Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ КАЧЕСТВУ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ КАЧЕСТВУ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ведомственное нормотворчество / технологии искусственного интеллекта / федеральные органы исполнительной власти / departmental rulemaking / artificial intelligence technologies / federal executive authorities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

Разработка и внедрение в текущую нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти технологий искусственного интеллекта в настоящее время находятся на завершающей стадии. Тем не менее остаются не решенными вопросы, связанные с применением данных технологий в текущей деятельности ведомств. Даются выводы по исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AS A TOOL TO IMPROVE THE QUALITY OF RULEMAKING BY GOVERNMENT AUTHORITIES

Development and application of artificial intelligence technologies in the ongoing rulemaking activities of federal executive authorities are at their final stage. However, certain issues related to the application of such technologies in the ongoing activities of the government authorities still remain unresolved. This article provides conclusions regarding the studied problems.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ КАЧЕСТВУ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-41-43

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ КАЧЕСТВУ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА

Дмитрий Сергеевич ГВОЗДЕЦКИЙ,

преподаватель Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail: GvozdezkiyD@yandex.ru

Аннотация. Разработка и внедрение в текущую нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти технологий искусственного интеллекта в настоящее время находятся на завершающей стадии. Тем не менее остаются не решенными вопросы, связанные с применением данных технологий в текущей деятельности ведомств. Даются выводы по исследуемой проблематике.

Ключевые слова: ведомственное нормотворчество; технологии искусственного интеллекта; федеральные органы исполнительной власти.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AS A TOOL TO IMPROVE THE QUALITY OF RULEMAKING BY GOVERNMENT AUTHORITIES

Dmitry Sergeevich GVOZDETSKY,

Lecturer at the Institute of Public Administration and Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

E-mail: GvozdezkiyD@yandex.ru

Abstract. Development and application of artificial intelligence technologies in the ongoing rulemaking activities of federal executive authorities are at their final stage. However, certain issues related to the application of such technologies in the ongoing activities of the government authorities still remain unresolved. This article provides conclusions regarding the studied problems.

Key words: departmental rulemaking; artificial intelligence technologies; federal executive authorities.

Проблемы, связанные с цифровизацией правовой сферы, на сегодняшний день стали отдельным направлением исследования1, в котором цифровизация ведомственного нормотворчества привлекает к себе научный и практический интерес не столько в плане раскрытия самой природы цифровизации нормотворчества, сколько в аспекте поиска тех преимуществ, которые несет с собой это бурно развивающееся междисциплинарное (экономическое, социальное, правовое и пр.) явление2.

Изменения, которые происходят в правовой системе России под влиянием процессов цифро-визации, не остались незамеченными российскими и зарубежными учеными. Ряд ученых полагают, что в результате воздействия четвертой промышленной революции юридическая наука и право, в частности, поменяют свой образ, изменятся регулятивная роль, границы и пределы действия права3, текущие изменения не обойдут стороной и нормотворческую деятельность, которая под воздействием новой реальности впол-

не может поменять ряд своих ключевых параметров4. В связи с этим, как полагает К.Ф. Иса-бекова, для цифровизации нормотворчества нейронная сеть подходит больше всего, так как она обучаема, как результат, принимаемые нормативные акты станут более стабильными и практически выверенными5.

Цифровая трансформация ведомственного нормотворчества предопределена объективными факторами, связанными с переходом Российской Федерации к цифровой экономике, развитием качественно новых общественных отношений, нуждающихся в создании механизма их правового регулирования6. Предполагается, что цифрови-зация ведомственного нормотворчества на основе использования системы искусственного интеллекта в некоторой степени позволит возложить на последний некоторые функции правовых служб федеральных органов исполнительной власти по подготовке ведомственных актов7.

Одновременно с этим имеют место быть нерешенные проблемы, касающиеся перехода ведомств на безбумажное взаимодействие, где важная роль будет отведена технологиям искусственного интеллекта. В частности, представляется проблематичным разработать программу, в которой необходимо будет предусмотреть все тонкости отраслевого законодательства, а также включить в программную среду встречающиеся неточности и ошибки, допускаемые федеральными органами исполнительной власти для их анализа искусственным интеллектом в процессе подготовки ведомственных актов8.

Необходимо отметить, что бумажный документооборот существенно усложняет и замедляет нормотворческий цикл. Предпосылками для оптимизации нормотворческой деятельности может быть ее цифровизация, которая на уровне пилотного проекта уже внедряется в работу некоторых федеральных органов исполнительной власти. При этом оптимизация как процесс направлена на выбор наилучшего варианта из всех возможных и приведение ее к состоянию наибольшей эффективности9.

Цифровая трансформация призвана качественно изменить содержание нормотворчества федеральных органов исполнительной власти, в том числе отдельные его стадии и процедуры. Поэтому заниматься работой по цифровой трансформации нормотворчества должен не отдельно взятый департамент или конкретное ведомство, а все уровни государственной власти, научно-исследовательские институты, профильные компании и профессиональное сообщество.

Внедрение инновационных решений в нормативно-правовое регулирование ведомств позволит в некоторой степени повысить качество подготавливаемых ими законодательных и ведомственных актов, минимизировав типовые ошибки, допускаемые ведомствами, а также позволит проанализировать недостатки в стадиях нор-мотворческого процесса и сформировать конкретный механизм по его оптимизации.

Цифровая трансформация нормотворчества даст возможность ведомствам совершенно по-новому планировать результаты своей деятельности. В этом смысле цифровая трансформация становится драйвером, механизмом развития цифровизации нормотворческой деятельности, где искусственный интеллект предназначен для выполнения тех задач, которые могут быть решены без участия кадровых специалистов профильных структурных подразделений ведомства.

Применение в ближайшем будущем технологий искусственного интеллекта в нормотвор-ческом цикле позволит минимизировать фактор правовой неопределенности, что приведет к трансформации «человеческого права» в машинный алгоритм, вполне допускающий математическую точность и логику10. В связи с этим на сегодняшний день для сектора государственного управления своевременны и актуальны поэтапный переход на цифровой формат нормотворчес-кой деятельности, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, внедрение в нее программ, функционирующих в том числе на технологиях искусственного интеллекта, что повышает эффективность и качество подготавливаемых актов, отражаясь на всей правовой системе, задавая общий вектор ее поступательного развития.

Технологии искусственного интеллекта позволят формировать такой контент, который в большинстве случаев отменит юридическую рутину и позволит быстро и точно принимать решения11. При этом полезно будет учесть весь массив накопленных замечаний к апробации существующих технологий искусственного интеллекта.

В свою очередь, с развитием современных информационных технологий разработка сложных технологических решений для комплексного анализа проектируемого ведомственного акта, применение искусственного интеллекта, алгоритмов машинного обучения потребуют изменение подходов в нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также внесение изменений в отдельные законода-

42

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 3

тельные акты Российской Федерации, подготовку новых источников права и разработку нового понятийного аппарата, позволяющего единообразно толковать и применять на практике разрабатываемые технологии в нормотворчестве.

Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Технологии искусственного интеллекта в ближайшем будущем должны находиться на службе права и быть гибким инструментом в достижении процедурного законодательства. Цифровизация ведомственного нормотворчества должна стать предметом самого пристального государственного внимания, так как существенно повлияет на эффективность процедуры подготовки, согласования и принятия ведомственных актов.

2. После доведения технологий искусственного интеллекта до своего логического завершения и проверки их на практике процесс принятия, согласования и вступления в силу ведомственных актов заметно ускорится, что позволит сэкономить как время на их подготовку, так и финансовые средства.

1 Дорская АА. Проблема цифровизации правовой сферы: основные направления исследований // Трансформация правовой реальности в цифровую эпоху: сб. науч. тр. / под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Зало-ило. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2019. С. 18.

2 Залоило М.В., Гвоздецкий Д.С. Цифровизация ведомственного нормотворчества: тенденции и перспективы // Трансформация правовой реальности в цифро-

вую эпоху: сб. науч. тр. / под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2019. С. 83.

3 Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 15.

4 См.: Пашенцев ДА., Залоило М.В., Иванюк O.A., Головина A.A. Цифровизация правотворчества: поиск новых решений. М., 2019. С. 9.

5 См.: Исабекова К.Ф. Цифровизация в нормотворчестве: задачи и ожидаемые результаты / / Вестник Института законодательства РК. 2018. № 3 (52). С. 172, 173.

6 См.: Система права и система законодательства: современное состояние и перспективы развития в цифровую эпоху: монография / под науч. ред. А.В. Кор-нева. М.: Проспект, 2019. С. 132.

7 См.: Гвоздецкий Д.С., Залоило М.В. Цифровизация ведомственного нормотворчества как фактор опережающего воздействия // Право и государство: теория и практика. 2019. № 9 (177) С. 29.

8 См.: Гвоздецкий Д.С. Цифровизация ведомственного нормотворчества: теоретический аспект // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4 (58). С. 22.

9 См.: Лапаев П.В., Торопов БА. Возможности оптимизации нормотворчества в органах внутренних дел на основе тезаурусного подхода / / Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41).

10 См.: Вашкевич А.М. Автоматизация права: право как электричество. М.: Симплоер, 2019.

11 См.: Харитонова Ю.С., Савина В.С. Технология искусственного интеллекта и право: вызовы современности / / Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. № 3. С. 524—549.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.