Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ СТАНДАРТАХ ГОЛОСОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВЕБ-КАМЕР И УСТРОЙСТВ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ СТАНДАРТАХ ГОЛОСОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВЕБ-КАМЕР И УСТРОЙСТВ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОЛОСОВАНИЯ / ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ГОЛОСОВАНИЯ / ВЕБ-КАМЕРА / БИОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чимаров Николай Сергеевич

В статье исследуется правовая основа обеспечения прозрачности избирательного процесса посред- ством применения при голосовании веб-камер и биометрической идентификации личности избирателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ СТАНДАРТАХ ГОЛОСОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВЕБ-КАМЕР И УСТРОЙСТВ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ»

ную силу судебным актом (п.4 ст.213.48); требований, связанных с личностью кредитора (п.5 ст.213.48); обязательств гражданина вследствие причинения им вреда, перечисленных в п.6 ст.213.28;

2) запрет принятия в течение пяти лет обязательств по кредитным договорам;

3) запрет возбуждения в течение пяти лет нового дела о банкротстве;

4) запрет в течение трех лет участвовать в управлении юридическим лицом (ст.213.20).

В качестве еще одной возможности окончания дела о банкротстве гражданина закон предусматривает заключение мирового соглашения с кредиторами (ст.213.31). Решение об этом должно быть одобрено собранием кредиторов, а само соглашение - утверждено судом.

Таким образом, банкротство гражданина, представляет собой длительную процедуру, плюсы и минусы которой покажет практика.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.06.2015 №154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Российская газета, №144, 03.07.2015

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 20.11.1994 №51-ФЗ (ред. от

13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Российская газета, №238-239, 08.12.1994

3. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Российская газета, №209-210, 02.11.2002 (Закон о несостоятельности (банкротстве))

4. Т.е. является «неплатежеспособным» - п.3 ст.213.6 Закона о несостоятельности (банкротстве)

5. Далее в скобках приведены номера статей Закона о несостоятельности (банкротстве)

6. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Российская газета, №137, 27.07.2002

7. Распоряжение Правительства РВ от 21.07.2008 №1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» //Российская газета №158, 25.07.2008

8. Ч.1 ст.14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Российская газета, №256, 31.12.2001

9. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Российская газета, №220, 20.11.2002

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ СТАНДАРТАХ ГОЛОСОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВЕБ-КАМЕР И УСТРОЙСТВ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Чимаров Николай Сергеевич

аспирант

Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС

г. Санкт-Петербург

TO THE ISSUES OF THE LEGAL STANDARDS FOR VOTING THROUGH WEB CAMERAS AND DEVICES FOR IDENTIFICATION OF VOTERS

Chimarov Nickolas Sergeyevich, Post-graduate student, North-West Institute of Management - branch of the RANEPA Saint-Petersburg АННОТАЦИЯ

В статье исследуется правовая основа обеспечения прозрачности избирательного процесса посредством применения при голосовании веб-камер и биометрической идентификации личности избирателей. ABSTRACT

The article examines the legal basis for ensuring transparency of the electoral process through use both the webcam and biometric identification of voters

Ключевые слова: электронное голосование, новые технологии голосования, правовые стандарты голосования, веб-камера, биометрия.

Keywords: electronic voting, new voting technologies, legal standards for voting, web camera, biometrics

Отличительной особенностью современного избирательного процесса является широкое использование в процессе голосования различных вариантов электронного голосования. Под электронным голосованием в отечественной литературе понимается голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы" [1, с. 942].

Вместе с тем, в международной практике избира-

тельного процесса (США, Венесуэла, Германия, Эстония и др.) под термином "электронное голосование" понимается процесс задействования технологических приемов получения, подсчета голосов избирателей и подведения самих итогов голосования при помощи электронных средств. При этом, "самостоятельным видом электронного голосования является так называемое отдаленное, или дистанционное, голосование с применением базовой информационной среды все-

мирного масштаба в сети Интернет, телефонии и др." [4, с. 115].

В соответствии с подготовленным Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (ODIHR - Office for Democratic Institutions and Human Rights) "Руководством по наблюдению за использованием новых технологий голосования" (гл. 1, § 1.2, 1.3) понимается использование информационно-коммуникационных технологий при голосовании и подведении итогов голосования. Данное понятие коррелируется с использованием в процессе голосования систем электронного голосования, сканеров избирательных бюллетеней и интернет-голосования. В Руководстве Бюро ОБСЕ термин "электронное голосование" рассматривается в качестве синонима термина "новые технологии голосования". Следует отметить, что при анализе новых технологий голосования нередко обращается внимание на так называемые "вспомогательные технологии": электронные системы организации выборов, системы регистрации или биометрической идентификации избирателей и др.

Отмечая значимость программно-технических средств голосования и подсчета голосов, Председатель ЦИК России В.Е. Чуров констатирует следующее: "мировой опыт показывает, что возрастает значение не систем, технически обеспечивающих подсчет голосов избирателей, а технологий, повышающих открытость избирательного процесса, таких как веб-камеры и устройства идентификации личности на основе использования биометрических данных" [7].

Правовой основой введения видеофиксации на выборах в Российской Федерации является Постановление ЦИК России "О порядке видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года". В целях обеспечения открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий, руководствуясь пунктом 5 статьи 3, подпунктом "в" пункта 9 статьи 21, статьей 30 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 1 статьи 10 и статьей 23 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", ЦИК России Постановлением от 27 декабря 2011 г. № 82/635-6 утвердил "Порядок видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года" [5]. Важно заметить, что согласно Постановлению ЦИК России на избирательных участках было установлено две веб-камеры. "Камера видеонаблюдения №1" предназначена для одновременной фиксации происходящего не только в помещении для голосования в целом, но и в местах выдачи избирателям избирательных бюллетеней и работы со списками избирателей. "Камера №2" обеспечивала фиксацию происходящего у стационарных и переносных ящиков для голосования, а также в местах погашения неиспользованных и непосредственного подсчета использованных избирательных бюллетений [6].

Опыт частичного применения технических средств видеонаблюдения на избирательных участках накоплен в избирательном процессе Азербайджана, Грузии и Бразилии. Однако, к примеру, в Бразилии применение веб-камер распространяется на фиксированную

контрольную выборку избирательных участков. После фиксации процесса голосования и его окончания "проверяется соотношение числа избирателей, принимавших участие в голосовании и зафиксированных видеокамерами и компьютером, с количеством электронных избирательных бюллетеней проголосовавших избирателей, зафиксированных на карте памяти компьютеров" [6].

В отношении второго направления применения новых технологий голосования, сопряженных с применением устройств идентификации личности на основе использования биометрических показателей избирателей (отпечатков пальцев), целесообразно, в первую очередь сослаться на опыт отдельных стран Южной Америки (Бразилия, Венесуэла, Ямайка). К примеру, в Бразилии уже к 2020 г. от частичного применения технологии идентификации избирателей (по отпечаткам пальцев) планируется перейти к тотальному использованию метода биометрии (по отпечатку пальцев). Технические средства голосования в Боливарианской Республике Венесуэла оборудованы специальными модулями в целях идентификации избирателей (по отпечаткам пальцев). Аналогичный подход характерен и для избирательного процесса Ямайки.

30 июня 2014 г. Верховный Совет (кирг. "Жогорку Кенеш") Кыргызской Республики принял Закон Кыргызской Республики "О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики" [3]. Целью Закона является создание актуализированной базы данных граждан Кыргызской Республики с использованием биометрических данных (пункт 1 статьи 2), а одной из задач -составление актуализированного списка избирателей (пункт 2 статьи 2). В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона, сбору, обработке, хранению и использованию в обязательном порядке подлежат следующие биометрические данные: цифровое графическое изображение лица; графическое строение папиллярных узоров пальцев обеих рук; собственноручная подпись.

Закон "О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики" "принят в свете тех мер, которые направлены на обеспечение прозрачности парламентских и президентских выборов в стране. Внедрение базы биометрических данных в избирательном процессе позволит поднять уровень доверия граждан к выборам" [2], - отмечается в пресс релизе пресс-службы Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Список литературы

1. Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия. М.: Книжный мир, 2010. - 960 с.

2. Внедрение базы биометрических данных в избирательный процесс позволяет поднять уровень доверия граждан к выборам - режим доступа к изд.: http://www.kenesh.kg/ru/articles

3. Закон Кыргызской Республики № 136 от 14 июля 2014 г. "О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики" - режим доступа к изд.: http:// www.president.kg/files/docs/BIOMETRIYA.PDF

4. Кириленко В.П., Чимаров Н.С. К вопросу об использовании инновационных подходов в избирательном процессе при электронном голосовании // Управленческое консультирование. № 12. 2014. - С. 111-119.

5. Постановление ЦИК России от 27 декабря

2011 года № 82/635-6 "О порядке видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года" - режим доступа к изд.: http://www.docs.pravo.ru/document/ view/21494847/24745796

6. Петрова М. Президентские выборы: Что пока-

жут веб-камеры? - режим доступа к изд.: http://www. kracn.pravo.ru/urgent/view/32566

7. Чуров В.Е. Сравнение российской избирательной системы и направлений ее модернизации с зарубежными аналогами - режим доступа к изд.: http://www. cikrf.ru/news/relevant/2012/11/20/churov.html

СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Чистова Любовь Евгеньевна

кандидат юр. наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

г. Москва

SUMMARY ORGANIZED CRIMINAL ACTIVITY THE NARCOTIC DRUGS

Chistova Lubov Evgenievna, PhD jur. Sciences, Associate Professor, Moscow University of the MIA of Russia VY name Kikot, Moscow АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся сущности организованной преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств. На основе анализа различных источников автор предлагает свое понятие сущности этой деятельности, заключающейся в совершении противоправных действий, начинающихся с момента изготовления (или выращивания) таких средств, до получения высокой прибыли. ABSTRACT

The article deals with the essence of organized criminal activities related to illicit drug trafficking. Based on the analysis of various sources the author suggests his concept of the nature of this activity is to commit unlawful acts, beginning with the date of manufacture (or growing) of such funds, to obtain high profits.

Ключевые слова: организованная преступная деятельность; сущность организованной преступной деятельности; противоправные действия; наркотические средства.

Key words: organized criminal activity; the nature of organized criminal activity; unlawful acts; drugs.

Организованная преступная деятельность неоднократно являлась предметом исследования криминалистов. Однако до сих пор нет единого подхода ни к понятию этого явления, ни его сущности и структуры. Меж тем раскрытие ее содержания имеет как теоретическое, так и практическое значение, позволяющее не только успешно раскрывать и расследовать преступления, являющиеся ее основой, но и вырабатывать способы и методы противодействия этой деятельности.

Что касается сущности организованной преступной деятельности, по-нашему мнению, ее следует рассматривать через ее участников, входящие в различные формирования: группы, организации, сообщества и т.д. Именно они и осуществляют эту деятельность, при этом постоянно совершенствуя свои преступные навыки, что позволяет им совершать преступления более профессионально, изощренно и грамотно. А это, в свою очередь, позволяет им избегать уголовной ответственности за совершенные преступные деяния.

Как совершенно справедливо отметил В.И. Куликов «В групповых преступлениях отдельные преступники, сформи-ровавшие-ся из них микрогруппы выполняют различные роли, ре-шают различные зада-чи, и это тоже отражается на процессе и результатах преступной деятель-но-сти.»[3, с.21].

При этом в своих преступных целях участники организованной преступной деятельности используют современные достижения в науке и технике, что дает им возможность совершенствовать способы незаконных

действий с наркотическими средствами.

Например, используя при сбыте этих средств интернет и иные электронные средства связи, позволяет преступникам совершать сделки бесконтактным способом, поэтому информацию о их личности получить не так просто. Кроме того, скорость совершения различных электронных сделок увеличивается, а сами преступники могут находиться на территории другого государства, что также осложняет способы их обнаружения, задержания и производства различных следственных действий по доказыванию причастности конкретных лиц к данному преступлению. Или, используя метод гидропоники, разработанный для выращивания овощей в сельском хозяйстве, позволяет преступникам практически круглогодично и бесперебойно получать урожай каннабиса и использовать его в незаконном обороте наркотиков.

Участниками организованной преступной деятельности особое внимание уделяется способам сокрытия своих преступных действий. И это понятно: одна из целей организованной преступной деятельности заключается в том, чтобы преступный умысел ее участников не был раскрыт и их действия не воспринимались как незаконные. Особенно тщательно меры по сокрытию наркотических средств принимаются в тех случаях, когда необходимо перевезти контрабандным путем или по территории России их большой объем. В последнее время с образованием Таможенного союза и упрощением порядка перемещения через государственную границу стран, входящих в этот Союз, наркотики все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.