Научная статья на тему 'LEGAL TECH, КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ВЕДОМСТВЕННОМ НОРМОТВОРЧЕСТВЕ'

LEGAL TECH, КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ВЕДОМСТВЕННОМ НОРМОТВОРЧЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEGAL TECH / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВЕДОМСТВЕННОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / DEPARTMENTAL RULE-MAKING / FEDERAL EXECUTIVE BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гвоздецкий Дмитрий Сергеевич

Рассмотрены тенденции использования Legal Tech в нормотворчестве. Цель. Выявить возможную роль технологий Legal Tech в нормотворчестве федеральных органов исполнительной власти, имеющиеся проблемы и способы их решения. Результатом исследования является предложение использования в программной среде Legal Tech общих принципов применения нормативно-правового регулирования, как на подзаконном уровне, так и на уровне закона. Даются выводы по исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL TECH, AS ONE OF THE PROMISING TRENDS IN DEPARTMENTAL RULE-MAKING

The trends In the use of Legal Tech in rulemaking are examined. Purpose. To identify the possible role of Legal Tech technologies in the rulemaking of federal executive bodies, existing problems and ways to solve them. The result of the study is the proposal to use in the Legal Tech software environment the general principles for the application of legal regulation, both at the by-law level and at the level of the law. Conclusions are given on the issue under study.

Текст научной работы на тему «LEGAL TECH, КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ВЕДОМСТВЕННОМ НОРМОТВОРЧЕСТВЕ»

LEGAL TECH, КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ВЕДОМСТВЕННОМ НОРМОТВОРЧЕСТВЕ

ГВОЗДЕЦКИЙ Дмитрий Сергеевич,

магистрант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП). E-mail: GvozdezkiyD@yandex.ru

Краткая аннотация: Рассмотрены тенденции использования Legal Tech в нормотворчестве. Цель. Выявить возможную роль технологий Legal Tech в нормотворчестве федеральных органов исполнительной власти, имеющиеся проблемы и способы их решения. Результатом исследования является предложение использования в программной среде Legal Tech общих принципов применения нормативно-правового регулирования, как на подзаконном уровне, так и на уровне закона. Даются выводы по исследуемой проблематике.

Abstract: The trends in the use of Legal Tech in rulemaking are examined. Purpose. To identify the possible role of Legal Tech technologies in the rulemaking of federal executive bodies, existing problems and ways to solve them. The result of the study is the proposal to use in the Legal Tech software environment the general principles for the application of legal regulation, both at the by-law level and at the level of the law. Conclusions are given on the issue under study.

Ключевые слова: Legal Tech, искусственный интеллект, ведомственное нормотворчество, федеральные органы исполнительной власти.

Keywords: Legal Tech, artificial intelligence, departmental rulemaking, federal executive bodies.

На сегодняшний день перспективными направлениями в нормотворческой работе федеральных органов исполнительной власти являются новые юридические онлайн-сервисы, разнообразные площадки, в том числе Legal Tech - программы, построенные на технологиях искусственного интеллекта. Наметились тенденции планомерного внедрения процессов автоматизации в нормотворческую работу федеральных органов исполнительной власти, где применение новых технологий в праве, инноваций, прорывных решений, перспектив внедрения технологий искусственного интеллекта в текущую нормотвор-ческую работу правовых структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти позволят осуществлять подготовку, согласование и принятие ведомственных нормативных правовых актов (далее - ведомственные акты) значительно быстрее и качественнее. Запускаются новые юридические онлайн-сервисы, появляются разнообразные площадки, которые способствуют совершенствованию алгоритма предсказания воздействия ведомственного нормативного правового регулирования на общественные отношения.

В настоящее время мы живем в эпоху появления ранее неизвестных общественных отношений, которые по-новому оформляются в правовые предписания [8, с.5]. Для реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» важно, чтобы в систему разработки и оценки ведомственных актов (от экспертизы отдельного проекта акта до правового мониторинга соответствующей отрасли) интегрировались информационные технологии [5, с.165].

Одновременно с этим, Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев призвал не увлекаться нормотворчеством при реализации программы «Цифровая экономика». «Мы не должны обмануть сами себя, когда мы будем три года готовить правовые акты, а никакого движения вперед не будет, - заявил он на заседании правкомиссии по использованию информтехнологий. Нормативные акты важны, но еще важнее - решения и действия, которые мы предпринимаем».

«Не нужно преувеличивать ценность собственно нормотворческой работы», - заключил он. Премьер напомнил, что для развития цифровой экономики в ближайшие годы нужно подготовить 40 нормативных актов [9]. При этом, цифровой трансформацией может признаваться только изменение на основе циф-ровизации содержания государственного управления, приводящее к повышению качества государственного управления/ снижению необоснованного государственного вмешательства, повышению результативности и эффективности государственного управления. При этом меняться могут как отдельные процедуры управления, так и стадии управленческого цикла, государственные функции и их типы [13].

В итоге, совершенствование методического обеспечения нормотворческих процессов в сфере развития информационных технологий и цифровой трансформации позволит качественно улучшить как существующее, так и разрабатываемое правовое регулирование, что будет способствовать процессам цифровизации в государственном управлении и в экономике России [3, с.45-56].

Компьютерные системы и технологии машинного обучения позволяют проработать всю систему законодательства РФ, что с успехом может применяться при моделировании проектов ведомственных актов. При этом важно определить четкий юридический критерий искусственного интеллекта, порядок перевода на компьютерный язык норм права и многозначные юридические термины [7, с.35-41].

Государственная политика, осуществляемая во исполнение нормативных правовых актов и перечней поручений Президента РФ и Правительства РФ, касающихся развития технологий в области искусственного интеллекта, новых технологических и информационных решений в области цифровизации нормативного правового регулирования, повышения эффективности и исключения избыточного правового регулирования определенных общественных отношений, в контексте развития ключевых направлений цифровой экономики оказывает сущест-

Теория и история права и государства; история учений о

праве и государстве

венное влияние на развитие как государственного управления, а также на такой его блок, как ведомственное нормотворчество, в первую очередь осуществляемое федеральными органами исполнительной власти [1, с.28]. Стремительное развитие новых технологий требует соответствующих изменений законодательства, обеспечивающих для них благоприятный правовой режим. Однако цифровизация оказывает влияния и на сам правотворческий процесс, который существенно модернизируется и автоматизируется, что связано с развитием технологий больших данных (BigData), искусственного интеллекта, разворачиванием частного и публичного права в сети, а также со становлением т.н. легалте-ха (legal Tech) [6, с.139-140; 11, с. 136].

Реализация инновационных идей применение технологий legal Tech в нормотворческой работе федеральных органов исполнительной власти обеспечит возможность проведения анализа действующего массива нормативных правовых актов, проведение правовой и антикоррупционной экспертизы, исключит «человеческий фактор» при подготовке ведомственных актов.

Цифровизация ведомственного нормотворчества направлена на обеспечение единообразия в прогнозировании и планировании деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке ведомственных актов [2, с.214-216] в новом цифровом формате. При этом цифровизация нормотворчества - важное направление и логическое продолжение существующих в России тенденций по направлению Legal Tech. Это большой шаг в сторону повышения качества, как законотворческой, так и нормотворческой работы (курсив, авт. Д.С.), быстрого устранения пробелов и противоречий, мониторинга и анализа нововведений. Такие технологии могут помочь системно взглянуть на существующее законодательство и тем самым не плодить новые сущности там, где в этом нет необходимости, и по максимуму использовать потенциал существующего регулирования. Только синергия человеческого интеллекта и компьютерных алгоритмов способна вывести процесс аналитики и принятия решений на новый уровень [10, с.20-36].

Таким образом, цифровизация ведомственного нормотворчества способна в значительной мере минимизировать типичные ошибки, допускаемые федеральными органами исполнительной власти при подготовке ведомственных актов [4, с.87].

Использование в ведомственном нормотворчестве технологий искусственного интеллекта предполагает перевод нормативного правового массива Российской Федерации, а также материалов правоприменительной практики в машиночитаемый вид, что будет способствовать оперативности: правового мониторинга соответствующей отрасли, на основе которого выявляется потребность в регулировании и устранении правотворческих дефектов; прогнозирования и оценки рисков будущего регулирования; непосредственно разработки правотвор-

ческого предложения и текста проекта ведомственного акта; его последующей оценки в рамках правовой, антикоррцупционной, лингвистической, иной экспертизы, оценки регулирующего и фактического воздействия [5, с.169].

Разработка сложных технологических решений для комплексного анализа проектируемого ведомственного акта, применяя искусственный интеллект и алгоритмы машинного обучения, повышает эффективность работы правовых структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти. При этом автоматизировать стоит: ручной ввод данных, проверку документов и т.д. [12].

В целом инновационные направления развиваются в сфере юридических технологий под эгидой государства [12]. Одновременно с этим возможное использование технологий legal Tech в нормотворческой работе на сегодняшний день имеет ряд правовых и технологических проблем. Среди которых можно выделить:

1) Наличие неточностей и ошибок, содержащихся на юридических онлайн-сервисах из-за конвертации и перехода от бумажного вида к электронному, что напрямую влияет на точность информации, содержащейся в программной среде. Вышеуказанное означает, что законы и особенно ведомственные акты с использованием технологий искусственного интеллекта будут подготавливаться не достаточно качественно, что может привести к содержанию многочисленных неопределенностей в законодательстве РФ. Поэтому важное значение при подготовке ведомственных актов с использованием технологий искусственного интеллекта имеет точная конвертация перехода от бумажного вида к электронному, а также понимание тонкостей отраслевого законодательства РФ, как правовыми структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, так и технологиями искусственного интеллекта, что не реализуемо в ближайшем будущем;

2) Представляется затруднительным осуществлять анализ нормативных правовых актов с использованием технологий искусственного интеллекта в автоматическом режиме. При этом как нет четкого понимания единого формата нормативных правовых актов в электронном виде для обеспечения их хранения в программной среде, так и нет официально утвержденной унифицированной формы автоматизации процессов подготовки проектов актов.

Решение вышеизложенных проблем потребует дальнейшее совершенствование юридического программного обеспечения, внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ, подготовки новых проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, ведомственных актов федеральных органов исполнительной власти, а также проведение семинар-совещаний между федеральными органами исполнительной власти, экспертным и научным сообществом. При

этом данный вариант решения проблемы является только теоретическим предложением.

Вышеизложенное позволило сформулировать следующие выводы.

I. Реализация и воплощение в реальную нормотвор-ческую работу технологий legal Tech, которые основаны на сложных технологических решениях, применяя технологии машинного обучения, в ближайшем будущем позволят эффективнее обеспечить возможность проведения анализа и пересмотра действующих нормативных правовых актов для осуществления инкорпорации ведомственных актов, а также исключить из нормативного массива дублирующие нормы и наличие избыточного правового регулирования в действующем законодательстве РФ.

Также внедрение инновационных технологий в нор-мотворческую работу позволит системно оценить существующее законодательство РФ, а также будет способствовать эффективной унифицированной подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов ведомственных актов.

Кроме того, возможное осуществление нормотворчества в программной среде legal Tech в будущем также мо-Библиография:

жет стать актуальной при анализе большого объема законов и ведомственных актов на предмет целесообразности подготовки федеральными органами исполнительной власти новых проектов актов.

II. Представляется возможным для эффективной подготовки, согласования и принятие ведомственных актов разработать на базе квантовых технологий отказоустойчивое программное обеспечение, на базе которого будет функционировать искусственный интеллект, использующий общие принципы осуществления нормативно-правового регулирования, как на подзаконном уровне, так и на уровне закона. При этом наиболее значимые нормы в той или иной сфере общественных отношений должны содержаться на уровне закона. В свою очередь установление обязательных конкретизирующих требований, правил, положений и т.д. в ведомственных актах возможно когда их закрепление в закон нецелесообразно.

Итоговый вывод состоит в том, что подготовка ведомственных актов должна соответствовать современному уровню технологического развития и возможное внедрение технологий Legal Tech в нормотворчество - это только часть тенденций в наступающей цифровой эпохе.

1) Гвоздецкий Д.С., Залоило М.В. Цифровизация ведомственного нормотворчества как фактор опережающего развития //Право и государство: теория и практика, № 9 (177), 2019, С. 28;

2) Гвоздецкий Д.С., Залоило М.В. Ведомственное нормотворчество федеральных органов исполнительной власти: проблемы и пути решения //Российское и международное право: общее и особенное: Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора Ф.М. Рудинского, 17 апреля 2019 г. / под общ. ред. В.В. Строева, Д.А. Пашенцева. М., 2019. С. 214-216;

3) Ефремов А.А. Оценка воздействия правового регулирования на развитие информационных технологий: механизмы и методика // Закон. 2018. № 3. С. 45-56;

4) Залоило М.В., Гвоздецкий Д.С. Цифровизация ведомственного нормотворчества: тенденции и перспективы. Трансформация правовой реальности в цифровую эпоху : сборник научных трудов / под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило. - Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2019, С.87;

5) Залоило М.В., Гвоздецкий Д.С. Влияние цифровых технологий на язык права в ведомственном нормотворческом процессе Язык правотворчества в условиях цифровизации общественных отношений : сборник научных трудов /под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило. - Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2019, С. 165, 169;

6) Залоило М.В. Некоторые вопросы цифровизации процедур оценки проектов нормативных правовых актов //Российское государствоведение, № 4, 2018,

С. 139-140;

7) Иванов А.А. О глубине машинизации права // Закон. 2018. № 5. С. 35-41;

8) Мацкевич И.М. Интеллектология права. Предварительные итоги математического моделирования закона // Мониторинг правоприменения. 2019. № 1(30). С. 5;

9) Медведев призвал не преувеличивать значения нормотворчества при цифровизации экономики URL: http://www.siblegal.ru/ articles/blokcheyn/medvedev-prizval-ne-preuvelichivat-znacheniya-normotvorchestva-pri-tsifrovizatsü-ekonomiki/(дата обращения: 18.11.2019).

10) Кондрашов И., Иванов А., Цшайге Х., Пронин А., Серго А., Гаштайер Т., Вашкевич А., Квитко Р., Нестеренко А., Савельев А., Переверзев С., Калятин В., Будылин С. LegalTech и юристы будущего // Закон. 2017. № 11. С. 20 - 36;

11) Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. Экспертно-аналитический доклад. М.: Центр стратегических разработок, 2017. 136 с.

12) Legal Tech конференция Право.ги «Будущее уже здесь. Технологии в юридическом бизнесе» [Электронный ресурс] URL: https://blog.pravo.tech/conference_pravo/(дата обращения: 18.11.2019).

13) Цифровое будущее государственного управления по результатам URL: rezultatam.html (дата обращения: 18.11.2019)

http://d-russia.ru/tsifrovoe-budushhee-gosudarstvennogo-upravleniya-po-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.