УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10006
ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА
На примере Минэкономразвития России
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Аннотация. В настоящее время в России на цифровую трансформацию нормотворческой работы федеральных органов исполнительной власти направлен один из федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика». В статье рассмотрены тенденции развития нормотворческой работы Минэкономразвития России, определены общие перспективы развития в этом направлении. Отмечается, что цифровизация ведомственного нормотворчества позволит повысить качество подготовки ведомственных нормативных правовых актов как в Минэкономразвития России, так и в других федеральных органах исполнительной власти. Новизна подхода к изучению проблем цифровизации ведомственного нормотворчества позволила сформулировать выводы по исследуемой проблематике.
Ключевые слова: цифровизации ведомственного нормотворчества, Минэкономразвития России, технологии искусственного интеллекта, ведомственные акты.
Annotation. At the present moment the digital transformation of rulemaking process of the federal executive bodies in Russia is the subject matter of one of the federal projects of the national program's «Digital Economy». This article reviews trends of development of rulemaking activities of the Russian Ministry of economic development and trade and determines prospects of development in that area in general. Further, a conclusion was made that digitalization of departmental rulemaking will contribute to improvement of quality of departmental regulations made by the Russian Ministry of economic development and trade and by other federal government authorities. The originality of the research approach to the problem of digitalization of departmental rulemaking process made it possible to draw conclusions and to make some proposals within the subject matter of the research.
Keywords: digitalization of departmental rulemaking, Russian Ministry of economic development and trade, artificial intelligence technologies, departmental regulations.
Тенденции применения технологий искусственного интеллекта в нормотворческой работе федеральных органов исполнительной власти приводят к изменению подходов в подготовке правовыми структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти ведомственных нормативных правовых актов (далее — ведомственные акты).
Дмитрий Сергеевич ГВОЗДЕЦКИЙ, магистрант ФГНИУ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации E-mail: GvozdezkiyD@yandex.ru
С 2017 г. Минэкономразвития России обсуждает цифровизацию нормотворчества, разрабатывает платформу по работе с документами в режиме онлайн. Целью новой платформы в Министерстве видят переход чиновников к совместному принятию решений в режиме онлайн1.
Одновременно с этим Департамент правовых основ цифровой экономики Минэкономразвития России обеспечивает исполнение возложен-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020
ной на Министерство функции федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»2.
Ключевая задача федерального проекта — построение системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе, в каждой сфере общественных отношений.
В связи с этим перспективными направлениями повышения эффективности нормотворчес-кой работы Минэкономразвития России является применение технологий искусственного интеллекта в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых решений.
Под влиянием ряда федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика» со временем будет изменяться и язык права в нормотворческой работе Минэкономразвития и других федеральных органов исполнительной власти.
Соблюдение правил юридической техники, языка права является одним из важных требований к переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажное взаимодействие. Более того, исполнение указанных требований является залогом эффективной, прозрачной нормотворческой работы федеральных органов исполнительной власти, позволяющей оперативно в короткие сроки осуществлять нормативно-правовое регулирование и принятие проработанных ведомственных актов.
Как отмечает М.Г. Хаустова, в настоящее время имеют место тенденция универсализации и унификации права, расширение и углубление правового регулирования, под воздействием глобализации изменяется содержание права, цели, задачи, назначения и источники (формы) права3.
Одновременно с этим Т.Я. Хабриева полагает, что технологии меняют образ права, однако векторы и пределы таких изменений до конца не ясны. Этот феномен исследуется в зарубежной науке, где уже не ставится под сомнение возможность создания искусственного интеллекта. Идет поиск научной концепции оптимальной модели общества и права, делаются попытки прогнозировать изменение механизма правообразова-ния и модели социального регулирования4.
Кроме того, Т.Я. Хабриева предполагает, что право трансформируется в иной социальный регулятор, допуская появление программного
кода или иной гибридной формы, где право сохранит свои субстанциональные признаки и будет мирно сосуществовать с программным кодом, либо появится новая нормативная система, которая займет свою нишу в системе социальных норм наряду с правом5. Более того, мы наблюдаем зарождение нового права — «права второго модерна»6.
По мнению В.Д. Зорькина, цифровые технологии могут существенно повысить качество правоприменения в органах исполнительной власти7. При этом цифровизацию следует рассматривать лишь как один из дополнительных способов оптимизации правового регулирования при помощи цифровых технологий8.
В свою очередь, среди основных направлений развития нормотворческой работы Минэкономразвития России с использованием технологий искусственного интеллекта можно выделить:
1) унификацию норм отраслевых законов и иных источников права в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика»;
2) разработку единой онлайн-платформы по вопросам ведомственного нормотворчества;
3) развитие технологий искусственного интеллекта, состоящих из двух нейросетей.
Вышеизложенное позволило сформулировать следующие выводы.
I. Цифровизация ведомственного нормотворчества позволит в некоторой степени синхронизировать нормотворческую работу федеральных органов исполнительной власти.
Необходим комплекс практических мер, направленных на развитие цифровизации ведомственного нормотворчества. В связи с этим реализация безбумажного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, касающегося нормотворческой работы, возможна только в условиях предсказуемости стратегического курса политико-правового прогресса в нормотворческой сфере, обеспечиваемого при помощи доктринально обоснованных целей и средств, закрепленных на концептуальном уровне.
II. Перспективы цифровизации ведомственного нормотворчества как в Минэкономразвития России, так и в других федеральных органах исполнительной власти на сегодняшний день не реализуемы в связи с отсутствием законодательного регулирования, разработок программных решений, касающихся взаимодействия технологий искусственного интеллекта с правовыми структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, а также не дос-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020
таточно проработаны вопросы цифровизации ведомственного нормотворчества, требующие фундаментальных, междисциплинарных и правовых исследований.
III. Переход на цифровизацию ведомственного нормотворчества следует нормативно закрепить в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, а также в Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88, путем внесения в них соответствующих изменений. Наряду с этим можно подготовить отдельный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов с использованием технологий искусственного интеллекта.
Необходимо отметить также и то, что для полного понимания перехода нормотворческой работы с языка права на язык «цифры» необходимо учитывать экономические, политические, социальные и другие факторы.
IV. Развивается новая нормативная система с использованием технологий искусственного интеллекта, которая предполагает последовательное внесение изменений в законодательство РФ. Наряду с этим в перспективе хорошо продуманное и проверенное на практике программное решение в форме единой онлайн-платфор-мы по вопросам ведомственного нормотворчества, использующей технологии искусственного интеллекта, в ближайшем будущем может работать только в полуавтоматическом режиме и исключительно в качестве помощника для структурных подразделений Минэкономразвития России и других федеральных органов исполнительной власти, поскольку формальной машинной логики будет недостаточно для подготовки ведомственных актов.
Прогнозирование развития ведомственного нормотворчества, основанного на цифровых технологиях, а также формирование общих подходов к совершенствованию процедуры управления изменениями в цифровой среде является одним из приоритетных направлений в работе федеральных органов исполнительной власти.
V. В перспективе использование унифицированных критериев при подготовке ведомственных актов с использованием технологий искус-
ственного интеллекта позволит существенно уменьшить весь цикл нормотворческой работы Минэкономразвития России.
Более того, наработанная в ближайшем будущем практика подготовки Минэкономразвития России и другими федеральными органами исполнительной власти ведомственных актов с использованием технологий искусственного интеллекта позволит выработать самого разного значения правоположения и унифицированные правила, которые будут аккумулировать опыт нормотворческой работы с учетом развивающейся цифровизации государственного управления в Российской Федерации.
В свою очередь, единство методологии науки и нормотворческой работы проявляется там, где теоретические выводы обращены к текущей практике, которая оказывает воздействие на развитие теоретических положений и науки в целом.
Итоговый вывод состоит в том, что цифро-визация ведомственного нормотворчества должна стать предметом самого пристального государственного внимания, так как существенно повлияет на эффективность процедуры подготовки, согласования и принятия ведомственных актов.
1 URL: http://ar.gov.ru/ru-RU/presscentr/materialMedia/ view/332 (Дата обращения: 09.09.2019)
2 Офиц. сайт Минэкономразвития России // URL: http:// economy.gov.ru/minec/about/structure/d31/ index свободный (Дата обращения: 09.09.2019)
3 Хаустова М.Г. Тенденции развития права в условиях глобализации // Проблемы законности. 2013. № 124.
4 Хабриева Т.Я. Правовые аспекты внедрения цифровой реальности // URL: https://minjust.ru/ru/smi-o-nas/ pravovye-aspekty-vnedreniya-cifrovoy-realnosti (Дата обращения: 14.10.2019)
5 Хабриева Т.Я. Право сквозь призму цифровизации // URL: http://www.fa.ru/News/2019-01-23-ran.aspx (Дата обращения: 14.10.2019)
6 Хабриева Т.Я. XIII Международная школа-практикум молодых ученых-юристов «Право в условиях цифровой реальности» // URL: https://zen.yandex.ru/media/alrf.ru/ xiii-mejdunarodnaia-shkolapraktikum-molodyh-uchenyhiuristov-pravo-v-usloviiah-cifrovoi-realnosti— 5b192c582458de00a9 e3e6ba (Дата обращения: 14.10.2019)
7 Зорькин В.Д. Право в цифровом мире // Рос. газ. 2018. 29 мая.
8 Тонкое Е. Цифровизация права: проблемы и перспективы // Вестник судейского сообщества Белгородской обл. 2019. № 10.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020
Библиографический список
1. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире // Рос. газ. 2018. 29 мая.
2. Офиц. сайт Минэкономразвития России // URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ d31/ index свободный (Дата обращения: 09.09.2019)
3. Тонкое Е. Цифровизация права: проблемы и перспективы // Вестник судейского сообщества Белгородской обл. 2019. № 10.
4. Хабриееа Т.Я. Право сквозь призму циф-ровизации // URL: http://www.fa.ru/News/2019-01-23-ran.aspx (Дата обращения: 14.10.2019)
5. Хабриееа Т.Я. Правовые аспекты внедрения цифровой реальности // URL: https://
minjust.ru/ru/smi-o-nas/pravovye-aspekty-vned-reniya-cifrovoy-realnosti (Дата обращения: 14.10.2019)
6. Хабриееа Т.Я. XIII Международная школа-практикум молодых ученых-юристов «Право в условиях цифровой реальности» // URL: https:// zen.yandex.ru/media/alrf.ru/xiii-mejdunarodnaia-shkolapraktikum-molodyh-uchenyhiuristov-pravo-v-usloviiah-cifrovoi-realnosti—5b192c582458de00a9 e3e6ba (Дата обращения: 14.10.2019)
7. Хаустоеа М.Г. Тенденции развития права в условиях глобализации // Проблемы законности. 2013. № 124.
8. URL: http://ar.gov.ru/ru-RU/presscentr/ materialMedia/view/332 (Дата обращения: 09.09.2019)
Московская академия Й Следственного комитета У J Российской Федерации
Международное право
Схемы и определения
Ю.А. Цветков
Цветков, Юрий Анатольевич. Международное право. Схемы и определения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Цветков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 167 с.
ISBN 978-5-238-03325-9
В учебном пособии в схематическом виде представлены все основные разделы учебной дисциплины «Международное (публичное) право», даны определения основных институтов и понятий.
Для студентов юридических вузов.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020