черногор Н. Н., Залоило М. В. Экспертиза в правотворчестве: проблемы правового регулирования и вопросы его совершенствования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 3.

11. Черногор Н. Н., Залоило М. В. Правовой мониторинг: инструментальная ценность и векторы развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.