Научная статья на тему 'Цифровизация ведомственного нормотворчества: теоретический аспект'

Цифровизация ведомственного нормотворчества: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
435
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НОРМОТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕЙРОСЕТЬ / DEPARTMENTAL RULE-MAKING / DIGITALIZATION / RULE-MAKING ACTIVITY / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TECHNOLOGIES / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / NORMATIVE REGULATION / NEURAL NETWORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гвоздецкий Дмитрий Сергеевич

В настоящее время на цифровую трансформацию нормотворческой работы федеральных органов исполнительной власти направлен один из федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика». В статье отмечается, что цифровизация ведомственного нормотворчества должна стать предметом пристального государственного внимания, так как существенно повлияет на эффективность процедуры согласования и принятия ведомственных актов. Новизна подхода к изучению проблем цифровизации ведомственного нормотворчества позволила сформулировать выводы по исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF DIGITALIZATION OF DEPARTMENTAL RULE-MAKING

At the present moment, digital transformation of the rule-making activity of federal executive bodies is the subject matter of one of the federal projects of the national program “Digital Economy”. This article points out that digitalization of departmental rule-making should draw careful attention of governmental agencies because it has significant influence on the efficiency of procedures for approval and adoption of departmental acts. The originality of the research approach to the problem of digitalization of departmental rule-making activity makes it possible to draw conclusions and to make some proposals within the subject matter of the research.

Текст научной работы на тему «Цифровизация ведомственного нормотворчества: теоретический аспект»

25. Chashin A.N. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law), uchebnik, 2-ye izd., pere-rab. i dop., Moscow, Delo i servis, 2016.

26. Chicherin B.N. Filosofiya prava (The philosophy of law), St. Petersburg, Nauka, 1998.

Дата поступления: 12.10.2019 Received: 12.10.2019

УДК 340.1+34(091)

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

THEORETICAL ASPECTS OF DIGITALIZATION OF DEPARTMENTAL

RULE-MAKING

ГВОЗДЕЦКИЙ Дмитрий Сергеевич

Магистрант ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия. E-mail: GvozdezkiyD@yandex.ru

GVOZDETSKY Dmitry Sergeevich

Master's Degree Student of the Federal State Scientific Research Institution "Institute of Legislation and Comparative Law Under the Government of the Russian Federation", Moscow, Russia. E-mail: GvozdezkiyD@yandex.ru

В настоящее время на цифровую трансформацию нормотворческой работы федеральных органов исполнительной власти направлен один из федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика». В статье отмечается, что цифровизация ведомственного нормотворчества должна стать предметом пристального государственного внимания, так как существенно повлияет на эффективность процедуры согласования и принятия ведомственных актов. Новизна подхода к изучению проблем цифровизации ведомственного нормотворчества позволила сформулировать выводы по исследуемой проблематике.

At the present moment, digital transformation of the rule-making activity of federal executive bodies is the subject matter of one of the federal projects of the national program "Digital Economy". This article points out that digi-talization of departmental rule-making should draw careful attention of governmental agencies because it has significant influence on the efficiency of procedures for approval and adoption of departmental acts. The originality of the research approach to the problem of digitalization of departmental rule-making activity makes it possible to draw conclusions and to make some proposals within the subject matter of the research.

Ключевые слова: ведомственное нормотворчество, цифровизация, нормотворческая работа, цифровая экономика, цифровые технологии, искусственный интеллект, нормативное регулирование, нейросеть.

Key words: departmental rule-making, digitalization, rule-making activity, digital economy, digital technologies, artificial intelligence, normative regulation, neural network.

Тенденция цифровизации ведомственного нормотворчества привлекает к себе научный и практический интерес не столько к раскрытию самой природы цифровизации нормот-ворческой работы федеральных органов исполнительной власти, сколько к поиску тех преимуществ, которые несет с собой это постепенно развивающееся экономическое, социальное и правовое явление. В свою очередь адаптация нового для российского законодательства рассматриваемого правового явления, появившегося в результате стремительного развития циф-

ровых платформ, происходит бурно и со значительными трудностями, вызванными спецификой законодательства регламентирующего нормотворческую работу федеральных органов исполнительной власти.

Вопросы нормативного регулирования цифровой среды предусмотрены в постановлении Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») [1], Паспортом национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7 [2], Паспортом федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды», утвержденный президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9 [2], Паспортом федерального проекта «Цифровое государственное управление», утвержденный президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9 [2].

Цифровой прорыв, реализуемый Министерством экономического развития РФ, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, автономной некоммерческой организацией «Россия - страна возможностей», автономной некоммерческой организацией «Цифровая экономика» Е.В. Ковнира, а также рядом крупнейших организаций в области информационных технологий России позволяет формировать новую регуляторную среду и перспективное направление в совершенствовании нормотворческих процедур, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти с использованием потенциала применения цифровых технологий.

Цифровое нормотворчество развивается на основе двух подходов: «от модели» (формирование нормативных правовых актов на основе цифровых моделей) и «от бумаги» (трансформация классического бумажного законодательства в правила, пригодные одновременно для использования как человеком, так и машиной) [4, с. 42-49]. В России в течение последних 20 лет активно разрабатываются методы и алгоритмы, позволяющие производить формализацию текстов нормативных документов, представляя данные документы в виде набора логических формул [6, с. 285-290; 8, с. 60-67; 9, с. 104-106]. Строгий математический аппарат, лежащий в основе таких методов и алгоритмов, гарантирует однозначность полученных логических формул и позволяет выявить противоречия между ними [4, с. 46].

Цифровизация влияет на сферу правового регулирования, в которую вовлекаются новые общественные отношения, которые прежде либо не существовали, либо не требовали правового регулирования или объективно не могли быть урегулированы правом.

Цифровые технологии формируют новую технологическую среду, в которой действует такой социальный феномен, как право. Более того, цифровые технологии начинают диктовать свои условия, к которым следует адаптировать правовые институты [7, с. 25], в том числе и ведомственное нормотворчество.

Вместе с тем, на сегодняшний день единых правовых подходов к цифровизации ведомственного нормотворчества не существует. Информационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем развивается правовое регулирование. В этой связи для развития цифро-визации ведомственного нормотворчества требуется комплексный и системный подход, наличие последовательной непротиворечивой правоприменительной практики, создание соответствующих механизмов правового регулирования и применения машиночитаемых норм права [5, с. 35-41].

Одновременно с этим имеют место быть не решенные проблемы, касающиеся перехода федеральных органов исполнительной власти на безбумажное взаимодействие, где важная роль будет отведена технологиям искусственного интеллекта. В частности представляется проблематичным разработать программу, в которой необходимо будет предусмотреть все тонкости отраслевого законодательства, а также включить в программную среду встречающиеся неточности и ошибки, допускаемые федеральными органами исполнительной власти для их анализа искусственным интеллектом в процессе подготовки ведомственных нормативных правовых актов (далее - ведомственный акт).

Разработка сложных технологических решений для комплексного анализа проектируемого ведомственного акта, применяя искусственный интеллект и алгоритмы машинного обучения, повышает эффективность работы правовых структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

Для оптимизации нормотворческой работы в федеральных органах исполнительной власти представляется возможным использовать технологии искусственного интеллекта из двух нейросетей. В одну необходимо ввести нормативные положения и юридическую терминологию (слова и словосочетания), а также прогнозируемый результат. Вторая нейросеть учится у первой: прорабатывает содержащуюся в базе данных информацию, анализирует и предлагает возможные варианты проекта ведомственного акта.

В данном контексте ведомственное нормотворчество с использованием технологий искусственного интеллекта рассматривается как конструктор, в котором на основе имеющейся информации у искусственного интеллекта с помощью машинного обучения генерируется новый продукт нормотворческой деятельности.

При рассмотрении указанной проблематики важно определить четкий юридический критерий искусственного интеллекта, порядок перевода на компьютерный язык норм права и многозначные юридические термины. Наряду с этим, переход на цифровой формат ведомственного нормотворчества предполагает новое видение и требования, предъявляемые к языку права в условиях цифровизации ведомственного нормотворчества.

Цифровизация ведомственного нормотворчества должна стать предметом самого пристального государственного внимания, поскольку существенно повлияет на эффективность процедуры согласования и принятия ведомственных актов. В свое время технические достижения сыграли важную роль в развитии государственного управления с точки зрения техники и технологий, так же произойдет и с цифровизацией ведомственных актов.

Следует также отметить, что процесс цифровизации ведомственных актов достаточно сильно станет зависеть от технологии, формата, стандарта, в рамках которых будут создаваться акты.

Особого порядка потребует решение проблем по стандартизации и унификации информационных технологий, определению подходов к развитию машиночитаемого и машино-исполняемого нормотворчества, формирование условий для создания инструментария эффективного межведомственного согласования и правоприменения [3].

Прогнозирование развития ведомственного нормотворчества, основанного на цифровых технологиях, а также формирование общих подходов к совершенствованию процедуры управления изменениями в цифровой среде являются одним из приоритетных направлений в работе федеральных органов исполнительной власти.

Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы.

I. Цифровизация ведомственного нормотворчества способствует более эффективному межведомственному согласованию, повышению корректности и непротиворечивости ведомственных актов, определении взаимосвязанных актов для последующего внесения в них изменений при разработке новых проектов ведомственных актов. При этом переход нормот-ворческой работы федеральных органов исполнительной власти с бумажной на цифровую

форму позволяет более качественно конкретизировать, систематизировать и детализировать законодательство Российской Федерации в ведомственных актах, проверять акты на их избыточность и непротиворечивость.

В свою очередь, для граждан появится возможность реализовывать эффективнее общественный контроль нормотворческого процесса, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, тем самым подготовка актов станет более прозрачной и предсказуемой.

II. Цифровизация ведомственных актов, а в последующем и всей системы законодательства Российской Федерации придаст источникам права более целостный, открытый и непротиворечивый характер. При этом необходимо определить недостатки действующей практики подготовки и принятия (издания) ведомственных актов и пути их устранения.

III. Цифровизация ведомственного нормотворчества несет в себе задачу приведения к общей форме и систематизации действующих нормативных правовых актов, что способствует формированию единой правовой системы в условиях реализации в России национальной программы «Цифровая экономика».

IV. Переход на безбумажное взаимодействие, использование технологий искусственного интеллекта правовыми структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти потребует внесение изменений в федеральные отраслевые законы и иные источники права в тех случаях, когда новая структура нормативного регулирования будет целесообразна в условиях становления и перехода языка права на язык «цифры».

При этом без создания эффективной законодательной системы нельзя рассчитывать на успешное осуществление цифровизации и использование технологий искусственного интеллекта в нормотворческой работе федеральных органов исполнительной власти. В перспективе цифровые технологии помогут уменьшить ошибки, допускаемые вследствие «человеческого фактора», так как определенный объем работы выполнит правильно налаженная автоматизированная система. Наряду с этим, толкование ведомственных актов правоприменительными органами будет практически единообразным и не противоречивым.

Библиографические ссылки

1. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. 2019. № 11, ст. 1119.

2. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru свободный (дата обращения: 08.10.2019).

3. Вашкевич А. Началась работа по автоматизации правоприменения [Электронный ресурс]. URL: https://www.simplawyer.com/amazing/publications/advgazeta-law-enforcement-automation/ (дата обращения: 08.10.2019).

4. Аверьянов М.А., Баранова О.В., Кочетова Е.Ю., Сиваков Р.Л. Цифровая трансформация процессов нормативного регулирования: тенденции, подходы и решения // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Vol. 6. No. 11. P. 42-49.

5. Иванов А.А. О глубине машинизации права // Закон. 2018. № 5. С. 35-41.

6. Иванов Г.И., Ельчанинова Н.Б., Саак А.Э. Методы формализации нормативно-правовой информации на основе декларативного программирования // Известия ТРТУ. 1998. № 1 (7). С.285-290.

7. Карцхия А.А. Цифровая трансформация права // Мониторинг правоприменения. № 1 (30). 2019. С. 25-29.

8. Миков А.И. Представление онтологий нормативных документов с использованием прикладных логик // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. № 6 (155). С. 60-67.

9. Пекшева М.В. Аксиоматизация нормативных документов на основе деонтической логики // Информатизация и связь. 2014. № 2. С. 104-106.

References

1. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 02.03.2019 № 234 «O sisteme upravleniya realizaciei nacional-noy programmu «Cifrovaya economica Rossiyscoy Federacii» (vmecte c Polojeniem o sisteme upravleniya realizaciei nacionalnoy programmu «Cifrovaya economica Rossiyscoy Federacii» (Decree of the Government of the Russian Federation of 02.03.2019 No. 234 "On the system for managing the implementation of the national program "Digital Economy of the Russian Federation" (together with the Regulation on the system for managing the implementation of the national program "Digital Economy of the Russian Federation"), Sobranie zakonodatelstva RF, 2019, No. 11, Article 1119.

2. Oficialniy sait Ministerctva sivrovogo razvitiya, svazy I massovux kommunikasiy Rossiyscoy Federacii (Official website of the Ministry of Digital Development, Telecommunications and Mass Media of the Russian Federation). URL: https://digital.gov.ru cvobodnuy (accessed date 08.10.2019).

3. Vashkevich A. Nachalas' rabota po avtomatizatsii pravoprimeneniya (Work has started on the automation of law enforcement). URL: https://www.simplawyer.com/amazing/publications/advgazeta-law-enforcement-automation/ (accessed date 08.10.2019).

4. Averyanov M.A., Baranova O.V., Kochetova E.Yu., Sivakov R.L. Cifrovay trancformasia pros-secov normativnogo regulirovania: tendencii, podxodu I rewenia (Digital transformation of regulatory processes: trends, approaches and solutions), International Journal of Open Information Technologies, 2018, vol. 6, No. 11, pp. 42-49.

5. Ivanov A.A. O glubine mawinizasii prava (On the depth of machinization of law), Law, 2018, No. 5, pp. 35-41.

6. Ivanov G. I., Yelchaninova N.B., Saak A. E. Metodu formalizasii normativno-pravovoi informasii na osnove deklarativnogo programmirovania (Methods of formalization of regulatory information on the basis of declarative programming), Izvestiya of TSURE, 1998, No. 1 (7), pp. 285-290.

7. Carchia A.A. Cifrovay trancformasia prava (Digital transformation of law), Law enforcement monitoring, 2019, No. 1 (30), pp. 25-29.

8. Mikov A. I. Predctavlenie ontologiy normativnux dokumentov s ispolzovaniem prikladnux logic (The representation of the ontology of normative documents with the application logic), News of SFU. Technical science, 2014, No. 6 (155), pp. 60-67.

9. Peksheva M. V. Aksiomatizasia normativnux dokumentov na ocnove deonticheckoy logici (Axi-omatization of normative documents on the basis of deontic logic), Informatization and communication, 2014, No. 2, pp. 104-106.

Дата поступления: 11.10.2019 Received: 11.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.