Научная статья на тему 'Некоторые аспекты систематизации законодательных и ведомственных актов в условиях развития технологий искусственного интеллекта'

Некоторые аспекты систематизации законодательных и ведомственных актов в условиях развития технологий искусственного интеллекта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ВЕДОМСТВЕННЫЕ АКТЫ / DIGITALIZATION / ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES / LEGISLATIVE AND DEPARTMENTAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гвоздецкий Дмитрий Сергеевич

В статье рассмотрены некоторые вопросы возможного использования технологий искусственного интеллекта в законотворческой и нормотворческой работе государственных органов. Отмечается, что государственные органы наряду с устоявшейся практикой подготовки законодательных и ведомственных актов по возможности будут использовать программы, построенные на технологиях искусственного интеллекта, которые в некоторой степени позволят упростить правотворческую работу. Даются выводы по исследуемой проблематике.The article discusses some issues of the possible use of artificial intelligence technologies in legislative and normative work of state bodies. It is noted that government agencies, along with the established practice of preparing legislative and departmental acts, will probably use programs built on artificial intelligence technologies that will, to some extent, simplify law-making work. Conclusions are drawn on the topic under study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты систематизации законодательных и ведомственных актов в условиях развития технологий искусственного интеллекта»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10056

Некоторые аспекты систематизации законодательных и ведомственных актов в условиях развития технологий искусственного интеллекта

Some Aspects of the Systematization of Legislative and Departmental Acts in the Conditions of the Development of Artificial Intelligence Technologies

Дмитрий Сергеевич ГВОЗДЕЦКИЙ,

преподаватель Высшей школы правоведения Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, советник юстиции 3 класса, магистрант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

E-mail: GvozdezkiyD@yandex.ru

Научный руководитель: В.Б. Евдокимов, доктор юридических наук, профессор, главный научный

сотрудник отдела конституционного права ИЗиСП при Правительстве РФ

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые вопросы возможного использования технологий искусственного интеллекта в законотворческой и нор-мотворческой работе государственных органов. Отмечается, что государственные органы наряду с устоявшейся практикой подготовки законодательных и ведомственных актов по возможности будут использовать программы, построенные на технологиях искусственного интеллекта, которые в некоторой степени позволят упростить правотворческую работу. Даются выводы по исследуемой проблематике.

Ключевые слова: цифровизация; технологии искусственного интеллекта; законодательные и ведомственные акты

Abstract. The article discusses some issues of the possible use of artificial intelligence technologies in legislative and normative work of state bodies. It is noted that government agencies, along with the established practice of preparing legislative and departmental acts, will probably use programs built on artificial intelligence technologies that will, to some extent, simplify law-making work. Conclusions are drawn on the topic under study.

Keywords: digitalization; artificial intelligence technologies; legislative and departmental acts

Проводимые в настоящее время правовые реформы, в том числе рассмотрение палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта новой Конституции РФ, предполагают совершенствование правотворческой практики, повышение качественного уровня разрабатываемых законопроектов и ведомственных актов, конкретизирующих отдельные положения законодательных актов1, что является необходимым условием эффективности реа-

лизации правовых норм в правоприменительной практике. В указанных процессах цифровизация законотворчества и ведомственного нормотворчества несет в себе задачу приведения к общей форме и систематизации действующих нормативных правовых актов, что способствует формированию единой правовой системы в условиях реализации в России национальной программы «Цифровая экономика РФ»2. Тем самым современные цифровые технологии, в том числе тех-

нологии искусственного интеллекта, позволят систематизировать и оптимизировать действующую обширную систему источников права.

Наряду с этим использование технологий искусственного интеллекта правовыми структурными подразделениями государственных органов потребует внесение изменений в федеральные отраслевые законы и иные источники права в тех случаях, когда новая структура нормативного регулирования будет целесообразна в условиях становления и перехода языка права на язык «цифры»3. Данные новации способны существенно упростить российскую законодательную систему, устранить противоречивость нормативных актов и повысить в некоторой степени уровень эффективности российского законодательства. В этой связи необходимо обратить внимание, что в ближайшем будущем государственные органы в своей повседневной законотворческой и нормотворческой работе возможно будут использовать такие программные решения, как Legal Tech и иные программы, построенные на технологиях искусственного интеллекта. Поэтому требуется сформировать основные принципы и направления цифровизации правотворческой деятельности, определить пределы и возможности ее внедрения в правотворческий процесс4.

Использование возможностей технологий искусственного интеллекта в законотворческой и нормотворческой работе, который по сути будет самообучаем, позволит проводить правовую и антикоррупционную экспертизу законопроектов и проектов ведомственных актов значительно быстрее, чем штатные сотрудники правовых структурных подразделений государственных органов. Искусственный интеллект уже способен решать стандартизированные юридические задачи, производить обработку и анализ документов, сокращая рабочие места дипломированных специалистов5. Поэтому потребуется оставить минимальное количество юристов, которые будут только перепроверять работу искусственного интеллекта.

Наряду с этим цифровизация законотворчества и ведомственного нормотворчества на сегодняшний день нереализуема в связи с отсутствием законодательного регулирования и проверенных на практике программ, построенных на технологиях искусственного интеллекта. В настоящее время данные технологии совершенствуются, что в будущем позволит исключить «человеческий фактор» и в некоторой степени оптимизировать процедуру подготовки законодательных и ведомственных актов.

Возможная цифровая трансформация законотворческой и нормотворческой работы обсуждается в рамках рабочих групп, конференций и совещаний с учетом специфики и тонкостей разнообразных отраслей законодательства в каждой сфере правового регулирования. При этом ключевое значение отводится пределам использования технологий искусственного интеллекта в указанных процессах.

Переход законотворческой и нормотворчес-кой работы на цифровой формат потребует приобретение необходимых компетенций, практики государственного управления и проработки правильной цифровой стратегии, а также использование для начала в некоторых государственных органов пилотного проекта «Подготовка законодательных и ведомственных актов с использованием технологий искусственного интеллекта».

В свою очередь, по итогам реализации указанного возможного проекта следует проанализировать эффективность данной работы и в случае получения положительных практических результатов и кратного повышения параметров эффективности целесообразно будет внедрить рассматриваемую технологию в законотворческую и нормотворческую работу для всех государственных органов.

Поэтапная цифровизация и возможность использования потенциала применения технологий искусственного интеллекта в законотворческой и нормотворческой работе станут одним из элементов архитектуры цифрового государственного управления будущего, что является одним из необходимых условий повышения качества правового регулирования, экономии финансовых ресурсов, оптимизации штатной численности правовых структурных подразделений государственных органов и времени на подготовку новых источников права, включая законодательные и ведомственные акты. Тем самым посредством технологий искусственного интеллекта в правотворческой практике в ближайшем будущем будет использоваться интеллектуализиро-ванное решение, направленное на создание основы для систематизации и развития процедурного законодательства в Российской Федерации. Данная новация позволит достигнуть наилучшие результаты при минимальном использовании государственных средств.

Кроме того, технологии искусственного интеллекта способны обрабатывать значительные объемы информации, которые затруднительно анализировать традиционными способами. Безусловно, указанные технологии следует рассматривать исключительно как помощника для го-

26

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 2

сударственного служащего, основную работу должны выполнять кадровые специалисты, так как всегда существуют субъективные факторы и свои тонкости в законодательстве РФ, которые программа не сможет правильно сгенерировать, представить проработанный, обоснованный готовый проект ведомственного или законодательного акта.

Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы.

1. В ближайшем будущем технологиям искусственного интеллекта в правотворческой работе государственных органов будет отведена исключительно роль помощника в связи с тем, что проектируемый алгоритм программного решения искусственного интеллекта будет основан только на анализе и некотором синтезе обрабатываемой информации и практики разработки законодательных и ведомственных актов. При этом правотворческий потенциал искусственного интеллекта в правотворческой работе без участия в ней кадровых специалистов достаточно низок, так как программа пока еще не может правильно применять устоявшиеся требования юридической техники и языка права к проектируемому акту. Наряду с этим технологии искусственного интеллекта позволят значительно сэкономить финансовые ресурсы и оптимизировать время на подготовку законодательных и ведомственных актов.

Эффективность использования данных технологий в правотворческой работе государственных органов во многом будет предопределяться наличием необходимых компетенций и цифровой грамотности кадровых сотрудников государственных органов.

2. Необходима концептуальная разработка подготовки законодательных и ведомственных

актов с использованием программ, построенных на технологиях искусственного интеллекта. В этой связи следует предусмотреть на уровне федерального закона процедуру подготовки законодательных актов с использованием технологий искусственного интеллекта и по аналогии в отношении ведомственных актов возможно также закрепить указанную процедуру в соответствующем нормативном акте Правительства РФ. Поэтому возможное внедрение перспективных технологических инноваций в правотворческую работу государственных органов потребует внесение существенных изменений в законодательство, регулирующее подготовку законодательных и ведомственных актов.

1 См.: Гвоздецкий Д.С., Залоило М.В. Ведомственное нормотворчество федеральных органов исполнительной власти: проблемы и пути решения // Российское и международное право: общее и особенное: материалы Всерос. науч.-практ. конф. пам. проф. Ф.М. Ру-динского, 17 апреля 2019 г. / под общ. ред. В.В. Строева, Д.А. Пашенцева. М., 2019. С. 214—217.

2 См.: Гвоздецкий Д.С. Цифровизация ведомственного нормотворчества: теоретический аспект // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4 (58). С. 23.

3 Там же. С. 23.

4 См.: Арнаутова А.А. Цифровизация правотворческой деятельности // Век качества: электрон. науч. журнал. 2019. № 2. С. 40.

5 См.: Жилкин В.А. Искусственный интеллект и цифровые технологии в юридической деятельности в цифровой реальности (на примере Финляндии) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 5. С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.