УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10002
Ведомственное нормотворчество как один из инструментов права, способствующих модернизации российской экономики
Administrative Rule-Making as One of the Tools of Law That Contribute to the Modernization of the Russian Economy
Дмитрий Сергеевич ГВОЗДЕЦКИЙ,
магистрант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: В.Б. Евдокимов, доктор юридических наук, профессор, главный научный
сотрудник отдела конституционного права ИЗиСП при Правительстве РФ
Аннотация. В статье отмечается, что ведомственное нормотворчество выступает одним из инструментов права, направленного на регулирование экономических отношений. Поясняется, что без эффективной процедуры подготовки ведомственных актов неизбежны ошибки в правоприменительной практике и принятии неэффективных решений, что отражается на развитии правовой системы и российской экономики в целом. Даются выводы по исследуемой проблематике.
Ключевые слова: ведомственное нормотворчество; право; федеральные органы исполнительной власти; российская экономика
Abstract. The article notes that departmental rule-making is one of the instruments of law aimed at regulating economic relations. It is explained that without an effective procedure of preparing departmental acts, mistakes in law enforcement practice and adoption of ineffective decisions are inevitable, which affects the development of the legal system and the Russian economy as a whole. Conclusions are given on the problems concerned.
Keywords: departmental rulemaking; law; federal executive bodies; Russian economy
Современные тенденции развития российской экономики, ее модернизация напрямую связаны с «прозрачным» законодательством РФ, где ключевую роль играет ведомственное нормотворчество, направленное на правовую регламентацию и установление единого порядка осуществления экономической деятельности на территории Российской Федерации. В свою очередь развитие современных технологий, неизбежная трансформация фундаментальных основ права в условиях циф-ровизации и информатизации общества1 ведут к цифровизации права, регулирующего многочисленные сферы общественных правоотношений2, что требует новых подходов к системе правового регулирования3 и подготовке ведомственных нормативных правовых актов (далее — ведомствен-
ные акты) федеральных органов исполнительной власти.
На сегодняшний день перспективными направлениями в нормотворческой работе федеральных органов исполнительной власти являются новые юридические онлайн-сервисы, разнообразные площадки. Наметились тенденции планомерного внедрения процессов автоматизации в нор-мотворческую работу федеральных органов исполнительной власти, где применение новых технологий в праве, инноваций, прорывных решений, перспектив внедрения технологий искусственного интеллекта в текущую нормотворческую работу правовых структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти позволят осуществлять подготовку, согласование и принятие ведомственных актов значительно
быстрее и качественнее. Запускаются новые юридические онлайн-сервисы, появляются разнообразные площадки, которые способствуют совершенствованию алгоритма предсказания воздействия ведомственного нормативного правового регулирования на общественные отношения. Данные новации, имеющие место быть в российской экономике и государственном управлении, оказывают влияние на разработку новых подходов в подготовке ведомственных актов с использованием технологий искусственного интеллекта, что требует принятия новых законодательных инициатив и нормотворческих решений на ближайшую и долгосрочную перспективу. Данные инициативы должны нести характер опережающего развития в подготовке новых ведомственных актов, отвечающих новым жизненным реалиям.
Внедрение в жизнь цифровых технологий существенно влияет на изменение структуры экономической деятельности4. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме в 2017 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин большое внимание уделил вопросам цифровой экономики. Он отметил, что цифровая экономика — это не отдельная отрасль, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели как в бизнесе, так и в государственном управлении и в социальной сфере. Цифровая экономика, подчеркнул Президент России, задает новую парадигму развития государства и всего общества5 и требуют нового, эффективного правового регулирования в том числе на законодательном уровне6.
На модернизацию российской экономики оказывает влияние ряд внешних факторов, среди которых можно выделить, прежде всего, государственное регулирование текущих экономических процессов и программ долгосрочного развития, утвержденных соответствующими ведомственными актами и нормативными правовыми актами более высокой юридической силы. Поэтому с учетом необходимости снижения негативного воздействия теневого сектора на функционирование экономики разработан комплекс мер, предусматривающий возможность повышения эффективности борьбы с коррупцией, специфическими видами взяток — «откатами» и т.д. Обоснована необходимость разработки основных направлений противодействия теневой экономике в рамках обеспечения экономической устойчивости и безопасности, повышения конкурентоспособности посредством рационального сочетания регулирующих и рыночных воздействий на развитие хозяйственного комплек-
са, а также концептуальных основ государственного противодействия теневой экономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в России в рамках конкурентной экономической модели7.
Вместе с тем ведомственное нормотворчество как один из инструментов права, направленного на модернизацию российской экономики, тем не менее, не обеспечивает эффективного решения проблем с наличием высокого уровня коррупции и бюрократизма. Поэтому проблемы повышения эффективности ведомственного нормотворчества, направленного на правовое регулирование модернизации российской экономики, требуют новых законодательных инициатив. Данная необходимость обусловливает поиск новых, более оптимальных способов организующего влияния ведомственного нормотворчества на правомерное поведение субъектов права.
Наряду с этим необходимо обратить внимание, что цифровой прорыв, реализуемый Министерством экономического развития РФ, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, автономной некоммерческой организацией «Россия — страна возможностей», автономной некоммерческой организацией «Цифровая экономика» Е.В. Ковнира, а также рядом крупнейших организаций в области информационных технологий России позволяет формировать новую регуляторную среду и перспективное направление в совершенствовании нормотворческих процедур, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти с использованием потенциала применения цифровых технологий8.
Цифровизация ведомственного нормотворчества способствует более эффективному межведомственному согласованию, повышению корректности и непротиворечивости ведомственных актов, определению взаимосвязанных актов для последующего внесения в них изменений при разработке новых проектов ведомственных актов. При этом переход нормотворческой работы федеральных органов исполнительной власти с бумажной на цифровую форму позволяет более качественно конкретизировать, систематизировать и детализировать законодательство Российской Федерации в ведомственных актах, проверять акты на их избыточность и непротиворе-чивость9.
Оптимизация нормотворческой работы федеральных органов исполнительной власти посредством ее цифровизации будет способствовать системному правовому регулированию общественных отношений. При этом не будет допущено
20
Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 1
дублирование аналогичных нормативных положений в разных ведомственных актах, что отвечает всем требованиям правовой определенности и исключает возможную несогласованность положений ведомственных актов по конкретному предмету правового регулирования.
Изложенное позволило сформулировать следующие выводы.
1. Формирование принципиально нового представления о нормотворчестве федеральных органов исполнительной власти под влиянием принятой национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» оказывает существенное влияние на всю российскую правовую систему, сферы народного хозяйства и государственное управление в РФ. Цифровые технологии пронизывают самые разнообразные
сегменты экономики, формируются новые подходы в подготовке ведомственных актов, направленные на детализацию положений действующих законов и практическое совершенствование механизма правореализации. Ведомственные акты являются одним из правовых средств, с помощью которых осуществляется нормативно-правовое регулирование экономических правоотношений.
2. Для современной российской экономики важны принципиально новые законодательные и нормотворческие решения, направленные на развитие правовой системы и дальнейшую модернизацию российской экономики в условиях развития цифровизации государственного управления, бизнес-структур, банковского сектора и иных сфер.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.
ISBN 978-5-238-03162-0
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД. Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.