Научная статья на тему 'Формирование научно-правовых подходов к развитию системы применения цифровых технологий в нормотворчестве'

Формирование научно-правовых подходов к развитию системы применения цифровых технологий в нормотворчестве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая трансформация / система публичной власти / цифровые технологии / информационная безопасность / машиночитаемое право / нормотворческая деятельность и правотворчество. / digital transformation / public authority system / digital technologies / information security / machine-readable law / rule-making and law-making

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полякова Т. А., Троян Н. А.

статья посвящена актуальной теме влияния современных технологий на нормотворческую деятельность в условиях цифровой трансформации. Цель статьи заключается в рассмотрении проблем нормотворчества, поиске оптимальных путей их решения с учетом стратегических задач Российского государства и общества в условиях цифровизации. Поставленные задачи были реализованы с помощью общенаучных методов (анализа, синтеза). На основе диалектического метода рассмотрен процесс влияния цифровой трансформации, роль которой в современных условиях объективно возрастает. Анализируя федеральное законодательство, авторы обосновывают необходимость формирования национальной системы правовой информации с поэтапным переходом от информационно-правовых систем к платформенным решениям и ее использования в различных отраслях и сферах социально-экономической деятельности. Авторы пришли к выводу, что в России имеется потенциал для возможного внедрения в будущем технологий машиночитаемого права в реальные нормотворческие и правоприменительные процессы. * Статья выполнена по Государственному заданию № 0136-2021-0042 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of scientific and legal approaches to the development of a system for the use of digital technologies in rule-making

the article is devoted to the actual topic of the influence of modern technologies on rule-making activities in the context of digital transformation. The purpose of the article is to consider the problems of rule-making, to find the optimal ways to solve them, taking into account the strategic tasks of the Russian state and society in the context of digitalization. The tasks were implemented using general scientific methods (analysis, synthesis). On the basis of the dialectical method, the process of influence of digital transformation is considered, the role of which objectively increases in modern conditions. Analyzing federal legislation, the authors substantiate the need for the formation of a national system of legal information with a gradual transition from information and legal systems to platform solutions and their use in various sectors and spheres of socio-economic activity. The authors came to the conclusion that there is potential in Russia for the possible introduction of machine-readable law technologies in the future into real rule-making and law enforcement processes.

Текст научной работы на тему «Формирование научно-правовых подходов к развитию системы применения цифровых технологий в нормотворчестве»

Т.А. Полякова,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник, и.о. зав. сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук

T. A. Polyakova,

Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Chief Researcher, Acting Head of the Information law sector and international information .security of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

Н.А. Троян,

научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук

N.A. Troyan,

Researcher of the Information law sector and international information security of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

DOI:

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ПРАВОВЫХ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НОРМОТВОРЧЕСТВЕ*

Аннотация: статья посвящена актуальной теме влияния современных технологий на нормотворческую деятельность в условиях цифровой трансформации. Цель статьи заключается в рассмотрении проблем нормотворчества, поиске оптимальных путей их решения с учетом стратегических задач Российского государства и общества в условиях цифровизации. Поставленные задачи были реализованы с помощью общенаучных методов (анализа, синтеза). На основе диалектического метода рассмотрен процесс влияния цифровой трансформации, роль которой в современных условиях объективно возрастает. Анализируя федеральное законодательство, авторы обосновывают необходимость формирования национальной системы правовой информации с поэтапным переходом от информационно-правовых систем к платформенным решениям и ее использования в различных отраслях и сферах социально-экономической деятельности. Авторы пришли к выводу, что в России-имеется потенциал для возможного внедрения в будущем технологий машиночитаемого права в реальные нормотворческие и правоприменительные процессы.

Ключевые слова: цифровая трансформация, система публичной власти, цифровые технологии, информационная безопасность, машиночитаемое право, нормот-ворческая деятельность и правотворчество.

и f Hü s « и s sа 1 и

.С s s »

■s- ï « £ о ?

т J

f f

f

§ s f

S »

» о » g

ï о f g

J

§ 1 s 1

fJ

« а

s s т т s !

Ф о

43

. H

. > Jf

s I * §

s

* Статья выполнена по Государственному заданию № 0136-2021-0042 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности».

FORMATION OF SCIENTIFIC AND LEGAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF A SYSTEM FOR THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN RULE-MAKING

Abstract: the article is devoted to the actual topic of the influence of modern technologies on rule-making activities in the context of digital transformation. The purpose of the article is to consider the problems of rule-making, to find the optimal ways to solve them, taking into account the strategic tasks of the Russian state and society in the context of digitalization. The tasks were implemented using general scientific methods (analysis, synthesis). On the basis of the dialectical method, the process of influence of digital transformation is considered, the role of which objectively increases in modern conditions. Analyzing federal legislation, the authors substantiate the need for the formation of a national system of legal information with a gradual transition from information and legal systems to platform solutions and their use in various sectors and spheres of socio-economic activity. The authors came to the conclusion that there is potential in Russia for the possible introduction ofmachine-readable law technologies in the future into real rule-making and law enforcement processes.

Keywords: digital transformation, public authority system, digital technologies,

1 information security, machine-readable law, rule-making and law-making.

в процессе правотворчества решаются задачи, § имеющие ключевое значение для общества и государства. Необходимо oq признать, что эффективность действия нормативных правовых актов

2 в значительной степени определяется уровнем их подготовки, обсуждения, характером рассмотрения и доведения до сведения исполните— лей [1, с. 12]. Цифровизация влияет на общественные отношения как § новый фактор развития информационного общества, и под ее влия-5 нием меняются сферы общественной деятельности, возникают но-§ вые феномены и процессы. На фоне данной трансформации, которая ^ очевидна особенно в условиях «ковидной реальности», развиваются

дискуссии относительно достаточности или недостаточности класса сических научных методов в новых условиях. Так, по мнению акаде-g мика В. С. Степина, «в современную эпоху мы являемся свидетелями С новых радикальных изменений в основаниях науки, которые можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, 44 в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука» [2, с. 11]. ^ Следует отметить, что воздействие цифровых технологий не только CV влияет на право, но и непосредственным образом отображается как ® в правотворчестве, в широком смысле слова, так и в нормотворческой ^ деятельности, которая, на наш взгляд, является частью правотворческого процесса. Соответственно, определенные трансформации наблюдаются в этих взаимосвязанных процессах.

Вопрос о повышении качества правотворчества и прогнозировании его эффективности в настоящее время требует научно обоснован-

Сегодня

ных правовых подходов к развитию системы цифровых технологий в нормотворческом и правотворческом процессах, требующих научного осмысления на основе решения актуальных теоретических и практических проблем и исследования различных позиций. В этой связи представляется необходимым рассмотреть, что же сегодня представляет собой правотворчество. Так, если в узком смысле под правотворчеством принято понимать деятельность компетентных органов публичной власти, граждан по разработке, принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов, то в широком смысле понимание правотворчества включает в себя не только процессы познания, оценки правовых потребностей общества, государства и создания в соответствии с выявленными потребностями новых нормативных правовых актов, изменения и отмены действующих, но и подбор статистики, аналитики и т.д. По сути, поддерживая дан- а ный подход (в широком смысле) ряд исследователей отождествляют * правотворчество с правообразованием, включающим в себя не толь- § ко правотворческий, но и предшествующий ему подготовительный § процесс формирования права [1, с. 23; 3, с. 47-49]. Таким образом, | | правообразование представляет собой комплексный процесс, со- | ° ставной частью которого является правотворчество. С точки зрения * 1

B. С. Нерсесянца, «социальный процесс формирования позитивного ^ а: права - это объективно складывающиеся и субъективно выявляю- § 1 щиеся в жизни общества и государства взаимодействие, влияние * разнообразных социальных факторов на формирование правовых § § норм. Этот процесс смыкается с завершающей стадией - юридически § | оформленным процессом правотворчества государства как органи- I. §

I За

зованной деятельностью его правотворческих органов по созданию § § либо признанию и закреплению в юридически обязательной форме § | норм позитивного права» [4, с. 183]. В свою очередь, профессор § а

C.С. Алексеев предложил такое определение: «Правотворчество с | (законотворчество) - это специальная деятельность компетентных 3 |

(О о

органов, завершающая процесс правообразования, в результате которой приобретает юридическую силу и вступает в действие закон» [5]. 45 Необходимо отметить, что существуют четкие различия в толковании ^ ь содержания данных понятий. Очевидно, что законотворчество - это ь деятельность по принятию правовых актов в виде законов, а нор- § § мотворчество - по изданию нормативных правовых актов, тогда как г § правотворчество имеет более широкое содержание. В любом случае I очевидно, что эти понятия не идентичны и не тождественны по отношению и к результату правотворчества. Безусловно, при таком толковании правотворчество значительно шире, чем законотворчество

и нормотворчество, и, в свою очередь, понятие «нормотворчество» более широкое, чем понятие «законотворчество» [6, с. 5].

На наш взгляд, отсутствие на федеральном уровне закона «О нормативных правовых актах» сегодня негативно сказывается на нормотворческой и правоприменительной сферах. Как показывает исследование, на сегодняшний день в 49 субъектах РФ приняты и действуют законы о нормативных правовых актах, в то время как базовый федеральный закон и универсальное определение понятия «нормативный правовой акт» в федеральном законодательстве до сих пор отсутствуют. Согласимся, что, с одной стороны, децентрализация нормотворческих полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в пользу последних позволяет субъектам самостоятельно регулировать те или иные виды общественных отношений, исходя из потребностей регионов, а с другой стороны, существующее «ситу-„о ативное и порой стихийное правотворчество должно уступить место концептуально-осмысленной, прогнозно-аналитической, планируемой скоординированной деятельности органов государственной власти а центра и регионов» [7, с. 96]. Несомненно, что урегулирование ключе-§ вого вопроса правотворческой деятельности о нормативных правовых § актах на федеральном уровне является архиважным, т.к. его отсутствие 2 не только снижает качество правового регулирования общественных ^ отношений, но и негативно влияет на правоприменение, а также неред-— ко создает предпосылки для правовых коллизий. Поэтому на практике § при определении нормативности руководствуются выработанными § в юридической доктрине признаками нормативного правового акта § (неоднократность применения, направленность на неопределенный ^ круг субъектов и т.д.) [8, с. 53-54]. Аналогичный подход выражен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г.

00

о № 50 [9], в котором разъяснено содержание сущности нормативных ^ правовых актов и их отличие от других видов правовых актов. Следует С отметить, что признание правового акта нормативным зависит от результатов анализа его содержания. 46 Рассматривая понятие «нормотворчество», включающее деятель-^ ность не только по разработке законопроектов, но и по их принятию, СЧ необходимо подчеркнуть, что в него входят различные способы соз-® дания правовых норм, принятие нормативных правовых актов путем ^ всенародного голосования (референдума), государственными, муниципальными органами, должностными лицами, в форме как законов, так и подзаконных актов. В связи с этим заслуживает внимания позиция, согласно которой «нормотворчество - это определенная форма юридической деятельности, направленная на создание, конкретиза-

цию, дополнение или отмену норм права в целях упорядочения уже существующих либо возникновения новых отношений в социуме» [10, с. 34]. Одним из основных способов нормотворчества можно считать заключение нормативных соглашений (договоров), при которых необходимо обязательное исполнение правовых предписаний. Вызывает интерес и требует научного осмысления в условиях трансформации системы права точка зрения русского философа и юриста И. А. Ильина, который, как бы предчувствуя революционные события 1917 г., писал о законности правотворчества, «что каждый правовой строй должен непременно открывать людям эту возможность совершенствовать законы по закону, т.е. улучшать правовой порядок, не нарушая правового порядка» [10, с. 36].

На современном этапе в России цифровые технологии в условиях развития глобального информационного общества выполняют роль а своеобразного драйвера и оказывают влияние на сферы социальной | жизни, экономики, обеспечения национальной безопасности, защиты § национальных интересов, повышения благосостояния, реализации § прав и соблюдения обязанностей в области обеспечения информаци- | | онной безопасности и т.д. Но указанные факторы влияния, включая так | ° называемую цифровую зрелость, касаются и трансформации системы * 1 права, правотворческих процессов и требуют специального теорети- ^ 5 ческого информационно-правового осмысления, поскольку имеют § 1 ключевое значение для развития теории информационного права, * происходящих в нем процессов институционализации и развития си- § § стемы правового регулирования в информационной сфере в условиях § | всеохватывающей цифровизации. Нельзя не принимать во внимание I § возрастающее социальное значение современных информационных § § технологий в нормотворческой деятельности, поскольку особенности § | развития информационного общества во многом детерминированы § -5 именно развитием информационных (цифровых) технологий и клю- с | чевой ролью информации в современном мире. | |

Роль информации и каналов ее передачи непрерывно возрастает, что влияет и на формирование системы органов публичной власти. 4~1 Правовая информация стала особым видом информации, обладающим ^ ь специфическими свойствами и ценностью для всех субъектов обще- ь Ь ства, что должно обеспечиваться ее актуальностью, достоверностью § § и доступностью, а также реализацией правовых механизмов противо- г § действия распространению недостоверной (фейковой информации). I Этим в значительной степени определяется важность правовой информации в связи с развитием конституционно-правовых основ требований обеспечения информационной безопасности (п. «м»

ст. 71), а также необходимость модернизации системы законодательства в соответствии со ст. 15 Конституции РФ. Следует согласиться с позицией Е.В. Виноградовой относительно того, что «трансформационный потенциал поправок 2020 г. в российскую Конституцию создает импульс для теоретических исследований в направлении обеспечения прав и свобод человека как высшей ценности, определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность всех уровней публичной власти Российской Федерации» [11, с. 28]. Полагаем, что это в полной мере проецируется на исследования, направленные и на совершенствование нормотворческого процесса.

В правовой сфере отмечается ряд тенденций, связанных с развитием цифровых технологий и оказывающих влияние на модели социального регулирования и трансформацию системы права: появление новых дефиниций как основы возникающих и развивающихся „о правовых институтов, связанных с цифровизацией; возникновение го и развитие цифровых прав; широкое применение публичного права для создания новой цифровой экономики; изменение соотношения а законов и подзаконных актов; «перенастройка» законодательства § на решение задач, связанных с цифровизацией общественных относа шений [12]. Вместе с тем связь информации и цифровых технологий 2 не только стремительно расширяется, но и усложняется, и этот процесс ^ находит отражение в развитии системы права. Необходимо правовое — регулирование новых общественных отношений, например, цифровой § личности, реализация права в цифровой среде, криптовалюта, исполь-5 зование больших данных (блокчейн) и т.д. [12, с. 12]. Так, технология § «блокчейн» позволяет автоматизировать многие действия, имеющие ^ правовое (юридическое) значение, такие как совершение иудостове-рение сделок, обеспечение конфиденциальности данных и иные. Как о следствие, под влиянием внедрения цифровых технологий принима-^ ются новые нормы права, развиваются новые правовые институты. С Однако цифровые технологии, облегчая и изменяя целый ряд значимых процедур, не меняют самого характера права как регуля-48 тора общественных отношений. В связи с этим при формировании ^ государственной политики необходимо законодательно закрепить (V понятие «правовая информация», поскольку его отсутствие затруд-® няет решение стратегической задачи по реализации права на доступ ^ к информации, учитывая значительный ее массив, а также отсутствие единых подходов к систематизации, определению правового режима и официального характера правовой информации.

Представляется обоснованным понятие правовой информации, под которой понимается «совокупность достоверных сведений (со-

общений и данных), являющихся компонентом правового воздействия на личность, общество и государство, используемых при решении правовых задач и отраженных в правовой сфере жизни общества, содержащихся в нормативном правовом акте, программно-целевом акте, документе стратегического планирования, акте правоприменительной практики, договоре, разъяснении о порядке применения нормативных правовых актов и акте толкования законодательства, справочных данных, нормативно-технических и иных документах, имеющих правовое значение, а также доктринальных и прикладных источниках (документах) ненормативного характера» [13, с. 134]. В связи с этим заслуживает внимания позиция относительно необходимости формирования в Российской Федерации национальной системы правовой информации на основе единой цифровой платформы, которая в современных условиях позволит обеспечивать конституционное а право граждан на доступ к информации, ее полноту, достоверность | и актуальность. Отсутствие единой цифровой платформы негативно § сказывается на нормотворческой и правоприменительной деятель- § ности как на федеральном, так и на региональных уровнях. | |

Вопрос о развитии государственной системы правовой информа- | ° ции в России сегодня должен быть в фокусе внимания, что связано * 1 с необходимостью обеспечения полной, достоверной информацией ^ а: о нормативных правовых актах Президента РФ, Правительства РФ, § 1 Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и всей судебной * системы РФ, Генеральной прокуратуры РФ для осуществления § § их полномочий, системы органов публичной власти на всех ее о| уровнях, а также физических и юридических лиц. Ключевым тре- I. § бованием к такой государственной системе правовой информации § § должно стать ее развитие на основе внедрения сквозных инфор- § | мационных технологий и формирования единой информационной § а инфраструктуры [13]. С |

Цифровизация, или цифровая трансформация, становится одним | | из важных факторов, влияющих на развитие не только информационного права, но и всей системы права, а соответственно, на активиза- 49 цию нормотворческих процессов. Современный период не случайно ^ ^ называют новым этапом информационной революции. Но понятие ь Ь «цифровая трансформация» пока не получило однозначного опре- § | деления, несмотря на его активное применение. Полагаем, что под * § цифровой трансформацией необходимо понимать изменение всех I аспектов жизни общества, связанных с применением цифровых (прорывных, конвергентных) технологий. Вместе с тем это обусловлено не только существенным расширением возможностей реализации

права человека на свободу информационной деятельности, но и значительно возросшими вызовами, угрозами и рисками информационной безопасности как на национальном, так и на международном уровне, что нашло отражение в утвержденной Указом Президентом РФ 2 июля 2021 г. Стратегии национальной безопасности [14]. Считаем, что для достижения определенных целей и решения задач приоритетное значение приобретает изучение вопросов качества правотворчества и решение проблем их обеспечения с учетом стратегических задач Российской Федерации. Так, возрастает значение решения вопросов о разработке и совершенствовании системы стандартов правотворчества в области организации и деятельности правотворческих органов. Прогнозирование эффективности нормативных правовых актов в значительной степени определяется их тщательной подготовкой на стадиях проектирования, обсуждения, рассмотрения, экспертизы, „о принятия всех правотворческих процедур.

го Следует согласиться с позицией, согласно которой особенно востребованными являются проекты развития электронного доку-№ ментооборота, межведомственного электронного взаимодействия, § автоматизированных комплексов управления материально-техниче-§ скими, информационными, финансовыми и кадровыми ресурсами [15, 2 с. 186]. Между тем нельзя отрицать значение системных подходов, ^ направленных на повышение качества правовой информации и ее со— ответствия требованиям правового государства и информационного

§ общества, как показала и практика так называемой регуляторной с

§ гильотины в целях отмены устаревших правовых актов. § Однако преждевременным и дискуссионным представляет-^ ся сегодня-предложение Департамента проектной деятельности Правительства РФ, направленное на цифровизацию нормотворчества о и правоприменения, а точнее, о необходимости перевода устаревшей ^ правовой системы в цифровой формат, который поможет улучшить С бизнес-климат, создать «электронные кодексы» по французскому образцу, будет способствовать генерации типовых судебных решений 50 с помощью искусственного интеллекта (ИИ), созданию автоматизи-^ рованной системы контроля судебной практики [16]. СЧ Необходимо обратить внимание на Концепцию развития техно® логий машиночитаемого права, разработанную Минэкономразвития ^ России и утвержденную руководителем Правительственной комиссии по цифровому развитию заместителем Председателя Правительства РФ Д. Чернышенко. В качестве целей указанной Концепции определены систематизация представлений о методах и сферах перспективного развития технологий машиночитаемого права и подготовка предло-

жений по стимулированию развития технологий машиночитаемого права [17]. Данный документ, воспринимаемый неоднозначно и вызвавший множество дискуссий, тем не менее требует правового осмысления. Возможно, в будущем машиночитаемое право станет одним из направлений развития технологий искусственного интеллекта, хотя зарубежных аналогов ему пока нет. Подразумевается, что так называемое машиночитаемое право должно стать одним из эффективных способов непротиворечивого изложения правовых норм с целью повышения удобства правоприменения для государства, предпринимательского сообщества и граждан. Но сегодня, полагаем, пока преждевременно оценивать роль машиночитаемого права в нормотворчестве и законотворческой деятельности. Да, вероятно, что в перспективе с помощью искусственного интеллекта можно будет сопоставлять тексты разных правовых актов, однако для этого необходимы чет- а кие алгоритмы, основанные на законодательных актах, тогда станет « возможным применение цифровых платформ, основанных на этих § технологиях, для автоматических проверок на качество и четкое изло- § жение юридических документов, контрактов, договоров [17]. Авторы | | указанной Концепции считают, что несомненным преимуществом * °

технологий машиночитаемого права в сфере нормотворчества будет * 1

||

повышение скорости и качества, совершенствование нормативного ^ ^ регулирования своей отрасли за счет непрерывного процесса мони- § * торинга правоприменения, автоматического сбора и оценки судебной * ^ практики по наиболее неоднозначным и оспариваемым в судебном § § порядке предметам спора и т.д. [17]. Скорее всего, в перспективе о г после необходимой апробации машиночитаемое право может стать I § фактором снижения влияния человека на нормотворческий процесс, § § в этом смысле, как следует из указанной Концепции, автоматическая § | правовая экспертиза проектов нормативных актов должна снизить § а ошибки в нормотворческой деятельности. С | В настоящее время развитие информационных систем в условиях | | цифровизации на базе современных ИКТ - политически важная государственная задача стратегического характера. В информационной 51 сфере в России регулирование требует комплексного подхода к фор- ^ ^ мированию национального законодательства, регламентирующего Ь Ь создание и функционирование различного вида информационных § |

систем. Актуальной является задача выявления объективных за- * §

ю

кономерностей правового и технического регулирования создания I и использования цифровых технологий. Однако ее решение требует новых подходов и современных механизмов регулирования в условиях цифровых технологий, что справедливо отмечают исследователи [18].

В практическом аспекте, безусловно, заслуживает внимания внедрение современных электронных сервисов, электронных государственных услуг, включая онлайн-консультирование и онлайн-информирование, открытость информации о деятельности органов публичной власти на основе конвергентных технологий, включая технологии искусственного интеллекта и больших данных. Между тем, несмотря на принимаемые меры, уровень используемых в государственном управлении цифровых и иных инновационных технологий пока нельзя признать достаточным.-

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N° 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» [19] осуществляется опубликование правовых актов на официальных сайтах органов государственной власти, что „о является электронным источником правовой информации. Особого внимания заслуживает использование опыта работы с правовой информацией органов законодательной власти. Так, система право-а вой информации Федерального Собрания РФ по уровню информа-§ тизации процессов и процедур, оснащенности информационными § ресурсами и базами данных, обеспеченности автоматизированными 2 системами взаимодействия с субъектами Федерации, странами СНГ ^ и другими зарубежными государствами - одна из наиболее науко-— емких и компьютеризированных. Данная система информатизации § базируется на современной научной методологии и соответствует § мировым тенденциям автоматизации парламентской деятельности. § Важное значение в Совете Федерации с февраля 2007 г. имеет такой ^ информационно-технологический инструмент поддержки законодательной деятельности, как ведение прямых трансляций заседаний о Совета Федерации в сети Интернет. Кроме того, граждане имеют ^ возможность знакомиться с законопроектами и прилагаемыми к ним С документами еще до их принятия, поскольку они размещаются в открытом доступе на официальном интернет-портале Государственной 52 Думы Федерального Собрания РФ.

^ Следует отметить, что не только юристы сегодня широко поль-(V зуются правовой информацией, имеющейся также в правовой базе ® Государственной Думы России в сети Интернет, которая включает ^ данные автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД) и АИПС «Нормативно-правовые акты Федерального Собрания Российской Федерации». Кроме того, на Едином федеральном интернет-портале находится система навигации, с помощью которой есть возможность получить официальную

информацию посредством перехода на официальные сайты органов государственной власти РФ в сети Интернет. Например, федеральные органы исполнительной власти должны раскрывать информацию о проектах правовых актов, разрабатываемых ими, а также проводить соответствующее общественное обсуждение на специализированном государственном портале. В последнее время практически все значимые законопроекты проходят процедуру общественных обсуждений.

В условиях развития информационного общества меняется угол зрения в этой сфере и нормотворческая практика (законотворчество) выдвигает новые формы и условия применения цифровых технологий. Так, возрастает значение применения информационно-правового мониторинга как процедуры наблюдения законодательного процесса, электронного документооборота и внедрения иных современных цифровых технологических систем. Единая информационно-теле- а коммуникационная сеть (Интранет) Госдумы функционально объ- * единена с сетями Совета Федерации, Администрации Президента РФ, § Центральной избирательной комиссии России и некоторых других J f органов системы публичной власти. Однако правовая информация | | в базах указанных информационных систем не имеет официального | ° характера. Проекты правовых актов федеральных органов исполни- * 1 тельной власти доступны на официальном информационном ресурсе g g проектов нормативных правовых актов [20], что дает возможность § 1 участия в их общественном обсуждении. * J

В публичном управлении в России как в правовом демократиче- f f ском государстве имеет значение участие граждан в управленческих § | процессах. В частности, информационные технологии используются I. f

I За

органами власти для принятия решении, получения отзывов от граж- f f дан. По нашему мнению, общение с гражданами и так называемая обратная связь с органами власти на государственных ресурсах, сайтах, f g платформах, созданных органами власти, являющихся площадками С | для обсуждения проблем и изучения мнения граждан, важны для | | государственного управления, необходимы для обеспечения более высокого уровня качества государственного управления и цифрови- 53 зации. Официальный интернет-портал правовой информации (www. ^ . pravo.gov.ru), представляющий собой сетевое издание, обеспечивает ь ь официальное опубликование правовых актов и входит в государ- f g ственную систему правовой информации. Учитывая задачи данной г f системы как источника официального опубликования актов начиная i с 2011 г., полагаем, нельзя признать полным весь массив правовой информации, содержащийся на этом портале [21]. В связи с этим очевидно, что на сегодняшний день наиболее востребованными оста-

ются электронные источники распространения правовой информации «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и другие, однако содержащаяся в них правовая информация не является официальной.

В современных условиях деятельность по обработке и предоставлению правовой информации не только меняет форму, но и трансформирует систему права, а Официальный портал правовой информации [21] продолжает оставаться источником официального опубликования правовых актов. Положениями Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 закреплена обязанность органов государственной власти по размещению открытых данных о своей деятельности на официальных сайтах. Обращает на себя внимание тот факт, что эти электронные информационно-правовые ресурсы, содержащие правовую информацию, в настоящее время способствуют формированию единого „о информационно-правового пространства России и обеспечению конституционных прав граждан на информацию. Решение поставленных задач детерминировано стремлением Российской Федерации быть а на уровне мировых стандартов в сфере судопроизводства при усло-§ вии соблюдения баланса между свободным обменом информацией § и необходимыми ограничениями. Цифровые инновации значительно 2 расширяют возможность управления государством и выступают в ка-^ честве главного компонента модернизации, включая формирование — системных подходов к инфраструктуре электронного правительства. § Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин спра-5 ведливо полагает, что «в будущем цифровые технологии позволят § модернизировать всю систему законодательства, найти и устранить С

I

имеющиеся в ней противоречия. Это будет способствовать преодолению той правовой неопределенности, которая на разных этапах

о составляла одну из негативных характеристик отечественной право-^ вой традиции и в наши дни порождает низкое качество большинства С поступающих на рассмотрение органов власти законов» [22, с. 26].

Вместе с тем сегодня цифровая реальность создает новый вызов 54 для правовой системы и законотворчества России. Поэтому в условиях ^ цифрового развития российского законотворчества требуется реали-СЧ зация внедрения в законотворческий процесс цифровых технологий, ® способных оптимизировать систему действующего законодательства. ^ Кроме того, целесообразно внедрять в законотворческую деятельность правовое прогнозирование на основе современных технологий [23, с. 38], привлекать к участию в процессе законотворчества негосударственные структуры, включая сетевые сообщества, начиная со стадии законодательной инициативы и заканчивая процессом обсуждения

принимаемых законодательных актов и результатов применения действующего законодательства [24, с. 12].

Считаем необходимым также обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 18 октября 2021 г. № 1765 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Юстиция"» [25], где основным направлением деятельности, реализуемым Минюстом России в рамках государственной программы, в области цифровой трансформации является участие совместно с заинтересованными федеральными государственными органами в создании единого государственного информационного ресурса оцифрованных нормативных правовых актов, содержащего все нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней в актуальном, структурированном, взаимосвязанном виде. Реализация данного направления в сфере юстиции будет способство- с вать достижению целей обеспечения государственной и обществен- * ной безопасности в части защиты основных прав и свобод человека § и гражданина [25]. §

Сегодня следует перевести в цифровой формат такие правотворче- | | ские юридические технологии и средства, как правовой мониторинг, | °

юридическое прогнозирование, правовой эксперимент, правовое * Ц

||

моделирование, экспертизы проектов нормативных правовых актов, ^ 5

общественное обсуждение, оценки регулирующего воздействия, что § 1

обеспечит переход правотворческой деятельности на новый каче- *

ственный уровень. § §

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что необхо- § г

димо дальнейшее развитие доктринальной, программно-технологиче- I §

ской, нормативной правовой и организационной основ цифровизации § §

правовой сферы для решения задач государственного управления, § |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нормотворчества и правотворческой деятельности, электронной ком- § -5

муникации государства и общества, развития национальных систем С |

доступа к правовой информации как неотъемлемого элемента, обе- | | спечивающего эффективное функционирование государства, системы

органов публичной власти и правовой системы в информационном 55

обществе, а также формирование на этой основе общего (глобального) ^ ^

информационно-правового пространства в рамках межгосударствен- Ь Ь

ных объединений. Важно, чтобы при модернизации системы права § §

и правотворчества сохранялись нравственные начала, и поэтому ис- * §

и

ключить человека как носителя нравственности из процесса право- I творчества невозможно [26].

Резюмируя, отметим, что современная система органов публичной власти, объединяющая органы законодательной, исполнительной, му-

ниципальной власти, иные государственные органы, в своей нормот-ворческой и правоприменительной деятельности должна базироваться на цифровых технологиях. Тем не менее решение обозначенных задач имеет комплексный характер, поскольку включает в себя внедрение новых технологий в нормотворческий процесс (проведение правового мониторинга, оценку регулирующего воздействия, общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов и т.д.).

Таким образом, в целях информационно-правового обеспечения совершенствования нормотворческой деятельности целесообразно создание национальной системы правовой информации на основе единой цифровой платформы, разработки нового правового классификатора, обеспечения информационной безопасности. Требует проработки и научно-правового обоснования система формирования потенциала для внедрения технологий машиночитаемого права в ре-„о альные нормотворческие и правоприменительные процессы. Однако только жизнь покажет, насколько такие дискуссионные на сегодня для юристов идеи смогут быть реализованы на практике, учитывая а очевидную сложность этой задачи правового свойства. § Особого внимания требует вопрос об ответственности за воз-§ можные ошибки и соблюдении этических принципов, предлагаемых 2 разработчиками Кодекса этических принципов искусственного интел-^ лекта, подписание которого состоялось в г. Москве в октябре 2021 г. — Допуская, что в перспективе посредством инструментария цифровых § технологий, искусственного интеллекта и робототехники будет обеспе-5 чена работа «кодовых» норм в информационных системах, предостав-§ ляющих различные сервисы в автоматическом режиме, позволяющие ^ высвободить человека, полагаем, что пока при «машинном обучении» нельзя отрицать значение человеческого фактора.

I

^ Список литературы:

С 1. Черногор, Н. Н. Актуальные проблемы правотворчества : учеб. пособие / Н.Н. Черногор, М.В. Залоило. - М. : Контракт, 2018. - 144 с. 56 2. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. - М. : Прогресс- Традиция, 2003.

Су 3. Теория государства и права : учебник / под ред. О.Ю. Рыбакова.

^ - М. : Юстиция, 2016. - 472 с.

Су 4. Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред.

^ В.Н. Нерсесянца. - М. : Норма : Инфра-М, 2001. - 832 с.

5. Алексеев, С.С. Государство и право / С.С. Алексеев. - М. : Юрид. лит., 1994. - 186 с.

6. Томин, В.А. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации : учеб. пособие / В.А. Томин. - СПб. : Санкт-Петербургский юри-

дический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. - 96 с.

7. Рыбаков, О. Ю. Нормотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: проблемы и пути решения / О.Ю. Рыбаков, О.С. Рыбакова // Вестник Кемер. гос. ун-та. Серия : Гуманитарные и общественные науки. -2017. - № 2. - С. 95-99.

8. Вопросы права государственного языка и языка права (традиции, новации, развитие) : коллективная монография / О. Н. Киянова, И. В. Кичева, М. С. Арсанукаева [и др.]. - М. ; Берлин, 2020. - 124 с.

9. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 // Бюллетень ВС РФ. - 2019. - № 2.

10. Нормография: теория и технология нормотворчества : учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Ю.Г. Арзамасова. - М. : Юрайт, 2019. - 460 с.

11. Виноградова, Е.В. Принятие отечественных конституций и принятие § поправок к ним / Е.В. Виноградова // Правовая политика и правовая жизнь. 5 - 2020. - № 4(81). - С. 19-28. I

12. Хабриева, Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности / |.о Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. - 2018. - № 9. - С. 5-16. | |

13. Троян, Н.А. Правовая информация как условие трансформации * | информационного общества в эпоху цифровизации / Н.А. Троян // Право I | и государство: теория и практика. - 2020. - № 10(190). - С. 133-137. ^ *

14. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации § ^ : указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Официальный интернет- г § портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: « 20.10.2021). § §

15. Цифровизация правотворчества: поиск новых решений : монография о г / Д. А. Пашенцев, М. В. Залоило, О. А. Иванюк, А. А. Головина ; под общ. ред. I § Д.А. Пашенцева. - М. : Инфра-М, 2019. - 234 с. § |

16. Судебный процессор // Коммерсанть. - 2017. - № 210(6204). - 1ЖЬ: "|§ https://www.kommersant.ru/doc/3466185 (дата обращения: 24.09.2021). § I

17. Министерство экономического развития Российской Федерации. ■§ Ц -URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/v_pravitelstve_utverdili_ * « koncepciyu_razvitiya_tehnologiy_mashinochitaemogo_prava.html (дата обра- | | щения: 10.10.2021).

18. Минбалеев, А.В. Ограничения в процессе регулирования цифровой 57 экономики / А.В. Минбалеев // Правовое регулирование цифровой экономики

в современных условиях развития высокотехнологичного бизнеса в нацио- ^ ^ нальном и глобальном контексте : монография / под общ. ред. В.Н. Синюкова, ^ а М.А. Егоровой. - М., 2019. - С. 40-51. 1 |

19. Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства 1 | Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти : по- 1 становление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.10.2021).

20. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов : официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. - URL: https://regulation.gov. ru (дата обращения: 10.10.2021).

21. Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения: 10.10.2021).

22. Власенко, Н. А. Разумность и определенность в правовом регулировании / Н.А. Власенко. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 156 с.

23. Полякова, Т.А. Юридическое прогнозирование как составляющая стратегического планирования для целей развития информационного права / Т.А. Полякова, А.И. Химченко // Мониторинг правоприменения. - 2019.

- № 2(31). - С. 38-42.

24. Пашенцев, Д.А. Российская законотворческая традиция перед вызовом цифровизации / Д.А. Пашенцев // Журнал российского права. - 2019.

- № 2. - С. 5-13.

25. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Юстиция» : постановление Правительства РФ от 18 октября 2021 г. № 1765 // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 28.10.2021).

Се 26. Полякова, Т.А. Новые векторы развития информационного пра-

§ ва в условиях цивилизационного кризиса и цифровой трансформации / § Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев, Н.В. Кроткова // Государство и право. JE - 2020. - № 5. - C. 75-87.

58

о

«V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.